Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа Цаллагова Зарифа Борисовна

Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа
<
Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Цаллагова Зарифа Борисовна. Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1998 427 c. РГБ ОД, 71:99-13/129-8

Содержание к диссертации

  1. ВВЕДЕНИЕ.

  2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ С.7

    1. Историография.

    2. Актуальность.

    3. Проблема.

    4. Тема.

    5. Объект

    6. Предмет

    7. Гипотеза.

    8. Цель и задачи.

1.9.Методологические основы.

    1. Методы исследования.

    2. Новизна.

    3. Научное и практическое значение.

    4. Положения, вынрсимые на защиту.

    5. Этапы исследования.

1.15.Апробация результатов исследования.

1.16. Структура работы.

2. ГЛАВА 1.МНОГОВИДОВАЯ СИСТЕМА АФОРИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ТРА ДИЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН С.2

    1. Фольклор как механизм передачи и сохранения культуры. Педагогическая миссия культуры.

    2. Видовая профилированность педагогического воздействия фольклорных форм.

    3. Педагогическая доминанта афористического народного творчества. Познание и нравственность, взаимосвязь мира природы и мира человека.

    4. Народная афористика как этнопедагогический феномен.

2.5-6. Сущностная характеристика афористических средств воспитания: краткость, за-шифрованнсть и образность информации, спаянность с целостной системой традиционного воспитания, паремиологический шифр, всеохват-ность, архаизм, вариативность.

2.7. Естественное следование логике природы , высшим этическим законам.

2.8. Знаковый характер афоризмов, символы

2.9. Соотнесенность с явлениями языка и речи.

2.10. Ситуативная обусловленность, поливалентность, взаимодействие плана выражения и плана содержания.

2.11. О взаимоисключающих паремиях.

2.12. Антропологическая характеристика народных афоризмов. Взаимосвязь афористической эпистемии и аксиологии.

2.13. Термины и понятия.

2.14. Афористические средства традицион- ного воспитания как многовидовая художественно-воспитательная система; общность тем, образов, приемов создания художественности в различных афористических подвидах.

2.15. Воспитательная профи-лированность различных средств афористики.

2.16. Внутрисистемные связи произведений народной афористики, их межвидовые связи. 2.17. Гармония национального и общечеловеческого в афористических системах традиционного воспитания.

2.18. Воспитательный резонанс образцов народной афористики, вплетенных авторами в ткань литературных произведений.

2.19. Принципы классификации исследуемого материала.

3. ГЛАВА 2. АФОРИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ТРАДИЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ У НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА с %Ъ

3.1. Пословицы и поговорки.

3.2. Загадки.

3.3. Веллеризмы.

3.4. Клятвенные формулы.

3.5. Благопожелания.

3.6. Проклятия.

3.7.Хорыбза.

3.8. Паремиологическая тирада.

3.9. Недоговорки.

3.10. Нефигуративные выражения.

4. ГЛАВА 3. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АФОРИСТИКА В ОБЩЕМ КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСПИТАНИЯ И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА С .133

4.1. Афористические средства традиционного воспитания как фактор сохранения и ретрансляции народно-педагогических ценностей народа.

4.2. Афористическая эпистемология и афористическая аксиология.

4.3. Афористическое воплощение педагогических идей народа. Идея добра, любви, ненасилия, смирения, покладистости, уживчивости, уступчивости.

4.4. Идея и идеал совершенной человеческой личности.

4.5. Соотнесенность афористических идей с системами религиозных запретов и предписаний.

4.6. Символы в афористике как средство достижения педагогической действенности, глубины и многоплановости смыслового содержания в условиях минимизированного текста.

4.7. Афористическая информация о стереотипах здорового образа жизни, нормах гигиены, лечебных средствах и приемах.

4.8. Источники информации. Афористическая эзотерика.

4.9.Умеренность и душевное равновесие как основные афористические рекомендации по укреплению здоровья.

4.10. Отражение энергоинформационной сущности болезни в традиционных воззрениях. Педагогическое значение афористики, несущей идеи этногигиены и оздоровления, ее практическая нацеленность на здоровый образ жизни, гармоничное функционирование человека в социуме, природе, вселенной.

5. ГЛАВА 4. АФОРИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ .с 201

5.1. "Медицинские" паремии как наглядный пример взаимодействия и взаимоперехода этнопедагогической эпистемологии и аксиологии.

5.2. Воспитательная ценность этнопедагогической афористики как средства регулирования и коррекции поведения в традиционных обществах.

5.3. Афористические формулы этикетных регламентации как фактор формирования и привития стереотипных моделей поведения в семейном и общественном быту горцев Северного Кавказа.

5.4. Афористическая проекция высших этических норм - средство сохранения эмоциональной уравновешенности, гармоничных взаимоотношений в семье и обществе. 5.5. Общественное мнение, народное право, изгойство как условия сохранности нормативно-регулятивных начал в горских обществах.

