Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы духовно-нравственного образования младших школьников 13
1.1. Сущность и содержание понятий «духовность» и «нравственность» 13
1.2. Психолого-педагогические особенности духовно-нравственного образования детей младшего школьного возраста 28
1.3. Значимость педагогического обращения к этнокультуре в духовно-нравственном образовании учащихся 51
Глава 2. Содержание духовно-нравственного образования младших школьников на основе этнокультурных традиций народов Бурятии 73
2.1. Педагогические условия обеспечения эффективности духовно-нравственного образования младших школьников через приобщение к этническим традициям 73
2.2.Экспериментальная работа по духовно-нравственному образованию младших школьников на основе этнокультурных традиций народов Бурятии 91
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста 113
Заключение 133
Литература 137
Приложения 154
- Сущность и содержание понятий «духовность» и «нравственность»
- Значимость педагогического обращения к этнокультуре в духовно-нравственном образовании учащихся
- Педагогические условия обеспечения эффективности духовно-нравственного образования младших школьников через приобщение к этническим традициям
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Нарастание динамизма социальных процессов, сложность задач, решаемых современным обществом, обострение глобальных проблем человечества заставляют нас вновь обращаться к проблеме /духовности и нравственности, рассматривать различные аспекты ее сущности, содержание и структуру духовно-нравственного становления личности. Именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения как самой личности, так и всего общества.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» одной из составляющей повышения качества современного образования является духовное развитие личности.
О духовности и нравственности как массовом социальном явлении нельзя говорить безотносительно к конкретным условиям, которые могут способствовать или препятствовать их развитию. Одним из важных условий духовно-нравственного образования является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его эгнокультуре. Особенностью этнической культуры является то, что в условиях изменяющегося мира она не подвержена трансформации благодаря вековому отбору настоящего, ценностного, истинного, воплощающего в себе народную мудрость. Поэтому этно культура является источником совершенствования образовательной системы и осуществляемого внутри нее этнокультурного образовательного процесса.
Обращение к опыту духовно-нравственного образования не является новым для педагогической науки. Проблема духовности во всем ее многообразии имеет давнюю традицию. Значительное влияние на формирование теории педагогики оказали идеи и взгляды философов B.C. Соловьева, ВВ. Розанова, НА. Бердяева, И.А. Ильина и др., а также литературное наследие писателей - А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др.
Огромный вклад в теорию духовного становления и развития человека, его высших психических функций, в исследование проблем нравственного образования внесли психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, АН. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.
Развивая идеи Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, современная педагогика пришла к выводу, что учет этнорегиональной специфики является неотделимым компонентом современного образования (В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, Е.П. Жирков, Я.И. Ханбиков, Н.Ц. Биткеев, М.Г. Тайчинов, О.Д. Мукаева, В К. Шаповалов, М.Г. Харитонов и др.). Теоретическим вопросам диалога этнических культур посвящены работы С.А. Арутюнова, М.М. Бахтина, Ю.В. Бромлея, B.C. Библера и др.
Значительный вклад в развитие регионального аспекта проблем образования внесли исследования С.Д. Намсараева, Г.Ц. Молонова, Н.К. Елаева, А.Б. Цыремпилон и др. Вопросам воспитания и обучения детей на основе традиционной культуры бурятского народа посвящены работы М.С. Васильевой, Т.Д. Замбаловой, Т.Д. Дугаровой, Э.Ш. Бадмажаповой, О.Б. Бадмаевой, И.Н. Сандитовой. Особенности образовательных возможностей русской этнокультуры рассматривались в трудах М.Ю. Новицкой, Т.А. Пигиловой, Т.К. Солодухиной, Е.В. Белоусовой, Л.В. Кариновой и др.
Несмотря на широкий спектр исследований, на наш взгляд, недостаточно разработанными остались некоторые важные вопросы, требующие научного анализа. Это вопросы разработки этнокультурного контекста в содержании и формах духовно-нравственного образования, определения адекватных этому контексту особенностей деятельности младших школьников и. психолого-педагогических условий его усвоения.
