Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народные традиции как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников Грошева Татьяна Александровна

Народные традиции как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников
<
Народные традиции как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников Народные традиции как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников Народные традиции как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников Народные традиции как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников Народные традиции как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников Народные традиции как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников Народные традиции как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников Народные традиции как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников Народные традиции как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников Народные традиции как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников Народные традиции как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников Народные традиции как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Грошева Татьяна Александровна. Народные традиции как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников : 13.00.01 Грошева, Татьяна Александровна Народные традиции как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников (На примере детей коренных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Сургут, 2006 228 с. РГБ ОД, 61:07-13/463

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Психолого-педагогические основания формирования коммуникотивной компетенции у младших школьников 16

1.1 Генезис представлений о народных традициях коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа 17

1.2 Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников 54

1.3. Возможности формирования коммуникативной компетенции у младших школьников по средствам народных традиций 72

Выводы по первой главе 85

ГЛАВА II Опытно-поисковая работа по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников 88

2.1 Этапы опытно-поисковой работы по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников 90

2.2 Анализ и оценка результатов опытно-поисковой работы по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников ... 109

Выводы по второй главе 115

Выводы исследования 117

Заключение 120

Библиографический список 125

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. Сегодня проявляется общемировая
I тенденция, отражающая возрастание роли ценностей традиционного

образа жизни в условиях современной модернизации. Эта тенденция стала важным фактором, определяющим глобальные и локальные процессы на Российском Севере. Не нашли практического подтверждения многочисленные прогнозы о том, что по мере формирования (в ходе политического и экономического прогресса) исторического процесса будет происходить угасание традиционной культуры. Несмотря на широкое распространение современных научно-технических достижений, многие традиции сохраняют свою значимость и сегодня.

Народы Севера в силу специфики места своего проживания (экстремальность климата), особенностей хозяйственно-промысловой деятельности, уровня социально-экономического развития создали в прошлом уникальную, неповторимую систему воспитания и гармонично вписывающуюся в традиционный уклад жизни северных этносов. Она была настолько эффективна, выверена многими веками и поколениями, что сбоев в воспитательном процессе не давала.

В настоящее время очень остро стоят проблемы сохранения не только хозяйственно-культурного комплекса коренных малочисленных народов Западной Сибири, но и всего этноса в целом. Одним из путей решения этих проблем является обучение и воспитание детей коренных жителей, ведущих традиционную жизнедеятельность, то есть проблемы ассимиляции напрямую связаны и с проблемами образования малочисленных народов Севера.

Сегодня в стране существует острый дефицит учебной литературы для образовательных учреждений разного уровня и профиля по изучению региональной и национальной специфики России, в частности, по этнологии, этнопедагогике.

Будущее народов Севера связано, с возрождением этнической педагогической культуры, которая всегда была адекватна их образу жизни и

миропониманию. Нынешние северяне, обращаясь к апробированным их предками формам, методам, приемам и средствам этнической педагогики, видят в этом спасительный путь обогащения традицией современной системы воспитания молодого поколения.

Ханты-Мансийский автономный округ (в дальнейшем ХМАО) является исторической территорией проживания коренных малочисленных народов Севера - ханты и манси (в дальнейшем КМНС).

Специфика северной природы предопределила расселение коренных народов малыми группами на больших территориях, поскольку охотиться, пасти стада оленей и рыбачить необходимо на больших площадях. Коренные народы вели и ведут преимущественно натуральное хозяйство, получая от оленеводства, сбора дикоросов, охоты и рыболовства необходимые жизненные средства и по мере необходимости вступая в обменные отношения с соседями, с некоторыми жителями или приезжими торговцами.

Изучение традиционного образа и уклада жизни коренных

малочисленных народов Севера предполагает постижение ее внутренних

закономерностей и структур в различных вариантах: мифология,

искусство, религия, наука, литература, мораль, язык, идеология,
педагогика.

Воспитание подрастающего поколения было условием и гарантией поступательного движения человеческого общества. Народы все свои знания и умения, обычаи и традиции, возникающие ситуации и обстоятельства стремились использовать в деле воспитания детей.

Культурное наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания, которые обогащают педагогическую мысль. Его изучение при использовании достижений современной науки поможет воссоздать теоретические основы и практику воспитания детей, подростков и молодежи, то есть в историческом аспекте выявить общие тенденции и различия,

специфические особенности и закономерности этого процесса, характерные для определенного региона.

В процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания предпочтение отдается тем направлениям, которые интересны детям, многофункциональны по своему характеру, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы и способствуют самореализации.

Таким направлением воспитания подрастающего поколения может быть возрождение, сохранение и развитие народных традиций коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа.

В связи с этим, разностороннее изучение и объективная оценка общих основ национальной самобытности, выявление тенденций развития этнопедагогики и в частности, формирование коммуникативной компетенции у младших школьников из числа коренных малочисленных народов Севера, являются важной задачей историко-педагогической науки.

К настоящему времени в науке накоплен определенный фонд знаний, необходимый для исследования проблемы формирования коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста. Это исследования в области философии, педагогики, психологии: проблемы общения и коммуникации в условия традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера ХМАО - Югры рассматривались в работах Е.Д. Айпина, А.Л. Бугаевой, В.М. Кулемзина, М.А. Лапиной, Н.В. Лукиной, Т. Молданова, Т.А. Молдановой, З.П. Соколовой, Н.Г. Хайруллиной; существенное влияние на логику исследования оказали работы, посвященные вопросам возрастной педагогики и психологии Г.С.Абрамовой, А.С. Белкина, Л. Ф. Обуховой; народной педагогики В. Ч. Баймурзиной, Г. Н. Волков, Г.И. Батуриной, М.С. Васильевой, Г.Ф. Кузиной.

Однако интегративные процессы, которые приобрели доминирующую роль в науке, предполагают объемное видение данного педагогического явления. В этой связи, предложенный А.С. Белкиным и используемый в

нашем исследовании историко-генетический анализ, позволяет достигнуть необходимого эффекта и устраняет имеющееся несоответствие. При этом исторический анализ помогает выстроить последовательную цепь, происходящих событий в жизни коренных малочисленных народов. Применение исторического анализа объясняет различия в сочетании факторов, определяющих развитие народов ханты и манси.

Генетический анализ исследования позволяет актуализировать опыт предшествующих поколений; определить основные стадии генезиса коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа; выявить характеристики и зависимости, что дает возможность понять особенности культуры, быта и жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера; рассмотреть развитие с позиции ученых, писателей, педагогов-практиков, педагогов-теоретиков, ученых смежных областей научного знания.

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется наличием ряда различий, несовпадений и противоречий между практическими запросами современного общества, нуждающегося в людях с высоким уровнем коммуникативной компетенции, с одной стороны, и существующей организацией процесса воспитания, которая не обеспечивает формирование этой компетенции у детей народов ханты и манси - с другой. Коммуникативную компетенцию мы определяем как совокупность знаний и умений взаимодействия, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в сфере общения.

На научно-теоретическом уровне обнаруживаются противоположные позиции ученых, которые, с одной стороны, говорят о востребованности изучения коммуникативной компетенции младших школьников с момента формирования общих качеств личности до становления научных основ определения совокупности качеств, а с другой - предлагают использовать традиционные принципы, содержание, методы и средства.

В педагогике остается не исследованной зависимость формирования коммуникативной компетенции у детей от народных традиций данного этноса, недостаточно изучены ее закономерности.

Народные традиции определяются нами как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности и представления.

На научно-методическом уровне актуальность определяется несоответствием между нарастающей общественной потребностью в формировании коммуникативной компетенции у детей народов ханты и манси и недостаточной разработанностью методических рекомендаций по ее формированию, в которых были бы разработаны адекватные средства.

Мы считаем, что средство формирования - это процесс

формирования коммуникативной компетенции у младших школьников под воздействием социальных, психологических и педагогических факторов.

Актуальность исследования, выявленные противоречия и несоответствия, а также недостаточная разработанность проблемы позволили сформулировать тему исследования: «Народные традиции как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников (на примере детей коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)».

На основании анализа актуальности темы исследования и выявленных противоположностей, противоречий и несоответствий сформулирована проблема, заключающаяся в поиске и выборе педагогических возможностей народных традиций как средства формирования коммуникативной компетенции у младших школьников.

Цель исследования: выявить, определить и опытно-поисковым путем обосновать применение народных традиций как средства формирования коммуникативной компетенции у младших школьников.

Объект исследования - народные традиции как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников из числа коренных малочисленных народов Севера.

