Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теория и опыт использования примера матери в нравственном воспитании младших школьников Федотова Ирина Николаевна

Теория и опыт использования примера матери в нравственном воспитании младших школьников
<
Теория и опыт использования примера матери в нравственном воспитании младших школьников Теория и опыт использования примера матери в нравственном воспитании младших школьников Теория и опыт использования примера матери в нравственном воспитании младших школьников Теория и опыт использования примера матери в нравственном воспитании младших школьников Теория и опыт использования примера матери в нравственном воспитании младших школьников Теория и опыт использования примера матери в нравственном воспитании младших школьников Теория и опыт использования примера матери в нравственном воспитании младших школьников Теория и опыт использования примера матери в нравственном воспитании младших школьников Теория и опыт использования примера матери в нравственном воспитании младших школьников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Федотова Ирина Николаевна. Теория и опыт использования примера матери в нравственном воспитании младших школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Чебоксары, 2000 160 c. РГБ ОД, 61:01-13/1258-6

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы привития младшим школьникам нравственных знаний и соответствующих норм поведения

1. Особенности нравственного воспитания учащихся младших классов в семье 14

2. Усвоение нравственных норм учащимися младших классов как процесс, направленный на гуманные и этические отношения к матери 43

3. Мать как уникальная личность и продолжательница рода человеческого, как пример беззаветной любви и гуманности 53

ГЛАВА 2. Педагогическое руководство процессом усвоения учащимися младших классов нравственных норм по отношению к матери

1. Содержание и формы внеклассной работы по нравственному воспитанию 67

2. Музей Материнской славы как концентрированное представление примера матери в нравственном воспитании младшего школьника 88

3. Методика воспитания у младших школьников чувства, любви, благодарности, сострадания к матери 105

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142

БИБЛИОГРАФИЯ 149

Введение к работе

Актуальность исследования. Совершенствование человеческой жизни, общественных связей, развитие культурных отношений между людьми, особенно с возникновением школы, делает актуальной профессию педагога, призванного воспитывать, наставлять и учить, используя с этой целью опыт своих коллег и определенный свод правил, которым и следовало руководствоваться. Таким пособием можно было бы назвать памятник XVI века - сборник наставлений "Домострой", в котором несколько глав было посвящено вопросам воспитания детей в семье. С них требовалось быть мужественными, трудолюбивыми, бережливыми и т.д. Проблемы, которые призвана решать педагогическая наука, по своему содержанию и исполнению многогранны, как и многогранна человеческая личность.

Еще в XVII-XIX веках домашнему воспитанию детей большое значение придавали представители классической педагогики. Среди них Я.А.Коменский, позднее, И.Г.Песталоцци, Ж..Ж.Руссо, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, И.Я.Яковлев, Н.К.Крупская, В.А.Сухомлинский,

А.С.Макаренко и другие. Их труды объединяет мысль о высшей миссии женщины - матери в нравственном воспитании детей раннего возраста. И важнейшим принципом при этом является воспитание на гуманистических, демократических началах. Эта мысль особенно наглядно усматривается в работах И.Я.Яковлева, просветителя чувашского народа.

Целью воспитания должно стать формирование в детях активной добродетельной личности, и это вменялось, в первую очередь, в обязанности матери.

До сих пор сохраняют свою актуальность для нас идеи "Материнской школы" Я.А.Коменского. В контексте нашего исследования они и своевременны, и современны. Материнская школа как в области мудрости, так и в области нравственности должна заложить прочную основу для

формирования "в человеке истинной человечности"1. Что касается нравов и добрых качеств, то дети должны отличаться умеренностью, опрятностью, почтительностью к старшим, предупредительностью, справедливостью. "Так как деликатность (гуманность) и готовность служить старшим являются особенным украшением юношества, то будет уместным, чтобы к этому так же приучались они с детства" .

До настоящего времени крайне недостаточно изучены нравственные воспитательные возможности примера матери. Все чаще в последние полвека начинает употребляться термин "народная педагогика", впервые употребленный К.Д. Ушинским. В научных трудах И.А.Каирова, В.Я.Струминского, А.Ю.Гордина прослеживается процесс, как складывается самобытная, гуманная система воспитания. Это отражено, например, в таких темах, как "Мать-первая воспитательница", "Воспитание детей в семье", "О нравственных качествах и трудолюбии".

Классическая педагогика, разрабатывающая проблему формирования личности в нравственном направлении, идет из глубины народной педагогики и передовой общественной мысли. Пример научного использования классической и народной педагогики во многих работах показал Г.Н. Волков, в частности, в книге "Обыкновенное дело педагога". Автор переживает за судьбу детей, оставленных родителями. В его книге сквозной линией проходит мысль об их ответственности за человеческое потомство. Он как бы предупреждает: "Беспечность рано или поздно приводит к несчастью". Изучая труды педагога, мы находим для себя ответ на волнующий вопрос: "Какими следует быть по отношению к подрастающему поколению родителям, в первую очередь, матерям?" Народная педагогика особенным образом характеризует пример матери: Что такоевоспитание? Пример и любовь. Больше ничего!

