Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическое воспитание школьников средствами краеведения : На материале Республики Дагестан Кандаева Нажибат Абдулаевна

Эстетическое воспитание школьников средствами краеведения : На материале Республики Дагестан
<
Эстетическое воспитание школьников средствами краеведения : На материале Республики Дагестан Эстетическое воспитание школьников средствами краеведения : На материале Республики Дагестан Эстетическое воспитание школьников средствами краеведения : На материале Республики Дагестан Эстетическое воспитание школьников средствами краеведения : На материале Республики Дагестан Эстетическое воспитание школьников средствами краеведения : На материале Республики Дагестан Эстетическое воспитание школьников средствами краеведения : На материале Республики Дагестан Эстетическое воспитание школьников средствами краеведения : На материале Республики Дагестан Эстетическое воспитание школьников средствами краеведения : На материале Республики Дагестан Эстетическое воспитание школьников средствами краеведения : На материале Республики Дагестан
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кандаева Нажибат Абдулаевна. Эстетическое воспитание школьников средствами краеведения : На материале Республики Дагестан : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Махачкала, 2006.- 185 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-13/1983

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические аспекты эстетического воспитания школьников средствами краеведения

1.1. Теоретико-методологическое, психолого-педагогическое проблемы изучения краеведения в художественном образовании и эстетическом воспитании школьников 13

1.2. Краеведение как средство приобщения школьников к национальной художественной культуре 35

1.3. Эстетическое воспитание школьников в процессе приобщения к памятникам истории и искусства родного края 55

Глава II. Педагогические условия эстетического воспитания школьников средствами краеведения

2.1. Дидактические условия приобщения школьников к памятникам истории, культуры и искусства родного края 77

2.2. Ознакомление учащихся с центрами художественных промыслов, произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства родного края 97

2.3. Реализация педагогического потенциала памятников истории, культуры и искусства как показатель эстетического воспитания школьников 129

Заключение 149

Список использованной литературы 152

Приложение №1 162

Введение к работе

В повышении научного уровня в образовательно-воспитательной деятельности школьников большое значение имеет краеведение, которое в настоящее время прочно вошло в систему педагогического образования школы. Прежде всего, это выражается в том, что изучение национальной культуры, памятников истории и искусства являются объектами краеведческой деятельности, связанные с историческими событиями в жизни края. При этом в учебниках, программах уделено значительно большее место изучению своей республики, области, представляющее историческую, научную художественную ценность. Краеведческая работа в силу своих специфических возможностей создает особые условия для освоения и изучения учащимися культурного наследия и может содействовать в эстетическом воспитании школьников.

Проблема использования краеведческого материала в і учебно-воспитательной работе получила педагогическое обоснование в трудах многих выдающихся ученых: чешского педагога Я. А. Коменского, французского мыслителя Ж.Ж. Руссо, русского просветителя М. В. Ломоносова, сыгравшего важную роль в становлении краеведения в России.

Огромную роль «родиноведения», «отечествоведения» в воспитании и образовании подрастающего поколения отмечали передовые педагоги и общественные деятели дореволюционной России: Н. И. Новиков, В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Д. Д. Семенов и др.

Так, в частности, в ряде научных работ основоположник отечественной научной педагогики К. Д. Ушинский теоретически разработал родиноведческий принцип в обучении подрастающего поколения, показал большое воспитательное и образовательное значение использования краеведческого материала. Развитие отечественного краеведения связано с

именами Н.П. Анциферова, И.М. Гревса, С. О. Шмидта, сформулировавшими в своих трудах основные принципы междисциплинарного краеведения как средства глубокого нравственно-эстетического и гражданского воспитания молодежи.

Значение художественно-эстетической культуры, в частности, изобразительного искусства в формировании личности подчеркивается в исследованиях ученых-психологов и педагогов современности: Б. М. Неменского, Ю. У. Фохт-Бабушкина, Р. М. Чумичевой, Б. П. Юсова, М. М. Байрамбекова, А. С. Выготского, Е. А. Игнатьева, Т. С. Комаровой,

B. С. Кузина, И. М. Раджабова, Н. П. Сакулиной, Т. Я. Шпикаловой и др.

Особое значение в изучении рассматриваемой проблемы имеют труды дагестанских ученых: Р. М. Магомедова, А. Г. Булатовой, С. Ш. Гаджиевой,

