Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Аталычество как система воспитания горских народов Северного Кавказа Аветисян Рубина Рубиковна

Аталычество как система воспитания горских народов Северного Кавказа
<
Аталычество как система воспитания горских народов Северного Кавказа Аталычество как система воспитания горских народов Северного Кавказа Аталычество как система воспитания горских народов Северного Кавказа Аталычество как система воспитания горских народов Северного Кавказа Аталычество как система воспитания горских народов Северного Кавказа Аталычество как система воспитания горских народов Северного Кавказа Аталычество как система воспитания горских народов Северного Кавказа Аталычество как система воспитания горских народов Северного Кавказа Аталычество как система воспитания горских народов Северного Кавказа Аталычество как система воспитания горских народов Северного Кавказа Аталычество как система воспитания горских народов Северного Кавказа Аталычество как система воспитания горских народов Северного Кавказа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аветисян Рубина Рубиковна. Аталычество как система воспитания горских народов Северного Кавказа : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Владикавказ, 2004 149 c. РГБ ОД, 61:04-13/1250

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. АТАЛЫЧЕСТВО В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ГОРСКИХ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

1.1. Происхождение института аталычества 12

1.2. Система воспитания, представления народов Северного Кавказа о сущности воспитания, его целях и задачах ..20

1.3. Исторические сведения русских и иностранных ученых и путешественников о генезисе Кавказского аталычества и его социально-политическом предназначении 48

1.4. Специфика и формы' аталычеческого воспитания северо кавказских народов 54

Выводы 67

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ АТАЛЫКАМИ

2.1. Порядок и условия передачи на воспитание детей князей северокавказских народов аталыкам 71

2.2. Содержание и формы воспитания детей 86

2.3. Средства, приемы и методы воспитания 99

2.4. Позитивные и негативные стороны влияния института аталычества на горских детей 114

Выводы 122

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 125

БИБЛИОГРАФИЯ 132

ПРИЛОЖЕНИЯ 146

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 149

Введение к работе

Актуальность исследования. Существенным элементом духовного наследия каждого народа является его педагогическая культура, ее идеи и воспитательный опыт, выработанные народом на протяжении веков и тысячелетий. Для совершенствования нашей воспитательной системы мы часто обращаемся к вековым прогрессивным традициям предков, которые отражают в концентрированном виде всю национальную и традиционную культуру воспитания, о возрождении которой общество все чаще и чаще стало задумываться. Духовное богатство традиций, народных обычаев дает нам возможность показать лучшие образцы из прошлой жизни предков, выявить позитивные примеры для формирования мировоззрения молодежи. Обычаи и традиции отражают исторически сложившуюся национальную культуру и национальный менталитет того или иного этноса. Они затрагивают все без исключения стороны общественной и личной жизни. Поэтому изучение обычаев старины для их обобщения в современной воспитательной практике просто необходимо. Это тем более важно, что недооценка воспитательной роли ранее действовавших воспитательных систем привела сегодня к негативным последствиям.

Историко-педагогические исследования не только повествует о прошлом. Выявленный положительный опыт народной педагогики может и должен быть использован в современных условиях организации образовательной и воспитательной практики. Для того чтобы раскрыть целостную картину развития истории образования на Северном Кавказе необходимы комплексные межнаучные исследования на стыке истории и педагогики, социологии, психологии, этнологии.

В настоящее время в изучении вопросов истории педагогики сложились научные школы таких видных ученых, как Г.Н. Волков, Ш.И.

4 Ганелин, Ф.Ф. Королев, Н.А. Константинов, Н.Д. Никандров, А.И.

Пискунов, З.И. Равкин, Б.К. Тебиев, З.Б. Цаллагова и др. Определенный вклад в осмысление педагогической мысли народов Северного Кавказа внесли А.Б. Беляева, Т.А. Бекоева, А.Ю. Белогуров, И. И. Бирагова, З.С. Бузоева, К.И. Бузаров, Е.В. Бондаревская, З.Т. Джелиева, З.К. Каргиева, Ю.С. Кимов, Т.Б. Кодзаев, В.К. Кочисов, В.В. Макаев, Л.Л. Супрунова, , СБ. Узденова, Е.Е. Хатаев, СР. Чеджемов, В.К. Шаповалов, Е.Н. Шиянов и др. Работы данных авторов послужили ценной основой для нашего исследования.

