Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях татарского народа Пасмурова Ляйля Эдвартовна

Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях татарского народа
<
Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях татарского народа Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях татарского народа Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях татарского народа Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях татарского народа Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях татарского народа Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях татарского народа Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях татарского народа Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях татарского народа Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях татарского народа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пасмурова Ляйля Эдвартовна. Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях татарского народа : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Чебоксары, 2007 204 с. РГБ ОД, 61:07-13/1338

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретическое обоснование нравственного воспитания младших школьников на гуманистических традициях татарского народа 15

1.1. Гуманистические традиции татарской народной педагогики как основа нравственного воспитания детей 15

1.2. Анализ современной практики нравственного воспитания младших школьников на основе гуманистических традиций татарского народа 58

1.3. Критерии и уровни нравственной воспитанности младших школьников на гуманистических традициях татарского народа 79

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование процесса воспитания младших школьников на гуманистических традициях татарского народа 91

2.1. Планирование и организация опытно-экспериментальной работы по нравственному воспитанию младших школьников на гуманистических традициях татарского народа 91

2.2. Педагогические условия совершенствования нравственного воспитания младших школьников на гуманистических традициях татарского народа 110

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по нравственному воспитанию младших школьников 149

Заключение 170

Библиография 173

Приложение 193

Введение к работе

Актуальность исследования. На современном этапе преобразования российского общества, характеризующегося изменениями во многих сферах жизнедеятельности человека, образование как всеобщая категория и ценность выступает силой, влияющей на духовную жизнь общества. Проблемы социального прогресса и сохранения самоценности личности оказываются в непосредственной взаимосвязи. В качестве важнейшего фактора и механизма совершенствования общественного устройства в интересах человека для сохранения его гуманистической сущности можно рассматривать гуманистическую педагогику, возрождение испытанных и проверенных временем народных традиций воспитания.

Будучи сама по себе величайшей ценностью, гуманистическая педагогика служит возвышению и облагораживанию человека, пробуждает и развивает в человеке человеческое. Гуманистические черты личности проявляются и закрепляются только при активной деятельности, когда человек на собственном опыте убеждается в правильности и справедливости взаимоотношений людей, их действий и поступков. Именно сознательное действие (поступок, поведение), осознание и понимание социального значения собственной деятельности, являясь неотъемлемым свойством человека, характеризуют его как гуманную личность. Эта аксиома заложена в самой сути народного воспитания, направляющего развивающийся ум, чувства в нужное русло, тем самым создавая условия для естественного развития всех его сущностных сил.

В окружающей ребенка жизни трансформация гуманистических идеалов, выражающаяся в обыденном и безразличном, а то и в воинственно отрицательном отношении к общечеловеческим ценностям и гуманистическим принципам, которые отцам и дедам казались незыблемыми, чревата реальной опасностью неприятия им естественных норм межличностного взаимодействия, коллективных традиций детского общения, деятельности. Все это не может не сказаться на его нравственном и физическом облике.

4 Силой, противодействующей разрушению гуманистических идеалов,

должна стать государственная политика в области образования,

основывающаяся на гуманистических основах. В законе Российской Федерации

«Об образовании» в качестве главного принципа государственной политики в

области образования определены: «...гуманистический характер, приоритет

общечеловеческих ценностей..., воспитание гражданственности,

трудолюбия..., любви к окружающей природе, Родине, семье». В «Концепции

модернизации российского образования на период до 2010 года» среди

наиболее важных задач воспитания называются такие, как «формирование у

школьников гражданской ответственности и правового самосознания,

духовности и культуры...». В национальной доктрине образования Российской

Федерации в качестве цели современного образования выдвигается положение

о том, что «система образования призвана обеспечить: историческую

преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие

национальной культуры; воспитание патриотов России, ...обладающих

высокой нравственностью». В этой связи ставятся следующие задачи:

«...сохранение и поддержка этнической самобытности России,

гуманистических традиций ее культуры, интеграция российской системы

образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного

опыта и традиций» [82; 83,4-19].

Таким образом, сохранение и возрождение духовно-нравственных основ

многонационального государства становятся стратегической линией развития

Российской Федерации, где поликультурность и национальное своеобразие

являются интегрирующей основой, создающей условия развития всех сфер

жизни. В свою очередь, образование, являясь системообразующим механизмом

функционирования и главным фактором прогрессивного развития государства

и общества, отражает гуманистические идеалы поколений и определяет

личность гражданина. Не случайно в последние годы усилилось внимание к

воспитательным функциям образовательных учреждений. Школа как

положительно консервативный институт, реализующий государственную

5 образовательную идеологию, «сея разумное, доброе, вечное», обращается к

опыту поколений, к народным гуманистическим традициям воспитания, где

нравственность ставилась превыше всего: «Добрые поступки вершить - чистой

душе быть» (татарская пословица) [203, 27-28].

На этапе переоценки общечеловеческих ценностей и роста национального

самосознания народов большое практическое значение приобретает решение

проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения на традициях

народной педагогики с активным использованием ее воспитательных средств.

