Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теория и практика формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий
1.1. Сущность понятия «компьютерные технологии» в педагогической теории практике 16
1.2. Формирование познавательной активности младших школьников с использованием компьютерных технологий в музыкальной деятельности 38
1.3. Структурно-функциональная модель формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий 66
Выводы по первой главе 96
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий
2.1 Педагогические условия формирования познавательной активности младших школьников средствами компьютерных технологий в системе общего музыкального образования 98
2.2 Экспериментальная проверка структурно-функциональной модели формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий 116
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 139
Выводы по второй главе 160
Заключение 163
Список литературы 168
Приложения
- Сущность понятия «компьютерные технологии» в педагогической теории практике
- Формирование познавательной активности младших школьников с использованием компьютерных технологий в музыкальной деятельности
- Педагогические условия формирования познавательной активности младших школьников средствами компьютерных технологий в системе общего музыкального образования
- Экспериментальная проверка структурно-функциональной модели формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий
Введение к работе
Актуальность исследования. Быстрый количественный и качественный рост информационно-технологического пространства затронул все сферы человеческой деятельности и коренным образом изменил представление о ресурсном обеспечении общеобразовательной школы, проявляющегося в сопровождении и внедрении в учебный процесс инновационных технологий. Эти изменения коснулись всех предметов общеобразовательной школы и потребовали разработки новой модели образования с использованием компьютерных технологий, которые, в свою очередь, могут повлиять на процесс формирования познавательной активности учащихся.
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что на современном этапе развития, который определяется задачами построения демократического и правового государства, Россия не должна отставать от других стран и мировых тенденций экономического и общественного развития. Соответственно, в исследовании явились важными нормативные документы в области образования, акцентирующие внимание на обеспечение развития личности в инновационных условиях обучения и воспитания: Закон РФ и РБ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2020 года», проект Концепции образовательной области «Искусство», Государственные образовательные стандарты общего и профессионального образования нового поколения.
Актуальность данной работы определяется формированием информационного общества, напрямую связанного с проникновением компьютерных технологий во все области человеческой деятельности на рубеже XX – XXI вв., в том числе затронувшего и систему общего музыкального образования. Однако следует заметить, что в настоящее время во многих общеобразовательных школах на уроках музыки сложилась ситуация, при которой познавательная активность школьников снижается не только по причине недостаточно высокой квалификации учителей музыки, но и по причине необходимости применения новых подходов, форм и методов обучения музыке. Названные причины стали основанием для поиска эффективных мер, связанных с обеспечением системы общего музыкального образования методологией и практикой оптимального использования компьютерных технологий. К ним мы относим, разработку учебных программ, методических рекомендаций и методик использования компьютерных технологий на уроках музыки, совершенствование материально-технического оснащения образовательного процесса, изменение уровня готовности учителей музыки к использованию компьютерных технологий в урочной музыкальной деятельности школьников. Все перечисленные меры на сегодня являются открытыми и актуальными.
В настоящее время в науке накоплен определенный фонд знаний, необходимый для постановки и решения изучаемой проблемы. Научный интерес для нашей работы представили ведущие идеи в философии, педагогике и психологии по вопросам информатизации общества и компьютеризации образования, инновационные педагогические теории и технологии обучения, исследования по активизации познавательной деятельности школьников. Существенное значение для нас имеют исследования в следующих направлениях:
философские идеи о компьютеризации, информатизации общества и взаимодействия человека и компьютера (Р.Ф.Абдеев, Г.Л.Бузук, В.А.Героименко, Б.С.Гершунский, А.И.Ракитов, В.П.Рачков и др.);
развитие личности в музыкальной психологии (Л.Л.Бочкарев, В.И.Петрушин, Б.М.Теплов, Г.М.Цыпина и др.);
психологические аспекты использования компьютерных технологий в музыкальном образовании (В.В.Мазепус, В.М.Цеханский);
общая педагогика, инновационные педагогические теории и технологии (В.Л.Бенин, А.С.Гаязов, Л.П.Крившенко, И.П.Подласый, В.А.Сластенин и др.);
реализация инновационных методов и форм обучения в активизации познавательной деятельности (Ю.К.Бабанский, Л.В.Занков, П.И.Пидкасистый, А.З.Рахимов, К.З.Талызина, В.Э.Штейнберг и др.);
применение информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе (В.П.Беспалько, И.Г.Захарова, В.Л.Латышев, Е.И.Машбиц, В.М.Монахов и др.);
автоматизированные системы обучения на базе компьютерной и аудиовизуальной техники (Б.И.Андреев, Н.Г.Дьяченко, Т.А.Ильина, Г.М.Коджаспирова, А.В.Смирнов);
методология музыкального обучения и разработка проблем музыкального образования и воспитания школьников (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Л.Г.Дмитриева, Д.Б.Кабалевский, Г.П.Сергеева, Н.М.Черноиваненко, Л.В.Школяр и др.);
использование музыкально-компьютерных технологий за рубежом (А.Бентин, П.Горгес, А.Мерк, В.Роллин);
компьютеризация музыкального образования (В.В.Медушевский, А.А.Подражанская, С.П.Полозов);
разработка музыкального аппаратного и программного обеспечения (С.В.Пучков, А.А.Устинов, С.А.Чельдиев);
формирование и развитие электронного музыкального творчества в системе общего музыкального образования (И.Р.Айдарова, А.О.Бороздин, А.Е.Гимро, Н.Г.Глаголева, И.М.Красильников и др.).