В современных условиях возникает необходимость переосмысления всего воспитательного процесса, возрождения прогрессивных национальных традиций в целях разумного их использования в деле воспитания.

Восстановление традиций, аккумулирующих в концентрированном виде национальную культуру, становится актуальной задачей общества. Однако их возрождение возможно только при уважительном отношении к ним всех социальных институтов и, в особенности, семьи, школы и вузов, для которых творческое изучение традиций должно стать нормой повседневной практики. К наиболее распространенным традиционным институтам, бытовавшим у горцев, относится обычай аталычества, т.е. передача детей на воспитание в другую семью. На факт популярности этого обычая указывал еще известный исследователь кавказского обычного права М.М. Ковалевский, который писал, что «едва ли какой другой горский обычай так известен в России, как аталычество» [85. 313]. Такая известность этого обычая объясняется тем, что все путешественники и исследователи Кавказа пытались выявить генезис и распространенность этого обычая отдачи своих детей на воспитательство в чужие руки, столь долго бытующего у горцев.

Наиболее ранним упоминанием о кавказском аталычестве являются

сведения арабского ученого Ибн Халдуна (XIV-XV вв.), относящиеся к 1227 г. В них в частности упоминается «малолетний государь Дербента» и его аталык [91. 47] . Эти сведения подтверждаются итальянским путешественником XV века Дж. Интериано, который писал: «Лишь только сыну знатного исполнится два или три года, его отдают на попечение одного из слуг» [54. 34] .

В русских источниках первое по времени сообщение об аталычестве как обычае, находится в «Описании кабардинского народа», составленном в 1748 г. советником Коллегии иностранных дел В. М. Бакуниным. «Каждый владелец, — говорится здесь, — детей своих при себе иметь и их своими глазами видеть до глубокой своей старости не может, и для того новорожденной владельческой сын тотчас отдается к дятке, одному из ближних узденей, который сыщет ему и кормилицу, а при возрасте обучает его стрелять из лука и из пищали и саблями рубиться и колоться и прочим военным по их обычаю экзерцициям» [75. 159].

Более пространное и содержательное описание того же порядка дал затем П. С. Потемкин в «Кратком описании о кабардинских народах» 1784 г. Как только, сообщает Потемкин, у владельца родится мальчик, его отдают кому-нибудь из узденей, который должен его воспитывать и содержать на своем иждивении до его совершеннолетия. В награду за это питомец отдает своему воспитателю девять десятых всякой своей добычи. Точно так же каждая мать, какого бы она рода ни была, отдает свою новорожденную дочь на воспитание в чужую семью. «Отец, - пишет далее Потемкин, - видит своего сына в первый раз лишь тогда, когда у сына рождается первый ребенок. Тогда отец снимает с жены сына ту шапку, которую девушка носит до замужества и рождения у нее ребенка. Одновре-

менно отец дарит сыну дом, скотину и пр., по своему состоянию» [75. 360-361].

Потемкин же впервые попытался дать и объяснение описываемого им порядка: дети отдаются на воспитание в другую семью, «дабы чрез то не допустить юность вкусить негу, на которую горячность родителей невольно иногда попускают» [75. 360-363] .

В современной истории изучения генезиса института аталычест-ва можно выделить два основных направления. Первое и наиболее раннее из них сводится в общих чертах к «народной» трактовке причин его бытования, заключающейся в утверждении необходимости строгого воспитания детей (особенно мальчиков - будущих воинов), которое возможно лишь в чужой семье вне родительской опеки. В последнее время среди исследователей адыгов (кабардинцев) возникла теория, связывающая происхождение аталычества с военным воспитательством, институтом наездничества [123. 249]. Второе обосновывает связь аталычества с древнейшим обществом. Утверждается, что это стадиальный институт универсально-исторического характера. Первым в череде тех, кто затронул проблему генезиса аталычества, был М. Ковалевский. Он полагал, что «в старые годы обычай этот был всеобщим» и корни его следует искать в глубокой древности - в эпохе материнского рода и так называемого коммунального брака, характеризующегося полигамией и отсутствием отцовского права, когда «родство по отцу еще не известно» [86. 14-15] . Его ученик М.О. Косвен также считал, что аталычество имеет первобытные корни, однако подверг критике теорию «коммунального брака», называя ее «крайне искусственной или даже вымышленной» [97. 47] .

