Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическая модель этического образования школьников на основе поликультурного подхода Морозова, Елена Аргентиновна

Педагогическая модель этического образования школьников на основе поликультурного подхода
<
Педагогическая модель этического образования школьников на основе поликультурного подхода Педагогическая модель этического образования школьников на основе поликультурного подхода Педагогическая модель этического образования школьников на основе поликультурного подхода Педагогическая модель этического образования школьников на основе поликультурного подхода Педагогическая модель этического образования школьников на основе поликультурного подхода
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Морозова, Елена Аргентиновна. Педагогическая модель этического образования школьников на основе поликультурного подхода : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Морозова Елена Аргентиновна; [Место защиты: Владимир. гос. ун-т им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых].- Владимир, 2011.- 239 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/258

Введение к работе

Актуальность исследования. Современные тенденции развития российского образования позволяют рассматривать школу как один из важнейших факторов гуманизации общества. В этой связи проблема этического образования приобретает особую важность. Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения1 актуализируют задачи самоидентификации личности, формирования гражданско-патриотической позиции молодежи, связывают их решение с преодолением кризиса духовности, культурной маргинализации подростков, ростом ксенофобии, вызванных трансформацией ценностных ориентиров в обществе. Причинами, обусловливающими необходимость доминирования общечеловеческих духовно-нравственных ценностей в современном обществе, являются:

глобальный характер мировой политики, экономики, культуры и образования: любое общество не свободно ни от культурных универсалий, ни от интеграционных процессов, осуществляемых в современном мире;

проблема диалога культур, которая на сегодняшний день становится объективной реальностью и осознанной необходимостью: чем выше ценится многообразие, более глубоко осознается самобытность, тем больше увеличивается общий знаменатель общечеловеческих ценностей;

процессы мировой интеграции и модернизации образования, вызвавшие необходимость формирования таких ценностных подходов в образовании, как развитие субъектности участников образовательного процесса; активизация процессов саморазвития, самообразования, самовоспитания; максимальная обращенность к внутреннему миру личности; готовность к толерантному диалогу с Другим; способность к коммуникации в широком поле связи человека с миром.

Ответом на вызовы современности явилось развитие новой парадигмы образования - культурно-исторической педагогики (Е.А. Ямбург, В.- М. Рот, Ю. Ли и др.), опирающейся на культурно-историческую психологию Л.С. Выготского. В данной модели образования субъект является носителем личностной картины мира, культуры, а процесс образования и воспитания может быть описан как система, в основе которой лежит взаимодействие (диалог) личностных моделей культуры равноправных субъектов этого

О мерах по обеспечению прав граждан на образование с учетом норм Федерального закона от 1 декабря 2007 года №309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».

процесса. В основании такого взаимодействия лежит следующий принцип: "партнеры (учитель и ученик в процессе диалога) равны в своей личностной бесконечности" (А.В. Гаврилин). В этой связи актуализируется поликультурный подход к образовательному процессу, в центре которого находится диалог как ведущая идея, пронизывающая собой все составляющие современной модели образования.

Процессы, обусловившие поиск новых ценностных ориентиров и актуализирующие проблему модернизации образования, направленную на ликвидацию разрыва между опережающим техническим прогрессом и отставанием духовно-нравственного развития, находились в центре внимания таких исследователей, как А.Я. Айзенберг, A.M. Арсеньев, В.П. Бондаренко, А.В. Гаврилин, А.К. Громцева, И.Д. Демакова, Б.П. Есипов, Г.С. Закиров, Н.Д. Иванова, B.C. Ильин, Г.М. Коджаспарова, Л.С. Колесник, М.Г. Кузьмина, Н.Д. Никандров, П.И. Пидкасистый, М.А. Прокофьев, Б.Ф. Райский, И.А. Редковец, В.А. Сластенин, Е.Н. Ястребцева, Е.А. Ямбург и др.

Проблема нравственного совершенствования через этическое образование как одного из способов духовно-практического освоения мира становится все более актуальной в современном обществе. Традиционные модели этического образования учащихся малоэффективны в информационном обществе. Соответственно, необходимы новые подходы к этическому образованию, переосмысление целей, способов, направленных на нравственное совершенствование, в рамках которых возможно формирование общечеловеческих, общекультурных ценностей. При этом особую значимость приобретает этическое образование на основе поликультурного подхода, направленное на преодоление культурной маргинализации подростков. Обоснование теоретико-методологических основ организации этического образования учащихся, идеи его поликультурности, построение педагогической модели поликультурного этического образования являются важными задачами, стоящими перед современной педагогикой.

