Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы преподавания культуро-ведческих дисциплин в 8-9 классах общеобразовательных школ Дагестана. t
I.I. Место и роль культурологических дисциплин в системе образования 16
/.//. Педагогическое обоснование содержания интегрированного курса «Культура и традиции народов Дагестана» в 8-9 классах
/.///. Учебно-воспитательные задачи предмета «Культура и традиции народов Дагестана» в 8-9 классах общеобразовательных школ
I.IV. Психолого-педагогические особенности учащихся 8-9 классов как факторы обучения национальной культуре
ГЛАВА II. Методика преподавания предмета «Культура и традиции народов Дагестана» в 8-9 классах общеобразовательных школ Дагестана
//./ Формы, методы и средства активизации культурологического образованин учащихся 8-9 классов в процессе преподавания «Культуры и традиций народов Дагестана»
//.//. Экспериментальная проверка методики изучения учащимися национальной культуры в 8-9 классах
II. III. Формы и методы организации внеклассной работы учащихся в процессе преподавания национальной культуры
II.IV. Система организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения национальной культуры
II. V. Методы использования наглядности на уроках культуры и традиций народов Дагестана
Заключение 148
Литература 152
Приложение. Фрагменты экспериментальных материалов:
- тесты на выявление знаний в области национальной культуры;
- образцы анкетных вопросов;
- поурочные разработки с методическими рекомендациями к программным темам по национальной культуре;
- образцы наглядного материала, рекомендуемые к урокам по культуре и традициям народов Дагестана.
Введение к работе
Культура в целом и национальная культура, в частности, являются органической частью культурного наследия человечества.
Новый курс российской образовательной политики, направленный на демократизацию и гуманизацию процесса обучения и воспитания, учитывает особенности функционирования и развития различных культур. Взаимодействие людей в обществе, в многонациональных коллективах в особенности, связано с толерантностью человека к той или иной культуре, статусом культуры и сферой её распространения. Важной сферой распространения культуры является образование.
Проблема удовлетворения этнокультурных запросов учащихся в образовании отражается в таких важнейших правовых актах, как «Всеобщая декларация прав человека» f[65]f с.2 ) «Конвенция о правах ребёнка» 12],с.95-97) «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» ([66]; с.3-4) «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах»([133]/с.2-3) и других.
В контексте рассматриваемой нами проблемы актуальными являются статьи 28-30 «Конвенции о правах ребёнка», в которых отмечено, что образование должно быть направлено на воспитание уважения к культуре, самобытности, языку и национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает (статья 29) и, в то же время, к культуре и языку других народов и мировой цивилизации в целом. В части d статьи 29 цель любой школы определяется как подготовка ребёнка «к сознательной жизни в современном обществе в духе терпимости и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения» ([1 12J.C.96).Статья 30 «Конвенции о правах ребёнка» фиксирует право
ребёнка, принадлежащего к этническим и языковым меньшинствам или коренному населению, пользоваться своей культурой и языком. Это предполагает и приобретение образования, основанного на национальной культуре. Эта же статья прямо предусматривает создание национальной школы, в которой ребёнок мог бы совместно с другими членами своей группы обучаться на родном языке, изучать национальную историю и культуру. Организация соответствующих курсов и предметов должна гарантировать получение знаний о культуре различных народов.
Статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах подчеркивает, что образование должно быть направлено на полное развитие личности, и сознание её достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами (ПЗЗ],с.З).
В утверждённой Министерством образования «Программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы» подчёркивается, что «принципы государственной политики в области образования как совокупность концептуальных идей и установок предоставили возможность самим педагогическим коллективам моделировать воспитательные системы,адекватные природе детства, национальным и культурным традициям perHOHa»([173]fc.23).
Одной из задач данной программы является задача «повышения культуры межнациональных, межэтнических отношений», а также «формирование региональных, муниципальных и других систем воспитания на основе учёта территориальных, социокультурных и национальных особенностей»([173] с.23),
Одним из основных принципов организации воспитания в программе является «принцип культуросообразности, который предполагает, что оно основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценно-стям»( [173] .24).