C. С. Агашириновой, М. М. Ихилова, Б. М. Багандова, А. М. Магомедова,
Ш. А. Мирзоева, известных краеведов республики М. М. Эльдарова,
Б. И. Гаджиева и др. >

Приобщение школьников к краеведческим исследованиям, эстетике памятников истории и культуры в процессе обучения изобразительному искусству активизирует эмоционально-чувственное восприятие объектов окружающей действительности, расширяется кругозор, а, следовательно, и стимулирует интерес к самореализации в художественно-творческой изобразительной деятельности, последовательно приобщая учащихся к отечественным и мировым ценностям художественной культуры.

В то же время, по результатам педагогических исследований, проведенных в школах Дагестана можно утверждать, что элементы краеведения в процессе обучения изобразительному искусству используются слабо - учащиеся имеют поверхностное, зачастую, книжное представление об отечественных памятниках истории, культуры и искусства. Причиной этого является как недостаточная подготовка учеников к восприятию материала,

так и недостаточная разработанность системы исследований школьного краеведения с учетом эстетического воспитания учащихся.

Недостаточное использование педагогического потенциала краеведения в системе школьных предметов художественно-эстетического цикла, в частности, уроков изобразительного искусства, создает реальные предпосылки научно-теоретической разработки и определения темы «Эстетическое воспитание школьников средствами краеведения (на материале Республики Дагестан)».

Проблема исследования - выявить и экспериментально проверить, каковы ведущие тенденции и психолого-педагогические условия использования возможности краеведения как средства эстетического воспитания старшеклассников.

Объект исследования - эстетическое воспитание школьников в процессе приобщения к краеведческой деятельности.

Предмет исследования - педагогические условия, формы и методы эстетического воспитания школьников средствами краеведения.

Цель исследования - выявить и научно обосновать художественно-эстетический педагогический потенциал краеведения как средства эстетического воспитания школьников.

Гипотеза исследования - эстетическое воспитание школьников средствами краеведения будет наиболее эффективным, если:

выявить уровень, роль и значение краеведения в эстетическом воспитании школьников;

на уроках изобразительного искусства рассматривать краеведение как важный компонент в приобщении школьников к национальной художественной культуре;

учесть художественный, педагогический, творческий потенциал памятников культуры и искусства как объект краеведческой деятельности в эстетическом воспитании школьников;

в процессе эстетического воспитания акцентировать внимание на изучении и освоении учащимися нравственных эстетических понятий путем анализа памятников истории культуры и искусства, отражающих общественно-политическую, социальную сторону жизни, раскрывающих быт, культуру, художественное творчество различных наций, народов и народностей;

в содержании занятий по изобразительному искусству использовать краеведческий материал местных художественных промыслов, предметов быта народов Дагестана как средства обучения и эстетического воспитания учащихся.

Задачи исследования:

изучить научные труды по проблеме исследования, осуществить
теоретический анализ и дать оценку современного состояния проблемы,
эстетического воспитания средствами краеведения, определить перспективы
ее развития в образовательно-воспитательной деятельности; »:

выявить педагогические условия, способствующие эстетическому воспитанию школьников с помощью памятников культуры и искусства родного края.

определить содержание занятий по изобразительному искусству, методических рекомендаций, направленных на развитие творческих способностей учащихся, используя положительный опыт краеведческой работы;

определить и экспериментально проверить выявленные дидактические
условия, способствующие эстетическому воспитанию учащихся с учетом
возможности педагогического творческого потенциала краеведения.

Новизна исследования:

выявлены сущность и специфика места и роли краеведения в
образовательно-воспитательной деятельности как средство приобщения
школьников к национально-художественной культуре;

определены и экспериментально проверены педагогические условия эстетического воспитания школьников посредством приобщения к памятникам культуры и искусства;

интегрированы формы занятий по изобразительному искусству на основе краеведческого материала местных художественных промыслов;

определена система обобщенных критериев и показателей уровня сформированности эстетического воспитания школьников средствами краеведения и развития у них интеллектуальных, эстетических и творческих способностей;

созданы методические рекомендации, учебные пособия, тематические иллюстративные планы, наглядные пособия, учитывающие вариативность видов декоративно-прикладного искусства.