До настоящего времени нет ни одного педагогического исследования, которое раскрывает специфику аталыческого воспитания и выявляет его роль в жизни горских народов Кавказа.

Чтобы это сделать необходимо извлечь из существующих источников отдельные черты, элементы или формы проявления кавказского аталычества, и выявить пути и средства воспитательного воздействия аталыков на своих питомцев.

Мы считаем что аталычесво является одной из составляющих черт педагогической культуры народов Северного Кавказа, одной из отличительных особенностей горской этнопедагогики, важнейшим элементом педагогики и образования средних веков и нового времени на Кавказе.

В отношении педагогической сущности аталычества мы разделяем мнение СР. Чеджемова о том, что в условиях Кавказа это был скорее равноправный обычай, следовательно в некоторых исследованиях ему дается не совсем верное определение, как обычаю отдавать детей знатных родителей на воспитание вассалам или слугам. В общественно-политической жизни народов Северного Кавказа это был в основном равноправный и зачастую обоюдный процесс между представителями различных народов.

Неразработанность темы обусловила наш выбор проблемы диссертационного исследования «Аталычество как система воспитания горских народов Северного Кавказа», основная проблема сформулирована следующим образом: каковы условия и факторы развития теории и практики аталыческого воспитания в педагогике народов Северного Кавказа. Решение данной проблемы явилось целью нашего исследования.

Объект исследования: аталычество как общественный институт воспитания.

Предмет исследования: формы и методы аталыческого воспитания детей у народов Северного Кавказа.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования нами поставлены следующие задачи:

  1. исследовать исторические предпосылки возникновения института аталычества;

  1. изучить систему воспитания и представления народов Северного Кавказа о сущности аталыческого воспитания;

  2. обобщить исторические сведения русских и иностранных ученных и путешественников о генезисе аталычества на Кавказе;

  3. определить специфику и формы аталыческого воспитания у разных северокавказских народов;

  4. выявить характер содержания воспитания детей у аталыков на различных этапах исторического развития Северо-Кавказских обществ;

  5. раскрыть специфику развития, содержание форм, и методы воспитания и обучения детей аталыками;

  6. проанализировать позитивные и негативные стороны влияния на детей института аталычества;

Методологическую основу исследования составляют философские положения: о диалектике общего и особенного, о творческом и бережном отношении людей к духовному наследию прошлого; о социально-исторической обусловленности характера педагогической мысли народов; социально-историческим условиям их жизни.

Для решения поставленных задач были использованы специальные методы научно-педагогического исследования среди которых: изучение и анализ архивных источников; изучение и анализ трудов дореволюционных и современных авторов по проблемам фольклора, этнографии, истории, педагогической мысли народов России и Северного Кавказа; сопоставительный анализ историко-этнографических, философских и литературно-фольклорных произведений;

Источниковую базу исследования составляют исторические сведения, произведения народного творчества, труды дореволюционных

и современных авторов по истории, социологии, педагогике, фольклору, этнографии и психологии.

Организация и этапы исследования: исследование проводилось в три этапа:

  1. - 2001 гг. - предварительное ознакомление с проблемой, определение основных направлений научного поиска, установление степени научной разработанности проблемы;

  2. - 2002 гг. - обзор и обработка научной литературы по теме исследования, выявление актуальности темы, определение методологии, методов, задач, источниковой базы исследования;

  3. - 2003 гг. - Систематизация, обобщение и литературно-методическое оформление текста диссертации, апробация основных положений работы, издание статей и методических пособий по проблеме исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В воспитании подрастающего поколения народов Северного
Кавказа в XIII - XIX вв. институт аталычества играл важную роль.
Возникнув под влиянием определенных социально-исторических усло
вий и факторов, на всем протяжении своего существования, аталы-
чество являлось социальным институтом, сфера влияния которого
была распространена на значительное количество представителей
горских народов Кавказа.

