Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Косторезное искусство и народные ремесла в творческом развитии школьников
1.1. Исторические предпосылки возникновения и развития косторезного искусства и ремесла в Якутии 12
1.2. Педагогические подходы к проблеме творческого развития школьников в процессе овладения косторезным искусством и ремеслом 32
1.3 Модель технологического процесса приобщения школьников к художественной резьбе по кости 50
Глава 2. Творческое развитие школьников в процессе обучения резьбе по кости как система педагогических условий
2.1. Реализация программы кружка «Юный косторез» как одна из форм творческого развития школьников 83
2.2. Организация учебно-творческой деятельности учащихся на занятиях кружка 106
2.3. Обоснование опытно-экспериментальной работы 125
Заключение 147
Библиография 150
Приложение 1 166
Приложение 2
- Исторические предпосылки возникновения и развития косторезного искусства и ремесла в Якутии
- Педагогические подходы к проблеме творческого развития школьников в процессе овладения косторезным искусством и ремеслом
- Реализация программы кружка «Юный косторез» как одна из форм творческого развития школьников
- Организация учебно-творческой деятельности учащихся на занятиях кружка
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В современных условиях развития общества актуальными становятся гуманизация образования, возрастание ценности обучения и воспитания школьников на положительном этно-педагогическом опыте, историческом и национально-культурном наследии. В условиях модернизации системы образования Российской Федерации возникает проблема внедрения народного искусства в образовательную сферу, в частности, использования народного искусства, народных ремесел в эстетическом, трудовом и социальном воспитании школьников.
Среди приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования до 2010 г.» рассматривается выработка путей развития и совершенствования педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде. Российская Федерация исторически сформировалась как поликультурная страна, потому национальная образовательная политика должна быть направлена на сохранение и развитие всего богатства многообразия культур, развитие социальных механизмов, способствующих мирным и уважительным отношениям между этносами.
Данную задачу можно эффективно решать, обеспечивая подрастающему поколению образование, включающее в себя изучение искусств и ремесел родного народа. Несомненно,. что одной из главных внутренних предпосылок формирования нравственного сознания и творческого отношения к жизни является эстетическое развитие.
В эстетическом развитии школьников важную роль может сыграть народное искусство, различные виды народных ремесел, рождая в юных душах радость от соприкосновения с творчеством, насыщая жизнь красотой, наполняя эстетикой труд. Художественная резьба по кости - один из уникальнейших видов народного ремесла. Приобщение школьников к нему может иметь неоспоримое социально-воспитательное значение. Проблемы социально-воспитательного значения искусства в той или иной мере затрагивались многими учеными. Значительный интерес для нашего исследования
з представляют гуманистические идеи в области нравственного и эстетического воспитания, содержащиеся в трудах античных мыслителей Аристотеля, Платона, Сократа, а также философов более позднего времени В.Г. Гегеля, И.Ф. Герберта, И. Канта, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо и других.
Анализ философской, психологической, педагогической,
искусствоведческой и этнографической литературы свидетельствует о проведении ряда исследований по данной проблеме российских ученых. Так, психологические и педагогические основы эстетического и трудового воспитания школьников раскрыты в трудах П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, Г.И. Гордиенко, Ф.И. Иващенко, А.И. Кочетова, О.Г. Максимовой, В.Г. Разумовского, В.Н. Николаева, М.Н. Скаткина и др.
Вопросы воспитания на народных традициях и средствами народного искусства рассмотрены в исследованиях В.И. Баймурзиной, Г.Н. Волкова, Н.М. Конышевой, Б.М. Неменского, М.А. Некрасовой, Т.Я. Шпикаловой и др. Ряд исследователей, а среди них А.Г. Караханова, Г.А. Никитин, Г.В. Похолкин, А.С. Хворостов, М.Х. Шомирзаев, изучили проблемы воспитания детей средствами народных промыслов и народного декоративно-прикладного искусства.
Определенный вклад в изучение народного творчества, путей реализации в образовательном процессе регионально-национального компонента внесли якутские ученые: Д.А. Данилов, Е.П. Жирков, А.Г. Корнилова, Н.Д. Неустроев, Т.Т. Саввинов, В.В. Акимов, Н.Г. Аммосова, П.П. Кондратьев, П.А. Степанов и
др.
Особого внимания заслуживает работа Аммосова Н.Г., в которой традиции якутского прикладного искусства рассматриваются в роли средств художественного образования учащихся через приобщение к культурным и духовным ценностям народа и способа социальной адаптации детей разных национальностей в условиях конкретного историко-культурного пространства. Однако в ней не выделен социально-воспитательный аспект одного из самых уникальных видов ремесел, существующих в Якутии, такого, как художественная резьба по кости.
Социальные процессы, происходящие в современном обществе, выдвигают новые требования к развитию личности. Настоятельной потребностью времени является проявление творчества, поиск рациональных, нестандартных путей решения задач в любой сфере человеческой деятельности, повышение интеллектуального потенциала каждого члена общества, максимальное развитие художественных способностей человека.
Современная педагогическая наука представляет широкие возможности для творчества, как отдельных педагогов-новаторов, так и творческих педагогических коллективов. В последние годы появилось большое количество авторских программ по различным видам изобразительного и декоративно-прикладного искусства для общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.