Методологической основой исследования являются труды ведущих ученых - философов, психологов, физиологов, педагогов по проблеме переосмысления ценностных ориентиров школьников, представляющих базисную основу эстетического постижения окружающей действительности, теоретические положения в искусствоведении, определяющие художественную, духовную ценность и место изобразительного искусства в культуре как объект краеведческой деятельности.

Методы исследования:

изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой специальной и методической литературы по проблеме эстетического воспитания школьников средствами краеведения;

выявление и обобщение передового педагогического опыта использования краеведческой работы в эстетическом воспитании школьников Дагестана;

беседа, анкетирование, опрос, фото, видеозапись, экскурсии;

опытно-экспериментальная работа, поисковый, констатирующий и формирующий эксперименты;

самоанализ результатов собственной педагогической, художественно-творческой деятельности в изучении и познании краеведческой деятельности;

апробация методических рекомендаций и наглядных пособий, изучение продуктов творческой деятельности школьников.

База исследования. Основная опытно-экспериментальная работа проводилась на базе как городских, так и сельских общеобразовательных школ Республики Дагестан: СШ № 37, лицей № 39 г. Махачкалы, с. Балхар, с. Кубачи Дахадаевского района. Исследованиями были охвачены более 400 детей, деятельному обследованию подвергнуты 300 учащихся школ.

Этапы исследования:

На первом этапе (подготовительный - 2002-2003 гг.) проводился анализ литературы по проблеме исследования, накопление эмпирического материала: постановка проблемы, уточнение темы, определение актуальности темы, объекта, предмета, рабочей гипотезы.

Второй этап (опытно-экспериментальный - 2003-2004 гг.). Подготовлена научно-методологическая и опытно-экспериментальная база исследования, проведены серии экспериментов, определены наиболее эффективные формы и методы, дидактические условия, способствующие эстетическому воспитанию школьников в процессе приобщения их к памятникам истории, культуры и искусства как объекты краеведческой деятельности.

На третьем этапе (формирующий - 2004-2005 гг.) обоснованы и в полном объеме апробированы разработанные нами общедидактические и методические условия эстетического воспитания школьников посредством приобщения к краеведческому материалу; осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

Основные положения, выносимые на защиту:

І.Роль и значение краеведения в системе эстетического воспитания как важного средства приобщения учащихся к национально-художественной культуре.

  1. Дидактические условия эстетического воспитания школьников, созданные с учетом общепедагогических требований и национального своеобразия краеведческого материала местных художественных промыслов; использование художественного, педагогического, потенциала краеведения и творческого его использования в эстетическом воспитании школьников, изучения памятников истории культуры и искусства, способствующие развитию эстетического вкуса и творческих способностей учащихся.

  2. Разработанные уровни критериев оценки, позволяющие определить показатели сформированное эстетического воспитания школьников и художественно-творческих способностей школьников средствами краеведения. ,

Теоретическая значимость исследования:

обосновано и экспериментально подтверждено предположение о необходимости эстетического воспитания школьников посредством изучения памятников истории культуры и искусства как объект краеведческой деятельности;

определены, обоснованы и апробированы дидактические условия эстетического, воспитания школьников в процессе приобщения к краеведческому материалу местных художественных промыслов, составленные с учетом общепедагогических требований и национального своеобразия народного декоративно-прикладного искусства Дагестана.

Практическая значимость исследования состоит:

в разработке дидактических условий эстетического воспитания
школьников с помощью краеведения как важного средства приобщения
учащихся к национальной художественной культуре;

в возможности использования материалов исследования в других регионах Российской Федерации, где широко представлено культурно-историческое, художественно-творческое наследие памятников культуры и искусства как объект краеведческой деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается использованием методологически обоснованных исходных теоретических положений, применением взаимодополняющих методов исследования, всесторонним анализом данных, полученных в ходе экспериментального исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов эксперимента и достаточно длительными экспериментами автора диссертации. Основные положения и выводы опытно-исследовательской работы нашли отражение в изданном совместно с научным руководителем пособии «Краеведение как средство эстетического воспитания школьников».

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе обсуждения основных положений исследования на заседаниях кафедры методики изобразительного и декоративно-прикладного искусства Даггоспедуниверситета, на научных конференциях, посвященных проблемам развития художественно-педагогического образования (г. Махачкала), а также в процессе чтения лекций на художественно-графическом факультете Даггоспедуниверситета. Материалы исследования внедрены в практику обучения изобразительному искусству в школах № 37, лицей № 39 г. Махачкалы, с. Балхар, с. Кубачи Дахадаевского района Республики Дагестан.