5.6. "Паремии общения" как механизм, нацеливающий на совершенный образ действий и мыслей, способствующий закреплению и воспризведению традиционного типа поведения: скромности, терпеливости, толерантности, уважения к старшим, женщине, гостеприимства. 5.7. Психолого-педагогические аспекты функционирования северокавказской афористики. 5.8. Афоризмы как знаки определенных мыслей, идей, ситуаций.

5.9. Реализация афористических изречений в контексте речи как следствие эмоционально-психологической потребности.

5.10. Психолого-педагогические механизмы актуализации паремий. Чувства как мотив использования афоризмов.

5.11. Зависимость степени воспитательного воздействия паремии от условий ее реализации. 5.12. Паремия как имплицитная образная оценка ситуации, эпизода, события, объекта и субъекта высказывания.

5.13. Афористические изречения как формулы позитивного и негативного внушения и самовнушения, составляющие своего рода стихийный практический психотерапевтический минимум народа.

6. ГЛАВА 5. АФОРИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА В СВЯЗИ С ЭТНИЧЕСКИМ ОСМЫСЛЕНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ И ПРОЦЕССА СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, .q 26І

6.1. Использование воспитательно-образовательных возможностей афористики - важный фактор этнопедагогизации содержания и процесса обучения в современной школе.

6.2. Изучение пословиц.

6.3. Изучение загадок.

6.4. Использование афористики в процессе воспитательной работы школы.

6.5. Изучение афористической поэтики на спецкурсах по этнопедагогике, методике преподавания литературы в вузе и на этнопедагогическом факультативе в школе:

6.5.1. Изучение поэтики паремий как навык организации восприятия художественного текста;

6.5.2. Взаимосвязь эмоционально-эстетической и познавательной функций афористики; 6.5.3. Изучение системы художественно-изобразительных тропов: метафора, эпитет, олицетворение, олицетворение, сравнение, паралеллизм. гипербола, литота, градация, контаминация, интонация, ритмичность, анафора, эпифора, аллитерация;

6.5.4. Выводы и контрольные вопросы и задания для итогового занятия.

6.6. Возможности использования афористического материала в ходе изучения школьных предметов.

10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ С.?7.?

И. БИБЛИОГРАФИЯ с 539

11.1. Монографии.

11.2. Статьи.

11.3. Диссертации.

11.4. Авторефераты.

12. СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ С 42 6 

Введение к работе

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Развитие личности во многом определяется социальной средой, несущей общественные нормы, ценности, церемонии, орудия, системы знаков. Совместная деятельность и общение, являясь основанием развития личности, приобщают человека к культуре, к общечеловеческим ценностям. Социальная среда, в которой происходит возрастное становление человека, динамична. В раннем возрасте это семья, затем дошкольные организации, школа. Особенно значим процесс развития личности в отрочестве и раннем юношеском возрасте, когда подросток начинает выделять себя как объект самопознания, когда рост самосознания, связанный с формированием воли, моральных чувств, способствует возникновению жизненных идеалов. В этом возрасте важно избежать слепого поклонения модным кумирам, которьм приписываются самые привлекательные черты. Такого не происходит, если духовная ориентация и моральная атмосфера семьи и общества способствуют привитию нравственных и культурных ценностей. Личность, с детства нацеленная на саморазвитие и самосовершенствование, как правило, способна на правильный нравственный выбор. Для направления интересов подрастающих поколений в позитивное русло подспорьем могло бы стать обращение к вековым морально-этическим традициям человечества, закрепившим такой идеал совершенного человека, содержанием которого является образ личности способной посвятить себя осчастливлению других людей. Именно такой образ является наиболее устойчивой серцевиной духовной культуры каждого народа, каждой нации, живущей по принципам истины, добра и красоты.

В педагогике диалектические аспекты частного и всеобщего тесно взаимозависимы и переплетены: воспитательные проблемы - од новременно проблемы и национальные, общегосударственные, и семейные, частные. Будущее любой нации, страны - в детях, подрастающих поколениях. Уровень их сегодняшней образованности и воспитанности во многом определит характер общества завтра. О своем "завтра" -своей старости думает и каждый родитель, представляя рядом своих взрослых детей - чутких, внимательных, душевных, отзывчивых, благородных, образованных, обеспеченных. Поэтому понятно извечное стремление родителей дать возможность получить детям хорошее образование , стремление видеть их выпускниками лучших, престижнейших учебных заведений мира. Ведь, как правило, широкий кругозор, высокий профессионализм сопутствуют истинной интеллигентности, предполагающей в человеке высокие нравственные начала.

Но не каждому суждено получить диплом Гарварда или Оксфорда. Да и в нашей стране доступ к высшим знаниям для многих становится уже затруднительным: юный, пока патологический по всем признакам капитализм показывает свой звериный оскал. А насущность воспитательно-образовательной проблемы усугубляется болезненными политико-экономическими проблемами страны.

Давно назревшие нарывы общества вскрываются, и дети становятся свидетелями тунеядства, убийств, разбоя, рекета, проституции, спекуляции, шовинизма. В такой ситуации спасительно обращение к прошлому, к народным корням, стремление к возрождению лучших народно-педагогических традиций. Становится очевидным, что многие проблемы могут быть решены только в тесной связи с духовно-нравственной жизнью народа.

