Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников (На материале Республики Башкортостан) Валеев Ильяс Иштуганович

Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников (На материале Республики Башкортостан)
<
Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников (На материале Республики Башкортостан) Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников (На материале Республики Башкортостан) Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников (На материале Республики Башкортостан) Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников (На материале Республики Башкортостан) Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников (На материале Республики Башкортостан) Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников (На материале Республики Башкортостан) Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников (На материале Республики Башкортостан) Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников (На материале Республики Башкортостан) Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников (На материале Республики Башкортостан)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Валеев Ильяс Иштуганович. Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников (На материале Республики Башкортостан) : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1998 352 c. РГБ ОД, 71:00-13/34-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания учащихся в этнопедагогике

1.1. Патриотическое воспитание учащихся как этносоциальный феномен 16

1.2. Развитие теории патриотического воспитания в отечественной педагогике 26

1.3. Состояние проблемы в теории педагогики и практике школы 38

1.4. Актуальные задачи патриотического воспитания в условиях социальной нестабильности 56

ГЛАВА II. Этнопедагогические корни патриотического воспитания

2.1. Народные патриотические традиции и их роль в воспитании у учащихся любви к Родине 82

2.2. Историческая память народов в патриотическом воспитании учащихся 96

2.3. Преемственность прошлого, настоящего и будущего в патриотическом воспитании 109

ГЛАВА III. Патриотизм и народность как стороны единого процесса формирования личности школьника

3.1. Народность - основа патриотического воспитания школьников .. .123

3.2. Национальное и патриотическое, их специфика и единство в целостном процессе формирования личности 150

3.3. Элементы национальной ограниченности в патриотическом ьоспитании и пути их преодоления 181

ГЛАВА IV. Этнопедагогизация процесса формирования личности патриота в учебно-воспитательном процессе

4.1. Образовательная деятельность в формировании патриота 204

4.2. Патриотическое воспитание учащихся во внеклассной работе ... 229

4.3. Связь патриотического воспитания с формированием, гуманности в сфере межнациональных отношений 247

4.4. Методика проведения и результаты экспериментального исследования формирования патриотических качеств у школьников 269

Заключение 277

Приложение 286

Библиография 328

Введение к работе

Кризисная ситуация, сложившаяся в посткоммунистическом обществе, сказалась на формировании негативных тенденций во всех сферах жизни общества. В усилении их значительную роль сыграло отсутствие общероссийской национальной идеи, преемственности в понимании национальных традиций. Стали брать верх стремления к изменению условий ради удовлетворения собственных притязаний и амбиций. Это привело к расколу общества, существовавшего со своими взглядами на жизнь и нравственными устоями. В этих условиях значительно усложнилась возможность нравственного воспитания молодежи. Вряд ли можно у ограбленного и ставшего нищим гражданина выработать осознания связи и необходимости согласования личного поведения с интересами общества. Для него такие нравственные качества, как честность, принципиальность, чувство совести и долга, достоинства и стыда, уважительное отношение к другим будет иметь такое же значение как и для других, но методы воплощения их будут иметь соответственную окраску. Следовательно, принципы, нравственные нормы не могут оставаться вечными и неизменными. Все зависит от приоритетных направлений в общественном развитии. В зависимости от них и меняются взгляды, помыслы, представления. Вместе с тем формирование привычек повседневного поведения отдельных лиц, выражающих потребности и интересы большинства населения, остаются вечными проблемами. Решить их можно на основе ценностей, базирующихся на глубоких знаниях традиций народа, преодолении упрощенных представлений о связи прошлого с настоящим.

Исторический педагогический опыт убеждает в том, что моральная деградация человека обусловлена отходом от истоков национального мышления и связанных с ним духовных ценностей.

Ход развития России е 90-х годах нынешнего столетия показал, насколько опасных очертаний приобрело пренебрежительное отношение к отечественной культуре и к отечественной истории. Жестокость, чудовищный эго-

изм и цинизм, имущественное расслоение - вот реалии современной действительности.

И еще одна реальность нашей жизни - процесс депатриотизации. принявший угрожающие формы. Выросло целое поколение молодых людей, воспитанных на дрожжах очернения отечественной истории, которому внушалась и внушается мысль о том, что патриотизм - это чувство «биологическое, оно есть и у кошки» (Б.Окуджава), что патриотизм - свойство «негодяев» (Ю.Черниченко). Ан.Стреляный увидел в патриотизме «фашизм, это самое грозное оружие патриотизма».

Само слово «патриот» стало в начале 90-х годов синонимом реакционности и консерватизма.

В эпоху разброда, шатаний, трагических коллизий, упадка и кризиса экономики, падения нравственности единственной собирательной идеей может и должен стать патриотизм. Тот самый патриотизм, который искони обладал тем глубинным свойством и выразившемся однажды как «пушкинская всемирная отзывчивость». Без могучего возрождения в народе осознанной любви к Отечеству выйти из тотального социального кризиса невозможно,

Проблема патриотизма сегодня приобрела небывалую остроту. Теоретические и прикладные установки в этой области имеют огромное значение для педагогической теории и практики, в частности для развития и совершенство-вания методов патриотического воспитания.

Ряд вопросов теории и практики патриотического воспитания школьников отражены в трудах Н.К.Крупской (206, 207), В.И.Ленина (220, 221), А.С.Макаренко (231, 232), ВАСухомлинского (351, 352), КДУшинского (369).

В ходе доэкспериментального исследования и постановки проблемы был принят во внимание ряд работ, имеющих отношение к нашей теме.