И, наконец, в статье 14 «Общие требования к содержанию образования» Федерального закона РФ «Об образовании» устанавливается, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру» [17l c.2).
Учитывая вышеизложенные программные положения Министерства образования РФ, можно заключить, что центральное место в образовательной системе должна занимать личность, стремящаяся к пониманию целостной картины мира, культуры, как опыта предшествующих поколений людей. Ибо жизнь в современном обществе, возможность приспособиться к её постоянно меняющимся условиям во многом зависят от полноты усвоения учеником того культурного наследия, которое передаёт ему предшествующее поколение.
Реформирование образования в России предполагается осуществлять с учётом национального состава и структуры населения РФ, так как само явление поликультурности Федерации порождает высокую степень разнообразия ценностных ориентации, установок и поведенческих стереотипов. Что требует ориентации образования на этнокультурные потребности и образовательные интересы народов, населяющих Россию.
В «Основных направлениях развития эстетического образования», принятых на Коллегии Министерства образования РФ [1 58 0.11) отмечается, что в настоящее время становится возможным строить образование с учётом многовекового культурного наследия всех народов
России, реализовывать «связь времён», по- иному оценивать вклад культуры народов России в мировую культуру.
Одним из важнейших направлений реформы высшей и средней школы является гуманитаризация современного образования. В ходе этой работы началось введение в учебные планы дисциплин культурологического цикла (истории культуры, культурологии, мировой художественной культуры, а также предметов по изучению национальной культуры в регионах) в качестве обязательных. Так в школах республик Северного Кавказа введены предметы, дающие возможность изучать традиции и обычаи местных народов, знакомиться с богатством накопленного духовного опыта. В адыгейских школах преподаются циклы предметов «Этнопедагогика», в Северной Осетии внедряются такие предметы, как «Этнография Осетии», «Национальный этикет», «Нартский эпос», в Дагестане - «Культура и традиции народов Дагестана». Кстати, осетинский опыт преподавания данных дисциплин может быть перенесен и на другие регионы, в частности на Дагестан. В аспекте дагестанский эпос можно было бы изучить мифологию кавказ-ко-иберийских народов. Эти дисциплины призваны обеспечить переориентацию обучения на гуманитарные потребности личности, создать необходимый культурный базис для усвоения общеобразовательных и специальных дисциплин.
Культурологическая подготовка призвана готовить учащихся к ориентации в современном научно-техническом мире, к осмыслению его как совокупности культурных достижений человеческого общества, способствовать взаимопониманию и продуктивному общению представителей различных культур, преодолению установки на социальное противостояние и изоляционизм в отношении российской культуры.
Возвращаясь к вопросу стратегии гуманитаризации и демократизации образования, придания ему культурообразующего статуса необхо
димо отметить, что данная проблема не может быть осуществлена без разрешения противоречия между актуализирующимися этнокультурными потребностями и образовательными интересами народов как субъектов образовательного пространства и возможностями их удовлетворения Федеральной системой образования. Данное противоречие можно ликвидировать путём построения содержания образования, этнокультурная направленность которой будет учитывать интересы не только многонационального государства, но и этносов. «Школа неотрывна от национальной почвы, она формирует и хранит национальную культуру, переправляя два встречных потока - обогащение национального общечеловеческим и общечеловеческого национальным» [176] с. 12).
Процесс изучения предметов культурологического цикла предполагает целенаправленное формирование культурных ориентации и установок личности, того духовного потенциала, который позволяет усваивать специальные знания в качестве элемента целостной общественной культуры. Эти и другие идейные установки являются основополагающими и в республиканских законах Дагестана «О культуре» ([156];с.2) «О личной и общественной нравственности» ([1 57 .3).
