Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Формирование творческой активности школьников в теории и практике 14
1.1. Формирование творческой активности школьников в учебном процессе как социально-педагогическая проблема 14
1.2. Учебная деятельность-психолого-педагогическая основа формирования творческой личности школьника 28
Глава II. Пути, средства, методы формирования творческой активности учащихся в контексте совершенствования урока 38
2.1. Современная дидактика - основа творческого моделирования учебно-познавательной деятельности по формированию творческой активности учащихся 38
2.2. Совершенствование организационных форм и содержания урока в контексте исследуемой проблемы 48
2.3. Формирование творческой активности учащихся на традиционных уроках 71
2.4. Речевая и предметно-практическая деятельность учащихся как средство и метод формирования интеллектуального потенциала и творческой активности учащихся 84
2.5. Особенности проведения уроков географии с учетом возрастных особенностей учащихся и содержания учебного материала в формировании творческой активности 119
2.6. Связь внеурочной работы с учебным процессом по формированию творческой активности учащихся 139
Глава III. Педагогическое проектирование основных на правлений совершенствования форм организации учебных занятий и учебно-познавательной деятельности по форми рованию творческой активности учащихся 142
3.1. Роль учителя в подготовке и планировании учебного материала по формированию творческой активности учащихся 142
3.2. Обобщение опыта формирования творческой активности учащихся в контексте совершенствования урока. Опытно-экспериментальная проверка результативности научно-методических рекомендаций исследования 147
Выводы 163
Литература 166
Приложение 176
- Формирование творческой активности школьников в учебном процессе как социально-педагогическая проблема
- Современная дидактика - основа творческого моделирования учебно-познавательной деятельности по формированию творческой активности учащихся
- Роль учителя в подготовке и планировании учебного материала по формированию творческой активности учащихся
Введение к работе
Актуальность исследования. Каждому периоду развития социально-экономической, культурной жизни общества соответствует свой уровень развития теории обучения, в которой доминирует определенная идея организации учебного процесса.
История педагогики знает разные типы и виды обучения, в каждом из которых всегда были элементы предшествующего и последующего типов.
В наши дни тв условиях переходного периода на рыночную экономику школа призвана сыграть ведущую роль в возрождении и укреплении духовного начала в человеке, повышении его нравственности, развитии его творческого потенциала как главного условия познания и преобразования мира.
Формирование творческой личности было и остается важной задачей педагогической науки и практики. Но что собой представляет творческая личность, какими качествами она обладает? Ответить на эти и подобные вопросы, связанные с творчеством, пытались мыслители всех эпох развития мировой науки и культуры.
В истории науки были многократные попытки создания теории творчества, но вне поля зрения исследователей оставались всегда педагогическое творчество и труд человека на производстве.
На рубеже XIX и XX столетий, вслед за исследованиями художественного и научно-философского творчества, а несколько позднее и технического творчества, появились исследования естественнонаучного творчества. Исследования в этих областях привели к выявлению некоторых общих черт творчества. Однако, несмотря на многократные попытки эмпирического обобщения творческого процесса,
проблема творчества в целом решалась крайне медленно. И не потому, что действительно весьма сложным оказался сам предмет исследования, а главным образом потому, что до середины нашего века исследованию названной проблемы не придавалось существенного значения. Общество не имело острой практической потребности в такого рода исследованиях. Однако появлялись люди, которые в результате огромных личных усилий становились творцами науки, техники, искусства.
Только в связи с научно-технической революцией во второй половине XX века обстоятельства изменились в лучшую сторону. Возникла острая необходимость в выявлении природы творчества, в создании фундаментальной теории творческой деятельности, в том числе и в области рационального управления творческим процессом. Но, несмотря на усилия ученых, и ныне мы не имеем научного управления творчеством. Также обстоят дела и с педагогическим творчеством, творчеством учителя, с формированием в учебной деятельности творческой личности школьника. Ясно одно, что творческую личность может формировать лишь творчески работающий учитель. Однако учителя, пытающегося добросовестно разобраться в сущности педагогического творчества, ожидают нелегкие испытания. Из океана слов, объясняющих это понятие, трудно выделить дельную мысль для практической деятельности, ибо чем глубже вникаешь в научную литературу, посвященную творчеству учителя, тем больше убеждаешься Б том, что ничто другое не требует такой полной ясности, как педагогическое творчество.