Следует отметить, что в последние десятилетия активизировалась работа ученых в области психологии художественного восприятия. Это отражено в работах В.Д. Глезера, Р.П. Грегори, Б.Б. Коссова, В.Н. Мясищева, П.М. Якобсона. Появились заслуживающие внимания исследования в сфере формирования художественных интересов (П.И. Буцаев, В.И. Кириенко) и художественного образа (Л.Г. Медведев, Е.В. Татаринская), появился ряд диссертационных исследований, посвященных художественно-эстетическому воспитанию школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства различных регионов России и стран СНГ.
Несмотря на неослабевающий интерес к проблеме художественного развития личности средствами декоративно-прикладного и народного искусства, на большое количество специалистов, педагогов-практиков, художников-профессионалов и народных умельцев, целенаправленное теоретическое обоснование указанной проблемы практически отсутствует.
Проведенный нами анализ литературы по теме диссертации показал также, что нет специальных исследований, посвященных изучению роли косторезного искусства и ремесел якутов как средства формирования творческих способностей детей в условиях национальной школы. Не хватает научно-практической и методической литературы в помощь педагогам
национальных школ региона. Таким образом, проблема развития художественных способностей у школьников на занятиях по декоративно-прикладному искусству приобретает сегодня особую актуальность и имеет историческое, этническое, культурологическое и социально-педагогическое значение.
В 70-х годах для школ страны действовали единые программы трудового обучения и эстетического воспитания (для уроков трудового обучения и ИЗО). В национальной школе не учитывались возможности использования богатейшего наследства народного искусства. А специализированные кружковые занятия по развитию творческих и художественных способностей остались на задворках школьного образования. Учителя не были достаточно обеспечены учебно-методическими рекомендациями по введению средств декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательный процесс. В программах общеобразовательных школ Якутии традиции трудового и эстетического воспитания народов, населяющих республику, нашли далеко неполное отражение.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью обновления содержания обучения и воспитания школьников путем включения в него материалов народного прикладного искусства и отсутствием научно-педагогических разработок, способствующих рациональному отбору и внедрению их в учебно-воспитательный процесс; между потребностью совершенствования курсовой подготовки учителей трудового обучения и ИЗО к использованию таких материалов и отсутствием соответствующей базы для ее организации. Вышеназванные противоречия определяют суть проблемы исследования и необходимость актуализации роли искусства и народных ремесел в общем развитии школьников и их социальной адаптации.
На основании вышеизложенного нами выбрана тема исследования: «Педагогические условия творческого развития школьников средствами косторезного искусства и ремесла народа саха».
Объект исследования: процесс творческого развития школьников средствами косторезного искусства и ремесла.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить воспитательные возможности народного искусства.
Предмет исследования: педагогические условия творческого развития школьников средствами косторезного искусства и ремесла.
В основу положена рабочая гипотеза, согласно которой процесс творческого развития школьников средствами косторезного искусства и ремесла будет эффективным, если:
- воспитательные задачи рассматриваются как единство трудового и
духовно-нравственного воспитания;
реализуется рациональное сочетание национально-регионального компонента в общей системе содержания образования на основе государственных стандартов;
- создается соответствующая материально-техническая база школьных
учебных мастерских; ^
- обучение школьников художественной резьбе по кости организуется в
виде кружковых занятий;
имеются высококвалифицированные специалисты, мастера по косторезному искусству и ремеслу;
- формируется готовность учащихся жить и работать в условиях рыночной
экономики;
- учитываются психолого-педагогические, возрастные особенности
учащихся.
Задачи исследования:
1 .Анализ социально-философской, психолого-педагогической,
искусствоведческой литературы по проблеме исследования.
Изучение возможностей школьников при обучении художественной резьбе по кости.
Реализовать экспериментальную программу кружка «Юный косторез» во Дворце детства г. Якутска.
Обосновать педагогические условия творческого развития школьников на основе теоретического анализа и экспериментальных данных.
5. Разработать методические рекомендации по косторезному искусству и ремеслу.
Методологическую основу исследования составляют философские и культурологические положения о сущности прекрасного в сознании человека (Н.А. Бердяев, И. Кант, П.А. Флоренский, Э. Фромм и др.), об искусстве как форме познания и оценки мира (М.М. Бахтин, М.С. Каган), о воспитании человека, о концепции воспитания подрастающего поколения на традициях народной культуры (Е.В. Васильев, М.И. Скворцов, В.А. Сухомлинский, Т.Я. Шпикалова и др.).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
анализ социально-философской, историко-культурологической, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы с целью выявления воспитательных возможностей народного искусства;
- педагогическое наблюдение, беседы, изучение творческих работ детей в
процессе обучения художественной резьбе по кости, прогнозирование и
моделирование творческого развития школьников;
качественный и количественный анализ материалов опытно-экспериментальной работы;
- обобщение личного и передового педагогического опыта в области
косторезного искусства и трудового обучения.
Исследование осуществлялось в несколько этапов. Базой исследования явились Дворец детства г.Якутска и Детский эстетический центр г.Якутска. Педагогическим экспериментом были охвачены 593 учащихся.
Первый этап (1991-1995 гг.) был посвящен изучению философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, проведению теоретического анализа и оценки состояния проблемы, определению объекта, предмета, цели и задач исследования.