Пособие «Краеведение как средство эстетического воспитания школьников», учебно-методические наглядные пособия, составленные с учетом вариативности видов краеведческого материала художественных промыслов, нашли широкое применение в образовательно-воспитательной деятельности школьников. Иллюстрированные планы и разработки уроков по

изобразительному искусству, подготовленные автором, были также использованы в образовательных учреждениях разного типа. Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Теоретико-методологическое, психолого-педагогическое проблемы изучения краеведения в художественном образовании и эстетическом воспитании школьников

На современном этапе развития общества художественно-педагогическое образование школьников требует достаточно полного и глубокого знания культурно исторических традиций. В силу своих специфических возможностей самобытная художественная культура, в частности, памятники истории, культуры и искусства, воплощают в себе как эстетические, так и духовно-нравственные, этические идеалы общества, являются важным компонентом художественно-эстетического воспитания учащихся.

В повышении эффективности обучения школьников изобразительному искусству и успешного осуществления задач эстетического воспитания подрастающего поколения большое значение имеет краеведение, прочно вошедшее в современную общеобразовательную систему и может выступать в качестве ценностного ориентира в приобщении школьников к национальной художественной культуре. В силу своих специфических возможностей краеведение создает особые педагогические условия для освоения учащимися культурного наследия, содействует развитию духовно-нравственной культуры, способствует повышению художественно- эстетического уровня школьников, формированию их этнической самоидентификации. Следовательно, усилия педагогов в осуществлении задач художественно -эстетического воспитания могут быть направлены, прежде всего, на преподавание предметов эстетического цикла на краеведческой основе, осуществляя при этом воспитательную функцию в процессе становления и развития личности.

Во все времена общество нуждалось не только в преобразовании, но и в усвоении народных знаний о своих родных местах, поддержании существующих традиций, которые являются основным фондом культуры, результатом творческой деятельности предшествующих поколений. У всех народов разных стран были люди, хорошо знавшие историю, окружающую их местность, ее природу, культуру, искусство прошлое и современную жизнь. Естественно, все свои знания, культурно-исторические, социальные устно или письменно они передавали последующим поколениям. Краеведение как народное знание о своих родных местах, которое всесторонне изучает малые территории, зародилось в далеком прошлом. Оно предполагает всестороннее изучение местности какого-либо края, области, города деревни или района, ее природы, истории поселения, культуры, искусства и других сторон жизни края. Краеведческая работа, которая в недалеком прошлом была делом в большей степени лишь одних энтузиастов и любителей, в наши дни все больше внедряется в практику массовой школы, последовательно пронизывает все стороны учебно-воспитательного процесса. На современном этапе своего развития краеведение все больше поднимается на уровень науки.

Прежде всего, это выражается в том, что изучение национальной культуры, искусства, памятников истории и культуры является объектом краеведческой деятельности, связанные с историческими событиями в жизни края. При этом в учебниках, программах уделено значительно большее место изучению своей республики, области, представляющее историческую, научную художественную ценность.

Проблема использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе получила педагогическое обоснование в трудах многих выдающихся ученых - чешского педагога Я. А. Коменского, французского мыслителя Ж.Ж. Руссо, русского просветителя М. В. Ломоносова, сыгравшего важную роль в становлении краеведения в России.

Огромную роль «родиноведения», «отечествоведения» в воспитании и образовании подрастающего поколения отмечали передовые педагоги и общественные деятели дореволюционной России: Н. И. Новиков, В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Д. Д. Семенов и др.

Так, в частности, в ряде научных работ основоположник отечественной научной педагогики К. Д. Ушинский теоретически разработал родиноведческий принцип в обучении подрастающего поколения, показал большое воспитательное и образовательное значение использования краеведческого материала. С его точки зрения, наиболее эффективным приемом, имеющим важное значение для организации разнообразной по содержанию и воспитательному значению краеведческой работы, является постоянное и непосредственное общение школьников с природой. «Прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, - указывал К. Д. Ушинский, - с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком посреди рощи и полей, ... стоит многих недель, проведенных на учебной скамье» [137, С. 52] .