О возросшем интересе к проблеме формирования и развития познавательной активности школьников в образовательном процессе свидетельствует значительное число кандидатских диссертаций таких исследователей, как П.В.Борисова, Р.П.Воронова, Е.В.Краснова, Е.С.Красножонова. Для нас оказались важными также аспекты развития личности средствами компьютерных технологий в образовании (Н.Г.Дьяченко, Н.А.Лепская, В.В.Моторин, О.Н.Плаксеева, А.С.Приселков, Л.О.Рупакова, О.В.Шелехова, В.В.Угольков).
Модернизация музыкального образования, повышение его качества, разработка и внедрение инновационных подходов и перспективных методов в практику обучения – задачи, стоящие перед каждой общеобразовательной школой. Предположение о том, что использование компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе является эффективным средством формирования познавательной активности младших школьников, стало основным в данной работе и определило актуальность темы исследования. Однако отмеченное позволяет утверждать, что накопленный в педагогике и в системе музыкального образования теоретический и практический материал недостаточен для разрешения следующих противоречий:
между ускоряющимся процессом информатизации общества, постоянно увеличивающимся потоком новых знаний в системе музыкального образования и недостаточно продуктивным применением компьютерных технологий в сферах познавательной деятельности школьников;
между высокой потребностью общества в личностях, способных осуществлять активную познавательную деятельность с применением синтеза компьютерных технологий и музыкального искусства, и недостаточной музыкально-компьютерной грамотностью современных учителей музыки в реализации данного процесса в системе школьного образования;
между необходимостью внедрения компьютерных технологий в процесс формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки и отсутствием учебно-методического сопровождения данного процесса.
Данные противоречия порождают проблему исследования, которая заключается в необходимости выявления теоретических основ, экспериментальной проверке педагогических условий и разработке структурно-функциональной модели формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий. Актуальность проблемы, с одной стороны, и ее недостаточная разработанность в системе музыкального образования школьников - с другой, определили выбор темы исследования: «Формирование познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий».
Цель исследования - разработка, теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих успешность формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий.
Объект исследования – система музыкального образования учащихся начальной школы с использованием современных информационных технологий.
Предмет исследования – процесс формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки с использованием компьютерных технологий.
Гипотеза исследования: Формирование познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий будет успешным, если:
разработать структурно-функциональную модель формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов;
реализовать комплекс педагогических условий, включающий:
-
оптимальное сочетание традиционных форм и методов обучения музыке с игровыми, познавательными и выразительными возможностями компьютерных технологий как способа повышения познавательной активности младших школьников;
-
учебно-методическое сопровождение уроков музыки в начальной школе с использованием компьютерных технологий, разработанное на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;
-
определение этапов формирования познавательной активности и разработка комплекса диагностических процедур, позволяющих проводить мониторинг процесса обучения младших школьников музыке средствами компьютерных технологий.
Цель и заявленная гипотеза диссертационного исследования определили необходимость решения следующих задач:
уточнить сущность понятий «познавательная активность младших школьников», «музыкально-компьютерная грамотность младших школьников», «компьютерные технологии в музыкальном образовании» в контексте исследуемой темы;
разработать и экспериментально проверить эффективность структурно-функциональной модели и педагогических условий формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий;
уточнить и дополнить критериально-уровневые характеристики и показатели, а также диагностический инструментарий для осуществления мониторинга процесса формирования познавательной активности учащихся начальной школы средствами музыкального искусства и компьютерных технологий;
разработать учебно-методические материалы с использованием компьютерных технологий, обеспечивающие познавательно-творческое и личностное развитие младших школьников.
Теоретико-методологической основой исследования являются философские идеи о компьютеризации образования (В.А.Героименко, Б.С.Гершунский, А.И.Ракитов, В.П.Рачков); теории целостного педагогического процесса (И.Ф.Исаев, Л.П.Крившенко, Б.Т.Лихачев, П.И.Пидкасистый, В.А.Сластенин, И.Ф.Харламов); теоретико-практические исследования по информатизации и компьютеризации образования (М.В.Кларин, В.Л.Латышев, Е.И.Машбиц, В.Б.Попов и др.); психолого-педагогические теории компьютеризации системы музыкального образования (И.Р.Айдарова, А.О.Бороздин, П.Л.Живакин, И.М.Красильников, С.П.Полозов и др.); теоретические обоснования выбора педагогических технологий в системе образования (В.П.Беспалько, В.В.Гузеев, В.С.Кукушин, М.И.Махмутов, Е.С.Полат, Г.К.Селевко, Н.С.Сытина, В.Э.Штейнберг и др.); теории деятельностного развития личности (К.А.Абульханова-Славская, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн); дидактические разработки по формированию познавательной активности личности (Л.П.Аристова, Ю.К.Бабанский, Б.П.Есипов, И.Я.Лернер, А.З.Рахимов, К.3.Талызина, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина, B.C.Юркевич).
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применялись следующие методы исследования: теоретические (индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение и обобщение философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы, диссертационных исследований, периодических научных изданий, нормативных документов, учебных планов и программ по предмету «Музыка»; моделирование процесса обучения музыке младших школьников с использованием компьютерных технологий); эмпирические (методы сбора и накопления данных – непрерывное, невключенное, прямое и косвенное наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование; методы контроля и измерения – срезы, тесты; методы обработки данных – графические и табличные, математические и статистические по критерию G и критерию Колмогорова-Смирнова ; методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику – проектирование педагогического эксперимента и прогнозирование результатов исследования).
