Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народное декоративно-прикладное искусство как средство разностороннего развития школьников-подростков (На материале Республики Удмуртия) Преображенская Ирина Владимировна

Народное декоративно-прикладное искусство как средство разностороннего развития школьников-подростков (На материале Республики Удмуртия)
<
Народное декоративно-прикладное искусство как средство разностороннего развития школьников-подростков (На материале Республики Удмуртия) Народное декоративно-прикладное искусство как средство разностороннего развития школьников-подростков (На материале Республики Удмуртия) Народное декоративно-прикладное искусство как средство разностороннего развития школьников-подростков (На материале Республики Удмуртия) Народное декоративно-прикладное искусство как средство разностороннего развития школьников-подростков (На материале Республики Удмуртия) Народное декоративно-прикладное искусство как средство разностороннего развития школьников-подростков (На материале Республики Удмуртия) Народное декоративно-прикладное искусство как средство разностороннего развития школьников-подростков (На материале Республики Удмуртия) Народное декоративно-прикладное искусство как средство разностороннего развития школьников-подростков (На материале Республики Удмуртия) Народное декоративно-прикладное искусство как средство разностороннего развития школьников-подростков (На материале Республики Удмуртия) Народное декоративно-прикладное искусство как средство разностороннего развития школьников-подростков (На материале Республики Удмуртия)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Преображенская Ирина Владимировна. Народное декоративно-прикладное искусство как средство разностороннего развития школьников-подростков (На материале Республики Удмуртия) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2003 267 c. РГБ ОД, 61:03-13/1961-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Народное декоративно-прикладное искусство Республики Удмуртия как отражение материальной и духовной культуры её народов

1.1. Состояние проблемы. Анализ исследований, определяющих роль искусства и народных традиций на развитие учащихся 16

1.2. Историко-культурологическое своеобразие народного искусства Республики Удмуртия

1.3. Социокультурный, педагогический потенциал народного декоративно-прикладного искусства Удмуртии 50

Глава 2. Содержание и технология разностороннего развития школьников-подростков средствами народного декоративно-прикладного искусства Республики Удмуртия .

2.1. Модель разностороннего развития школьников-подростков в процессе приобщения к искусству на уровне меж предметных связей 82

2.2. Воспитательно-образовательные аспекты реализации методических рекомендаций по изучению и освоению народного декоративно- прикладного искусства 100

2.3. Результаты экспериментальной работы 120

2.4. Народное декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной подготовки будущих учителей іде

Заключение 155

Список литературы

Приложения 170

Введение к работе

Актуальность исследования. Ведущей тенденцией современной жизнедеятельности человека является технологизация и рационализация его менталитета. Художественно-эстетическое восприятие мира уступает свое значение технологически рациональному. Постепенно односторонность вытесняет гармоничность и целостность. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема равнозначного формирования как рационального так и эмоционально-эстетического мышления.

Кроме того, глубокие изменения в жизни российского общества обнажили все болевые точки отечественной воспитательной системы и, в частности, указали на дефицит духовной культуры подрастающих поколений. Во многом это связано с незнанием культурного наследия. В этой связи архиважной задачей общеобразовательной школы становится формирование интереса и уважения к народной культуре, остро стоят вопросы воспитания толерантности. Образование должно способствовать тому, чтобы с одной стороны его воспитанник четко осознавал свои корни и тем самым мог определить то место, которое он занимает в мире, его окружающем, а с другой, привить ему уважение к культурам других народов. Использование педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства в образовательно-воспитательном процессе способно существенно повлиять на решение поставленных задач, поскольку оно заключает в своем содержании диалектику национального и интернационального, художественное, познавательное и трудовое начало и может рассматриваться как важное средство формирования многообразных творческих интересов учащихся, способствующих их разностороннему развитию.

Обращение к воспитательной силе искусства способствует решению педагогических целей современной школы, гуманизации социальных отношений в обществе, передаче новым поколениям высших человеческих ценностей, формированию нравственных качеств личности.

Целостность человека во многом обуславливается связью его с природой. Постижение наследия народного искусства, где в органичной системе изобразительно-пластических, музыкально-поэтических средств выражается неразрывная связь духовной, материальной жизни и окружающей среды, может послужить формирующим фактором развития духовной культуры подрастающего поколения. Развитие школьников, осуществленное посредством образования, и включение их в активную деятельность по возрождению, сохранению и изучению народного искусства, особенно важно в периоды исторических переломов, спада культуры как важное условие для определения жизненной позиции, нравственного идеала.

Своеобразие этноса, проявленное в творчестве народа, определяется в контексте общекультурного наследия нации и человечества. Народное искусство представляет «мир в целостности, включающей отношение людей друг к другу, человека к природе, культуры и искусства одного народа к культуре и искусству другого» (Т.Я.Шпикалова). Изучение народного искусства в региональном аспекте при приоритетности общечеловеческих духовно-нравственных ценностей во многом способствует формированию национального самосознания, являющегося одним из факторов воспитания свободной самостоятельной личности с развитым чувством собственного достоинства. Народное искусство требует необходимости в творческо-деятельностном постижении, когда осуществляется единство восприятия и созидания. "Усвоить наследие отцов, сохранить его от забвения и разрушения можно, не пассивно его воспринимая, но активно продолжая работу предков, разрешая все глубже и глубже поставленные ими задачи... Только творческая работа над теми же заданиями, которые предстояли и нашим предкам, осуществляет чудо сохранения прошлого" (Гессен СИ.), отражая в художественно-эстетическом воспитании все три вектора пространства и времени - прошлого, настоящего, будущего.

