Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнокультурные традиции калмыцкого народа как средство нравственного воспитания учащихся в спортивных объединениях Довданов Владимир Анатольевич

Этнокультурные традиции калмыцкого народа как средство нравственного воспитания учащихся в спортивных объединениях
<
Этнокультурные традиции калмыцкого народа как средство нравственного воспитания учащихся в спортивных объединениях Этнокультурные традиции калмыцкого народа как средство нравственного воспитания учащихся в спортивных объединениях Этнокультурные традиции калмыцкого народа как средство нравственного воспитания учащихся в спортивных объединениях Этнокультурные традиции калмыцкого народа как средство нравственного воспитания учащихся в спортивных объединениях Этнокультурные традиции калмыцкого народа как средство нравственного воспитания учащихся в спортивных объединениях
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Довданов Владимир Анатольевич. Этнокультурные традиции калмыцкого народа как средство нравственного воспитания учащихся в спортивных объединениях : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Довданов Владимир Анатольевич; [Место защиты: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева].- Элиста, 2007.- 267 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/2351

Введение к работе

Актуальность исследования. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» отмечается, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования нравственности В связи с этим ставится задача совершенствования системы патриотического воспитания, формирование у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению конституционных обязанностей В этих условиях возрастает роль и значение нравственного воспитания учащейся молодежи на основе этнокультурных традиций, на героическом опыте и примере предыдущих поколений, настоящих патриотов своей Родины

В психолого-педагогических исследованиях последних лет (Т С Анисимова, Л М Архангельский, В И Бойко, Е В Дымина, А В Кирь-якова и др) подчеркивается значимость нравственного воспитания учащихся и отмечается низкий уровень сформированности нравственных ценностей у подрастающего поколения А Т Петракова, С В Че-ренкова и др подчеркивают значимость формирования ценностной ориентации именно в детско-юношеском возрасте, когда устремленность в будущее становится основной направленностью личности и начинает определяться выбор жизненного пути, своего отношения к миру

Особый интерес представляют в этой связи педагогические идеи, взгляды на слагаемые нравственного воспитания, выраженные в трудах Н И Болдырева, Г Н Волкова, В 3 Вульфова, Л Н Гумилева, В А Коротова, Б Т Лихачева, И С Марьенко, В А Сухомлинского, Г Н Филонова и др

В последнее время исследователи все чаще обращаются к проблеме формирования личности на основе этнокультурных традиций В трудах Н Артыкова, Ж Бешимова, А Б Григоряна, X И Касымовой, А Б Панькина, Г Н Волкова, Т Н Петровой, Т М Мунзук, Л В Котен-ко, К Ш Ахиярова, И И Валеева, А Ш Гашимова, А.Э Измайлова, 3 Д Киекбаева, А Н Киреева, А М Магомедова, 3 Г Нигматова, З Т Равкина, Ю А Рудь, Я И Ханбикова, А Ф Хаинтибидзе и др раскрыты воспитательный потенциал этнокультурных ценностей народов Российской Федерации

Анализ состояния воспитанности школьников, анкетирование старшеклассников города Элисты, показывают, что большинство из

них смутно представляет себе героические свершения не только представителей многонациональной России, но и представителей этносов проживающих на территории Калмыкии Из огромного количества Героев Советского Союза и Героев России - уроженцев Калмыкии учащиеся сумели охарактеризовать лишь нескольких героев, крайне слабо представляют себе имена и свершения Героев Социалистического труда, ученых, спортсменов и многое другое

Формирование нравственных качеств личности современной молодежи немыслимо без учета и применения историко-этнокультурных традиций, героических событий-символов, свершений и побуждений, имевших решающее значение для народа, республики, Отечества Многолетние наблюдения, анализ деятельности учреждений дополнительного образования в городе Элиста и в районах Республики Калмыкия показывают, что в нравственном воспитании детей и молодёжи не всегда придерживаются исторической последовательности, полноты и четкости раскрываемых событий и героических свершений народа При достаточно целенаправленном внимании к истории страны вообще, обычно упускаются из виду не менее глубоко значимые в воспитательном плане, тесно связанные с историей родного края и родного народа воспитывающие события героического далекого прошлого и ближайшего настоящего Воспитательный потенциал нравственных традиций калмыцкого народа не стал еще предметом специального исследования

В реальном педагогическом процессе существуют противоречия между требованием общества к нравственной воспитанности учащейся молодежи и недостаточной подготовленностью педагогов спортивных объединений к осуществлению нравственного воспитани-ия с использованием этнокультурных традиций Необходимость практического решения данного противоречия определило проблему диссертационного исследования, заключающуюся в выявлении педагогических условий использования этнокультурных традиций калмыцкого народа в нравственном воспитании учащихся в спортивных объединениях Решение этой проблемы составляет цель исследования

Актуальность, теоретическая и практическая значимости данной проблемы обусловили выбор темы исследования «Этнокультурные традиции калмыцкого народа как средство нравственного воспитания учащихся в спортивных объединениях»

Объект исследования - воспитательный процесс в секциях и группах общественных организаций