Сегодня духовно-нравственное образование нуждается в современном теоретическом осмыслении ее методологических основ, разработке целостного подхода к ним, оно вскрывает новые противоречия, которые не являлись предметом анализа в предыдущих работах. К таковым можно отнести противоречия между:
- потребностью общества в духовном оздоровлении на основе укрепления преемственности поколений в традиционных ценностях и утрачиванием школьным образованием функции духовно-культурного наследования;
- сензитивностью младшего школьника к духовно-нравственному образованию и недооценкой в педагогических изысканиях этой самоценной для образовательного воздействия возрастной ступени;
- растущей потребностью образовательно-воспитательной практики в новых подходах к проблемам духовно-нравственного развития и ограниченностью круга последних в значительно изменившихся социальных условиях;
- разносторонним духовно-развивающим потенциалом этнокультурных традиций и отсутствием системы теоретико-методических положений по реализации их образовательных функций.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность обусловили выбор темы нашего исследования «Духовно-нравственное образование младших школьников на основе этнокультурных традиций народов Бурятии».
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать систему духовно-нравственного образования в начальной школе на основе этнокультурных традиций народов Бурятии. Объект исследования: система духовно-нравственного образования младших школьников.
Предмет исследования: духовно-нравственное образование в начальной школе средствами этнокультурных традиций народов Бурятии.
Гипотеза исследования: духовно-нравственное образование младших школьников на основе этнокультурных традиций народов Бурятии будет успешным, если:
- разработаны современные образовательные задачи, определены состав дидактических операций, место духовно-нравственной компоненты в структуре содержания образования;
- определены психолого-педагогические условия и разработана система деятельности младших школьников по формированию духовно- нравственных качеств через этнокультурные традиции народов Бурятии;
- указанная система выступит основным компонентом духовно- нравственного образования младших школьников и будет осуществляться на взаимодействии общечеловеческих принципов морали и нравственности и принципов этнокультурной направленности образовательного процесса.
Для достижения поставленной цели диссертационного исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
- изучить подходы к рассмотрению сущности понятий «духовность» и «нравственность», учитывающие прогрессивные педагогические идеи прошлого и настоящего;
- осуществить анализ психолого-педагогических особенностей духовно-нравственного образования детей младшего школьного возраста;
- выявить значимость педагогического обращения к этнокультуре в духовно-нравственном образовании учащихся; - проанализировать педагогические условия обеспечения эффективности духовно-нравственного образования через приобщение к этническим традициям;
- разработать и внедрить опытно-экспериментальную программу и методики исследования процесса духовно-нравственного образования у детей младшего школьного возраста на основе этнокультурных традиций народов Бурятии.
Методологическую основу исследования составили концепции духовно-нравственного образования исторически сложившихся систем воспитания личности (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Я. Корчак); теория ценностей, разработанная в философско-этических исследованиях (Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев, И.А. Ильин, А.И. Титаренко, Э. Фромм); фундаментальные исследования феномена культуры (М.М. Бахтин, Л.П. Буева, B.C. Библер, Л.Н. Коган, Д.С. Лихачев); основы духовно-нравственного образования современных педагогических систем (О.С. Богданова, О.Д. Калинина, И.С. Марьенко, О.С. Газман, Л.И. Маленкова, НЕ. Щуркова, Е.Ф. Шершнева, Т.И. Власова, Т.И. Петракова); этнопедагогические концепции (В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, В.К. Шаповалов, М.Г. Харитонов и др.).
В выборе методов исследования учитывалась необходимость диалектического единства теоретических и эмпирических уровней познания. Исходя из этого основными методами исследования выступили теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы; анализ и обобщение опыта педагогической деятельности; моделирование и прогнозирование результатов исследования; педагогическое наблюдение; анкетирование, интервьюирование; тренинги личностного роста; педагогическое моделирование, ролевые игры; сравнительный анализ результатов, опытно-экспериментальная работа. Научная новизна исследования состоит в выявлении специфики духовно-нравственного образования, заключающейся в приобщении младших школьников к традициям этнической культуры через содержательный этно-региональный компонент; в определении конкретного содержания прогрессивных традиций русского и бурятского народов, способных оказать духовно-нравственное воздействие на младших школьников; в разработке методических рекомендаций по использованию этнокультурных традиций в формировании духовно-нравственных качеств младшего школьника.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволят осуществлять широкий подход к духовно-нравственному образованию младших школьников, будут способствовать разработке вопросов методологии образования подрастающего поколения на основе этнокультурных традиций; составят основу для новых научных представлений о роли этнокультурных традиций в формировании духовно-нравственных качеств младшего школьника.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования основных положений и выводов исследования в деятельности школ с этнокультурной направленностью; разработкой методических рекомендаций по обогащению этнокультурной направленности учебных дисциплин в программе начальной школы.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена исходными теоретико-методологическими основаниями и адекватностью комплекса методов целям, задачам, объекту, предмету исследования, использованием целостной системы теоретических и эмпирических методов; систематическим анализом результатов
экспериментальной деятельности в средних школах №1, 47 (г. Улан-Удэ), Улекчинской средней школы (с. Улекчин, Закаменский район, Республика Бурятия), а также практической работой автора в качестве учителя начальных классов школы №32 г. Улан-Удэ. Исследованием было охвачено примерно 250 учеников, 30 учителей, 70 родителей.
