Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические аспекты эстетического воспитания детей 5-6 лет него возраста средствами народного искусства с. 14
1.1. Теоретико-методологические проблемы эстетического воспитания детей с. 14
1.2. Концептуальные и психолого-педагогические предпосылки развития личности детей 5-6 лет с.32
1.3. Роль и значение народного искусства в эстетическом воспитании с.43
Глава П. Эстетическое воспитание детей 5-6 лет средствами народного искусства Дагестана с.63
2.1. Состояние проблемы эстетического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях республики с.63
2.2. Эстетическое воспитание детей 5-6 лет в процессе приобщения к народному искусству Дагестана с.85
2.3. Апробация результатов комплексного эстетического воспитания детей средствами народного искусства Дагестана с. 113
Заключение с. 121
Список использованной литературы с. 124
Приложение с. 141
- Теоретико-методологические проблемы эстетического воспитания детей
- Концептуальные и психолого-педагогические предпосылки развития личности детей 5-6 лет
- Состояние проблемы эстетического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях республики
- Апробация результатов комплексного эстетического воспитания детей средствами народного искусства Дагестана
Введение к работе
Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных процессов и явлений.
Это привело к изменению ценностных ориентации молодежи, деформированию ранее существующих убеждений и взглядов, вытеснению духовных потребностей, ослаблению воспитательной функции семьи, самоустранению большей части родителей от духовного воспитания юных граждан.
В этой связи важен процесс интенсивного обновления мировоззренческих позиций, ориентирующих систему образования на создание условий оптимального интеллектуального и духовного развития подрастающего поколения.
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание, как приоритетная составляющая образования, должно органически войти в педагогическую деятельность, оно неотделимо от общего процесса обучения и развития.
В педагогике в последние годы все увереннее набирает силу культурологический подход, который реализуется как принцип культуросообразности воспитания, выполняющий стимулирующую роль для развития самой педагогики, как науки, так и для совершенствования педагогической практики. Культурологический подход в воспитании ориентирует педагога на то, чтобы культура народов России, национальные традиции, национальная педагогика стали базовой основой воспитательного процесса.
На наш взгляд, для современной теории и практики образования существенной является проблема освоения общечеловеческой культуры и национальной культуры своего народа. На переломных этапах обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре - всему тому, что характеризует его самобытность.
Детство — то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. В период духовного обновления общества не-
4 оценимую роль в эстетическом воспитании играет возрождение национальной культуры и приобщение дошкольников к народному искусству.
Дагестан является многоэтнической республикой, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп. Его можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур.
Образовательные учреждения в поликультурном обществе способны обеспечить формирование личности ребенка, имеющего возможность переходить от родной национальной культуры — к общероссийской и через нее — к мировой, так как общечеловеческие культурные ценности создаются усилиями всех народов, а культура каждого из них способна раскрыть национально-духовный образ мира. Развитие способностей отдельного человека, их реализация ведут к обогащению всего общества.
Особая роль в формировании у подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста эталонов нравственного, эстетического отношения к окружающей жизни принадлежит народному искусству Дагестана с его богатыми, многовековыми традициями, заложенными в народной музыке, сказках, прикладном искусстве, играх и т.д.
Из этого следует, что необходимо рассматривать вопросы приобщения подрастающего поколения к художественным и эстетическим ценностям на основе комплексного эстетического воспитания детей, где народное искусство является аккумулирующим средством гуманизации педагогического процесса, создающего благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие. В то же время усиление внимания к эстетическому воспитанию оправдано и тем, на что в свое время обращал пристальное внимание В.А.Сухомлинский, считающий, что без эстетического воспитания вообще нет никакого воспитания и воспитание красотой должно стоять на первом месте [190].
Как известно, дошкольный период занимает особое место в системе непрерывного образования, являясь его первой ступенью. Исходя из идеи
5 А.В.Запорожца о самоценности периода дошкольного детства в жизни ребенка, ключевая роль в педагогическом процессе должна принадлежать игре [91,92]. В игре, как в ведущем виде деятельности, происходит формирование личности ребенка. Основанное на игре комплексное эстетическое воспитание средствами народного искусства (фольклор, декоративно-прикладное искусство, музыка, народные игры), «вплетенное в канву» жизни детей в детском саду будет способствовать эффективному гармоничному развитию дошкольника.
Изучение и анализ состояния работы дошкольных образовательных учреждений Республики Дагестан за период с 90-х годов показал, что несмотря на некоторый положительный опыт в реализации национально-регионального компонента приходится констатировать: слабая учебно-материальная база, отсутствие методического обеспечения эстетического воспитания средствами народного искусства крайне затрудняет организацию работы педагогов дошкольных учреждений.
В результате вышеизложенного мы считаем справедливым вывод М.М.Байрамбекова о том, что за последние годы в образовательных учреждениях нашей республики по существу утрачена определяющая функция педагогической и художественной науки - воспитание гармонично развитой творческой личности, способной максимально реализовать себя в любом виде деятельности современного общества [27].
В ходе изучения проблемы эстетического воспитания детей мы опирались на труды античных философов (Аристотель, Платон, Сократ и др.), арабо-мусульманских (Ибн Хадис, Фараби, Ибн Сина и др.), китайских (Ван Вэй), индийских (Анандавардхана, Шанкуна и др.) мыслителей, зарубежных педагогов (Я.А.Коменский, Д.Локк, Р.Оуэн, Ф.Рабле, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Ш.Фурье), отечественных ученых, педагогов (Е.Н.Водовозовой, П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, Е.И.Тихеевой, К.Д.Ушинского и др.).