Подтверждением этому служат слова академика Г. Н. Волкова: «Очень высокая

ставка на традиционную культуру воспитания в современном мире естественна и

закономерна. Национальная традиция воспитания практически является условием и

национального возрождения. Это основа основ» [45, 77].

В нравственном воспитании национальные педагогические традиции имеют

решающее значение. Их забвение может привести к тому, что люди перестанут

оберегать родную землю, ее святыни, у них не будет потребности соотносить

себя с судьбою своего народа, уважать старших, почитать родителей, и это

будет порождать безразличие к судьбе Родины, соотечественникам, что

приведет общество к потере национальных нравственных ценностей. Знание и

уважение национальных особенностей народов, их быта, культуры, обычаев и

обрядов особо актуализируются в период возрождения традиций сохранения

исторической равноправной дружбы между народами как в Российской

Федерации, так и странах СНГ.

Проблема оценки татарских народных традиций, обрядов и праздников

как неотъемлемой части быта и культуры татарского народа, с помощью

которых старшие поколения передают накопленный социальный опыт

молодому поколению, находится в центре внимания педагогов, политиков и

государственных деятелей. Так, первый Президент Татарстана М.Ш.Шаймиев,

открывая 23 мая 1992 года I съезд народов Татарстана, особо подчеркнул

важность в современных условиях использования традиций и обрядов в деле

укрепления дружбы народов Татарстана [133,4].

Однако в реальной жизни мы сталкиваемся с тем, что современные дети недостаточно знают свою культуру, родной язык, историю Российского государства и народов России, отсюда не могут в полной мере понять национальные отечественные и общечеловеческие нравственные ценности, не «прикипают» к родной земле. Противопоставить этому «нравственному беспамятству» может народный педагогический опыт воспитания, в котором естественными были единство человека и природы, человека и рода, личности и народа и где более всего ценились родители, семья, община, народные традиции. А в традициях любого народа честь, дружба, труд, любовь, ум, здоровье составляют главные гуманистические ценности. Отсюда критическое осмысление и творческое их применение в контексте современности является важнейшим условием развития нравственных качеств современных младших школьников [156, 14].

Проблема использования народных традиций в нравственном воспитании
школьников изучалась Я.А.Коменским, А.Дистервегом, Н.Н.Карамзиным,
К.Д.Ушинским, Л.Н.Толстым, И.А.Ильиным, А.С.Макаренко,

В.А.Сухомлинским, В.Виноградовым, А.Н.Радищевым, М.В.Ломоносовым, В.Г.Белинским, Н.К.Крупской, А.И.Герценом и др.

Вопросы нравственного воспитания находили освещение в трудах древних ученых Аристотеля, Конфуция, Демокрита, Сократа, Платона.

Воспитательные традиции татарского народа были описаны Ш.Марджани, К.Насыри, Р.Фахретдиновым, Г.Ахмеровым, Х.Атласи, Г.Ибрагимовым, Ф.Амирханом, Г.Тукаем, М.Гафури и др.

Концептуальные положения нравственного воспитания школьников на
народных традициях разработаны в трудах И.А.Блинкова, Л.И.Божович,
Г.Н.Волкова, Т.Е.Конниковой, З.Г.Нигматова, Я.И.Ханбикова,

А.Н.Хузиахметова и др.

Значение татарских народных праздников в физическом, эстетическом и нравственном воспитании молодого поколения нашло отражение в монографии

7
Я.И.Ханбикова, в кандидатских диссертациях Э.Х.Галеева,

М.М.Сахабутдинова, С.И.Раимовой.

Проведенный анализ исследований, рассматривающих вопросы нравственного воспитания младших школьников на гуманистических традициях татарского народа, показывает, что данная проблема не нашла должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. В работах, посвященных различным подходам к нравственному воспитанию школьников, отражены разные аспекты проблемы, в том числе в контексте народной педагогики, однако в трудах ученых не представлена целостная система нравственного воспитания в начальной школе на татарском материале.

Анализ теоретических исследований по проблеме, практики нравственного воспитания младших школьников в общеобразовательных школах Республики Татарстан, изучение народных педагогических традиций нравственного воспитания подрастающих поколений позволили выявить противоречие между имеющимся богатым нравственным потенциалом гуманистических традиций татарского народа как духовной жизненной опоры для младших школьников и недостаточной научно-методической разработанностью механизмов его использования в теории и практике воспитательной работы в начальной школе.

Эти обстоятельства легли в основу проблемы исследования: каковы педагогические условия совершенствования процесса нравственного воспитании современных младших школьников на гуманистических традициях татарской народной педагогики?

Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность обусловили выбор темы нашего исследования «Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях татарского народа».

Цель исследования - выявить, научно и экспериментально обосновать педагогические условия совершенствования процесса нравственного воспитания младших школьников на основе гуманистических традиций татарской народной педагогики.

8 Объект исследования - система нравственного воспитания младших

школьников.

Предмет исследования - процесс совершенствования нравственного воспитания младших школьников на основе гуманистических традиций татарской народной педагогики.