Особенным образом актуализирует пример и любовь матери в

воспитании известный психолог В.Д.Шадриков: "В системе отношений с окружающим миром особенно следует выделить отношения с родителями, прежде всего с матерью. С первых моментов жизни от нее исходят все приятные ощущения. Удовлетворение голода, жажды, тепло, ласка, одобрение всех действий, любовь и восхищение. Постепенно ребенок открывает для себя, что комплекс положительных ощущений, получаемых от матери, называется любовью. Когда тебя любят - это значит хорошо, это приятно. Ребенку ничего не надо делать, чтобы мать его любила. Она любит его потому, что он есть... Безусловность материнской любви человек ощущает всю жизнь и всегда тянется к этому духовному пристанищу. И всю свою жизнь человек тянется к безусловной любви (типа материнской), любви к нему такому, какой он есть, любви, не обусловленной конкретными качествами и достоинствами"1.

Для внутреннего развития ребенка с целью побуждения понимания добра бесконечно много могут делать только родители, являясь в этом отношении примером для своих детей; тот, кто хочет, чтобы дети могли иметь устойчивый характер, тот сам должен иметь нечто подобное. Если ребенок в детстве был свидетелем терпимости и доброты, справедливости и любви к людям, то эти свойства частью или целиком перенесутся к нему, когда он станет взрослым.

В период обретения высоких душевных качеств ребенок вбирает в себя сперва самое доступное в происходящей жизни, на чем впоследствии и основывается его искусство дальнейшего познания окружающей среды. У младших школьников личностью, определяющей их судьбу, является, прежде всего, мать. Она для них - воплощение нравственного идеала, существующего как пример для формирования своей собственной нравственности. Дети, воспитываясь в семейной среде, постигают черты близкого и родного для них человека. Веками образы матерей влияли на людей, они носители лучших черт человека-гуманиста.

Чрезвычайно актуально раскрытие духовного роста ребенка, начиная с его поступления в первый класс школы, где, опираясь на приобретенный в семье жизненный опыт, продолжает развиваться его нравственное сознание, формироваться соответствующее поведение, но определяющим фактором этого процесса по-прежнему остается его органическая любовь к матери. Начиная со второго класса, у учеников взгляды на самого близкого им человека меняются, и оценка действий и поступков матери с каждым разом становится осознанней: любовь обретает более реальный и практический характер. Этот период в жизни ребенка можно назвать периодом подражания матери. Оставаясь в стадии детства, он как бы переходит в пору "отрочества", а затем уже с третьего класса, в понимании роли и значения матери в его жизни ребенок обретает пору "юности". Теперь он не подражает, а активно и осознанно перенимает черты материнского характера и начинает поступать так, как поступала бы она. Это объясняется духовным ростом ребенка, его взрослением более глубоким знакомством с жизнью, в результате чего происходит обретение им интеллектуального и нравственного опыта.

Чувашская республика - многонациональная. Здесь около 70% населения составляют чуваши, что потребовало специального обращения к чувашским семьям, где имеются свои сложившиеся вековые традиции, национальная культура, обычаи, общность языка, специфичность воспитания в семье. Вторым источником для изучения и решения данной проблемы послужил Музей Материнской славы, созданный при Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я.Яковлева. Через беседы с учениками о жизни матерей-героинь и сравнения со своей жизнью в семье, через анализ материнской школы воспитания и ее благотворного влияния на устойчивое формирование в ребенке нравственных начал, мы приходили к убеждению, что не вербальные и морализированные назидания, нравоучения, а практический пример устоявшихся семейных традиций, где главной фигурой является мать, ее каждодневный труд, сама ее жизнь, протекающая на глазах детей, будет лучшим воспитывающим фактором. Ребенок не только живет, но и развивается в этой обстановке, на протяжении многих лет впитывает в себя все, что видит, с чем сталкивается, он подражает взрослым, приобретая и совершенствуя таким образом свой жизненный опыт. И не только это. В семье он обретает бескорыстную, независимую от расчета любовь к родителям. Жизнь убеждает в том, что доброе слово, участливое отношение к человеку, особенно матери, может быть для детей дороже всего прочего.

Особенная актуальность изучения опыта "материнской школы" чувашей объясняется еще и тем, что в городской среде она теряет свое национальное лицо, что приводит к непоправимым нравственным и педагогическим потерям. Мать несет в себе тысячелетнюю генетическую программу этноса, и ее игнорирование чревато страшными последствиями, вызывая бездуховность и нравственную деградацию.

Как и всякое творческое дело, изучение детей в семье, а затем более пристально и внимательно в школе на протяжении длительного времени, начинается с программного исследования личности, которое имеет определенное значение в работе учителя над формированием ее нравственной устойчивости.

В педагогике еще в Древней Руси признавалась исключительная роль матери в воспитании детей. Так, например, "Разговор матери" - сборник интереснейших воззрений на роль матери в жизни, поэтический рассказ о безмерной материнской любви. А.А.Блок назвал его "золотым словом"1. В "Разговоре" сердце матери способно впитать в себя все цветы и звуки и дышать многообразием мира. Душа матери зрячая и чуткая, в ней нет предела стремлению познать будущее сына, уберечь его от возможных несчастий и напастей, встречающихся на жизненном пути. "Отсюда, - писал Блок, не сдерживая своего восхищения, - материнская любовь как высшая

тайна, родная стихия, как цветы из бездны". В "Разговоре" слышится широкая многосторонняя музыка от нежных лирических мелодий до настоящей яростной страсти"1.

В "Житии Феодосия Печерского" (IX в.) рассказывается о воспитательных методах матери - вдовы по отношению к сыну: "...избаловала она сына", ибо была телом крепка и сильна, как мужчина2 "...принялась убеждать сына то ласкою, то угрозою, а иногда избивала его" . Свое "Поучение" Владимир Мономах начинает со слов об отце и матери своей из рода Мономахов. Обращается и к богородице, матери Божией, призывает оправдывать вдовицу и т.п. Владимир Мономах особо выделяет матерей, призывая их к бережному отношению к ним из-за их священного положения. Непосредственно он обращается к роли жены, матери: "Жену свою любите". "Домострой" тоже так или иначе оказывает внимание матери семейства.

Все это духовное богатство, к сожалению, предается забвению, выбывая из поля зрения исследователей и учителей-практиков, что еще более актуализирует тему настоящего диссертационного исследования. Пример имеет и самостоятельную ценность, он для воспитания примерно то же самое, что и наглядность.

Формирование нравственного сознания и поведения в их гармоническом единстве составляет одну из актуальных проблем современного воспитательного процесса. Младший школьник - это тот возраст, когда в человеке закладываются основы нравственного сознания и соответствующего поведения. Этот возраст позволяет условно совместить материнскую школу и теплоту родного языка (Я.А.Коменский), как бы пролонгируя материнскую школу. Для этого есть все основания, ибо родной язык и есть материнский язык. Поэтому школа родного языка прямо

примыкает к материнской.

Актуальность проблемы исследования наряду с ее неизученностью и предопределила выбор темы настоящей диссертации.

Объектом исследования являются воспитывающие системы, имеющие педагогическое и психологическое воздействие на индивидуум в условиях жизни семьи и современного общества.

Предмет исследования - процесс непрерывного качественного изменения в отношениях между матерью и ребенком, передача конкретных знаний, нравственных норм материнской школы, воспитание в детях чувства любви, благодарности, сострадания, помощи матери.

Цель исследования - анализ этнопсихологического и этнопедагогического аспекта взаимоотношений ребенка и матери, взрослых и детей в условиях формирования нравственного сознания и поведения младших школьников.

Рабочая гипотеза исследования состоит в предположении, что более прочная взаимосвязь взрослых и детей, матери и ребенка может быть осуществлена при следующих условиях:

1) включение ребенка в широкую систему родственных связей, окружение его близкими, любящими людьми, заинтересованными в передаче ему нравственных знаний, основанных на традициях материнской школы;

2) повышение уровня педагогической культуры матерей за счет усиления внимания к традициям народной педагогики;

3) реформирование учебно-воспитательных центров, детских садов, школ, дворцов детского и юношеского творчества и т.п. на гуманистических традициях этнопедагогики, что способствует не только интеллектуальному, но и нравственному развитию личности ребенка. В соответствии с целью и гипотезой в диссертации ставятся следующие задачи:

I. Дать характеристику нравственному воспитанию как ведущему фактору в целостном воспитательном процессе и раскрыть его своеобразие в младшем школьном возрасте.

2. Определить и раскрыть объективные условия и содержание, формы и методы воспитания нравственной отзывчивости ребенка по отношению к матери.

3. Экспериментально проверить и научно обосновать динамику роста и развития нравственных начал на примере материнской школы воспитания, чувства любви, благодарности, сострадания, помощи.

Методологической основой данного исследования является философия образования (Б.С.Гершунский) и воспитания (Б.Т.Лихачев), психолого-педагогические идеи воспитания нравственности,

этнопсихологические и этнопедагогические подходы в воспитании нравственности младших школьников.

Теоретической базой настоящего исследования послужила психолого-педагогическая система взглядов К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого на обучение и воспитание детей; концепции народного обучения и воспитания в школах России; воспитание нравственных начал в семье и общественном трудовом процессе в наследии И.Я.Яковлева, А.С.Макаренко, целостная система нравственного воспитания в семье и школе В.А.Сухомлинского и др.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, этнопедагогической, художественной, историко-педагогической литературы, с обобщением современного передового опыта национальных традиций по изучению путей и условий творческого применения их в рамках исследуемой проблемы; наблюдение над учебно-воспитательным процессом в школах №5, 39, 54 и в Негосударственном общеобразовательном учреждении "Учебно-воспитательном центре" г.Чебоксары; детских работ, анкетирование, анализ результатов эксперимента по воспитанию в детях чувства любви, благодарности, сострадания и помощи матери.

Работа над диссертацией осуществлялась в течение длительного времени, включающего четыре этапа:

I. Этап (1980-1983) - годы участия в создании Музея Материнской

славы на факультете педагогики и методики начального обучения; сбор и изучение поступающих в музей экспонатов, другой методической литературы; командировки в селения районов республики с целью знакомства с жизнью и работой женщин в многодетных семьях. В процессе работы нами использовался аналитический метод, представивший возможность раскрыть суть изучаемого явления и предполагающий творческий подход к нравственному воспитанию детей.

II. Этап (1983-1987) - годы изучения жизни и опыта своих учеников (39 и 54 школы города Чебоксары), организация экскурсий учащихся в Музей Материнской славы с целью знакомства с имеющимися здесь документами.