Базой исследования является опыт деятельности педагогических коллективов школ Республики Бурятия, осуществлявшейся с 2000 по 2003 год.
Работа выполнена на базе Бурятского государственного университета.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап (2000-2001 гг.). Анализ научной литературы, результатов исследований, позволивший обосновать исходные позиции, проблему, объект и цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи. Результатом этого этапа явилось определение методологии и методов исследования, обоснование его программы.
Второй этап (2001-2002 гг.). В ходе экспериментальной работы, сочетающейся с анализом, изучением положений о средствах духовно-нравственного образования младших школьников и осмыслением опыта деятельности учителей, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, конкретизировались практические условия, обеспечивающие духовно-нравственное образование младших школьников, систематизировались полученные данные. Результатом этого этапа явилась разработка и реализация этно-регионального компонента содержания, направленного на корректировку базовых учебных программ в начальной школе.
Третий этап (2002-2003 гг.) Теоретическое обоснование результатов экспериментальной работы послужило основой для определения условий, способствующих осуществлению духовно-нравственного образования на основе традиций этнокультуры. Выявлены методы и формы работы по организации духовно-нравственного образования с этнокультурной направленностью в начальной школе. Доказано, что содержание обучения, базирующееся на этно-региональном компоненте, решает задачи духовно 10
нравственного образования младших школьников. Проведено оформление результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов осуществлялись путем их использования в практической деятельности школ. Различные аспекты диссертационного исследования были представлены в публикациях автора на международной научно-практической конференции «Народное образование в XXI веке» (Москва, 2001); Всероссийской конференции «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: проблемы, традиции, опыт» (Москва, 2001); региональных конференциях «Проблемы воспитания на рубеже веков» (Улан-Удэ, 2000); ); «Будущее Бурятии глазами молодежи» (Улан-Удэ, 2001), «Сельская школа: опыт, проблемы, перспективы» (Улан-Удэ, 2001); «Развитие личности в условиях Байкальского региона» (Улан-Удэ, 2002); тезисах и статьях, опубликованных в сборниках научных трудов, -«Теория и практика современного образования в Республике Бурятия» (Улан-Удэ, 2001); «Педагогическое творчество как фактор на путях модернизации школы: теория и практика» (Улан-Удэ, 2002) и др.
На защиту выносятся следующие положения исследования:
1. В содержание духовно-нравственного образования младших школьников включается деятельность, направленная на формирование их духовного мира, обеспечивающая гармонию с внутренним миром, природой, социумом, определение критериев добра и зла, оценку по ним людей и событий, формирование мотивов поведения в согласии с общечеловеческими принципами морали и нравственности.
2. Ценности этнической культуры, входящие в культурное наследие народов Бурятии, обеспечивают системность и целостность духовно- нравственного образования младших школьников, зависимость становления личности от глубины усвоения культурного опыта своего народа. Личность как носитель определенной этнической культуры формируется под ее
II
воздействием. Этнокультурные традиции народов Бурятии - это элементы их наследия, включающие нормы и правила поведения, философию и мировоззренческие установки, тип хозяйственной деятельности, передающиеся из поколения в поколение и обладающие ценным образовательным потенциалом. От ориентации системы духовно-нравственного образования на этническую культуру, как интегративного социального и личностного феномена, зависит расширение, углубление и личностное принятие субъектом образовательного процесса общечеловеческих ценностей через этнокультурные традиции.
3. Теоретически обоснована в образовательно-воспитательных задачах, условиях, принципах, средствах и экспериментально проверена в своей эффективности методическая система по ориентации младших школьников на традиционные духовно-нравственные ценности на основе осознания учащимися своей принадлежности к определенному этносу, признания культурных ценностей и традиций.
Структура и основное содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются его объект, предмет, цель, формулируются гипотеза и задачи, описываются методы, этапы исследования; характеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертационной работы; излагаются положения, выносимые на защиту, содержатся сведения о достоверности результатов исследования.