Педагогическое творчество - это не самоцель. Его главная задача - повышение эффективности и качества учебно-познавательной деятельности школьника. Во всем мире творчество исключительно вы соко стимулируется и поощряется отнюдь вовсю не для прекрасного словца. Люди ищут, внедряют новое, чтобы превысить достигнутые результаты. Так обстоят дела и в образовании, где творчество предполагает не только выход за пределы устоявшейся технологии,но и обязательную гарантию, что полученный результат будет гораздо выше ранее достигнутого уровня.
Бесспорно, педагогический труд всегда носит творческий характер. Это отмечали великие педагоги прошлого - Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и многие ведущие педагоги и психологи страны.
Творческий характер педагогического труда предполагает анализ педагогической ситуации, проектирование результатов, работы по их достижению, сравнение достигнутого с исходными данными, решение интеллектуальных и практических задач, конструирование и реализацию познавательного процесса и многое другое.
Творческий характер педагогического труда проявляется в необходимости повседневного решения множества проблем учебно-познавательной деятельности школьников.
Чем же обусловлена объективная необходимость педагогического творчества? Сложностью, многогранностью педагогических задач и необычайным многообразием конкретных педагогических ситуаций.
Действительно, учебная программа, учебник, разработки, пособия и тем более задачи воспитания рассчитаны на неких абстрактных, усредненных школьников, а перед учителем сидят конкретные школьники, неповторимые в своем своеобразии. Каждая встреча со школьниками, каждый урок требует неординарного педагогического решения. И каждый раз учитель заново решает педагогические проблемы. Какие организационные формы, методы и приемы принесут ус пех? Как добиться подлинного контакта с мыслью и чувствами школьников? Как реагировать на внезапные изменения ситуации, несовпадения задуманного?
Постоянная нацеленность учителя на поиск оптимальных для данной ситуации решений и определяет творческий характер педагогического труда. Имея дело каждый раз с новыми обстоятельствами и развивающей природой ребенка, учитель всегда вынужден мыслить и действовать оригинально, избегая трафарета, прямого повторения пройденного и ошибок.
Педагогическое творчество не рождается стихийно. Учитель -не "свободный художник". Он, сообразуясь с требованиями общества, установленными наукой психологическими и педагогическими закономерностями и принципами, руководствуясь нормами предписаний, программ, методических пособий, указаниями в учебниках, сверяясь с передовой педагогической практикой и собственным опытом, в конкретных урочных условиях творит новую педагогическую действительность, т.е. формирует личность школьника.
К важнейшим условиям, способствующим формированию творческой личности в познавательном процессе относятся творческая атмосфера, решение творческих задач, которые должны быть зафиксированы во всех разделах учебной программы, в содержании учебных дисциплин, вьметодике усвоения учебного материала, иначе говоря, содержание образования должно строиться на основе программы развития личности школьника. Критерием успешной деятельности педагога должна быть мера развития обучающихся.
Проблема творчества - это требование нашего времени. Стремительный темп научно-технического процесса (количество информации удьаивается каждые 10-15 лет, интенсивно внедряются принципиально новые технологии) требует от специалистов всех отраслей науки и производства постоянного обновления знаний, умений и навыков. Естественно, это влечет за собой колосалъные финансовые затраты. Уже сейчас передовые страны расходуют на образование примерно пятую часть своего бюджета, а наиболее мощные фирмы до четверти прибыли вкладывают в переподготовку персонала. Налицо факт, что выживание сегодня обеспечивают только высококвалифицированные кадры.
Вместе с необходимостью успевать, "быть в струе" научно-технический прогресс породил и ряд противоречий. Сработал психологический фактор: человеку лучше в знакомой среде, и потому он сопротивляется переходу в новую ситуацию. "Для большинства людей идеальной представляется работа, не предъявляющая никаких требований к творческому инстинкту... Мы постоянно должны искать людей, которые любили бы дело ради его трудности",- писал известный американский бизнесмен Генри Форд IfG 3. Любовь к сложному и трудному делу свойственна только тем, кто обладает творческим мышлением. Развить его природные задатки под силу лишь образованию. Но для этого современному обществу требуется не только деньги, но и педагогика, гарантирующая интеллектуальный и психологический рост человека, формирующая устойчивые компоненты творческого потенциала. Только творчески мыслящий человек всегда готов к переменам, более того, преодолевая интеллектуальные барьеры, он получает моральное удовлетворение, новый импульс к трудной деятельности.