Традиционная педагогика народов всем ходом исторического развития доказала свою жизненную силу, поэтому понятна усилившаяся в переломную эпоху тяга к ней как к здоровому апробированному началу. Разработки программ, пособий, методических рекомендаций по истории, культуре, обычаям и нравам родного народа - не директива чиновников. К этому пришла сама школа, учительство. Но не могут дать этнопедагогические ценности сиюминутную отдачу: основы народного воспитания игнорировались десятилетиями. Хотя даже попытки неспециалистов дают впечатляющие результаты: в северокавказских республиках уроки и внеклассные мероприятия, проводимые учителями самых разных специальностей по этнопедагогике и смежным дисциплинам имеют неизменный успех у учащихся и поддерживаются родителями. В случае, конечно, когда проводятся людьми, болеющими проблемами педагогики.

Таким образом, сама школа интуитивно нащупывает тот выход, который возможен в данной социально-экономической обстановке -возврат к своим корням, к своим истокам, обращение к этнопедаго-гическим традициям. Проблема здесь только в одном: в необходимости корректировочной гармонизации современной жизни и народно-педагогических приемов и средств воспитания. Вопрос этот привлекал внимание многих выдающихся педагогов и мыслителей прошлого. Так, педагогическая система чешского мыслителя-педагога Яна Амоса Ко-менского была развитием народного воспитания, теоретическим ее осмыслением. На народную педагогику Швейцарии опирался при основании народной школы И.Г.Песталоцци. К.Д.Ушинский, изучивший характер образования у ряда народов Европы, пришел к выводу о существовании у каждого народа своей системы воспитания, заключающей огромные воспитательные возможности. Широкое использование устного народного творчества в образовательной и воспитательной работе, творческое осмысление народных традиций и народного опыта по воспитанию подрастающих поколений характерно и для деятельности целой плеяды просветителей других народов страны: Абая, Агая-на, Ахундова, Алтынсарина, Валиханова, Насыри, Налбандяна, Яков лева, Гогебашвили, Хетагурова и др.

Советский период развития этнопедагогики характеризуется утверждением права существования народной педагогики как термина и явления ( Виноградов Г. С. "Народная педагогика". Иркутск, 1926; Поздеев И.Я. "Народная педагогика удмуртов". Ижевск, 1929). А начиная с конца 50-х годов начинает быстро расширяться тематический и географический диапазон работ данного направления: освещались вопросы народной педагогики русских, украинцев, чувашей, азербайджанцев, адыгейцев, кабардинцев, узбеков и других народов. Так стала вырисовываться картина и состояние регионально-этнической культуры воспитания, попытка освещения которой была сделана на первой научной конференции по вопросам народной педагогики ( "Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании". Тезисы докладов. Орджоникидзе. 1971).

В 1974 году было опубликовано "...самое масштабное исследование по проблемам народной педагогики - книга Г.Н.Волкова "Этно-педагогика". Завершая и обобщая почти двадцатилетние изыскания ученого, этот труд явился первым опытом создания теории народной педагогики" (Христова, 1987. 161), сыгравшим основополагающую роль в выработке и формировании концепции народной педагогики, в нем впервые определены предмет, методы и средства народной педагогики.

Идеи и результаты использования народно-педагогических традиций оказались настолько актуальными и притягательными, что сразу же нашли своих приверженцев и продолжателей, развивавших их в различных аспектах. Так, общая характеристика народно-педагогических взглядов содержится в трудах В.Ф.Афанасьева, А.К.Алиева, М. А. Асельдерова, А.Ш.Гашимова, А.Ф. Хинтибидзе, М.И. Стельмаховича, Т.Н.Петровой, К. Пирлиева. Я. И. Ханбикова. А.Э.Измайлова, А.Л.Бу гаевой, Ш. А. Мирзоева, М.Г.Харитонова, З.Я.Якубова и др.

Проблемы методологии изучения народной педагогики изложены в исследованиях Ю.А. Рудя, Е.Л. Христовой, анализу этнопедагогичес-ких аспектов историческо-этнографических и фольклорных материалов посвящены работы Ж.Бешимова, Б.Апышева, С. Мухамедова, Б.М. Хов-ратовича, И.К. Халилова, СМ. Саипбаева, И. Оршибекова, Т.К. Ис-хакова, Т. Ормонова, В.Х. Арутюняна.

Связи народной педагогики с современным учебно-воспитательным процессом посвящены работы Р.И.Байчоровой, Н.Турсуновой, В.И. Элашвили, С.Танхасаевой, Ю.Кутлигильдиной, Р.Пашаевой, Н.С. Гончаровой, СИ. Фоминой, Т. Мунзук. Этнопедагогической подготовке учителя посвящены работы В.А.Николаева, А.СШаалы, разработка методики применения традиций народного воспитания в школьном и семейном воспитании изложена в работах 0.Дж.Мукаевой, С. А. Рыгзыно-вой, А.М.Леонова, 3. Якубова, С. Темуровой, Ш. Залялиева, Т. Зам-баловой, С Исаева, Ж. Доржиева, У. Эгамбердиева, С.Д. Жамансари-евой.