Педагогические установки родиноведческого принципа в образовательно- воспитательном процессе получили конкретное воплощение в учебниках К. Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир». В основу исследования положены научно-теоретические принципы влияния художественных элементов мира на духовно-нравственное воспитание человека В. И. Вернадского, Л. Н. Гумилева, Д. С. Лихачева. Об эффективности использования краеведческого материала в образовательно-воспитательной работе с учащимися особо подчеркивали в научных публикациях и выступлениях известные деятели советского периода: М. И. Калинин, А. В. Луначарский, Н. К. Крупская и др.

Важную роль в определении направления в развитии школьного краеведения в 20-е годы сыграли выступления Н. К. Крупской, считавшей необходимым уделять особое внимание способам воздействия человека на природу, привлекать учащихся к изучению характера района, учить школьников изучать жизнь и преобразовывать ее, воспитывать в своей деятельности активность и самостоятельность. Н. К. Крупская рассматривала краеведение в качестве наиболее эффективного средства, направленного против формализма и словесного метода преподавания: «Необходимо учителю вооружиться методом изучения окружающей действительности... Он должен быть, в сущности, краеведом» [78,С. 540].

«Краеведческая работа... важна не только тем, что она открывает перед учащимися тайны природы, неизвестные страницы прошлого, настоящего и будущего родного края, но и тем, что помогает учителям лучше узнать интересы и запросы школьников» [131, С. 18].

Краеведение как средство приобщения школьников к национальной художественной культуре

На современном этапе развития общества со всей остротой встает проблема гуманизации общеобразовательной системы, а, следовательно, прежде всего, повышенного внимания к комплексу школьных дисциплин художественно-эстетического цикла, способствующих формированию творческой личности.

Существенная роль в решении данной проблемы отводится приобщению школьников к национальной культуре в процессе активизации краеведческого аспекта обучения, исследовательской деятельности по изучению памятников отечественной истории, культуры и искусства. «В каждой культуре прошлого заложены огромные смысловые возможности, которые остались не раскрытыми, не осознанными и не использованными на протяжении всей исторической жизни дайной культуры...» [20, С.331].

В новых условиях подъема национального самосознания народов России нельзя не отметить заметно возросший интерес молодежи к местным достопримечательностям, знаменательным историческим событиям, особенностям традиционного быта, нормам общественных и межличностных отношений предков, самобытной национальной художественной культуре и др. Неисчерпаемый потенциал для педагогической деятельности в этом направлении заложен в оптимизации учебной и внешкольной краеведческой работы, открывающей новые возможности для приобщения подрастающего поколения к духовному и материальному культурному наследию отечества.

Ознакомление учащихся в процессе краеведческих исследований, в частности, с произведениями изобразительного и декоративно - прикладного искусства, традиционными художественными промыслами, стимулирует индивидуальный художественный потенциал школьников, определенным образом воздействует на их нравственно-эстетические установки, способствует осмыслению личностного отношения к окружающей действительности и исторически сложившимся художественным представлениям и эстетическим критериям.

Как особый род художественной деятельности, памятники истории культуры и искусства, особенно архитектура и традиционные промыслы, тесно связаны с материальным производством, обработкой и оформлением предметного мира, а, следовательно, воплощают в себе философию мировосприятия народов Дагестана, отображают, исторические пути развития горских народов и народностей, занимают важное место в эстетическом освоении культурных ценностей родного края. Продуманное использование краеведческих исследований в образовательно-воспитательном процессе, приобщение школьников к национальной культуре, способствует гармоничному развитию личности, формированию этнического самосознания, чувства национальной гордости и достоинства и, непременно, ответственности за благополучие и процветание отечества, сохранение и преумножение традиционных материальных и духовно-нравственных ценностей.

Для наиболее эффективного изучения способов и приемов использования краеведческого материала в приобщение школьников к национальной культуре необходимо рассмотреть многофункциональное значение народного искусства в системе художественно - педагогического образования.

Проблемы народных художественных традиций различных этнических образований нашли отражение в глубоких и содержательных трудах известных ученых: А. Б. Бакушинского, И. Я. Богуславской, Г. К. Вагнер и др., рассматривавших роль и значение народной культуры как важного фактора формирования личности, всех форм общественного сознания и культуры народа в целом.