Однако преподавание дисциплин культурологического цикла, в том числе предмета «Культура и традиции народов Дагестана», как и всякое новое дело, имеет серьезные проблемы. В частности, отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение, не разработана региональная концепция культурологической подготовки, при наличии некоторых программно-инструктивных материалов по национальной культуре нет экспериментально проверенных методических пособий, не хватает учебной литературы.
Значение и неразработанность исследования обуславливают его актуальность, делают ее соответствующей современным духовным за
просам общества, имеющим важное значение для совершенствования культурологической подготовки учащихся.
Методологической основой проблемы преподавания культурологических предметов, в том числе интегрированного учебного курса «Культура и традиции народов Дагестана» в 8-9 классах общеобразовательной школы выступают культурологический и аксиологический подходы. Культурологический подход, рассматривающий образование как важнейший компонент культуры и основной канал её трансляции, даёт основание видеть в образовании не только средство формирования у учащихся знаний, умений и навыков, но и путь достижения более высокой цели - становление личности растущего человека как носителя и творца культуры. Аксиологический подход позволяет изучать образование как социокультурный феномен с точки зрения имеющихся в нём возможностей удовлетворения потребностей людей и этнических сообществ, сохранения их культурных ценностей.
Диалектика соотношения общечеловеческого и национального раскрывается в трудах зарубежных педагогов Я.А.Коменского, А.Дистервега и других.
Значимость народной культуры и народной педагогики традиционно подчёркивалась и в отечественной науке. Так ещё в 19 веке С.А.Рачинский, В.Я.Стоюнин, К.Д.Ушинский отмечали детерминацию воспитания этнически направленной культурной средой.
Различные аспекты формирования национального самосознания, одной из сторон которого является овладение национальной культурой, занимали значительное место в трудах русских философов и историков Н.А.Бердяева, Н.М.Карамзина, B.C. Соловьёва, указывающих на необходимость учета диалектики соотношения национального и общечеловеческого.
Основополагающее значение для теоретико-методологического и практического решения проблемы усвоения национальной культуры и исторических ценностей имеют труды русских педагогов: А.Н.Радищева, отмечавшего единство общечеловеческого и национального начала; М.В.Ломоносова, внесшего вклад в развитие отечественной науки; К.Д.Ушинского, впервые в русской педагогике предложившего систему национального воспитания; П.П.Блонского, обосновавшего последовательность национального воспитания; В.Г.Добролюбова, выдвинувшего идею народности в литературе. На необходимость использования в воспитании национальных особенностей указывала и Н.К.Крупская.
Педагогический потенциал народной культуры раскрывают в своих книгах и статьях И.В.Бестужев-Лада, Н.В.Бромлей, М.М.Громыко.
Существует большое количество исследований, рассматривающих народную культуру как средство формирования нравственных качеств личности (М.М.Бахтин, Н.В.Бромлей, З.И.Васильцова, Д.С.Лихачёв, Ю.М.Лотман, М.И.Стельмахович).
В современной педагогике всё сильнее подчёркивается тезис куль-туросообразности образования и взгляд на школу как на открытый социокультурный институт: Е.В.Бондаревская, Е.В.Ильенков, Е.Н.Ильин, М.С.Каган, И.Б.Котова.
Проблема традиционного воспитания широко освещена в современной философской, социологической и педагогической литературе. Значительный вклад в её разработку внесли А.К.Алиев, А.М.Магомедов, Н.С.Сарсенбаев, И.В.Суханов, З.М.Магомедова, Ш.А.Мирзоев и другие.
Использование прогрессивных народных традиций в воспитании школьников рассматривается в исследованиях А.И.Масурманова, А.Л.Бугаевой, Н.В.Силистрару, Х.Х.Батчаевой, Т.Г.Саидова.
Изучению народной педагогики в связи с религиозной культурой посвящены исследования Т.С.Саидбаева, М.Г.Тайчинова,
К.Д.Давлетшина и других.