Наукой доказано, что природа творчества едина, и творческие способности на основе природных задатков можно развивать подобно навыкам чтения, письма, катания на велосипеде
Творчество - производное интеллекта. Любой человек мог бы привести много примеров как, скажем, способный, но ленивый хоронит себя или как человек любознательный и целеустремленный при самых, казалось бы, средних способностях становится хорошим рационализатором, изобретателем, ученым. Действительно, ведь; мыслит не бездушный, "творческий мозг", а личность с ее устремлениями и интересами, социальными связями и ценностными ориентациями, потребностями, желаниями много знать.
Однако "далеко не все люди могут стать творческими личностями в полном понимании значения этих слов, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому. Творчески относиться к делу значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество -это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Даже когда мы выполняем повседневную работу - готовим еду, шьем одежду, мастерим что-то, обставляем и ремонтируем квартиру, выращиваем растения, составляем букеты, делаем прическу, макияж, пишем письма, общаемся с людьми, рисуем, играем и т. д. - можно внести что-то новое, неповторимое. И если у нас получается, мы испытываем радость. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень" С7?].
К сожалению и ныне в учебно-воспитательной практике общеобразовательной средней школы ситуация складывается порою не в пользу формирования творчески мыслящей личности. Многие вопросы учебно-воспитательного процесса школа стремится решать средствами заучивания, запоминания материала. Отсутствует органическое единство в решении проблемы образования и воспитания.
Наличие вышеуказанных проблем в теории и практике послужило основанием выбора темы исследования "Формирование творческой активности школьников в контексте совершенствования урока".
Проблема исследования формируется следующим образом:"Каковы психолого-педагогические условия и средства, обеспечивающие эффективность формирования творческой активности школьников в учебном процессе?"
Решение теоретико-методологических, собственно научных и психолого-педагогических аспектов этой проблемы составляет сущность, содержание и цель предпринятого нами диссертационного исследования.
Объект исследования - учебный процесс средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования - формирование творческой активности учащихся в учебном процессе.
Гипотеза исследования: эффективность учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе значительно повысится, если:
- будет базироваться на концепции проблемно-развивающего обучения;
- будет опираться на общеинтеллектуальное развитие учащихся, формирование мотивов и потребности к самостоятельной учебно-познавательной деятельности;
- будет осуществляться посредством использования специально разработанной системы заданий, ориентированной на развитие психических познавательных процессов, творческой активности и т.д., овладение общеучебными и предметными умениями;
- реализуется в условиях благоприятного психолого-педагогического климата класса.
Цель исследования - выявление дидактических, психолого-педагогических условий и средств, способствующих формированию творческой активности учащихся в учебном процессе естественнонаучных дисциплин.
Задачи исследования:
- изучить состояние проблемы формирования творческой активности школьников в учебном процессе в теории и практике;
- выявить сущность и структуру творческой активности учащихся в учебном процессе;
- разработать пути и средства, технологию формирования творческой активности школьников в учебном процессе;
- осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности научно-практических рекомендаций исследования.
Теоретико-методологическими предпосылками исследования являются системно-структурный, логико-психологический и функциональный подходы к целям, задачам исследования и содержательно-процессуальным аспектам образования и воспитания, новые научные достижения естественнонаучных и других дисциплин, современные достижения педагогической и психологической мысли в области образования и воспитания личности школьника.
Методы исследования:
- теоретическое исследование проблемы путем изучения.анализа психолого-педагогической литературы;
- построение теоретической модели и педагогической концепции формирования творческой активности школьников в учебном процессе;
- выявление, изучение и обобщение передового педагогического
опыта в области рассматриваемой проблемы;
- опытно-экспериментальная проверка разработанной концепции и научно-методических рекомендаций исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: средняя общеобразовательная школа, учреждения дополнительного образования. Научная новизна и теоретическое значение исследования;
1. Разработана система повышения творческой активности школьников в общеобразовательной школе;
2. Выявлены сущность и структура творческой активности школьников в учебном процессе;
3. Выявлены дидактические, психолого-педагогические условия и средства, способствующие формированию творческой активности школьников в учебном процессе;
4. Разработаны модели нестандартных уроков, повышающих творческую активность учащихся.