  1. Влияние кавказского аталычества на детей имело свою специфику, не похожую на семейное воспитание, которое носило своеобразие, что делало его уникальным, непохожим на воспитательство системы других народов мира.

  2. Изучение и анализ опыта северокавказского аталыческого воспитания показывает, что в обозначенный выше период его центральными задачами являлись развитие у молодежи физического совершенства, воспитание рыцарских качеств личности, формирование

этических и эстетических понятий и нравственно-психологическая

подготовка к дальнейшей жизнедеятельности.

Научная новизна исследования заключаются в следующем:

определена система аталыческого воспитания северокавказских народов;

раскрыта роль горского аталычества как социального института в формировании всесторонне развитых представителей подрастающих поколений;

выявлены задачи, содержание и методы воспитания детей аталыками,

определена прогрессивная и негативная роль северокавказского аталычества в решении социальных и педагогических проблем;

Теоретическая значимость исследования:

дана научная характеристика понятий и идей, составляющих систему аталыческого воспитания;

обобщен и систематизирован опыт формирования нравственно целостной личности.

в сравнительно-сопоставительном аспекте изучена система аталыческого воспитания у народов Северного Кавказа, которая, теоретически значима в деле гармонизации межнациональных отношений на Кавказе, укрепления социального согласия внутри этносов.

Практическая значимость исследования:

- проанализированы и систематизированы идеи аталычества как
социально-педагогического явления в трудах видных просветителей
и ученых Кавказа. Данные материалы могут быть использованы на
лекционных и семинарских занятиях как в педагогических училищах
и колледжах, так и в педагогических институтах и университетах.
Определенную ценность материал исследования представляет для та
ких дисциплин как «Педагогика», «История педагогики», «Этногра-

фия», «История Северного Кавказа». Он интересен студентам, аспирантам, учителям и преподавателям.

Объективность и достоверность полученных научных результатов обеспечена широкой источниковой базой, соответствием методов и поставленных задач цели исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялось поэтапно Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, на региональных научных конференциях во Владикавказе, проведенных в 2000- 2003 гг. Они внедряются в вузовский процесс в условиях Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, Северо-Осетинского государственного педагогического института, Республиканского института повышения квалификации, работников образования в процессе чтения лекций по спецкурсам «Традиционная система воспитания у северокавказских народов» и «Этнопедагогика Северного Кавказа», в средних общеобразовательных и специальных учебных учреждениях РСО-Алания в рамках предмета «Обычаи и традиции северокавказских народов». Основные положения диссертации отражены в ряде публикаций.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Происхождение института аталычества

Одной из форм воспитательной системы горцев являлся специфический институт - аталычество, восходящий своими корнями еще в глубь веков, к феодализированному обществу кельтов, германцев, монголов, славян и тюрок. Этим и объясняется столь широкая область распространения этого обычая и его популярность у разных народов мира.

Чтобы дать развернутое историко-педагогическое толкование аталычества, необходимо расширить поле нашего исследования географически и этнографически и затем провести параллели с кавказским аталычеством.

Термин «аталычество» происходит от турецкого слова «аталык», что означает «как бы отец», «отцовство» или «лицо, заменяющее отца, бравшее ребенка на воспитание» [76. 26] . Как явствует из этимологии данного слова, суть обычая аталычества заключалась в том, что в условиях нестабильности и межцоусобных войн люди (часто из соседних племен) брали друг у друга детей на воспитание обычно со сроком до совершеннолетия и становились их аталы-ками, воспитателями, что означало установление между этими семьями родственных связей [55. 25-30] .