Второй этап (1996-2000 гг.) - констатирующий: выявлены исходные позиции, раскрывающие содержание и методы обучения школьников косторезному ремеслу, разрабатывались вопросы методологии и методического
оснащения исследования, составлена программа и разработаны условия осуществления опытно-экспериментальной работы, а также проведен определенный этап формирующего эксперимента в процессе работы кружка «Юный косторез» при Дворце детства г. Якутска.
Третий этап (2001-2005 гг.) - формирующий педагогический эксперимент. Проверка положений гипотезы, апробация разработанных учебно-методических комплексов (реализация программы опытной работы в экспериментальной группе в Детском эстетическом центре г. Якутска).
Четвертый этап (2006 - 2008 гг.) - подведение итогов опытной работы: проведены анализ и обобщение опытно-экспериментальной работы, внедрение результатов исследования в работу Детского эстетического центра г. Якутска, уточнение основных результатов и выводов исследования, оформление диссертации.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
разработана модель творческого развития школьников средствами художественной резьбы по кости как одного из видов народного искусства и ремесла;
- разработан и апробирован комплекс педагогических условий,
обеспечивающих эффективность творческого развития школьников средствами
художественной резьбы по кости;
создана технологическая система работы с материалами и инструментами при соблюдении особой техники безопасности учащихся;
- обоснована педагогизация художественных средств героического эпоса
якутского народа «Олонхо» и устного народного творчества при обучении
художественной резьбе по кости, развивающих воображение, творчество,
эстетическое восприятие окружающей действительности, уважение и любовь к
родной культуре, толерантность и интерес к другим культурам.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке теоретических основ моделирования развивающих и воспитательных возможностей народного косторезного искусства и ремесла в творческом развитии учащихся, в обосновании педагогических условий творческого
развития, эстетического и трудового воспитания школьников путем обучения художественной резьбе по кости на основе национально-регионального и школьного компонента в учебном плане, раскрытии рациональной технологии начального художественного образования, эстетического и трудового воспитания учащихся в целостной системе урочной и внеурочной деятельности. Практическая значимость исследования:
результаты исследования способствуют повышению эффективности процесса художественно-эстетического и трудового воспитания школьников путем изучения народного прикладного искусства и овладения художественной резьбой по кости, включения видов народного ремесла в комплекс содержания национально-регионального компонента программ занятий в школьных мастерских на уроках ИЗО, трудового обучения и внеурочных занятий учащихся 5-8 классов;
материалы данного исследования, несмотря на его региональную направленность, могут иметь ценность для педагогов всех республик и регионов России;
автором разработаны технологии работы с материалами и инструментами для художественной резьбы по кости, которые нашли практическое применение в процессе обучения учащихся Якутского республиканского колледжа, учащихся прикладного отделения Якутского художественного училища, студентов факультета якутского фольклора Якутского Государственного университета и студентов Арктического Государственного института искусств и культуры.
Достоверность и обоснованность исследования обеспечены применением комплекса методов, адекватного его цели и предмету, апробацией выводов и положений на этапе практического применения в процессе работы с детьми и репрезентативностью положительных результатов данной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Внедрение идей исследования и экспериментальная проверка результатов осуществлялись в ходе работы с учащимися в кружке «Юный косторез» при Дворце детства, а также в Детском эстетическом центре г.Якутска; с учащимися Якутского
республиканского колледжа, прикладного отделения Якутского художественного училища; со студентами факультета национальной культуры Якутского Государственного университета и Арктического государственного института искусств и культуры.
Результаты докладывались на республиканских научно-практических конференциях по вопросам культуры, художественного образования и духовного развития личности. Они также получили отражение в 17 научно-методических публикациях автора, использовались при разработке спецкурсов для студентов и чтении лекций для педагогов.
На защиту выносятся педагогические условия, обеспечивающие творческое развитие школьников средствами косторезного искусства и ремесла:
- педагогизация косторезного искусства и ремесла как средства
приобщения школьников к духовным и культурным ценностям народа Саха;
освоение детьми ценностей этнической и мировой культуры как условие, воспитывающее в них чувства уважения к культуре своего народа и толерантности к другим культурам;
когнитивные, коммуникативные и эмоционально-волевые компоненты, расширяющие интегральную характеристику творческого развития личности школьников;
овладение навыками косторезного искусства и ремесла, способствующее социальной адаптации школьников, воспитывающее уверенность в собственных силах и формирующее творческое отношение к труду и готовность жить и работать в современных рыночных отношениях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе «Косторезное искусство и народные ремесла в творческом развитии школьников» приводится обзор и анализ исторической, искусствоведческой, психолого-педагогической и специальной литературы.
Рассматриваются вопросы истории и современности в развитии косторезного искусства и ремесла якутов (зарождение в Якутии резьбы по
11 мамонтовой кости, становление косторезного промысла на Севере России и в Якутии). Раскрываются основные закономерности и теоретические вопросы процесса обучения и воспитания детей средствами искусства и ремесла; воспитательные возможности различных видов декоративно-прикладного искусства, ручного творческого труда, деятельности народных мастеров художественных промыслов. Косторезное ремесло рассматривается как одно из условий социализации личности и творческого развития школьников.