Исследование проходило поэтапно с 2004 по 2010 гг.
Первый этап - организационно-подготовительный (2004-2006 гг.) – анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; ретроспективный анализ педагогической практики; выявление проблемного поля и разработка категориального аппарата исследования; отбор методик диагностических измерений и разработка на их основе критериев и уровней сформированности познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий; проведение пилотажного исследования с учащимися контрольных и экспериментальных классов школ и гимназий Республики Башкортостан, студентами музыкального отделения БГПУ им. М.Акмуллы.
Второй этап – формирующий (2006-2009 гг.) – разработка структурно-функциональной модели формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий; выявление и обоснование педагогических условий её эффективной реализации; разработка и внедрение учебно-методического обеспечения (разработка программы, рекомендаций, электронного ресурса); апробация гипотезы исследования.
Третий этап – аналитико-завершающий (2009-2010 гг.) – обработка и анализ результатов исследования с использованием методов систематизации и обобщения полученных результатов; качественный и количественный анализ, статистическая и математическая обработка данных эксперимента; формулирование выводов и литературное оформление исследовательской работы в виде диссертации.
Опытно-экспериментальную базу исследования составили: МОУ СОШ № 26, МОУ гимназия №47 им. А.Гайдара и МОУ СОШ №70 (г. Уфа), МОУ гимназия №2, СОШ № 9, №12 (г. Сибай), МОУ «Гимназия № 1» (г. Стерлитамак), музыкальное отделение Института педагогики ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы».
Научная новизна исследования заключается в следующем:
теоретически обосновано и экспериментально доказано эффективное влияние компьютерных технологий как уникального инструмента освоения музыки в процессе активной познавательной деятельности младших школьников с применением слуховых и визуальных анализаторов;
разработана структурно-функциональная модель формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий в общеобразовательной школе, способствующая постижению музыкального искусства через различные виды восприятия: телевизионное, анимационное, графическое, звуковое и коммуникационное;
выявлен и обоснован комплекс педагогических условий формирования познавательной активности младших школьников средствами компьютерных технологий на уроках музыки, включающий в качестве дидактического средства учебно-методический комплекс «Музыка и компьютерные технологии в начальной школе», обеспечивающий стимулирование и мотивацию учащихся к музыкально-творческой деятельности;
уточнен и дополнен критериально-уровневый оценочный аппарат (личностно-качественный, познавательный, эмоционально-волевой, музыкально-деятельностный; репродуктивный, репродуктивно-поисковый, эвристический, творческий), а также диагностический инструментарий, позволяющий распознать, объяснить сформированность познавательной активности младших школьников в урочной музыкальной деятельности с использованием компьютерных технологий.
Теоретическая значимость состоит в следующем:
уточнена сущность понятий «познавательная активность младших школьников», «музыкально-компьютерная грамотность младших школьников», «компьютерные технологии в музыкальном образовании», раскрывающие суть процесса активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы через творческое освоение музыки с применением информационно-коммуникационных технологий (синтезатор, интерактивная доска, мультимедиа, Интернет и др.);
теоретически обосновано применение структурно-функциональной модели формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий в практике современной общеобразовательной школы как пути и способов достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития учащихся в соответствии с требованиями ГОСТ второго поколения, инновационной экономики и информационного общества.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
разработан и экспериментально проверен учебно-методический комплекс «Музыка и компьютерные технологии в начальной школе» по формированию познавательной активности младших школьников (программа по музыке для 1-4 классов, электронный ресурс и методические рекомендации для учителей музыки);
предложен диагностический инструментарий (письменный опрос, творческие задания, анкеты и др.) на выявление уровня сформированности познавательной активности младших школьников на уроках музыки с использованием компьютерных технологий.
На защиту выносятся следующие положения:
-
-
-
Эффективность освоения основной музыкально-образовательной программы в начальной школе с использованием компьютерных технологий создает основу для формирования познавательной активности младших школьников с учетом их индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей. Решающая роль при этом отводится содержанию образования, способам организации деятельности и взаимодействию субъектов учебно-воспитательного процесса в достижении личностного, социального и познавательного развития. Познавательная активность учащихся, формируемая в процессе развития способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений музыкального искусства с использованием компьютерных технологий, выражается в творческих работах как активном отношении к окружающему миру, в познавательных интересах, мотивах и др. Соответственно, понятие «познавательная активность младших школьников» в рамках исследования характеризуется как особое когнитивно-творческое состояние учащихся, связанное с потребностью в освоении музыкального искусства средствами компьютерных технологий и направленное на эмоционально-ценностное отношение к знаниям о нём, проявляющееся в различных видах музыкальной деятельности. Понятие «музыкально-компьютерная грамотность младших школьников» рассматривается как сформированность первичных теоретических знаний о музыке и компьютерных технологиях, владение навыками и умениями использования музыкальных и компьютерных средств при достижении познавательной цели в процессе художественно-творческой деятельности; «компьютерные технологии в музыкальном образовании» - использование в педагогической практике вычислительной техники и связанных с ней информационных технологий, предоставление необходимой текстовой, звуковой, наглядной информации, дополняющей содержание музыкального образования в начальной школе, как средств управления процессом формирования познавательной активностью младших школьников.