Предмет исследования - формирование коммуникативной компетенции у младших школьников.

Гипотеза исследования:

- применение народных традиций на занятиях, на праздниках, в играх и соревнованиях, может предположительно влиять на формирование коммуникативной компетенции у младших школьников;

формирование коммуникативной компетенции у младших школьников, будет успешным, если будут выполнены следующие условия: - -

  1. разработана и внедрена в процесс формирования программа, отражающая традиции народов ханты и манси;

  2. организация педагогической деятельности на основе личной включенности каждого ребенка в процесс подготовки и проведения традиционных действий, учитывающих особенности жизни, культуры и быта коренных малочисленных народов Севера.

Достижение цели и подтверждение гипотезы исследования осуществляется путем решения следующих задач:

1. На основе изучения и описания традиций народов ханты и манси
обосновать возможность применения народных традиций как средства
формирования коммуникативной компетенции у младших школьников.

2. Проанализировать состояние проблемы формирования
коммуникативной компетенции у младших школьников в педагогической
теории и практике и на данной основе выявить сущность, структуру и
содержание коммуникативной компетенции, уточнить понятие
«коммуникативная компетенция».

3. Проанализировать труды в педагогике и психологии, предлагающие
характеристику возрастных физических и психических особенностей
младших школьников, выделить характерные для этого возраста черты.

4. Провести анализ существующих программ и методик по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников, по результатам анализа отобрать и в соответствии с поставленной целью, разработать и апробировать программу по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников, которая отражает особенности культуры данных народов.

Теоретико-методологической основой исследования являются основные положения фундаментальных исследований в области теории воспитания; философские, социологические, психолого-педагогические концепции, законодательные документы в сфере прав коренных малочисленных народов Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:

- проблема общения приобрела в последнее время большое значение и
разрабатывается в трудах многих психологов и педагогов А.С. Белкина,
А. А.Бодалева, В.В.Занкова, Е.С.Кузьмина, А.А.Леонтьева, Б.Ф.Ломова,
А.А.Реан, обогативших педагогическую науку программами,
конкретизировали принципы, задачи и цели изучения закономерностей и
механизмов общения;

- проблемы коммуникативной компетенции рассматривается в работах
А.С. Белкина, Е.В. Коротаевой, Ю.Е Скоромной, Ю.В. Суховершинной,
Е.П.Тихомировой;

проблема педагогического общения, которая рассматривается в работах И. А. Зимней, В. А. Кан-Калика, Я. Л. Коломинского, С.В.Кондратьевой, Н. В. Кузьминой, А. А. Леонтьева, А. В. Мудрика, А.А.Реан, Г. В. Рогова;

общенаучные труды и исследования, посвященные изучению истории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и традиционному образу жизни коренных малочисленных народов Севера рассматривались Е. Д. Айпиным, А. Л. Бугаевой, В. М. Кулемзиным, В. М. Куриковым,

М.А. Лапиной, H.B. Лукиной, Т. Молдановым, Т.Г. Харамзиным, Н.Г.Хайруллиной;

- научное изучение народных игр и их практическое применение в
воспитании получили обоснование в трудах В.Ф. Афанасьева, П.Н. Бокина,
В.И. Прокопенко.

На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач и условий проведения работы, применялись соответствующие методы исследования:

комплексный анализ и синтез философской, психологической, педагогической, социологической отечественной литературы по проблеме формирования коммуникативной компетенции у младших школьников;

методы теоретического анализа: ретроспективный, сравнительно-сопоставительный, системный, логический;

- методы обобщения опыта;

- диагностирующий срез и опытно-поисковая работа по формированию
коммуникативной компетенции у младших школьников;

эмпирические методы (анкетирование, беседу, обобщение независимых характеристик);

- исследовательские методы (прямое, косвенное и длительное
педагогическое наблюдение, наблюдение за деятельностью учащихся в
процессе организации и проведения мероприятий);

- статистическая обработка результатов.

База исследования: дети из числа коренных малочисленных народов Севера города Нефтеюганска и населенных пунктов Нефтеюганского района Ханты-Мансийского автономного округа (Тюменская область). Объем выборки, обеспечивающий репрезентативность данных, был определен в 50 младших школьников.

Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа в течение 2002-2006 гг.