Во второй главе «Творческое развитие школьников в процессе обучения резьбе по кости как система педагогических условий» на основе опытно-экспериментальной работы обеспечиваются педагогические условия использования средств якутского косторезного искусства и ремесла в эстетическом воспитании и творческом развитии школьников. Анализируются результаты проведенного эксперимента на базе Дворца детства и Детского эстетического центра г. Якутска, обобщаются итоги и формулируются разработанные положения и выводы.
В заключении обобщены результаты теоретического и экспериментального исследования, подтверждающие положения гипотезы, сформулирована система педагогических условий, обеспечивающая творческое развитие школьников средствами косторезного искусства и ремесла народа саха.
Исторические предпосылки возникновения и развития косторезного искусства и ремесла в Якутии
Склонность и приобщение любого народа к искусству, эстетические вкусы и культура всегда привлекают внимание исследователей, которые, основательно ознакомившись с данными вопросами, дают соответствующие описания, анализ и приходят к определенным выводам. Якутские промыслы и народно-прикладное искусство, связанные со всей художественной культурой якутов, изучали многие исследователи.
А между тем целостное изучение этой проблемы будет иметь большое теоретическое значение. Дело в том, что, несмотря на сильное иноземное влияние, якутский вкус в своей основе остался независимым. Всем известно, что любая культура, имеет свое начало, своих создателей и подвергается временами значительному изменению. В XVII-XIX веках мамонтовая кость в Якутии была наиболее распространенным материалом для художественной обработки. В книге «Якуты» В.Л. Серошевский посвятил ремеслам и прикладному искусству специальную главу. Автор рассмотрел разный круг вопросов, связанных с художественной стороной утилитарных изделий. Например, он отмечал, что «формы чукотских изделий всегда лучше их резьбы и рисунка» [209]. В частности на орнаментацию чоронов специально обратил внимание в дореволюционное время и В.Иохельсон. Во время поездки по Якутии в 1900-1902 годах в составе Северной Тихоокеанской (Джесуповской) экспедиции, организованной Американским музеем естественной истории в Нью-Йорке, он записал названия семнадцати узоров на якутских чоронах. По мнению В.Иохельсона, рисунок на кумысных сосудах состоит исключительно из геометрических фигур, которые согласно их местным названиям, представляют более или менее стилизованное изображение инструментов и разных домашних вещей. В его работе использованы коллекция этнографических музеев Якутска и Санкт-Петербурга, архивные источники, обширные полевые сведения, собранные автором во время экспедиционных поездок по Центральной Якутии [95]. Из всех художественно обрабатываемых материалов дерево у якутов издавна служило основным материалом в хозяйстве и быту. Оно же, видимо, и явилось первым материалом для художественных изделий. Из дерева изготовлялись чороны-сосуды для кумыса, напитка из кобыльего молока.
В древности чороны были связаны с ритуалом праздника кумысопития -Ысыахом, с культом светлых небесных богов Айыы, покровительствующих умножению скота. Известно, что в старину чороны украшались медными и серебряными ободками и подвесками, к ножкам привязывались пучки конского волоса. Последнее, несомненно, имеет ритуальное значение.
Некоторые вопросы древних якутских верований даны в монографии А.И. Гоголева «Якуты». Данная работа показывает, какие именно рисунки возникли из религиозных символов. Это - треугольники, квадраты, «георгиевские кресты», спирали. Они являются символами плодовитости, процветания и имеют характер оберега, защиты от злых сил. Автор соглашается с утверждением В. Иохельсона, о том, что самый распространенный рисунок «лира» является культом оргали и имеет обретательный характер [59].
В.Н. Татищев (1680 - 1750) - первый исследователь мамонта в России. Видный представитель петровской «ученой дружины», он в истории отечественной палеонтологии, как и в других науках, известен не только личным творческим вкладом, но и деятельностью организатора отечественной российской науки. Споры о происхождении мамонтовых костей так же привлекали его внимание. Мамонтам он посвятил три статьи.
В первой статье о мамонте, исследователь указывает, что для решения загадки происхождение мамонта, нужно добыть его целый скелет. Исследование отдельных костей и бивней, бывших в его распоряжении, не давали ему нужного ответа. Бивень весом 133 фунта он подарил Петру Великому, который передал его в кунсткамеру. В результате беседы ученого с Петром Великим о мамонте был издан Указ о сборе останков ископаемых животных, и кости мамонта стали поступать в административные центры Сибири [48].
Говоря о времени зарождения резьбы по мамонтовой кости, нужно учитывать и то обстоятельство, что якуты считали бивни мамонта собственностью духа земли (сир иччитэ) и брать их не решались. Исследуя быт и этнографию жителей севера Якутии в 20-х годах нашего века, П.Б. Слепцов отметил, что якуты «считают мамонта богатством духа земли и, найдя бивень, вместо него закапывают в землю, что-нибудь взамен». Так, если находили маленький бивень, то закапывали деньги, лоскутки ткани. Взамен более крупного бивня, на его место закапывали целиком крупного оленя.
Только в XVIII веке добыча мамонтового бивня в Якутии стала предметом промысла. Некоторые данные позволяют предполагать, что до середины 70-х годов XVIII в. мамонтовый бивень еще не был предметом промысла и торговли в России. В «Кратком известии о русской торговле», составленном Г.В. Кильбургером, в перечне товаров, являвшихся предметом торговли России в 1676 г., говорится лишь о моржовой кости, мамонтовый же бивень в этих перечнях не упоминается [87].
