Содержание к диссертации
Введение
1. Теоретические основы развития творческой личности средствами русского инструментального фольклора 12
1.1 Проблема развития творческой активности в педагогических и психологических исследованиях 12
1.2 Характеристика творческой активности, ее взаимосвязь с другими качествами личности 34
1.3 Социокультурная роль русских народных инструментов как
средства формирования творческой активности личности 58
2. Процесс развития творческой активности младших школьников в фольклорном ансамбле 81
2.1 Реализация педагогических условий развития творческой активности детей 81
2.2 Содержание, формы и методы развития творческой активности младших школьников в фольклорном ансамбле на основе устной традиции обучения 110
2.3 Подготовка педагогов к работе по развитию творческой активности младших школьников на основе устной традиции обучения в фольклорном ансамбле 139
Заключение 153
Список использованной литературы 159
Приложение 1 175
Приложение 2 182
Приложение 3 188
- Проблема развития творческой активности в педагогических и психологических исследованиях
- Характеристика творческой активности, ее взаимосвязь с другими качествами личности
- Реализация педагогических условий развития творческой активности детей
- Содержание, формы и методы развития творческой активности младших школьников в фольклорном ансамбле на основе устной традиции обучения
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Происходящие в настоящее время динамичные процессы преобразований во всех сферах жизни нашего общества выдвигают на передний план проблему развития творческих начал в деятельности человека. Решать актуальные проблемы развития страны могут люди, способные неординарно и творчески мыслить, активно участвовать в создании материальных и духовных ценностей. Развивать творческую активность и инициативу личности необходимо с детского возраста, обращаясь к опыту народной педагогики, отраженному в искусстве народа. Признание приоритетности развития творческих начал личности делает актуальным обращение к инструментальному фольклору, как особому сосредоточению способов и средств формирования творческой активности личности в художест- , венной деятельности ребенка.
Инструментальное творчество - это деятельность, направленная на создание оригинального продукта в сфере народного музыкального искусства, в процессе которой реализуется творческий потенциал индивида. Воздействие ^ народной музыки, как средства формирования творческой активности личности, усиливается тогда, когда ребенок становится субъектом творчества. На^ наш взгляд одной из главных задач современной педагогической системы является интенсивное использование адекватных методов обучения при введении учащихся в мир народной музыки на активном творческом уровне, делая их соучастниками творческого акта. И важно выяснить, какие условия должны способствовать решению этой задачи. Под педагогическими условиями понимается совокупность возможностей специально создаваемых ситуаций, обстоятельств, взаимодействий, развивающих творческую актив- „ ность учащихся. В традиционном обучении инструментальному фольклору такие условия создавались самой жизнью, В буднях и праздниках, обычаях и обрядах, общинных и семейных взаимоотношениях, проявлялась и развивалась творческая активность и инициатива детей. Современная фольклорная ситуация изменилась: пришли технические средства коммуникации, репро дуктивный способ воспроизводства произведений фольклора и пр. Однако нельзя отказываться от такого, веками испытанного средства воспитания творческой личности, каковым и является русский инструментальный фольк лор. Использование в процессе музыкального воспитания народной тради ции музицирования (коллективность, устность, синкретизм, вариативность, импровизационность и т. д.) позволят не только предать забвению традицию простого накопления большого, исполняемого школьниками репертуара вы сокой трудности, но и развить творческий потенциал учащихся, расширив пределы использования музыкальных инструментов. Ведущая роль в этом~ процессе отводится начальной школе. Именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие и качественное преобразование личности. Младший школьный возраст является сензитивным в формировании мотивов творче ской деятельности и развитии познавательных интересов детей, в раскрытии творческих способностей и индивидуальности, усвоении социальных и нрав ственных норм. Народное искусство своей яркостью, эмоциональностью, об разностью, естественностью оказывает влияние на эмоциональный мир ре бенка, без дополнительных преобразований входит в его духовную сферу и является действенным средством развития творческих способностей. >
Однако проблема развития творческой активности младших школьников, осваивающих инструментальный фольклор на основе устной традиции, не имеет достаточного освещения в п с ихолого-педагоги чес кой литературе, что значительно усложняет работу преподавателей, приобщающих детей к фольклору.
Возможности педагогики в творческом развитии личности, основные идеи и подходы рассматривались в исследованиях целого ряда ученых. Источником изучения природы человека, движущих сил его творческой активности явилась теория личности, получившая развитие в психолого-педагогических исследованиях ЛИ. Анциферовой, Л.И. Божович, АН. Леон- тьева, А.С. Макаренко, Ю.А. Миславского, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского и др. Ученые отмечали, что именно категория личности позволяет раскрыть внутренние движущие силы человека в деятельности, поведении, отношениях к окружающему миру.
Необходимость сохранения индивидуальности человека и ее развитие всегда были предметом философского осмысления. Многие философские школы подчеркивали, что уникальность личности, ее свобода, реализуется через творчество, значение которого в жизни трудно переоценить (М.М, Бахтин, Н.А. Бердяев, Л.Н. Гумилев и др.).
Развитие личности осуществляется в разнообразной практической деятельности, преобразующей природу и самого человека. Основные положения теории деятельности развивают Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.
Активность личности проявляется во всех видах деятельности. Без активности личности невозможно творчество. Проблема творчества в педагогике рассматривается как приоритетное направление. В работах Д.Б. Богоявленской, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, Я.А. Пономарева, B.C. Шубинского и др. раскрываются методологические вопросы творчества в разных областях человеческой деятельности. Особенности художественного творчества детей, возможности его формирования были изучены Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевским, Б.М. Неменским, К.В. Тарасовой и др. В работах П.Ф. Сиротюка, Г.Т. Стативкина, Ю.Г. Ястребова и др. рассмотрены проблемы развития творчества детей в начальном обучении игре на русских народных музыкальных инструментах. Одной из главных задач творческого развития учащихся является формирование творческих способностей. В их исследование значительный вклад внесли Б.Г. Ананьев, В.И. Кириенко, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, Б.М. Теплов и др.
Творческое развитие личности активнее протекает в познавательной деятельности. Изучением влияния познавательной деятельности на творче-
6 ское развитие личности ребенка занимались многие ученые. Большой вклад в изучение роли обучения в развитии личности ребенка внесли В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.А. Менчинская, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.
Привлекают внимание исследования по формированию познавательной активности школьников в процессе обучения и воспитания и изучению влияния этой активности на развитие личностных качеств детей А.К. Макаровой, Г. Ц. Молонова, Г. И. Щукиной и др.
Достаточно много исследований посвящено проблемам методов и средств формирования творческой активности личности. Роль фольклора в развитии инициативности личности младших школьников рассматривалась Л.Л. Куприяновой, Л.И, Боровиковым, А.Г. Болгарским, Р.Н. Фрисом и др.
Роль учителя в процессе развития художественно-творческих способностей личности исследовали О.А. Апраксина, Г.Г. Виноградова, А.Н. Леонтьев, К.В. Павлик, Н.П. Сакулина, А.П. Усова и др.
Анализ публикаций, диссертационных исследований показал, что проблема формирования творческой активности детей средствами инструментального фольклора не рассматривалась как отдельная теоретическая и практическая проблема. Однако, невозможно приобщить детей к русскому традиционному инструментальному искусству, не ознакомив их с бытовавшим веками народным музыкальным языком и мышлением. Эти исходные позиции обусловили выбор темы нашего исследования: «Педагогические условия развития творческой активности младших школьников средствами инструментального фольклора».
Целью нашего исследования является теоретическое обоснование комплекса педагогических условий развития творческой активности младших школьников средствами инструментального фольклора и разработка эффективных путей реализации выявленных условий.
Объектом исследования является творческая активность младших школьников.
Предметом исследования является выявление педагогических условий развития творческой активности младших школьников средствами инструментального фольклора.
Гипотеза исследования - творческая активность младших школьников, занимающихся инструментальным фольклором, будет развиваться более успешно, если реализовать совокупность педагогических условий, включающих в себя: ориентацию содержания художественной деятельности на развитие творческого потенциала личности; учет и использование в педагогическом процессе особенностей народно-творческой среды, создающей положительную мотивацию к занятиям русским инструментальным фольклором; осуществление профессионального педагогического руководства творческой деятельностью детей с привлечением комплекса средств и методов народной педагогики; развитие всех элементов структуры творческих способностей личности (эмоциональности, воображения и фантазии, ассоциативного мышления и др.) в процессе реализации методики донотного обучения младших школьников на основе устной традиции обучения.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили выдвижение и решение следующих задач исследования: уточнить содержание понятия «творческая активность младших школьников, занимающихся инструментальным фольклором»; определить педагогические условия развития творческой активности личности младших школьников, осваивающих инструментальный русский фольклор на основе устной традиции; выявить социокультурную роль русских народных инструментов как средства формирования творческой активности личности; разработать и экспериментально подтвердить содержание и методику раз- вития творческой активности детей младшего школьного возраста в тра диционном фольклорном ансамбле (на примере общеобразовательной и музыкальной школы); - выработать практические рекомендации для руководителей фольклорных коллективов по методике формирования творческой активности школьни ков на основе народно-творческого материала. ,Методологическую основу исследования составляют положения со временной философии о необходимости гуманизации педагогического про цесса, субъектности всех его участников Е.А. Ануфриева, В.П. Зинченко, В.А. Сухомлинского и др.; о деятельности как активной форме преобразова ний и о человеке как субъекте деятельности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтье- / ва, А.В. Петровского и др.; а также положения психологии и педагогики, ис кусствоведения и этнографии, раскрывающие закономерности творческой деятельности младших школьников, осваивающих инструментальный фольклор.
Методы исследования. Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение и обобщение опыта по развитию личности в работе фольклорных коллективов общеобразовательных и музыкальных школ; анализ социально-философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы; проведение опытной работы и постановка формирующего эксперимента по специально разработанной программе; проведение в ходе эксперимента наблюдения, опросов, анкетирования, метода самооценки и экспертной оценки, анализа документации и творческих работ детей.
Социологический, психолого-педагогический анализ опыта работы фольклорных коллективов по формированию творческой активности младших школьников и опытно-экспериментальная работа проводились в школах Республики Бурятия, Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства. Базой научного исследования явились Средние школы №
19 и 31 г. Улан-Удэ, Тарбагатайская средняя школа, ДМШ № 4, 2, 6, фольклорные коллективы Городского дворца детско-юношеского творчества г.Улан-Удэ.
Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании развития творческой активности младших школьников средствами инструментального фольклора и выявлении педагогических условий, влияющих на ее формирование; в разработке методики формирования творческой активности личности в фольклорном ансамбле, осваивающим устную традицию музицирования; в диагностике развития активности младших школьников в творческой деятельности.
Практическая значимость. Заключается в разработке методики развития творческой активности младших школьников в фольклорном ансамбле устной традиции; методики подготовки студентов ВСГАКИ к работе с фольклорным ансамблем устной ориентации по развитию творческой активности учащихся. Результаты исследования внедрены в практику фольклорных ансамблей г.Улан-Удэ, в учебный процесс Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. Разработаны программа спецкурса «Основы этнопедагогики», программа-практикум по методике работы с фольклорным ансамблем ложкарей, учебное пособие «Развитие творческих способностей младших школьников средствами инструментального фольклора», которые могут быть использованы при изучении дисциплин психолого-педагогического блока и специализации.
Достоверность исследования обусловлена методологической обоснованностью теоретических позиций, адекватностью использования педагогических, психологических методов исследования предмету, цели, задачам исследования; результаты проведенной опытно-экспериментальной работы показывают позитивные изменения в динамике развития активности школьников в процессе традиционного русского инструментального творчества.
Исследование проведено в четыре этапа.
Первый - (1987 -1993г.г.) изучение опыта работы фольклорных коллективов, литературы по проблеме исследования; определение задач, гипотезы исследования; начало опытной работы с фольклорными детскими коллективами, уровня активности школьников в процессе инструментального творчества.
Второй - (1993 -1995г.г,) проведение опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных и музыкальных школах с использованием методов педагогической диагностики: наблюдения, анкетирования, беседы с преподавателями и родителями, изучения творческих работ детей.
Третий - (1995 -1996г.г.) разработка теоретических и методических подходов в проведении формирующего эксперимента по реализации методики развития творческой активности младших школьников с учетом педагогических условий ее становления. Определение критериев, показателей диагностики развития активности.
Четвертый - (1996-1997г.г.) распространение и внедрение теоретических и практических результатов исследования в школах (общеобразовательных и музыкальных) Республики Бурятия, оформление полученных результатов в диссертационное исследование.
Апробация результатов и выводов исследования осуществлялась путем публикации промежуточных материалов, внедрения методических рекомендаций в практику школ, внешкольных учреждений. Автор выступал с сообщениями на научно-практических конференциях в Бурятском, Горно-Алтайском, Кемеровском, Чебоксарском пединститутах, в Тюменском, Пензенском, Кемеровском институтах культуры, ВСГАКИ. Соискателем прочитаны циклы лекций на курсах усовершенствования руководителей фольклорных коллективов РНМЦ НТ Бурятии, на методических объединениях учителей в ДМШ № 4, 6, в средних общеобразовательных школах № 31, 19 г. Улан-Удэ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Необходимость ориентации на развитие творческой активности младших школьников обусловлена гуманистической парадигмой, в которой сущность образования и воспитания направлена на развитие индивидуального своеобразия личности.
2.Творческая активность - интегративное качество личности, характеризующее деятельность человека, направленную на решение творческих задач, результатом которых является новизна, значимость для личностного развития. ?. Условиями развития творческой активности младших школьников являются ориентация содержания художественной деятельности на развитие творческого потенциала личности; учет и использование в педагогическом процессе особенностей народно-творческой среды, формирующей положительную мотивацию к занятиям русским инструментальным фольклором; осуществление профессионального педагогического руководства творческой деятельностью детей с применением комплекса средств и методов народной педагогики; развитие всех элементов структуры творческих способностей личности (эмоциональности, воображения и фантазии, ассоциативного мышления и др.) в процессе реализации методики донотного обучения младших школьников на основе устной традиции обучения.
Диссертация состоит из введения, двух глав, списка литературы, приложения.
Проблема развития творческой активности в педагогических и психологических исследованиях
Современная общественно-политическая и экономическая ситуация в нашей стране ставит перед современной школой, наряду с другими проблемами, задачу воспитания человека высокой творческой культуры, способного к активному восприятию и созданию нового в учебной, производственной и общественной деятельности. Формирование творческой активности следует рассматривать как одну из ключевых проблем в совершенствовании личности, так как от этого зависит активность жизненной позиции и успешность всестороннего развития человека.
Именно категория активности позволяет раскрыть внутренние движущие силы личности, которые связывают во всех формах ее социально-психологической объективации, в ее поведении, ее отношениях к окружающим людям и миру, в ее социальной позиции [ГС. 10].
Изучение закономерностей развития личности предполагает выявление роли активности самого человека в этом процессе. В отечественной науке [144] утвердился субъектно-деятельностный подход к характеристике личности. Как отмечал А.Н. Леонтьев: «Такой подход ... исходит из того, что реальным базисом для развития личности человека является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей» [10.С.40].
Деятельность - способ существования и развития социальной действительности, проявления активности личности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира. В зависимости от характера отношения человека к окружающему миру, она подразделяется на практическую и духовную, которые в общественной жизни всегда дополняют друг друга. Так, например, в таком специфическом сочетании как художественная деятельность. Категория деятельности конкретизируется в специальных социологических теориях и эмпирических исследованиях по сферам деятельности: трудовой, интеллектуальной, социальной, художественно-творческой и др.
Человек как субъект мира в своем поведении опирается на объективную возможность адекватного взаимодействия с ним. Активное, избирательное, свободное поведение человека становится нравственным и оптимальным лишь на основе социального наследования, специального воспитания, творческой самодеятельности, при опосредовании всех этих обстоятельств неустанным душевным трудом. Поведение человека именно формируется, строится, конструируется. То есть нравственное или оптимальное поведение является избирательным и конструктивным, что зависит от самого человека, от его активности [66]. Активность личности - есть целостный способ моделирования, структурирования личностью деятельности, общения и поведения, при котором она приобретает качественно новые целостные, автономные и успешно функционирующие системы в межличностном пространстве. Вырастет ли личность, способной к творческой деятельности, зависит от воспитания [ТС. 12].
Всякий живой организм в той или иной степени проявляет свою активность в тех условиях, в которых протекает ее бытие. Эту активность следует рассматривать как один из видов приспособления к условиям существования. Однако личность как совокупность общественных отношений обладает, специфическим видом активности - социальной самостоятельностью, в процессе которой она творит свою собственную среду.
Проблеме развития творчества и деятельности подрастающего поколения посвящены исследования педагогов разных школ и направлений. Так, в отечественной педагогике:
- развитие творчества учащейся молодежи рассматривается как приоритетное направление в педагогике, которое разрабатывалось с учетом принципов системности и преемственности (Д.Б. Богоявленская, Л.Б. Ермолаева-Томина, Я.А. Понаморев и др.):
- имеется несколько относительно самостоятельных психологических и педагогических направлений, занимающихся проблемами творчества детей в разных областях. Появились тенденции к интеграции теоретических знаний по проблеме творчества с позициями деятельно-личностного, системного, управленческого и других направлений (НА, Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Б.М, Неменскии и др.).
Характеристика творческой активности, ее взаимосвязь с другими качествами личности
Всеобщей характеристикой жизни является активность - деятельное состояние живых существ как условие их существования в мире. Активное существо не просто пребывает в движении, оно содержит в себе источник собственного движения и этот источник воспроизводится в ходе самого движения [143.С.270]. Человек как личность развивается и формируется в деятельности, которая определяет характер его отношений к миру. Личность, являясь субъектом деятельности, рассматривается как «вершина» всей структуры человеческих свойств. А.Г, Асмолов [17] подчеркивает, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают. По отношению к личности как субъект)' деятельности индивидуальность составляет ее «глубину», а коррелируемые свойства индивида (половозрастные, конституционно-биохимические, нейродинамические) входят в структуру личности [8.С.291,308,329]. Таким образом, человек как личность наделен особым качеством - способностью к самодвижению, т.е. он субъект активности.
В структуре свойств личности активности отводится доминирующая роль. Вне активности личность теряет свою психологическую и жизненную определенность, как вне качеств личности нет человека. Вместе с тем, активность личности социальна. Это значит, что мотивы, цели, формы проявления активности порождены обществом, той социальной средой, в которой формируется личность, классовой, организационной или институционной, этнической и т.д. В этом смысле активность есть показатель социализации личности, результат определенного воспитания и фактор, который определяет социализацию и воспитание, а так же условие становления и развития личности, в результате взаимодействия личности с внешним миром и окружающей средой.
Какова СУЩНОСТЬ активности как качества личности? Активность личности - как единство отражения, выражения и реализации внешних и внутренних тенденций в жизни личности, всегда была объектом пристального внимания ученых разных наук: философии, социологии, психологии, педагогики и др. Этот термин используется в самом широком и формальном смысле: как силовой, мощный, скоростной, - т.е. как объективная характеристика человека. Ученые, обратив внимание на внутреннюю организацию активности, выделили мотивационную, целевую, инструментальную основы активности. Две первые основы внутренней активности были рассмотрены нами в параграфе первом данной главы.
Латинское «активує» - означает деятельный, «Акт» - означает действие. Отсюда ~ активный человек понимается как «действующий, обнаруживающий развитие», что близко к пониманию активности как нравственно-положительной, конструктивной, пассионарной (по Л.Н. Гумилеву) [58].
Термин «активность» употребляют: а) для обозначения любых жизненных проявлений -пошевельнул рукой, покраснел, почувствовал что-то, мысленно представил; б) для обозначения способности проявить себя, оказывать влияние на что-либо без «толчка» извне, т.е. способности к некоторой инициативе, а не просто пассивному принятию, восприятию воздействия извне. Во втором значении данного слова «активность», «активный» означают, что сознание не только отображает мир, но и творит его, т.е. процесс осуществления деятельности предполагает использование всевозможных приспособлений (органов человеческого тела, орудий труда и пр.) Это инструментальная основа активности. Следовательно, можно выделить в зависимости от вида деятельности различные виды активности: трудовую, досуговую, социальную, познавательную, коммуникативную и др.
Трудовая активность - характеризует трудовую деятельность и выражает степень реализации интеллектуального и физического потенциала людей. В зависимости от целевой направленности трудовой деятельности выделяют четыре группы показателей активности: производственно-экономические, творческие, развития личности в процессе труда и общественной активности (А.И. Андрюшенко, Т.З. Козлова, Т.В. Субботина и др.).
Досуговая активность - характеризует деятельность человека в свободное от основных обязанностей время и в достаточной степени связана с творчеством: техническим, музыкальным, литературным, социальным и др. (В.В. Водзинская, MB. Кириллова, Л.Н. Коган и др.).
Познавательная активность - характеристика деятельности человека в сфере обучения и воспитания. Выделяется несколько уровней активности в педагогическом процессе: воспроизведения, интерпретации, творчества (А.К. Макарова, Г. Ц. Молонов, Г. И. Щукина и др.).
Социальная активность проявляется в деятельности, направленной как на преобразование объективных социальных условий, так и на формирование социальных качеств собственной личности, на реализацию социальных потенций и возможностей человека (способностей, знаний, навыков, стремлений, целей и задач). Характеризуя деятельность человека в общественной жизни, социальная активность предоставляет широкие возможности для развития творчества человека, его инициативы в формировании новых социальных норм и ценностей (Н.С. Мансуров, Т. Ярошевский и др.). Как видим, в каждом виде активности имеются возможности проявления творчества.
А.А. Грачев[128], анализируя требования реализации личностного потенциала человека, выделяет другие виды активности:
Практическая активность, реализующая в предметной (производственной, трудовой) деятельности. При этом основным конечным результатом выступает чувство удовлетворения от полученного результата деятельности, которое проявляется в соотнесении со своим уровнем притязаний, собственными возможностями и внешними требованиями. Данный вид активности обнаруживается в спортивной, игровой, учебной и других видах деятельности.
Когнитивная активность присутствует в любой жизненной ситуации.
Однако об ее доминировании можно говорить, когда цикл активности завершается получением когнитивного результата, который позволяет человеку получить удовлетворение от получения информации, как явление «инсайта» при решении проблемы, сопровождающегося положительными эмоциями, чувством удовлетворения от самого процесса творчества и его результата. Наиболее благоприятной, с точки зрения реализации личностной активности, является ситуация творческого решения проблемы, предполагающая открытие самим человеком нового.
Реализация педагогических условий развития творческой активности детей
Как уже отмечалось в первой главе, развитие творческой активности младших школьников ставит целью формирование креативности, как качества личности, развитие творческих способностей, становление устойчивого интереса детей к русскому инструментальному фольклору. Для реализации поставленной цели, посредством учебной и воспитательной работы в фольклорном ансамбле, мы определили решение следующих задач:
- изучить специфику процесса развития творческой активности у детей младшего школьного возраста;
- определить наиболее значимые педагогические условия, от учета которых зависит успех педагогического процесса по развитию творческой активности детей;
- выявить критерии и разработать уровни развития творческой активности младших школьников, определить основные пути и этапы, обеспечивающие решение задач формирования творческой активности в процессе изучения инструментального фольклора;
- разработать содержание деятельности преподавателя, руководителя фольклорного коллектива в развитии творческой активности младших школьников;
- реализовать педагогические условия в развитии творческой активности младших школьников в процессе освоения инструментального русского фольклора в фольклорном ансамбле.
На основе поставленных задач мы разработали последовательность опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности детей средствами инструментального фольклора.
Названные цели и задачи, направления в исследовании реализовы вались проведением формирующего педагогического эксперимента в средней школе №31, детской музыкальной школе № 6 г. Улан-Удэ, Республиканском Дворце детско-юношеского творчества (фольклорный ансамбль «Потешки»), Основанием для выбора данных коллективов в качестве экспериментальной базы явилось:
- творческая направленность в деятельности администрации школ и ГДДЮТ;
- поддержка наших замыслов коллективом учителей начальных классов, преподавателей музыкальной школы, преподавателей творческих коллективов ГДДЮТ;
- отсутствие работы по формированию творческой активности младших школьников осваивающих русский инструментальный фольклор.
Контрольной базой нашей опытно-экспериментальной работы были определены фольклорные коллективы средней школы № 19 (Диалог национальных культур), детской музыкальной школы № 4 г. Улан-Удэ. В эксперименте принимали участие фольклорные коллективы ТарбагатайскоЙ средней школы Республики Бурятия и др. Всего в экспериментальной работе участвовало более 200 школьников. Контрольная группа на начало эксперимента имела лучшие показатели в работе по развитию активности младших школьников, чем экспериментальная. Это объясняется накопленным опытом и традициями работы по освоению русского фольклора. Однако все представленные коллективы в творческой деятельности не применяли инструментальный фольклор, осваивая песенный, танцевальный, театральный и игровой фольклор. Равенство позиций определялось следующими условиями: примерно равный возраст и число участников (разновозрастной коллектив, объединяющий школьников младших, средних и старших классов); профессиональная подготовка руководителей и стаж работы с детьми; условия организации и проведения музыкально-творческой работы.
В начале экспериментальной работы все коллективы не отличались друг от друга по исходным позициям в развитии творческой активности участников. Это было доказано с помощью специально разработанной программы диагностических методик, которая нашла выражение в совокупности методов определения уровня проявления творческой активности младших школьников.
Первая группа - методы выявления мотивации и интереса к занятиям русским инструментальным фольклором. Оптимальным для данного исследования можно считать формирующий эксперимент с использованием в констатирующем и контрольном срезах всего спектра приемов и способов лон-гитюдного наблюдения, бесед, интервью, опросников, анкет, шкал [69;77;139;149;202;215].
Вторая группа - методы выявления уровня развития индивидуально-психологических особенностей личности, которые ориентированы на структуру музыкальности, возраст и степень обученности младших школьников: серии диагностических занятий с игровыми элементами; тесты (отношений к музыкальной деятельности, сформированности качеств личности, удовлетворенности результатами музыкальной деятельности)[64;66;82;85;192].
Третья группа - методы выявления уровня готовности студентов к работе по развитию творческой активности младших школьников средствами инструментального фольклора: методы самооценки и экспертной оценки [71; / 208].
В первой главе мы показали, что творческая активность личности есть процесс и результат взаимодействия внешних воздействий и внутреннего мира человека. Именно активность как процесс взаимодействия человека с внешним миром, окружающей средой является условием развития и становления личности.
Взаимодействуя с миром, окружающими людьми человек проявляет разные виды активности, в которых выражаются и формируются его психические свойства, а активность выступает как непосредственная движущая сила развития личности. Начинаясь с преломления внешних воздействий у ребенка, продолжаясь затем в ходе человеческой деятельности активность, выступает способом развития деятельности. К. Маркс отмечал [95], что, изменяя внешнюю природу, человек в то же самое время изменяет свою собственную, «он развивает дремлющие в ней силы, подчиняя игру этих сил своей власти».
Содержание, формы и методы развития творческой активности младших школьников в фольклорном ансамбле на основе устной традиции обучения
Использование русских народных инструментов на занятиях фольклорного ансамбля в общеобразовательной и музыкальной школе, на уроках народного творчества и фольклора в младших классах педагогически привлекательно.
Во-первых, происходит приобщение к русскому народному инструментарию, ознакомление с языком и традициями исполнительства на основе устной передачи. Во-вторых, осуществляется передача культурного народного достояния. В-третьих, зарождается стремление к самостоятельной деятельности по овладению музыкальным инструментом. В-четвертых, с помощью музыкальных инструментов развиваются музыкальные способности ребенка: слух, ритм, память. В-пятых, на занятиях музыкальным инструментом развиваются личностные качества ребенка: воля, эмоциональность, творческая активность.
Из перечисленных предпосылок вытекают задачи обучения младших школьников игре на русских народных инструментах:
1 Обеспечить общение детей с инструментами русского народа.
2.С помощью музыкальных инструментов развить навыки восприятия у школьников народной инструментальной музыки, исполняемой взрослыми или в записи.
3. Обучить детей элементарным навыкам игре на русских народных инструментах.
4.Добиться овладения следующими знаниями, умениями и навыками при игре на русских народных инструментах: знать название инструментов; характер звучания инструментов (например, свирель, жалейка, сопилка); применять правила пользования инструментами; использовать приемы игры на ритмических инструментах; соблюдать правила игры в ансамбле: общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру. Освоить ансамблевые умения, играть по слуху, применять простейшие виды импровизации и др.
С какими русскими музыкальными инструментами мы можем познакомить детей в фольклорном ансамбле? В этом поможет нам классификация [83] русских народных музыкальных инструментов устной традиции, которая насчитывает более 50 видов инструментов. На всех инструментах можно играть, придерживаясь устной традиции, однако это требует от детей основательных теоретических и практических умений. Разумеется, младшие школьники в силу возрастных особенностей и специфики работы самодеятельного фольклорного ансамбля не в состоянии овладеть всеми. Поэтому задача учителя заключается в том, чтобы познакомить детей со всем разнообразием инструментов, вызвать интерес к ним, который будет стимулировать творческую активность в овладении выбранным инструментом. Опираясь на концепцию М.С. Кагана [78], мы выделяем следующие пути в формировании творческой активности младших школьников, отраженные в представленной модели.