III. Этап (1987-1996) - годы экспериментальной работы в средних школах № 5, 39, 54 и в Негосударственном образовательном учреждении "Учебно-воспитательном центре". В ходе исследования был изучен, обобщен, внедрен в практику указанных школ передовой педагогический опыт по нравственному воспитанию учащихся на примере жизнедеятельности матерей и по произведениям чувашских и русских писателей. Здесь определились характерные черты этого опыта:

1. Творческий подход учителя к учебной и воспитательной работе;

2. Изучение и практическое осуществление мероприятий, посвященных матери - труженице;

3. Постоянное общение и действенные контакты с матерями одноклассников в быту и на производстве;

4. Поиски наиболее эффективных форм связи обучения и воспитания на примере материнского трудового подвига (по материалам Музея Материнской славы).

5. Использование словесных методов в воспитании в младших школьниках чувства любви, благодарности, сострадания, помощи своим матерям.

Целенаправленно проводилось изучение мнения учителей, родителей о возможных путях использования идей, опыта и традиций матерей по

материалам Музея Материнской славы. На завершающей стадии этого этапа использовались разнообразные формы учебной и внеклассной работы на "материнских уроках", чтение книг о маме, встречи и беседы с матерями об их детях и т.д.

VI. Этап (1996-2000) - годы оформления полученных данных исследования и систематизации их результатов: они пропагандировались диссертантом в докладах на Международных, Всесоюзных, российских, республиканских, районных, городских и школьных научно-практических конференциях, педагогических семинарах, собраниях родителей, учителей. Накопление материала для пособия, посвященного воспитанию младших школьников на благородном примере матери, в котором представлены дидактические материалы для работы на уроках и во внеурочное время.

Научная новизна состоит в том, что в работе анализируется подход к малоизученному аспекту межличностных отношений матери и ребенка. Определены методы воспитания в младших школьниках чувства любви, благодарности, сострадания, помощи на благородном пример; матери, выявлены идеи видных педагогов в становлении материнской школы, раскрыто и обосновано влияние и значение экспонатов Музея Материнской славы Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева. В результате изучения, обобщения и научного анализа материалов музея, педагогической литературы и других источников сделан шаг к систематизации методов учебно-воспитательной работы с учащимися на примере жизни и деятельности матери.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработана модель нравственного воспитания младших школьников на примере матери.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано и внедрено в практику пособие для учителя по воспитанию в детях чувства любви, благодарности, сострадания, помощи матери, направленное в целом на воспитание нравственного сознания и поведения

учащихся младших классов.

Результаты исследования выявили значимость поставленной в диссертационном исследовании проблемы, от решения которой будет в определенной степени зависеть обретение детьми нравственных начал, почерпнутых в материнской школе воспитания. Семейные отношения, построенные на этнопедагогических принципах воспитания, дадут возможность молодому поколению в современных обстоятельствах не только самоусовершенствовать личные качества, но и направить их на оздоровление современного общества.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на расширенном заседании кафедры этнопедагогики и этнопсихологии Чувашского республиканского института образования, состоявшегося 15 мая 2000 года. Работа была экспертирована доктором филологических наук, академиком Национальной академии наук и искусств Л.П.Сергеевым, профессором Ю.П.Сокольниковым, доктором А.Е.Земляковым, профессором Е.В.Васильевым, кандидатом педагогических наук Г.А.Никитиным. Результаты исследования обсуждались на методических объединениях школ Московского района, семинарах классных руководителей. По данной проблеме сделан ряд сообщений в 39 и 54 школах, на встречах с родителями учащихся. Материалы по исследуемой проблеме использовались учителями школ № 5, 39, 54 и Негосударственного образовательного учреждения "Учебно-воспитательного центра" на уроках чтения и во внеклассной работе с учащимися начальных классов.

Основные результаты исследования отражены в 10 работах автора.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, 2 глав, включающих по 3 раздела, списка литературы. Изложена на 160 страницах машинописного текста.

Особенности нравственного воспитания учащихся младших классов в семье

Нравственное воспитание - одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. Это сфера духовности, вбирающая в себя общечеловеческие, национальные и индивидуальные ценности; своего рода институт духовного наследования. В понимании Нравственного воспитания в истории культуры сложились четыре основные традиции: патерналистская (Нравственное воспитание как обязательное почитание старших); религиозно-церковная (Нравственное воспитание как поддержание авторитета веры); просветительская (Нравственное воспитание как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума); коммунитарная (Нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма). Многообразные концепции, в которых воплощались (не всегда, разумеется, в чистом виде), эти традиции, имели, как правило, философский статус - ограничивались постановкой вопроса о принципиальной возможности и общем направлении Нравственного воспитания. Противоречивы и представления об объекте Нравственного воспитания. В традиционной теории воспитания индивиды подразделяются на две группы - воспитателей и воспитуемых: первые учат вторых, целенаправленно передают им свой опыт, знания, умения, навыки и т.д. Нравственность, однако, не может быть усвоена чисто внешним образом, она основывается на личностной автономии; нравственный закон, в отличие от всех других предписаний, является законом самой личности.