Так, например, по мнению Некрасовой М. А., «Народное искусство -искусство традиций. Традиция есть сила коллективного, она действует как закон развития. Но поскольку само народное искусство есть традиция, то его содержание есть содержание коллективного. Именно здесь коренится главный ценностный критерий народного творчества» [103,С233].

В предложенном диссертационном исследовании рассматриваются приемы использования объектов краеведения, богатейшего материального и духовного культурного наследия, ценностей истории культуры и искусства в художественно - эстетическом воспитании школьников. Краеведческие исследования в области уникального многообразия традиций и обычаев народов, народностей и этнических групп Дагестана, памятников истории, культуры и искусства, дают широкие возможности их использования в качестве универсального средства приобщения дагестанских школьников к национальной культуре. Использование потенциальных обучающих возможностей объектов краеведения в нравственно - эстетическом воспитании школьников в значительной степени повысит интерес учащихся к традиционной художественной культуре, будет способствовать формированию духовного мира высокоорганизованной личности.

При разработке и формулировании теоретических аспектов приобщения школьников к национальной культуре средствами краеведения необходимо рассмотреть и принять во внимание передовые достижения в этой области общероссийской образовательно - воспитательной системы, целесообразно сочетающей в себе общегосударственные, региональные и художественные традиции.

Издавна краеведческие знания в качестве сложившихся представлений о природно-климатических особенностях местности, знаменательных исторических событиях и особенностях современной жизни соотечественников существовало в той или иной мере у всех народов мира.

В России сведения краеведческого характера, описания достопримечательных мест и природно-хозяйственной деятельности населения отображены в различных документальных источниках государственного значения, средневековых летописных записях XV-XVII вв.

Важную роль в становлении отечественного краеведения сыграл М. В. Ломоносов, автор первого географического атласа России, составленного на основе краевых исследований, проведенных с непосредственным участием взрослого и детского населения различных регионов государства. Анкета, разосланная великим ученым в 1761 г. по всем губерниям России, включает до 30 вопросов, направленных на сбор различного рода информации о городах и провинциях отечества, и по праву является первой программной разработкой краеведческого изучения территории. Сбор исследовательского материала не экспедиционным порядком, а при содействии местного населения составляет характерную особенность краеведческих исследований.

Дидактические условия приобщения школьников к памятникам истории, культуры и искусства родного края

Важнейшим условием современного художественно-педагогического образования и эстетического воспитания школьников является формирование мировоззрения учащихся, их отношения к окружающей действительности, историческим достопримечательностям, географическим и этнографическим особенностям родного края в процессе приобщения к отечественной культуре, памятникам истории, изобразительному и многовековому декоративно - прикладному искусству.

Наиболее эффективно эстетическое воспитание школьников осуществляется посредством приобщения к художественной культуре Дагестана в процессе школьной краеведческой деятельности, использования на уроках изобразительного искусства в школе краеведческих материалов, содержащих значительный социально-педагогический, дидактический потенциал.

Образовательно-воспитательная функция школьных предметов художественно-эстетического цикла, в частности, уроков изобразительного искусства, основанных на результатах краеведческой деятельности учащихся, прежде всего, состоит в формировании качественных знаний и умений, а также в приобщении школьников к культурно-историческим ценностям родного края, сконцентрировавшим в себе духовно-нравственную мудрость народа, традиционные художественно-эстетические принципы.

При разработке новых дидактических условий и формировании теоретических аспектов обучения школьников изобразительному искусству на основе использования краеведческих материалов необходимо учитывать значительный педагогический опыт методов и форм воздействий на изобразительную и декоративно-прикладную деятельность школьников в общеобразовательных школах, использовать передовые достижения различных областей современной науки (философии, психологии, педагогики, искусствоведения), а также ориентироваться на активизацию эмоциональной сферы сознания школьников в целях наиболее эффективного воспитания как мировоззренческих, межнациональных, так и нравственных чувств-долга, доброты, чести, справедливости, искренней преданности исполняемому делу. Приобщение учащихся к художественно-эстетической культуре родного края создает реальные предпосылки для разработки и обоснования дидактических условий, при которых все элементы эмоциональной и художественной выразительности произведений искусства, объектов краеведческой деятельности, станут предметом творческой переработки художественно - образной информации в процессе обучения изобразительному искусству.