Решению нашей проблемы способствовало богатое педагогическое наследие, оставленное в трудах Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, уделявших большое внимание духовному, трудовому, нравственному и эстети-
ческому воспитанию детей и подчеркивающих, что полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни во многом зависят от эстетического воспитания.
В фундаментальных трудах отечественных ученых А.И.Арониной,
З.А.Богатеевой, Е.И.Васильевой, Н.А.Ветлугиной, Г.Г.Григорьевой, М.А.Гу-
саковой, Т.Н.Дороновой, В.А.Езикеевой, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой,
В.Б.Косминской, Н.П.Костериной, Г.В.Лабунской, Ю.В.Максимова, Г.Н.Пан
телеева, Л.В.Пантелеевой, Э.Г.Пилюгиной, Н.П.Сакулиной, А.П.Усовой,
Е.А.Флериной и др. разработаны теоретические основы системы эстетического
воспитания дошкольников, согласно которой художественная деятельность оп
ределена ведущей в формировании личности, развития ее задатков и качеств.
Основы обучения дошкольников изобразительной деятельности разработаны в
трудах З.А.Богатеевой, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, Е.И.Корзаковой,
И.А.Лыковой, Ю.В.Максимова, Г.Н.Пантелеева, Е.С.Рогалевой,
Н.П.Сакулиной, Н.Б.Халезовой и др.
Проблемы музыкального воспитания детей дошкольного возраста раскрыли Т.С.Бабаджан, С.И.Бекина, Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова, А.О.Катинене, М.А.Палавандашвили и др.
Вопросы развития речевой, литературной, театрализованной деятельности представлены в трудах Л.В.Артемовой, В.Гербовой, М.Ю.Новицкой, Л.Я.Панкратовой, Н.Ф.Сорокиной, Л.П.Стрелковой, Е.И.Тихеевой, О.С.Ушаковой, Е.А.Флериной, Е.А.Шибицкой и др.
Важным аспектом в эстетическом воспитании и подготовке детей к обучению в школе являются вопросы преемственности, которые нашли отражения в исследованиях А.И.Арониной, А.А.Грибовской, О.Ю.Заряновой, Л.И.Шановой, Т.С.Комаровой, Т.Я.Шпикаловой и др.
Вопросы формирования и развития личности ребенка, его отношение к прекрасному в действительности и в искусстве, где берут начало важнейшие элементы духовно-нравственной культуры, изложены в психолого-педагогических трудах Ю.К.Бабанского, П.П.Блонского, Л.А.Венгера,
7 Н.Е.Вераксы, В.В.Дагыдова, О.М.Дьяченко, А.В.Запорожца, Е.И.Игнатьева, А.Н.Леонтьева, И.Л.Лернера, П.А.Люблинской, В.С.Мухиной, Б.М.Теплова и др.
Особую значимость для нашего исследования в аспекте изучения искусства народов Дагестана представляют теоретические исследования русских, советских и дагестанских этнографов, искусствоведов и фольклористов С.С.Агашириновой, Ф.З.Абакаровой, Ф.О.Абакаровой, А.М.Ганиевой, С.Ш.Гаджиевой, М.М.Гасанова, Г.Г.Газимагомедова, М.Г.Газимагомедова, Н.В.Капиевой, Э.В.Кильчевской, Н.Я.Марра, М.М.Маммаева, А.Ф.Назаревича, Э.Н.Ташлицкой, С.О.Хан-Магомедова, Е.М.Шиллинга и др.
В исследованиях дагестанских ученых, посвященных проблемам образова
ния и воспитания на основе наследия национальной культуры народов Дагеста
на, раскрываются вопросы художественно-эстетического воспитания школьни
ков и студентов (М.М.Байрамбеков, С.М.Гаджимурадов, Г.К.Гамзатова,
С.Р.Дамаданова, Д.Б.Магомедов, П.Н.Магомедова, И.М.Раджабов,
Н.П.Рашидов), духовно-нравственного воспитания дошкольников
(Р.Х.Гасанова, Л.А.Изиева, В.В.Кондратова, Х.А.Тагирова) и школьников (М.А.Мирзоев, Т.Г.Саидов, З.Я.Якубов и др.), физического воспитания подрастающего поколения (Р.М.Абдуллаева, Н.А.Асадулаева, М.Н.Алиев,
Д.М.Маллаев, С.Т.Тучалаев и др.).
В Республике Дагестан проживают представители более восьмидесяти наций и народностей, в том числе свыше тридцати коренных народностей и этнических групп. Это требует ориентации воспитательного процесса на этнокультурные потребности и интересы различных национальных групп. Несмотря на недостаточное научно-теоретическое обоснование данной проблемы в области дошкольного воспитания в нашей республике, многие дошкольные образовательные учреждения осуществляют работу на интуитивном уровне. Однако, со-
8 временное поликультурное общество нуждается в разработке комплексной системы эстетического воспитания посредством народного искусства. В связи с этим, можно утверждать, что существует противоречие между необходимостью целенаправленного использования народного искусства Дагестана в эстетическом воспитании детей и отсутствием методического обеспечения этого процесса в воспитательно-образовательной деятельности.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как в современных условиях в обществе с полиэтническим составом населения эффективнее осуществлять эстетическое воспитание средствами народного искусства.
Необходимость создания педагогических условий содержания комплексного эстетического воспитания детей 5-6 летнего возраста на основе интеграции народного искусства применительно к условиям Дагестана и определяет актуальность проблемы нашего исследования.
В связи с этим исследование данной проблемы определяет цель диссертации: разработка научно обоснованной модели комплексного эстетического воспитания детей 5-6 лет средствами народного искусства Дагестана (фольклор, прикладное искусство, музыка).