Таким образом, данные письменных источников, археологических раскопок и сведения о добыче мамонтовых бивней свидетельствуют о том, что зарождение косторезного искусства в Якутии относится к XVIII веку. Этот вывод подтверждается и анализом наиболее ранних памятников якутской резьбы по кости.
Большой вклад в изучение искусства якутов в IVII-IX в.в. внес М.М. Носов. Он был прекрасным знатоком якутской истории, быта и культуры якутов. М.М. Носов пользовался для изучения ранних периодов материалами археологических раскопок, проведенных научными сотрудниками республиканского музея и этнографическими коллекциями последующих эпох. Безусловно, из всех его работ наиболее ценными являются альбомы рисунков, выполненные как тушью, так и акварелью. Но работы из мамонтовой кости в альбоме встречаются реже, это также говорит о том, что резьба по мамонтовой кости явление XVIII века [169]. Изучение письменных сообщений о жизни и быте якутов, литературы по истории и этнографии Якутии XVIII - XIX вв. показывает, что первые единичные сведения о резьбе по кости здесь появляются лишь в XVIII веке.
Материалы археологических раскопок на территории Якутии дают нам образцы всех видов прикладного искусства, которые существовали у якутов до XVIII века: керамика, резьба по дереву, берестяные изделия с характерным украшением из конского волоса и пр. Однако среди них нигде не встречаются даже примитивные изделия из мамонтов кости. Впервые они появляются в захоронениях XVIII века.
Педагогические подходы к проблеме творческого развития школьников в процессе овладения косторезным искусством и ремеслом
Декоративно-прикладное искусство, воздействуя .на личность, обогащает ее эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал в целом, способствует воспитанию эстетических способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков детей, их нравственных качеств. Оно настраивает на дальнейшую активную, творчески осознанную самодеятельность школьников, что отвечает их духовным потребностям, удовлетворяет их стремление к самореализации и проявлению личностных качеств, что, в конечном итоге, позволяет интегрировать личность в этнокультурную, общероссийскую и мировую среду.
Вопросам формирования личности ребенка средствами искусства в нравственно-этическом, патриотическом, эстетическом значении уделяли внимание в свое время В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, СТ. Шацкий и В.Н. Шацкая, Л.И. Божович, И.П. Волков, О.И. Никифорова, Л.И. Новиков, М.Г. Тайчинов и др. В исследованиях по теории учебно-воспитательного процесса такими учеными как СИ. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Н.С. Боголюбов, И.Д. Зверев, И.Л. Лернер, И.Т. Огородников, М.Н. Скаткин, В.М. Сластенин обращается внимание на необходимость выявления и развития всех способностей учащихся.
Необходимость учета возрастных психологических особенностей в развитии и формировании способностей ребенка обосновывается в трудах Л.С. Выготского, И.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, А.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Н.А. Пономарева, П.Н. Ракитского, Д.В. Эльконина и др.
На особенности развития художественных способностей личности обращают особое внимание в своих работах Б.И. Коротяев, Н.В. Метельский, П.И. Новиков. А.В. Петровский, Ю.И. Самарин. Б.М. Теплов и др.
Проблеме целенаправленного использования народного искусства в учебно-воспитательном процессе стали уделять внимание педагоги рубежа XIX-XX веков, когда особенно актуальным стало создание национальной школы, в которой обучение на родном языке и в духе национальных традиций сочеталось бы с изучением русского языка и русской культуры.
Первой попыткой введения в школу «ручного труда» с элементами прикладного искусства был проект учебного плана И.А. Анопова в 1900 году.
В последнее время исследователи все чаще обращаются к проблемам художественного развития личности, ее художественного образования и эстетического воспитания в условиях общеобразовательной школы. Эта тема получила развитие в трудах А.Д Алехина, Г.Г. Воробьева, B.C. Кузина, Б.Т. Лихачева, Б.В. Нешумова, Н.Н. Ростовцева и др.
Выявлению значения роли и места народного творчества, художественной культуры, декоративно-прикладного искусства и ремесел в процессе формирования и развития художественных способностей личности посвящены исследования и публикации СМ. Гаджимурадова, М.К. Даутова, М.А. Ершовой, А.И. Ковешникова, Ю.В. Максимова, С.Н. Новикова, М.В. Соколова, Р.Х. Тебуева, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой, Л.А. Энеевой и др. Разработке методологических принципов исследования педагогики творчества придавалось исключительно важное значение в трудах следующих авторов: К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.А. Сухомлинского, П.П. Блонского, М.Н. Скаткина, П.К. Энгельмейера, А.Р. Лурия, В.А. Андреева, М.П. Щетинина, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, А. Н. Лука.
Анализ психолого-педагогической литературы указывает на то, что тема творческого развития личности далеко не новая. Однако, несмотря на то, что усилия, направленные на развитие творческой личности множатся с каждым днем, достичь желаемого эффекта достаточно сложно, и по выражению В.А.Сухомлинского, эта тема до сих пор является одним, из участков «педагогической целины».
Для ее дальнейшего освоения требуется специальная подготовка преподавателя к организации процессов развития личности в воспитательной и образовательной деятельности. Педагогические подходы к проблеме творческого развития личности в процессе овладения косторезным ремеслом также имеют свои особенности, связанные со спецификой самого ремесла и методами обучения [220].