Стеепень разработанности проблемы. На необходимость использования народного опыта воспитания детей указывали классики мировой педагогической мысли: Я.А.Коменский, П.Ф.Лесгафт, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Н.И.Пирогов, В.Я.Стоюнин, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, и

др.

Возможности народных традиций воспитания в современном образовательно-воспитательном процессе в различных аспектах широко представлены в трудах В.Ф.Афанасьева, А.Л.Бугаевой, Г.Н.Волкова, А.Ш.Гашимова, В.М.Григорьева, Т.Н.Петровой, Я.И.Ханбикова,

З.Б.Цаллаговой и др.

Сущность формирования художественной и эстетической культуры школьников определена в работах А.В.Бакушинского, П.П.Блонского, П.И.Выготского, М.С.Кагана, Б.Т.Лихачева, В.А.Разумного, С.Х.Раппопорта, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого и др. Проблеме формирования

нравственных качеств личности посредством интеграции искусств и влияния воспитательной роли природы посвятил многие свои труды В.А. Сухомлинский.

Методологические аспекты формирования технологической культуры учащихся раскрываются в работах П.Р.Атутова, О.А. Кожиной, В.П. Овечкина, Б.И. Орлова, В.Д. Симоненко, К.А. Скворцова, Ю.Л. Хотунцева и др.

Содержательный смысл народного искусства представлен в трудах искусствоведов А.Н.Афанасьева, А.В.Бакушинского, Г.К.Вагнера,

В.М.Василенко, В.С.Воронова, Б.А.Рыбакова, А.Б.Салтыкова. Разнообразные аспекты народного творчества раскрыты в работах И.Я.Богуславской, Т.М.Разиной, А.К.Чекалова и др. Особое место в решении обозначенной проблемы занимают труды искусствоведа М.А. Некрасовой, ею определено место народного искусства в культуре, раскрыты законы его развития, выявлена система понятий, связанных со спецификой народного искусства.

Историографический анализ удмуртского народного декоративно-прикладного искусства широко представлен в трудах В.Н.Белицер, К.М.Климова, Н.С.Королевой, Т.А.Крюковой, В.А.Семенова, С.Н.Виноградова,

Г.Ф.Федорова.

Вопросы, раскрывающие педагогические условия использования народного декоративно-прикладного искусства и художественного творчества, широко раскрыты в трудах Н.А.Горяевой, М.Е.Даутова, М.А.Ершова, Т.С.Комаровой, В.В.Корешкова, Б.М.Неменского, С.Н.Новикова,

В.Н.Полуниной, Н.П.Ростовцева, Д.М.Скильского, Т.Я.Шпикаловой, А.С.Хворостова, Е.Ш.Шорохов, Б.П. Юсова и др.

В последнее время наметился большой интерес к проблеме воспитательного воздействия народного декоративно-прикладного искусства, сферам его влияния на формирование личности и рассмотрение его в региональном аспекте (И.В.Алексеева, Б.А.Альмухамбетов, К.Ж.Амиргазин, Т.А. Брюханова, Х.М. Дикинов, И.М.Елатомцева, Л.Х.Кадыйрова, П.В.Лосюк, Э.Х.Мурадова, Г.Н.Никитин, Л.С.Нерсисян, Д.Г.Пилипенко, И.Н.Полынская, Г.В.Похолкина, С.И.Раимова, Э.Г.Скворцов, И.М.Фадеева и др.).

Важные выводы о психолого-педагогических особенностях восприятия народного творчества учащимися, о развитии их интереса к декоративно-прикладному искусству сделаны И.П.Волковым, Е.И.Игнатьевым, В.С.Кузиным, А.Н.Леонтьевым, А.Маслоу, Р.С.Немовым и др.

Вопросам изучения и освоения искусства народов Приуралья и Поволжья уделяли внимание К.М.Климов, Л.Б.Рылова и др. На материале Республики Удмуртия проведено исследование О.Л.Моревой, посвященное условиям приобщения младших подростков к народной культуре посредством этнопедагогизации процесса полихудожественного воспитания.

О.Ю.Овчинниковой рассмотрена социокультурная деятельность учреждений культуры по сохранению национальных традиций народов Удмуртии.

Вместе с тем пока остается слабо исследованным огромный пласт народного декоративно-прикладного искусства, до конца не раскрыт его педагогический потенциал, нет должного теоретического обоснования условий его использования для развития учащихся и, в частности, подростков — наиболее сложной в воспитательном плане возрастной группы школьников, не вычленены и не раскрыты все возможные области развития в процессе художественно-технологической деятельности, отсутствуют методические рекомендации по приобщению учащихся к народному декоративно-прикладному искусству Удмуртии.