-
Повышение результативности общего музыкального образования младших школьников достигается посредством внедрения в учебный процесс структурно-функциональной модели формирования их познавательной активности на уроках музыки средствами компьютерных технологий, которая включает в себя: целевой блок, где определены цель, задачи, методологические подходы; содержательно-процессуальный блок – учебно-методический комплекс «Музыка и компьютерные технологии в начальной школе» (авторская программа по музыке для 1-4 классов, методические рекомендации, электронный ресурс), система организационных форм и методов с использованием компьютерных технологий; результативно-оценочный блок, в котором определены уровни (творческий, эвристический, поисково-репродуктивный, репродуктивный), критерии (личностно-качественный, познавательный, эмоционально-волевой, музыкально-деятельностный), показатели познавательной активности младших школьников и результат (сформированность познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий).
-
Комплекс педагогических условий формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий, включающий: а) оптимальное сочетание традиционных форм и методов обучения музыке с игровыми, познавательными и выразительными возможностями компьютерных технологий; б) учебно-методическое сопровождение уроков музыки в начальной школе с использованием компьютерных технологий, разработанных на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников; в) определение этапов формирования познавательной активности и разработка комплекса диагностических процедур, позволяющих проводить мониторинг процесса обучения младших школьников музыке средствами компьютерных технологий.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются исходными методологическими и теоретическими позициями; опытно-экспериментальной проверкой структурно-функциональной модели и педагогических условий ее реализации; использованием комплекса методов теоретического и экспериментального исследования, длительностью проведенной экспериментальной работы; воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных данных; использованием методов математической статистики при обработке результатов исследования.
Личное участие диссертанта во внедрении результатов исследования осуществлялось в преподавательской, научно-методической и учебно-организационной деятельности на базе экспериментальных площадок, в качестве педагога-музыканта-исследователя и консультанта во время педагогической практики студентов, проверяющих эффективность учебно-методического комплекса по формированию познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий.
Апробация и внедрение результатов основных положений исследования осуществлялись на научно-практических конференциях: международных - «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (Уфа, 2008, 2009); всероссийских - «Образование на рубеже веков» (Уфа, 2007), «Башкортостан и Россия в социальных, политических и этнокультурных процессах» (Стерлитамак, 2007), «Научное педагогическое наследие А.П.Беляевой в системе профессионального инженерно-педагогического образования в России» (Нижний Новгород, 2008), «Мультикультурная современность: Урал – Россия – Мир» (Екатеринбург, 2009), «Культурное наследие и перспективы социокультурного развития России: культура повседневности» (Екатеринбург, 2010), «Традиции и инновации в образовании» (Новосибирск, 2010); региональной - «Развитие детской одаренности в гимназическом образовании» (Екатеринбург, 2009); межвузовском научно-практическом семинаре «Зачем культура современному инженеру?» (Екатеринбург, 2009); на страницах научных журналов «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена» (Санкт-Петербург, 2009), «Культура и образование» (Уфа, 2010), «Вестник БГПУ им. М.Акмуллы» (Уфа, 2010), «Научные проблемы гуманитарных исследований» (Пятигорск, 2010).
Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и культурологии Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы.
Результаты исследования отражены в 14 публикациях.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (316 наименований), 6 приложений. Текст диссертации содержит 17 таблиц, 9 рисунков. Общий объем работы – 213 страниц.
Сущность понятия «компьютерные технологии» в педагогической теории практике
Значительные технологические и социальные изменения последних десятилетий (конец XX - начала XXI веков) повлияли на динамику процессов глобализации и информатизации. Исходя из этого, неотъемлемой частью динамических процессов, происходящих в современном обществе, стал технологический подход, детерминирующий его развитие, внедрение научных достижений в социальные процессы, в том числе, в образование и культуру. Новый социокультурный контекст обусловил в педагогической науке разработку проблем, касающихся технологической стороны учебно-воспитательного процесса, поиска эффективных методов, форм, средств и приемов обучения, вызвав к жизни новое направление в организации обучения и воспитания - технологии.
В этой связи, Г.К.Селевко отмечает, что «...технологический подход и применение понятия «Технология» к педагогическим процессам» [238, 3] могут повлиять на развитие системы образования, на опыт педагогических инноваций авторских школ и учителей-новаторов, на результаты психолого-педагогических исследований, постоянно требующих обобщения и систематизации.
А.И.Уман под технологическим подходом понимает точное инструментальное управление учебным процессом, развивающееся на основе традиционного подхода, а не на противопоставлении ему, гарантирующее при этом достижение поставленных учебных целей [264]. В координатной системе школьного музыкального образования такое понимание проблемы становится особо актуальным, ввиду ограничения отведённого времени музыкальному искусству в учеб ном плане. Следовательно, точность и оптимальность в достижении результатов является для школьных уроков музыки жизненно важным условием. Отметим, что сегодня технологический подход к выстраиванию процесса образования разрабатывается такими отечественными педагогами, как В.П.Беспалько, В.В.Гузеев, М.В.Кларин, ГХСелевко, А.И.Уман [23; 56; 111; 238; 264].
В целях раскрытия основной проблемы нашего исследования обратимся к этимологии понятия «технология». Так, древнегреческое слово «techne» («технэ»), обозначало мастерство, искусство и понималось как умение, направленное на производство, конструирование из естественных материалов. В таком контексте Аристотель охарактеризовал его как среднее положение между просто опытом и теорией [268].
В свою очередь, на различных этапах истории понятие «техника» как комплекс средств рассматривалось философией в качестве доказательства превосходства человека над природой. Принято различать два значения понятия «техника». Если в первом случае оно обозначает определенные навыки, мастерство или степень искусности, проявляющиеся в той или иной деятельности, то во втором - инструменты и механизмы. Важно подчеркнуть, что в базисном контексте использования компьютерных и педагогических технологий в процессе успешного вхождения ребёнка в мир музыкального искусства для нашего исследования, безусловно, ценна значимость первого подхода.