Некоторые из указанных авторов курируют этнопедагогические изыскания молодых ученых своего региона, являясь их наставниками. Так, под научным руководством профессора А.Ш. Гашимова написаны кандидатские диссертации по различным вопросам азербайджанской народной педагогики. Это работы Ф.Садыгова, X.Салимхановой, 3.Ра-сулова, И.Халилова, И.Гашимова.

В некоторых из упомянутых работ малые фольклорные формы рассматриваются как одна из составляющих частей народного воспитания, но ни в одной из них нет монографического анализа афористических средств и форм традиционного воспитания, представляющих многовидовую художественную систему, жанровые звенья которой вза-имопроникаемы и открыты для взаимодействия с произведениями круп ных фольклорных форм. В истории этнопедагогических исследований нет и работ, подвергающих сквозному анализу жанрово-родственный материал целого ряда этнических традиций.

Этнопедагогическую афористику в данном исследовании представляется целесообразным рассмотреть в качестве единого многовидового комплекса, как часть системы явлений данного рода, часть общей системы традиционной культуры воспитания. В предпринимаемой работе афористические средства традиционного воспитания впервые предстают в своем видовом многообразии. Впервые рассматривается народная афористика в единстве ее эпистемологических и аксиологических аспектов, а также во взаимосвязи идейно-художественных и воспитательно-образовательных функций. Впервые проблема комплексного рассмотрения афористических средств традиционного воспитания осмысливается в контексте целого ряда этнических традиций.

Осмысление указанных теоретико-практических проблем народной афористики представляется целеосообразным и АКТУАЛЬНЫМ в контексте педагогических культур народов Северного Кавказа, характеризующихся наряду с типологически схожими чертами своеобразными особенностями, восходящими к этногенетически разнящимся корням, а также обусловленными особенностями вероисповедания.

Северный Кавказ, в социально-культурном отношении имеющий много схожего и вместе с тем существенно отличающийся от сопредельных Дагестана и Закавказья, населяют 10 коренных народов, относящихся к различным языковым семьям: кавказской (адыги: адыгейцы, кабардинцы, черкесы, абхазы, абазины; вайнахи: чеченцы, ингуши), индо-европейской (осетины), тюркской (карачаевцы, балкарцы). Несмотря на этно-языковую пестроту Северного Кавказа, традиционная культура края представляет собой определенную общность. Схожесть этнически разнящихся эстетико-художественных народных куль тур выражается в близости идейного и нравственно-психологического содержания, сходстве мотивов, сюжетов, жанров, образов, характеров, рожденных общностью исторических судеб народов, исконно проживающих на данной территории и переживших одни и те же стадии социально-экономического и культурного развития, а также тесными культурно-историческими контактами.

Однако территориальное единство, близость исторических судеб, однородность социально-экономического уклада жизни в прошлом, наличие общих черт в традициях и обычаях, известное единство художествено-эстетического сознания народов края не нивелировали самобытные, специфические черты каждой из культур, характеризующихся гармоничным сочетанием единства и многообразия. Так, по мнению специалистов, художественное мировоззрение осетин ближе к европейскому; эстетика адыгских народов, несмотря на интегрирующую роль ислама и сходство обычаев, традиций, фольклора, далеко не похожа на эстетику тюркоязычных карачаевцев и балкарцев.

Наряду с перечисленными народами в регионе проживают представители других этносов, часто компактными группами, в том числе такой уникальный русский субэтнос, как терское казачество. Для всех северокавказских народов языком межнационального общения является русский язык, ставший для большинства вторым родным языком. Именно через русскую культуру, через русский язык на протяжении последних веков происходило приобщение местных этносов к мировой культуре; на русском языке в российских учебных заведениях получала высшее образование дореволюционная кавказская интеллигенция. Поэтому, в смысле значимости для судеб северокавказских народов, русский язык нечто большее, чем язык межнационального общения, коим является и английский для евразийцев.

Сказанное поясняет причину самого широкого привлечения вое питательных средств русской афористики в русло исследования - не только для русскоязычного населения края, подчас знающих образцы родной афористики хуже, чем представители других этносов свои изречения, не только в качестве эквивалентных переводов местных афористиических традиций, - но и как способ знакомства с афористическим наследием соседних народов (посредством переводов), а также своего собственного в тех случаях, когда вследствие деэтни-зации человек не владеет родным языком, что становится нередким явлением в северокавказских городах.

Предпринимаемая работа актуальна для данного региона не только в силу ее практической нацеленности на гуманистическое, интернациональное воспитание учащихся, проживающих в зоне межнациональных конфликтов и войн, в зоне риска их возникновения, но и в силу необходимости самого широкого возрождения прогрессивных традиций народов, необходимости превращения народной педагогики северокавказских народов в фактор национального возрождения. Весьма плодотворно при решении данной проблемы обращение к многовековой толще народной мудрости - полифункциональным народным афоризмам , в которые корнями уходит педагогическое человековедение. В афористических средствах, пословицах и поговорках усматривает "модели воспитания" американский социолог и педагог О.Х.Мур. Отечественные ученые ( Бим-Бад, 1992; Волков, 1993) отмечают, что фиксированные в таких народных моделях воспитания наблюдения миллионов людей над собой и своими собратьями оказывают сильнейшее влияние на современного человека. Результаты наших исследований дают возможность усмотреть в паремиях не только "модели воспитания", но и "модели поведения", иерархизирующие пространство нравственности, противостоящие, как выражение здорового, необходимого в обществе консерватизма, крайностям молодежной и аван гардной субкультуры. Паремиологические "модели поведения", вовсе не нивелируя личностных проявлений, детерминируют существование человека, который пройдя возрастную борьбу с "твердынями косности", рано или поздно осознает, что не существует "новых ценностей", что самые большие ценности окончательно и прочно вошли в мир с Нагорной проповедью.

Изложенное поясняет значимость осмысливаемой ПРОБЛЕМЫ, являющейся следствием появления новых запросов педагогической практики, а также следствием необходимости этнопедагогического анализа накопленного афористического материала. Учет особенностей и потребностей региона в области обучения и воспитания подрастающих поколений, необходимость специальной подготовки педагогов, а также всесторонний учет недостатков и упущений современной педагогической практики - основа этнопедагогизации содержания и процесса обучения и воспитания в современных условиях. При условии должного научного анализа теории и практики функционирования афоризмов (синоним: паремий), наличия методических рекомендаций в качестве одного из путей решения проблемы могут выступить афористические средства традиционного воспитания - испытанные временем "модели поведения", идеи которых плотно спрессованы в минимальный обьем и пронизывают всю этнопедагогическую систему, а также приложимы ко всем жизненным ситуациям, нацелены на развитие и поддержание в ребенке целого спектра нравственных качеств.

Краткость формы облегчавшая запоминание, использование и передачу информации от поколения к поколению, вместе с тем затрудняет расшифровку смысла паремий, выпавших из контекста, их породившего. Поэтому "...прямолинейная интерпретация народных афоризмов не только не желательна, но и вовсе не приемлема... Удачная, правильная интерпретация педагогической мысли, сосредоточенной в афоризме, зависит от того, располагает ли человек ключом, достаточно адекватным и гибким" (Волков, 1974, 27). Как правило, такой дешифровочный ключ кроется в хорошем знании традиционной культуры.

Применение афористической мудрости для решения воспитательно-образовательных проблем тесно сопряжено с её этнопедагогическим научньм изучением, систематизацией и пропагандой. Такой научный анализ имеет и самодавлеющую ценность, ибо житейская мудрость -составная часть общечеловеческой культуры, подлежащая научному изучению, осмыслению афористических способов передачи педагогической информации.

Указанные обстоятельства, аргументируя актуальность данного исследования, весомость проблемы, вытекающей из противоречия между потребностями этнопедагогической теории и практики и недостаточностью такого рода работ, подвели к следующей формулировке ТЕМЫ исследования: "Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа".

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ избирается жанрово обособленный массив этнопедагогического пространства народов Северного Кавказа - различные виды афоризмов. Это афористический компонент традиционной культуры воспитания не только коренных северокавказских народов, но и русских (терского казачества), на протяжении столетий живущих бок о бок с первыми. Наряду с указанным обстоятельством данный этнопедагогический массив выбран в качестве объекта исследования и в силу видовых особенностей этих средств традиционного воспитания, несущих в концентрированном виде большую информацию педагогического характера и имеющих вместе с тем воспитательные функции. Данный выбор обусловлен также отсутствием в научной ли тературе комплексного анализа этнопедагогической афористики, необходимостью выявления и описания устойчивых эстетических, линг-во-психологических связей данного материала с традиционной культурой воспитания, когда явная или подспудная нацеленность афористики на народный идеал совершенной личности способствуют тому, что и дети и взрослые подвергаются малозаметному, но массированному воздействию заложенных в нее этнопедагогических установок.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс и механизмы передачи подрастающим поколениям нравственно-этического и социального опыта народной педагогики посредством значимого звена регионально-этнической культуры воспитания афористических /синоним: паремиологических/ форм и средств традиционного воспитания северокавказских народов, а также методы использование воспитательно-образовательных возможностей народной афористики в современной учебно-воспитательной работе.

ГИПОТЕТИЧЕСКИ можно предположить, что результативному анализу этнопедагогической сущности народной афористики, различных сторон теории и практики ее функционирования будет способствовать "сквозное" рассмотрение основных образов и понятий народной афористики на материале северокавказских народов, которое поможет определить и объяснить специфичные и общие черты каждой культуры на уровне афористического "среза". Совокупное, суммарное рассмотрение северокавказских афоризмов в их объединенности в единую многовидовую систему будет способствовать наглядному выявлению общность их духовных истоков, покажет, что именно в кросс-культуре духовное находит прибежище, расширяет пространство функционирования и поле своего существования.