В трудах АААронова (19), В.В.Артеменко (21), И.И.Насырова (271), ААПреображенского (296), Ф.С.Савченко (317) и др. рассмотрены проблемы патриотического воспитания на боевых и трудовых традициях народа.

Проблемы патриотического и интернационального воспитания во взаимо-

щ связи изучены АР.Жумокановым (146), К.З.Сафиуллиной (320),

М.А.Терентием (360), В.Ф.Фарфаровским (370) и др.

Большой интерес представляют научные разработки ПМ.Суходоловой (350), ХХ.Фатапиева (371), Т.М.Шашло (394) и др. по проблеме организационно-педагогических основ взаимодействия школы, семьи и общественности в патриотическом воспитании, теории, практики, методики и педагогических основ военно-патриотического воспитания школьников.

Общетеоретическое значение для изучения педагогических аспектов пат-

# риотического воспитания имеют труды Б.С.Абалихина (1), О.С.Богдановой и

С.В.Черенковой (60), Н.И.Болдырева (61), Л.П.Буевой (70), Г.Н.Волкова (95, 96, 97), Б.И.Гаврилова (110), Д.М.Гришина (124), Н.И.Губанова (125), Л.Н.Гумилева (126), И.Г.Дайри (129), А.В.Зосимовского (156), С.Н.Иконниковой и В.Т.Лисовского (162), ВАКараковского (179, 180), А.В.Кирьяновой (191), ВАКима (192), П.В.Конаныхина (201), ВАКоротова (203,204), Б.Т.Лихачева j

(224), Т.Ю.Люриной (229), Т.Н.Мальковской (235,236), И.С.Марьенко (240,241),

КИМонахова (254), А.В.Мудрика (256,257), А.Ф.Никитина (273), А.В.Пет- і
« ровского (283), П.И.Пидка.систого (285),Г.А.Победоносцева (288), С.Д.Полякова

(291), М.М.Поташника (292), Г.М.Рогачева и М.А.Свердлина (307), В.Г.Си- I

роткина и В.Т.Козлова (328), Ю.П.Сокольникова (338), В.Г.Стрекозова (345), |

ЕФ.Сулимова (347), М.Г.Тайчинова (357,358), АН.Усманова (365), I

Л.Н.Ховриной (381) и др. |

В диссертационных исследованиях АААронова (18), Н.М.Конжиева (198) 1

и др. раскрыты научно-педагогические основы управления, построения и |

функционирования системы военно-патриотического воспитания учащихся і
средних общеобразовательных школ.

^ Немало работ посвящено проблемам подготовки учащихся средних школ !

к службе в рядах Вооруженных Сил. Среди авторов авторов этих исследова- ]
ний НАБелоусов (44), В.Н.Волков (94), А.Н.Вырщиков (107), Т.П.Гвоздева
(115) и др.

Отдельные аспекты, близкие нашей теме, нашли отражение в исследова- j

ниях по проблемам народной педагогики. К ним относятся труды Ю.П.Азарова (3), У.Ш.Атангулова (23), К.Ш.Ахиярова (24), Ибрагима А.И.Абед Халила (158), Т.К.Искакова (167), А.Э.Измайлова (161), Б.А.Кадырова (172), В.Ф.Каховского (186), З.Д.Киекбаевой (188), А.Н.Киреева (190), Ю.З.Кутлугильдиной (215), Н.А.Мажитова и А.Н.Султановой (230), Ш.А.Мирзоевой (248), САМухамедь-янова (263), А.М.Сафина (319), Я.И.Хамбикова (379) и др.

Следует отметить большое значение для разработки вопросов патриотического воспитания трудов военных психологов, педагогов, историков и воено-начальников: А.В.Барабанщикова (32,33), Г.А.Белова (42), П.М.Брысина, М.П.Калинина (66), А.М.Василевского (87), Ю.С.Васютина (88), В.П.Давыдова (127,128), Ю.ИДерюгина (132), Г.К.Жукова (144,145), АМ.Катукова, Е.Н.Цветаева (185), И.И.Пстыго (298,299), АТРостунова, ЛАКандыбовича, Г.В.Бляха (309) и др.

При решении научных проблем учитывались теоретические положения, изложенные в трудах мыслителей прошлого И.С. и К.С.Аксаковых (6), И.В.Киреевского (189), Ю.Ф.Самарина (318), А.С.Хомякова (382).

Для выснения всей глубины содержательности политико-философской и педагогической мысли в дореволюционной России использовалось идейное наследие МАБакунина (30), А.И.Герцена (118), Н.Я..Данилевского (130), НАДобролюбова (134), П.Л.Лаврова (217), К.Н.Леонтьева (223), Н.К.Михайловского (250), П.Я .Чаадаева (388), Н.Г.Чернышевского (390).

При анализе духовных основ российской государственности и патриотизма автор обращался к работам НАБердяева (48,50), С.Н.Булгакова (72), ИАИльина (163), А.В.Карташева (183), В.С.Соловьева (339), С.Н. и Е.Н.Тру-бицких (361,362), ПАФлоренского (375).

Несмотря на широкое освещение данного вопроса в педагогической, историко-философской литературе, теоретические и прикладные проблемы патриотического воспитания школьников продолжают оставаться актуальными. Это тем более важно в настоящее время, когда происходит процесс размывания понятия истинного патриотизма, усиливаются негативные тенденции,

сдерживающие проявление настоящего патриотизма, объективно сужающие сферу патриотического воспитания. Из сферы патриотического воспитания подрастающего поколения исключен огромный культуроносный пласт - уклад народной жизни.