В первой главе «Теоретические основы духовно-нравственного образования младших школьников» исследуется состояние проблемы; раскрывается сущность понятий «духовность» и «нравственность» личности; излагается специфика духовно-нравственного образования и развития детей младшего школьного возраста; рассматривается этнокультура как одно из средств духовно-нравственного образования.
Во второй главе «Содержание духовно-нравственного образования младших школьников на основе этнокультурных традиций народов Бурятии» характеризуются педагогические условия и доказывается эффективность духовно-нравственного образования на основе этнокультурных традиций народов Бурятии; приводятся и анализируются данные опытно-экспериментальной работы, подтверждающие гипотетическую позицию исследования; разработаны уровни и показатели сформированное™ духовно-нравственных качеств младших школьников.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.
В приложении приведены: программы спецкурсов «Основы духовности и нравственности поведения» для учащихся 1-2 классов; «Истоки» для учащихся 3-4 классов; диагностические материалы.
Сущность и содержание понятий «духовность» и «нравственность»
В современных условиях особо усиливается поиск путей формирования нравственного мира общества, как совокупности его моральных и духовных основ.
Суть этой проблемы в условиях XX] века состоит в разработке и освоении новых технологий, сопоставлении и соединении целей и социального идеала, возрождение веры в могущество человеческого знания на базе философии, психологии, педагогики и права, гармонизации интересов общественности и власти, их общего дела с реальностью бытия.
Для решения основной цели исследования - разработки педагогической теории духовно-нравственного образования младших школьников необходимы определенные методологические основы данной теории. Сложность и глубина проблемы духовно-нравственного образования состоит, прежде всего, в отсутствии ее новой теоретической разработки и, самое главное, понимания сути «духовность» и «нравственность» для практической педагогики. Таким образом, мы вынуждены обратиться к генезису категорий «духовность» и «нравственность», поскольку определение методологических основ данных категорий до последнего времени мало исследованы в педагогической науке.
Раскрытие сущности понятия «духовность» является делом крайне ответственным и весьма многотрудным. У различных народов, в различных культурах, пространствах разных религиозных систем пути обретения духовности существенно различны. В самом общем виде вопрос обретения духовности заключается в том, чтобы построить «путь ученика», переставший быть только интеллектуальным научением, но ставший процессом внутреннего обновления человека, дающим, кроме прочего, глобальное, целостное вбирание мира [95,стр.182].
Понятие «духовность» относится к категориям, существовавшим задолго до их философского осмысления, т.к. способность человека осознавать себя и - сквозь эту призму - окружающий мир явилась объективным условием человеческого становления как единичной личности, так и общества в целом. В широком смысле слова понятие «духовность» (от лат. spiritus - буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) тождественное идеальному сознанию как высшей форме психической деятельности; в узком смысле однозначно с понятием мышления», [181,стр. 125] предполагает осознание не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, чувств.
Сегодня проблема духовности остается, наверное столь же древней и до конца не разрешенной, как это было со времен античности, а может быть, даже со времен первобытного человека. Мы знаем, что изначально человек формировался, развивался как особый вид, в единстве материального и духовного. И если мы посмотрим истоки человечества, то увидим, что вся природа в сознании человека была одухотворена. Существовало множество богов. Период язычества был хорошей иллюстрацией этого явления. Человек всегда развивался в единстве веры и духовности. Таким образом, понятие духовности гораздо более сложное, чем часто мы это представляем [106,стр.8].
Великие мыслители прошлого с разных позиций подходили к душе, духу, духовности, морали, нравственности, связывая их со сверхестественными силами, мировым (планетарным разумом), загробной жизнью. Но в наследии этих мыслителей главным является не обращение к сверхразуму, а их советы, размышления, воззрения, связанные с земным назначением этих категорий, с тем, что способствует «пониманию корней человеческой духовности, того факта, что за каждым живым человеком стоят поколения его предков, пронесших через свою жизнь духовные ценности, чтобы передать будущим поколениям» [131,стр.11].