Особенно этот обычай у многих народов мира практиковался в период зарождения и становления классового общества. Так, широко был распространен обычай воспитывать детей на стороне в раннеклассовых кельтских племенах и у древних германцев (в англоязычной литературе этот обычай получил название «fosterage» - от foster «воспитание») [38; 46; 125; 142; 151 и др.]. Порядок отдачи детей на воспитание, совершенно аналогичный кавказскому аталычеству, совпадающий даже в деталях, мы находим в прошлом скандинавских народов, в частности в Исландии, а равно у древнего населения Англии — кельтов Ирландии и Уэльса и гойделов Шотландии. Не углубляясь в подробное описание и исследование данного комплекса в этнографическом аспекте, возьмем лишь его основные и общие черты.

Отдача детей на воспитание была в прошлом у названных народов распространена весьма широко и играла крупную общественную роль. Примеры и отголоски этого порядка нередки в скандинавском эпосе. Весьма подробная и строгая регламентация данного института содержится в древнейшем исландском правовом кодексе, так называемых Грагах, а равно в сборнике права древних судей Ирландии, бреонов — Сенхус-Море [193. 166].

Терминами, относящимися к данному порядку, у кельтов Ирландии были: отдача на воспитание — altram, или altrum, воспитатель — aite, или oide, воспитательница — muime, воспитанник — dalta (термин этот сохранился для обозначения любимого ребенка, баловня) , молочный брат — comalte [22. 8-9] .

Отдача детей практиковалась всеми классами и сословиями, но дольше удерживался этот порядок в господствующих слоях. Дети отдавались как в среде равных сословий и классов, так и от высшего к низшему. В Ирландии вождь отдавал ребенка на воспитание обычно кому-либо из своих подвластных вождей, но часто и лицу равного себе ранга. Отдавали как мальчиков, так и девочек; отдача девочек раньше вышла из употребления. Отдача детей на воспитание держалась в Ирландии, в особенности в среде господствующего класса, еще в середине XVIII в. По выражению одного старинного автора, «в Ирландии все отдавали своих детей на воспитание: сильные и богатые — продавая, бедные — покупая воспитание своих детей». В Шотландии этот порядок сохранялся еще позже, до конца

XVIII в. По не вполне отчетливому указанию древне-ирландского кодекса, отдача на воспитание допускалась только лицу, стоявшему в известной степени родства к родителям ребенка. По скандинавским сагам, дети часто воспитывались именно у их родственников с материнской стороны, воспитателем часто бывал материнский дядя ребенка.

Аналогично Кавказу, и в Ирландии люди домогались получения на воспитание сыновей королей, вождей или иных лиц господствующих сословий. Поэтому бывало, что ребенок переходил от одного воспитателя к другому. Один ирландский вождь имел в молодости девять воспитателей. Иметь много воспитателей составляло признак знатности. С другой стороны, иногда одно лицо имело много - воспитанников: у одного вождя было 40 воспитанников. Отдавали детей, начиная с одного года, иногда и сразу после рождения. Сроки, до которых продолжалось воспитание, таковы: в Ирландии мальчиков — до 17 лет, девочек — до 14 лет; по Грагам — до 16 лет. По скандинавским сагам, отражающим очевидно более древний порядок, воспитание продолжалось до 18 лет и дольше.

Система воспитания, представления народов Северного Кавказа о сущности воспитания, его целях и задачах

Воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших проблем, стоящих перед обществом во все времена. Человечество накопило неиссякаемое богатство - народные обычаи, традиции, народное искусство, которые передаются из поколения в поколение и которым младшие учатся у старших [8. 23-36] . Мы согласны с мнением исследователя И.Б.Коромыслова, который считает, что в далекие времена, "когда образованность почти не касалась огромного большинства народа, существовали все-таки свои понятия и убеждения о воспитании, и довольно сложные"[95. 18-27], поэтому вновь и вновь обращаемся к народной истории практики воспитания и его культуре, основанной на традициях и обычаях.

Термин «воспитание» возник еще на заре цивилизации. Как отмечал великий русский педагог К.Д. Ушинскии, воспитание возникло вместе с языком, родное слово - великий народный педагог [171. 30] . Уже с глубокой древности у народа были известны взгляды на воспитание и обучение подрастающих поколений; известны цели и задачи воспитания и обучения их, определенное содержание обучения и образования, а также и известные пути и средства воздействия на юное поколение, чтобы формировать его в направлении, желательном трудовому народу.