Уважение культурному наследию своего народа - одна из форм проявления внутренней культуры человека. И патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опирается на духовно-национальные начала, базирующиеся на принципах органического восприятия высоких патриотических идей, берущих свои истоки в глубине веков и составляющих основы национального самосознания любого народа.

Вместе с тем многие традиционные формы воспитания патриота сегодня являются неэффективными. Подвижность же границ патриотического воспитания требует развития и обновления теории и практики, учета новых реалий и опыта с тем, чтобы определить новые пути. Очень рельефно выступают и важные факторы, связанные с разрушением биполярного мира, приведшего к нарушению баланса сил в мире, а также приближение НАТО к границам России.

Таким образом, актуальность исследования проблемы патриотического воспитания школьников объясняется состоянием и тенденциями развития общества и государства, а также обстановкой в мире. Сегодняшняя ситуация в стране и в мире требует нового осмысления обстановки, постановки и решения вопроса воспитания патриота с учетом не только традиционной, но и народной педагогики, что и обусловили тему настоящего исследования.

Объектом исследования явилась система патриотического воспитания школьников на народных, боевых, нравственных и педагогических традициях.

Предмет исследования - процесс формирования у учащихся общеобразовательных школ патриотических качеств.

Целью исследования являются пути повышения эффективности процесса патриотического воспитания на основе положений этнопедагогики.

В качестве гипотезы исследования были выдвинуты предположения о

том, что в современных условиях слабо учитываются этнопедагогические аспекты патриотического воспитания. Этот недостаток может быть восполнен путем разработки и обоснования педагогически целесообразной системы патриотического воспитания, которая будет эффективной, если:

а) в практику педагогической деятельности внедряются принципы на
родной педагогики;

б) при организации важнейших направлений воспитывающего обучения и
дополнительного образования реализуются богатейшие традиции народной
педагогики;

в) преимущественное внимание уделяется духовному обогащению на
ционального'самосознания на основе усвоения культурологических знаний и
этических ценностей, содержащихся в вероучениях;

г) организация процесса патриотического воспитания и педагогическое
руководство им будет отражать национальное своеобразие школы, личност
ный подход в обучении и воспитании;

д) педагогический и ученический коллективы, сотрудничая в сориентиро
ванной на формирование патриотического сознания и поведения деятель
ности, сочетают опыт народной педагогики, педагогической науки, достижения
национальной культуры, героические традиции своего народа и всех братских
народов Российской Федерации и бывшего Советского Союза.

В соответствии с целью и гипотезой исследования в ходе его проведения решались следующие задачи:

- изучить и обобщить большую педагогическую, социально-психоло
гическую, историко-философскую литературу, способную содействовать по
вышению эффективности патриотического воспитания школьников;

: - выявить состояние и тенденции развития теории и практики патриотического воспитания,уровень концегггуальности.целостности, способности решать вопросы формирования у учащихся патриотических качеств;

- обосновать формы и методы использования достижений этнопедагогики
в патриотическом воспитании учащихся школ;

разработать систему патриотического воспитания детей на основе использования этнопедагогики в урочное и внеурочное время;

разработать педагогически обоснованные рекомендации по совершен-ствованию патриотического воспитания школьников с использованием принципов народности педагогики.

Методологической базой исследования явились философские положения о сущности человека как совокупности общественных отношений, о взаимосвязи общественного развития и воспитания, о социально-исторической обусловленности характера деятельности педагогического коллектива школы и педагогической мысли народа, о творческом и бережном отношении людей к духовному наследию прошлого.

Методы исследования определялись характером задач, которые реша-лись на различных его этапах и применялись в комплексе.

Основными методами исследования были: методы теоретического анализа - историографический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, моделирование; методы изучения и обобщения передового опыта; диагностические методы - анкетирование, интервьюирование, опрос, тестирование, беседы; прогностические методы - экспертные оценки, обобщение независимых характеристик; абсервационные методы - прямые и косвенные наблюдения, самонаблюдение; экспериментальные методы - констатирующий, формирующий, диагностические варианты эксперимента; межнаучные методы - контент-анализ, социометрия; математические методы.

Базой исследования служили средние школы №№ 5,17, 21, 37, 38, 41, 49, 84, 88, 124 города Уфы, Таишевская неполная средняя школа Мечетл и некого района Республики Башкортостан, Башкирская республиканская школа-интернат № 1, школа-интернат № 2 г.Стерлитамака, школа-интернат № 2 г.Кумертау, школа-интернат № 1 г.Ишимбая, Давлекановская школа-интернат и Юнусовская средняя школа Мечетлинского района.

Основной базой опытно-экспериментальной работы была Башкирская республиканская школа-интернат № 1, где диссертант являлся директором в г

1984-1991 годы. В рамках этого учебного заведения автор осуществлял проверочный, созидательный и преобразующий эксперименты.

В течение многих лет педагогический коллектив этой школы успешно сотрудничает с наукой: Башкирским государственным университетом, Башкирским государственным пединститутом, Башкирским государственным меди-цинским университетом, Уфимским государственным авиационным техническим университетом.

Краткая характеристика данного среднего общеобразовательного заведения, в контексте организации естественного педагогического эксперимента и апробации результатов многолетнего исследования.Оно было основано Постановлением Совнаркома Башкирской АССР в 1943 году для обучения детей, родители которых погибли на фронтах Великой Отечественной войны.

Опыт работы этого детского учреждения известен во всей республике. Как отмечала на VIII съезде учителей Башкирии министр просвещения республики С.Г.Сулейманова, школа-интернат № 1 г.Уфы выступает «центром обобщения и пропаганды передового опыта» (346, с.60).