Основная цель предлагаемых дидактических условий, разработанных с учетом специфики традиционной художественной культуры и базирующихся на основе педагогических принципов отечественных ученых Ростовцева Н. Н., Байрамбекова М. М., Раджабова И. М., Кузина В. С, Сокольниковой И. С, Шпикаловой Т. Я. и др., - использовать развивающий, воспитательный потенциал школьной краеведческой деятельности памятников истории, культуры и искусства в художественно-педагогическом образовании и эстетическом воспитании школьников Дагестана. При этом считаем необходимым не только изучение возможностей краеведческой деятельности в формировании мировоззрения школьников в процессе обучения изобразительному искусству, но и определение методов, путей и средств художественного образования и эстетического воспитания учащихся. «Следует учесть, что эстетика сегодня выступает не только как теоретическая наука, но и как методология конкретных видов искусства, художественного творчества. Эстетика выявляет и рассматривает то общее, что объединяет все области художественной культуры, посредством таких категорий, понятий, как образ в искусстве, содержание и форма искусства, методы, направления, жанры, искусства, функции искусства в жизни общества» [128, С. 5].

Рассмотрим основные базовые элементы разработанных нами дидактических условий, способствующих развитию художественной культуры школьников на уроках изобразительного искусства, в частности, средствами краеведения: 1) формирование эстетического отношения школьников к окружающей действительности, истории и культуре родного края в процессе изучения памятников отечественной истории культуры и искусства, художественно-эстетическое освоение национальной культуры; 2) целенаправленное использование на уроках изобразительного искусства и внеклассных тематических мероприятиях бесед и рассказов об объектах краеведческих исследований, памятниках истории культуры и искусства, их роли в художественной культуре Дагестана, активизирующих эмоциональную отзывчивость учащихся; осознание школьниками художественно-эстетической значимости национальной культуры; 3) использование познавательного, дидактического, художественно-- творческого потенциала объектов краеведения, в частности, памятников истории, культуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства в формировании мировоззрения, взглядов, убеждений в процессе художественного образования и эстетического воспитания школьников; 4) освоение средств художественной выразительности в процессе ознакомления школьников с основными видами и жанрами изобразительного искусства (на материале краеведческих исследований); 5) включение в содержание уроков и внеклассных воспитательных мероприятий материалов краеведческих исследований, произведений традиционного национального искусства, освещающих общественно-политическую жизнь, культуру и традиции различных этнических групп и народностей Дагестана; 6) приобретение и развитие практических навыков рисования в процессе последовательного изучения и творческого осмысления учащимися художественно-эстетической выразительности и закономерностей эмоционального воздействия объектов культурно - исторического значения, а также предметов декоративно-прикладного творчества, являющихся отображением мировосприятия многих поколений; 7) использование на уроках импровизационных задач, художественно-дидактических игр и элементов соревнования, способствующих усвоению новых знаний и закреплению практических навыков рисования, активизирующих интерес учащихся к традиционной художественной культуре Дагестана; 8) использование на уроках изобразительного искусства современных технических средств обучения (слайды, видеофильмы, компьютерная графика, экранные пособия и др.), а также наглядных пособий, отображающих наиболее значимые в художественно-эстетическом отношении объекты краеведческой деятельности; 9) непосредственное восприятие и изучение школьниками единства и своеобразия художественно-эстетических особенностей памятников истории, культуры и искусства Дагестана в процессе экскурсионных поездок, туристических походов, участия в традиционных праздниках, посещения ремесленных центров, краеведческих и искусствоведческих музеев, художественных мастерских и др.;

Ознакомление учащихся с центрами художественных промыслов, произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства родного края

В настоящее время под краеведением понимают всестороннее изучение определенной части страны, города или других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Всестороннее изучение предполагает исследование природы, истории, населения, его культуры, искусства и быта.

При таком разнообразии объектов изучения краеведение трудно назвать собственно наукой. Это, скорее, практические исследования на базе многих наук, в том числе педагогических и искусствоведческих, хотя на современном этапе своего развития краеведение все больше поднимается на уровень науки в разных областях. Оно становится тем связующим звеном, которое объединяет опыт, знание особенностей своего края с управлением развития природной среды, экономикой и культурой. Познав и изучив свой край, можно более целенаправленно и конкретно осуществлять изучение краеведческого материала искусствоведческого характера на уроках изобразительного искусства.