Объект исследования: комплексное эстетическое воспитание детей 5-6 лет в процессе приобщения к народному искусству.
Предмет исследования: организация, содержание и методика комплексного эстетического воспитания детей 5-6 лет средствами народного искусства Дагестана.
В основу исследования положена гипотеза: процесс эстетического воспитания детей 5-6 лет будет эффективным при условии, если:
созданы условия благоприятного эмоционального климата в группе, способствующие развитию художественно-эстетической деятельности и воспитанию нравственно-эстетических качеств личности детей;
отобраны и адаптированы произведения народного искусства с учетом возрастных особенностей и интересов детей;
разработаны комплексные занятия по эстетическому воспитанию детей средствами народного искусства, обеспечивающие индивидуально-дифференцированный подход в художественно-эстетической деятельности;
осуществляется эстетическое воспитание детей на принципах гуманизации, демократизации и педагогики сотрудничества дошкольных учреждений с семьей и образовательными учреждениями разного типа.
Задачи исследования:
выявить состояние проблемы эстетического воспитания детей 5-6 лет средствами народного искусства Дагестана, определив его сущность, основные компоненты содержания и критерии уровня проявления и развития;
разработать и теоретически обосновать содержание комплексного эстетического воспитания детей 5-6 лет в процессе освоения народного искусства Дагестана;
определить эффективные средства, формы и методы педагогического руководства эстетическим воспитанием детей на основе синтеза народного искусства;
осуществить экспериментальную проверку эффективности эстетического воспитания детей 5-6 лет средствами народного искусства Дагестана через применение содержания комплексных занятий и организации игровой и художественно-эстетической деятельности, основанной на принципах личностно-ориентированной модели воспитательно-образовательного процесса;
разработать методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по использованию комплексного воздействия народного искусства Дагестана в воспитательно-образовательном процессе.
Методы исследования:
группа психолого-педагогических методов: теоретический анализ проблемы, изучение и анализ проблемы в практике работы ДОУ Дагестана: наблюдение (длительное, эпизодическое, включенное); анализ продуктов детской деятельности; анализ педагогической документации; опытно-экспериментальная работа с использованием диагностических методик;
группа социологических методов: беседы, опросы, анкетирование.
Методологической основой исследования явились:
положения философии и эстетики о социальной сущности личности, о роли культуры как своеобразного «общения поколений» в социальном исследовании;
данные психологии и педагогики о принципе народности воспитания посредством становления национального самосознания в контексте общечеловеческих ценностей, о сущности развития ребенка как постепенном вхождении в человеческую культуру через возможность видеть мир и взаимодействовать с ним существующими в культуре средствами, о самоценности дошкольного возраста;
исследования по теории и методике эстетического воспитания детей средствами народного искусства (фольклор, декоративно-прикладное искусство, музыка).
Исследование проводилось с 1998 года поэтапно.
Первый этап (1998-2002 гг.) - поисково-творческий, в ходе которого проведен теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме; изучен массовый опыт работы педагогов дошкольных образовательных учреждений Республики Дагестан.
Второй этап (2002-2003 г.г.) - констатирующий, включал: проведение констатирующего этапа исследования с целью определения критериев и пока-
зателей эстетической чоспитанности детей 5-6 лет в изобразительной, музыкальной, художественно-творческой деятельности, выявление особенностей эстетической воспитанности детей.
Третий этап (2003-2004 гг.) - формирующий был посвящен экспериментальной проверке модели комплексного эстетического воспитания детей средствами народного искусства Дагестана.
Четвертый этап (2005 г.) - контрольный, включал в себя:
анализ и обобщение результатов формирующего эксперимента и контрольных срезов;
уточнение теоретических и практических выводов, литературное оформление работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
выявлены роль и значение народного искусства Дагестана в системе эстетического воспитания детей 5-6 летнего возраста;
раскрыты сущность содержания народного искусства как средства эстетического и нравственного воспитания детей через комплексные занятия и художественно-игровую деятельность;
разработаны критерии, позволяющие определить и оценить общий уровень эстетической воспитанности детей 5-6 летнего возраста в процессе приобщения их к народному искусству;
разработано содержание комплексного эстетического воспитания с учетом исторически сложившихся традиций и творческих принципов народного искусства Дагестана;
экспериментально проверена и доказана эффективность комплексного эстетического воспитания детей путем приобщения их к национальной художественной культуре с учетом принципов педагогики сотрудничества;
разработаны педагогические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений по использованию народного искусства Дагестана в эстетическом воспитании.
Теоретическая значимость:
дано научно-теоретическое обоснование необходимости использования комплексных занятий по народному искусству Дагестана в практике эстетического воспитания детей 5-6 лет;
выявлен здоровьесберегающий потенциал народного искусства, являющийся неотъемлемой частью педагогического процесса.
Практическая значимость исследования состоит в апробировании разработанной модели комплексного эстетического воспитания детей 5-6 летнего возраста средствами народного искусства Дагестана, в возможности использования её в работе дошкольных учреждений. Материалы могут стать основой для разработки программы и содержания спецкурса для педагогических ВУЗов и колледжей Республики Дагестан и регионов России, а также использованы в процессе повышения квалификации педагогических кадров.
Достоверность и обоснованность научных положений и выводов обеспечиваются:
опорой на методологию, достижения педагогической и психологической науки;
основными положениями искусствоведческой теории по народному искусству;
соответствием методов исследования его задачам и логике;
опытно-экспериментальной работой, положения и выводы которой стали основой комплексного эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами народного искусства Дагестана.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Модель комплексного эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, способствующая успешному решению задач эстетического воспитания личности ребенка, через художественное многообразие национального искусства Дагестана.