Хотя нет единого взгляда на подходы к этим проблемам, нам представляется важным исследование, предложенное Т.И. Власовой, в котором автор определяет, что «духовное», «дух», «душа» часто выступали как однозначные понятия. Происхождение слова «дух» связано с понятийными символами древнейших культур человечества, в которых в различных интерпретациях встречаются его специфические определения. Неопределенность, трудноразрешимость «духовного» можно обнаружить в древневосточной философии. О «духовном» говорят тексты, повествующие о происхождении человека, например, по представлениям древних китайцев, человек возникает после того, как изначальный эфир (или пневма, ци) делится на два начала: Инь и ян, Свет и Тьму. Своим появлением он как бы призван преодолеть эту расколотость мира, ибо объединяет в себе телесное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное. В древнеиндийской философии душа трактуется как духовное начало вне человека. Это скорее мировая душа, нежели новая проекция личности. В то же время по представлениям древних китайцев, после смерти человека происходит перерождение души, которая вселяется в иное тело. Безусловно, именно в этом процессе для европейского мышления возникает противоречие: коль скоро не существует единичных душ, то не может существовать и перерождение. Думается, однако, что именно духовность, как принадлежащее универсуму, и человеку, подсказывает ему алгоритм жизни. Путь самоуглубления как алгоритм жизни характерен для восточной традиции и культур. Таким образом, можно сделать вывод, что соединение с Духом происходит не с помощью активных действий, а при «активном» недеянии [28,стр.17].
Значимость педагогического обращения к этнокультуре в духовно-нравственном образовании учащихся
В современной педагогической теории содержания образования большое место отводится этнокультуре, как коллективной памяти человечества, которая и является историей духовной культуры и систематизированного духовного опыта народа.
Цель педагогического воздействия этнокультуры - воспитание человека, «общественно-ценной и внутренне свободной», духовно развитой личности [78,стр.П], обладающей собственным мировоззрением, высоким сознанием, нравственностью.
Именно поэтому так важно разобраться в сути таких феноменов, как духовность и этнокультура, духовная культура и менталитет народа, народная педагогика и этнопедагогика. Только тогда появляется возможность понять, как этот бесценный багаж историко-культурных традиций всех наций и народностей способен указать ориентиры и средства преодоления переживаемого духовного кризиса, оздоровить нравственные начала общества. Рассмотрению этой группы вопросов посвящен третий параграф.
В этой связи, именно духовность как феномен синтезирует различные стороны человеческого существования, различные социокультурные процессы. В ней человек находит свои ответы на смысложизненные вопросы, делает собственный выбор идеалов и ценностей не столько на основе полученных знаний, сколько на базе получаемого опыта и исторической памяти, удовлетворения потребностей, соотнесенных с определенными нравственными принципами.
Для того, чтобы духовность была включена в процесс нравственного, культурного оздоровления общества, важно понимание, что она, во-первых, имеет всеобъемлющий характер, поскольку вбирает в себя все стороны жизни человека: его веру, нравственные ориентиры, эстетические пристрастия, повседневный практический опыт. Все эти грани духовности присутствуют в истории народов и личностей, запечатлеваются во всех культурно-исторических процессах и связях.
Во-вторых, духовность личности есть сфера ее идеалов и ценностных ориентации. Именно она определяет, программирует всю жизнедеятельность, предопределяет поступки человека. В-третьих, духовность существует как внутренний, субъективный мир личности, который разворачивается и реализуется в соответствующем времени и пространстве индивида.
Формулируя свое понимание духовности, Д. Лихачев утверждает, что память народов и личностей, есть «основа совести и нравственности, память - основа культуры, «накопленной» культуры... Память противостоит уничтожающей силе времени... Память вовсе не механистична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно, путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются трудовые навыки, бытовые навыки, семейные навыки, общественные институты... Мы не храним старину не потому, что ее много, не потому, что среди нас мало ценителей красоты прошлого, мало патриотизма, любящих родную историю и родное искусство, а потому, что слишком спешим, слишком ждем немедленной «отдачи», не верим в медленные целители души» [77,стр.76,104-105].
Вместе с тем, культура, есть способ организации и развития, совершенствования жизнедеятельности личности, наций и народов, всего человечества, который представлен в продуктах как материального, так и духовного труда, в системе общепринятых норм общежития, а также в соответствующих учреждениях, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к миру, к природе, друг к другу и к самим себе. Культура -сложное, многогранное социальное явление, особый способ освоения действительности, результаты которого (в вещной, материальной и идеальной формах) участвуют в процессе выявления, раскрытия и осуществления способностей и дарований людей, развитии их родовых качеств. Приоритет в культуре, на наш взгляд, принадлежит творческой деятельности человека, в процессе которой он создает и осваивает, присваивает ценности, накопленные человечеством [101,стр.21].