Интересно, что философ Ю.С.Мелещенко определяет технику как «...сложное общественное явление, взаимодействующее через разветвленную систему связей и отношений с человеком» [172, 112]. В отличие от развития техники, характеризующегося преимущественно техническими показателями, технический прогресс представляет собой явление, в котором переплетаются разнообразные технические критерии, связанные с социально-экономическими результатами и динамикой развития техники.
Однако в отличие от техники научная категория «технология» (techne -искусство, мастерство и logos - учение) обозначает совокупность средств, процессов, операций, методов, с помощью которых она осуществляется [294].
Технологические операции, последовательно направленные на создание заданного объекта, основанные на естественных процессах и человеческой деятельности, являются важнейшим компонентом технологии. На себя обращает внимание тот факт, что музыка, являясь сложным видом искусства, требует логической организации процесса постижения её специфики и понятий.
Если говорить о толковом словаре русского языка С.И.Ожегова, то термин «технология» трактуется как «совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства» [194, 786]. В энциклопедическом словаре Ф.Я. Брокгауза и А.А. Ефрона «технология» так же понимается как совокупность методов, способов и приемов с целью получения готовой продукции. Таким образом, под данным понятием часто понимаются операции производственного процесса [304]. Однако существуют установки, где технология трактуется как организация деятельности человека, применяемая для преобразования окружающей среды.
Истоки идеи технологизации педагогической деятельности, по нашему мнению, лежат в поиске великого дидакта Яна Амоса Коменского, подчёркивающего и призывающего к «механическому» обучению как «технологическому», т.е. через стремление отыскать твердо установленные цели; средства, точно приспособленные для достижения этих целей; твердые правила, как пользоваться этими средствами, «...чтобы было невозможно не достигнуть цели» [118, 450]. Парадигму технологизации обучения поддерживали И.Г.Песталоцци, А.С.Макаренко, Н.И.Попова, С.Т.Шацкий и другие. Однако были и противники такой концептуальной постановки вопроса. В частности, Ф.Гансберг, Г.Шаррельман, К.А.Вентцель, И.И.Горбунов-Посадский, Л.Н.Толстой считали, что любая технология погубит уникальность личностных качеств ребёнка [103].
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что трехвековой путь привел к расширению содержания понятия «технология» от сферы производства до качественно нового его понимания в сфере образования. Понятие «технология» прочно вошло в тезаурус современной педагогической науки с сер. 50-х гг. XX в., так как его значение не противоречило следующим задачам: описанию, объяснению, прогнозированию, проектированию образовательного процесса.
Мы считаем вполне обоснованным мнение В.Э.Штейнберга о том, что «...технология в общем смысле слова — это труд высокой культуры, опирающейся на совершенные методики и инструменты, образцы и стандарты, проектирование и прогнозирование, знание механизмов развития и функционирования систем. Педагогические системы в этом смысле не являются исключением. Однако в отличие от материального производства, где роль инструментов оценивается адекватно, в образовании отсутствуют систематические исследования в области универсальных дидактических инструментов» [299, 11-12].
Если иметь ввиду, что «.. .методика преподавания учебной дисциплины — это часть педагогической науки и практики, исследующей закономерности процесса передачи учащимся содержания дисциплины и разрабатывающей их применение на практике» [238, 9], то соответственно она может входить в состав технологий и, наоборот, иные технологии - в состав методик обучения. Заметим, что в технологии представлены целевые, процессуальные, количественные и расчетные компоненты, тогда как в методике - содержательная, качественная и вариативная стороны. В отличие от методики технология носит более универсальный характер, ее признаками являются воспроизводимость и полное описание прогнозируемого результата обучения.
Формирование познавательной активности младших школьников с использованием компьютерных технологий в музыкальной деятельности
В условиях современной динамики развития общества и усложнения его технической и социальной инфраструктуры главным стратегическим ресурсом становится информация, основанная на интегрированных знаниях и высокоэффективных технологиях. Прогрессивные изменения XXI в. в области информационно-компьютерных технологий не обошли стороной и музыкальное образование. Безусловно, внедрение таких технологий, по сути, является новой эстетической реалией, обуславливающей необходимость поиска инновационных подходов к процессу обучения, вносящей существенный вклад в модернизацию системы отечественного образования.
Закономерно, что сегодня разработка перспективного содержания, форм и методов музыкального образования, основанного на использовании компьютерных технологий, является одним из ведущих направлений в педагогической теории и практике. Парадигма государственной образовательной политики детерминировала появление новых образовательных стандартов, дающих возможность продуктивного опыта инновационной деятельности учителей музыки. Данная постановка вопроса делает необходимым разработку новой педагогической концепции, направленной на внедрение и использование современных информационно-компьютерных технологий в системе музыкального образования, учитывающей предшествующий позитивный опыт.
Педагогическая теория и практика со всей очевидностью говорят об огромном преобразующем потенциале музыкального искусства в формировании личности младших школьников ввиду того, что оно воспринимается эмоционально, «раздвигая» границы чувственной сферы. При этом ребёнок через различные виды музыкальной деятельности средствами компьютерных технологий осваивает различные способы, средства познания музыкального искусства, окружающей жизни и самого себя.