Воспитание средствами искусства должно стать одним из основных принципов педагогики. Через искусство должна воспитываться творческая воля детей, их воля к действию. Занятия различными видами искусства - это и творческий процесс, и специфический вид трудовой деятельности, действенное средство воспитания трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.
Всестороннее изучение художественных возможностей развивающейся личности является непременным условием эффективности художественного образования и эстетического воспитания. Так эстетическое восприятие действительности необходимо для развития художественного видения, умения рассматривать предметы, их пропорции, цвет, форму, выявлять главное и незначительное и ощущать их в пространстве, отличать прекрасное от безобразного. Все это впрямую связано со спецификой всех видов изобразительного искусства. В процессе художественного восприятия учащиеся приобретают умение видеть мир во всем многообразии, в процессе развития художественных способностей формируется творческое мышление личности.
Согласно концепции А.Н. Леонтьева о «полиморфности» мыслительных процессов, все аспекты сознания тесно взаимосвязаны. Однако, доминирующей психологической предпосылкой художественного развития личности является чувственно-образное мышление.
Целенаправленное развитие художественных способностей школьников среднего звена осуществляется в результате определенных упражнений, имеющих психолого-педагогические и дидактические закономерности.
Первые из них обязывают учителя руководствоваться в своей практике положениями о выработке динамических стереотипов (устойчивых систем нервных связей и процессов), вторые - положениями о выработке гибких и пластичных навыков при освоении технических приемов обучения школьников декоративно-прикладному искусству [126].
Система упражнений должна активно помогать учащимся научиться самостоятельно использовать имеющиеся резервы в меняющихся ситуациях, применять приобретенные навыки и умения при решении новых задач. Теория упражнений в художественной педагогике тесно связана с такими аспектами развития художественных способностей, как художественное и творческое воображение и ассоциации, на что обращают свое внимание такие исследователи, как B.C. Кузин, Л.Г. Медведев, В.И. Зинченко и др.
Реализация программы кружка «Юный косторез» как одна из форм творческого развития школьников
Образовательное учреждение это та развивающая среда, где происходит формирование социокультурного и творческого потенциала ребенка. Уровень сформированности творческого потенциала детерминирует не только социальное и экономическое положение личности, но и степень её влияния на само общество, на его стратификационную структуру. Именно развитие креативности, творческих сил детей, актуализация заложенных в них природой способностей и задатков позволит формирующейся личности в будущем занять достойное место в обществе. Обучение должно рассматриваться как активное и творческое, продуктивное, интеллектуальное взаимодействие. Проблемы развивающего, творческого обучения должны стать в школе центральными.
Методологические принципы исследования проблемы творческой активности личности были изложены в трудах классиков психологии и педагогики: Б.Г.Ананьева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейна, СТ. Шацкого.
Вопросам развития творческого потенциала личности посвящены исследования С.А. Изюмовой, А.А. Мелик-Пашаева, Ю.А. Полуянова, М.А. Прокофьева.
Ряд отечественных ученых акцентирует внимание на эстетическом воспитании, средства, приемы и методы которого оказывают влияние на развитие креативных способностей учащихся: Ю.Г. Аксенов, М.М. Бахтин, Д.Б. Богоявленская, И.А. Малахова, Е.Ф. Новикова, Р. Якобсон. Указанными авторами была доказана особая роль искусства в развитии творческого потенциала человека. Изучением влияния декоративно-прикладного искусства на развитие творческого потенциала личности занимались такие отечественные ученые, как В.А. Барадулин, Н.М. Ведерникова, Л.С. Выготский, Л.Н. Гончарова, И.Г. Димова, Н.Т. Климова, Ю.В. Максимов, Н.А. Поскребышева, Б.М. Тымкив, Е.Н. Хохлова, Л.В. Шевчук, Т.Я. Шпикалова.
Практика показывает, что занятия отдельными видами декоративно-прикладного искусства способствуют формированию общетрудовых, специальных навыков и положительных качеств личности ребенка.
Знания — фундамент творчества. Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. До начала обучения творческой деятельности у учащихся младших классов практически отсутствуют необходимые для выполнения работ знания. Они не знают ни черчения, ни правил работы с инструментами и на станках, ни технологии изготовления изделий из кости и рога. И уже поэтому они не могут создавать оригинальный и творческий продукт.
Следовательно, надо передать эти необходимые основные знания, научить таким навыкам и приемам работы, овладев которыми дети смогут решать творческие задачи. К этому ребенка надо подводить постепенно, основываясь на уже имеющейся у него информации, которую надо закрепить на практике. Ребенка надо учить целенаправленно, постепенно, многократно закрепляя уже полученные ранее навыки.
Школьник с интересом может делать одну и ту же работу не более чем на 3-5 занятиях. Следовательно, чтобы поддержать интерес к труду, надо достаточно часто менять виды работ: 3-5 занятий на изготовление объемных фигур животных, 3-5 занятий - на изготовление узоров и т.д.
Таким образом, это «отрицательное явление» психики детей (неустойчивость интересов) можно использовать для осуществления на практике многостороннего развития и повышения эффективности обучения, благодаря поддержанию активного интереса к занятиям.