Знания такого рода, преломленные для школы сквозь призму мето дико-возрастного видения проблемы самым непосредственным обра зом приведут учащихся к пониманию взаимосвязи национальных духовных культур. И здесь важна не только злободневная нацеленность материала на интернационализм, на занятиях такого рода обогащается культурный багаж школьника, развивается интеллект, умение мыслить аналитически, сопоставляя категории "частного" и "общего", взаимосвязи "национального" и "межнационального", что способствует принятию общегуманистической позиции. Такие сведения особенно важны для педагогов, работающих в многонациональных коллективах, а это не столь редкое явление в условиях Северного Кавказа, на относительно небольшой территории которого проживают представители многих национальностей.

ЦЕЛИ сознательного и эффективного использования афористических воспитательных форм и средств способствует вскрытие природы механизмов их педагогического воздействия, понимание их не только как конденсатора народно-педагогического опыта, но и чуткой, многоуровневой системы, резонирующей в унисон с общими культурно-воспитательными установками народа. А это возможно при условии понимания их художественного своеобразия: поливалентность народных изречений предполагает обладание ими наряду с языковыми, коммуникативными свойствами, также свойствами речевыми, логико-семиотическими, художественно-поэтическими.

Указанные обстоятельства обуславливают природу их сжатого в пружину воспитательного воздействия: художественный образ афористического высказывания, воспринимаемый слушателем как языковое клише, явление общеязыковой культуры, минуя стаж неприятия открытого "голого" назидания, дремлющий в сознании каждого человека, принимается на веру, становясь непререкаемой истиной, аргументом в спорах. Закреплению такой роли афористического образа, усилению ее воспитательного эффекта способствуют опять-таки особенности функционирования паремий - частое употребление последних в живой разговорной речи взрослых с детьми. Поэтому ЦЕЛЬ исследования видится в научном анализе теории и практики функционирования афо-ристики народов Северного Кавказа, выявлении их этнопедагогичес-кой сущности, исторических корней и предпосылок их активного бытования; выявлении механизмов и возможностей их воспитательно-образовательного воздействия и использования в современном учебно-воспитательном процессе.

Сформулированная цель и гипотеза работы логически определяют ЗАДАЧИ данного исследования, заключающиеся в необходимости - выявить и обосновать правомерность подхода к анализу различных видов этнопедагогической афористики как сложной многовидовой системы, являющейся составным звеном в этнопедагогическом наследии народов;

- проанализировать и охарактеризовать этнопедагогическую сущность основных средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа в их системных, подсистемных и межэтнических взаимосвязях;

- посредством межэтнического и внутрисистемного сравнительно-сопоставительного анализа выявить общие и национально особенные характеристики эпистемологического наполнения паремий, определить этнически и жанрово разнящиеся особенности их воспитательных функций;

-выявить возможности исследуемого материала деле повышения кросс-культурной грамотности учащихся, повышения их воспитательно-образовательного уровня;

- определить принципы включения афористического материала в программы и учебные пособия, разработать пути и условия интенсификации их функционирования в школьной и вузовской учебно-воспи тательной практике посредством оптимизации органического включения афористического компонента регионально-этнической культуры в процесс воспитания и развития личности.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ исследования составляют положения, вытекающие из диалектического метода познания, благодаря которому раскрытие сущности этнопедагогических явлений осуществлялось на основе конкретного исторического анализа, с учетом того, что традиционное воспитание является составляющим звеном жизни этноса, обусловленным уровнем его социокультурного и историко-культурного развития. В работе над исследованием диссертант руководствовался такими важными общенаучными принципами как достоверность и объективность фактов, связь истории с современностью, диалектика общего, особенного и частного, системный подход к анализу явлений воспитания и образования. Основными методологическими и теоретическими ориентирами служили культурологический принцип, позволяющий рассматривать традиционную культуру воспитания как составную часть мировой культуры, аксиологический подход к изучению педагогической реальности (С.И.Архангельский, Н.Д.Никандров, В.Г.Пряникова, З.И.Равкин, В.А.Сластенин), положения о сущности образования, разработанные В.В.Краевским, И.Я.Лернером, М.Н.Скаткиным, философия воспитания и теория воспитательных систем (Б.Т.Лихачев, Л.И.Новикова и др., а также работы современных философов, имеющих прямое отношение к обучению и воспитанию молодежи: И.С.Кона, Э.В.Ильенкова, Ф.Т.Михайлова и др., фундаментальные работы известных психологов-теоретиков: А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина.