Детство младшего школьника — период активного психического преобразования индивида. Поэтому трудно недооценить значимость познавательной музыкальной деятельности на этом возрастном этапе, несущей в себе субъективные эвристические установки для творчества как созидательного качества личности. Нервная система ребёнка устроена так, что процессу воспитания способствует чувственное восприятие быстрее, чем умственное осознание, так как чувства и эмоции особенно характерны для развивающегося организма. Д.Б.Эльконин отмечает: «...основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим» [302, 55-56].
Ребёнок, познающий искусство в период обучения в младшем школьном возрасте, более адаптирован к переходу на различные жизненные этапы, так как стремление к творческому отношению, к бытию обуславливает для него режим саморазвития. Кроме того, ценностная система, заложенная в детстве, обеспечивает социальную устойчивость личности.
Мы считаем, что в процессе обучения на уроках музыки учащиеся проявляют разные уровни познавательной активности, направленной на получение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства. Традиционно обучающая, воспитывающая, развивающая функции урока музыки могут обеспечиваться различными средствами. При этом использование компьютерных технологий будет способствовать возникновению новых качеств личности как интегральной системы, заключающейся в проявлении нового отношения, новой позиции к изучаемому объекту - музыкальному произведению.
В этом аспекте заметим, что активность как свойство материи заключается в способности к саморазвитию и изменению других объектов, по сути, обеспечивая существование человека в социуме. Из этого следует, что человек в процессе движения содержит в себе и его источник. Важно подчеркнуть, что осознание невозможно без активной мысли, а познание складывает ся на основе познавательного интереса, в котором мысль ищет выхода, так как она активна и устремлена на решение задач.
Известные положения об активности как непременном условии продуктивной деятельности и как её дидактического принципа (Ю.К.Бабанский [16], В.А.Крутецкий [140], А.М.Матюшкин [164], М.И.Махмутов [66] и др.) часто объясняются с позиций психофизиологии. Однако следует отметить научные позиции, относящие проявление активности как к числу первопричин деятельности, так и к движущим силам развития личности в целом (Ф.З.Забихуллин [81], Н.Е.Ковалев [112], Н.С.Лейтес [150], В.Д.Небылицын [187] и др.).
Музыкальная деятельность младших школьников, рассматривалась в трудах многих педагогов-музыкантов - Э.Б.Абдуллина [2] Ю.Б.Алиева [181], О.А.Апраксиной [13], Л.Г.Дмитриевой [62], Д.Б.Кабалевского [104], Н.М.Черноиваненко [62], Л.В.Школяр [183] и других. Под различными видами музыкальной деятельности понимается прежде всего наличие на уроках хорового пения, слушания, игры на музыкальных инструментах, изучения теоретических основ музыки (нотной грамоты), импровизации (как детского творчества) и т.д.
С полным основанием исследователь К.А.Абульханова-Славская констатирует: «...активность предшествует деятельности и сопровождает ее; так . как она исходит из потребности в деятельности, а деятельность — в предмете» [3,6]. Добавим, что активность - не новый предмет исследования в педагогике. Следовательно, с позиции нашей исследовательской работы, необходимо использовать различные возможности повышения активности учащихся начальной школы в процессе обучения и познания музыкального искусства средствами компьютерных технологий, что отразится не только в позитивных показателях знаниевого компонента, но и на формировании таких социально-значимых личностных качеств учащихся, как подвижность, внимательность, сообразительность, творческое воображение, способность проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и др.
Так как искусство учит постигать мир с разных аспектов, раскрывая особый смысл жизни, мы считаем, что в данном аспекте компьютерные технологии помогут ребёнку принять одновременно множество позиций и освободиться от консервативного влияния жизненной практики. Эмпирический путь существования искусства доказывает значительную силу воздействия на мыслительный процесс человека, развитие его сущностных качеств: чувства, разум, воля. Он помогает осмыслению их архитектоники через перцептивно-аксиологический аспект. Здесь важна аксиологическая направленность искусства, воздействие которого на личность подчёркивали в своих трудах Л.Л.Бочкарёв [30], Л.С.Выготский [40], В.И.Петрушин [205] и другие.
Можно констатировать, что активность младшего школьника в процессе обучения основам музыкального искусства позволяет приобретать позитивный социальный опыт, развивать коммуникативные способности, формировать адекватное отношение к окружающей действительности. В свое время А.В.Луначарский, обращая внимание на уникальность искусства с педагогической точки зрения, отмечал, что она заключается в развивающем потенциале воздействия на личность, что особенно важно для нашего исследования [157].
Соответственно, в проекции нашего исследования активность на уроках музыки нами подразделяется на познавательную, обеспечивающую интеллектуальное развитие средствами музыкального искусства, и мотиваци-онную, определяющую готовность прилагать усердие в его познании. В такой ключевой позиции компонентами познавательной активности становятся: стремление к самостоятельной деятельности, самосознание, системность, саморазвитие и другие. Хотя активность имеет избирательный характер, тем не менее, является одновременно и условием развития, и результатом личностного роста младших школьников.
Педагогические условия формирования познавательной активности младших школьников средствами компьютерных технологий в системе общего музыкального образования
Закономерно, что роль школьного курса «Музыка» видится всеми участниками образовательного процесса (родителями, детьми, педагогами) через призму развлекательности, а не оптимального условия формирования качеств личности. Тем не менее, урок музыки — уникальная возможность восполнения дефицита духовно-нравственных потребностей человека как биосоциального существа на всех этапах возрастного развития. Соответственно, при разработке содержательной части опытно-экспериментальной работы с целью выявления и реализации педагогических условий формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе средствами компьютерных технологий прежде всего были сделаны опоры на компетентное мнение В.А.Сухомлинского. Совершенно справедливо талантливый педагог считал, что музыкальное искусство - это мелодия и красота звуков, благородство сердца и чистоты души, являющихся важным педагогическим средством «настройки» нравственного инструментария в процессе развития человека», а значит и становление человека как значимой личности невозможно без постижения мира музыкальных звуков [256].