Таким образом, актуализируется противоречие между потребностью общества в повышении уровня нравственной культуры учащихся и недостаточной разработанностью педагогических средств этического образования на основе поликультурного подхода в педагогической науке, отвечающих запросам информационного общества. В результате выявленного противоречия сформулирована научная проблема: каковы педагогические условия построения и реализации модели этического образования школьников на основе поликультурного подхода?

Научная и практическая значимость решения данной проблемы определила формулировку темы исследования: "Педагогическая модель этического образования школьников на основе поликультурного подхода".

Объект исследования: этическое образование школьников в теории и практике отечественного образования.

Предмет исследования: педагогическая модель этического образования школьников на основе поликультурного подхода.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую модель этического образования школьников на основе поликультурного подхода.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определена гипотеза исследования, согласно которой процесс накопления опыта нравственного поведения школьников будет осуществляться более эффективно, если разработана педагогическая модель этического образования, базирующаяся на основных идеях культурно-исторической педагогики и теории межкультурной коммуникации, содержащая целевой, процессуальный, аналитический компоненты, определяющие принципы, содержание, методы, формы, средства, а также показатели результативности этического образования школьников на основе поликультурного подхода.

Задачи исследования:

  1. Систематизировать теоретические основания проблемы исследования и уточнить ее понятийный аппарат с учетом требований современного информационного общества.

  2. Выделить важнейшие этапы этического образования в деятельности отечественной общеобразовательной школы.

  3. Раскрыть сущность этического образования в условиях глобализации.

  4. Разработать модель этического образования школьников на основе поликультурного подхода.

  5. Выявить педагогические условия продуктивной реализации педагогической модели этического образования на основе поликультурного подхода. Теоретико-методологическую основу исследования составляют

философские, религиозные, педагогические идеи, определяющие содержание этического образования и формирующие представление о добродетели (Аристотель, Р.Г. Апресян, А.А. Гусейнов, П. Гольбах, М. Монтень, Парацельс и др.), морали (Т. Гоббс, О.Г. Дробницкий, А. Шопенгауэр и др.), духовно-нравственном становлении личности (И. Кант, В. Соловьев и др.), этике ненасилия (Л.Н. Толстой, М.-Л. Кинг, И.А. Ильин и др.), этике благоговения перед жизнью (А. Швейцер); глобальной этике (Г. Кюнг, Л. Геррет);

педагогические теории содержания образования в контексте инновационного развития школы (М.В. Богуславский, И.К. Журавлев, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Л.М. Перминова, Е.Н. Селиверстова, B.C. Шубинский, А.В. Хуторской и др.);

- теоретико-методологические основы поликультурного подхода в

образовании (В.П. Борисенкова, А.Я. Данилюк, Н.А. Джуринский, З.А.

Малькова, КВ. Султанов, А.В. Сухарев, В.А. Тишков и др.).

Теоретическому и методологическому анализу исследуемой проблемы способствовало изучение работ по истории и методологии дореволюционной педагогики (И.А. Алешинцев, Н.И. Барсов, С.Ф. Егоров, Е.Ф. Грекулов, СИ. Миропольский, М.А. Остроумов, Л.К. Пахаревский, А.Н. Стрижев, Е.К. Шмидт и др.), по теории воспитательной работы и общей педагогике (Л.В. Байбородова, О.С. Богданов, Н.И. Болдырев, Г.Н. Волков, И.Д. Демакова, П.Ф. Каптерев, И.И. Легостаев, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий и др.), исследований, выполненных с позиции культурно-исторической педагогики (А.В. Гаврилин, О.С. Газман, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Е.А. Ямбург и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, социологической, педагогической и психологической литературы; анализ педагогического опыта; моделирование; педагогический эксперимент (включенное наблюдение, беседы, анализ педагогических ситуаций, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ школьников, математико-статистический анализ результатов эксперимента).

База исследования. В опытно-экспериментальной деятельности были задействованы школы Владимирской области, в учебный план которых был введен курс этики. (По данным департамента образования Владимирской области, на сентябрь 2010 г. в 99 школах Владимирской области в 5-х классах был введен курс этики.) Непосредственно базовыми школами, участвующими в апробации педагогической модели этического образования на основе поликультурного подхода, явились: средняя общеобразовательная школа № 26 г. Владимира, средняя общеобразовательная школа №1 г. Радужный, интернат-лицей №1 г. Владимира, средняя общеобразовательная школа №5 г. Владимира. Общее количество детей, занятых в эксперименте, составило 175 человек (из них 100 человек - экспериментальная группа, 75 -контрольная группа), учителей - 9 человек.

Основные этапы исследования. Работа проводилась в три этапа.

На первом этапе (2005-2006 гг.) были выявлены проблемы этического образования, определены методологические и методические подходы к их решению, сформулирована гипотеза; проводился анализ научной и программно-методической литературы; велось накопление теоретического и эмпирического материала.

На втором этапе (2006-2010 гг.) осуществлялась разработка и первая апробация модели этического образования, основанной на поликультурном

подходе; определялись организационно-педагогические условия реализации ее эффективности.

На третьем этапе (2010-2011 гг.) анализировались, теоретически обобщались и текстуально оформлялись полученные результаты исследования; на основании проверки гипотезы формулировались выводы; оформлялся текст диссертации.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются опорой на современные теоретические положения философии, культурологии, психологии и педагогики, опорой на повседневную педагогическую практику и опыт экспериментальной деятельности; четкостью исходных методологических позиций; использованием комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования.

Научная новизна работы заключается в следующем:

раскрыто содержание понятия "этическое образование" как образования, обращенного к человеку и ориентирующего школьника на мировую культуру, состоящего в обретении им нравственного идеала, наполненного поликультурным смыслом;

выявлены и охарактеризованы важнейшие этапы организации этического образования школьников в нашей стране (от этапа, направленного на формирование у учащихся православных духовно-нравственных ценностей, до этапа, основанного на общечеловеческих духовно-нравственных ценностях и поликультурном подходе);

раскрыта сущность этического образования в условиях глобализации, ориентированного на формирование у современных школьников опыта нравственного поведения;

представлена педагогическая модель этического образования школьников, базирующаяся на поликультурном подходе, содержащая в себе целевой, процессуальный, аналитический компоненты;

выявлены и экспериментально проверены педагогические условия эффективной реализации предложенной модели, к которым относятся: поликультурное содержание программы по курсу "Этика" и всего учебно-методического комплекса; интеграция курса этики с другими гуманитарными дисциплинами; готовность педагога к организации этического образования учащихся в поликультурном образовательном пространстве; включенность учащихся в межкультурное взаимодействие.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что:

представленные выводы и положения обогащают педагогику новыми знаниями о сущности и способах осуществления этического образования школьников в условиях информационного общества;

обоснована целесообразность применения поликультурного подхода в этическом образовании школьников;

разработанная педагогическая модель этического образования школьников на основе поликультурного подхода выступает в качестве теоретической предпосылки для проектирования содержания и технологий этического образования, адекватного современным реалиям.

Практическая значимость заключается в следующем:

использование выводов и результатов исследования в практике этического образования в учреждениях общего, дополнительного и профессионального образования будут способствовать повышению качества этического образования в условиях глобализирующегося мира;

обоснованное в исследовании положение о целесообразности применения поликультурного подхода в практике этического образования школьников углубит представление современных педагогов о концептуальных основаниях процесса поликультурного образования;

содержание программы и УМК по курсу "Этика" позволит повысить уровень научной обоснованности усилий педагогов в осуществлении этического образования;

внедрение в практику современного этического образования программного и учебно-методического обеспечения образовательного курса "Этика", включающего методические рекомендации к контрольно-оценочной деятельности по данному курсу и рабочую тетрадь по этике для учеников 5-го класса, поможет организовать процесс этического образования на диагностической основе.

Личный вклад автора в исследование заключается в теоретическом обосновании авторского варианта понятия "этическое образование" и целесообразности применения поликультурного подхода в этическом образовании школьников; разработке педагогической модели этического образования на основе идеи поликультурного подхода, практико-ориентированной программы по этике для учащихся 5-х - 8-х классов, программы курсовой подготовки педагогов по курсу этики; в учебно-

методическом обеспечении этого курса; в количественной и качественной обработке результатов исследования по апробации предложенной модели.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в непосредственной работе автора в качестве старшего преподавателя кафедры гуманитарного образования Владимирского института повышения квалификации работников образования (ВИПКРО), обеспечивающего методическое сопровождение курса этики в средних общеобразовательных школах г. Владимира и Владимирской области.

Основные выводы и результаты исследования представлялись в докладах на межрегиональной научно-практической конференции "Проблемы межэтнической толерантности и национальной идентичности в центральной России: история и современность" (Владимир, 2007), Международной научно-практической конференции "Диалог культур в образовании" (Москва, РАН, 2008); II Международной научно-практической конференции "Восточная Европа: тенденции, взаимодействия, инновации" (Владимир, 2008); Международной научно-теоретической конференции "Образ человека и мира в Махабхарате и Бхагавад-гите" (Владимир, 2008); Международной научно-практической конференции "Формирование среднего класса в России" (Владимир, 2008); на II Всероссийских новиковских чтениях "Воспитание в контексте междисциплинарного подхода" (Владимир 2009); на VII Международной научно-практической конференции "Ценностные трансформации в психологии отношений: теория, социальная практика и перспективы" (Владимир, июль 2010 г.); на Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное воспитание и развитие: традиция и современность" (Иваново, сентябрь 2010); на межрегиональном "круглом столе" "Разработка и внедрение в образовательное пространство моделей поликультурного образования" (Москва, 2010 г.); на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Гуманитарные науки в современной школе: технологии, содержание, воспитательный потенциал" (Иваново, 2011 г.); на Международной научно-практической конференции "Психологические аспекты противодействия идеологии экстремизма" (Махачкала, октябрь 2011 г.); обсуждались на заседаниях ученого совета и 'Школы молодого ученого" (ВИПКРО).

На защиту выносятся:

1. Этическое образование - целенаправленный и специально организуемый процесс, сущностью которого является развитие нравственной деятельности - морального сознания, отношений, опыта нравственного поведения, базирующихся на общечеловеческих нравственных ценностях, предполагающих интеграцию национальной и мировой культур.

2. Важнейшие этапы этического образования в отечественной педагогике:

I этап этического образования, направленный на формирование у учащихся православных духовно-нравственных ценностей (1811 -1917 гг.);

II этап этического образования, базирующийся на коммунистической идеологии (1917 г. - середина 80-х гг. XX в.);

III этап этического образования, центрированный на изучении курса "Этика и психология семейной жизни" (1982 - 1992 гг.);

IV этап этического образования, основанный на общечеловеческих духовно-нравственных ценностях и поликультурном подходе (вторая половина 90-х гг. XX в. - по настоящее время).

Данные этапы детерминированы ценностями общества, идеологическими, мировоззренческими и религиозными установками, политическим устройством.

  1. Сущность этического образования школьников в условиях глобализации определяется плюрализмом нравственных идеалов, отражающих особенности поликультурного мира, выражается в соответствующей специфике формируемого морального сознания, чувств, мотивов к осознанному нравственному поведению, выбору способов "морального поступания".

  2. Педагогическая модель этического образования школьников, построенная на основе поликультурного подхода и базирующаяся на принципах культурно-исторической педагогики, включает следующие компоненты:

целевой, определяющий направленность этического образования на развитие нравственного сознания, чувств (сопереживания), поведения учащихся современной школы на основе интеграции ценностей традиционной национальной и мировой культуры в процессе формирования толерантного отношения к представителям различных культур;

процессуальный, основанный на принципах преемственности, культурной целостности, вариативности и т.п., формирующих содержание этического образования, и включающий в себя методы, приемы обучения школьников этике, организацию обучения педагогов и учащихся;

аналитический, определяющий подходы к комплексной оценке результатов процесса освоения учащимися и педагогами необходимых знаний, овладения практическими умениями и навыками, включающий

в себя методические рекомендации к осуществлению контрольно-оценочной деятельности учащихся 5-8 классов.

5. Условия продуктивной реализации педагогической модели этического образования на основе поликультурного подхода:

поликультурное содержание программы по образовательному курсу "Этика" и всего учебно-методического комплекса, позволяющее расширить знания учащихся об иных культурах и подготовить их к межнациональному и межкультурному диалогу;

интеграция курса этики с другими гуманитарными дисциплинами (механизм интеграции прописан в программе по этике);

готовность педагога к организации этического образования учащихся в поликультурном образовательном пространстве; включенность учащихся в межкультурное взаимодействие.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, включает список использованной литературы и приложения.

Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы цель, задачи, гипотеза, охарактеризованы методы исследования; определена научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе "Этическое образование как объект педагогического исследования" доказано, что идея этического образования в поликультурном пространстве современного социума является порождением культурно-исторической и этико-педагогической рефлексии, а также рассмотрены теоретико-методологические предпосылки разработки педагогической модели этического образования.

Во второй главе "Экспериментальное обоснование педагогической модели этического образования на основе поликультурного подхода" раскрываются концептуальные идеи данной модели, содержатся результаты ее экспериментальной проверки.

В заключении подводятся общие итоги исследования и делаются выводы.

В приложениях представлен обзор содержания проанализированных программ по этике; использованные диагностики в опытно-экспериментальной деятельности.

Похожие диссертации на Педагогическая модель этического образования школьников на основе поликультурного подхода