Налицо явное противоречие. С одной стороны, огромная потребность в использовании регионального пласта народного декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе, а с другой - явно недостаточная изученность данного феномена. Это и обусловило:

• постановку проблемы, заключающуюся в разрешении обозначенного противоречия, - изучение народного декоративно-прикладного искусства должно быть органично вплетено в школьную образовательную систему как её неотъемлемое звено;

• и выбор темы нашего исследования "Народное декоративно-прикладное искусство как средство разностороннего развития школьников-подростков (на материале Республики Удмуртия)".

Объект исследования - изучение народного декоративно-прикладного искусства в общеобразовательном учреждении.

Предмет исследования - процесс развития школьников-подростков средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, форм и методики разностороннего развития школьников-подростков средствами народного декоративно-прикладного искусства Республики Удмуртия.

Гипотеза исследования - народное декоративно-прикладное искусство выступает эффективным средством разностороннего развития учащихся-подростков, если:

-разработать модель, определяющую структурно-содержательный, технологический, организационный, функциональный компоненты;

-в учебный процесс внедрить комплексную программу «Народное декоративно-прикладное искусство Удмуртии» и его изучение осуществлять на уровне межпредметных связей, учитывая единство художественного восприятия и преобразовательной деятельности;

-учитывать мотивационную направленность художественной подготовки каждого подростка;

-процесс изучения и освоения ДПИ имеет практико-ориентированный характер; в нем широко используются народные традиции, старинные способы изготовления предметов народного ДПИ и показывается связь народных ремесел с историей материальной культуры народов Республики Удмуртия;

-выявить связь личностных особенностей, отраженных в структуре жизнедеятельности подростков, и влияние на уровень развития их познавательных способностей.

В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:

• раскрыть историко-культурологическое своеобразие народного декоративно-прикладного искусства Республики Удмуртия, выявить его воспитательно-образовательный потенциал;

• выявить специфику и изучить опыт использования народного декоративно-прикладного искусства в общеобразовательных школах Республики Удмуртия;

•дать теоретическое обоснование педагогических условий, вычленить и раскрыть возможные области развития личности подростков в процессе освоения народного декоративно-прикладного искусства;

• подготовить комплексную программу для общеобразовательного учреждения, включающую профамму факультатива и профамму изучения народного декоративно-прикладного искусства на уровне межпредметных связей;

• экспериментально апробировать модель и технологию разностороннего развития школьников-подростков в процессе изучения и освоения народного декоративно-прикладного искусства.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: деятельностный, системный и культурологический подходы; идеи о формировании активной творческой личности, преобразующей мир по законам красоты; о деятельностной сущности человека и социальной детерминированности его личности; об общечеловеческих ценностях и идеалах, национальных традициях и региональных особенностях; о направленности художественно-эстетического и трудового развития на обеспечение самоопределения и самореализации личности. Источниками исследования явились фундаментальные труды специалистов различных наук, изучающих проблемы искусства, художественного и эстетического воспитания философов, культурологов, педагогов, психологов, искусствоведов, социологов, этнофафов, историков, литературоведов. Исследование проблемы потребовало также обращения к научным исследованиям в области методики преподавания предметов художественно-эстетического цикла, к

произведениям народного творчества, к учебным профаммам и учебным пособиям, результатам экспериментальных исследований.

В исследовании использовались следующие методы:

На первом, теоретико-поисковом этапе основными методами были теоретическое изучение педагогической, психологической, философской, этнографической, искусствоведческой литературы, раскрывающей различные аспекты обучения, воспитания и развития детей; сбор этнографических материалов.

На этапе теоретических предположений и проведения экспериментальной работы ведущими были методы: независимых характеристик; опросно-диагностический метод (включенное наблюдение, беседы, интервьюирование, анкетирование, тестирование); системный анализ и синтез; экстраполяция и моделирование; аналогия, систематизация и обобщения.

На заключительном этапе ведущими были статистическая обработка материалов исследования, их качественный и количественный анализы, оценка выявленных тенденций в ретроспективном и перспективном планах.

Этапы исследования:

Первый этап (1995-1996 гг.) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, разработка методики эксперимента, проведение констатирующего эксперимента;

Второй этап (1996-2001 гг.) - экспериментальная работа (формирующий эксперимент), определение форм и педагогических условий, разработка методики использования социокультурного и педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства для разностороннего развития школьников-подростков, включающей современные электронные средства.

Апробация комплексной программы для общеобразовательной средней школы, включающей программу факультатива и программу изучения народного декоративно-прикладного искусства на уровне межпредметных связей "Народное декоративно-прикладное искусство Удмуртии".

Третий этап (2001-2003 гг.) - анализ, обобщение и описание результатов исследования, литературное оформление диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

-определено историко-культурологическое своеобразие народного декоративно-прикладного искусства Республики Удмуртия, раскрыт его высокий социокультурный и педагогический потенциал;

-дано теоретическое обоснование педагогических условий, вычленены и раскрыты возможные области развития школьников-подростков в процессе изучения и освоения народного декоративно-прикладного искусства;

-теоретически обоснована модель и технология разностороннего развития школьников-подростков в процессе изучения и освоения народного декоративно-прикладного искусства;

-выявлены критерии определения результатов работы по разностороннему развитию школьников-подростков в процессе изучения и освоения народного декоративно-прикладного искусства

Практическая значимость исследования:

- подготовлена комплексная программа для общеобразовательной средней школы, включающая программу факультатива и программу изучения народного декоративно-прикладного искусства на уровне межпредметных связей "Народное декоративно-прикладное искусство Удмуртии";

-разработан учебно-методический комплекс применения народного декоративно-прикладного искусства Удмуртии в подготовке будущего учителя технологии на базе новых информационных систем.

Технология использования социокультурного и педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства для развития подростков может быть использована в массовой практике образовательных учреждений, в работе институтов повышения квалификации работников

образования, высших и средних специальных художественных заведений, при подготовке учебных пособий, спецкурсов, факультативов.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась исходными теоретико-методологическими позициями; интеграцией различных подходов к решению поставленной проблемы; структурой, содержательной целостностью и логической последовательностью изложения материала; применением комплексной совокупности методов и средств исследования; сочетанием теоретического анализа с практической реализацией исследования; преемственностью результатов на различных этапах исследования; аргументированностью теоретических положений и логических выводов работы. Соответствие полученных экспериментальных результатов общепринятым научным критериям валидности и надежности достигалось использованием широкого спектра методик, а также путем привлечения в опытах достаточного количества испытуемых. В диссертации освещены результаты семилетнего педагогического эксперимента с общим охватом более чем 500 школьников-подростков. Статистическая обработка

экспериментальных данных с использованием компьютерной программы математической статистики (Statistica 5.5.) подтверждает, что все защищаемые в данном диссертационном исследовании гипотезы и результаты достоверны на высоком уровне значимости.

На защиту выносятся следующие положения:

- народное декоративно-прикладное искусство Республики Удмуртия заключает в своем содержании высокий педагогический потенциал.

- в процессе изучения и освоения народного декоративно-прикладного искусства возможными областями развития школьников-подростков являются: способность к преобразовательной деятельности, формирование эстетической, технологической, нравственной культуры, формирование самосознания и мировоззрения;

- наиболее продуктивные результаты достигаются при условии, если изучение народного декоративно-прикладного искусства осуществляется не только на уроках изобразительного искусства и технологии, но и на уровне межпредметных связей; осуществляется комплексно: в учебное и внеурочное время, во внешкольной работе;

- целесообразна разработка модели и технологии разностороннего развития школьников-подростков в процессе изучения и освоения народного декоративно-прикладного искусства.

Экспериментальной базой исследования были:

СШ № 1 с. Шаркан, СШ № 1 д. Сосновка Шарканского района, СШ № 1 пос. Кильмезь, СШ № 53 г. Ижевска. В эксперимент было вовлечено более 500 человек. В эксперименте участвовали также преподаватели и студенты Удмуртского государственного университета, а также родители.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования:

- были обсуждены на заседаниях лаборатории педагогики национальной школы Института национальных проблем образования

(г. Москва); на заседаниях кафедры этнокультурного развития Института национального образования (г.Ижевск); на Международной научно-практической конференции МПГУ "Технологическое образование в школе и в ВУЗе в условиях модернизации образования" (г.Москва, 4-5 февраля, 2003);

- нашли отражение в 5-ти публикациях автора исследования, среди них комплексная программа для общеобразовательной средней школы, включающая программу факультатива и программу изучения народного декоративно-прикладного искусства на уровне межпредметных связей "Народное декоративно-прикладное искусство Удмуртии" (М.,1999. 2,5 п.л.);

-явились основой при разработке методики использования

педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства

для разностороннего развития школьников-подростков и внедрены в практике работы СШ №1 с. Шаркан, СШ №1 д. Сосновка Шарканского района, СШ №1 пос. Кильмезь, СШ №53 г. Ижевска.

Ряд положений и выводов исследования используется в учебном процессе Удмуртского государственного университета (психолого-педагогический факультет, специальность "Технология и предпринимательство").

Результаты апробации положительные.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Во введении обосновывается актуальность работы; определены её объект, предмет и цель; сформулированы гипотеза исследования и задачи её достижения; определены методология и методы, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертационной работы; сформулированы основные положения, выносимые на защиту, показаны этапы исследования и её база.

В первой главе - "Народное декоративно-прикладное искусство Республики Удмуртия как отражение материальной и духовной культуры её народов" раскрывается историко-культурологическое своеобразие народного декоративно-прикладного искусства Республики Удмуртия, показывается его социокультурный и педагогический потенциал, дается обоснование ему как этнопедагогическому феномену, раскрывается понятийный аппарат исследования.

Во второй главе - "Содержание и технология разностороннего развития школьников-подростков средствами народного декоративно-прикладного искусства Республики Удмуртия" представлены модель, технология и результаты экспериментальной работы, раскрыты педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки студентов к использованию декоративно-прикладного искусства в общеобразовательном учреждении.

В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные его выводы, свидетельствующие о правильности выдвинутой гипотезы и доказанности положений, выносимых на защиту.

В приложениях представлены экспериментальные материалы.

Состояние проблемы. Анализ исследований, определяющих роль искусства и народных традиций на развитие учащихся

В современной ситуации, общество ищет резервы дальнейшего развития дальнейшего развития всех сфер жизнедеятельности в учете личностного ресурса, в признании ценности человеческой личности, гуманизации всех сфер жизнедеятельности - экономики, политики, образования.

Одной из главных задач школы на пути к гуманизации образования и воспитания является гармоничное развитие личности ученика, формирование системы духовно-нравственных ценностей.

Понятие процесса развития личности характеризуется количественными и качественными изменениями в организме человека. Результат развития — становление человека как биологического вида и как социального существа. Важнейшими показателями сформированности личности является обладание человеком сознания и самосознания, способность на самостоятельную преобразующую деятельность.

На всех этапах развития человечества искусство выполняло духовно-социальные функции, с начала возникновения человеческого общества оно рассматривалось как часть и средство воспитания. Искусство служило формой передачи человеческой мысли, традиций, оказывало эмоциональное воздействие на формирование человека.

С периода Древней цивилизации в странах Востока, Китая, Индии, Японии систему воспитания составляют идеи глубокого проникновения в природу, традиции уважения к старшему поколению, национальным особенностям. Преамбулой Конституции Японии является издревле провозглашенный лозунг: «Гармония - превыше всего».

В истории европейской культуры социальные факторы определяли различные пути развития общества, выделяя эпохи: Античность, Средневековье, Возрождение, Просвещение, современность. В разные периоды проблема формирования личности средствами народных художественных традиций решалась по-разному.

Идея развития личности на художественных традициях прослеживается со времен Античности в трудах Сократа, Аристотеля, Платона. Важнейшим философским открытием эпохи определение взаимосвязи между развитием личности и культурой. В этот период впервые ставился вопрос о целенаправленном и комплексном воздействии на личность с целью ее гармоничного развития.

В это время сформировалось понятие «калокагатии», означающего триединство истины, добра и красоты (философия, этика и эстетика — педагогика изначально опиралась на эти науки).

Аристотель видел в искусстве источник формирования высших духовных, интеллектуальных, эмоциональных качеств человека. Им впервые обозначено место творчества как определяющего начала духовной целостности личности. Он провозгласил личность уменьшенной копией социума. Философия Аристотеля представляла свободного гражданина созерцателем, носителем развитого тела, интеллекта, нравственности при этом физический труд и ремесло считал занятиями, достойными только для рабов.

В учении Сократа провозглашается основная цель воспитания — личное моральное совершенствование - «познай самого себя». Стержнем воспитания античный мыслитель считал самовоспитание, подчеркивал, что знание нельзя вложить в сознание ученика извне, оно должно вырасти из глубин личности и сформироваться с помощью учителя. В центре философии Сократа- учение о нравственности и природных добрых задатках человека.

Таким образом, с периода древности прослеживается во взглядах обоснованность тесных взаимопереплетений между развитием человека и культурными аспектами.

В эпоху Средневековья, в период становления христианства многие достижения философской мысли предыдущей эпохи подверглись переосмыслению. Вопросы влияния факторов на развитие личности решаются иными путями, и обосновывались следующим: «там, где не было религии и церкви, там было варварство, где была церковь - там была культура и формировалась личность» (124, С. 12). В это время углубился интерес к вопросам формирования национального характера. Утверждались идеи о необходимости знания национальной психологии.

В эпоху Возрождения восстанавливается античный идеал совершенного человека, выражающейся в идее воспитания всесторонней гармонически развитой личности, основным идейным направлением становится провозглашение гуманизма. Идеал человека приобретает черты социально активной личности, творящей себя. В это время происходит интенсивное развитие техники, науки. Гуманисты эпохи Возрождения (Г. Веронезе, В. де Фельтре, Э. Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтень) придавали большое значение обучающей роли природы, социума на развитие личности. Педагогические идеи этого времени были направлены на принципы «естественного равенства» людей, получившие развитие в эпоху Просвещения.

Педагоги Возрождения в теоретическом обосновании всестороннего развития культивировали телесную красоту, наслаждение искусством, при этом образ. Создаваемый в трактатах и произведениях искусства находился в определенном противоречии с социально-политическими реалиями.

В трудах философов и педагогов 17-18 веков - Ф. Бекона, Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, К.А. Гельвеция, И. Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега содержатся идеи использования культурных национальных ценностей в формировании личности.

Я.А. Коменский - основатель педагогики как научной системы, рассмотрел проблемы взаимодействия теории воспитания и народных педагогических традиций, обосновал принципы природосообразности и народности в воспитании. Основоположник новой гуманистической педагогики придавал большое значение решению проблемы взаимопонимания между народами. Педагогическая деятельность Коменского имела содержательную идейную направленность, ведущую к реализации цели — гармонии в человеке и гармонии в отношениях между людьми. В педагогике Коменского определяющими были три аспекта: нравственное воспитание — управление собой; умственное воспитание - познание себя и окружающего мира; религиозное воспитание - стремление к Богу. Большое значение педагог уделял формированию нравственных качеств в человеке. Его утверждением было: духовность и нравственность - основы, на которых должна строиться жизненная позиция каждого человека: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот скорее отстает, чем успевает» (рус. народная поговорка, значение которой подчеркивалось педагогом).