Нравственность или мораль (в философской литературе эти термины рассматриваются как синонимы) являются предметом такой отрасли философии, как этика. Они представляют собой одну из форм общественного сознания, одну из важнейших форм жизнедеятельности человека, специфические явлений общественной жизни. Мораль или нравственность является одним из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе. Они как совокупность норм видов общественных отношений. Однако можно ли мораль и нравственность однозначно рассматривать как бесспорные тождественные понятия-явления, как синонимы? Нам представляются раздумья Б.Т. Лихачева на этот счет чрезвычайно важными, серьезными и заслуживающими самого пристального внимания. Мы не можем не процитировать его и обстоятельно не размышлять над его весьма конструктивными идеями.

Мораль как форма общественного сознания рождается в системе конкретно исторических общественных отношений, является, как полагает Б.Т.Лихачев, их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регулирующих взаимодействия между людьми, их отношение к вещам и явлениям реального мира. Мораль, опираясь на силу общественного мнения, использует духовное поощрение, понуждение, побуждение, осуждение, воздействует на сознание людей, воспитывает их в духе принятых в обществе моральных законов. Нравственность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.

В "Философии воспитания" Б.Т.Лихачев разводит такие понятия, как мораль и нравственность. Однако это, как считает автор, повод не столько для удивления, сколько для глубокого и серьезного размышления над новыми подходами к проблемам нравственного воспитания подрастающего поколения.

В настоящее время стало обыденным утверждение о нравственном падении чиновников и функционеров государственного и партийно-бюрократического аппарата, отдельных представителей интеллигенции, трудящихся и даже общества в целом. Но ведь для того, чтобы упасть, необходимо находиться на какой-нибудь, пусть и небольшой, высоте. И вот вопрос: была ли эта необходимая и достаточная для падения нравственная высота в нашем обществе? Повседневный жизненный опыт свидетельствует, что человек, достигающий в своем духовном развитии подлинных нравственных высот, редко падает с них. В случае же падения безмерно страдает, его терзают мучения совести, он стремится искупить свой грех и вернуться на нравственные круги свои. Однако с большинством "падших" ничего подобного, даже отдаленно похожего, не происходит. Напротив, они находятся в состоянии безнравственного самодовольства, предпринимают попытки уйти из-под критики общественного мнения и продолжают удовлетворять свои потребности любыми, и безнравственными, средствами. Эта тенденция под влиянием идеологического, правового и нравственного стимулирования стремления к обогащению, обладанию частной собственностью, стыдливого поощрения спекуляции, удовлетворения низменных инстинктов и прошлых антиэстетических вкусов усиливается и укрепляется.

Но если и не было высокой общественной нравственности, то что же было и почему моральное состояние общества столь легко и быстро подверглось коррозии? Дело в том, что нравственность, как внутреннее состояние души, контролируемое свободной волей, ответственностью и совестью, не стала достоянием масс, духовным содержанием личности каждого человека. Люди находились в плену установленных для них моральных кодексов и норм, являющихся чем-то внешним, навязываемым индивидуальному сознанию, воле, чувствам.

Нормы держались не на внутренне принятых принципах, а практически, на принудительных, псевдоправовых воздействиях: лишение очереди на квартиру, премии, награды, на выговорах, осуждениях общественности, исключениях из партии и общественных организаций, освобождениях от занимаемой должности. Классовые и общечеловеческие нормы поведения, среди которых патриотизм, человеколюбие, трудолюбие, честность, правдивость, коллективизм, представляли собой скорее требования общественной дисциплины, чем внутренние порывы души, обусловленные духовным миром личности. Индивидуальная нравственность и духовность подменялись отчужденными нормами принудительно установленной морали. Никого не интересовало, что происходит в душе человека, всех удовлетворяли лицемерные слова и показное, противоположное подлинным скрытым мыслям, поведение.

Усвоение нравственных норм учащимися младших классов как процесс, направленный на гуманные и этические отношения к матери

Формирование у подрастающего поколения потребности и способности заботиться об окружающих людях приобретает огромное значение в наши дни, в дни духовного и экономического кризиса, переживаемого Россией, в условиях резкого усиления потока отрицательных влияний в области воспитания. Как справедливо писала еще в 1991 г. Н.Е.Шуркова, распад идеологических ценностей, широкая эгоизация, пропаганда капитала, секса, насилия и мистики, бандитский террор, националистические настроения, политическая и экономическая напряженность, развенчание героев и гениев, циничное отрицание вечных доктрин долга, бескорыстия, патриотизма, трудолюбия, совести, наряду с этим снижение уровня педагогических требований к ученику, санкционированное органами народного образования - вот лишь некоторые основные черты неблагоприятной социальной среды школьника1. Нравственные нормы - это определенные формы нравственных требований, предъявляемые обществом к личности. Они не являются независимыми и изолированными, а образуют единый комплекс связанных между собой, взаимовлияющих и дополняющих друг друга требований. Нравственные нормы (применительно к учащимся младших классов) выступаюткак элемент нравственных отношений и как форма нравственного сознания. Это норма поведения, воспроизводимая в однотипных поступках, которые основываются на общественном мнении и личных убеждениях. Нравственные нормы выполняют ряд различных функций: содержат образец поведения, оценивают и контролируют поведение личности; регулируют отношения человека с обществом и его членами. Действенность нравственных норм зависит от их усвоенности личностью. Человек может знать норму, но если она не стала личнозначимой, она не будет внутренним регулятором его поведения. Усвоить - это значит сделать знания своими, т.е. сделать их достоянием сознания и поведения личности. М.М.Сеченов писал о том, что усвоить передаваемое - это слить продукты чужого опыта с показаниями собственного. "Данная мысль может быть усвоена или понята только таким человеком, у которого она входит звеном в состав личного опыта". Ребенок входит в мир нравственности постепенно, поэтапно. Психологи считают, что существует три этапа вхождения ребенка в мир морали. 1) Развитие морального сознания начинается с рождения ребенка и развивается в процессе его общения с родителями, через любовь, заботу и ласку матери появляются, а затем и формируются подсознательные основы морали. Они, развиваясь и совершенствуясь под влиянием жизненных обстоятельств, будут создавать нравственные качества личности. Немаловажное значение при этом будет иметь подражание, копирование действий и поступков окружающих ребенка взрослых. Роль родителей в данное время будет заключаться в том, чтобы оградить ребенка от подражания недостойному поведении его сверстников. 2) Уровень ориентации на внешние моральные регуляторы. В это время ребенок чаще сравнивает себя и свои поступки с другими. Здесь внимание учителя, впрочем, как и родителей, в первую очередь у матери, должно быть направлено на правильное восприятие ребенком положительных жизненных примеров, образцов. 3) Уровень морального саморегулирования. В эту пору ребенок совершает нравственные поступки, исходя из внутренних потребностей, установок, потому что они становятся нормой его жизни. Такое поведение предполагает бескорыстие, честность, справедливость, чувство долга и т.п. В это время, с самого раннего детства, социальное окружение ребенка должно способствовать формированию у него положительных качеств и регулироваться взрослыми. Взрослые называют поведение ребенка нравственным, если он любит своих родителей, братьев и сестер, проявляет доброту и внимание к другим детям и взрослым, не мучает животных, не лжет и не ворует, бывает послушным, не портит вещи, если он не завистлив, не находит большого удовольствия в том, чтобы наносить вред людям. Все эти чувства усиливаются в ребенке, если со дня своего рождения он встречает ласку и приветливые слова. Лишь чувственное выражение любви усиливает его любовь ко всему окружающему. Примерно так в воспитании нравственности оценивает М. Бран роль матери в статье "Нравственное чувство ребенка". Доктор Люнген в статье "Общее воспитание характера", помещенной в том же издании "Вестника знания", считает, что семейное воспитание должно сообразовываться с природой ребенка и применяемые при воспитании меры и методы "не должны исходить из неприменимости их в жизни, так как последнее противоречит сущности человеческой природы". Люнген воспитание ребенка сводит к цели пресечения зачатков зла, оно должно способствовать развитию добра: мы должны решительно протестовать против этого, мы должны изгонять из жизни, окружающей ребенка, всевозможные сплетни, клевету, ложь, обман, коварство, трусливость, грубость и т.д., конечно, если мы только можем это сделать". Воспитательный процесс может оправдать свое назначение лишь при условии строгой и творческой организации системы воспитательной деятельности, направленной на осуществление социальной цели и на создание положительного опыта воспитанников. Однако следует иметь в виду, что без знания закономерностей развития личности, без учета возрастных особенностей и понимания перспектив ее развития, воспитательный процесс не может дать положительных результатов. Только исходя из глубокого понимания психологических особенностей личности, может открыться возможность организации воспитательной деятельности, направленной на создание положительного опыта нравственного воспитания учеников. Личность ребенка формируется в процессе его жизни в двух единствах: в объективном, когда определяющее значение имеют нравственные требования, предъявляемые жизнью, и субъективный, когда личность выступает со своим отношением к людям, обществу и когда она реализует это отношение в своем поведении. Таким образом, основное условие воспитания состоит в том, чтобы объективное нравственное требование было направлено на субъективную норму поведения личности. Переход от одного состояния по отношению к действительности к другому состоянию учеными были определены как "ценностные ориентации". В формировании нравственных норм у ребенка основную роль выполняет комплексные формы организации воспитания, где определяющим является общение с окружающим миром. Однако обретение этих навыков происходит не только в общении с окружащими, но осуществляется и в семье, общении со сверстниками и взрослыми на улице во время прогулок. Здесь ребенок приобретает и аморальные навыки по отношению к теневым сторонам жизни и дурным привычкам.

Содержание и формы внеклассной работы по нравственному воспитанию

При организации внеклассных занятий, как и при проведении уроков, учитель опирается на общедидактические принципы, которые представляют собой основные, исходные положения, определяющие воспитательные аспекты при работе с младшими школьникам. Естественно, и во внеклассной работе находят приложение все эти принципы: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и др.

Во внеклассной работе приобретает, например, большую актуальность принцип индивидуального подхода к учащимся, так как здесь несравненно больше, чем на уроке, условий для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника и стремиться к их удовлетворению, требует внимания к дифференциации и индивидуализации обучения.

Наблюдения и долгий наш опыт показывают, что пренебрежение принципом систематичности и последовательности (нередко внеклассные занятия представляют собой разовые мероприятия, проводимые вне связи друг с другом и лишенные перспективности) приводит к тому, что эффективность таких занятий оказывается весьма невысокой; учащиеся, не удовлетворяющие своих интересов, перестают их посещать, а цепочка внеклассных занятий постоянно находится как бы на первом начальном этапе, не имея закономерного продолжения. Здесь, пожалуй, следует говорить и об отсутствии системности, а не только систематичности в работе. В данном случае учителю полезно было бы обратиться к концепции системного подхода к воспитательной работе, основательно разработанной Ю.П. Сокольниковым.

Осуществление принципа наглядности на внеклассных занятиях также получает дополнительные оттенки - наглядность здесь является, например, одним из важных средств создания занимательности - необходимого компонента внеурочной работы. И не только, ибо речь можно вести и о положительных литературных примерах как о своеобразной наглядности в воспитании. Принцип связи теории с практикой нацеливает на более тесную связь внеклассных занятий с классными, когда, например, теоретический материал урока получает во внеклассной работе дополнительное практическое подтверждение или, напротив, внеклассная работа обобщает ряд практических правил, подводит под них теоретическую базу. Самое же главное - внеклассная работа должна иметь прямой выход к процессу воспитания, т.е. не должна быть рассчитана только на усиление воспитывающего обучения, но и должна делать ставку на своего рода обучающее воспитание.

Принцип сознательности и активности предполагает активизацию заинтересованности школьников внеклассной работой, сознательное участие в ней и творческую удовлетворенность ее результатами. Участники внеклассных занятий могут оказаться в роли "поглотителей" информации и в роли активно добывающих ее. Заинтересованность школьников незнакомыми сведениями, новыми фактами при пассивном их восприятии обычно скоро проходит. Активность (в посещении занятий, в реакции на сообщаемый материал) не подкрепляется в этом случае самостоятельной работой учеников, снижает сознательность усвоения знаний. Заинтересованность школьников должна поэтому проявляться увлеченностью содержанием предмета через активную познавательную деятельность. Процесс такой работы приносит творческое удовлетворение, ощущение необходимости приобретения знаний, желание знать больше о предмете, углубиться в его сущность.

Принцип научности требует не превращать внеклассную работу по предмету в род забавы, развлечения, любой материал, если даже он подается в необычной, неожиданной форме, должен соответствовать научным данным. Научные сведения, адаптируемые с учетом возрастных особенностей учеников (действует принцип доступности.), преподносится на внеклассных занятиях без вульгаризации и упрощенчества. Однако при проведении внеклассной работы недостаточно установить своеобразие трансформации в ней принципов дидактики, необходимо определить и методические принципы, которые соответствуют этой форме учебной деятельности, позволяют организовать ее в наиболее оптимальных вариантах, с наиболее ощутимыми результатами. В педагогической и методической литературе известны такие подходы в определении принципов внеклассной работы в школе. Несмотря на то, что аспект рассмотрения у разных авторов оказывался более широким (вся внеурочная работа как совокупность различных направлений, видов и форм деятельности педагогов и учащихся, осуществляемой в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса) или более узким (внеклассная работа по конкретной школьной дисциплине), в работах часто называются одни и те же принципы (требования). К числу таких принципов следует отнести единство обучения и воспитания, современность содержания и методов, добровольность, равное право как сильных, так и слабых на участие во внеклассной работе, учет возрастных и индивидуальных особенностей (интересов, склонностей), сочетание педагогического руководства с ученической самодеятельностью, сочетание индивидуальных, групповых и массовых форм, системность во внеурочной работе.

Перечисленные требования, как и общедидактические принципы, имеют общий характер и выступают во внеклассной образовательной работе как необходимые педагогические условия ее организации и проведения. Они вытекают из специфики внеурочной деятельности в целом и являются вне зависимости от предмета неизменными. Эти условия не связаны с особенностями той или иной дисциплины, выполнение их обязательно для каждого учителя, организующего внеклассную работу по своему предмету.

Методические принципы внеклассной работы вытекают из специфики этой формы учебной деятельности, из целей и задач внеурочных занятий по данной дисциплине, из существующих особенностей учебного предмета. Особенно много информации о матери, добре, ласке, любви дают уроки чтения и знакомства с окружающим миром.

Музей Материнской славы как концентрированное представление примера матери в нравственном воспитании младшего школьника

Педагогика музейной работы все более приобретает самостоятельную ценность - как по воспитательному значению, так и по образовательно-познавательному статусу. О признании особенной педагогической миссии музеев свидетельствует и то, что руководители ведущих музеев страны избраны действительными Членами Российской Академии образования. Так, например, академик И.А.Антонова, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, в Отделении образования и культуры представляет эстетическое воспитание, академик Н.И.Михайлова, заместитель директора Государственного музея А.С.Пушкина, они много делают для улучшения патриотического и эстетического воспитания учащихся.

В ходе многолетней работы в начальных классах у нас сложилась целостная система воспитательных взаимодействии с музеями в Чебоксарах: Художественный музей мы посещаем и для обзорных экскурсий и для тематически направленных ("Обряды матерей в живописи", "Дети в творчестве Н.В.Овчинникова", "Мать и дитя в чувашском изобразительном искусстве" и др.); в Литературном музее мы знакомимся с творчеством детских писателей, особо интересуемся произведениями поэтесс (при этом узнаем много интересного о них и как матерях своих детей); часто бываем и в Республиканском краеведческом музее, среди экспонатов которого много материала о матерях и детях (праздничная одежда, женский и детский труд, игрушки, обучающие приспособления и т.п.). Однако особенное место в нашей работе занимает Музей Материнской славы, единственный в своем роде. С этим музеем мы сотрудничаем со дня его создания, т.е. почти два десятилетия, начиная со студенческих лет (дипломная работа исследователя была посвящена системе воспитательной работы Музея).

Музей Материнской славы был открыт в Чувашском государственном педагогическом институте им. И.Я.Яковлева 5 марта 1983 года при активном участии студентов. Инициатором его создания явился в то время декан факультета, Заслуженный работник культуры РФ Д.Е.Егоров, известный "маменькин сынок", благодарный сын матери, автор замечательных книг о матерях, их подвигах и подвижничестве. По итогам всесоюзного смотра вузовских музеев, Музею Материнской славы присужден диплом II степени. За большую работу по воспитанию молодежи музей в феврале 1988 года был награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ.

В музее семь разделов и в каждом из них рассказывается о матерях, чей жизненный путь озарен подвигом, воспитывающим в детях прекрасные нравственные чувства по отношению к Родине, труду, окружающим людям. Об их нелегкой судьбе, об их радостях, которые дарят им дети, мы и ведем разговор, рассматривая фотографии и читая альбомы, слушая магнитофон и следя за кадрами видеофильмов. Наше пристальное знакомство с материалами музея не является самоцелью. Кроме воспитательного фактора, они являются еще и связующим звеном с сегодняшней действительностью. Музей Материнской славы дает возможность, чаще всего учителям, воспитателям и родителям, использовать многообразные творческие методы воспитания нравственного сознания и поведения учащихся.

К первому разделу музея "Вся жизнь в детях" можно было бы отнести третий "Герои Социалистического труда", ибо эти женщины - те же многодетные матери, воспитывающие детей на примере своего отношения к труду. С этими двумя разделами соседствует и пятый раздел, озаглавленный "Передовики производства". Здесь много альбомов с названиями, в которых раскрывается смысл жизни тех женщин, которые посвятили себя воспитанию детей и трудовым подвигам: "Славен труд человеком", "Неутомимый труженик", "Ветеран завода", "Заслуженный строитель"... В альбоме "Мать - труженица", например, рассказывается о колхознице из деревни Синь-Алдыши Вурнарского района, матери девятерых детей Елизавете Степановне Степановой. И сколько же надо материнской ласки, тепла, страсти, любви, чтобы сделать их полезными обществу! Обо всех не рассказать - Поэтому мы особенно подробно разбираем с учениками отдельные семьи (каждый раз берем разные; при продолжении обсуждения в классе останавливаемся на примере одной-двух матерей, дополняя рассказами о своих матерях).

Знакомимся с трудолюбивой семьей Марии Ивановны и Николая Гордеевича Гордеевых, самая маленькая здесь - Леночка. На экране удостоверение медали материнства первой степени Марии Ивановны и удостоверение ордена - Материнская слава второй степени. Рассматривая фотографии, мы беседуем. Ученики рассказывают о своих мамах, семье, сестренках и братишках. Спрашиваю, любят ли они свою маму, заботятся ли о ней, какое участие принимают они в подготовке к Маминому празднику?

Вот фотография Е.И.Ильиной из деревни Верхнее Атыково Батыревского района, родившей и воспитавшей 14 детей. Альбом "Мать-героиня" посвящен А.С.Тихоновой. Здесь же в альбоме фотографии всех ее десятерых детей. Они никогда не забывают своих родителей. Мы убеждаемся в этом, рассматривая семейные фотографии. Второй раздел музея посвящен подвигу матерей и их дочерей в годы Великой Отечественной войны. Здесь мы находим подлинники документов, отражающих трудную фронтовую жизнь, мужество, героизм фронтовичек.

Около восьми тысяч женщин Чувашии ушли на фронт защищать жизнь родных и близких от фашистского рабства. В альбомах, на стендах много фотографий. Вот Кротова В.В., мать девятерых детей, она прошла боевой путь от Орла до Кенигсберга; военврач В.Г.Загрекова, Н.Е.Семенова, колхозница из села Шорчекасы... Особый интерес у учеников вызывает альбом "Учительница, погибшая за Родину". Здесь рассказ об учительнице Нине Семеновне. Работала она в начальных классах в селе Мусирмы Урмарского района, на фронт добровольцем ушла в мае 1942 года. В альбоме ученики нашли документ, в котором сказано, что "санитарка Капитонова вынесла с поля боя более 160 раненых бойцов и командиров".

Просматриваем еще несколько альбомов, в которых рассказывается о героях-матерях и их дочерях в Отечественной войне. На обложке одного из них читаем: "Тарасова Надежда Сергеевна. Партизанка". Под этой подписью - фотография женщины с волевым лицом, внимательным взглядом. Так и чувствуется, что в ее характере должно быть нечто из прошлого: большая сила воли, бесстрашие духа, стремление к добру, подвигу и справедливости. Это подтверждается и правительственными наградами на лацкане пиджака. - Теперь давайте вспомним, какой подвиг совершила во время войны Тарасова Надежда Сергеевна, партизанка.

Похожие диссертации на Теория и опыт использования примера матери в нравственном воспитании младших школьников