Изучение и познание культуры и искусства родного края, в том числе и народного творчества, является составной частью общего краеведения. В памятниках истории культуры и искусства раскрывается настоящее и прошлое страны, неповторимые черты ее народов, духовно-нравственные, эстетические и этические идеалы общества.

Как правило, памятники культуры, архитектуры и скульптуры, изделия художественных промыслов рассматриваются как объекты исторического краеведения.

Изучение особенностей художественной жизни края, местных памятников искусства, а также выявление путей распространения знаний о художественной культуре края является предметом искусствоведческого краеведения, которое в школе должно развиваться в 2-х взаимосвязанных направлениях: на уроке и во внеурочное время.

В данной работе мы попытались разработать и обосновать целесообразность использования краеведческого материала искусствоведческого характера на уроках изобразительного искусства в школах Дагестана. Прежде всего, необходимо определить содержание занятий и решить, на каком этапе урока, какой именно краеведческий материал способствует решению специфических учебно-воспитательных и художественно-эстетических задач преподавания изобразительного искусства в школе.

Важно отметить, что это, во-первых, предметы быта народов Дагестана из повседневного окружения детей. Во многих аулах, селах, домах жителей республики, в особенности в сельской местности, сохранились деревянные изделия с художественной резьбой: лари для хранения зерна, поставцы для ложек, мерки для муки и др. Широко распространены и до сих пор пользуются спросом изделия дагестанских гончаров, а также медночеканные изделия аварских и лакских мастеров. Пожалуй, трудно найти в Дагестане такое селение, где бы жители не занимались изготовлением тех или иных художественных изделий бытового назначения.

В некоторых селениях изготовляют художественные изделия из разнообразных художественных материалов. Кубачинские мужчины — прославленные ювелиры, а женщины вяжут шерстяные джурабы и вышивают оригинальные женские головные покрывала «каз».

Балхарские женщины - признанные мастерицы керамического производства, кроме того, они ткут и ковровые изделия. Целые районы Южного Дагестана знамениты производством высокохудожественных ворсовых ковров.

Все эти изделия декоративно-прикладного искусства, представленные в краеведческих музеях всех городов республики, которые располагают экспонатами народного искусства, начиная с древнейших времен до наших дней.

В-третьих, изучение и применение на уроках предметов декоративно-прикладного искусства ныне действующих художественных промыслов: кубачинские и гоцатлинские изделия из металла; унцукульские - из дерева; балхарская и сулевкентская керамика; ковры дагестанских мастериц.

Привлечение краеведческого материала на уроках изобразительного искусства будет способствовать развитию творческих поисков не только учащихся, но и учителей. Поэтому необходимы целенаправленный сбор, анализ и изучение учащимися краеведческих материалов, экскурсии познавательного характера в другие школьные и республиканские музеи, изучение специальной искусствоведческой литературы и др.

Разнообразные изделия местных художественных промыслов учитель может применять во всех основных видах учебного процесса, предусмотренных школьной программой по изобразительному искусству. Следовательно, краеведческий материал местных художественных промыслов - незаменимое наглядное пособие для проведения практических занятий.

Искусствоведческое краеведение не только способствует развитию творческих и интеллектуальных качеств личности, необходимых организационных навыков, но и является активным способом художественного самообразования. Оно позволяет овладеть знаниями по истории и эстетике, формирует систему теоретических представлений и понятий, принятых в данных разделах науки, развивает способности к историко-диалектическому анализу явлений действительности, отраженной в художественных творениях. Владение языком искусства приводит к глубокому пониманию природы художественного творчества, что само по себе есть важнейший фактор формирования духовной культуры и эстетического воспитания школьников.

В центре внимания в художественно-эстетическом образовании учащихся школ, на наш взгляд, должны быть, прежде всего, такие важные задачи, как развитие эстетического отношения к действительности, восприятие прекрасного, художественно-эстетическая оценка школьниками произведений народного искусства. Изучение и познание основ декоративно-прикладного искусства следует рассматривать как составную часть общего краеведения, как одно из наиболее действенных средств эстетического воспитания школьников в процессе обучения изобразительному искусству. В этой связи нами разработана последовательная система занятий по изучению различных видов декоративно-прикладного искусства как объекта краеведческой деятельности, способствующего эстетическому воспитанию школьников.

Похожие диссертации на Эстетическое воспитание школьников средствами краеведения : На материале Республики Дагестан