Историко-культурологическое своеобразие народного искусства Республики Удмуртия

Народное декоративно — прикладное искусство составляет важнейшую сторону культуры любого народа, является частью народного искусства, развивающегося на основе традиций и преемственности. Вместе с устно-поэтическим, музыкальным, хореографическим и театральным декоративно-прикладное творчество составляет единую художественную культуру.

Значение понятия народное декоративно-прикладное искусство определяется в исследовании как вид искусства, обслуживающий бытовые нужды человека, имеющий определенный художественный смысл, объекты которого выполнены по законам гармонии, красоты. Современные изделия народных мастеров утрачивают роль непосредственного обслуживания быта, но вместе с тем, расширяется сфера духовного их воздействия на человека.

Произведения народного декоративно - прикладного искусства воплощают в себе национальные традиции и самосознание народа. Это искусство не только плод творения его создателей, но и неотъемлемая часть жизни и повседневного быта народа. Природа и сама народная жизнь - главные его ваятели. В отличие от профессионального в народном искусстве преобладает особая приверженность традиции, и хотя у того или иного народного произведения есть конкретный автор, оно вместе с тем создание не одной личности, а всего народа. Субъективное выражение мировоззрения мастером находит такую форму, которая отражает индивидуальность и общество, прошлое и настоящее.

Народное декоративно — прикладное искусство Удмуртии представляет одно из ярких самобытных явлений в жизни народов Поволжья и Урала. Своеобразие народного декоративно-прикладного искусства Удмуртии определяется особенным геополитическим, историко-этнографическим положением республики. Удмуртия - входит в Западное Приуралье, район, который располагается на границе Европы и Азии, «Великого Леса и Великой

Степи, это зона «активного взаимодействия финно-угорского, славянского и тюркского этносов, зона противостояния двух мировых религий - христианства и ислама... Здесь издавна проходили важнейшие пути передвижения древних племен, носителей различных культур. Финно-пермские племена Прикамья соприкасались и контактировали с ираноязычными народами, в частности со скифо-сарматами, аланами, позднее тюрками (ранние тюрки, волжские булгары, позднее тюркское население Поволжья — чуваши, татары, башкиры), с представителями родственной финно-угорской языковой семьи (поволжские финны, мари, мордва, угорские и пермские группы, возможно, имели контакты и с предками венгров, живших в районе Волго-Камья)» (247, С.99).

На характер технологических и художественных приемов изделий декоративно-прикладного искусства большую роль оказали климатические условия региона. Умеренно-континентальный климат республики с продолжительной холодной зимой и общий характер природного ландшафта определяют основные характеристики художественно-выразительных средств, которые образно можно было бы охарактеризовать так: скорее очень сдержанные и «немногословные», лаконичные, чем кричащие и многозвучные; скорее геометрические и монохромные, чем растительные и полихромные. Суровые природные условия определили наличие важнейшей черты удмуртов — трудолюбие, что нашло отражение в народном творчестве - в тщательности и кропотливости изготовления.

Таким образом, анализ литературы позволяет заключить, что особенности народного искусства отдельного региона, обуславливаются природными условиями, средой, историческими взаимодействиями с другими этносами.

Характерными национальными ремеслами и видами декоративно-прикладного искусства в Удмуртии являются зодчество; художественная обработка дерева, кости; вышивка; ткачество. Наиболее традиционным видом декоративного искусства является художественный текстиль. Исследователи традиционного творчества свидетельствуют: Удмуртия - это прежде всего культура текстиля. Наиболее ранние сведения об орнаментированных текстильных изделиях удмуртов находятся в трудах участников экспедиций Академии наук П.С.Паласса, Г.Ф. Миллера, И.Г.Георги, Н.П. Рычкова, относящиеся к 18 веку. В 19 веке изучение культуры и быта народов Поволжья было продолжено исследователями Д.Н.Островским, Г.Е.Верещагиным, Н.Г.Первухиным, А.Ф.Риттихом, И.Н.Смирновым и др. (116, С. 10). В трудах Д.М.Островского при характеристике декоративно-прикладного творчества большое внимание уделено искусству текстиля: «всю одежду вотские женщины приготовляют сами и большей частью из домашнего материала, из шерсти. Ткать они большие мастерицы. Надобно видеть, с каким искусством и как чисто вытканы шерстяные материи на ашьянах и рубашках» (Там же, С. 11).

Текстиль в своем составе содержит традиционную одежду, декоративные ткани, являющиеся обязательным атрибутом в убранстве дома - занавесы (катанчи), паласы (гын), полотенца, обрамляющие божницу (мудо жажы), в современном интерьере используются разнообразные половики, полавочники, которыми устилают полы и лавки, ковры. Многообразное наполнение интерьера декоративными тканями и изделиями из дерева: бытовой посудой, прялками, берестяными солоницами и туесами, детскими люльками и др. отличает народное жилище Удмуртии.