Практическое значение исследования:
- выявлены, исследованы и описаны основные направления формирования творческой активности школьников в учебном процессе;
- разработаны рекомендации учителям, .составителям учебных программ, пособий по формированию творческой активности школьников в учебном процессе;
- выявлены оптимальные псхолого-педагогические условия и система средств, способствующие повышению эффективности процесса обучения и его качественных показателей.
Достоверность и обоснованность научных положений и выводов исследования обусловлены методологией исследования, исходными теоретическими позициями, разнообразием научных, практических приемов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в непосредственной педагогической деятельности автора в школах сельской местности Комсомольского, Ибресинского районов Чувашии, городских школах г. Чебоксары, на научно-практических конференциях, семинарах районных методобъединений, районных, республиканских педчтениях, на курсах повышения квалификации директоров средних школ и учителей географии и природоведения.
Этапы исследования:
1 этап. (1972 - 1984 гг.) - теоретическое осмысление проблемы, определение исходных параметров исследования.
2 этап. (1985 - 1989 гг.) - теоретическое исследование проблемы, разработка плана работы.
3 этап. (1990 - 1995 гг.) - разработка научно-методических рекомендаций исследования и их опытно-экспериментальное апробирование.
4 этап. (1995 - 1998гг.) - оформление диссертационной работы. На защиту выносятся следующие положения:
- основные положения выдвинутой концепции по формированию творческой активности школьников в учебном процессе;
- психолого-педагогические условия, обеспечивающие реализацию творческой активности в учебном процессе;
- педагогическая инструментация и технология осуществления творческой активности в учебном процессе.
Формирование творческой активности школьников в учебном процессе как социально-педагогическая проблема
Проблема формирования творческой активности школьников в учебном процессе является предметом глубокого психолого-педагогического и социального исследования. Ныне теория образования и обучения из узконаучной области, занимающейся тем, чему учить и как учить, стала целенаправленно разрабатывать вопросы: как готовить человека, который отвечал бы потребностям современного общества, как формировать в нем общественную личность нового общества?
Современные исследования процесса становления личности тесно связаны с анализом человеческой деятельности, многообразиям ее видов, всесторонне обогащающих личность. В изучении возможностей учебно-познавательной деятельности для становления личности школьника важнейшей проблемой учителя является обеспечение школьнику субъективной позиции к учебной деятельности, воспитание у него личностных свойств активности, самостоятельности, которые смогли бы уже в школьные годы содействовать его общественно активной позиции, живо и адекватно реагирующей на ситуацию общественного бытия.
Педагогические исследования, основанные на психологической закономерности о переходе внешних влияний во внутренний план личности, в ее сознание, переживания, побуждения, приводят к поиску таких путей обучения и воспитания, которые в корне изменяют отношение учащихся к учебному процессу. Речь идет не только о том, чтобы в процессе обучения шло усвоение знаний, умений и навыков (и это по-прежнему очень необходимо): учебный процесс должен быть нацелен на создание внутренней среды школьника, которая обеспечивала бы его самостоятельно совершаемый встречный процесс к организуемой учителем учебно-познавательной деятельности. И тем самым усиливала бы эффект развития, воспитания тех морально-трудовых качеств, тех индивидуальных свойств, которые необходимы общественно ценной личности.
Наши исследования показали, что от внутренних побуждений школьника в значительной степени зависят и процесс, и результат его учебной деятельности, а также -развитие познавательной деятельности до уровня творческой активности.
Особенности современного движения педагогической и психологической наук создают такую атмосферу деятельности учителя, в которой он не может обучать и воспитывать своих питомцев, не добиваясь их интереса, активности, творческого подхода к учебной деятельности.