Воспитание в общем виде понималось народной педагогикой как подготовка к жизни в обществе. В более обширном понимании воспитание - процесс передачи подрастающему поколению того, что уже накоплено обществом, т.е. знаний, трудовых умений, норм и опыта поведения в обществе; выработке определенной системы миропонимания [191. 7]. С помощью воспитания происходит постоянное приобретение и обогащение личного опыта в различных областях познания, труда, общения. Важной методологической предпосылкой изучения опыта народного воспитания является философское положение о том, что способ материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Поэтому категории народного воспитания необходимо рассматривать как следствие социально-экономических отношений, в системе которых они возникают и оформляются [172. 65] .

В силу общности исторической судьбы горцев, их системы национального воспитания, имели много общего. Воспитательные постулаты, созданные одними народностями, воспринимались как свои почти всеми другими. Разумеется, каждый народ вносил в них те или иные самобытные коррективы. Поэтому мы будем рассматривать воспитательную систему как общекавказскую, отвлекаясь от тех различий, которые имеются в ее вариантах, распространенных среди того или иного народа. Как верно подметил акад. Г. Н. Волков в своей монографии «Этнопедагогика чувашского народа» (Чебоксары, 1966) «народы в характеристиках положительной и отрицательной личности дополняют друг друга, но не противоречат и не исключают друг друга. Общечеловеческие представления о красоте и добре складываются из суммы представлений многих народов, представления народов о совершенной личности тоже выступают в гармоническом единстве, отражая при этом историю, традиции и обычаи народа» [29. 248-249]. И это так.

Горские народы основной целью воспитания считали подготовку совершенной личности, способной переносить в жизни трудности и невзгоды, наделенной умом, физической силой и нравственными добродетелями. Поэтому она, как и всякая система, включала в себя следующие подсистемы: умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Причем наиглавнейшее место в формировании этих качеств отводилось трудовому воспитанию. Дети с малых лет наглядно убеждались в необходимости трудиться, овладевали необходимыми для этого умениями и навыками. Они начинали

приобщаться к трудовой деятельности уже с б-летнего возраста (девочки - с 4-летнего), по мере своих сил помогая родителям, а в 15 лет они уже трудились наравне с взрослыми.

Умение трудиться высоко оценивалось горцами. По результатам трудовой подготовки горцы судили о качествах человека вообще. Но при этом народные воспитатели уделяли огромное внимание и умственному развитию детей. Они с юных лет прививали ребенку потребность в усвоении новых знаний, развивая у него сообразительность, память, наблюдательность. Этому во многом способствовал и народный фольклор, в котором осмеивались не только глупые, невежественные люди, но и звери и воспевалась находчивость. Но в формировании образа «настоящего горца» или «горянки» кавказцы не забывали и о физическом воспитании, поскольку в трудных условиях того времени можно было выжить лишь благодаря хорошей физической форме и потому в многочисленных воспоминаниях путешественников говорится о том, что «горцы начинают закаливать своих детей буквально с рождения» [27. 34; 32. 137; 49. 123; 51. 156; 67. 748; 69. 61; 105. 26 и др.]. Этому способствовали многочисленные подвижные игры, обливание водой в любое время года, упражнения в боевых искусствах (у юношей). Физическое воспитание девочек ограничивалось только лишь закалкой организма. Но горцы считали, что не может быть полноправного члена общества и без привития ребенку морально-эстетических норм, на которых собственно и была основана вся воспитательная система.