На основании литературных сведений и данных этнографических исследований можно выделить наиболее распространенные способы художественной обработки текстиля — ткачество и вышивка. Основными технологическими приемами, используемые в ткачестве являются: браное, выборное, переборное, закладное, многоремизное ткачество. Традиционные способы удмуртской вышивки: счетная гладь, набор (бичаса), прямая и косая стежка (зу), роспись (чертэт), шитье по выдергу (вандэт) и вприкреп (трет пужы), крестик.

Вышивка является наиболее древним видом декоративно — прикладного искусства, в основном использующаяся у народов Поволжья и Прикамья в оформлении традиционной одежды. Во всех видах национальной одежды выделяются предметы, особо богато и интересно оформленные вышивкой. У удмуртов - это съемные нагрудники (кабачи), у чувашей, марийцев и мордвы -рубахи и головные уборы. Вышивка оставалась распространенным способом орнаментации одежды еще в первой половине 19 века, со второй половины она начинает заменяться узорным ткачеством, аппликацией.

Модель разностороннего развития школьников-подростков в процессе приобщения к искусству на уровне меж предметных связей

Технологические процессы, происходящие в сфере приобщения молодого поколения к искусству, несмотря на всю свою актуальность и практическую значимость, не анализировались в отечественной педагогике с позиций дидактики. Говоря о технологических аспектах процесса приобщения индивида к декоративно-прикладному искусству (ДЛИ), следует отметить, что ключевое понятие "технология" может быть использовано в этом процессе далеко не всегда. Под технологией процесса разностороннего развития подростков понимается совокупность последовательных, достаточно конкретных и повторимых действий учителя и обучаемого, приводящая к художественной образованности как запланированному учебно-воспитательному результату. С этой точки зрения возможности приобщения к искусству, к художественной культуре базируются на специальных технологических принципах художественного образования. Это: - увязка целей и результатов художественного образования в процессе обучения основам искусств, допускающего алгоритмизированные и воспроизводимые действия, приводящие к предсказуемым и положительным педагогическим последствиям; - опора на взаимодействие высоких и малохудожественных, хотя и модных, образцов художественного творчества в процессе образования; - дидактическая обоснованность как средство полноценного обучения искусству (с использованием в учебном процессе приобщения к искусству основных дидактических принципов); - дифференцированность как отражение необходимости опираться на имеющийся уровень художественных способностей и потребностей учащихся; - системность построения учебного материала. Сама же технология процессов художественного образования - это дидактически обоснованная совокупность действий учителя и учащихся, опирающаяся на увязывание целей, задач художественного образования с процессом обучения, предусматривающая соответствующие задачам обучения условия, формы, методы и приемы художественного образования; допускающая алгоритмизированные действия педагога и учащихся равно актуальные для каждого из учебных курсов художественного цикла. Как и всякая система образования, система приобщения к ДПИ открыта для изменений, совершенствования и модернизации. Процесс обучения основам искусства - явление воспитательного развивающего наполнения. Нельзя отделять процесс обучения (совокупное воспитательно-обучающее воздействие педагога, помноженное на личностный "ответ" и саморазвитие ученика) от развития и саморазвития общего интеллекта обучающегося, его воли, художественного сознания, совершенствования эмоционально-художественной стороны его жизни. Процесс приобщения к искусству, в частности к ДПИ, в общеобразовательных учреждениях направлен на реализацию не только общественных, но и личностно-значимых интересов. Художественное образование подростков детерминируется образовательными целями приобщения к духовной культуре общества и задачами эстетического развития конкретной личности. Общественные цели определяются тем, что в каждом человеческом сообществе существует стремление обеспечить условия для гармоничного развития всех его членов, которые способствуют общему социальному прогрессу. Одновременно с этим художественное образование обеспечивает и личные цели обучающегося. Одной из главных задач является обеспечение развития художественных способностей, потребностей, творческого потенциала и интересов конкретной личности. Обучение основам художественного творчества включает в себя три цели. Первая заключается в овладении основами искусствоведческих знаний, знаний из области конкретных видов искусств. Второй целью является общая подготовка учащихся к практической художественно-творческой деятельности. Содержание художественного образования призвано способствовать овладению учащимися теми формами практической художественной деятельности, которые позволяют им приобщаться к образцам художественного творчества, участвовать в создании ценностей искусства. Третьей целью является приобщение обучающихся к индивидуальной художественной деятельности, позволяющей самостоятельно и личностно окрашено постигать искусство. Основной задачей художественного образования становится реализация в личности его сущностных сил. При этом в ходе процесса художественного образования формируются и проявляются прежде всего такие черты личности, которые наилучшим образом развиваются в ходе приобщения к искусству. К ним относится, в частности, образное мышление. Оно представляет актуальную для индивида совокупность переживаний, суждений, вкусов, взглядов, идеалов, идей и теорий, благодаря которым человек приобретает и фиксирует особое, эмоционально-образное знание об искусстве и окружающем мире, получая возможность выразить свое отношение к ним. Сущностью образного мышления является способность воспринимать искусство в эмоционально-образной форме, в целостном единстве, неповторимо индивидуальной гармонии формы и содержания, выявлять элементы человеческой субъективности, опредмеченной в образцах искусства. Главный путь развития художественно-образного мышления заключается в осознании содержательного и эстетического смысла искусства и его ценности для человека.