Положительный опыт работы педколлектива этой школы обобщен Министерством просвещения РСФСР и .Министерством просвещения Башкирской АССР.

Башкирская республиканская школа-интернат № 1 победила во Всесоюзном смотре-конкурсе военно-патриотической работы, посвященном 70-летию Великой Октябрьской Социалистической революции и XXVII съезду КПСС и была награждена Красным Знаменем Совета Министров Башкирской АССР и Почетной грамотой Министерства просвещения СССР.

В 1989 г. данное учебное заведение признано победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании среди общеобразовательных школ страны и награждено Дипломом Госкомитета СССР по народному образованию.

За успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения в 1984 -1991 годы школа была награждена Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Башкирской АССР, двумя грамотами Министерства просвещения

t СССР, а также Центрального Комитета ВЛКСМ, Министерства просвещения

РСФСР, дважды участвовала на ВДНХ СССР. Школьному музею этнографии Башкирии присвоены почетные звания «Народный музей» и «Отличный школьный музей СССР».

В научном поиске следует выделить четыре этапа.

На первом, подготовительном этапе (1978-1984 гг.) осуществлялся теоретический анализ педагогической, социально-психологической, историко-философской, справочно-словарной литературы, проводилось наблюдение и

* теоретическое обобщение опыта работы передовых школ по патриотическому

воспитанию учащихся. Проводились анкетирование учащихся, включенные и опосредсгеенные наблюдения, беседы, интевьюирование, анализ письменных работ и самохарактеристик воспитанников. Составлялись программы и обрабатывались методики получения данных.

На втором этапе (1985-1987 гг.) в основном использовался метод естественного педагогического эксперимента. Осуществлялась проверка разработанных автором форм и методов организации патриотического воспитания. На

,« основе обобщения результатов констатирующего и поискового экспериментов

определялись возможности использования этнопедагогики в патриотической воспитательной деятельности педагогических коллективов Республики Башкортостан.

На третьем этапе (1988-1992 гг.) проверялась общая гипотеза иссле
дования, моделировались и уточнялись пути и педагогические условия фор-
мирования патриотических качеств у учащихся, конкретизировалась методоло
гия. Обрабатывались пути внедрения промежуточных и конечных результатов
исследования в деятельности педагогов.
» Четвертый этап исследования (1993-1997 гг.) состоял в укрупнении задач

исследования в связи с коренными изменениями в стране, обобщении полученных экспериментальных материалов, выявлении теоретических и практических результатов исследования, оформлении текста диссертации и корректировки практических результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

на экспери манта льном и практическом уровнях обоснованы концептуальные положения и возможности этнопедагогики, в первую очередь, народных традиций воспитания любви к Родине и народу в повышении действенности современной системы патриотического воспитания учащихся;

изучены и выделены прогрессивные педагогические идеи народных воспитательных традиций;

осуществлен анализ условий, взаимосвязей, а также динамика повышения эффективности патриотического воспитания подрастающего поколения;

на основе анализа народной педагогики изучены компоненты патриотического воспитания, характерные для региона и учитывающие этнические традиции местного населения; '

введены в научный оборот неизвестные и малоизвестные источники из фондов российских и республиканских архивов, характеризующие состояние проблемы;

проанализированы особенности исторического опыта воспитания и развития педагогической мысли народов, проживающих на территории современного Башкортостана;

научно обоснована идея духовной преемственности традиционного опыта народного воспитания;

- установлена зависимость формирования патриотического сознания и
поведения от сочетания национального и интернационального в содержании
усваиваемой информации и развивающейся деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно:

способствует осмыслению реального состояния процесса патриотического воспитания в средних учебных заведениях, прогнозировать его развитие;

вооружает работников просвещения научно-обоснованными и практически выверенными выводами по проблеме этнопедагопизации не только про-

цесса патриотического воспитания учащихся;

может быть использован в преподавании курса педагогики школы, в организации спецсеминаров и чтения спецкурсов по вопросам патриотического и гражданского воспитания, а также по этнопедагогике;

выводы и положения диссертационного исследования помогут выработке правильного отношения к культурному наследию народов России, дадут возможность проследить историю развития многих педагогических проблем и явлений, позволят использовать накопленный народами исторический опыт воспитания в современной воспитательной практике.

Достоверность и обоснованность научных положений, результатов и выводов исследования обеспечиваются:

- применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адек
ватных задачам исследования;

репрезентативностью объема выборок, разнообразием источников ин-о>ормации, сочетанием количественного и качественного анализа, статистической значимостью экспериментальных данных, контрольным сопоставлением их с массовым педагогическим опытом;

наличием прочного методологического фундамента;

продолжительностью опытно-экспериментальной работы;

возможностью диссертанта непосредственно влиять на воспитательный процесс средних общеобразовательных учебных заведений в качестве директора трех уфимских школ на протяжении почти 20 лет.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по нескольким направлениям. Материалы исследования обсуждались на заседаниях коллегии Министерства народного образования Республики Башкортостан (май 1987 г.), трижды рассмотрены на заседаниях лаборатории педагогики и этнопедагогики Института национальных проблем образования Министерства образования-Российской Федерации (1986, 1993, 1996 гг.), кафедры педагогики Башкирского государственного университета, дважды - кафедры педагогики Московского педагогического университета, учебно-методического