Порядок и условия передачи на воспитание детей князей северокавказских народов аталыкам

До XX века на Северном Кавказе была распространена традиция отдачи детей высших сословий на воспитание в другие семьи. Так, у абхазов иногда княжеские и дворянские дети воспитывались в других княжеских или дворянских семьях. То же самое наблюдалось и в Карачае, где аталыческие отношения были строго регламентированы в соответствии с сословной организацией карачаевцев: князья и подкняжичи отдавали детей дворянам «первой степени», «золотым» узденям, т.е. - равным себе по статусу либо узденям «второй степени» - «истинным» узденям [20. 70] и т.д. В свою очередь князья могли вступать в аталыческие отношения с княжескими родами соседних народов. В этом случае аталычество носило политический характер и не влекло установления вассально-сюзеренных отношений и наряду с династическими браками являлось инструментом международной дипломатии. В отличие от Кабарды и Балкарии, а также других северокавказских обществ, в Карачае в межэтнические аталыческие отношения могли вступать исключительно представители сословной группы «белая кость» - князья и подкняжичи. У адыгов дворянская семья, отдавая своих детей на воспитание, в то же время сама в таком же порядке брала чужих дворянских детей. Осетинские бадиляты также отправляли своих детей на воспитание в семьи других феодалов знатных фамилий [58. 115]. Иногда действовали одновременно и оба порядка: у некоторых черкесских племен князь отдавал своего ребенка дворянину, но сам мог воспитывать только княжеского ребенка.

Однако в XIX веке порядок, по которому дети отдавались на воспитание в семьи низших или зависимых сословий, был господствующим. У адыгов князья отдавали детей на воспитание своим вассалам, у кабардинцев - дворяне - крестьянам. У абхазов социальное различие сказывалось и в практике аталычества среди крестьян. Так, полукрепостной крестьянин отдавал своего ребенка на воспитание крепостному крестьянину, либо крестьянину-бедняку.

Наибольшее распространение имела на Кавказе отдача детей на воспитание в семьи других народов, что, однако, практиковалось только высшими сословиями. Так, кабардинские князья отдавали детей осетинам, высшие сословия адыгов брали аталыков из среды северокавказских армян (черкесо-гаев), абхазы воспитывали своих детей у мегрелов и пр.

Исследователи кавказского аталычества особенно отмечают, что князья и дворяне, как правило, выбирали своим детям аталыков, и что «претенденты на звание аталыка чаще всего сами спешили предложить свои услуги, соперничали между собой и иногда даже выкрадывали ребенка». В 1796 г. немецкий путешественник Рейнеггс зафиксировал этот обычай в Кабарде, где, по его утверждению, один из подвластных («кул») ночью тайно пробирался в княжеский дом и похищал новорожденного, возвращая затем лишь по достижении воспитанником совершеннолетия [97. 47] . По общему мнению, потенциальные аталыки в черкесских обществах «домогались» наследника вышестоящего феодала и между ними часто возникали ссоры, нередко перераставшие в кровную вражду. «Обращает на себя внимание, -пишет М.О. Косвен, - иногда отчетливо выражающееся домогательство со стороны берущего на воспитание, либо даже приписывание себе права на получение ребенка» [97. 50] . В то же время считалось неприличным вмешательство родителей в споры претендентов и выражение своего предпочтения. Последние должны были «сами договориться между собой и решить, кому быть воспитателем». «Часто случается, - отмечал в первой половине XIX в. Платон Зубов, -что младенец находится еще в утробе матери, а множество желающих быть его воспитателями оспаривают друг у друга такое лестное право. В споры родители не вмешиваются, ибо сие считается предосудительным. Претендатели, разобравшись между собою, наконец, назначают из среды себя воспитателя» [73. 41] . Подобное явление совершенно отсутствовало у карачаевцев, и в этом - в исключительном праве князей и первостепенных дворян выбирать аталыков -заключена еще одна специфика карачаевского аталычества. Желающих стать аталыком ребенка князя или состоятельного и влиятельного дворянина было много, так как эта связь сулила не только значительные материальные выгоды, но главное - гарантировала последующую опеку и покровительство воспитанника и, как следствие, значительное повышение общественного (реже внутрисословного) статуса[2. 44] .

В более отдаленные времена отдавались на воспитание, как мальчики, так и девочки, позже (в XIX веке) только мальчики.

Показания об аталычестве неизменно говорят об отдаче детей как об акте со стороны родителей совершенно добровольном. Нигде не упоминается о естественном, казалось бы, в данном случае протесте матери ребенка.

Похожие диссертации на Аталычество как система воспитания горских народов Северного Кавказа