Несмотря на многообразие фундаментальных исследований в области культуры, народной педагогики, к сожалению, пока отсутствуют работы о методах внедрения культурологического материала в учебный процесс. Теоретические основы и методика преподавания большинства культурологических предметов остаются не разработанными. Данное обстоятельство осложняет целенаправленное, успешное преподавание учебных курсов культурологического цикла, включая и предмет «Культура и традиции народов Дагестана». Это еще раз подчеркивает актуальность диссертационного исследования.
Цель исследования: раскрытие теоретических основ, разработка и экспериментальная проверка эффективной методики преподавания интегрированного учебного курса «Культура и традиции народов Дагестана» в системе культурологического образования учащихся 8-9 классов.
Объект исследования: педагогическая деятельность учителя, направленная на формирование знаний и на разработку теоретических основ по развитию национальной культуры.
Предмет исследования: процесс формирования знаний по национальной культуре и освоения этнокультурных и национальных традиций, ценностей в условиях поликультурного образования Республики Дагестан.
Гипотезой исследования служит предположение о том, что эффективность изучения (преподавания) культуры и традиций народов Дагестана повысится при реализации следующих педагогических условий:
- при создании развивающей, образовательной этнической среды в школе, основанной на народном этикете;
- при организации и проведении учебных занятий по национальной культуре с учетом народных традиций и обычаев;
- при организации самостоятельной художественно-творческой деятельности, смотров-конкурсов, выставок, олимпиад среди школьников;
- введении в систему внеклассной и внешкольной работы в рамках предмета «Культура и традиции народов Дагестана» клубов, кружков, детских объединений по народному искусству и изучению народного быта;
- при организации совместной деятельности педагога, родителей и учащихся с учетом этнокультурных традиций;
- при разработке культуроформирующей программы для учащихся 8-9 классов по развитию знаний о жизни, культуре и традиций дагестанского народа.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования решались следующие задачи:
1. Изучить современное состояние преподаванияжультуры и традиций народов»Дагестана в общеобразовательных школах и выявить имеющиеся недостатки по формированию знаний учащихся 8-9 классов по национальной культуре и традициям.
2. Определить эффективные средства, формы и методы культурологического воспитания старших подростков и создать развивающую, образовательную этнокультурную гуманную среду, основанную на народных традициях и обычаях .
3. Экспериментально проверить эффективность применения системы урочных, внеклассных, внешкольных форм работы в рамках предмета «Культура и традиции народов Дагестана» и разработать научно-практические рекомендации для учителей по организации и проведении занятий по этой учебной дисциплине.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс взаимодополняющих методов:
- изучение и анализ литературы, теоретический анализ проблемы формирования системы знаний по культуре при изучении национальной культуры в 8 - 9 классах современной школы;
- изучение и обобщение опыта педагогов, ведущих уроки по национальной культуре; Личное преподавание предмета «Культура и традиции народов Дагестана» в школе и в ВУЗе;
- психолого-педагогический анализ уроков по национальной культуре в школе;
- методы моделирования;
- беседы, анкетирование, интервьюирование;
- анализ работ и устных ответов учащихся;
- проведение эксперимента в школах города Махачкалы. Опытно экспериментальная работа проводилась в средней школе №
37, школах-лицеях № 38, 39 г.Махачкалы, в школе № 1 г.Каспийска, а также в школах Лакского района Республики Дагестан.
Исследование проводились с 1997 по 2001гг. в три этапа.
Первый этап (1997-98гг.) - подготовительный
1.1. Изучение педагогической, культурологической, специальной методической литературы, программно-инструктивных документов;
1.2. Анализ инструктивных материалов Министерства образования РФ и Республики Дагестан, выяснение состояния работы по данной проблеме в массовой практике общеобразовательных школ.
1.3. Систематический анализ литературы, а также посещение, анализ и проведение уроков по национальной культуре, осуществляемые до момента завершения работы над диссертацией.
Второй этап (1998-99 гг.) - опытно-экспериментальный.
2.1. Определение цели, объекта, предмета, выдвижение гипотезы и постановка задач. Разработка программы экспериментального исследования процесса формирования знаний по национальной культуре при изучении «Культуры и традиции народов Дагестана» в 8-9 классах общеобразовательной школы;
2.2. Опытно-экспериментальная работа. Сущность методики эксперимента заключалась в проведении экспериментального обучения национальной культуре в 8-9 классах, используя выявленные средства и методы активизации культурологического образования (экспериментальные классы) при постоянном сравнении с обычным традиционным обучением национальной культуре в школах (контрольные классы). Одновременно сопоставлялись и педагогические пути, методы и средства обучения национальной культуре, применяемые в экспериментальных и контрольных классах. В экспериментальных классах уроки по культуре и традициям народов Дагестана велись с использованием разработанных методических рекомендаций, поурочных разработок с применением проблемных заданий, ситуаций, творческих сочинений, докладов на темы национальной культуры и традиций народов Дагестана.
2.3. Первичная проверка гипотезы. В результате систематических анкетирований, тестирований, написания докладов и рефератов и их анализа, наблюдений сравнивались результаты экспериментального преподавания курса «Культура и традиции народов Дагестана» и результаты традиционного преподавания того же предмета и на этой основе устанавливались различные уровни нравственного, эстетического развития, знания культурно-исторического прошлого и настоящего Дагестана, уровни сформированности художественно-эстетических, культурно-исторических понятий, представлений и предпочтений у учащихся 8-9 классов.
2.4. Определение возможности формирования системы знаний по национальной культуре при изучении «Культуры и традиций народов Дагестана» с помощью разработанных методов и средств обучения.
Третий этап (1999-200ІГТ.) - формирующий эксперимент.
3.1. Проведение формирующего эксперимента на базе средней школы № 37, школ-лицеев 38,39 г.Махачкалы, школы № 1 г.Каспийска.
3.2. Выработка практических рекомендаций по внедрению результатов исследования в практику преподавания национальной культуры в школе.
3.3. Внедрение результатов исследования в работу учителей по предмету «Культура и традиции народов Дагестана».
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что определены эффективные средства, формы и методы внеклассных и внешкольных занятий по развитию знаний по национальной культуре, найдены предпосылки к разработке методики преподавания культуры и традиций народов Дагестана, способствующей приобщению учащихся к этнокультурным традициям, формированию личности школьника на традициях дагестанской народной культуры.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при разработке новых учебных планов и программ для общеобразовательных учреждений, а также при корректировке учебных планов, при подготовке учебников, учебных и методических пособий по национальной культуре для общеобразовательной школы, и в целом для разработки методики преподавания предметов культурологического цикла в учебных заведениях многонациональных республик.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Выявленные специфические особенности формирования личности школьника на традициях дагестанской народной культуры.
2.Поэтапное формирование знаний у учащихся 8-9 классов по национальной культуре на основе этнокультурных традиций, методы гуманизации и демократизации учебно-воспитательной работы в школе.
З.Уровневые характеристики сформированности национальной культуры у учащихся 8-9 классов.
4.Выявлены перспективы для разработки новых программ по культуре и традициям народов Дагестана для организации и проведения учебных, внеклассных и внешкольных занятий по развитию знаний и формированию личности школьника на традициях дагестанской народной культуры.
Достоверность исследования обеспечена результатами педагогического эксперимента, адекватностью выбранных методов исследования поставленным задачам, их непротиворечивостью; подтверждается экспериментальными данными, полученными в ходе исследования.
Апробация результатов исследования и разработанных учебно-методических материалов осуществлялась на учебных занятиях с учащимися при проведении уроков в школе. Результаты исследования обсуждались на научных конференциях ДГУ, ДГПУ и нашли отражение в сборниках республиканских научно-практических конференций в 1997-2001 годах (гг.Махачкала, Элиста).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Структура диссертации обусловлена логикой исследования. Приложение включает экспериментальные материалы (разработанные анкетные, тестовые вопросы, поурочные планы-конспекты с методическими рекомендациями, а также образцы наглядного материала к урокам по национальной культуре).