Для решения поставленных задач использовался комплекс МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический анализ и синтез, аналогия, моделирование; а также изучение литературы по теме, отбор, классифи кация, систематизация и обобщение полевых, архивных, печатных материалов; опытно-экспериментальная работа, включающая наблюдение, опрос, беседы, подготовку методических рекомендаций, организацию и проведение уроков, внеклассных и факультативных занятий в школе и спецкурса в вузе.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА - в определении понятия "афористические средства и формы традиционного воспитания"; раскрытии сущности понятийного словосочетания "афористическая педагогика";

- в монографическом (обособленном от других видовых форм) характере анализа афористических изречений у народов Северного Кавказа, предпринятом в сравнительно-сопоставительном плане;

- в определении жанрово-видовых границ народной педагогической афористики, их внутривидовой трансформации и видовых градациях, формулировке характерологических оценок, определении характера художественного преломления этнопсихологических и историко-эт-нологических реалий в каждом из подвидов афористики, обуславливающим специфику педагогического воздействия;

- в предпринятом историко-педагогическом анализе корней (истоков) афористики; тематико-содержательном синтезе афористических подвидов; в осуществлении разведения эпистемии и аксиологии афористики;

- выявлении педагогического потенциала афористических средств и форм традиционного воспитания; определении возможностей их использования в современном учебно-воспитательном процессе, теоретическом обосновании путей их использования и описании результатов практической апробации.

НАУЧНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Работа является определенной ступенью в изучении афористических средств традиционного воспитания и находится в русле исследовательских интересов современной этнопедаго гической науки;

- в педагогическом пласте культурно-исторического наследия народов Северного Кавказа открыта и научно описана система афористических средств и форм традиционного воспитания. Анализ истории и теории их функционирования подводит к выводам, имеющим фундаментальное значение для дальнейших научных изысканий в области этнопедагогики, результаты исследования могут быть применены в работах более широкого компаративистского характера, а собранный автором из самых различных источников и целесообразно расклассифицированный обширный паремиологический материал выводится на уровень дальнейших исследовательских операций, находит выход на своего читателя и исследователя.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы в том, что учет предложенной методики исследования теории и практики функционирования афористических форм и средств традиционной культуры воспитания северокавказских народов может иметь определенный интерес при анализе материала других народов. А также - в подготовке научно-методических рекомендаций по теме исследования;

- разработке соответствующих разделов курса (школьного и вузовского) по этнопедагогике, фольклористике, этнологии;

- разработке конкретных сценариев и рекомендаций для учителей и воспитателей по проведению аудиторных, факультативных и внеклассных занятий, а также координации таких сведений с общим программным курсом той или иной изучаемой дисциплины;

- в привитии навыков сравнительно-сопоставительного восприятия изучаемого материала, ибо предлагаемая методика систематического обращения к межсистемным, межвидовым и межэтническим параллелям для дефиниций родной афористики позволяет успешно решать задачи не только познавательного плана; инонациональные материалы, являясь средством обогащения культурного багажа, вместе с тем подводят личность учащегося к мысли, что в афористических установках каждого народа выражаются адекватные понятия, а различия часто имеют орнаментальную функцию.

Экспериментальный материал убедительно свидетельствует в пользу того, что практическая реализация идей исследования имеет результатом значительный рост сознательной дисциплины учащихся, их этики, подходов к восприятию мира Природы и мира Человека, а также рост уровня их художественно-эстетического развития. Прорабатываемые в данном ключе материалы, краткая форма которых как нельзя лучше способствует разного рода сравнениям и сопоставлениям, вместе с тем ненавязчиво приобщают школьника к инонациональной культуре, выполняя одновременно одну из важнейших функций нравственно-этического развития: борьбу с ксенофобией, отрицанием ценностей других народов, иных обычаев и условий жизни. Указанное обстоятельство способствует принятию ребенком общегуманистической позиции, закладывается один из камней фундамента его будущей высокой культуры; ведь проповедуемый отдельными кругами шовинизм и принятие его на вооружение определенными людьми одной из причин имеет низкую культуру. Люди же высокой культуры "...не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны" (Лихачев, 1989, 1).

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

- афористические средства традиционного воспитания - этнопе-дагогический феномен, являющийся концентрированным выражением народной концепции воспитания, имеющий образовательные и воспитательные функции. Этнопедагогическая афористика народов Северного Кавказа - нерасторжимая часть традиционной культуры воспитания, способствующая сохранению и ретрансляции педагогических ценностей этноса. Народные афоризмы, являясь оптимальным средством передачи этнопедагогической информации, в доступной для понимания форме излагают основопологающие гуманистические идеи. Такое содержание обуславливает их сентенциозность, поучительность, педагогическую направленность, которые и формируют функции этнопедагогической афористики: гуманистическую, познавательную, эстетическую, информационную, регулятивную;

- целостное, системное рассмотрение основных идей афористических средств традиционного воспитания способствует аргументированному анализу этнопедагогической сущности каждого из видов народной афористики, а также определению и объяснению специфических и общих черт этнопедагогической афористики каждого народа, выявлению общности их духовных истоков, углубленному пониманию их художественной природы;