Совета Министерства народного образования РБ, в январе 1998 г. результаты исследования обсуждались на заседании лаборатории этнопедагогики НИИ развития личности РАО. Промежуточные результаты работы излагались на Всесоюзном семинаре-совещании руководителей этнопедагогических объединений школьников в г.Ленинграде {1989 г.), Всесоюзной научно-практической конференции на ВДНХ СССР, посвященной 40-летию Победы в Великой Отечественной войне (1985 г.), Межрегиональной научно-практической конференции в г.Ровно (1992 г.), Международной научно-педагогической конференции «Проблемы формирования нравственной устойчивости личности учащихся в современных условиях» (1993 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Учебно-воспитательный комплекс: опыт, проблемы, перспективы» (1993 г.), Международной научно-практической конференции «Экология и образование: проблемы теории и практики» в г.Умане (1994 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения учащейся молодежи в современных условиях» (1994 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителя национальной школы в условиях демократизации и гуманизации общественных отношений» в г.Канаше (1994 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы формирования гармонически развитой личности учащихся в современных условиях» (1995 г.), Международной научно-практической конференции «Диалектика общечеловеческого и национально-особенного в воспитательно-образовательных системах» (1995 г.), научно-практической конференции «Самостоятельный учебный труд студента: проблемы, технология, управление» в г.Чебоксары (1998 г.).

Отдельные результаты исследования были изложены на трех республиканских научно-практических конференциях.

С результатами работы ознакомились делегации работников образования ряда зарубежных стран (США, Германии, Японии, Венгрии, Афганистана и др.), а также участники Всероссийского слета клубов интернациональной

дружбы автономных республик России (1989 г.) и VI Пленума Башкирского отделения Педагогического общества России (1989 г.), состоявшихся на базе школы-интерната № 1.

Результаты исследования внедрены в практику работы экспериментальных и ряда других школ Республики Башкортостан.

Отдельные вопросы исследования изложены автором в книгах «Воспитание патриота» (77), «Патриотическое самовоспитание учащихся» (78), «Зиґзаґи советской школы» (79), «Записки на полях» (80), «Педагогика памяти» (81), «Педагогика негатива и негатив в педагогике» (82), «Современность и нравственный нигилизм старшеклассников» (93), а также в ряде других публикаций - всего около 140.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Вскрытые и охарактеризованные Формирующие возможности народной педагогики для развития патриотических чувств, сознания и поведения учащихся школ,

  2. Система теоретически обоснованных историко-педагогических положений о возникновении межнациональных культурно-педагогических связей, взаимодействия в сфере духовной жизни.

  1. Установленная устойчивая связь сформированное патриотических чувств, сознания, поведения у учащихся с комплексом гибких условий: наличием системы изучения и использования принципов народности педагогики; динамической взаимосвязью официальнрй педагогики и этнопедагогики на всех этапах планирования организации, корректировки патриотического воспитания школьников; составом доминирующих видов деятельности педагогического коллектива, направленного на развитие национального, интернационального, патриотического сознания.

  2. Аргументация культурно-исторической обусловленности и основополагающего значения этнопедагогических традиций для решения в рамках национально-образовательной системы задач развития интеллектуального и духовного потенциала народов.

5. Утверждение народной системы воспитания, идеала национального
характера и формирование на этой основе национального самосознания в
приобщении школьников к этнокультурным ценностям.

6. Аргументация значимости этнопедагогических традиций в определении
на современном этапе принципов и концепций государственной национальной
программы образования и воспитания,,национально-педагогической системы в
целом.

/

Патриотическое воспитание учащихся как этносоциальный феномен

Настоящее время не без основания называется смутным. Смута царит в умах и сердцах. Сознание подрастающего поколения ныне готово к манипулированию, к безропотному усвоению ложных идей и ценностей. Сегодня прежде всего подвергаются осмеянию уникальные идеи и ценности, которыми жили и живут народы, населяющие Россию.

Особенному поношению подвергаются при этом патриотические, гражданские чувства. Те самые чувства, которые составляли основу жизни наших народов.

Тема исследования настоятельно диктует необходимость рассмотрения проблемы патриотического воспитания с общим ходом развития общества, с историей народов Башкортостана. Как справедливо отмечал академик В.И.Журавлев, наиболее «многоаспектными по характеру межнаучного изучения, отражения, развития является базовое понятие воспитание» (148, с.32).

Развитие любого этноса предполагает воспитание. Между тем необходимо отметить: изучением взаимосвязи общей истории народа и истории педаго-гики этноса до настоящего времени никто серьезно не занимался. Историю народа и историю педагогики нельзя искусственно разъединять, разрывать. Это особенно важно, когда речь идет о воспитании граждан того или иного общества.

В своей работе В.И.Журавлев (148) раскрыл вопросы воспитания и образования человека во взаимосвязи с философией, психологией, социологией, экономикой, медициной. По мнению В.Е.Гмурмана (119, с.39), педагогическая наука призвана возможно более полно ассимилировать (выбирать и перерабатывать) сведения из философии, социологии, психологии.

В работах А.П.Нечаева предпринимались усилия интегрировать педагогические, психофизиологические данные, технически-аппаратурные возможности в обучении и воспитании.

Вопрос межнаучных связей педагогики рассмотрен в сборнике коллектива авторов «Методологические проблемы развития педагогической науки» (245). Здесь отмечаются взаимосвязи педагогики с философией, экономикой, психологией.

Исследованы связи педагогики с наднаучными (общенаучными) дисциплинами - кибернетикой, информатикой, теорией научной организации труда такими авторами как Н.Н.Талызина, И.П.Раченко и др.

П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин предприняли попытки раскрыть механизм связи педагогики с психологией и конструировать модели учебного процесса с использованием возможностей психологии личности и социальной психологии.

Н.Н.Моисеев (251) предположил, что в аспекте коэволюционных отражений феномена человека наука может продвинуться в его познании, синтезируя усилия естествоиспытателей, математиков, экономистов, социологов, психологов, поэтов, философов.

Необходимо обратиться также и к монографии Б.М.Кедрова (187), в которой рассмотрен вопрос.о межнаучных связях и который выделяет несколько следствий интеграции наук: перестройка организации, планирования и управления наукой; реорганизация подготовки научных кадров, способных обеспечивать прогресс науки; разработка теоретических и методологических проблем реализации целостных межнаучных форм познания реальной действительности; преодоление функциональности и сепаратизма в науке и утверждение субстрати ости подхода к исследуемым объектам; замена стереотипов устаревшего научного подхода, привычек мыслить прежними категориями научной изоляции.

Многолетняя исследовательская работа по данной теме позволяет сделать вывод о том, что проблемы патриотического воспитания учащихся эффективнее решаются на стыке нескольких наук, основными из которых являются педагогическая и историческая.

Среди множества важных и важнейших факторов, определяющих возможности, глубину и широту познания человеком общества и самого себя, особое, центральное место занимает феномен историзма. Историзм, понимаемый как стиль мышления, как стержень познавательной и социально преобразующей активности людей.

Изучение проблем народной педагогики немыслимо без изучения истории народа. Жизнь того или иного народа на разных этапах его развития накладывала отпечатки на педагогическую культуру народа, обогащая и наполняя ее новым содержанием.

Народ есть население, не только совместно живущее, но и совместно действующее, имеющее общий язык, общую культуру и общие судьбы. В связи с этим в народной памяти надолго удерживаются события, которые коснулись всего народа, в которых принял участие и через это совместное участие почувствовал себя единым целым. Но такие события обыкновенно не проходят бесследно не только для народной памяти, но и для народной педагогики.

Народные легенды, сказания, песни, эпос, фольклор так или иначе передают явления истории и становятся отражением общественного сознания народа.

Таким образом,есть основания рассматривать проблематику данного исследования с точки зрения синтеза педагогики народа и истории народа.

С исторической и педагогической точек зрения воспитание гражданских и патриотических чувств у юных граждан любого общества восходит своими корнями в далекое прошлое.

Народные патриотические традиции и их роль в воспитании у учащихся любви к Родине

Анализ работ Р.ХАбдулатипова, М.Арипова, И.В.Бестужева-Лады, В.ИПетровой (2, 15, 56, 314) и других позволил выявить, что система традиционных отношений является важнейшим механизмом регуляции в обществе, ; определяя выработку конфетных моделей воспитания - через модели жизнеобеспечения культуры и в процессе передачи культуры этноса.

Содержание морально-этических традиций в той или иной степени изучены АВ.Засимовским, В.М.Коротовым, ЭЛевинас, И.С.Марьенко (165, 217, 233, 257) и др.

Использованию духовного педагогического опыта народа в воспитании учащихся посвящены труды Д.Ж.Валеева, Г.С.Виноградова, Б.С.Ерасова, Ю.З.Кутлугильдиной, САМухамедьянова (89,98,147,229,281) и др.

Проведенный анализ педагогической литературы показал, что при достаточно полном описании содержания народных патриотических традиций сущность данных традиций рассматривается учеными в самых общих чертах. С этим недостатком в исследованиях связываем и отсутствие глубины и понимания в разработке механизмов использования народных патриотических традиций в практической деятельности школьных коллективов.

В связи с вышеизложенным считаем необходимым в контексте общих задач исследования: - проследить в историкснпедагогическом аспекте народные патриотиче ские традиции на различных этапах развития нашего общества; - выявить воспитательный потенциал народных патриотических традиций.

Народные патриотические традиции, в первую очередь, связаны с понятием «воинские» или «военные» традиции того или иного этноса. Патриотические традиции народа складывались и складываются из его борьбы за свою независимость, за свою землю, за Родину. В этой связи правомерно выделить роль военных функций при зарождении и становлении государства. Сколько бы разных причин ни приписывалось государству, несомненно, что одной из них является организация военной защиты общества. Немецкий ученый прошлого века Фон Игеринг на основании изучения становления Римского государства считал, что двумя главными первопричинами государства являются необходимость всеобщей арбитражной судебной власти и необходимость предварительного обеспечения военной подготовки на случай войны. Причем, в обоих случаях государственная власть задумана, как власть не посягающая на свободу граждан, а как власть созданная для обеспечения этой свободы. Поэтому она по своему предназначению является властью ограниченной, в первую очередь, именно этими двумя функциями. Фон Игеринг отдает предпочтение функциям судебно-арбитражным, а испанский философ Х.Ортега-и-Гассет считает первейшей функцию военную (290).

Характер военных функций зависит от того, как было создано государство.

В государствах, образованных в результате завоевания, военные функции в основном принадлежат завоевателям, а затем их потомкам, т.е. они привносятся извне. Эти завоеватели присваивают себе ряд привилегий, в ре-зультате чего вся государственная структура зиждется на системе привилегий.

В государствах, утвержденных искусственно, наново, военные функции тоже создавались наново. Этим самым они создавались отдельно от политической власти, так как политическая власть их же и создала. Это обстоятельство привело к отделению военных функций от политических. В Русском государстве, также как и в Римском, военные функции не предназначались только для завоевателей и для их потомков, так как таковых не было. Это ясно видно из повторных летописных текстов. Например, в Патриаршей или Никоновской летописи за 998 год читаем: «Бъ же Володимерь милостивъ, и щедръ и даровить, и сие слово присно глаголя: «яко сребромъ и златомъ не имамгъ добыгти дружины, но дружиною добуду и сребра и злата» : и сице зъло любяще Вла-димиръ дружину, и съ ними думая о божественъй дръжаве Русской, и о всем земском устроении» (290).

Это и есть начало русской военной традиции, из которой вытекают и все последние традиции. Русские воины не являются наемниками, они не продаются за серебро и золото и за какие бы то ни было привилегии, и служат они только Державе Русской. Русские воины являлись не насильниками, не завоевателями и не потомками завоевателей, а являлись отобранными для этой цели представителями от всего народа.

С начала существования древнерусского государства русские вооруженные силы известны под названием «рать», «воин», «воинство», «войско», «сила», «полки».

Не рыцарей силы и меча, а труженика-воина, ратая-ратника формировало общее дело - защита Родины. О многом говорит это родственное созвучие таких, казалось бы, несовместимых для иной традиции понятий, как ратай-пахарь, ратник-воин, отсюда соратник - друг по борьбе. В борьбе за независимость России выковывалось и общенародное самосознание, запечатленное в понятиях своего времени: «Не в силе Бог, а в правде» (Ипатьевская летопись). Эта мудрость питала силу народного духа на протяжении многих веков -древнего призыва, ставшего пословицей «За правое дело стой смело», до чеканных слов на медали в память Победы над гитлеровском фашизмом: «Наше дело правое - мы победим».

Древнейшие легенды, летописи, песни, былины наших народов сохранили память о тех, кто словом и делом утвердил в сознании народа непреходящую мудрость-завет: «С родной земли - умри - не сходи»,

Народность - основа патриотического воспитания школьников

Чрезвычайно актуальным и сложным с точки зрения теоретического исследования и практического воплощения является сегодня, как и прежде, проблема народности педагогики.

Понятийный аппарат, сущностные явления, особенности и законо мерности народного воспитания, методология, источниковедение, соот ношение народной и профессиональной педагогики, взаимодействие религи озного мировоззрения и народного педагогического, этического мировоззрения и др. — все это требует объединенных усилий для их теоретического осмыс ления (99, с.6).

Как справедливо замечает В.Сластенин, в атмосфере социального и духовного кризиса, охватившего Россию, идея народности воспитания теряет свою абсолютную ценность, заменяясь чуждыми для наших народов ориентации. Вестернизация, а точнее американизация школы по сути, сводится к копированию достижений Нового Света. Но при этом не заимствуется высшая американская добродетель - патриотизм, который воспитывается в США с детства на протяжении всей жизни (331, с. 124).

Сложность постижения народной педагогики вызвана также ее продолжительностью во времени, «вековым культурным наслоением» духовных ценностей народа.

Идея актуальности педагогического опыта любого народа впервые была высказана ЯАКоменским в его труде «Мудрость старых чехов», представляющем сплав педагогических воззрений крестьян и ремесленников. Им было обращено внимание также на функционирование в видоизмененном виде в XVII веке педагогических идей и традиций предшествующих веков. Великим славянским педагогом была сделана попытка ретроспективной реконструкции педагогической культуры прошлого на основе рассмотрения явлений смыслового значения народных пословиц и их этического содержания.

В этнопедагогике принципиальное научно-теоретическое значение имеют идеи КДУшинского, который в основу своей педагогической системы положил учение о народности, о деятельности и самодеятельности ученика, о вере в воспитательную силу труда. В статье «О народности в общественном воспитании» он проанализировал педагогические системы наиболее развитых стран Западной Европы и Америки и пришел к выводу, что ни одна из них для России не подходит. Ушинский считал, что русский народ наделен огромной творческой энергией. Он трудолюбив, у него сильно развиты патриотические чувства.

Константин Дмитриевич был глубоко озабочен тем, что официальная педагогика мало уделяет внимания воспитанию патриотов: «... нам не мешало бы, - пишет он, занять вместо всех прочих, одну черту из западного образования - черту уважения к своему отечеству: а мы ее-то, именно ее, единственно годную для заимствования во всей полноте, и пропустили. Не мешало бы нам занять ее не за тем, чтоб быть иностранцами, а лишь за тем, чтоб не быть ими посреди своей родины» (368).

Отечественная система воспитания, считал КДУшинский, должна быть создана самим народом и отражать его чаяния и интересы.

Лучшее выражение народности, по мнению великого русского педагога, родной язык. Исходя из идей народности, безграничной любви к Родине, КДУшинский ведущее место в педагогической науке отводил родному языку.

Он отстаивал идею о том, что на основе родного языка, этого великого сокровища, которое вселяет в душу каждого человека любовь к Родине, к народу и ко всему родному, необходимо строить воспитание.

О патриотическом воспитании детей неоднократно писал Н.М.Карамзин. Он много сделал для формирования настоящего самопознания своего народа. Пропагандируя лучшие образцы западно-европейской культуры, историк выступал против бездумного подражания Западу и неуклонно содействовал возвышению отечественных талантов из народной гущи.

О народности в воспитании Г.В.Белинский рассуждал мало, но вполне признавал ее необходимость. «Народность откровенно выпускают у нас из плана воспитания», - замечает Г.В.Белинский (176, с.55). Он рекомендовал детям для чтения произведения, в которых выражается народная душа, изображается русский быт, излагаются народные воззрения: «Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового; но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления: пусть они сперва узнают не только о Петре Великом, но и о Иоанне III, чем о Генрихах, Карлах, Наполеонах. Общее является только в частном: кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству» (176, с.55).

Для нас интересными являются мысли НАДобролюбова в аспекте рас-сматривемой проблемы. Так, Николай Александрович утверждал, что от идеи своего народа и государства человек, не останавливающийся в своем развитии, возвышается посредством изучения лучших народностей до идей народа и государства вообще и, наконец, постигает отвлеченную идею человечества, так что в каждом человеке, представляющемся ему, видит прежде всего человека, а не немца, поляка, ... русского и пр. На этой ступени развития в человеке должно исчезнуть то, что было детского, мечтательного в его патриотизме, что возбуждало только ребяческие фантазии, несообразные с действительностью и здравым смыслом. Все исключительные, по мнению НАДобролюбова, предилекции, все утопичекие мечтания о высшем предназначении одной нации к тому-то, другой - к тому-то, все национальные перекосы о взаимных преимуществах исчезают в мысли человека, правильно и вполне развивающегося (134, с.385-386).

Образовательная деятельность в формировании патриота

Патриотические качества как комплексная характеристика личности отличается многоуровневостью. Кроме убеждений, в структуре этих качеств важное место занимают знания человека, приобретаемые в ходе учебной деятельности.

Педагогическая наука и школьная практика накопили немалый опыт применения методов и организационных форм, стимулирующих познавательные силы учащихся. Интерес к этой стороне обучения усилился в последние годы.

Активность школьника - это одно из главных проблем процесса обучения. В качестве необходимых элементов активности учащихся выступают: - интерес к новому, стремление к успеху, радость познания; - установка на разрешение познавательных противоречий, учебных и жизненных проблем; - готовность к разрешению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения.

Взаимообуславливая друг друга, все эти проявления личности патриота определяют начало нового акта познания и процесса обучения в целом.

В качестве конечного результата этого процесса активность выступает как устойчивая потребность, сформировавшийся интерес к определенной области знаний и деятельности, как способность и стремление к самообразованию и саморазвитию. Все эти качества в целом и выступают компонентом творческой самостоятельности гражданина и патриота.

Возникла необходимость по-новому осмыслить проблему методов и форм организаций процесса обучения. Определяя метод обучения как способ совместной деятельности учителя и учащихся, дидактика последним отводила подчиненную роль, рассматривала их в качестве исполнителей воли учителя. Формы организации учебной работы и учебных занятий в целом (хотя они тоже должны быть рассмотрены как способ такой совместной деятельности) и вовсе диктовались учителем. Вместе с тем самостоятельность и активность учащихся должны и могут найти проявление и в выборе и организации совместно с учителем методов и форм обучения, и в постановке задач и планировании учебной деятельности и в учебном общении с учителем и товарищами, при котором ученик выступает не только как объект педагогического воздействия, а как самостоятельно и свободно действующая личность. Именно в таком аспекте автор решал проблемы формирования личности патриота в ходе работ над кандидатской диссертацией (76).

Как известно, учебная деятельность - это вид деятельности, особая форма социальной активности школьника, выполняющая двойную социальную функцию. «Будучи формой активности индивида, она является условием и средством его психического развития, обеспечивая ему усвоение теоретических знаний и тем самым развитие у него тех специфических способностей, которые в этих знаниях кристаллизированы... Как форма социально нормируемого сотрудничества ребенка со взрослыми, учебная деятельность является одним из основных средств включения подрастающих поколений в систему общественных отношений, в открытую коллективную деятельность, в ходе которой, усваиваются ценности и нормы,лежащие в основе любой коллективной деятельности» (297, с. 385).

Для нас важным является выделение отношений, возникающих в учебном процессе. Они исследованы и формируются следующим образом: - отношения объектно-субъектного характера в которых проявляется влияние объекта (действительности) на субъекта (деятеля); - отношения субъектно-объектного характера, в которых главным образом выступает влияние субъекта (деятеля, личности) на объект (действительность или человека) в целях преобразования, изменения отношений, намерений объекта; - отношения субъектно-объектного плана, когда в учебно-познавательной деятельности происходит «сложение сил» учителя и учащихся, действующих в одном направлении; - отношения субъектно-субъектные, которые могут быть направлены и на себя (на самооценку, самоанализ), и на преобразование того, что улучшается или корректируется (7, с. 12-13).)

Возникновение и реализация этих отношений связаны с выявлением содержательного характера образовательной деятельности. Если в учебной деятельности синтезируется как доминирующее приобретение знаний, тогда говорят о когнитивной, гностической деятельности учащихся. Гностическая деятельность реализуется в предметной, перцептивной и символической формах учебных действий, она может быть внутренней и внешней по уровню личностного восприятия (164, с.65 66). В качестве примера предметной формы гностической деятельности в усвоении социального опыта выступает приведение предметов во взаимодействие для выявления их свойств; перцептивной - слушание, наблюдение над объектами, явлениями; символической - обо-значение, высказывание и суждение. «Природный мир дается ребенку уже опосредственно, «сквозь» средства производства, знакомые системы и дея-тельность с ними. Ребенок должен «перенять» или «усвоить» именно это -общественно фиксированные способы деятельности со средствами производства и знаками, и тем самым он поднимается до уровня общественного знания и познания мира» (397, с. 163), без которых не может состояться патриот.

Таким образом, наблюдается движение личности к приобретению социального опыта через изобретение совокупности разноплановых знаний и умений.

Похожие диссертации на Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников (На материале Республики Башкортостан)