Все сказанное говорит об актуальности проблемы формирования познаваетльного интереса и творческой активности школьников в учебном процессе. Разработка этой проблемы обусловлена задачами современного общества, озабоченного подготовкой молодых поколений не только для настоящего, но и для будущего. Уже в школе нужно прививать ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний путем самообразования; воспитывать его внутренние побуждения расширять свой интеллектуальный кругозор, чтобы стать не только хорошим специалистом, профессионалом, но и совершенствовать свой труд, поднимать его на уровень творческой деятельности.
Если выпускник школы будет работать в области науки, техники, культуры, ему тем более необходимы знания, обгоняющие время, практические ориентиры, чтобы преобразовывать действительность.
И в том и в другом случае смогут помочь ему воспитанный в школе неугасаемый познавательный интерес, развитый на основе творческой учебной деятельности, инициативы, способности в любых условиях идти в ногу со временем, с наукой, культурой.
В чем же заключается то особо важное и ценное для формирования личности, что объективно содержит в себе познавательный интерес, самостоятельность, творческая активность?
Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на процесс познания. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности.
В то же время, познавательный интерес - глубоко личностное образование. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности интеллектуальные, эмоционально- мотивационные, волевые и другие процессы. Опираясь на познавательный интерес, учитель может способствовать развитию у учащихся интеллектуальной, творческой активности, содействовать эмоционально- мотивационному подъему, поддерживать волевые устремления школьника.
Именно интерес и комплекс связанных с ним состояний личности и образуют ту внутреннюю среду ученика, столь необходимую для активизации познавательной деятельности учащихся.
Современная дидактика - основа творческого моделирования учебно-познавательной деятельности по формированию творческой активности учащихся
Одна из основных задач современной дидактики - это разработка и использование технологии обучения, способствующей развитию творческих способностей школьников. Такая технология гарантирует формирование диалектического мировдарения, современного научно-теоретического мышления, широких познавательных потребностей, мотивов, полноценной учебной деятельности. Она основана на дея-тельностном подходе к процессу обучения и имеет личностно-ориентированный характер.
Технология обучения на деятельностной основе способствует созданию субъективных психических образце -у, которые возникают в результате предметно-практической, чувственно-мотивационной и мыслительной активности, интегрально отражающей действительность. Возникающие в сознании ученика образы обладают ценными возможностями творческого моделирования учебной деятельности. Особенно велика здесь информационная емкость различных форм учебной деятельности, направленная на развитие творческого потенциала школьников. Наши исследования, многолетний педагогический опыт подтверждают, что традиционная объяснительно-догматическая методика передачи готовых знаний не способствует развитию творческих дарований школьников. Рассказ, монолог учителя, т.е. слуховая форма восприятия, преобладающая в школе, не ведет к созданию полноценных образов тех знаний, приемов и способов, которыми должен овладеть ученик. Возникает парадокс: чем больше учитель рассказывает и сам работает на уроке, тем хуже понимают и мыслят школьники, тем труднее идет формирование образов учебной действительности, понимание связей с процессом мышления и действия.
Понимание - это первый результат собственной мыслительной работы, новое знание о тех явлениях учебной действительности над которыми думал учащийся. Это новый признак, новое качество, новое отношение, новая связь и заключение, которые ученику удалось самому установить, познать в процессе предметно-практической деятельности. Полноценное понимание достигается в процессе собственного анализа и синтеза, абстрагирования, установления законов, принципов и т.д.
Наши уроки в среднем и старшем звене существенно отличаются по своей технологии от обычной методической учебной деятельности комбинированного урока, более соответствуют основным параметрам интеллектуального развития школьника, имеют личностно-ориентированный характер, в основе технологии деятельностного подхода к процессу учения лежит проектирование высокоэффективной учебной деятельности школьников. В самом общем виде его можно представить как:
- описание ожидаемого результата обучения (степень владения понятиями, приемами и способами деятельности, особенности интеллектуального развития и т.п.);
- характеристику психических процессов, которых необходимо актуализировать для достижения поставленных образовательных задач;
- конструирование содержания учебной деятельности, стимулирующей требуемые психические процессы, ситуаций общения., дающих нужный учебно-познавательный эффект;
- представление учебного материала в виде системы познавательных задач и дидактических приемов, способов их усвоения;
- выявление логики этапов усвоения материала, условий переноса освоенного в новые образовательные ситуации;
- личностно-мотивированное обеспечение деятельности ученика и учителя (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и творческий смысл деятельности);
- применение в учебном процессе новейших средств и способов информации;
- разработку процедур контроля, диагностики качества усвоения материала, способов его коррекции.