Гипотеза исследования основывается на том, что совершенствование процесса нравственного воспитания младших школьников на гуманистических традициях татарского народа возможно, если:

выявлен нравственный потенциал гуманистических традиций татарской народной педагогики (раннее вовлечение детей в трудовую общественную деятельность, привитие традиционных качеств татарского народа -целеустремленности, трудолюбия, предприимчивости, крепости родственных связей, преданности матери, Родине, ответственности, чистоплотности и др.) и адаптирован к возрастным особенностям современных младших школьников;

в процессе нравственного воспитания младших школьников на основе гуманистических традиций татарской народной педагогики будут реализованы следующие педагогические условия:

внедрение программы «Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях татарского народа»;

организация школьной этнокультурной воспитательной среды, актуализирующей роль гуманистических традиций татарского народа;

определение критериев и уровней нравственной воспитанности младших школьников на основе гуманистических традиций татарского народа;

создание педагогом учебных и внеучебных воспитывающих ситуаций, стимулирующих у учащихся потребность в нравственном самосовершенствовании на основе гуманистических ценностей;

активное взаимодействие школы, семьи, системы дополнительного образования и социума на этнокультурных основаниях.

Сформулированные объект, предмет, цель и гипотеза обусловили следующие задачи исследования:

9 охарактеризовать гуманистические традиции татарской народной

педагогики и выявить их нравственный потенциал;

- выявить источники и средства татарской народной педагогики применительно к воспитанию младших школьников;

разработать критерии и уровни нравственной воспитанности младших школьников на гуманистических традициях татарского народа;

научно обосновать и экспериментально проверить педагогические условия совершенствования процесса нравственного воспитания младших школьников на гуманистических традициях татарского народа.

Общей методологической основой явились системный подход и системный анализ, принцип единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, причины и следствия, диалектика общего, особенного, единичного, национального и общечеловеческого.

Теоретическую основу исследования составили: концепции духовно-нравственного воспитания личности (Я.А.Коменский, Я.П.Корчак, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский), современные подходы к формированию нравственных качеств школьников (В.В. Краевский, В.П. Ковалев, И.В. Павлов и др.); теория формирования личности в деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); этнокультурный, этнопедагогический подходы к нравственному воспитанию (М.В. Абдрахманова, С.А. Кикеева, Л.В. Кузнецова, Т.Н. Петрова и др.); идеи народности в воспитании и образовании (П.Ф.Каптерев, С.А.Рачинский, Л.Н. Толстой и др.); теория гуманистической этнопедагогики (Каюм Насыри, Г.Н.Волков, З.Г.Нигматов, Я.И.Ханбиков и др.), положения о гуманизации и гуманитаризации отечественного образования (Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Л.Ю. Сироткин и др.), социальной и духовной преемственности поколений (Г.Н. Григорьев, Г.В.Мухаметзянова, М.А.Нугаев, З.И.Равкин), теория физического развития детей и их роли в нравственном воспитании (П.Ф.Лесгафт, Л.П.Матвеев, Н.И.Пономарев, А.Н.Пономарев и др.).

10 Для решения задач и проверки гипотезы был использован комплекс

методов исследования: 1 .Теоретический анализ философской, педагогической,

психологической, этнографической, исторической литературы по теме

исследования; синтез знаний и представлений о народной культуре,

национальных гуманистических традициях как части духовной культуры

татарского народа. 2. Моделирование учебно-воспитательного процесса. 3.

Методы экспериментального исследования (диагностические - анкетирование,

тестирование, наблюдение; педагогический эксперимент). 4. Математические

методы обработки данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились татарская гимназия № 2 г. Набережные Челны, татарская гимназия № 1 им. Ризы Фахретдина г. Альметьевска. Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап исследования (2000-2002 гг.) - поисково-теоретический. Изучалась литература по исследуемой проблеме, разрабатывались программа и методы исследования. Анализировались и уточнялись позиции ученых по проблеме и отбирались ключевые понятия по теме нашего исследования. На этом этапе выявлялись наиболее действенные источники и средства, воспитательный потенциал для развития нравственности у современных младших школьников на гуманистических традициях татарского народа. На основе изучения теории и практики нравственного воспитания выявлялись педагогические условия совершенствования нравственного воспитания младших школьников на основе гуманистических традиций татарского народа.

Второй этап исследования (2002-2004 гг.) - опытно-экспериментальный. Проведен формирующий эксперимент на основе внедрения авторской программы «Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях татарского народа» в учебно-воспитательный процесс начальной школы гг. Наб. Челны и Альметьевска, в ходе которого осуществлялся деятельностный подход к созданию и разрешению педагогических ситуаций и реализовывались педагогические условия, способствующие совершенствованию процесса нравственного воспитания

младших школьников на гуманистических традициях татарского народа. Проверялась и уточнялась гипотеза исследования. Разрабатывались критерии и показатели результативности процесса нравственного воспитания младших школьников на гуманистических основах народной педагогики, составлялись содержательные характеристики уровней сформированности нравственной устойчивости личности младшего школьника.

Третий этап исследования (2004-2006 гг.) - обобщение результатов исследования, разработка методических рекомендаций и завершение оформления диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

уточнена сущность понятия «нравственное воспитание на гуманистических традициях татарского народа» в контексте современного образования;

выявлен нравственный потенциал гуманистических традиций татарского народа применительно к воспитанию младших школьников (раннее вовлечение детей в трудовую общественную деятельность, привитие им традиционных качеств татарского народа - целеустремленность, трудолюбие, ответственность, предприимчивость, крепость родственных связей, преданность матери, Родине);

определены источники и средства татарской народной педагогики (фольклор, трудовые традиции, традиционные праздники, народные ремесла);

- выявлены, научно и экспериментально обоснованы педагогические
условия совершенствования процесса нравственного воспитания младших
школьников на основе гуманистических традиций татарского народа
(реализация программы «Нравственное воспитание младших школьников на
гуманистических традициях татарского народа»; организация школьной
этнокультурной воспитательной среды, актуализирующей роль
гуманистических традиций татарского народа; определение критериев и
уровней нравственной воспитанности младших школьников на основе освоения
гуманистических ценностей татарского народа; создание педагогом учебных и

12 внеучебных воспитывающих ситуаций, стимулирующих у учащихся

потребность в нравственном самосовершенствовании на основе

гуманистических ценностей; активное взаимодействие школы, семьи, системы

дополнительного образования и социума на этнокультурных основаниях).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно дополняет теорию воспитания младших школьников. В работе научно обосновано использование воспитательного потенциала гуманистических традиций татарского народа в процессе нравственного воспитания; разработаны критерии (эмоциональный, интеллектуальный, мотивационный) и охарактеризованы уровни (высокий, средний, низкий) нравственной воспитанности младших школьников на основе гуманистических традиций татарского народа.

Практическая значимость исследования заключается в том, что использование его результатов способствует совершенствованию системы нравственного воспитания учащихся начальных классов. Разработанная автором программа «Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях татарского народа», а также диагностический инструментарий для оценки нравственной воспитанности младших школьников успешно используются в общеобразовательных школах Республики Татарстан.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической и теоретической обоснованностью его исходных данных, опорой на современные достижения психолого-педагогической науки, апробацией разработанной автором программы «Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях татарского народа» и положительной оценкой этой программы учеными и практическими работниками общеобразовательных школ, многолетним опытом работы автора с младшими школьниками в общеобразовательной школе, сочетанием количественного и качественного анализа и статистической значимостью экспериментальных данных.

13 Апробация, внедрение результатов исследования осуществлялись через

многочисленные выступления автора на заседаниях кафедры теории и методики физического воспитания Камского государственного института физической культуры, кафедры теории и методики музыки ЧГПУ им. И.Я. Яковлева; на всероссийских (Набережно-Челнинский гос. пединститут, 2003-2005 гг.), межрегиональной (Чебоксары, 2005 г.) и вузовских научно-практических конференциях (Набережные Челны, 1999-2006 гг.), заседаниях педагогических советов и перед родителями экспериментальных школ.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Гуманистические традиции татарского народа, представляющие собой кодекс поведения человека, имеют национально-специфические черты, обусловленные его историей и культурой - крепость семьи, безусловное уважение старших, четкое разделение отцовских и материнских обязанностей применительно к воспитанию детей, уважение ребенка, базовые ценности Корана в воспитании подрастающего поколения. Рожденные и претворенные в жизнь усилиями многих поколений, они формируют культуру межнационального общения. Отсюда нравственное воспитание на гуманистических традициях татарского народа понимается как процесс освоения и внутреннего принятия воспитуемым традиционных гуманистических ценностей татарского народа, определяющих его поведение, мировоззрение, чувство совести.

  2. Нравственный потенциал гуманистических традиций татарского народа заключается в раннем вовлечении детей в трудовую общественную деятельность, в привитии традиционных качеств татарского народа, таких, как, ответственность, трудолюбие, крепость родственных связей, предприимчивость, чистоплотность и др. Их адаптация к возрастным особенностям сегодняшних младших школьников создает возможность соединения народных традиций и современных подходов (методы, приемы, формы) к воспитанию.

14 поговорки, прибаутки, считалки, скороговорки, песни, частушки, хороводы,

игры подвижные и соревновательные), трудовые традиции (народные помочи,

труд во благо семьи, детские артели), традиционные праздники, народные

ремесла. Сензитивность возраста, образно-эмоциональный характер мышления,

желание подражать старшим способствуют усвоению младшими школьниками

норм поведения, осознанному проявлению таких нравственных качеств, как

сочувствие, отзывчивость, милосердие, сострадание, великодушие, дружба.

Осознание и усвоение нравственного содержания татарского фольклора

(образцы устного народного творчества, песни, обряды и праздники), народных

традиций под руководством взрослых в учебном процессе обеспечивают

устойчивость нравственного поведения младших школьников.

4. Педагогическими условиями, способствующими

совершенствованию процесса нравственного воспитания младших школьников

на гуманистических традициях татарского народа, являются:

- реализация программы «Нравственное воспитание младших
школьников на гуманистических традициях татарского народа»;

организация школьной воспитательной среды, актуализирующей роль гуманистических традиций татарского народа;-

определение критериев и уровней нравственной воспитанности младших школьников на основе гуманистических традиций татарского народа: нравственные чувства (эмоциональный критерий), нравственное сознание (интеллектуальный критерий), нравственные поступки (мотивационный критерий);

- создание педагогом учебных и внеучебных воспитывающих ситуаций,
стимулирующих у учащихся потребность в нравственном
самосовершенствовании на основе гуманистических ценностей;

- активное взаимодействие школы, семьи, системы дополнительного
образования и социума. ;:і:н, )^,,.
Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя:
введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Гуманистические традиции татарской народной педагогики как основа нравственного воспитания детей

Во все времена нравственность как основа основ жизни и механизм человеческого взаимодействия ценилась превыше всего. Еще в народной педагогике заповедями воспитания были дружба и гостеприимство, любовь к ближнему, сострадание и другие проявления отношения к окружающим людям. Однако в современном обществе эти безусловные ценности не стали социальными аксиомами, отсюда и берут начало такие явления, как проявление у людей равнодушия, безразличия, отсутствие национальных нравственных идеалов. Реже стали проявляться такие нравственные качества, как доброта, сострадание, милосердие, радушие, гостеприимство, уважение к иноверцам и иностранцам.

Эти процессы затрагивают детей, особо остро воспринимающих мир взрослых. Они, видя приоритеты родителей, окружающих их старших людей, стали возводить в ранг ценностей материальные блага, идеалами для подражания выбирать героев сериалов, триллеров. Увлечение зарубежными кино - и видеофильмами, компьютерными играми, в которых часто доминирует насилие и жестокость, порождает агрессию. Особенно негативно средства массовой информации влияют на сознание ребенка младшего школьного возраста, так как в силу своих возрастных особенностей они не могут дать им критическую оценку.

Известно, чем младше ребенок, тем больше он природно тяготеет к народному искусству, в котором находит возможность самореализации в свободном творчестве. В нем он черпает настоящие идеалы. Так, герои сказок и легенд предстают перед ним в благородных поступках, помогают слабым, побеждают зло [203,129].

В качестве проблемы общества многие философы, педагоги, психологи, учителя школ отмечают потерю семьей своего воспитательного потенциала, соответственно падение авторитета родителей. Нередко дети отвергают семейные нравственные ценности, считая их несовместимыми с так называемым «современным эталоном» взаимоотношений, где дети свободны от «родителей-консерваторов» без взаимных обязательств, с недоверием относятся к традиционному семейному укладу жизни. На этой основе разрывается преемственная связь между поколениями [126,7-8].

В сфере образования государственная политика должна основываться на гуманистических принципах, что свидетельствует о социальной потребности общества в воспитании молодого поколения на гуманистических началах. Поэтому в современной социально-педагогической ситуации особо усиливается потребность в гуманизации общества, в нравственном развитии детей на отечественных гуманистических традициях воспитания. В центр воспитательного процесса ставится личность ребенка с присущими ей своеобразием характера, поведения, национальными чертами.

Развитие гуманистической направленности личности школьника исследовали Л.К.Артемова, Т.И.Бабаева, Р.С.Буре, В.С.Котырло, В.А.Ситаров, С.Г.Якобсон и др. В.В.Абраменкова отмечает, что «гуманистическая направленность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми [241,137].

Она раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия, в готовности прийти на помощь другому человеку; внимательности к нему; в рефлексии - умении понять другого человека, поставить себя на его место; в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в толерантности-терпимости к чужим мнениям, поведению ...становление гуманной направленности личности начинается с формирования нравственного отношения к людям» [35, 36, 157]. Такие нравственные качества, как доброжелательность, милосердие, бескорыстие, умение сочувствовать, содействовать ценились во все века. Еще величайшие мыслители - Демокрит, Сократ, Аристотель и др., сформулировали первые педагогические идеи и рекомендации по нравственному воспитанию личности. Философы древности представляли себе человека в совокупности фундаментальных добродетелей в гармоничном сочетании внешних физических и внутренних духовных достоинств человека и рассматривали их в качестве идеала воспитания [11, 237]. В трудах Ф.Гегеля, Л.Фейербаха гуманистический смысл заключается в доброжелательном внимании к человеку, к его духовному миру, в признании влияния деятельности на духовное развитие человека [127,178-179]. Проблема воспитания нравственности и гуманных отношений в отечественной педагогике всегда занимала ведущее место. Так, в работах великих русских педагогов-мыслителей (М.В.Ломоносова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского) под «направленностью личности» понимается проявление доброжелательного отношения детей к окружающим под влиянием сформированных нравственных чувств. В этой связи В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов призывали педагогов учить детей пониманию добра и зла, воспитывать такие гуманные чувства, как доброта, справедливость, способность противостоять обману [205, 68]. «Гуманность есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием», считал В.А.Сухомлинский. Вполне гуманным он считал человека, который делает другому «не по расчету, не из хвастовства, а по желанию делать добро, по сознанию и убеждению...». Гуманность предполагает и любовь к человеку только за то, что он человек «без всяких отношений к его национальности, вере или званию, даже личному его достоинству или недостатку». Эту же точку зрения поддерживал и З.Г.Нигматов, настаивая на необходимости воспитания у детей чувства дружбы и товарищества, взаимоуважения и взаимопомощи [126, 3-5]. Современные ученые-педагоги (Ш.А.Амонашвили, М.Н.Берулава, И.А.Зимняя, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, Е.Н.Шиянов) и учителей-новаторов (И.П.Волков, И.П.Иванов, Е.Н.Ильин, С.КЛысенкова, Б.М.Неменский, В.Ф.Шаталов, М.П.Щетинин и др.) рассматривают современный процесс воспитания детей прежде всего с гуманистической позиции. Гуманизм является одной из фундаментальных характеристик общественного бытия и сознания, направленного на человека как к высшей ценности. Он проявляется в стремлении сеять добро, в сочувствии, милосердии, сострадании, желании помогать людям. Гуманность как человечность, проявляемая в сочувствии, доброте, справедливости является необходимым условием сосуществования людей. Без этих качеств «невозможна коллективная деятельность, взаимопомощь, сотрудничество, т.е. невозможна общественная жизнь» [9,135].

Критерии и уровни нравственной воспитанности младших школьников на гуманистических традициях татарского народа

И.С. Марьенко, И.Ф. Харламов общим критерием нравственной воспитанности считают соотношение мотивов поведения, характера поступков личности и норм, правил гуманистической морали. Значит, изучая индивидуальные особенности и поступки учащихся, необходимо сопоставлять их с нравственными принципами, нормами и правилами поведения [110, 76].

В процессе этого сопоставления важнейшими показателями нравственной воспитанности учащихся выступают: а) глубина осмысления и знание норм и правил гуманистической морали, характеризующих нравственное сознание личности; б) степень развитости и сформированности нравственных умений, навыков и привычек поведения; в) характер моральной ориентации в сложных нравственных ситуациях, принципиальность и проявление волевых усилий в борьбе за отстаивание принципов и требований гуманистической морали; г) мера нравственной требовательности к себе и другим людям, характер поведения в коллективе, а также наедине с самим собой; д) наличие гуманистических черт в характере и поведении, степень уважительного и доброжелательного отношения, достоинства, чести, стыда и др. Для объективного выявления уровня нравственной воспитанности педагогу надо знать, чем характеризуется идеальная воспитанность учащихся. Сравнивая с этой воспитанностью их фактическое (реальное) поведение, можно сделать вывод о воспитанности школьника, установить ее уровень. Сопоставляя реальное поведение с идеальным, можно заметить и продвижение ученика в нравственном развитии [146,176]. При изучении фактического состояния развития гуманистических качеств младших школьников нами преследовались следующие задачи: 1.Выявить характер представлений и понятий младших школьников о традициях гуманных отношений людей (отзывчивость, доброжелательность, сочувствие, уважение к старшим, забота о младших и слабых, чуткость, взаимопомощь, уважение человеческого достоинства). 2. Определить отношение школьников к нравственным и безнравственным качествам своих товарищей и других людей. 3.Определить уровни развития нравственных отношений у школьников с целью их учета в дальнейшей воспитательной работе. Заранее были выделены три уровня развития нравственных качеств (высокий, средний, низкий), чтобы после целенаправленного изучения распределить школьников в три группы, соответствующие этим уровням. Высокий уровень развития нравственных отношений характеризуется осознанным и сопереживаемым отношением младших школьников к людям, ко всей окружающей действительности. Систематические нравственные поступки являются нормой поведения, внутренней нравственной потребностью. Учащиеся знают и помнят татарские народные традиции нравственных отношений и выполняют их, не задумываясь, непримиримы ко всякого рода проявлениям зла, безнравственным поступкам. Доброжелательны и чутки к окружающим их людям, выбирают правильные пути решения нравственных проблем. Этому уровню свойственны наличие устойчивого положительного опыта поведения, проявление активной жизненной позиции. Средний уровень отличается непоследовательным проявлением нравственных отношений школьников к друзьям, родственникам, иногда, исходя из ситуации, и к чужим людям, но бывают и грубы, не всегда проявляют заботу, отзывчивость. Школьники этой группы не готовы противостоять злу, хотя они и знают татарские народные традиции нравственных отношений к человеку, выполняют их не систематически. 1. Гуманистические традиции татарского народа, сложившиеся в течение жизни многих поколений, сохранившиеся в явлениях и образцах народной культуры (обычаях, в целом в народном искусстве, менталитете), во все времена служили действенной программой воспитания подрастающего поколения. Народные традиции воспитания нравственных отношений, такие, как уважение к старшим и забота о младших, любовь к труду и к человеку труда, скромность и вежливость, внимательность и доброжелательность, чуткость и отзывчивость, сочувствие и сострадание, взаимопомощь и сотрудничество и т.д. стали источниками развития татарской народной гуманистической педагогики. Гуманистические традиции татарского народа, отражающие уважение человеческого достоинства, заботу о благе детей, имели целью развитие у детей таких нравственных качеств, как сострадание, милосердие, сочувствие, трудолюбие, чуткость, доброта, уважение старших, забота о младших. 2. Средствами народного воспитания на положительном народном идеале определяются фольклор (эпос, сказки, пословицы, поговорки, прибаутки, считалки, скороговорки, песни, частушки, хороводы, игры подвижные и соревновательные), трудовые традиции (народные помочи, труд во благо семьи, детские артели), традиционные праздники, народные ремесла. 3. Критериями нравственной воспитанности младших школьников на гуманистических традициях татарского народа являются нравственные чувства (эмпатии - сопереживание, сочувствие, сострадание милосердие; патриотизм, любовь, свобода, чувство собственного достоинства), нравственное сознание (осведомленность детей о нравственных понятиях, нравственных ценностях общества, нормах нравственного поведения, знание сущности понятий и категорий нравственности., нравственный поступок (сформированность привычек нравственного поведения, реализация нравственных ценностей в ситуации свободного выбора, нравственные мотивы и потребности). Этому уровню свойственно в целом положительное поведение, хотя активная позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей по классу еще не проявляется, не всегда проявляется требовательность к себе и к другим, характеризуется отсутствием стойкости в выборе правильных поведенческих стереотипов в сложных ситуациях. Низкий уровень характеризуется избирательностью отношений к другим людям. Школьники этой группы вежливы только с самыми близкими для них людьми, но эта вежливость чаще всего обманная, потому что проявляется в эгоистических целях. Положительные поступки школьников вызываются личными симпатиями. Свои знания учащиеся не могут применять на практике, они непоследовательны в поступках, уклоняются от общественно полезных поступков.

Планирование и организация опытно-экспериментальной работы по нравственному воспитанию младших школьников на гуманистических традициях татарского народа

Для успешной реализации программы, мы на каждом родительском собрании говорили о запланированной нами работе; проводили беседы, в которых сообщалось о цели урока или внеклассного мероприятия, о задачах, которые мы ставим и должны выполнить; перед предстоящим внеклассным мероприятием. После ранжирования анкет мы выделили тех родителей, которые выразили желание помочь в эксперименте; предупреждали их заранее и спрашивали, как они могли бы помочь нам; привлекали пассивных родителей во все проводимые мероприятия, обращались к ним за помощью и содействием.

Второй этап - проведение констатирующего эксперимента с учащимися младших классов. В начале программы мы провели срез в экспериментальных и контрольных классах. Цель среза: выявить уровень развития нравственных знаний, нравственных чувств и нравственного поведения; уровень нравственной воспитанности младших школьников. Используя метод анкетирования, мы выявили в первую очередь источники, из которых ребята получают знания и представления о гуманистических традициях татарского народа, и условия, благоприятные для их развития. Эти источники мы разделили условно на две группы: 1) сфера практической жизнедеятельности младших школьников это - школа, семья и микросреда; 2) средства идейного воздействия это - книги, радио, телевидение, кино и театр. Анализ результатов показал, что из 378 изученных школьников 59 % учащихся узнают о гуманистических традициях в основном в школе, 29 % в семье, на положительную роль микросреды указывали всего 12% учащихся. Для того чтобы выяснить влияние этих источников на нравственное отношение младших школьников к окружающему, мы провели анкетирование по вопросам, позволяющим изучить их представления о нравственных отношениях. Результаты математической обработки полученных данных позволили сделать вывод о том, что младшим школьникам в целом доступно понимание указанных нравственных качеств личности. Критерий отзывчивости и чуткого отношения для них определяется фактом «попросят - помогу». Анкеты помогли выяснить значимость нравственных качеств в представлении школьника, его отношение к одноклассникам, к людям вообще, желание и прийти на помощь им в необходимых случаях. Только 10 % школьников ответили, что чуткий и отзывчивый человек не ждет подсказки, а сам догадывается о необходимости помощи и спешит оказать помощь. Большой и интересный материал был получен в результате использования метода наблюдения за деятельностью младших школьников, направленного на изучение характера отношений испытуемых к родителям, близким родственникам, окружающим людям, коллективу, самому себе, к различным видам деятельности. Чтобы получить наиболее полное и правильное представление о развитии нравственных качеств младших школьников, за ними проводилось сплошное наблюдение, когда внимание учителя обращалось на весь коллектив класса, совмещалось с выборочным, когда наблюдение велось за выделенной группой школьников, а также наблюдение в разных условиях, так как их поведение в различных ситуациях может быть различным. При этом. Результаты наблюдений фиксировались в дневниках классных руководителей и учителей-предметников. Для изучения личности школьника и тех условий, под влиянием которых она формируется, мы применяли метод беседы. Исключительно важное значение для получения объективных данных об учащихся имеет естественность, непринужденность беседы, поэтому ее мы вели так, чтобы школьник не мог догадаться об ее преднамеренности. Кроме личных бесед со школьником, мы использовали и опосредованные беседы с товарищами изучаемого ученика (как в его присутствии, так и без него), с активом класса, классным руководителем, учителями-предметниками и родителями, которые позволили изучить ученика через отношение к нему многих людей. В качестве одной из форм выявления степени развития нравственных качеств были использованы фронтальные беседы на темы: «Какого человека можно назвать завистником?», «В чем зло равнодушия и безразличия?». Смысл понятия «равнодушие» учащиеся в основном понимают правильно, но объясняют его слишком примитивно и односложно. И на вопрос, как они относятся к равнодушному человеку, большинство ответили: «Плохо. Я не понимаю такого человека». Видимо, таким категорическим ответом они хотели подчеркнуть свое презрение к равнодушному человеку, не думая, что при этом сами проявляют равнодушие и безразличие. Использование метода беседы позволило не только уточнить и подтвердить факты, полученные с помощью метода наблюдения, но и глубже проникнуть в сферу взаимоотношений учащихся, изучить их нравственную направленность. Одним из приемов метода беседы является решение психолого-педагогических задач. При чтении текста задачи особое значение мы обращали на интонационную выразительность, передающую эмоциональное состояние действующих лиц. Воспитание нравственности основывается не только на понимании моральных требований, но и на действительном умении поступать правильно, сопоставлять, оценивать свои действия и поведение окружающих с традиционно существующими образцами. Это, в свою очередь, приводит к образованию оценочных отношений [132, 214].

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по нравственному воспитанию младших школьников

Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы: 1. В воспитании и обучении подрастающего поколения, в создании устойчивых воспитательных традиций ведущая роль принадлежит народу, укладу его жизни. У каждого народа имеется своеобразная, специфическая, сложившаяся в течение многих столетий цельная воспитательная система, охватывающая все стороны подготовки детей к будущей жизни, своя педагогика, которая, передаваясь из поколения в поколение, становится достоянием родителей и дает положительные воспитательные результаты. Нами выявлен нравственный потенциал гуманистических традиций татарской народной педагогики (уважение к старшим, любовь и заботливое отношение к детям, уважение к женщине, к человеку труда, гостеприимство, скромность, вежливость, взаимопомощь, крепость родственных связей и т.д.). 2. Благоприятным периодом нравственного воспитания является младший школьный период. До десяти лет происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, развитие эмоций, мышления, закладываются механизмы социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Образы восприятия ярки и сильны, они остаются в памяти надолго, а чаще всего на всю жизнь. В ходе экспериментальной работы выявлено, что программа «Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях татарского народа» оказалась более результативной в нравственном воспитании младших школьников, чем существующие воспитательно-образовательные программы в средних школах. Содержательной предпосылкой такого заключения является эффективное воздействие данной программы на нравственное сознание, чувства и поведение младших школьников, повышение уровня воспитанности на 28 % по сравнению с исходным. 3. Выделенные критерии оценки, уровни нравственной воспитанности и разработанная методика позволяют с достаточной степенью адекватности изучить динамику нравственного развития младших школьников на гуманистических традициях татарского народа. Эффективность внедрения программы нравственного воспитания младших школьников, представляющей собой систему взаимосвязанных блоков (цель, задачи, принципы, формы, методы, критерии, комплекс педагогических условий, результат) подтверждается результатами формирующего эксперимента. 4. В ходе исследования доказано, что воспитательный процесс будет эффективным, если нравственное воспитание младших школьников, обеспечивается: созданием педагогом ситуаций, стимулирующих у учащихся потребность в нравственном самосовершенствовании на основе гуманистических ценностей; систематическим вооружением школьников знаниями татарских гуманистических традиций; взаимодействием школы и семьи в процессе нравственного воспитания. 5. Включая в процесс нравственного воспитания младших школьников положений Корана, необходимо исходить из принципа культуросообразности. В процессе знакомства детей с нравственными положениями Корана надо использовать такие формы, как индивидуальные беседы, выставки, стенды, написание сочинений; методы - словесные, наглядные, практические. 5. Эффективным является укрепление связи школы с семьей (единство позиций, требований) в организации нравственного воспитания младших школьников, наиболее результативными формами определены: семейные трудовые традиции, праздники, обряды; творческие выставки, поездки и экспедиции, родительский TV- клуб, театрализованные постановки, групповые дискуссии, тренинги эффективного взаимодействия, акции милосердия и благотворительности, социальные мероприятия и др. 6. Результаты опытно-экспериментальной работы, базирующиеся на основе расчета коэффициентов статистической достоверности различий между группами респондентов, позволяют отметить возросший уровень нравственной воспитанности младших школьников на гуманистических традициях татарского народа. Положительная динамика нравственной воспитанности младших школьников из экспериментальных групп позволяет судить о подтверждении гипотезы исследования. Выполненное исследование - лишь часть объемной научной работы, так как эффективность нравственного воспитания младших школьников на гуманистических традициях татарского народа зависит от множества факторов, которые еще предстоит определить и детально исследовать. Перспективными направлениями дальнейших научных поисков могут стать: разработка эффективных воспитательных технологий, форм и методов работы с младшими школьниками в системе образования, обеспечение интеграции учреждений школьного образования и других социальных институтов по нравственному воспитанию младших школьников на гуманистических традициях татарского народа.

Похожие диссертации на Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях татарского народа