Воспитательно-образовательные аспекты реализации методических рекомендаций по изучению и освоению народного декоративно- прикладного искусства

Одними из основных целей образования является развитие и воспитание широкообразованной культурной, творческой личности. Процесс развития личности характеризуется количественными и качественными изменениями в организме человека. Результат развития — становление человека как биологического вида и как социального существа. Важнейшими показателями сформированности личности является обладание человеком сознания и самосознания, способность на самостоятельную преобразующую деятельность. "Понятие "личность" в отличие от понятия "человек" - социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания" (187, с. 87) Личность рассматривается нами как «психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств: - совокупность социально значимых свойств человека; - система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой; - система деятельности, осуществляемых социальных ролей, совокупность поведенческих актов; - осознание окружающего мира и себя в нем; - система потребностей; - совокупность способностей, творческих возможностей; - совокупность реакций на внешние условия» (222, С.5) Развитие человека - сложный, длительный процесс. Духовные и физические изменения человека происходят на протяжении всей жизни человека, но особенно интенсивно они проистекают в детском и юношеском возрасте. Развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями, взаимодействием трех генеральных факторов — наследственности, среды и воспитания. Влияние на развитие этих трех факторов дополняется чрезвычайно важным фактором - деятельностью личности. Основными видами деятельности детей и подростков являются - игра, учение и труд. По направленности выделяются познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремесленнеческая, гедонистическая деятельность. Особым видом деятельности является общение. Познавательная деятельность рассматривается нами как высшая потребность личности, основанная на интересе к познанию через развитие самостоятельного, творческого мышления, когда усвоение накопленного человечеством опыта осуществляется как открытие субъективно нового, как творческая деятельность. Важнейшими качествами личности являются ее нравственное содержание, характер мотивационной сферы, эстетические ценностные ориентации, мироощущение. Компонентами разностороннего развития личности учащихся мы выделяем: формирование эстетической, технологической, нравственной культуры, развитие самосознания и мировоззрения. Развитие эстетической культуры заключается в формировании у учащегося способности видеть и понимать прекрасное в жизни, в воспитании чувства красоты и гармонии, в потребности собственной творческой деятельности. На воспитательное значение красоты в формировании личности указывал Сухомлинский. Педагог культивировал эстетическую направленность созидательной деятельности школьников. Через красоту природы, искусства, он подводил воспитанников к пониманию красоты человеческого труда и поступков. Искусство воспитания заключается в том, «чтобы воспитывали не только человеческие отношения, не только пример и слово старших, не только традиции, бережно хранимые в коллективе, но и вещи - материальные и духовные ценности. Воспитание средой, обстановкой, созданной самими же учениками, вещами, обогащающими духовную жизнь коллектива, - это, на наш взгляд, одна из тонких сфер педагогического процесса» (149, С.83). Мы выделяем основные критерии в оценке уровня эстетического развития детей это: эстетическое восприятие, эстетическая оценка, эстетическая деятельность. Эстетическое восприятие является основой формирования образов-представлений и знаний о предметах и явлениях действительности (изобразительном, музыкальном, игровом). Ведущие специалисты в области детского художественного творчества (Ю.Б. Алиев, Н. А. Ветлугина, Е. И. Игнатьев, В, С. Кузин, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов и др.) подчеркивают значение восприятия в проявлении и развитии детского творчества в разных областях. «Восприятие, его развитие, является основой формирования многих способностей, как интеллектуальных, так и художественных» (117, с. 190). Совершенствование трудовых начал (технологической культуры) подразумевает умения в области преобразовательной деятельности, применение технологических процессов, способность обеспечивать гармоничное взаимодействие человека, природы и технологической среды. Трудолюбие как качество личности определяет степень психологической подготовленности учащегося к трудовой деятельности. Трудовая активность способствует более быстрому формированию духовного и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться. Формирование нравственных качеств личности заключается в освоении учащимся нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль, такие как достоинство, ответственность, любовь, доброта, совесть, стыд, воля, экологическая культура и т.д. Развитие мировоззрения предполагает формирование целостного представления о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности. (213, С.575) Основой гармоничного развития личности является процесс саморазвития, самосознание . - один из важнейших его аспектов. Развитие самосознания определяется в контексте осознания и оценки человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности. Мы исходим из определения самосознания как осознания человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе самосознание предполагает выделение и отчленение человеком самого себя, своего «Я» от всего, что его окружает» (263, С.552). Многие отечественные авторы подчеркивали значение подросткового и юношеского возраста для развития самосознания (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леоньтев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин). И.С. Кон отмечает, что к проявлениям самосознания в этом возрасте относятся появление сознательного «Я», возникновение рефлексии, сознание своих мотивов, моральные конфликты и нравственная самооценка, интимизация внутренней жизни. Исследователи склоняются к точке зрения, характеризующий этот период критическим и переломным, периодом возникновения самосознания. (238, СЮ).

Похожие диссертации на Народное декоративно-прикладное искусство как средство разностороннего развития школьников-подростков (На материале Республики Удмуртия)