Первый этап - поисково-теоретический (2002-2003 гг.). Изучалась философская и психолого-педагогическая литература, а также диссертационные работы в аспекте исследуемой проблемы для определения теоретико-методологической базы исследования. Разрабатывались исходные положения, определялись цель, задачи, рабочая гипотеза; выявлялись и обосновывались педагогические условия, способствующие формированию коммуникативной компетенции у младших школьников. Разрабатывалась примерная программа по формированию коммуникативной компетенции.

Основными методами на этом этапе были: наблюдение, изучение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, обобщение педагогического опыта коренных жителей в воспитании детей.

Второй этап - экспериментально-аналитический (2003-2004 гг.) был посвящен проверке основных положений формирующего эксперимента; апробировалась программа по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников и обосновывались выделенные педагогические условия.

На данном этапе проводились констатирующий и формирующий эксперименты; обобщался и систематизировался полученный материал.

Основными методами данного этапа были: диагностика уровня сформированности коммуникативной компетенции у младших школьников в рамках опытно-поисковой работы, тестирование, метод экспертной оценки, методы математической статистической обработки данных.

Результатом второго этапа явилось выделение и практическая реализация педагогических условий по формированию коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста.

Третий этап - контрольно-обобщающий (2004 - 2006 гг.). Апробировались и обобщались данные опытно-поисковой работы; подводились итоги, осуществлялась обработка полученных данных, проверялись выводы и результаты исследования, уточнялись теоретические

положения. Давалась оценка результатам опытно-поисковой работы. Осуществлялось оформление текста диссертации.

Ведущими методами исследования на этом этапе явились: математический анализ, анализ теоретических данных, анализ эмпирических данных, обобщение и метод обработки полученных результатов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

выявлена и обоснована социально значимая воспроизводящая функция народных традиций, которая проявляется в процессе формирования коммуникативной компетенции у младших школьников;

теоретически обоснована и опытно-поисковой работой доказана целесообразность использования народных традиций как средства формирования коммуникативной компетенции у младших школьников;

выявлена сущность, структура и содержание коммуникативной компетенции, а также уточнено понятие «коммуникативная компетенция».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

выявлена и обоснована социально значимая функция народных традиций как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников;

понятие «народные традиции» определяется как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности и представления;

- полученные в процессе работы данные об уровне сформированности коммуникативной компетенции младших школьников могут способствовать уточнению имеющихся в науке представлений о развитии и формировании личности младших школьников.

Практическая значимость исследования определяется тем, что: - разработана и реализована программа формирования коммуникативной компетенции у младших школьников, в которой отражены особенности

традиций коренных малочисленных народов Севера и предусматривающая восприятие детьми окружающего мира через традиции;

- материалы исследования находят применение в практике работы с младшими школьниками, при организации и проведении народных праздников, соревнований и состязаний;

материалы программы используются с целью ознакомления детей с народным творчеством (изготовление изделий народных промыслов, вышивки, плетение бисером, слушание народных сказок, музыки, пословиц, поговорок, загадок) и для развития детского творчества;

использование материалов исследования для разработки вариантов программ по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников;

предложены рекомендации для применения народных традиций в современной педагогической практике.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных позиций, совокупностью методов исследования, адекватных его задачам и логике, репрезентативностью материала, разнообразием источников информации, опытно-поисковой работой.

Апробация основных результатов исследования была осуществлена автором посредством участия

в организации и проведении народных праздников и занятий, в подготовке и проведении традиционных игр;

в разработке учебно-методического пособия для преподавателей школ-интернатов и общеобразовательных школ «Здравствуй, край ты мой родимый».

Участие в докладах на научных конференциях:

- международных: «Актуальные социально-экономические проблемы
образования и науки на современном этапе» (Кокшетау, Казахстан, 2005),

«Культура речи и литературоведение в системе образования» (Варшава, 2005), «Качество современного образования» (Калининград, 2005);

общероссийской: «Северный регион: стратегия и перспективы развития» (Сургут, 2003);

окружных: «Наука и инновации XXI века» (Сургут, 2003), «Воспитание учащейся молодежи: проблемы, исследования, перспективы» (Сургут, 2004), «Наука и инновации XXI века» (Сургут, 2005).

На защиту выносится:

1. Соглашаясь, что за многовековой исторический период развития на
роды ханты и манси создали уникальные и разнообразные народные
традиции, содержание и методы которых адекватны к экстремальным
условиям жизнедеятельности человека на Севере, подтверждаем, что данные
традиции способствуют эффективному формированию коммуникативной
компетенции у младших школьников.