Интересна методика образовательного процесса при деятель-ностном подходе к учению. На уроке учащиеся припоминают изученное, слушают объяснения учителя, сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли по выполненным и выполняемым ими работам, обсуждают и отбирают с помощью учителя содержание изучаемого материала для- выполнения задания предмета познания. Ученики усваивают учебный материал не механически, содержание учебного материала рождается в ходе репродукционной и творческой учебно-познавательной деятельности как прием, как способ действий, добытые ими в учебном процессе.
Роль учителя в подготовке и планировании учебного материала по формированию творческой активности учащихся
Первым и важным условием успешной организации учебного пгю цесса является подготовка учителя к уроку. Подготовка и планирование учебного материала - сложное дело даже для опытных учителей.
Вопросам подготовки и планирования уроков педагогическая наука, учительство всегда уделяли большое внимание. Однако научно обоснованное планирование учебного материала уроков ждет коррективы и поныне. Качество урока в школе зависит прежде всего от учителя, его научно-теоретической и методической подготовки. Только знание учителем общих закономерностей, принципов, правил дидактики, содержания и сущности урока как формы организации учебно-воспитательного процесса может стать гарантией повышения качества и эффективности обучения и воспитания учащихся. Однако успех учебно-воспитательной работы современной школы зависит не только от учителя. Имеются объективные трудности в подготовке и планировании современных уроков. Эти трудности связаны:
-- с поиском такой организации уроков, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала всеми учащимися на уроке, но и их самостоятельную учебно-познавательную деятельность, способствующую развитию интеллектуального потенциала и познаватель активности до творческого уровня;
- с подготовкой дидактического материала, подбором методов, способов, приемов создания проблемной ситуации, задании предмета познания и т.д., рассчитанных на фронтальную, индивидуальную и групповую работы учащихся в условиях коллективного учения;
- с невозможностью комплексного применения технических средств для повышения темпа урока и экономии времени для самостоятельного решения учебных проблем;
- с необходимостью формирования мотивов учения, повышения эмоционального настроя и обеспечения единства образования и воспитания.
В чем же основная причина этих трудностей?
Первая. Изменилось соотношение учебной деятельности учителя и учащихся в учебном процессе. Это потребовало поисков новой схемы взаимодействия учителя и учащихся. Увеличилась доля самостоятельной познавательной деятельности в учебном процессе. Теперь в проблемно-развивающем процессе обучения, учащиеся выполняют достаточно много учебно-практических работ: пишут, анализируют текс- ты, решают задачи, выступают с сообщениями, докладом, защищают рефераты и т.д.
Вторая причина. Дидактика и частные методики еще не предложили пути глубокого анализа содержания учебного материала Б зависимости от цели урока, способов выбора методов обучения с учетом специфики учебного предмета.
В третьих, изложение материала в учебниках все еще остает:м информационным, ввиду чего- учителю постоянно самому приходится повышать его теоретический уровень, структурировать в виде обобщенных "блоков", проблемных вопросов, заданий предмета познании. находить возможности изменения ег.о в соответствии .со структурой урока.
В четвертых, учебно-наглядный материал в большинстве случать рассчитан на словесно-наглядное обучение и мало приспособлен для организации самостоятельной работы учащихся.
В-пятых, трудности подготовки урока связаны с недостаточной научной организацией труда (НОТ) учителя в школе.
Планирование работы - сложный и ответственный этап в подготовке учителя к. занятиям. От планирования во многом зависят слаженность и ритмичность учебной работы, выполнение программы и в конечном счете качество и глубина знаний учащихся. Планирование работы учителя включает разработку перспективно-тематического плана на учебный год и составление плана на каждый урок. Іч
Мы думаем, какой-либо обязательной единой формы перспективно-тематического плана вводить не следует. Тематический план должен отражать направление творческого педагогического поиска учителя, методы реализации дидактических принципов и правил учебной деятельности.