Многократно повторяя упражнения, ученик закрепляет навыки, вырабатывает определенный стереотип. Поэтому сразу надо учить правильному, грамотному выполнению работ. Грамота в данном случае - это, прежде всего, правила, причины и способы решения задач, работы инструментами. В случае же закрепления неправильных навыков в дальнейшем трудно, а иногда и невозможно их изменить. Вооружив ученика рациональным способом деятельности, мы освобождает его от длительного пути «проб и ошибок», даем возможность совершенствовать навык, освобождаем время для тренировки в творческой деятельности.
Большое внимание на занятиях кружка отводится эстетическому воспитанию учащихся, развитию их фантазии, художественного вкуса. Цель воспитания эстетической культуры не может быть изолированной от других сторон формирования личности, всевозможного проявления ее отношений к окружающему миру.
Эстетическое воспитание — обязательный элемент формирования всей совокупности духовного богатства индивида. Эстетическое воспитание осуществляется всей системой целенаправленной деятельности, ориентированной на достижение в развитии соответствующих способностей, навыков, а также получения знаний, составляющих в своей совокупности необходимый обществу уровень эстетической культуры личности [244].
Задача эстетического развития в процессе профориентации - выявлять и развивать творчески-эстетические задатки, неразрывно связанные с изначальными трудовыми навыками. Эстетическое освоение действительности -это, прежде всего, деятельно-эмоциональное восприятие [100].
Кроме обучения технологиям резьбы по кости, в программе кружка «Юный косторез» отведено специальное время для занятий рисованием.
По школьной программе Российской Федерации, на рисование в общеобразовательных школах отведен один час в неделю. Второй - за счет внеклассного времени (например, занятия в кружке с согласия администрации школы и родителей).
Программа по рисованию в рамках кружка «Юный косторез» соответствовала школьной программе. Учащиеся обучались правильно работать карандашом, акварельными красками, передавать в рисунке форму, пропорции, строение, пространственное положение, цвет предмета. Обучались и рисованию с натуры, и составлению узоров, и созданию композиций на заданную и свободную темы. Мы считали, что при обучении рисованию необходимо еще и руководствоваться принципом межпредметных и внутрипредметных связей.
Исходя из всего этого, был выделен ряд узловых тем, необходимых для внесения в план работы: а) компоновка на листе (рисунок, независимо от темы, должен выполняться относительно размера листа); б) разметка и построение рисунка (в рисунке должны быть правильно переданы пропорции и формы предметы, узора орнамента); в) правила рисования плоских, объемных, круглых и прямоугольных (симметричных и несимметричных) предметов; г) принцип рисования от простого к сложному, от геометрических форм к конкретным очертаниям; д) передача светотени (свет, полутень, тень, рефлекс).
Значительное количество занятий (часов) уделяется составлению узоров, в частности, геометрических форм. Это вызвано и тем, что для узоров надо делать точную разметку, делить прямую на равные части, рисовать квадраты или другие геометрические фигуры, в которые потом вписываются элементы узоров. После таких рисунков ученику уже не представляет большого труда разметить практически любую деталь или изделие. Во всяком случае, проблемы в отношении разметки решаются на основе этих упражнений. Проектирование творчества школьников на занятиях начинается с четкого определения конечной задачи.
Организация учебно-творческой деятельности учащихся на занятиях кружка
Обеспечивая единство обучения, воспитания и развития, задачей кружка являлось формирование у школьников практических трудовых навыков, творческой активности, воспитание художественного вкуса. Но среди этих общих вопросов достаточно ясно просматривалась возможность решения и еще одной частной задачи - выявления и развития индивидуальных способностей детей, касающихся творческой деятельности. Выявление и развитие индивидуальных способностей помогает в дальнейшем сознательном выборе школьниками профессии. С этой целью нами заводились специальные (на каждого ученика) творческие дневники. Кроме прочего, в них регистрировались все выполненные задания, завершенные работы и работы, выставленные на различные выставки и конкурсы. Нормы количества изделий для регистрации в творческом дневнике устанавливал учитель на основании опыта руководства самостоятельной деятельностью учащихся.
«Творческая книжка школьника» оформлялась с IV класса. Такой контроль позволял проследить творческий рост и профессиональное становление юного мастера. Если ученик не стремился перевыполнить норму объема работы в данном виде труда, научиться новому, не справлялся с поставленными задачами, можно было делать выводы, что у него к этому виду деятельности нет особых способностей. Тем не менее, это не являлось препятствием для занятий в кружке. Перед нами не стояла задача только профессиональной подготовки будущих художников. Важнее было приобщить каждого ребенка к творчеству, пробудить в нем интерес к искусству, тягу к миру прекрасного. На первом плане стояли задачи эстетического воспитания.
В кружке «Юный косторез» занимались учащиеся среднего и старшего школьного звена. При комплектовании групп учитывался возраст детей. Комплектование в группу учащихся одного возраста позволяло руководителю построить занятие соответственно с возрастными особенностями детей, определить методику проведения занятий, подход к распределению заданий, организацию коллективных работ; правильно запланировать время для теоретических занятий и практических работ.
Программа кружка была рассчитана на 144 учебных часа. Каждая группа занималась по четыре часа в неделю, один или два раза. В одну группу входило порядка 10 учащихся. В каждой группе выбирался староста, являвшийся помощником руководителя кружка. Он следил за сохранностью оборудования и инструментов и т.д.
Месторасположением кружка «Юный косторез» на протяжении всего экспериментального периода был дворец пионеров и школьников г.Якутска.
В кабинете-мастерской, где проводились занятия кружка, были оформлены витрины и стенд с работами учащихся. Цель создания и педагогические задачи кружка: помочь юным косторезам освоить технологические приемы изготовления мелких поделок, таких как фигурки птиц, зверей, декоративных сувениров, амулетов и пр. из мамонтовой кости и рога животных. Ознакомить с традициями и нынешним состоянием народного и декоративно-прикладного искусства якутов, пробудить интерес к прикладному искусству и косторезному ремеслу. Познакомить с работами классиков якутской резьбы по кости: И.Ф. Мамаева, Д.М. Никифорова, А.В. Федорова, В.П. Попова, СП. Заболоцкого, Т.В. Аммосова, Д.И. Ильина, С.Н. Пестерева, С.Н. Петрова. Создать в коллективе кружка атмосферу постоянного творчества и поиска неиспользованных резервов, товарищеской взаимопомощи, ответственности за результаты своего творческого труда.
Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям необходимо разнообразие методов работы, учитывающих возрастные особенности детей, степень их подготовленности, уровень знаний, умений и навыков. Школьники младшего возраста с большим увлечением занимаются практической работой. Чем меньше возраст детей, тем больше времени отводится выполнению практических заданий. Нагрузка во время занятий должна соответствовать силам и возможностям кружковцев.
Теоретический материал дается в начале занятия, материал можно подать в форме рассказа или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. На занятиях нами в основном используются методы фронтальной работы. Фронтальный показ - это демонстрация таблиц, рисунков, наглядного материала, образцов изделий и различные технические приемы. Специальные часы отводятся на ознакомление с материалами, используемыми в работе.
Клык моржа добывается на всем северном побережье России. Чукотские мастера работают исключительно с этим материалом. В прошлом и холмогорские резчики создавали изделия из клыка моржа. Моржовой клык, так же и клык мамонта, отличается твердостью, долговечностью, пластичностью. Он светлее бивней мамонта, но тоже имеет желтоватый оттенок.
Юному косторезу очень важно знать их строение. Средняя длина моржового клыка 70-80 сантиметров и весит он от 2 до 3 килограммов. Форма клыка конусообразная с утолщением у корня и с небольшим изгибом внутрь. Цвет его грязно-желтый, а поверхность покрыта небольшими трещинками. В поперечном разрезе клыка ясно видны три слоя: первый - эмаль, второй - дентин и третий - пульпа. Все три слоя представляют собой разновидность костяной ткани и имеют особенности. Первый верхний слой толщиной не более 1-2 миллиметров. Он белого цвета и очень трудно поддается шлифовке. Косторезы, чтобы не портить работы, снимают верхний слой.
Второй слой клыка (дентин) желтоватый или розоватый. Этот слой легко поддается отделке, и косторезы, работая над определенной фигурой стараются сделать так, чтобы дентин покрывал все внешние стороны фигуры.
Третий слой клыка (пульпа) расположен в середине клыка. По расцветке он напоминает мрамор. Толщина пульпы различная. Косторезы для фигурных работ стараются брать такой клык, у которого больше дентина и меньше пульпы. Пульпа подвергается очень большой усушке и со временем поведет всю кость.
Клыки, где пульпа выходит на поверхность, не рекомендуется использовать для цветной гравировки или рельефной резьбы, так как на пульпе плохо смотрится рельефная резьба.
Для обработки косторезы берут выдержанный клык, то есть клык около года пролежавший в помещении. Бивень, недавно снятый с убитого моржа, не годится. Он может потрескаться. Юному косторезу нужно учесть еще одну особенность кости: клык нельзя обрабатывать против слоя, так как на его поверхности останутся шероховатости.
Большую ценность представляет клык, найденный в земле или же выброшенный морским прибоем. Такой клык всегда очень дорого ценился эскимосами. В настоящее время из него изготовляются мелкие фигурки, например, собаки в упряжке, груз на оленьей или собачьей нарте и.т.д. Для мелких поделок, кроме бивня, резчики берут зубы моржа. Средняя длина зуба 4-5 сантиметра. Его костная ткань отличается белизной и однородностью, в зубе нет пульпы.
Бивни мамонта по своему строению однородны. Клык (бивень) мамонта -ископаемый материал, который находят в основном в Сибири. Особенно много мамонтового клыка находили в XIX- начале XX в.в. в Якутии и в приобъе. Этим и объясняется, что якутские и тобольские резчики создавали свою миниатюрную скульптуру, исключительно из мамонтовой кости. Находили бивни мамонта и на русском Севере, в районе Архангельска, но гораздо реже, чем в Сибири. До нас дошли изделия из этого материала холмогорских мастеров, правде немногочисленные. Запасы этого сырья трудно учесть. Сложность представляет и доставка его на место производства, так как находят обычно клыки мамонта в болотистых местах, или на дне рек, в тундре, в условиях полного бездорожья. Поэтому современные предприятия по художественной обработке кости не могут ориентироваться только на этот материал. Однако добыча его продолжается. При строительстве промышленных предприятий, археологических раскопках, геологических изысканиях, особенно на Чукотке, еще находят мамонтовые бивни. Задача местного населения - сдавать этот драгоценный материал государству.