  1. Не отрицая определение коммуникативной компетенции как совокупность социальных функций, которыми владеет человек при реализации социально значимых прав и обязанностей, мы в отличие от него, определяем это понятие как совокупность знаний и умений взаимодействия, необходимых для адаптации и продуктивной деятельности в сфере общения.

  2. В сравнении с существующими условиями формирования коммуникативной компетенции, предложенные нами условия:

предусматривающие разработку и внедрение в процесс формирования программы, отражающей традиции народов ханты и манси,

предусматривающие организацию педагогической деятельности на основе личной включенности каждого ребенка в процесс подготовки и проведения традиционных действий, учитывающих особенности жизни, культуры и быта коренных малочисленных народов Севера,

будут положительно влиять на формирование коммуникативной компетенции у младших школьников.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (228 наименований), 4 приложения, глоссария, 4 схем и 9 таблиц.

Генезис представлений о народных традициях коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа

История немыслима без хронологии: прошлое, осязаемое с помощью истории, само по себе категория времени. Для правильного понимания и оценки событий важно знать, когда они происходили. Историю часто воспринимают как безликий и механический процесс, как череду эпох и событий, порой недоступных пониманию. На самом деле в истории всегда важен человек, в конечном итоге и делающий историю.

Современный Ханты-Мансийский автономный округ по праву гордится своим настоящим: весомым вкладом в экономику страны, лесной и рыбной промышленностью, мощным топливно-энергетическим комплексом, развивающейся городской инфраструктурой. Но автономный округ может также гордиться и своим богатым прошлым, достойным местом в мировом и общенациональном культурно-историческом процессе. История автономного округа ведет свой отсчет не с 10 декабря 1930 года- с момента его административного оформления. История округа уходит своими корнями в глубь тысячелетий, потому что образование его произошло на землях, где с незапамятных времен существовали многие цивилизации.

Представления древних и средневековых народов о загадочных странах были не ясными и полными полуфантастических сведений. Но уже в середине V века до нашей эры древнегреческий историк Геродот, описывая народы, жившие в северных пределах обитаемого мира, упоминал неких иирков - лесных охотников, промышлявших в непроходимых лесах пушного зверя с помощью луков и прирученных собак. Более определено сообщали о далеком народе раннесредневековые арабские авторы. Народы Лйура\ жившие, далеко к северу от Булгар и Вису, добывали соболей и другие меха и не только использовали их мясо и шкуры в своем обиходе, но и торговали пушниной с другими народами. Если иирков Геродота современные историки осторожно отождествляют с далекими предками угорских народов, то йуру более определено соотносят с древними уграми. Лингвистические методы также позволяют установить взаимосвязь этнических имен: йура - йегра (егра - так называли народы угров) - лугры\ От этих имен произошло русифицированное название «югра». Оно фиксируется русскими летописями с конца XI века. Под этим словом жители Древней Руси понимали народ и землю, на которой этот народ проживал.

В исторической науке до сих пор нет единого мнения по поводу этнической принадлежности югры. Однако анализ летописных и археологических данных позволил археологам и историкам сформулировать наиболее признанную гипотезу. Народ югра, или югричи, - совокупное наименование угорских племен, близких по языку и культуре, приобским остякам (ханты) и вогулам (манси). Первоначальное место поселения югричей находилось в Предуралье (к востоку от Печоры) и на Северном Урале. В результате миграций, вызванных, в том числе и натиском новгородцев, югры отселились на восток и к XIV веку осели в приобских лесах, в бассейне Северной Сосьвы и Сыгвы. Позже югричи растворились в среде местного родственного им остяцкого и вогульского населения, оставив свое имя «югра» всему Нижнему Приобью. В русских источниках слово югра как собирательное обозначение нижнеобских территорий или их частей использовалось до XVII века, после чего уступает место общему наименованию - Сибирь. Районы, ныне находящиеся в составе Ханты-Мансийского автономного округа, не составляли в то время административного целого и не имели единого обобщающего названия. Основная их часть распределялась по различным уездам (Березовскому, Пелымскому, Сургутскому). XIX век с его административно-территориальными реформами, имевшими прямое отношение к Сибири, принципиально не изменил ситуации. Однако со второй половины XIX века в научной литературе, а позже и в речевом обиходе за землями Нижнего Приобья закрепляются новые названия -Тобольский Север и Обь-Иртышский Север. В основе первого наименования лежит представление о Нижнем Приобье как о северной территории, административно подчиненной Тобольску, а в основе второго - географическое определение.