Предмет исследования - педагогические условия воспитания нравственных качеств личности учащихся в спортивных объединениях

с использованием калмыцких героических историко-этнокультурных традиций

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что воспитание позитивных нравственных качеств учащихся в спортивных объединениях с использованием этнокультурных традиций калмыцкого народа будет более эффективным при условии

выявления потенциала этнокультурных традиций калмыцкого народа в нравственном воспитании учащихся, направленного на формирование нравственно устойчивой личности,

разработки и реализации концепции и программы нравственного воспитания учащихся в спортивных объединениях на этнокультурных традициях калмыцкого народа,

осуществления индивидуального подхода к учащимся в процессе воспитания нравственных качеств

Цель исследования, проверка гипотезы потребовали решения следующих задач

изучить и выявить этнокультурный потенциал калмыков в нравственном воспитании учащихся,

разработать концепцию и программу нравственного воспитания учащихся в спортивных объединениях с использованием этнокультурных традиций калмыцкого народа,

теоретически выявить и опытно-экспериментальным путем обосновать педагогические условия эффективного использования калмыцких героических историко-этнокультурных традиций в нравственном воспитании учащихся в спортивных объединениях

Методологическую основу исследования составляют труды философов, историков, этнографов, культурологов, психологов, педагогов о сущности человека как совокупности общественных отношений, о взаимосвязи общественного развития и воспитания, о социально-исторической обусловленности характера деятельности педагогических коллективов и педагогической мысли народов, о творческом и бережном отношении людей к наследию прошлого, учение об определяющей роли активной сущности человеческой деятельности в становлении личности, о соотношении национального, общечеловеческого в социокультурной жизни общества

Теоретическую базу исследования составили концепции формирования гражданственности и патриотизма (А В Беляев, А В Барабанщиков, Г В Средин, В В Марьин), теоретические положения лич-ностно ориентированного образования (НА Алексеев, Л С Выготский, В В Сериков, В Д Шадриков, И С Якиманская), этнологические

теории построенные на принципе сочетания этнокультурологического, общечеловеческого и исторического подходов в воспитании личности (М М Бахтин, Н А Бердяев, В С Библер, Г Н Волков, М С Каган), теории этноса и этнического развития (С А Арутюнов, Л Н Гумилев, Э С Маркарьян, М Мид), этнопедагогические исследования (Г Н Волков, Т Н Петрова, А Б Панькин), концепция модели системы образования, на основе принципа этнокультурной коннотации (А Б Панькин)

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов исследования

- теоретические (изучение и анализ трудов по философии, эт-
нокультурологии, этнографии, литературоведению, психологии, педа
гогике, методике воспитательной работы в аспекте темы исследования,
изучение нормативных документов, обобщение педагогического опы
та),

- эмпирические анализ программ развивающего и обучающе
го характера, с точки зрения внедрения этнокультурных компонентов в
тренировочный процесс, наблюдение за процессом спортивных заня
тий, беседы с тренерами-педагогами и детьми, изучение учебной доку
ментации, планов тренировок по спортивным секциям и учебным сту
диям, анкетирование тренеров-педагогов, родителей и детей, экспеди
ции в места событий-символов связанных с героическим прошлым на
рода, педагогический эксперимент

Базой исследования явились воспитательно-

педагогическая деятельность спортивных секций Федерации тхэквондо, мотоклуба «Степные волки» и модельные школы общественной организации "СПОРТ + КУЛЬТУРА Калмыкии" Всего в эксперименте участвовало 5000 воспитанников

Исследование проводилось в три этапа

первый этап (1990-1995 гг ) - изучение и анализ литературы по философии и истории, этнографии и культурологии, психологии и педагогике, теории и методике воспитательного процесса, наблюдение и обобщение опыта работы учреждений дополнительного образования, выявление трудностей у педагогов в формировании нравственных качеств у учащихся, интервьюирование, анализ выполнения заданий самохарактеристик воспитанников,

второй этап (1995-2004 гг ) - изучение, выявление и систематизация видов и форм калмыцких героических историко-этнокультурных традиций, событий-символов, разработка и реализация концепции и программы нравственного воспитания учащихся в

спортивных объединениях с использованием этнокультурных традиций калмыцкого народа, проведение формирующего эксперимента

- третий этап (2004-2006 гг ) был посвящен проверке ги
потезы исследования, анализу и обработке данных, полученных
в ходе формирующего эксперимента, внедрению разработан
ной концепции и программы нравственного воспитания в деятель
ность спортивных секций и школ в Республике Калмыкия, оформле
нию текста диссертации, корректировке практических результатов

Научная новизна исследования:

- выявлены типичные трудности педагогов, тренеров спортив
ных объединений в использовании этнокультурных традиций калмыц
кого народа в нравственном воспитании учащихся,

- изучены прогрессивные калмыцкие героические историко-
этнокультурные традиции, события-символы, являющиеся ключевыми
компонентами нравственного воспитания молодёжи в системе допол
нительного образования Калмыкии, введены в научно-педагогический
оборот неизвестные и малоизвестные факты, примеры и события из
героических историко-этнокультурных традиций, событий-символов,

разработаны и реализованы концепция и программа нравственного воспитания учащихся на основе этнокультурных традиций калмыцкого народа в общественной организации "Спорт + Культура Калмыкии",

выявлены и обоснованы педагогические условия эффективного использования калмыцких героических историко-этнокультурных традиций в нравственном воспитании учащихся в спортивных объединениях

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем раскрыты сущность и содержание понятия «этнокультурные традиции калмыцкого народа», изучены и выявлены прогрессивные калмыцкие героические и историко-этнокультурные традиции, разработаны педагогические условия успешного использования этнокультурных традиций калмыцкого народа в нравственном воспитании учащихся в спортивных объединениях

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы доказывают реальное конструктивное содействие совершенствованию практики формирования нравственных качеств учащихся в спортивных объединениях. Результаты исследования могут быть использованы при чтении лекций по истории философии и образования в педвузах и педколледжах, на курсах повышения квалификации педагогов, в работе спортивных секций и школ-студий, тренеров, учителей физкультуры, педагогов дополнительного образования, специалистов

органов государственной власти различных уровней Разработанные концепция и программа нравственного воспитания учащихся, закон «О нравственном воспитания детей и молодежи в Республике Калмыкия» могут служить основой для разработки аналогичных документов других субъектов Российской Федерации. Монографии автора «Путь силы и справедливости» (Элиста АПП «Джангар», 2003 - 152 с), «Формирование доблести и чести как нравственных качеств личности» (Элиста АПП «Джангар», 2005 - 150 с ), «Путь доблести и чести» (Элиста АПП «Джангар», 2005 - 176 с), «Путь разума и совести» (Элиста АПП «Джангар», 2006 - 256 с) программа «Нравственное воспитание учащейся молодежи на основе этнокультурных традиций калмыцкого народа» (Чебоксары ЧГПУ им И Я Яковлева. 2007 - ) успешно используются в различных типах образовательных учреждений Калмыкии

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена методологической ориентацией на ведущие концепции мировой и российской педагогики и практической работой тренеров и педагогов, использованием объективных научных методов, адекватных предмету, целям, задачам, логике и положительным результатам проведенного исследования, строгой аргументацией теоретических положений, практических выводов, методических рекомендаций, взаимообусловленностью, логической последовательностью структурных компонентов работы

Апробация и внедрение результатов исследования проводилась в процессе деятельности спортивных секций Федерации тхэквондо, мотоклуба «Степные волки» и модельной школе-студии "Ба-инсан", в ходе эксперимента в спортивных секциях и модельной студии общественной организации "СПОРТ+КУЛЬТУРА Калмыкии", выступлениях автора на заседаниях Правительства, Парламента, Министерства по делам молодежи Республики Калмыкия, Всероссийских, республиканских научно-практических конференциях, международном конгрессе по туризму, Парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ Результаты исследования обсуждались на кафедре педагогики и методики инновационного образования КГУ, кафедре истории образования, этнопедагогики и яковлевоведения ЧГПУ им И Я Яковлева, внедрены в спортивных секциях и модельных школах-студиях ОО "СПОРТ+КУЛЬТУРА", а также в спортивных школах структурных подразделений Министерства по делам молодежи, туризму и спорту Республики Калмыкия. По теме диссертации автором опубликовано 9 работ

На защиту выносятся следующие положения

  1. Этнокультура состоит из ее истории, традиций, символов, способов коллективного переживания Язык, традиции, историческая память, обрядовая поэзия, образ жизни, мировидение, фольклор, литература, национальная живопись, искусство, религия составляют устойчивые признаки этнокультуры Благодаря традициям калмыцкий народ воспитал в своих детях гуманность, смелость, отвагу, храбрость, непобедимость, самостоятельность, ответственность, верность, свободолюбие, трудолюбие, мужество, любовь к Родине, родной земле

  2. Важным средством нравственного воспитания учащихся в спортивных объединениях выступают этнокультурные боевые, трудовые спортивные традиции калмыцкого народа Этнокультурные традиции калмыцкого народа складывались на протяжении тысячелетий Благодаря им происходило и происходит накопление и трансляция человеческого опыта Через систему традиций народ воспроизводит себя, свою духовность, свой национальный характер и психологию сменяющих друг друга поколений

  3. Концепция и программа воспитания нравственных качеств учащихся на основе этнокультурных традиций калмыцкого народа включают цель, задачи, принципы, содержание, формы и методы работы педагогов, критерии оценки деятельности

  4. Педагогическими условиями успешного формирования нравственных качеств учащихся в спортивных объединениях являются

целенаправленное использование потенциала этнокультурных традиций калмыцкого народа в нравственном воспитании учащихся, направленного на формирование нравственно устойчивой личности;

реализация концепции и программы нравственного воспитания учащихся в спортивных объединениях на этнокультурных традициях калмыцкого народа,

осуществление индивидуального подхода к учащимся в процессе воспитания нравственных качеств

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и приложений Библиография включает 220 источников, работа содержит 6 диаграмм и 4 таблицы

Похожие диссертации на Этнокультурные традиции калмыцкого народа как средство нравственного воспитания учащихся в спортивных объединениях