Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическое воспитание младших школьников средствами природных материалов (На примере Республики Дагестан) Агаев Казибек Кунакбекович

Эстетическое воспитание младших школьников средствами природных материалов (На примере Республики Дагестан)
<
Эстетическое воспитание младших школьников средствами природных материалов (На примере Республики Дагестан) Эстетическое воспитание младших школьников средствами природных материалов (На примере Республики Дагестан) Эстетическое воспитание младших школьников средствами природных материалов (На примере Республики Дагестан) Эстетическое воспитание младших школьников средствами природных материалов (На примере Республики Дагестан) Эстетическое воспитание младших школьников средствами природных материалов (На примере Республики Дагестан) Эстетическое воспитание младших школьников средствами природных материалов (На примере Республики Дагестан) Эстетическое воспитание младших школьников средствами природных материалов (На примере Республики Дагестан) Эстетическое воспитание младших школьников средствами природных материалов (На примере Республики Дагестан) Эстетическое воспитание младших школьников средствами природных материалов (На примере Республики Дагестан) Эстетическое воспитание младших школьников средствами природных материалов (На примере Республики Дагестан) Эстетическое воспитание младших школьников средствами природных материалов (На примере Республики Дагестан) Эстетическое воспитание младших школьников средствами природных материалов (На примере Республики Дагестан)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Агаев Казибек Кунакбекович. Эстетическое воспитание младших школьников средствами природных материалов (На примере Республики Дагестан) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Махачкала, 2002 161 c. РГБ ОД, 61:02-13/1677-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты художественного эстетического воспитания школьников средствами природных материалов 11

1.1. Методологические психолого-педагогические проблемы художественного эстетического воспитания учащихся средствами природных материалов ... 11

1.2. Характеристика природных материалов как средство художественно-эстетического воспитания 25

1.3. Методика художественно-эстетического воспитания учащихся школ с помощью природных материалов 42

Глава 2. Экспериментальное исследование использования приро дных материалов в процессе обучения изобразительному и декоратив но-прикладному искусству в школе 61

2.1. Педагогические условия использования натуральных природных материалов в процессе обучения школьников изобразительному искусству 61

2.2. Система занятий по изучению и познанию натуральных природных материалов 70

2.3. Методика реализации изучения природных материалов на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства в школе 92

Заключение 126

Список использованной литературы 129

Приложение 135

Введение к работе

Происходящие в наше время в обществе социально-политические и культурно-исторические процессы настоятельно требуют глобального * переосмысления духовно-ценностных ориентиров личности школьника, являющихся базисной основой эстетического постижения окружающей действительности и мира в целом.

Особое значение при этом приобретает формирование эстетического отношения младших школьников к окружающей действительности - природе, бытовым реалиям и др. Умело организованный процесс работы с природными ] материалами оказывает весьма заметное стимулирующее действие на ] эмоционально-образную, познавательную, творческую активность учащихся.

Решение данной проблемы в художественном образовании предполагает продуманный поиск методически эффективного воздействия на развитие j

личности ребенка, заложенных в нем от природы творческих задатков и

плодотворное освоение им как исторически сложившихся, так и основанных на '

І изучении и творческом восприятии особенностей мировой культуры.

Достаточно обширный и глубокий анализ практической деятельности

школ позволяет сделать весьма обоснованный вывод, что обучение младших j

школьников не учитывает индивидуальных возможностей и личного опыта \

детей, не позволяет им полноценно осознать все многообразие и эстетическое 1

богатство, художественный потенциал окружающего мира в процессе работы с I

природными материалами, не развивает эмоционального восприятия их |
эстетической ценности.

Формирующаяся в последнее время тенденция эстетического воспитания

средствами природных материалов логически требует совершенствования =
методического построения и познавательного содержания уроков на основе

рационального сочетания форм и методов обучения, направленных на |

постижение учащимися свойств и качеств исходных природных материалов, 1

освоение их декоративной сущности, приобщение детей к самостоятельной I

творческой деятельности по законам красоты.

Поэтому данная проблема весьма актуальна и приводит к необходимости разработки соответствующей концепции дидактической системы формирования эстетического отношения к окружающей действительности младших школьников в процессе их работы с естественными природными материалами как фактора эстетического воспитания, активного развития личности школьника, самообогащения его внутренних ресурсов.