С этой целью нами выявлены педагогические условия, способствующие успешности реализации проблемы исследования в педагогической практике современной школы как учреждения системы основного общего образования. Исходя из теоретического анализа и изучения имеющегося педагогического опыта в проекции исследуемой проблемы формирования познавательной активности учащихся начальных классов на уроках музыки и доли участия компьютерных технологий в её решении, нами учитывалась необходимость следующих педагогических условий, потребовавших экспериментальной проверки: а) оптимальное сочетание традиционных форм и методов обучения музыке с игровыми, познавательными и выразительными возможностями компьютерных технологий как способа повышения познавательной активности младших школьников; б) учебно-методическое сопровождение уроков музыки в начальной школе с использованием компьютерных технологий, разработанное на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников; в) определение этапов формирования познавательной активности и разработка комплекса диагностических процедур, позволяющих проводить мониторинг процесса обучения младших школьников музыке средствами компьютерных технологий.
Для определения эффективности педагогических условий формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий в общеобразовательной школе, предлагаемых в авторской структурно-функциональной модели, была организована опытно-экспериментальная работа, в которой использовался традиционный алгоритм её проведения (по М.М.Поташнику): —проверка гипотезы исследования процесса формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий в общеобразовательной школе; -воспроизведение существующих методик использования компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе; -исследовательская работа по выбранной проблеме в условиях функционирования системы общего музыкального образования.
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы, нами осуществлялся эмпирический анализ влияния компьютерных технологий на уровень сформированности познавательной активности учащихся начальной школы на уроках музыки. Эксперимент был проведён на базе муниципальных общеобразовательных учреждений г. Уфы: МОУ СОШ № 26, МОУ гимназия №47 им. А.Гайдара, МОУ СОШ №70 .
Экспериментальная работа проводилась нами в течение 2004 — 2010 годов, как было отмечено выше, в общеобразовательных учреждениях г. Уфы Республики Башкортостан и предусматривала три этапа её практической реализации: 1.Этап (2004 - 2006 гг.) — изучение причин познавательных интересов, мотивов, потребностей и условий позитивного эмоционального настроя школьников к использованию разных видов компьютерных технологий на уроках музыки, проведение пилотажного исследования среди учащихся контрольных и экспериментальных классов школ и гимназий Республики Башкортостан, студентами музыкального отделения БГПУ им. М.Акмуллы. 2.Этап (2006 - 2009 гг.) - практическая реализация структурно-функциональной модели, выявление влияния компьютерных технологий на динамику познавательной активности школьников при усвоении учебного материала на уроках музыки. Практическое использование разработанных диагностических методик для проверки эффективности исследуемой проблемы. Анкетирование и проведение контрольной работы со студентами института педагогики музыкального отделения очной и заочной формы обучения на тему «Компьютерные технологии в искусстве и образовании» с целью определения степени готовности использования знаний, умений, навыков к использованию компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе. 3.Этап (2009 - 2010 гг.) — подведение итогов и оформление результатов проведённого эксперимента.
Заметим, что оптимальное сочетание традиционных форм и методов обучения музыке с игровыми, познавательными и выразительными возможностями компьютерных технологий как способа повышения познавательной активности младших школьников осуществляется на уроках музыки - ключевая позиция в эстетическом становлении ребёнка, так как это входит в систему основного, то есть базового образования, охватывающего весь контингент учащихся современной школы. По нашему мнению, урок музыки, являющийся синкретической частью системы основного образования школы любого типа (гимназии, лицея и других), должен активизировать и инициировать процесс ментально-рефлексирующего погружения в мир творчества, что особо значимо для учащегося начальной школы.
Мы обратили внимание на соответствие использования на уроках различных видов деятельности и возможностей компьютерных технологий, приводящих уроки к единой цели — высокому уровню познавательной активности младших школьников как величайшего достижения общечеловеческой культуры. Между тем, анализ методической литературы позволил нам определить урок музыки как перспективную форму деятельности, способствующую раскрытию и развитию мотивационного потенциала учащегося начальной школы, определяющего формирование познавательной культуры не только в области музыкального искусства, но и в других сферах науки и культуры.
Традиционно урок музыки должен заложить основу духовно-нравственных основ личности, восполняя характерный для наших дней дефицит гуманности и красоты. Однако мы понимали, что для достижения положительного результата нашего исследования нельзя ограничиваться только рамками урока, который является хоть и базовой формой общения учителя с ребёнком, но не единственной.
Поэтому, решаемые задачи по формированию познавательной активности учащегося начальной школы средствами компьютерных технологий на уроках музыки проецировались и на внеурочную деятельность, что способствовало видению поэтапного решения обозначенной проблемы с разных ракурсов: -формирования ценностного отношения к окружающему миру, к себе и другим людям средствами музыкального искусства; —накопление эстетического опыта средствами музыкального искусства; -стремление к саморазвитию и самосовершенству через проявление своего творческого потенциала в различных видах музыкальной деятельности.