Комплексные занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народным искусством Дагестана, создающие объективную базу эстетического воспитания личности ребенка.
Критерии, определяющие уровни эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Принципы сотрудничества с семьей, способствующие совершенствованию эстетического воспитания детей 5-6 лет средствами народного искусства в условиях семьи.
Теоретико-методологические проблемы эстетического воспитания детей
Проблема эстетического воспитания подрастающего поколения средствами народного искусства интересовала человечество с глубокой древности и продолжает оставаться актуальной в силу своей специфической особенности и в настоящее время. Вопросы эстетического воспитания освещались в трудах античных мыслителей - Сократа, Платона, Аристотеля и др., заложивших основу понимания многих эстетических категорий, сыгравших важную роль в истории развития искусства и эстетики. В частности, Аристотель, придавая большое значение в развитии ребенка предметам эстетического цикла, считал, что занятия рисованием способствуют разностороннему развитию ребенка, так как предназначение обучения рисунку — сделать тоньше зрительное чувство и вкус к линиям, формам [151].
Заслугой арабо-мусульманских мыслителей (Ибн Хадис, Фараби, Ибн Сина, Ибн Русид и др.) является разработка учения об «адабе» - требованиях, предъявлявшихся к всесторонне развитой личности. Более того, утверждения философов о том, что рисунки, подобно музыке, способны укрепить духовные и физические силы, приподнять настроение, разогнать тоску в последствии были взяты за основу различных направлений арт-педагогики [222].
Китайский мыслитель Ван Вэй видел назначение искусства в спасительной, очистительной миссии, а процесс художественного творчества уподобил просветлению и озарению [222].
Отличительной особенностью индийской эстетической мысли является выдвижение эмоционального начала в качестве главного содержания искусства и тщательная разработка психологических аспектов эстетического восприятия (Анандава, Шанкуна и др.) [222].
Опираясь на античные теории с усилением акцента на собственно эстетические стороны ученые средневековья (Августин, Боэций, Бернар Клервоский и др.) к античным представлениям об искусстве добавили идеи о месте и функции искусств в религиозном воспитании [222].
Утверждая важность музыки, рисования для формирования всесторонне развитого человека, великий чешский педагог Я.А.Коменский предлагал внести эти предметы в материнские школы как необходимые занятия для развития ребенка. Искусство позволяет развивать чувство прекрасного, формирует способность наслаждаться произведениями искусства и красотой природы, утверждал великий педагог [114].
На передний план в идеологии В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского были выдвинуты проблемы сущности и общественной роли искусства. В.Г.Белинский, например, полагал, что эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием [222]. Определяя принципы дидактики, К.Д.Ушинский исходил из выдвинутого им положения о том, что дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще [205,206]. Обосновывая необходимость всестороннего развития детей, П.Ф.Каптерев предлагал не ставить эстетическое образование обособленно от других сторон развития человека, но вести дело совместно, постоянно опирая эстетическое развитие органов внешних чувств, на умственное и нравственное, а с другой стороны, в эстетическом образовании находя помощь для других сторон человеческого духа [108].
Важность и необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения подчеркивались в период становления и развития системы общественного дошкольного воспитания в России.
Большое внимание вопросам детского воспитания было уделено на четырех съездах по дошкольному воспитанию, проходивших с 1919 по 1928 годы, особенно на III Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию, на котором выступали руководители народного образования, педагоги, художники (П.П.Блонский, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, Г.Л.Рошаль, М.А.Румер, Е.А.Флерина, В.Н.Шапкая, С.Т.Шацкий и др.). Ими было отмечено, что эстетическое воспитание должно охватить всю жизнь детского сада, подчеркивалось, что изобразительное искусство следуют связывать с самыми различными моментами жизни ребенка - трудом, игрой, праздником. Е.А.Флерина настаивала на том, что искусство глубоко эмоционально воздействует на ребенка, направляет его интересы, вырабатывает определенные навыки и является могучим рычагом в развитии и формировании личности ребенка [204]. Особое внимание уделялось необходимости создания произведений музыкального искусства для детей, организации праздников, активизации детского творчества, так чтобы искусство было основополагающим элементом в развитии личности детей. Однако, А.В.Луначарский подчеркивал, что «под эстетическим образованием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность любоваться красотой и создавать ее» [139].
Рассматривая значение искусства в воспитании детей, известный отечественный психолог Б.М.Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны психики человека - не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но мысль и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознании и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формирования мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из средств, содействующих всестороннему и гармоничному развитию» [196]. Это же подтверждается в исследовании Р.М.Чумичевой [212], где она в первую очередь выделяет воспитательную роль искусства, опираясь на мнение Н.С.Рериха о том, что воспитание искусством является актом государственного значения. Следующей, по мнению исследователя, является полифункциональная роль искусства в образовательном процессе, т.к. искусство - это социально-эстетический феномен, отражающий социально-общественные ценности. Катаристическая функция искусства определяется автором как важнейший аспект воспитательно-формирующего воздействия на личность через эмоционально-эстетические оценки.
Отечественные педагоги Ш.А.Амонашвили [14,15], Н.А.Ветлугина [47,48,49], Б.Т.Лихачев [136,137,138], В.А.Сухомлинский [191,192,193,194] и др. в своих трудах особо выделяли мысль о том, что нравственное совершенствование личности, полноценное умственное и физическое развитие, активное отношение к жизни во многом зависят от эстетического воспитания. В.А.Сухомлинский настойчиво напоминал, что без эстетического воспитания вообще нет никакого воспитания. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества [192]. С его точкой зрения совпадают утверждения Дороновой Т.П., считающей, что эстетическое развитие дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено занятиями по изобразительной деятельности, а должно осуществляться в процессе восприятия природы, искусства и собственной художественной деятельности [79].
Н.Е.Веракса исследуя вопросы развития познавательной активности дошкольников, пришел к выводу, что развитие детской индивидуальности предусматривает включение дошкольников в различные виды деятельности, внимание воспитателей к каждому ребенку, уважение взрослыми детских взаимоотношений, партнерства взрослого и ребенка. [46] Е.И.Тихеева обращала внимание педагогов на то, что внешний мир, окружающие предметы ребенка и явления следует рассматривать в качестве источника развития, а игру, труд, общение со взрослыми и сверстниками, само познание окружающего мира - как основное средство развития. Педагог должен строить свою деятельность по логике культуры и педагогики, моделируя культурные процессы сообразно характеру сознания ребенка [199]. Ш.А.Амонашвили указывал, чем многограннее у ребенка жизненный опыт детства, тем успешнее можно вплетать в него богатейший опыт человечества. Исключительный долг каждого педагога - помочь детям заселить свое уникальное духовное царство великолепными образцами че 18 ловеческого творения, поселить там зерна возвышенных идей, из которых вырастут потом убеждения, мировоззрения, устои [15].
Концептуальные и психолого-педагогические предпосылки развития личности детей 5-6 лет
В конце 80-х годов XX века в народном образовании начались новые процессы по разработке различных моделей и вариантов концептуальных подходов решения вопросов непрерывного художественно-эстетического образования и воспитания начиная с дошкольного возраста.
Анализ содержания концепций [125,126,127,128] и программ эстетического воспитания, показывает, что в них были намечены самые основные базовые преобразования, выводящие эстетическое воспитание в один из ведущих видов воспитания в системе образования.
В 1989-1990 гг. проводилась работа по созданию Концепции общего среднего образования республики Дагестан [174], в которой отмечалось, что преобразования, происходящие в обществе, позволяют при пересмотре системы образования обратить серьезное внимание на формирование национального самосознания у подрастающего поколения. Система образования республики, построенная без должного изучения народного искусства, истории и культуры своего народа воспитала молодежь отчужденную от исторического и духовного наследия прошлых поколений. Поэтому не случайно ключевой проблемой Концепции является демократизация и гуманизация образования с опорой на лучшие традиции народной педагогики, национальной культуры, более широкого и всестороннего использования ее потенциала в духовном нравственном воспитании подрастающего поколения.
Как мы уже отмечали, в конце 80-х годов XX века разрабатывались Концепции дошкольного воспитания. В частности, в Концепции, разработанной сотрудниками НИИ дошкольного воспитания АПН СССР отмечалось: «Цель дошкольного воспитания - всесторонне гармоничное развитие ребенка, которое предусматривает: охрану и укрепление его здоровья, обеспечение полноценного физического развития, всестороннее психическое развитие и формирование личности ребенка [128]. Эту же мысль высказывают и авторы Концепции дошкольного воспитания (ВНИК «Школа») и более расширенно обозначают основные направления развития системы дошкольного воспитания на современном этапе. «Ключевые позиции обновления детского сада - охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы воспитателей в детском саду, обеспечивающие преемственность между всеми сферами социального становления ребенка» [127].
Авторы Концепции придают большое значение в становлении личности ребенка периоду дошкольного детства. В этот период «формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее». Авторы отмечают, что «основное значение имеют поддержка и всестороннее развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторяются и то, что будет «недодобрано» здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно» [127]. В этой связи очень важно правильно организовать условия для активного участия дошкольников в различных видах деятельности - игре, речевом общении, рисовании, музыкальной деятельности и других, в процессе которых формируются качества личности, в том числе происходит и художественно эстетическое развитие детей.
Основное направление реформы дошкольного образования - переход к личностно-ориентированной педагогике и создание условий для реализации собственной активности ребенка. Это предполагает решение таких задач, как развитие доверия к окружающему миру, чувства радости существования (психологическое здоровье), формирование начал личности (базис личностной культуры), развитие индивидуальности ребенка. Личностно-ориентированная модель предполагает расширение «степени свободы» ребенка, его способностей, прав, перспектив. Воображение и мышление, не скованные страхом перед неудачей, раскрепощаются, что в свою очередь развивает познавательные и творческие способности, позволяет ребенку чувствовать себя эмоционально комфортно и верить в свои силы. Большая роль в данной концепции отведена искусству. «Жизнь ребенка должна протекать в мире искусства, во всем его разнообразии и богатстве. Искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей. Именно в дошкольном детстве закладываются основы эстетического сознания, художественной культуры, появляется потребность к художественной деятельности. В связи с этим необходимо насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, сказки, театра, танца. Важно обогащать формы ознакомления детей с искусством, включать его в повседневную жизнь, создавать условия для детского эстетического творчества» [128].
В аспекте интересующей нас проблемы очень важна мысль, высказанная в Концепции дошкольного воспитания: «Репертуар художественных произведений для детей должен составляться с учетом возрастных, национальных, региональных культурных особенностей и традиций, содержать фольклор, мировую и национальную классику, произведения современных авторов как отражение современного состояния духовной культуры» [128].
«Концепция» дала стимул для разработки новых программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Это комплексные программы «Радуга» (научный руководитель Т.Н.Доронова), «Развитие» (коллектив Детского центра Л.А.Венгера), «Детство» (авторский коллектив ЛГПИ им. А.И.Герцена под ред. Т.И.Бабаевой и др.), «Истоки» (Л.Я.Парамонова, Т.И.Алиева, А.Н.Давидчук и др.), «Преемственность» (Н.А.Федосеева, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова и др.) и ряд других программ.
Однако, Т.Ф.Бабынина проведя анализ современных отечественных программ дошкольных учреждений доказывает, что многие из них ориентированы на определенную систему знаний, а не на формирование личности ребенка в конкретном этнокультурном социуме [25]. Следует отметить, что в Республике Дагестан разработаны и утверждены Министерством образования РД программы, в содержании которых наряду с федеральным компонентом разработан и национально-региональный. Это комплексная программа «Родничок» [172], а также специализированная программа «Музыкальное воспитание дошкольников» [173].
Таким образом, принцип вариативности способствовал раскрепощению жестких установок по единым типовым программам на территории Российской Федерации. Однако, имеет место факт использования дошкольными учреждениями нескольких программ одновременно, что, во-первых, нарушает требования в обеспечении реализации каждой конкретной программы так, как требует ее содержание, во-вторых, это создает серьезную проблему совместимости развития и эмоционального благополучия ребенка. Такой подход может нанести ущерб социально-эмоциональному развитию навыков межличностного общения, развитию образа «я» и самооценки, толерантности к другим людям.
Понимая значимость культуры детства в становлении личности, в нашем исследовании мы определили возраст детей с пяти лет. Выбор старшего дошкольного возраста в исследовании обусловлен данными психолого-педагогической науки, а именно: к пяти годам происходит усвоение сенсорных эталонов и развитие эстетико-когнитивных и эстетико-творческих способностей ребенка. Однако, как указывают исследователи эстетических особенностей детей Е.М.Торшилова, Т.В.Морозова, если же в педагогическом процессе не созданы условия, позволяющие ребенку свободно фантазировать, то к шести годам эта способность падает и растет стандартность, повторяемость ассоциативных образов; развивается способность к целостному образному видению и др. [198]
Состояние проблемы эстетического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях республики
Изучение состояния проблемы эстетического воспитания детей 5-6 лет ставило целью проведение констатирующего этапа исследования, в котором предусматривалось решение следующих задач:
- выявить состояние изучаемой проблемы в практике работы дошкольных образовательных учреждений;
- определить показатели и выявить уровни эстетической воспитанности дошкольников;
- провести социометрические исследования с целью определения эмоционального комфорта, благополучия детей (климата группы).
С целью определения состояния проблемы эстетического воспитания детей мы изучили работу дошкольных образовательных учреждений республики. В связи с этим для проведения исследований были определены ДОУ (городские и сельские) с учетом специфики региона. При этом учитывались соответственно и учебно-педагогические условия, материально-техническая база, наличие квалифицированных педагогических кадров, природно-географические и культурно-исторические особенности территорий. Все это и много другое было необходимо для расширения географии проводимого эксперимента, с одной стороны, и выявления особенностей художественно-эстетического развития детей в разных педагогических условиях с другой стороны.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе всех его этапов в ДОУ № 44 и прогимназии № 52 г. Махачкалы (с охватом ПО детей). Сбор информации для педагогического исследования проводился в дошкольных образовательных учреждениях г. Махачкалы, Каспийска, Буйнак 64 ска, Кизляра, Дербента, Хасавюрта, сел. Балхар, Кубачи, Курах, Унцукуль, Ур-карах.
Критерии и показатели эстетического развития детей 5-6 летнего возраста были сконструированы аналитическим путем на основе имеющихся исследований. Совокупность критериев и показателей эстетического развития детей представлены в таблице № 1.
На основе выделенных критериев и показателей были сформулированы общие уровни эстетического развития детей, а также по каждому виду художественно-эстетической деятельности. К общим показателям относятся: Высокий уровень - осознанное восприятие произведений народного творчества; устойчивый интерес и потребность в общении с прекрасным в окружающем мире, понимание эмоционального подтекста; представления о национальном искусстве сформированы; действуют по собственной инициативе, наблюдается устойчивое стремление к созданию нового продукта в различных видах художественной деятельности; ребенок уверен в себе, в собственных возможностях, активен.
Средний уровень - восприятие характеризуется быстрой отвлекаемостью, спадом интереса и внимания; эмоциональный отклик не всегда адекватен; представления не четкие, знания о национальном искусстве сформированы недостаточно; в основном создает продукты по образцу, не проявляет творчества в деятельности; не всегда уверен в собственных возможностях.
Низкий уровень - восприятие поверхностное, эмоциональный отклик не характеризуется сопереживанием; представления о народном искусстве не сформированы; продукты деятельности созданые ребенком не отличаются оригинальностью. Ребенок не проявляет инициативы, творчества в деятельности. Не уверен в собственных возможностях.
Констатирующий этап исследования состоял из трех основных направлений, решение которых и определило картину состояния эстетического воспитания детей средствами народного искусства Дагестана в процессе различных видов деятельности. Задачей первого направления было выявление отношений родителей и педагогов дошкольных учреждений к проблеме эстетического воспитания детей средствами народного искусства Дагестана.
Второе направление констатирующего этапа исследования способствовало определению уровня эстетического развития детей 5-6 летнего возраста в соответствии с критериями и показателями. Третье направление констатирующего этапа позволило определить уровень самооценки каждого ребенка и положение его в группе, т.е. состояние эмоционального благополучия и комфорта. Выбор этого направления в нашем исследовании обуславливается данными современных психологических исследований, утверждающих, что положительная самооценка ребенка способна играть более значительную роль в успешном обучении, чем уровень его умственного развития (Е.Г.Юдина, Р.Р.Калинина и др.). Таким образом, мы предполагаем рассмотреть народное искусство Дагестана не только с позиции его эстетической функции, но и с позиций духовного оздоровления детей через мир искусства, т.е. его здоровьесберегающих функций.
Известно, что для осуществления полноценного воспитания и развития дошкольника необходимы согласованные действия педагогов дошкольных учреждений и семьи ребенка. Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья является важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности ребенка. Многочисленные исследования педагогов и психологов (В.К.Котырло, Е.В.Субботский, Н.А.Стародубова и др.) показывают особую роль родителей в зарождении будущей направленности личности ребенка. Именно от них в основном зависит его эмоциональное состояние, отношение к окружающему. В нашем исследовании эстетическое воспитание и развитие ребенка в семейных условиях изучалось в плане двустороннего характера связей общественного и семейного воспитания.
В связи с этим, в ходе исследования мы установили характер влияния семьи на эстетическое воспитание ребенка. При составлении вопросов нами учитывалась доступность, т.е. то обстоятельство, что социальное положение, профессиональная, культурная подготовка родителей чрезвычайно разнообразны. Так же мы стремились с помощью различных методов информировать родителей, ориентируя их на решение задач эстетического воспитания.
В то же время нас интересовало, в какой мере согласованы действия семьи и дошкольного учреждения в обозначенной нами проблеме. Родителям были предложены анкеты со следующими вопросами: «На что, по Вашему мнению, должна быть направлена работа ДОУ (на общее развитие ребенка; на подготовку ребенка к школе; на приобщение к культурным ценностям?) Чем предпочитает заниматься Ваш ребенок дома? Какие фольклорные праздники народов Дагестана вы знаете? Какие народные музыкальные инструменты есть в Вашем доме? Какие центры дагестанских народных промыслов Вам известны (гончарные, ювелирные, ковровые, художественной обработки дерева, камня)? Какие дагестанские композиторы, мастера народных промыслов, поэты и писатели Вам известны?»
В процессе исследования мы использовали метод беседы, в ходе которого родители рассказывали: любит ли их ребенок фантазировать; отношение его к фантазиям; придумывает ли ребенок сказки, песни и кому он их рассказывает? Как родители развивают воображение ребенка и т.д.
Много необходимых для исследования фактов в понимании и сущности эстетического развития детей дал метод независимых характеристик, которые составляли воспитатели, музыкальные руководители. Родители по нашей просьбе писали «мини-сочинение» на тему «Мой ребенок», в которых давали характеристику ребенка: поведение, индивидуальные качества; другие старшие члены семьи (бабушки, дедушки) высказывались устно. Все полученные результаты и анализ данных о поведении ребенка, сообщенные людьми, входящими в круг «интимно близких для ребенка» (Н.А.Леонтьев), помогли дополнить и уточнить характеристику, составленную экспериментатором.
Таким образом, проведенная работа позволила нам отметить наиболее характерные ответы респондентов и сделать вывод о том, что родители сегодня не могут передать ребенку все богатство культурного наследия наших народов, т.к. многие просто не владеют этим материалом по ряду субъективных и объективных причин:
1. В обществе, к сожалению, постепенно утрачиваются положительные ориентиры, направленные на духовное и эстетическое развитие детей на всех ступенях образовательно-воспитательного процесса. 2. Родителей, как правило, мало волнуют данные проблемы. Главной целью работы ДОУ 80% опрошенных считают подготовку ребенка к школе, а не общее развитие (17%), и тем более не приобщение к культурным ценностям нашей республики (3%).
Апробация результатов комплексного эстетического воспитания детей средствами народного искусства Дагестана
Для оценки результативности апробированной модели комплексного эстетического воспитания детей средствами народного искусства Дагестана был проведен контрольный эксперимент, данные которого были сопоставлены с результатами констатирующего этапа эксперимента. Контрольное исследование показало, что в целом получена положительная динамика в эстетическом развитии детей экспериментальных групп.
Контрольный этап исследования состоял из следующих направлений:
- диагностика детей по методике констатирующего этапа;
- наблюдение за детьми в процессе общения, деятельности;
- анализ детских работ.
Исследование проводилось по той же программе, что и на констатирующем этапе эксперимента. Мы получили результаты, которые позволили распределить детей контрольных и экспериментальных групп по уровням развития в различных видах художественно-эстетической деятельности. (Таблица № 2).
Контрольное обследование детей по исследуемой проблеме подтвердило правомерность и эффективность комплексной системы эстетического воспитания детей 5-6 летнего возраста средствами декоративно-прикладного искусства (на основе искусства Дагестана). У большинства детей, охваченных формирующим экспериментом, наметились изменения всех показателей, выявленных на этапе констатации.
Анализ собранных данных свидетельствует о динамике эстетического развития детей. В различных видах исследуемой художественной деятельности произошли качественные изменения: возросла осознанность в эстетическом и художественном восприятии детьми произведений искусств; появился устойчивый интерес и потребность в общении с прекрасным в окружающем мире и в произведениях искусства; расширилось понимание эмоционального подтекста и способность устанавливать связи с другими видами искусства, а также усилилось восприятие и сопереживание разнообразных эмоциональных проявлений в окружающем мире.
Значительно обогатился объем знаний о народном искусстве: расширились знания о различных видах и жанрах народного искусства и понимание их особенности, а также единства содержания, смысла и языка художественных обра 115 зов; возросла действительная и стимулирующая роль знаний; уточнились представления детей о роли и месте народного искусства в жизни людей, о мастерах декоративно-прикладного искусства, композиторах, поэтах и писателях Дагестана.
Модифицировалось отношение детей к мотивам деятельности: возросла осознанная необходимость выполнения норм и правил общения в художественно-эстетической деятельности; появилось желание выполнять трудовые требования, диктующиеся не только стремлением «быть хорошим» в глазах значимых взрослых и сверстников, но и совпадение этих требований с появившейся личной позицией; возникла инициативность и самостоятельность в общении по поводу искусства, с развернутыми высказываниями своих нравственно-эстетических суждений; произошло изменение реакции на трудности: обращение за помощью не только к воспитателю, но и к сверстникам, а также самостоятельное стремление и умение преодолеть возникшие трудности и желание помочь другим; повысилась самостоятельность детей при организации художественной деятельности не только со сверстниками, но и с родителями.
Произошли положительные изменения в эмоциональном климате экспериментальных групп: значительно сократились случаи негативного эмоционального состояния детей, возросла их самооценка; снизилось количество заявлений негативного содержания на сверстников, взаимооценка стала более объективной, миролюбивой; становление самооценки проявилось в анализе своих умений, возможностей участия в конкретных делах, причин своих поступков и т.д.; возросла осознанная необходимость проявления чувств товарищества, взаимопомощи, уважения, сострадания и т.д.
В целом показатели контрольной диагностики свидетельствуют о возросших возможностях детей в художественной деятельности. Воспитательно-образовательный процесс на основе специально разработанной системы комплексных занятий оказал положительное влияние на эстетическое развитие детей экспериментальных групп: значительно возрос интерес к народному искусству (декоративно-прикладному, музыкальному, художественно-речевому), по высилась активность при выполнении заданий творческого характера в различных видах художественной деятельности. У детей произошел значительный успех в развитии эстетического восприятия, понимания средств выразительности произведений народного искусства, навыков их исполнения, творческой интерпретации. В самостоятельной художественной деятельности дети становились инициаторами игр, возникавших под впечатлением комплексных занятий, развлечений, праздников.
Однако, исследование выявило, что эстетическое развитие детей по трем обозначенным видам деятельности было разнохарактерным, индивидуализированным. Например, материалы сплошных наблюдений за самостоятельной художественной деятельностью детей в ходе исследования позволили нам установить те ее виды (изобразительная, музыкальная, театрализованная), которым дети отдавали предпочтение. Об этом судилось по количеству повторов, т.к. деятельность возникала по инициативе детей. Особенно распространена изобразительная деятельность (ею занимались до 50 % детей, затем театрализованная и художественно-речевая — 37 %, музыкальной отдавали предпочтение 23 %). Полученные данные свидетельствуют о художественных интересах и предпочтениях детей, побудителями их являлись увлекательные и яркие явления, которые узнал ребенок и захотел вновь воспроизвести, пережить.
Предпочтения детей, однако, зависели и от условий, обстановки, предметов, побуждающих его действовать. Так, ребенок может легко самостоятельно действовать (рисовать, лепить, пересказывать), но ему сложно выполнить свое желание прослушать или подобрать музыку в грамзаписи для прослушивания во время деятельности. Так же следует отметить, что способности детей очень разнохарактерны и пути их развития обязательно должны быть индивидуализированы.
Например, для преодоления определенной заторможенности некоторых детей развитию способностей помогали систематические упражнения и создание успокаивающей обстановки, которая помогала особенному «расположению души». Другим детям предлагались задания, требующие быстрого решения, инициативы или, наоборот, склонности к более сосредоточенному, осознанному восприятию и т.д.
Индивидуальное изучение способностей в ходе исследования позволило сделать вывод о том, что необходимо развивать слабые стороны имеющихся художественных способностей, опираясь на сильные. И еще один факт, заслуживающий внимания, был зафиксирован в ходе экспериментальной работы — часто дети, художественное развитие которых оценивалось невысокими баллами, оказывались инициаторами и хорошими организаторами художественной практики и занимались ею с большим увлечением.
В процессе экспериментальной работы мы убедились, что эффективность эстетического воспитания во многом зависит от уровня теоретической и практической подготовленности педагогических кадров. В этой связи следует отметить, что в ходе исследования с педагогами экспериментальных групп проводилась следующая работа: консультации, семинары, конференции, которые способствовали повышению их теоретической и практической подготовленности. А выразилось это в первую очередь:
Во-первых, в ходе работы по предложенной нами модели повысился уровень знаний воспитателей о народном искусстве, его особенностях, жанрах, видах, средствах выразительности, расширился объем искусствоведческой терминологии, что позволило доступно и эмоционально доносить все это до сознания детей. Во-вторых, в процессе приобщения детей к искусству педагоги стали организовывать свою деятельность таким образом, чтобы дать детям возможность эмоционально пережить произведение - слушая сказку, разглядывая картину, смотря спектакль ребенок ставил себя на место героя, становился как бы участником действия, сопереживал. Так педагоги активно поддерживали стремление ребенка к прекрасному, доброму, формировали у детей потребность помочь другому, желание быть добрым, умным, красивым, справедливым, похожим на понравившегося героя. Это, в свою очередь, определяло эталон для организации собственного поведения детей в окружающей среде, служило источником создания определенных игровых ситуаций.
В-третьих, необходимостью создания определенных условий и ситуаций, способствующих развитию самостоятельной деятельности детей, в которой учитывались индивидуальные различия в характере детей и создание той эмоциональной атмосферы, которая необходима для поддержания самостоятельной деятельности.