- этнопедагогическая афористика - одно из ведущих звеньев в общей системе народного воспитания, регулирования и коррекции поведения в традиционных северокавказских обществах, способствующее гармоничному усвоению национальных норм и моделей поведения, помогающее в ненавязчивой, хорошо запоминающейся, часто воспроизводимой форме структурировать и суммировать знания человека о себе и окружающем мире, существенно скорректировать его ценностные ориентации;

- объективное функционирование этнопедагогической афористики показывает огромные возможности материала в образовательном и воспитательном развитии подрастающих поколений; это позволяет выработать методически адаптированную систему педагогических мер по оптимизации использования в учебно-воспитательной работе школы и вуза афористических средств традиционного воспитания;

- учет этнических, видовых, поэтических особенностей различных средств афористики, учет подготовленности учащихся разных возрастных групп к восприятию и усвоению учебного материала, а также систематическая работа с ним, осуществление межпредметных связей, профессиональная подготовка учителя позволяют значительно углубить знания учащихся по предметам гуманитарного цикла, расширить и углубить их нравственные понятия. Сравнительно-сопоставительное рассмотрение афористики различных народов, приобщая школьников и студентов к пониманию основ национальной эстетики, позволяет оттенить в восприятии инонациональных текстов явления всеобщие, интернациональные, не допуская преувеличения, исключительности родного, национального; такой диалог афоризмов нацеливает на понимание культуры других народов и является шагом к культуре межнационального общения.

Исследование проводилось с 1983 по 1998 гг. и включало ЭТАПЫ: отбора,анализа и синтеза основных источников (научных, полевых, архивных, публицистических, литературных), формирование первичных эмпирических моделей (1983-1988); разработки теоретико-методологических основ и методов исследования (1989-1993); обобщения материала в свете современных психолого-педагогических, философских, социокультурных концепций, оформления результатов исследования (1994-1998).

АПРОБАЦИЯ работы. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ нашли отражение в более чем 60 публикациях, в том числе шести монографиях, учебных пособиях, статьях, докладах, тезисах. Общий объем публикаций по теме исследования составляет около 100 печатных листов.

Результаты исследовательской работы докладывались и получили одобрение на заседаниях лаборатории этнопедагогики Института развития личности РАО, кафедры педагогики высшей школы факультета педагогики и психологии МПГУ, кафедры педагогики и психологии начального обучения СОГУ им. К. Л. Хетагурова, а также на международных, всесоюзных, всероссийских и региональных конференциях, семинарах, чтениях в г. Москве, Санкт-Петербурге, Чебоксарах, Белгороде, Ровно, Ижевске, Владикавказе.

По материалам исследования прочитан авторский спецкурс "Эт-нопедагогическая афористика" в Университете РАО, Московском педагогическом госуниверситете, Северо-Осетинском госуниверситете; результаты работы нашли отражение в адресованных учителю методических рекомендациях, учебно-методических пособиях, экспериментально апробированных автором в ряде школ республики Северная Осетия-Алания.

СТРУКТУРА работы обусловлена кругом поднимаемых в ней проблем, характером их решения. В первой главе диссертации многовидовая система афористических средств традиционного воспитания исследуется как этнопедагогический феномен. Во второй главе исследуется этнопедагогическая природа различных видов северокавказской афористики. В третьей главе эпистемологическое наполнение этнопедагогическои афористики рассматривается в общем контексте традиционной культуры воспитания и культурного наследия народов Северного Кавказа. В четвертой главе исследуются воспитательные функции и воспитательное значение народной афористики в контексте общей технологии воспитания, рассматриваются вопросы функционирования афористических формул этикетных регламентации как средство формирования и коррекции поведения личности в северокавказских традиционных обществах. Анализ аксиологического аспекта паремий тесно сопряжен с осмыслением психолого-педагогических механизмов функционирования этнопедагогическои афористики. В пятой главе представлены результаты эффективности внедрения афористического материала в учебно-воспитательную практику школы и вуза в связи с этническим осмыслением содержания и процесса современного воспитания .

Главы работы тесно связаны между собой, а логический порядок их следования определен ходом исследования: первая глава теоретически обосновывает подход к афористике как единой системе, включающей подсистемы родственных по своей этнопедагогической природе средств традиционного воспитания. Анализ паремического материала в последующих главах убедительно свидетельствует о правомерности такого подхода, позволяющего гармонично контаминировать рассмотрение подсистемных дефиниций с их кросс-культурным осмыслением (вторая глава), а также позволяющего соотносить эпистемологическое наполнение афористики с общесистемными и общекультурными понятиями (третья глава). Воспитательная ценность паремий, рассматривается в тесной связи с наличием в них воспитательных идей, при том что учет системных связей помогает четче отследить воспитательную профилированность каждого из афористических средств, приоритетную форму ее выражения (четвертая глава). Учет анализа теории и практики естественного функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания подвел к выработке оптимальных учебно-воспитательных методик использования этнопедагогической афористики в связи с этническим осмыслением содержания и процесса современного воспитания и обучения (пятая глава). В заключении представлены выводы исследования, определены перспективы дальнейших научно-практических изысканий в области поднятой проблемы.

Похожие диссертации на Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа