Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки в детско-юношеском музыкальном объединении 12
1.1. Философско-психологические аспекты развития эмоциональной отзывчивости личности школьника 12
1.2. Педагогические основы развития эмоциональной отзывчивости школьников 41
1.3. Анализ опытно-экспериментальной работы детско-юношеских музыкальных объединений по развитию эмоциональной отзывчивости школьников средствами музыки 60
Глава 2. Организация, обеспечение и проверка педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки 84
2.1. Создание народно-творческой воспитательной среды 84
2.2. Ориентация на креативные качества детей 107
2.3. Организация взаимодействия детей и взрослых в музыкально-творческой деятельности 119
Заключение 136
Библиография 147
Приложения
- Философско-психологические аспекты развития эмоциональной отзывчивости личности школьника
- Анализ опытно-экспериментальной работы детско-юношеских музыкальных объединений по развитию эмоциональной отзывчивости школьников средствами музыки
- Создание народно-творческой воспитательной среды
Введение к работе
Актуальность исследования. В решении задач гуманизации воспитания и образования, востребованной обновляющимся обществом, важную роль наряду со школой призваны сыграть учреждения дополнительного образования, детско-юношеские творческие объединения. Создающиеся в них условия для осознания и реализации детьми их собственных творческих возможностей, потребностей, интересов благоприятствуют развитию эмоциональной отзывчивости.
В процессе развития личностно-смысловой сферы учащихся вырабатывается эмоционально-ценностное отношение к себе, к людям, к окружающей действительности. В этой связи возрастает необходимость и актуальность психолого-педагогического осмысления проблемы, связанной с организацией такой воспитательной работы, которая бы стимулировала развитие эмоциональной отзывчивости школьников.
В настоящее время сложился новый уровень философского и психолого-педагогического осмысления совокупности вопросов, в контексте которых может рассматриваться проблема развития эмоциональной отзывчивости школьников.
Среди философских направлений наиболее значимыми являются идеи философии гуманизма (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев др.), идеи об экзи-стенциональной сущности человека и о его потенциальных возможностях (М.М.Бахтин, Н.А. Бердяев, О.Ф. Больнов, B.C. Соловьев и др.), философско-педагогическая идея герменевтики о выстраивании образования как процесса понимания ( Х.-Г. Гадамер, Г.Л. Тульчинский, М. Хайдеггер и др.), идеи синергети-ческого представления о человеке как сложно организованной системе (И. Пригожий, И. Стенгерс, Г.Хакен, Э.Н. Гусинский, Е.Н. Князева, С. Курдюмов и др.). Идея имманентной сущности творчества самой природе человека занимает важное место в трудах классической и современной философии (М.А.Бердяев, И.Кант, Н.Н.Кириллова, Дж. Локк, В.В.Розанов и др.).
Научным основанием для раскрытия избранной нами проблемы являются положения о личностном развитии детей, подростков и юношества, характери зующие социально-психологическую структуру личности, роль объективных и субъективных факторов в ее развитии (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, П.П, Блонский, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.С. Кон, B.C. Кузин, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Я.Н. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Л.А. Степашко, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн, П.М. Якобсон и др.).
К настоящему времени в науке накоплен значительный фонд психолого-педагогических исследований, доказывающих необходимость и возможность воспитания гуманной личности (Я.А.Коменский, Я.Корчак, А.С.Макаренко, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогов, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий и др.); эмоционального воспитания детей (А.Адлер, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, П.Ф.Лесгафт, А.Маслоу, Р.Роджерс, Д.Б.Эльконин, Э.Эриксон и др.); гуманистической направленности воспитательного процесса (Н.А.Бердяев, Л.П. Буева, О.Н. Крутова, Л.Н.Толстой, Э.Фромм и др.).
В поисках обоснования педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости школьников мы обратились к гуманистической традиции педагогической мысли прошлого (П.Ф.Каптерев, Н.К.Крупская, Я.Корчак, И.Г.Песталоц-ци, Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий и др.), признающей самоценность детства в духовно-эмоциональном развитии личности и требующей бережного и уважительного отношения к личности ребенка в процессе воспитания.
Гуманистическая парадигма воспитания позволила под новым углом зрения рассмотреть идеи организации детско-юношеских объединений на современном этапе. Особое внимание при этом было уделено обновлению содержания, инновационным методам и формам деятельности детско-юношеского объединения как одного из видов детского движения на современном этапе. Определяющими в этом вопросе стали работы О.С.Газмана, В.К.Григоровой, И.П.Иванова, Л.А.Ивановой, В.Т.Кабуша, В.А.Караковского, М.Е.Кульпединовой, В.В.Коврова, А.В. Мудрика, Л.И.Новиковой, С.Д.Полякова, К.Д.Радиной, Е.Н.Сорочинской, С.А. Шмакова и др.
Возрастные особенности подросткового и юношеского возраста освещены в работах И.С.Кона, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, Ж.Пиаже, В.И.Слобод-чикова, Л.М. Фридмана, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона и др.
Важными для нашего исследования являются труды Л.Н. Куликовой, в которых подробно рассматриваются особенности процессов саморазвития в подростковом и юношеском возрасте, определяется сущность саморазвития школьника в детском объединении.
Если на уровне теории уже были попытки выявления сущности воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников (Н.А.Ветлугина, Н.Ю. Кулагина, B.C. Мухина и др.), младших школьников (В.В. Давыдов, И.П.Гейнрихс, А.В.Запорожец, С.А. Стылик и др.), то процесс создания педагогических условий для развития эмоциональной отзывчивости школьников подросткового и юношеского возраста средствами народной музыки в педагогике еще не исследовался.
Это обусловило выбор проблемы исследования, которая состоит в разрешении противоречия между потенциальными возможностями народной музыки как средства развития эмоциональной отзывчивости школьников подросткового и юношеского возраста и недостаточный разработанности теории и практики их реализации. Исходя из актуальности данной проблемы, недостаточной ее теоретической и практической разработанности, мы избрали тему для своего исследования: «Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки».
Объект исследования - процесс воспитания в детско-юношеских музыкальных объединениях.
Предметом исследования является совокупность педагогических условий, способствующих процессу развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки.
Цель исследования: научно обосновать комплекс педагогических условий, способствующих процессу развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки.
Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
- теоретически обосновать особенности и специфику процесса эмоциональной отзывчивости школьников;
- путем опытно-экспериментальной работы обосновать комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие эмоциональной отзывчивости школьников;
- разработать научно-методические рекомендации для детско-юношеских музыкальных объединений по педагогическому обеспечению развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки.
В исследовании мы исходили из следующей гипотезы: Эмоциональная отзывчивость является основой полноценного развития личности. Она определяется как способность переживания своего отношения к себе, к другим, к окружающему миру, ориентирующая личность на положительные качества, на нравственные нормы и ценности в контексте реальной жизнедеятельности. Развитие эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки будет проходить успешно, если:
- создается народно-творческая воспитательная среда, основой которой является многообразная коллективная музыкально-творческая деятельность;
- осуществляется ориентация на креативные качества учащихся, создающие реальные возможности развития их интереса, активности в овладении опытом коллективной музыкально-творческой деятельности;
- организовано взаимодействие детей и взрослых на основе гуманистического общения в совместной музыкально-творческой деятельности.
Методологической основой исследования является совокупность философских, психологических, педагогических положений, раскрывающих концептуальные подходы к осуществлению процесса развития эмоциональной отзывчивости; синергетические и гуманистические представления о сущности человека и # возможностях его развития; психологические особенности детей подростково-юношеского возраста и специфические характеристики их развития путем при общения к народной музыке; педагогические идеи о сущности детского объединения и особенностях протекания в нем воспитательного процесса, направленного на развитие эмоциональной отзывчивости школьников.
В работе использовались различные теоретические и эмпирические методы исследования: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы, диссертационных исследований по проблеме; педагогический эксперимент; наблюдение, экспериментальная беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование, анализ продуктов творческой деятельности учащихся, изучение и обобщение опыта работы; комплексные музыкальные игры и тренинги.
Научная новизна исследования: решена актуальная научная проблема, заключающаяся в определении педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки в детско-юношеском музыкальном объединении; раскрыто понятие эмоциональной отзывчивости как способности переживания своего отношения к себе, к другим, к окружающему миру, к народной музыке, как умения ощущать внутренний мир других, распознавать их эмоциональное состояние, анализировать свои поступки и своих друзей, используя нравственные нормы и ценности в контексте реальной жизнедеятельности; выявлен педагогический потенциал детско-юношеских музыкальных объединений.
Теоретическая значимость исследования: представлена педагогическая концепция как совокупность факторов, условий, предпосылок, критериев, закономерностей и принципов педагогического руководства развитием эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки. Определена значимость использования народной музыки в коллективной музыкально-творческой деятельности детей и целостности учебного процесса, гуманистического педагогического общения. Выявлены, обоснованы и проверены педагогические условия организации музыкально-творческой деятельности, активизирующие развитие эмоциональной отзывчивости школьников в детско-юношеском музыкальном объединении: создание народно-творческой воспитательной среды, ориентация на креативные качества учащихся, организация взаимодействия детей и взрослых. Предложенная концепция может служить основой для активизации развития эмоциональной отзывчивости ШКОЛЬНИКОВ в массовой практике детско-юношеских музыкальных объединений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе результатов экспериментальной работы показана необходимость создания таких психолого-педагогических условий, которые позволят школьникам понять свою экзистенциальную сущность, развивать инициативу и креативность. Разработаны формы и методы содействия развитию музыкального творчества и эмоциональной отзывчивости в условиях детско-юношеского музыкального объединения, предложены методические рекомендации для педагогов детских музыкальных объединений по содержательному и методическому обеспечению дисциплин, служащих основой овладения опытом музыкально-творческой деятельности и активизирующих развитие эмоциональное развитие детей. Методические рекомендации могут быть использованы в работе любительских музыкальных объединений и учебных заведений искусств и культуры.
Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью теоретических подходов к решению избранной проблемы, адекватностью исследовательских методов, соответствующих целям и задачам исследования, и тридцатилетней практической работой диссертанта в качестве педагога в школе, учреждениях дополнительного образования, в учебных заведениях искусств и культуры.
Положения, выносимые на защиту:
1. Эмоциональная отзывчивость как способность представляет собой процесс постоянного совершенствования личностных качеств, проявляет себя через положительную установку по отношению к себе, к другим, к окружающему миру, через творческие способы взаимодействия, личностную активность в разнообразной музыкально-творческой деятельности, приносящей удовлетворение и успех от достигнутых результатов.
2. Детско-юношеское музыкальное объединение представляет собой детское сообщество, обладающее значительным воспитательным потенциалом для развития эмоциональной отзывчивости школьников.
3. Условиями, оптимизирующими процесс развития эмоциональной отзывчивости школьника в детско-юношеском музыкальном объединении, являются:
- создание народно-творческой воспитательной среды с включением в ее содержание компонентов народного музыкального творчества, усиливающих эмоциональное и духовно-нравственное состояние жизнедеятельности школьников;
- ориентация педагогического процесса на креативные качества учащихся, стимулирующие музыкально-творческую деятельность;
- организация взаимодействия детей и взрослых в совместной музыкально-творческой деятельности по приобщению их к народному музыкальному искусству, что создает возможность реализации субъективной позиции в общении и становится основой воспитания коммуникативной компетентности и творческих качеств ребенка.
Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись в детско-юношеских музыкальных объединениях детского оздоровительного лагеря «Дружба», в Центре развития творчества детей и юношества Южного округа г.Хабаровска, в детском доме №4 г.Хабаровска, а также в процессе подготовки руководителей детских фольклорных коллективов и ансамблей народных инструментов на кафедрах народного хорового искусства и народных инструментов Хабаровского государственного института искусств и культуры.
Результаты исследования вошли в программу «Коллективное музицирование и изучение народных инструментов» для детско-юношеских музыкальных объединений, а также в материалы спецкурса «Методическое руководство фольклорным инструментальным ансамблем и ансамблем русских народных инструментов» для студентов Хабаровского государственного института искусств и культуры; внедрены в цикл семинаров очно-заочных курсов повышения квалифи кации педагогических кадров (руководителей детско-юношеских музыкальных объединений).
Разные аспекты содержания исследования докладывались на международных, Всероссийских, региональных, межвузовских конференциях (г.г.Благовещенск, Барнаул, Владивосток, Кемерово, Киев, Магадан, Улан-Удэ, Челябинск, Чита, Хабаровск, 1990-2002 г.г. ). Основные итоги и выводы диссертации изложены автором в учебных пособиях, методических рекомендациях, программах, статьях и тезисах.
База и организация исследования: Детский оздоровительный лагерь «Дружба» (пос.Бычиха Хабаровского района, 1990-2001 г.г.); Детская музыкальная школа (пос.Хор района им.Лазо, 1994-2001 г.г.); Детский дом № 4 г.Хабаровска (ансамбль русских народных инструментов и фольклорный ансамбль, 1995-2002 г.г.); Центр развития творчества детей и юношества (Индустриальный район г.Хабаровска, 1995-1997 г.г, 2000 -2001 г.г.); Хабаровский государственный педагогический университет (факультет дополнительных педагогический профессий, 1993-1997 г.г.); Хабаровский государственный институт искусств и культуры (кафедра народного хорового искусства и народных инструментов, 1990-2002 г.г.); Центральная музыкальная школа (г.Благовещенск, 1995-1998 г.г.).
В целом исследование проводилось 12 лет (1990-2002 г.г.). Опытной работой было охвачено более 500 школьников и студентов, более 50 педагогов. Исследование проводилось поэтапно.
Первый этап - поисковый (1990-1995 г.г.). Включал теоретическое осмысление исследуемой проблемы, изучение гуманистического потенциала воспитательного пространства школ, учреждений дополнительного образования (детско-юношеских музыкальных объединений); проверку актуальности избранной темы, разработку исходных положений, определение методологии и методики исследования.
Второй этап - опытно-экспериментальный (1995 - 1999 г.г.). Были разработаны концептуальные идеи, позволившие уточнить и обогатить гипотезу исследования, проводился констатирующий и развивающий эксперимент на базе общеобразовательных школ №№ 62,70, в Центре развития творчества детей и
юношества, в Центральной музыкальной школе г.Благовещенска, в Хабаровском государственном педагогическом университете, в Хабаровском государственном институте искусств и культуры, в детской музыкальной школе, в детском доме №4, в детском оздоровительном лагере «Дружба».
Третий этап - теоретико-обобщающий (1999-2002 г.г.). Подводились итоги, осуществлялась работа по обобщению полученных данных, формулировались и проверялись выводы и результаты исследования, уточнялись отдельные теоретические положения, разрабатывались и апробировались методические рекомендации, оформлялся и редактировался текст диссертации.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Во введении нами обосновывается актуальность темы исследования, формулируется объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, положения на защиту; раскрываются методологические и теоретические основы развития эмоциональной отзывчивости.
В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основы развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народного музыкального творчества; анализируется природа эмоциональной отзывчивости, рассматриваются основные идеи, положенные в основу изучаемого нами процесса, обосновываются педагогические условия руководства развитием эмоциональной отзывчивости у школьников.
Во второй главе описывается опытно-экспериментальная работа. Дается анализ материала по изучению гуманистического потенциала детско-юношеских музыкальных объединений и проверяются гипотетические условия, описываются методические рекомендации по педагогическому руководству развитием эмоциональной отзывчивости школьников средствами народного музыкального творчества.
В заключении формулируются выводы, полученные в результате исследования.
В приложении представлены практические и методические материалы исследования.
Философско-психологические аспекты развития эмоциональной отзывчивости личности школьника
Рассматривая человека как активного деятеля, творца самого себя, философы определяют его как существо, стремящееся к познанию смысла жизни, отмечают творчески-преобразующую деятельность человека, направленную на изменение себя и окружающего мира (М.М. Бахтин, Г.С. Батищев, Н.А. Бердяев, М.К.Мамардашвили, С.Л. Франк, В. Франкл и др.)
Гуманистическая философия и психология представляет личность человека как совокупность унаследованных и приобретенных психических качеств, которые являются характерными для отдельно взятого индивида и которые делают его неповторимым, уникальным [254, 53].
Синергетический подход к понятию личности (Г.Хакен, И.Стенгерс, Е.Н.Князева, С. Курдюмов и др.) представляют человека как сложное образование системного типа, не поддающееся однонаправленным действиям со стороны воспитателей. Э.Н. Гусинский в связи с этим указывает, что с точки зрения синергетики, человек, человеческая личность, представляют собой сложную систему, которую нельзя мыслить состоящей из отдельных элементов, это сложный, целостный, открытый внешним воздействиям механизм, развитие которого определяется постоянно действующими внутренними процессами [88, 98].
Осознание значимости личности ребенка как «совокупности» сложно -организованной системы позволяет руководствоваться новым подходом к воспитательному процессу. Суть его состоит в том, что ребенку как сложно-организованной системе «нельзя предсказать или навязать путь развития, его можно лишь указать, способствовать или препятствовать ему» [98, 98]. Поэтому, организуя воспитательный процесс, мы должны опираться на закономерности развития такой системы и соответственно выстраивать взаимоотношения с ней, возможную программу действий, «стратегию собственной жизни» (К.А. Абульха-нова-Славская).
Осмысление гуманистической философии, основанной на признании ценности и уникальности каждого ребенка, роли творческого начала в нем, находит свое отражение в культурно-исторических и социологических подходах (О.С.Газман, Э.Н. Гусинский, А.Г. Кузнецова, Л.Н. Куликова, Л.А. Степашко и др.). В связи с этим педагог, опираясь на знания о ребенке как сложноорганизо-ванной системе, строит свои отношения с ним на принципах уважительного отношения к его личности. С другой стороны, ребенок для выстраивания собственной стратегии жизни занимает активную позицию в общении со взрослыми. Поэтому, на наш взгляд, эффективность личностного роста будет проявляться лишь в том случае, когда ребенок ощутит себя не объектом, а субъектом воспитания.
Так, гуманистическая философия (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев и др.) приводит к осознанию необходимости детоцентрированного подхода в образовании детей, личностно-ценностной ориентации педагогического развития эмоциональной отзывчивости у детей.
Г.С. Батищев, рассуждая о непреходящих ценностях детства, которыми можно одухотворить всю человеческую жизнь, по сути, говорит о природных предпосылках человека и эмоциональной отзывчивости. Это и способность «удивляться миру, пребывать в состоянии абсолютного нескучания», это способность к самообновлению, умение обретать «себя лучшего» с более богатым и современным «Я»; это общительность или жизнь во взаимности с другими - «общительное бытие» [22, 38 - 42]. Общительное бытие как природная предпосылка к эмоциональной отзывчивости делает для нас важным вывод ученых о роли общения и взаимодействия в развитии у человека психических состояний, в актуализации определенных характеристик психических процессов и свойств, в развитии всей его личности. В общении усваиваются и нравственные ценности, правила, навыки, развиваются душевные способности; в диалогической форме происходит познание мира, себя и других людей. А. А. Бодал ев также утверждает, что общение имеет большое значение для развития эмоциональной сферы человека, развития его чувств. Успешности общения способствует, по его мнению, «сформированная в личности направленность на человека», своеобразная психологическая «повернутость» к нему [40]. Выбор способов общения и взаимодействия с другим человеком осуществляется, если в этой направленности проявляется такое эмоциональное отношение, которое порождает в личности «ориентировку прежде всего на положительные качества в другом человеке, что важно для общения, так как способствует раскрытию личностного потенциала человека, с которым мы общаемся» [40, 101-102]. Говоря о специфике развития человека как «субъекта познания других людей, субъекта целенаправленного общения с ними», А.А. Бо-далев высказывает уверенность в том, что человека возможно специально научить правильному пониманию других людей и поведению, отвечающему принципам гуманного общения, «если семья, дошкольные и школьные учреждения ... одновременно словом и делом внушают ему, что люди - главное богатство общества, его непреходящая ценность» [40, 123]. Итак, человеческое общение требует умения управлять эмоциями. Педагогу, занимающемуся развитием эмоциональной отзывчивости необходимо помнить о том, что сознательное управление своими эмоциями возможно, если человек владеет знаниями не только о «другом», но и прежде всего «о себе самом» [40].
В плане нашего исследования чрезвычайно ценны выводы А.А. Бодалева о том, что собственный опыт человека, его поступки влекут за собой перестройку и в его эмоциональной сфере. Собственный опыт - один из путей развития личностных качеств человека, необходимых ему для успешного общения с другими людьми.
Воспитательная сторона эмоциональной отзывчивости опирается на развитие ценностных ориентации личности, направленности на людей, постижения их эмоционального состояния, «проникновения - вчувствования» в эмоциональные переживания другого человека [208, 463]. Вывод организованных взаимодействий в процессе деятельности помогает нам в обосновании необходимости создания в условиях детско-юношеского музыкального объединения духовно воспитывающего пространства, культивирующего вокруг личности ребенка такие отношения, которые способствуют развитию эмоциональной отзывчивости. Созвучные мысли о необходимости поддержания эмоционально-ценностных переживаний к другим людям мы находим у К.Роджерса [212, 213], который, по сути, указывает на факторы эмоциональной отзывчивости: «быть в состоянии эмпатии - означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, ... ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает» [212, 235]. Эти выводы подтверждают важность владения человеком знаниями не только о «другом», но, прежде всего, о себе самом и помогают нам в обосновании необходимости педагогической помощи детям в овладении опытом работы над собой, в накоплении опыта эмоционально-ценностного самоотношения [214].
Анализ опытно-экспериментальной работы детско-юношеских музыкальных объединений по развитию эмоциональной отзывчивости школьников средствами музыки
Исследование практической деятельности детско-юношеских музыкальных объединений и их возможностей по созданию условий для развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки было нами организовано в рамках опытно-экспериментальной работы, направленной на проверку выдвинутых в гипотезе педагогических условий, необходимых для развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки.
Цель эксперимента - выявление и проверка гипотетического предположения нашей диссертационной работы.
Предпосылкой для выработки механизмов воспитания эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки стала система воспитательной работы в детско-юношеских музыкальных объединениях.
Констатирующий эксперимент проводился в детско-юношеских музыкальных объединениях (оркестры и ансамбли русских народных инструментов, фольклорные инструментальные ансамбли) г. Хабаровска и Хабаровского края.
Разработка теоретико-методологических основ развития эмоциональной отзывчивости у школьников, изучение природы эмоциональной отзывчивости, выяснение основных идей, положенных в основу изучаемого нами процесса развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки позволили нам определить ряд подходов к осуществлению эмпирического исследования интересующего нас процесса.
С целью изучения практики по развитию эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки мы проанализировали работу существующих в г.Хабаровске и Хабаровском крае детско-юношеских музыкальных объединений в системе дополнительного образования, а также учебных заведений искусств и культуры (начальное, среднее и высшее звено). Это отражено в таблицах 1-3.
Анализ количественных данных, приведенных в таблицах 1-3, показывает, что за последние 5 лет в Хабаровском крае функционируют на 1.06.2002 гг.:
- оркестры русских народных инструментов - 16 (из них 14 по учебным заведениям, 2 - по дополнительному образованию);
- ансамбли русских народных инструментов - 31 (18 - учебные заведения, 13 - дополнительное образование);
- фольклорные инструментальные ансамбли - 27 (11 - учебные заведения, 16 - дополнительное образование).
Если сравнить данные представленные в таблицах, то за последние 5 лет увеличилось количество фольклорных инструментальных ансамблей (с 10 до 27); а вот количество оркестров русских народных инструментов, к сожалению, уменьшилось (с 25 до 16); количество ансамблей народных инструментов сократилось (с 35 до 31). Оркестры и ансамбли народных инструментов, в основном, функционируют в начальных, средних и высших учебных заведениях искусств и культуры, где осуществляется профессиональная подготовка учащихся в освоении русских народных инструментов и практики коллективной музыкально-творческой деятельности.
В ходе исследования было проведено анкетирование, интервьюирование 500 детей, подростков и юношей (мальчиков и девочек в возрасте 11-14 лет) и 50-ти руководителей детско-юношеских музыкальных объединений на предмет выявления отношения школьников нашего региона к народной музыке, народному музыкальному исполнительству, народному творчеству в условиях детско-юношеских музыкальных объединений, а также в специальных учебных заведениях (детские музыкальные школы, училища и колледжи искусств и культуры, в вузе искусств и культуры). Нас интересовала сформированность интереса к народному музыкальному творчеству, к исполнительским традициям в процессе приобщения школьников к народно-инструментальному исполнительству.
Констатирующий эксперимент проводился на базе детского оздоровительного лагеря «Дружба» п. Бычиха Хабаровского района; оркестра русских народных инструментов Хабаровского государственного института искусств и культуры, детской музыкальной школы пос.Хор района им.Лазо; ансамбля русских народных инструментов Центра развития творчества детей и юношества г.Хабаровска, ансамбля русских народных инструментов и фольклорного ансамбля детского дома № 4 г.Хабаровска, фольклорного ансамбля кафедры народного хорового искусства ХГИИК; оркестра русских народных инструментов Центральной музыкальной школы г.Благовещенска..
Данные анкетирования, экспериментальных бесед, интервьюирования показали, что практически большинство мальчиков и девочек обозначили свое эмоциональное отношение к народному искусству, мотивируя это в большинстве случаев необходимостью и желанием научиться играть на народных инструментах, коллективно заниматься музицированием, понимать исполняемое музыкальное произведение, участвовать в концертах и т.д. Вот наиболее характерные высказывания ребят, в целом обобщающие основную массу полученных ответов на вопросы анкеты: «Нравится ли Вам народная музыка, русские народные инструменты? Почему?», «Каково Ваше отношение к игре на русских народных инструментах в оркестре или ансамбле?»:
- «Научиться хорошо играть на русских народных инструментах» (180 чел.) - 50% из числа опрошенных;
- «Получить определенные знания о музыке, быть музыкально образованным» (125 чел.) - 34,8% из числа опрошенных;
- «Играть на музыкальных инструментах всем вместе. Это такое счастье! Мне очень нравится выступать на концертах, и я хочу стать артистом» (122 чел.) -34% опрошенных;
- «Игра на русских народных инструментах доставляет мне большую радость и наслаждение. Ко мне совершенно по-другому стали относиться мои одноклассники» (15 чел.) - 4,1%;
- «Я хочу стать профессиональным музыкантом» (10 чел.) - 3%;
- «Мне кажется, что музыка в жизни человека имеет большое значение: человек становится добрее, по-другому воспринимает все, что его окружает» (9 чел.) - 2,5%.
Создание народно-творческой воспитательной среды
Одним из условий активизации развития эмоциональной отзывчивости в детско-юношеском музыкальном объединении является создание народно-творческой воспитательной среды как оптимального педагогического пространства самореализации и самотворчества школьников. Проверяя данное предположение, мы пытались организовать в детско-юношеском музыкальном объединении воспитательный процесс таким образом, чтобы каждый школьник подросткового и юношеского возраста получил возможность познать себя через народную музыку и реализовать свои способности через участие в музыкально-творческой деятельности.
Изучение возможности влияния народно-творческой воспитательной среды на развитие эмоциональной отзывчивости школьников было организовано во время развивающего эксперимента, проведенного в оздоровительном лагере «Дружба» в 1997-2002г.г. (ежегодная экспериментальная группа - 50 человек и ежегодная контрольная группа - 50 человек). Основанием опытной работы стало сравнение музыкально-творческой деятельности учащихся экспериментальной и контрольной групп по выявлению уровня музыкального развития: их знаний в области народного творчества, видов искусства, которым они отдают предпочтение, проявление активности в творческих делах, выражение эмоциональной отзывчивости в связи с тем или иным содержанием музыкально-творческой деятельности.
Творческая деятельность детско-юношеского музыкального объединения лагеря «Дружба» включала в себя учебный и внеучебный блоки. Ведущим из них в силу специфики и задач музыкального объединения стал первый. Он представляет собой организованные занятия по приобщению к народному музыкальному творчеству, что, на наш взгляд, могло обеспечить развитие эмоциональной отзывчивости.
Рассматривая учебную музыкальную деятельность как важный компонент творчества, мы считали, что результативность развития эмоциональной отзывчивости на музыку будет иметь место, если школьники проявляют интерес к народ- ному музыкальному творчеству, активно приобретают исполнительский опыт игры на народных инструментах, достигают в этом определенных результатов.
Взяв за основу содержательность и динамические характеристики интереса, мы определили на их основе критерии эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку:
- выражение эмоционального отношения, то есть проявление эмоций в связи с определенным содержанием творческой деятельности;
- проявление познавательной активности: осознание избирательной направленности интереса на предмет или процесс деятельности, на общение друг с другом; изучение объекта интереса, переход к более конкретному виду творчества, заинтересовавшего ребенка, желание понять сущность, содержание исполняемого, стремление участвовать в народно-инструментальной деятельности;
- осознание интереса в процессе творческой деятельности: самостоятельность, обращение к предмету изучения, качество работы, стремление использовать накопленные знания в создании самостоятельного варианта исполнения.
Для фиксации эмоциональной отзывчивости школьников в экспериментальных условиях мы определили три уровня ее проявления:
- низкий уровень - характеризуется выходом активности субъекта за рамки опытной ситуации. Общим критерием этого уровня является ориентация на установки прошлого опыта: народная музыка известна детям с дошкольного возраста и со школы (начальные классы). Отсюда закономерность в выборе этого вида деятельности;
- средний уровень - его критериями являются активность субъекта в данной ситуации, и проявляется она в виде желаний, целей, которые достигаются действиями, заданными данной ситуацией;
- высокий уровень - возникает в ситуации, выражается в целях, желаниях, которые проявляются на порядок выше предыдущих. Активность выступает как внутренний побудитель в деятельности, как желание самостоятельно вникнуть в проблему.
Каждому уровню проявления эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки соответствовал определенный характер ребячьего интереса: первому уровню соответствовал непосредственный живой интерес детей к народно-инструментальной деятельности; второму уровню - внешне целевой интерес детей, то есть музыкальная деятельность, выступающая средством достижения той или иной ситуативной цели («смогу научиться играть на инструменте или петь»); третьему уровню проявления эмоциональной отзывчивости соответствовал интерес и активность детей, направленные на развитие внутренних способностей личности.
Таким образом, эмоциональная отзывчивость школьников - участников нашей опытной работы, направляла интерес и активность личности каждого и ориентировала на творческую деятельность.