Все элементы модели тесным образом связаны между собой, так как фольклор представляет собой самостоятельную, целостную систему со своими закономерностями развития. Эмоционально-ценностное отношение ребенка к действительности раскрывается только в процессе живого исполнения и творчества. Сила эмоционального влияния фольклора заключается Б непосредственной реакции, которая возникает у слушателей и исполнителей в момент исполнения. Одно дело видеть, как это делают другие (на концерте, празднике, по телевидению); иное - самому принять участие в творческо-исполнительском акте. Фольклор тем и уникален, что рождается и существует в среде исполнителей для них самих. И в этом смысле фольклор является наиболее эффективной формой раскрытия, раскрепощения, проявления потенциальных способностей и инициативы личности. Из сказанного вытекают принципы фольклорного обучения:
1 .Обучение должно носить живой, неформальный, сугубо практический характер. Для этого необходимо понять динамизм фольклорной традиции, который достигается на основе двух категорий: устойчивость основных признаков традиции и их вариативность; сохранение традиционных формул и существующая на этой основе импровизационность. Соблюдение этих полярных категорий обеспечит верную методическую установку, при которой фольклор сохранит самобытность, а с другой стороны он будет лишен догматичности.
2.Сохранение в обучении синкретической основы фольклора, т.е. соединение в процессе обучения на инструменте напева, слова, движения, которые определяют три вида творческой деятельности; импровизацию поэтического текста; импровизацию движений, манипуляций; варьирование и импровизацию музыкального текста.
3.Обучение ориентируется на один из законов мышления, проявляющийся в особенностях культуры архаического типа - бинарных оппозициях.
Опираясь на теоретические исследования, практический опыт, мы делаем вывод, формирование творческой активности детей происходит постепенно, поэтапно, поэтому методика работы с фольклорным ансамблем должна опираться на первом этапе - занимательность и игру; на втором этапе - постепенное углубление знаний о предмете через коллективную творческую деятельность; на третьем этапе - самостоятельную творческую деятельность через импровизацию.
Каждому этапу работы соответствуют свои критерии сформированности творческой активности, интереса, личных качеств ребенка. Так, познавательной деятельности соответствует критерий занимательности, новизны, красочности, познавательной активности. Дети стремятся больше читать, посещают концерты, смотрят и слушают выступления фольклорных коллективов, собирают фольклор, оформляют альбомы и пр. Этот этап позволяет накопить впечатления, которые пригодятся в собственном творчестве. Если говорить о музыкально-исполнительской деятельности, то данный этап характерен репродуктивной активностью, которая выражается в повторении и накоплении традиционных фольклорных формул.
На втором этапе превалирующая роль отводится собственному творчеству школьников. Здесь важны критерии:
эмоциональности (радость, удовольствие, огорчение, переживание и т.д.);
творческого интереса (его сила, длительность, выраженность);
интенсивное развитие личностных качеств и творческих способностей.
На третьем этапе - критерий ценностей и отношений к народной музыке, к традиции, желание и стремление выразить себя в творчестве, поделиться своими умениями с другими людьми.
Особенностью младших школьников является творческая универсальность: дети поют, танцуют, исполняют произведения УСТНОГО народного творчества. Фольклор своей простотой, искренностью естественно накладывается на эмоциональную сферу детей и также естественно становится для них средой проживания. В этом плане синкретичностъ становится методом обучения детей, который ложится в основу построения урока.
Изложенные теоретические положения можно проиллюстрировать на примере проведения занятия «Праздник Егорьев день» (см. приложение 1).
Через синкретизм фольклора мы показываем глубинную связь, существующую между различными видами народного искусства, которая проявляется в общности структур. Так, например, ритмичные структуры песни, пляски, инструментального наигрыша, чередование деталей узора тканого пояса или вышивки, резьба на воротах имеют одинаковую структуру (см. приложение 1а).
Как искусство традиционное, фольклор представляет искусство необычайно цельным. Освоение нового, более трудного по материалу вида деятельности (игра на народных инструментах), поддерживается спрятанными в нем, уже известными ребенку общими структурами. Они заложены во внему-зыкальных прототипах синтаксиса - моторно-двигательном, игровом, речевом и др.