Экспериментальная проверка структурно-функциональной модели формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий
Поставленная цель и вытекающие из неё задачи проведения опытно-экспериментальной работы по проблеме формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе средствами компьютерных технологий определили следующие положения:
1. Изучение и анализ современного состояния проблемы постижения музыкального искусства школьниками и обозначенной нами проблемы диссертационного исследования в педагогической теории и практике образовательного процесса в школе, основанного на принципах гуманистической педагогики и личностной ориентации, способствующих созданию атмосферы сотворчества через единство художественного и технического начал урока.
2. Разработка и внедрение структурно-функциональной модели формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе средствами компьютерных технологий через обоснование педагогических условий ее реализации; определение уровней (репродуктивного, поисково-репродуктивного, эвристического, творческого), критериев (личностно-качественных, познавательных, эмоционально-волевых, музыкально-деятельностных) и показателей сформированности познавательной активности учащихся; отбор оптимально-продуктивных форм, методов использования компьютерных технологий как условия формирования музыкальной культуры личности ребёнка и приобретения им эмпирического опыта позитивной межличностной коммуникации.
3. Выявление базисного уровня сформированности познавательной активности учащихся начальной школы на уроках музыки в общеобразовательной школе как условия успешной самоактуализации личности в среде жизнедеятельности.
4. Экспериментальная проверка структурно-функциональной модели, критериев, уровней и показателей сформированности познавательной активности младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе средствами компьютерных технологий; проверка эффективности применения разработанного учебно-методического комплекса, включающего в себя программу по музыке для начальных классов общеобразовательной школы, электронный ресурс, методические рекомендации для учителей музыки по использованию компьютерных технологий на уроках музыки. Осуществление анализа полученных результатов в процессе исследования. Оформление диссертации.
Нами были определены этапы опытно-экспериментальной работы: организационно-подготовительный, содержательно-процессуальный, аналитико-завершающий. Стартовый период нашей исследовательской работы был направлен на изучение научной литературы и имеющегося практического опыта по выбранной теме диссертационного исследования, направленного на выявление современных проблем музыкальной педагогики в теории и практике.
С целью ориентации на требования, предъявляемые к современному уроку музыки, мы изучили содержание Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [120]. Некоторые аспекты исследования уточнялись нами в ресурсах сети Интернет - на официальных сайтах образовательных учреждений, методических кабинетов исследователей, специализированных форумах и других.
В диссертационном исследовании нами учтены результаты собственной профессиональной деятельности, начиная с педагогической практики в
Сибайском педагогическом колледже, а затем в Башкирском государственном педагогическом университете им. М.Акмуллы, в системе общеобразовательной школы в качестве учителя музыки, в системе дополнительного образования в качестве педагога дополнительного образования и в системе высшего профессионального образования в качестве ассистента кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин в Башкирском государственном педагогическом университете им. М.Акмуллы.
При исследовании проблемы формирования познавательной активности младших школьников на уроке музыки определенную ценность представляют результаты невключенного наблюдения и разностороннего изучения опыта работы таких общеобразовательных школ, как МОУ гимназия №2, МОУ СОШ № 9, №12 (г. Сибай), МОУ «Гимназия № 1» (г. Стерлитамак). Кроме того, нами были установлены научно-творческие контакты с учителями музыки общеобразовательных школ, входящих в творческое объединение «Tabulla», организованного на базе кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин социально-гуманитарного факультета Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы
Логично, что объектом нашего наблюдения стал образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях, реализуемый учителями музыки в различных формах: урок-обобщение, урок-экскурсия, урок-концерт, урок-презентация и других.
Постигнув суть педагогического анкетирования и наблюдения системы школьного музыкального образования, мы приблизились к пониманию имеющихся теоретико-практических проблем, заключающихся в потребности эффективного и результативного проведения урока музыки в общеобразовательной школе. В частности, мы пришли к выводу о необходимости разработки и внедрения структурно-функциональной модели формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе средствами компьютерных технологий на основе интеграции общих педагогических, музыкальных и компьютерных основ учителя.
Пилотажный диагностический срез отношения учителей к интересующей нас проблеме выявлялся у 141 участника по следующим критериям: теоретическая готовность, практическая готовность и продуктивно-творческая готовность к использованию компьютерных технологий. В состав обследуемых респондентов входили практикующие учителя музыки общеобразовательных учреждений г. Уфы и студенты музыкального отделения института педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы.
Проведение пилотажного среза проводилось совместными усилиями экспертов в области музыкального и педагогического образования, представляющих Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы и творческое объединение учителей музыки общеобразовательных школ г. Уфы «Tabulla». С целью оценивания уровня теоретической подготовленности студентам было предложено заполнить 2 анкеты с 9 вопросами, направленных на выявление практической подготовленности к применению компьютерных технологий на уроках музыки с целью формирования познавательной активности учащихся начальных классов (Приложения 4, 5). Также учителям музыки общеобразовательных школ было предложено заполнить анкеты с целью изучения степени реализации на уроках музыки компьютерных технологий (Приложение 6).
По данным анкетирования выяснилось, что студентам специальности «Музыкально-компьютерные технологии» дневной формы обучения для использования компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе не хватает знаний, умений по методике обучения детей в школе, так как данный курс не предусмотрен учебным планом. Студенты специальности «Музыкальное образование», напротив, обладают достаточными знаниями, умениями в области методики обучения музыки в школе, однако, у них не предусмотрен курс по освоению компьютерных технологий, соответственно, они не имеют представления о работе с различными компьютерными технологиями.
Похожие диссертации на Формирование познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий
-
-