Однако исследования, проведенные в дошкольных учреждениях, общеобразовательных и специализированных, а также инновационных учебных заведениях Дагестана по изучению и освоению учащимися естественных природных материалов, убедительно доказывают, что сегодня назрела настоятельная необходимость развернуть широкие научно-исследовательские работы в рассматриваемой области, поскольку многие учащиеся большинства школ имеют пока весьма приблизительное и поверхностное представление о природных и иных естественных материалах, используемых в школах на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Это подтверждают также данные анкеты, разработанной как для учащихся, так и для учителей в целях достижения результативности занятий изобразительным искусством с использованием природных материалов.

Приходится также признать явную недостаточность количества публикаций, содержащих практические советы относительно процесса работы с природными материалами и учитывающих специфику подхода к решению данной проблемы, чтобы дать широкие возможности как для воздействия на школьника, так и для стимулирования его самостоятельного развития.

Нынешнее состояние исследования проблемы эстетического воспитания в процессе работы с природными материалами, обобщение и анализ практического опыта приводят к неизбежному логическому выводу о настоятельной необходимости более подробного изучения и систематизации вопросов,связанных с указанной проблемой.

Актуальность и значимость проблемы формирования эстетического отношения учащихся школ к окружающей действительности, природе и миру в целом (особенно для регионов, традиционно богатых природными ресурсами), а также явно недостаточная ее разработанность в художественном образовании и эстетическом воспитании школьников и обусловили выбор темы: «Эстетическое воспитание младших школьников средствами природных материалов».

Цель исследования - выявить психолого-педагогические условия формирования эстетического отношения школьников к действительности в процессе работы с природными художественными материалами.

Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников средствами природных материалов в процессе обучения изобразительного искусства.

Проблема исследования заключается в определении ведущих тенденций и разработке психолого-педагогических условий эстетического отношения к действительности в процессе работы с природными художественными материалами учащихся школ.

Решение этой проблемы и составляет цель настоящего исследования.

Предмет исследования - содержание, формы и методы практической учебной работы с природными материалами, формирующие эстетическую, эмоционально-образную, познавательную, творческую активность учащихся школ.

Гипотеза исследования базируется на тезисе, что эстетическое воспитание школьников в процессе их работы с природными материалами может быть существенно активизировано, если

учитываются художественно-эстетическая ценность природных материалов и использование их как действенного средства эстетического воспитания;

- в содержание учебного процесса методически грамотно введены такие виды народного творчества, в которых исходными материалами для

\

-I

'I

художественной обработки будут глина, камень, дерево, кость, шерсть, рог, і
солома и т.п.; |

- разработаны и используются рациональные и эффективные формы и
методы развития эстетического отношения к действительности в процессе
работы с естественными природными материалами;

- на этой основе создана эффективная система педагогических
воздействий, способствующих эстетическому воспитанию учащихся школ,
важным средством которого являются изучение и освоение природных
материалов.

Задачи исследования:

обосновать совокупность психолого-педагогических положений, определяющих основы формирования эстетического отношения школьников к действительности в процессе работы с естественными природными материалами;

экспериментально проверить дидактическую систему обучения и воспитания, оптимально способствующую развитию эстетических, познавательных и творческих способностей учащихся с использованием природных материалов;

определить критерии и уровни сформированности эстетического отношения школьников к окружающей действительности в процессе работы с природными материалами;

разработать содержание занятий, методические рекомендации и і наглядные пособия, нацеленные на ознакомление с исходными природными учебными материалами и изучение их.

Методологической основой исследования является труды ведущих ученых: философов, психологов, физиологов, педагогов - по проблеме | переосмысления духовных ценностных ориентиров личности школьника, являющихся базисной основой эстетического постижения окружающей действительности и мира в целом, теоретические положения в

искусствоведении, определяющие художественную природу, духовную ценность и место народного искусства в культуре. Методы исследования:

ретроспективный анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической, учебной и методической литературы по проблеме исследования;

выявление и изучение передового педагогического опыта в процессе работы с природными материалами в школах и других образовательных учреждениях;

- опытно-экспериментальная работа, анкетирование, интервьюирование,
беседа, поисковый, констатирующий, формирующий эксперименты, общая
методика и математические методы статистической обработки данных.

Базы исследования:

Опытно-экспериментальная работа широко проводилась на базе как
специализированных, так и общеобразовательных городских и сельских школ
Республики Дагестан: лицей № 39, школа № 36 г. Махачкала, Великентская
средняя школа Дербентского района; Параульская средняя школа
Карабудахкентского района.
\% Этапы исследования:

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1997-1998) - подготовительный. Анализ литературных работ, учебных источников, накопление эмпирического материала. Постановка проблемы, уточнение темы, определение актуальности, объекта, предмета, рабочей гипотезы.

Второй этап (1998-1999) - опытно-экспериментальный. Апробировались формы, методы и специфические методики, направленные на ознакомление учащихся с естественными природными материалами, на развитие их способностей.

Третий этап (1999-2000) - формирующий. Апробация разработанной в течение педагогического эксперимента дидактической системы,

способствующей активизации эстетического воспитания младших школьников в процессе работы с природными материалами. Обобщение и уточнение накопленного опыта; систематизация материалов, полученных в результате эксперимента; выводы и рекомендации. Научная новизна:

поставлена проблема эстетического воспитания младших школьников в процессе работы с естественными природными материалами на примере Республики Дагестан;

предложена дидактическая система эстетического воспитания младших школьников в процессе работы с природными материалами, способствующая расширению знаний о свойствах, качествах, цвете, художественном потенциале исходного природного «сырья», используемого как учителями, так и мастерами - профессионалами;

определена система критериев и показателей развития у учащихся интеллектуально-эмоциональных творческих способностей, эффективности их эстетического воспитания средствами природных материалов.

Теоретическая значимость:

-обосновано и экспериментально подтверждено предположение о необходимости формирования у младших школьников эстетического отношения к действительности в процессе работы с природными материалами;

- выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия, оптимально
обеспечивающие эффективность формирования у учащихся начальных классов
эстетического отношения к действительности в процессе работы с природными
материалами, раскрывающими смысл и значение эстетических свойств
объектов природы.

Практическая значимость:

- на основе теоретических положений предложена дидактическая система
эстетического воспитания младших школьников в процессе изучения и
познания природных материалов;

определены система педагогических воздействий, параметры и критерии оценки, достаточно точно характеризующие эффективность эстетического отношения младших школьников к исходным природным материалам в процессе работы с ними;

разработаны научно-методические рекомендации, созданы учебно-методические и наглядные пособия по оптимальной реализации технологии формирования эстетического отношения младших школьников к исходным природным материалам;

предложенная система занятий, учебное пособие, методические рекомендации, разработанные и изданные по материалам исследования, помогают наглядно раскрыть обучающую сущность и эстетическую ценность естественных природных материалов и могут быть использованы непосредственно в процессе обучения в школе.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечиваются методологической базой, применением взаимодополняющих методов исследования, всесторонним анализом данных, полученных в ходе исследования, сочетанием количественных и качественных показателей.

Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение в учебно-методическом пособии для школьных учителей, преподавателей художественно-графического факультета, в научных статьях, опубликованных в Москве, Ростове-на-Дону, Махачкале, в процессе преподавания диссертанта на художественно-графическом факультете Дагестанского государственного педагогического университета. Материалы исследования апробированы и внедрены в практику обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в общеобразовательных и других учебных заведениях разного типа Махачкалы, Дербента, с.Великент, с. Параул Республики Дагестан. Основные положения, выносимые на защиту.

1. Художественно-эстетическая ценность исходных природных материалов, используемых в качестве важного фактора в системе приобщения

младших школьников к окружающей действительности, миру природы в воспитании, чувства прекрасного.

2. Формы, методы и педагогические условия формирования эстетического восприятия и художественного интереса учащихся в процессе познания, освоения ими свойств и качеств природных материалов.

3.Критерии сформированности художественно-творческих способностей учащихся в процессе работы с естественными природными материалами. Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Методологические психолого-педагогические проблемы художественного эстетического воспитания учащихся средствами природных материалов

Происходящая в настоящее время гуманизация образования логически требует усиления значимости предметов и дисциплин художественно-эстетического цикла в школе, четкой ориентации личности на становление духовно богатой, творчески саморазвивающейся человеческой индивидуальности с помощью искусства.