Историческое наименование края - Югра - это древнее название для обозначения территорий Нижнего Приобья (большая часть которых входит в состав автономного округа) по нескольким причинам. Во-первых, оно отражает роль и место коренного населения - ханты и манси - в освоении края и воздает должное угорским народами, которые издавна проживают на этой земле и без которых ее дальнейшее гармоничное развитие немыслимо. Во-вторых, название Югра широко используется в современном речевом обиходе, служит знаком, отличающим Ханты-Мансийский автономный округ от соседних территорий не в административном, а именно в историко-культурном смысле. Древнее слово «Югра» украшает девизную ленту герба Ханты-Мансийского автономного округа, обретая официальное признание. В-третьих, наряду со своей смысловой и исторической емкостью, термин Югра лаконичен и выразителен с языковой точки зрения.

В мире только три угорских народа - это ханты, манси и венгры. Ханты и манси называют обскими уграми. А венгров можно назвать дунайскими уграми. Остальные родственные народы относятся к финской языковой группе - это финны, мордва, эстонцы, карелы и другие народности.

Обские угры - ханты и манси - одна из самых многочисленных групп народов Крайнего Севера России. Издавна они широко расселились по Оби и ее притокам и в настоящее время живут в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Тюменской, Томской и Свердловской областях. Обские угры, проживающие в Ханты-Мансийском автономном округе, делятся на северных и восточных ханты. К северным ханты относятся коренные жители, испокон веков живущие на территориях Березовского, Кондинского, Октябрьского, Белоярского, Советского и Ханты-Мансийского районов, к восточным -Нефтеюганского, Сургутского и Нижневартовского районов.

Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников

Характерной чертой современного этапа развития общества является поиск новых подходов к обучению и воспитанию школьников. Главной задачей становится формирование ключевых (универсальных, многофункциональных) компетенций, к числу которых относится и коммуникативная. Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в народных традициях (обычаи, обряды, ритуалы, праздники, танцы, песни, сказания, мифы) в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни. Потребность в общении - одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры. В психологической литературе не существует единого определения понятия «общение». Таким образом, общение понимают как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах, участвующих в общении лиц. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д. Аналогично множеству трактовок понятия «общение» существует и несколько классификаций его функций, т.е. внешних проявлений его свойств в определённой системе отношений, взаимодействий. В.Г. Крысько9 выделяет шесть функций общения: 1) прагматическая функция общения отражает его потребностно- мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью; 2) функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. 3) функция подтверждения дает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя; 4) функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения; 5) функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений людей в интересах их совместной деятельности; 6) внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Таким образом, проанализировав различные классификации функций общения, пришли к выводу что, все исследователи выделяют следующие функции общения человека: Человек как существо социальное находится в центре влияния всей совокупности проявлений и форм общения. Однако увлечение при этом лишь инструментальной стороной общения может нивелировать духовную сущность людей и привести к упрощенной трактовке общения как коммуникативной деятельности. В этом случае проблема человека уходит на задний план и потом редко возвращается на должное место либо решается по непродуктивным сценариям. Поэтому при неизбежном научно-аналитическом расчленении общения на коммуникативную сферу и сферу развития взаимоотношений важно не потерять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других. Вот почему общение по своему содержанию выступает и в форме сложнейшей деятельности партнеров.

Этапы опытно-поисковой работы по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников

Цель этого этапа, заключалась в выявлении уровня сформированности коммуникативной компетенции у младших школьников на момент начала опытно-поисковой работы. Сформированность коммуникативной компетенции, частью которой является понимание и умение человека включаться в общественные отношения на основе народных традиций своего этноса как устойчивых форм ценностного взаимодействия людей, определяет меру социальной адаптации личности, гуманистический характер отношения к социальной и природной действительности, целостность развития и включенность в культурные процессы. Сформированность коммуникативной компетенции выступает как объективная необходимость и субъективная потребность личностного развития. Обращение к народным традициям, представляется актуальным в связи с тем, что в современном понятии коммуникативная компетенция характеризуется единством биологического, социального, духовно-нравственного факторов жизни людей, что и охватывается совокупностью народных традиций. Не отрицая понятие, коммуникативная компетенция как совокупность социальных функций, которыми владеет человек при реализации социально значимых прав и обязанностей, мы определяем понятие коммуникативная компетенция как совокупность знаний и умений взаимодействия, необходимых для адаптации и продуктивной деятельности в сфере общения. В выборку опытно-поисковой работы попали младшие школьники из числа коренных малочисленных народов Севера города Нефтеюганска и населенных пунктов Нефтеюганского района. С учетом вышеизложенного, объем выборки, обеспечивающий репрезентативность данных, составил 50 младших школьников коренных народов Севера. Младшие школьники были разбиты на 5 групп в каждой по 10 человек. В течение 2003 - 2006 годов нами проводились занятия и мероприятия, отраженные в программе по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников. После определения детей, принимающих участие в опытно-поисковой работе, подбирались и инструктировались организаторы, оказывающие помощь в проведении опытно-поисковой работы. От мероприятия к мероприятию и от занятия к занятию систематически усложнялись ситуации, создающие атмосферу общения, собеседования, обмена мнениями. Для того чтобы иметь возможность наблюдать и диагностировать происходящие в опытно-поисковой работе изменения, необходимо было определить начальный уровень, который служил бы точкой отсчета. Начальные знания детей о народных традициях, обычаях, фольклоре, играх и игрушках принимались за нулевые. Это вполне корректно, так как на данном этапе дети младшего школьного возраста из числа коренных народов Севера знали только то немногое, чему их научили в семье. Для того чтобы можно было констатировать положительную динамику в формировании коммуникативной компетенции у младших школьников выявили уровень сформированности, а также выделили критерии и показатели, которые позволили такую динамику провести. Основные критерии и показатели сформированности коммуникативной компетенции представлены в виде таблицы. В соответствии с этими критериями и показателями были выделены три уровня сформированности коммуникативной компетенции у младших школьников: 1. Низкий уровень - подражательно-пассивный. У детей отсутствуют знания о народных традициях; они испытывают большие трудности в изготовлении игрушек, предметов домашнего обихода, предметов охоты и рыболовства, лишь иногда играют в народные игры, редко участвуют в народных праздниках. Выполняют действия по готовому образцу (копирование). Этот уровень характеризуется применением знаний на уровне воспроизведения. Выражена потребность в помощи товарищей и педагога-организатора. 2. Средний уровень - активно-пассивный. Дети имеют недостаточные знания о народных традициях; испытывают трудности в изготовлении игрушек, предметов домашнего обихода, предметов охоты и рыболовства; имеют недостаточные знания и умения для участия в народных праздниках и играх. 3. Высокий уровень - интенсивно-творческий. Дети знают народные традиции, умеют применять их на практике (умеют изготавливать народные игрушки, предметы охоты и рыболовства, предметы домашнего обихода), обладают знаниями и умениями организации проведения национальных праздников, соревнований и игр. Проявляется высокая интенсивность самостоятельной деятельности, в процессе которой осуществляется самоконтроль. Отмечается высокая ответственность за результаты индивидуального и коллективного труда. Нами было проведено анкетирование16, с помощью которого выявлены знания младших школьников о народных традициях коренных малочисленных народов Севера. Одна часть вопросов анкеты была направлена на выявление знаний устного народного творчества и фольклорно-игровых традиций, другая часть вопросов - на выявление знаний об изготовлении предметов домашнего обихода, предметов рыболовства и охоты. Несколько вопросов выявляли знания о праздниках, зверях и обрядах. За ответ «да» на вопрос засчитывается 1 балл, за ответ «нет» балл не зачитывается. Подсчитывалось количество баллов по каждому вопросу анкеты, затем вычислялись оценочные коэффициенты. Оценочные коэффициенты могут варьировать от 0 до 20. Показатели, близкие к 20 - говорят о высоком уровне знаний народных традиций, близкие к 0 - о низком уровне. Первичные показатели знаний детьми традиций коренных народов Севера представлены в виде таблицы.

Анализ и оценка результатов опытно-поисковой работы по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников

Эффективность работы. Существует два пути определения степени эффективности. Первый - это соотношение между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением этих результатов. Второй - рассматривает эффективность работы как фактически достигнутые и необходимые результаты (эффекты). Поскольку результаты и затраты могут предполагаться, планироваться, намечаться или выступать в виде целей (задач), постольку эффективность может быть предполагаемой и фактической (реально достигнутой).