Таким образом, духовно-нравственное образование личности является частью общечеловеческой культуры в философско-методологическом, историческом, национальном и мировом аспектах. Мировая культура является продуктом творческой деятельности человеческих сообществ, присущих им культурно-исторических укладов. Поэтому, задача разработки и реализации этнокультурного компонента, по мнению многих исследователей, должна осуществляться, на новой этнометодологической основе.
Педагогические условия обеспечения эффективности духовно-нравственного образования младших школьников через приобщение к этническим традициям
Особое направление развития духовно-нравственного образования реализуют образовательные учреждения с этнокультурным компонентом образования. Это направление образования, понимаемое как целенаправленное приобщение к духовно-нравственным ценностям этнической культуры в обучении и воспитании, ныне активно развивается в российской системе образования. Этнокулътура является не просто «компонентом», а, безусловно, приоритетом, базисом, на котором вырастают знания и представления, необходимые для жизни в обществе, в социуме и этнокультурной среде.
Необходимостью становится обращение в отечественном образовании к этнокультурным традициям в организации учебно-воспитательного процесса школьников. Использование этнокультурных возможностей в педагогическом процессе способствует развитию личности на духовно-нравственной основе человеческих ценностей с учетом этнических традиций и идеалов. Этническая культура школьника в основе духовно-нравственного образования невозможна без определения себя как части своего народа, своей культуры.
Как считает М.Г. Тайчинов, одним из теоретических оснований такого подхода является то, что содержание образования в учебно-воспитательных институтах с полиэтническим составом учащихся включает в себя три взаимосвязанных компонента: обеспечение каждому возможности самоиндентифицироваться как представителю той или иной этнокультуры и традиций; создание условий для равноправного диалога с этнокультурным окружением; вовлечение растущей личности в цивилизационные процессы, основывающиеся на этнокультурных, общероссийских и общечеловеческих ценностях [169].
Именно поэтому, основой духовно-нравственного образования является приобщение к общечеловеческим ценностям, которые в педагогическом процессе приобретают особое воспитательное значение. Анализ теории воспитательных ценностей позволил установить, что общечеловеческое не исключает национального, а этническая специфика в данном случае касается только конкретных деталей программы человеческого совершенствования. Этнические ценности, являясь совокупностью культурных традиций этноса, находят свое отражение в этнокультурных традициях .
В свете такой перспективы наш интерес к этнокультурным традициям как средству духовно-нравственного образования младших школьников, представляется оправданным.
Под этнокультурными традициями нами понимаются исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, отражающие совокупность ценностей морали и культуры определенного этноса. Традиции этнокультуры, сосредоточивая в себе нравственные категории, выступая как коллективная память, создают особую психологическую среду, в которой представители этноса подвергаются естественному воспитательному воздействию. Участие в традициях предполагает присвоение ценностей, вследствие чего работает механизм генетической памяти, определяющий национальный характер, этнические стереотипы и этническую идентичность. Последнее понимаем как психологическую категорию, относящуюся к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности, ее оценку и значимость членства в ней.
Перечислим наиболее характерные из этнокультурных традиций народов Бурятии: более раннее приобщение к общественно-значимому труду; забота родителей и всего сообщества о физическом развитии детей, о формировании здорового образа жизни; уважительное отношение к своей «малой родине», чувство «дома», «дух семьи», привязанность к родному дому, стремление к семейному общению, к совместным делам с родителями (с помощью традиционных приемов воспитания, таких как благопожелания, наставления, советы, поучения, поощрения, эмоциональная поддержка, опора на родословную семьи, ее традиции, соотношение ее с историей села, места проживания); развитие разнообразных социальных связей, совместная игровая, художественная, общественно-полезная деятельность взрослых и детей в целях укрепления традиционного уклада, образа жизни, проекции жизненного опыта, знаний, трудовых и художественных навыков старшего поколения в сфере духовных потребностей и интересов детей и молодежи; ориентация на пример взрослых как основной метод влияния на детей, включения в активные трудовые, культурно-досуговые дела в социуме, в национальные виды искусства и спорта; воспитание доброты, милосердия, заботы о людях, природе, окружающей среде и т.д.
Содержание учебного материала располагает потенциальными возможностями овладения системой знаний различных аспектов этнических культур: особенности быта, традиции семейного воспитания, особенности традиционной кухни, традиционной одежды, а также традиционного уклада.