Наиболее популярным, распространенным, общепринятым определением воспитания является сведение его сути к передаче и усвоению подрастающими поколениями созданной и накопленной предками культуры.

Задача культурно-эстетического образования в средней общеобразовательной школе - вовлечение детей и подростков в эстетическое освоение и творческое созидание реальных жизненных ценностей. Важную роль здесь играют общеобразовательная школа и другие общеобразовательные учреждения, где закладываются основы формирования личности.

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла активно содействует развитию творческих способностей, повышает духовный уровень учащихся, осуществляет их нацеленную профессиональную ориентацию и соответствующую подготовку, гарантирует и обеспечивает оканчивающим ее общесреднее образование и достаточно глубокое овладение знаниями, умениями и навыками по одному из видов искусства.

Школы, по нашему глубокому убеждению, должны активно противостоять всяческим извращениям искусства и культуры, особенно национальных. Они должны стать своего рода оборонительным поясом, защищающим интересы национальной культуры, природы, мира.

Современное художественное образование гармонически объединяет в себе как народное, так и профессиональное искусство в качестве важнейших составных частей, обеспечивающих гармоническое развитие личности.

Содержание современного школьного художественно-эстетического образования четко направлено за воспитание всесторонне и гармонически развитой личности, свободно проявляющей себя в творческой деятельности. Такое содержание способствует формированию как национального самосознания, так и, в соответствующей мере, уважения к историческому и культурному наследию всех народов России и мира вообще. Естественно, указанная проблематика наиболее актуальна для регионально-национальных школ.

Отнюдь не менее важной задачей эстетического воспитания является активное приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие склонностей и способностей в области искусства, интереса и стремления к эстетическому освоению мира, утверждению идеалов красоты в отношениях с людьми, в труде, и общественной деятельности, всемерном развитии эстетической активности.

Наблюдающаяся ныне тенденция эстетического развития требует совершенствования уроков по циклу изобразительных и декоративно-прикладных дисциплин на основе рационального сочетания форм и методов, направленных на постижение общечеловеческих ценностей, основ мировой и отечественной культуры. Необходимо раскрыть и показать целостную картину мира, удивительно полиформный и многоцветный мир природы, добиться полноценного личностно-значимого осмысления и постижения его каждым ребенком, учащимся.

Характеристика природных материалов как средство художественно-эстетического воспитания

Материальный, вещественный мир, окружающий человека, неизбежно несет на себе своего рода печать его трудовой, преобразующей, созидательной деятельности. Человек не только активно пользуется благами окружающей среды, он «подстраивает ее под себя», т.е. посильно изменяет в соответствии со своими растущими потребностями. Принципиально важно отметить, что в число наиболее насущных входят и потребности эстетические.

Общепризнанная, классическая эстетика принимает как данность объективный характер проявления красоты в природе, т.е. гармонию форм и линий, богатство, насыщенность и свежесть цветов и красок, многообразие и разнотонность звуков, неповторимость бесчисленных ароматов. Природу, таким образом, можно считать одним из самых мудрых воспитателей. Особое значение родной природы как средства воспитания любви к Родине выделял в качестве особо важного фактора еще К.Д. Ушинский. Ему принадлежит мысль, что именно природа - один из могущественных факторов воспитания человека. И самое тщательное воспитание без участия этого фактора непременно будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью.

Непосредственному восприятию природы как таковой и эстетическому наслаждению ею предшествовало, как правило, утилитарно-потребительское отношение к ее дарам. Ныне отрадно ответить, что отношение к природе есть не только стимул и фактор формирования эстетического и художественного вкуса - соответствующее отношение оказывает определенное - и немалое -воздействие на нравственное формирование и развитие как общества в целом так и отдельных его представителей, в частности.

Как относятся к природе школьники, любят ли, понимают ли они ее, а, следовательно, берегут ли - от совокупности этих факторов во многом принципиально зависит глубина и сознательность их любви к Родине, готовность своим дальнейший трудом всемерно содействовать приумножению ее богатств.

Исходя из темы нашего исследования зададимся вопросом какое место занимает природа в эстетическом воспитании и художестве ином образовании подрастающего поколения, какую роль, наконец, она играет в нашей повседневной жизни? От чего, от какого комплекса чувств зависит наша способность воспринимать и в некоторых случаях понимать природу?

Задача каждого преподавателя системы учебных дисциплин изобразительного комплекса - четко определить, как «использовать природу», качества и свойства природных материалов Е художественном образовании и эстетическом воспитании учащихся, особенно на занятиях по декоративно-прикладному искусству в современной школе. В первую очередь, естественно, важно подчеркнуть и выявить эстетическую ценность объектов природы.

Правильное и естественное понимание красоты, эстетики природы может прийти лишь при условии активной мыслительной, интеллектуальной деятельности ребенка и подростка, поскольку красота - явление по своей сущности весьма сложное и многогранное. Поэтому развитие у детей способности к правильным эстетическим суждениям и оценкам являет собой одну из наиболее узловых задач обучения процессу познания и посильного понимания явлений природы.

Обычная снежинка, например, это наглядное подтверждение достаточно банального выражения, что красота сияет, блестит, мерцает, сверкает и т.п., поскольку свет не только чисто физическое, но, одновременно, и эстетическое свойство природы, а с эстетикой, с красотой люди связывают совершенно особый комплекс ощущений и чувств. Свет - это четкость и ясность, он позволяет видеть и познавать мир, и, вместе с тем, свет - это горение, сияние, создающее своеобразное ощущение поэтичности, некоей таинственности и волшебства, парящих в природе, которые вкупе и воспринимаются как красота.

Педагогические условия использования натуральных природных материалов в процессе обучения школьников изобразительному искусству

Изучение и подробной анализ педагогический практики по ее сегодняшнему состоянию в процессе плодотворного использования натуральных природных материалов на уроках дисциплин изобразительного цикла и, в частности, декоративно-прикладного искусства показывает, что, естественное использовании регионального и национального опыта имеются до сих пор определенные недостатки и недоработки.

Именно поэтому нами предпринята попытка разработать систему учебных занятий, формы и методы практического осуществления эстетического воспитания школьников младших классов с наглядным использованием естественных природных материалов, пригодных для декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел - от подлинно художественных работ до ремесленных поделок.

Практической целью разработанной нами систематизированной программы педагогических условий, методов и приемов является оптимально плодотворное воплощение в практику эстетического воспитания школьников младшего возраста художественных качеств и эстетических свойств натуральных природных материалов в процессе изучения под руководством преподавателя.

Кратко сформулируем задачи поставленного и проведенного нами педагогического эксперимента:

-выявить и экспериментально обосновать технологию художественного обпачокяния и эстетического носпитания учатттихся спелней школы ттлггем использования декоративных качеств и эстетических свойств природных материалов;

-раскрыть закономерности предложенной нами системы занятий, в процессе педагогического эксперимента выверить особенности художественного образования и эстетического воспитания учащихся при работе с природными натуральными материалами;

-разработать конспекты занятий, беседы уроков, а также методические рекомендации и наглядные пособия, которые способствовали бы развитию и совершенствованию эстетических воззрений, художественных познавательных и творческих работ школьников младших классов с использованием естественных натуральных материалов.

Особо отметим, что в процессе экспериментального обучения крайне важно тщательное изучение изобразительных свойств и качеств декоративной сущности природных материалов, традиционно используемых народными мастерами. Необходимо подробно проанализировать художественно-прикладные возможности камня разных видов, глины, шерсти, рога, кости, соломы и т.п., а затем плодотворно использовать их на уроках учебных дисциплин изобразительного и декоративно-прикладного цикла, в кружковой работе, а также на уроках труда.

В разработке предлагаемой нами системы педагогических условий и занятий мы опирались на опыт и научно-исследовательские труды ученых в рассматриваемой нами области художественного образования B.C. Кузина, В.Н. Неменской, Т.С. Комарова, Е.А.Флерина, Н.П. Сакулина, Т.Я.Шпикаловой, И.М. Раджабова и др., которые оказали весьма существенное влияние на позитивное развитие художественного образования и эстетического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы, в частности, в вопросах работы с натуральными материалами, учитывая конкретные природные особенности данного региона.

Похожие диссертации на Эстетическое воспитание младших школьников средствами природных материалов (На примере Республики Дагестан)