Способами оценки эффективности опытно-экспериментальной работы могут являться: - Опрос. В беседе с детьми, подростками, семьей (на стадии установления контакта и представления профессиональных возможностей педагога) необходимо интересоваться приходилось ли им сотрудничать с таким специалистом, каковы результаты этого сотрудничества.

- Наблюдение динамики контрольных показателей, выбор которых определяется целями проводимой работы. При этом одним из основных критериев является динамика включенности детей в различные виды активной деятельности. Также важна динамика отношения к ребенку.

- Условия - внутренние (физиологические и психические свойства организма) и внешние (это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается). На каждом этапе опытно-поисковой работы младшим школьникам после объяснений организатора (педагога, учителя) было предложено выполнение различных действий самостоятельно. Оценка коммуникативной компетенции была осуществлена с помощью доказательства: работа, которая свидетельствует о конкретных результатах и достижениях детей - как метода оценки менее структурированных вопросов. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1. Создание педагогических условий Показателем, подтверждающим решение данной задачи, будет являться наличие программы педагогического и научно-методического сопровождения. Внешними условиями, необходимыми для того, чтобы выполнение поставленной задачи способствовало продвижению к поставленной цели, являются обеспечение взаимодействия с внешней средой; осуществление сотрудничества с организаторами (педагогами), взрослыми, сверстниками. 2. Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников. Показателями, подтверждающим решение данной задачи будут являться внесение некоторых изменений в содержание воспитания, и в частности приобщение детей к народным традициям. Внешним условием, необходимыми для того, чтобы выполнение поставленной задачи способствовало продвижению к поставленной цели, будет являться создание среды для организации мероприятий, занятий, традиционных действий. 3. Осуществление диагностики Объективными показателями, подтверждающим решение данной задачи являются результаты диагностики уровня сформированности коммуникативной компетенции. Готовое изделие оценивалось по следующим критериям: - соответствие своему целевому назначению (национальная игрушка, инструмент предмет быта и т.д.); - соответствие народным традициям; - внешний вид (эстетические качества). Для общей оценки выполнения всего изделия следует учитывать дополнительные критерии: - оригинальность исполнения; - творческая деятельность; - качество изготовления. Во время обсуждения с детьми итогов выполнения изделий анализировались результаты их деятельности на каждом этапе. По окончании работы педагогом-организатором выставлялась итоговая оценка за изделие. Подведение итогов проводилось в форме защиты изделий, игры и другими способами. На защите изделия применялась рейтинговая оценка. Перед началом защиты на каждого ребенка составляется индивидуальный оценочный лист. В ходе защиты оценочный лист заполнялся педагогом-организатором, товарищами и специалистами. После этого подсчитывалось среднее арифметическое число баллов по каждой позиции и данные суммировались. Для перевода полученной суммы баллов в традиционную 5-балльную систему использовался следующий ключ: 85-100 баллов - «5»; 70 - 85 баллов - «4»; 50 - 70 баллов - «3»; мене 50 баллов - «2». Анализ и оценка творческой деятельности детей проводилась педагогами-организаторами последовательно на всех этапах исследования. Выставляя оценку, педагог-организатор обращал внимание на целевое назначение, степень соответствия народным традициям, качество изготовления. Также педагог-организатор оценивал внешний вид изделия, оригинальность исполнения, творческую деятельность. Рекомендуется ставить оценку за работу на каждом занятии, что способствует активизации детей и объективности в оценке деятельности. Педагог-организатор оценивает само изделие (мероприятие) по качеству исполнения, используя критерии, рассмотренные ранее. Кроме этого, педагог-организатор при выставлении итоговой оценки за изделие должен учитывать возможности ребенка, что определяет дифференцированный подход к оценке деятельности, ее объективность и аргументированность. Анализ данных, позволяет сделать следующий вывод. Почти все дети младшего школьного возраста за некоторое время справились с действиями. Для детей с высоким актуальным уровнем знаний и умений действия не являлись проблемными. Они сразу начали работать, помогая при этом, другим детям. Дети с низким и средним уровнем знаний и умений, выполняя действия, предпринимали больше попыток обратиться за помощью к преподавателю и сверстникам и на основе анализа и самокоррекции выполняли правильные действия.

Похожие диссертации на Народные традиции как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников