Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трудовое воспитание абазин средствами традиционной педагогической культуры Докумова Рабигат Шамсудиновна

Трудовое воспитание абазин средствами традиционной педагогической культуры
<
Трудовое воспитание абазин средствами традиционной педагогической культуры Трудовое воспитание абазин средствами традиционной педагогической культуры Трудовое воспитание абазин средствами традиционной педагогической культуры Трудовое воспитание абазин средствами традиционной педагогической культуры Трудовое воспитание абазин средствами традиционной педагогической культуры Трудовое воспитание абазин средствами традиционной педагогической культуры Трудовое воспитание абазин средствами традиционной педагогической культуры Трудовое воспитание абазин средствами традиционной педагогической культуры Трудовое воспитание абазин средствами традиционной педагогической культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Докумова Рабигат Шамсудиновна. Трудовое воспитание абазин средствами традиционной педагогической культуры : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2004 172 c. РГБ ОД, 61:05-13/22

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В АБАЗИНСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ 13

1.1 Воспитание совершенного человека - цель трудового воспитания в народной педагогике абазин 13

1.2 Задачи трудового воспитания в абазинской народной педагогике 57

Выводы по первой главе 86

ГЛАВА II. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В АБАЗИНСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ 90

2.1 Средства, методы и приемы педагогического воздействия и их использование в воспитании молодого поколения 90

2.2 Социализация личности в процессе трудового воспитания 128

Выводы по второй главе 150

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 160

Введение к работе

Современный этап развития российского общества характеризуется кардинальными изменениями в социально-экономической и общественной жизни страны, сменой приоритетов и ценностей в сознании людей. Эти изменения отразились и на системе образования, направив его течение в демократическое русло. Однако в психолого-педагогических исследованиях Е.П. Белозерцева, Е.В. Бондаревской, Г.Н.Волкова, Н.Д. Никандрова отмечается низкий уровень развития ценностных ориентации у молодежи.

Исследования, посвященные регионализации образования, обновлению и
развитию национальных систем воспитания (И.А. Арабов, К.И. Бузаров,
Л.Ф.Греханкина, М.Н. Кузьмин, В.В. Макаев, Ш.А. Мирзоев, К.Б. Семенов,
Л.Л.Супрунова, Е. Троицкий, С.Б.Узденова, И.А.Шоров), подчеркивая важность
происходящих в системе образования перемен в плане сохранения и развития
самобытных образовательных и этнокультурных традиций, вместе с тем
отмечают кризис духовности, утерю некогда представляющих национальную
гордость идеалов, утрату связи поколений. Очевидно, что возрождение России
невозможно без национальной ориентации, учета психолого-этнических
ь> особенностей народов, изучения богатого педагогического опыта, накопленного

в результате многовековой практики воспитания.

Возросшая общая культура народов России усиливает интерес к истории и собственному духовному наследию. В исследованиях ученых традициями называются исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение устойчивые нормы и принципы взаимодействия людей в обществе, охраняемые общественным мнением.

В контексте сказанного представляет интерес традиционная педагогическая культура абазинского народа. Обобщенный опыт воспитания абазин отражает особенности материальных, культурных условий жизни, религии народа. Национальная школа на современном этапе призвана стать

4 государственно-общественным учебным заведением, обеспечивающим оптимальные условия передачи подрастающему поколению накопленных народом духовно-нравственных ценностей, традиций с учетом особенностей данного этноса, уникальности его социокультуры.

В 20-е годы народную педагогику исследовал географ и этнограф Г.С. Виноградов. Он раскрыл ее сущность как составную часть педагогической культуры народа (называл народную педагогику «совокупностью навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении»).

Педагогический опыт воспитания, накопленный абазинами, является частью народной педагогики. Нацеленная на воспитание сотрудничества, взаимопомощи, единения, коллективизма, абазинская народная педагогика признает ведущими идеями следование прогрессивным трудовым традициям, чувство долга, послушание, свободные и гуманные отношения между людьми и другие.

Значительный вклад в теорию трудового воспитания внесли русские революционные демократы В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев. Особенно большое влияние на развитие проблем трудового воспитания в русской педагогике оказали взгляды Н.Г. Чернышевского на труд и его роль в формировании человеческой личности. Он утверждал, что человек имеет естественную потребность в труде.

Большая роль в разработке теории трудового воспитания принадлежит К.Д. Ушинскому. В своей работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860г) он раскрывает значение свободного физического труда для всестороннего развития человека. Прогресс страны, общества педагог связывал с развитием просвещения, культуры, науки, формированием духовности. В решении этих задач, по его глубокому убеждению, призвана принять участие школа, опирающаяся на идею народности в общественном воспитании. Успех

5 воспитания подрастающего поколения он не мыслил без опоры на достижения народной педагогики.

Взгляды К. Д. Ушинского на национальное воспитание разделял П.Ф.Каптерев. Он характеризовал народность в воспитании как развитие у подрастающего поколения не только национальных, но и общечеловеческих черт, приобщение его к общечеловеческим ценностям.

Историк В.О. Ключевский показал, что отличие народных взглядов на воспитание подрастающего поколения от научных состоит в том, что знания, передаваемые народом детям, предназначались для того, чтобы научить их жить в мире и гармонии с окружающим миром. Эти знания были востребованы молодежью, потому что в их основе был труд.

Характеристика воспитания в труде как основы народной педагогики нашла отражение в исследованиях Г.Н. Волкова. Являясь целью и средством воспитания, труд, по словам современного этнопедагога Г.Н. Волкова, выступает венцом всей воспитательной системы, а воспитание в труде - основной проблемой всех народов. Труд являлся и продолжает оставаться действенным средством достижения гармонии природно-биологического, социального и духовного баланса в развитии человека, а воспитание в труде -способом естественного, природосообразного воспитания, предполагающего преемственность поколений, гуманистическую направленность воспитания.

В абазинской народной педагогике ведущей является идея самореализующейся личности, а также способы приобщения молодежи к самостоятельной творческой деятельности, раскрывается роль труда в социальном плане, выявляются ведущие факторы интеграции подрастающего поколения в общество.

Вопросы трудового воспитания являются центральной, проблемой народной педагогики абазин. Развитие ума, нравственное, физическое и эстетическое совершенствование личности происходит преимущественно в

6 труде. Умение трудиться, создавать ценное и прекрасное своими руками является ведущим критерием оценки личности, основой народного мнения о человеке.

Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствует, что особенности трудового воспитания абазин изучены недостаточно. Незначительно количество публикаций и по общим проблемам абазинской народной педагогики. В исследованиях В.Б. Огузова, С.У.Пазова, К.Б. Семенова, В.Б. Тугова освещены некоторые вопросы народного воспитания абазин. Однако названные авторы специально не занимались исследованием особенностей трудового воспитания в абазинской народной педагогике.

Предпринятый нами анализ научной литературы, сопоставленный с данными педагогического опыта, позволяет заключить, что в исследовании проблемы трудового воспитания абазин наблюдаются пробелы и недостатки.

Острота проблемы обуславливается, накопившимися противоречиями между:

- необходимостью стать гражданином мира и участием в жизни своего народа;

- традициями абазинского народа и современными тенденциями развития
российского общества;

сложившейся системой трудового воспитания и требованиями времени;

возможностью использования традиций трудового воспитания абазинской народной педагогики и современными требованиями к личности работника.

Социально-педагогические противоречия и недостатки современной теории и практики трудового воспитания свидетельствуют о необходимости исследования рассматриваемой проблемы в прогностическом плане. Таким образом, теоретическая и практическая значимость рассматриваемого вопроса для современной науки, отсутствие специальных работ, посвященных проблеме трудового воспитания, а также наличие обозначенных противоречий позволили нам сформулировать проблему: каковы средства и методы трудового

воспитания абазинского народа и их использование в повышении эффективности воспитания и социализации личности учащихся в национальной школе.

Решение данной проблемы является целью исследования.

Учитывая актуальность проблемы, мы выбрали тему настоящего исследования - «Трудовое воспитание абазин средствами традиционной педагогической культуры».

Объект исследования: абазинская народная педагогика как продукт исторического развития и социального опыта народа.

Предмет исследования: ценностные ориентации трудового воспитания в абазинской народной педагогике и их использование в социализации личности школьника.

Задачи исследования:

- раскрыть идеал, цель, задачи и содержание трудового воспитания как
проявление педагогической мудрости абазинского народа;

выявить и проанализировать созданные народом основные средства, методы и приемы трудового воспитания;

рассмотреть средства и способы социализации подрастающего поколения в процессе трудовой деятельности;

показать актуальность традиций абазинской народной педагогики в трудовом воспитании для современной педагогической науки и практики.

Методологическую основу исследования составили аксиологический подход к воспитанию, в том числе признание человека наивысшей ценностью в обществе; допустимость использования плюрализма философских, гносеологических концепций в оценке гуманистических, культурных и духовно-нравственных ценностей; изучение педагогических явлений в их диалектическом единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности; признание целостности мирового педагогического процесса и своеобразия его проявления

8 в различных странах, регионах; конкретно-исторический подход к изучению педагогических фактов и явлений; связь объективного и субъективного, логического, исторического и современного, раскрытие прогностического значения результатов исследования.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие: сущность педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, Б.З. Вульфов, П.Ф. Каптерев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, Г.К. Селевко, С.А. Смирнов, Т.А. Стефановская, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский); историко-педагогичсский процесс как неотъемлемую часть историко-культурного процесса (М.В. Богуславский, В.П. Борисенков, В.Л. Вульфсон, Г.Н. Волков, Л.Н. Гончаров, Г.Б. Корнетов, В.В. Макаев, З.А, Малькова, А.И. Пискунов, М.Г. Плохова, В.Г. Пряникова, В.Д.Семенов, Л.Л. Супрунова, Ф.А. Фрадкин, И.А. Шоров); роль национальной педагогической культуры (И.А. Арабов, К.А. Баталов, Х.Х-М. Батчаева, Б.Х.Бгажноков, Б.М.Борлакова, К.И. Бузаров, В.К. Кочисов, В.Б. Огузов, СУ .Пазов, К.Б.Семенов., Б. А. Тахохов, В.Б.Тугов, С.Б.Узденова, П.К. Чекалов, ИА.Шоров ).

При изучении вопросов педагогической психологии автор опирался на труды Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, Н.Д. Левитова, А.Н. Леонтьева, А.В.Петровского, К.К. Платонова.

Методы исследования: изучение первоисточников; сравнительно-исторический и ретроспективный методы; теоретический анализ и синтез; изучение документации; обобщение и систематизация полученных результатов.

Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, народному творчеству, краеведению, педагогическая и документально-художественная литература, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, учебные программы и учебники, методическая литература.

Научная новизна:

- выявлены содержание, средства и методы трудового воспитания абазин,
нашедшие отражение в легендах, пословицах, поговорках, песнях, загадках,
сказках, играх;

установлено, что народные воззрения на воспитание и социализацию детей и молодежи имели гуманно-демократическую направленность и отражают национальную специфику жизнедеятельности абазинского народа;

определены составные части трудового воспитания в абазинской народной педагогике;

раскрыты средства и способы социализации личности в труде в условиях семьи и общества.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что:

- систематизированный педагогический опыт трудового воспитания детей
абазинского народа представляет собой научную характеристику понятий и
идей, составляющих основу трудового воспитания;

- система трудового воспитания, выработанная абазинским народом
представляет собой совокупность понятий и идей, составляющих фундамент
народной педагогики, включавшей в себя идеал, цель, задачи, средства, методы
и приемы педагогического воздействия на ребенка, самовоспитание и
социализацию личности в условиях семьи и общины, а также результаты
воспитательного процесса.

Практическая значимость исследования. Материал диссертации, положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики в средних и высших педагогических заведениях, в учебные пособия по педагогике для названных заведений. Теоретические положения и методические материалы могут использоваться в школе на уроках литературы, истории, на факультативах, во внеклассной работе. Результаты исследования представляют интерес для

10 учителей и родителей народов Карачаево-Черкесской республики в их воспитательной работе.

Этапы исследования: Первый этап (2001-2002гг.) - определение темы исследования и выявление ее актуальности. Изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая литература и абазинский фольклор по проблеме исследования. Определялась методология, была намечена цель, выбраны методы исследования и поставлены задачи исследования.

Второй этап (2002-2003гг.) - сбор, изучение и анализ полевых материалов, разработка теоретико-методологических подходов к исследованию. Третий этап(2003-2004гг.) - осмысление и обобщение полученных результатов, проводилась их апробация, оформлялся текст диссертационной работы.

Обоснованность и достоверность научных результатов и выводов, обеспечивается опорой на логику исследования и теоретический анализ литературы по исследованной проблеме, на современные методы исследования, а также обеспечены правильным методологическим подходом к решению поставленной проблемы, применением комплекса исследовательских методик, адекватных его задачам, апробацией результатов и внедрением их в учебный процесс школ, вузов.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Цель трудового воспитания в народной педагогике абазин детерминирована социальными и природными условиями, своеобразием национальной культуры и состояла в формировании человека, соответствующего идеалу воспитания абазин, то есть человека, способного защитить свою семью, родину и готового к пожизненному труду.

  2. Характеристика созданных абазинским народом основных средств, методов и приемов трудового воспитания подрастающего поколения,

11 нашедших отражение в легендах, пословицах, поговорках, песнях, загадках, сказках, играх.

  1. Народные воззрения на воспитание и социализацию детей и молодежи имели гуманно-демократическую направленность и отражают национальную специфику жизнедеятельности абазинского народа.

  2. Особенности трудового воспитания в абазинской народной педагогике заключались в таких видах деятельности, как игра, труд, общение у домашнего очага, искусство, традиции и религия, беседа, упражнение и приучение, пример, убеждение, поощрение и наказание.

  3. Специфика социализации в абазинской народной педагогике определяется следующими факторами: образ жизни, детская воспитательная среда, народные праздники, аталычество, взаимопомощь, трудовые семейные династии, общественное мнение, гостеприимство, свадьба, похороны и др.

Апробация и внедрение результатов. Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий (2001-2004 гг.), на ежегодных конференциях преподавателей и аспирантов в Карачаево-Черкесском государственном университете (2001-2002 гг.). Опубликованные материалы использовались в учебной и воспитательной работе со студентами кафедрами педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета, Кабардино-Балкарского государственного университета, Карачаево-Черкесского университета, Адыгейского государственного университета, докладывались на городской практической конференции учителей по вопросам теории воспитания (г. Карачаевск, 2004, Черкесск, 2003 ).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы,

Во введении показана актуальность исследования, определены цель, задачи диссертационной работы, сформулированы научная новизна, теоретическая

12 значимость полученных результатов исследования и положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Содержание трудового воспитания в абазинской народной педагогике» дается характеристика абазинской семьи, раскрыты идеал, цель и составные части трудового воспитания.

Во второй главе «Средства и методы трудового воспитания в абазинской народной педагогике» содержится анализ созданных народом средств и методов педагогического воздействия, использовавшихся в трудовом воспитании, а также показаны формы социализации личности в семье и обществе.

Воспитание совершенного человека - цель трудового воспитания в народной педагогике абазин

Каждый народ имеет свой особенный идеал человека, который соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью и развивается с его развитием. Народ украшает этого идеального человека лучшими своими качествами. Это и есть модель совершенного человека. В нем сочетаются преданность своему народу, трудолюбие, ум, хорошая физическая подготовка, умение любить и создавать красивое.

Идеал воспитания - это есть мыслимый возвышенный конечный образ совершенного человека, представление о высших целях его стремлений и деятельности. В этом перспектива формирования личности, ее назначение в обществе, место в жизни. В идеале наиболее концентрированно воплощена сущность человека, а желаемое, проектируемое как должное. Идеал воспитания отражает потребность совершенствования как самого человека, так и общества, служит стимулом прогресса личности и общества, выступает ценностной ориентацией и движущей силой развития личности. Воплощение идеала в жизнь осуществляется в рамках возможностей, которые детерминируются конкретными историческими условиями, а также личной ответственностью в жизненном самоопределении, т.е. поиск идеала не всегда приводит к его нахождению и воплощению. Идеал может оставаться неосуществленной мечтой, может быть искажен, деформирован, вульгаризован.

Источником кризиса общественного и личностного развития может стать искажение идеала. Такое происходит в так называемых переходных периодах развития общества. Как показал философ Л.М. Архангельский, «в переходные эпохи, в периоды гниения и разложения устаревших общественных отношений, когда сотни тысяч людей ощущают потерю жизненных перспектив, живя в прошедшем, а не в настоящем и не в будущем (будущего еще нет, а настоящего уже нет), создается почва для распространения цинизма, скептицизма, раздвоения личности»[15, С.89].

Во все периоды жизни людей в идеалах отражаются дух времени, общественные настроения и устремления, способ мышления и деятельности людей, образ их жизни, семейный уклад, религиозные убеждения.

Гуманистические традиции абазинского народа, отношения в семье, основанные на подлинной человечности, религиозные взгляды выработали народный идеал личности: человек должен быть свободным в удовлетворении своих потребностей, равным в правах с окружающими его людьми, посвящать свои дела, жизнь благополучию и счастью других. На основе народного идеала личности каждая семья, исходя из конкретных жизненных условий и возможностей, определяла цель воспитания. Общим в определении воспитательной цели являлось подготовка совершенного человека. Как показали исследования Г.Н. Волкова, подготовка «совершенного человека» не является этнической принадлежностью человека. Она носит общечеловеческий характер, поскольку возникла из гармонии природы и необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее, что поднимало человека на новую ступень гармонии» [31, С. 12].

Эта цель, конкретизировавшаяся в отдельно взятой семье, в целом отражала обобщенный коллективный многовековой опыт воспитания подрастающего поколения, опыт, соответствовавший интересам общественного прогресса. Основными чертами совершенного человека считались физическое развитие, духовность, любовь к народу, стремление делать радостной его жизнь, проявление единения, сплоченности с другими людьми, трудолюбие, уважение к человеку, правдивость и искренность, гостеприимство, мужество, дисциплинированность. Вместе с тем совершенный человек должен отличаться живым умом, житейской мудростью, уметь ценить прекрасное в повседневной жизни, окружающей действительности, природе, обладать положительными чертами национального характера. Об этом свидетельствуют произведения устного творчества абазин, прежде всего, героический нартский эпос.

Как показали исследования В. И. Абаева, А. И. Алиевой, С. Ш. Габараева, А. М. Гадагатля, Ш.Х. Салакая, А. И.-М. Сикалиева (Шейхалиева ), Л.П. Семенова и др., этот эпос является самым крупным памятником духовной культуры многих горских народов Кавказа. По единодушному мнению исследователей, нартский эпос чрезвычайно древен. «Можно смело утверждать, что первоначальное ядро данного эпоса, более архаичные и центральные образы его отражают эпоху первобытнообщинного строя в различных стадиях его развития, а именно матриархат, разложение первобытной общины и переход к классовому обществу», - пишет один из известных исследователей эпоса.

Средства, методы и приемы педагогического воздействия и их использование в воспитании молодого поколения

Благодаря рассказам, притчам, сказкам, пословицам и поговоркам, посредством родного слова абазинский народ донес до наших дней не только идеал воспитания, его содержание и характер, но и понятия народной педагогики, в которых раскрываются средства, методы и отдельные приемы семейного воспитания. Знание положений абазинской народной педагогики о путях и средствах, методике воспитания детей в семье может служить источником обогащения современной теории и методики воспитания.

Анализ названного выше многообразия источников устного народного творчества позволяет установить, что под средствами педагогического воздействия народ понимал основные виды деятельности детей и источники информации, которые используются в процессе жизнедеятельности семьи. В числе таких средств - общение, игра, труд, занятия физкультурой и спортом, художественная деятельность детей, литература. К методам воспитания народная педагогика относит пути (способы) воздействия на рассудок, волю и чувства детей с целью выработки у них взглядов, чувств, убеждений, навыков и привычек поведения. Наиболее распространенными методами воспитания являлись уход, пример родителей, убеждение, упражнение, поощрение и наказание. Использовались и такие специфические методы и приемы, как благопожелание, благословление, клятва, проклятие, С помощью этих средств, методов и приемов педагогического воздействия родители побуждали детей к деятельности, направленной на развитие у них положительных качеств, т.е. к самовоспитанию. В народной педагогике самовоспитание раскрывалось как осознанная целеустремленная деятельность ребенка, стимулируемая родителями. В известной мере самовоспитание рассматривалось в то же время как один из основных результатов процесса воспитания.

Средства и методы воспитания имели свою специфику. Ведущим и определяющим средством воспитания детей было и остается их общение с родителями, взрослыми. Народ понимал, что общение есть одна из сфер бытия, в которой ярко проявляется социальная сущность человека. Без общения невозможно ввести в мир вещей и мир людей. С помощью общения устанавливается контакт детей с родителями, старшими, сверстниками. Благодаря общению дети получают информацию об окружающей действительности, об отношениях между людьми и сами вступают в эти отношения, шаг за шагом овладевают знаниями, умениями и навыками, приобретают жизненный опыт. Благодаря общению с младшими и старшими в семье, дети понимают друг друга, обмениваются переживаниями, у них развивается эмоционально-волевая сфера. В результате общения вырабатывают общественно необходимые стимулы и положительные изменения в поведении.

В народной педагогике раскрыта специфика общения родителей и детей в семье. В идеале оно направлено на создание атмосферы любви, доверия и уважения к детям, на развитие у них природных задатков и способностей, включения их соответственно возрасту в систему желательных родителям отношений в семье и обществе. Непрерывно общаясь с детьми, родители обогащают их словарный запас, стремятся добиваться выразительности их речи, формируют убеждения. Поэтому абазинский народ высоко ценил мастерство педагогического общения.

Проведенный нами анализ источников педагогической мудрости абазинского народа позволяет установить, что трудовое воспитание включало в себя систему средств и методов, с помощью которых семья и общество развивали черты и качества личности, отраженные в народном идеале, готовили подрастающее поколение к труду. В качестве средств педагогического воздействия народ использовал то основное, что способствовало достижению цели воспитания. Выбор средств обусловливался задачами воспитания, возрастом воспитанников, необходимостью усиления тех или иных компонентов педагогического воздействия, повышения качества воспитания, местными условиями.

Средства, использовавшиеся народной педагогикой в трудовом воспитании, в полной мере отражены в фольклоре. Ведущими среди них являлись игра, труд, досуговая деятельность, искусство, участие в общественной жизни, общение с родителями, взрослыми. Средством воспитания в известной мере выступали также традиции и религия.

Ведущим средством трудового воспитания малышей народ считал игру. Она сопровождала ребенка с колыбели. Первоначально выражала чисто физиологические потребности и побуждения, затем становилась главным занятием развивающегося ребенка. Постепенно игра приобретала социальные черты, представляла собой непрерывную и приятную деятельность, с помощью которой развивались дух и тело малыша, приобретались знания и опыт, закладывались основы для его будущей трудовой деятельности.

Социализация личности в процессе трудового воспитания

Социализация личности есть процесс вхождения человека в общество. Этот процесс представляет собой непрерывное развитие, саморазвитие и самореализацию личности в условиях той или иной общности. Первой стадией социализации личности является социальная адаптация. Она представляет собой усвоение действующих в группе, общности норм жизнедеятельности и овладение средствами разносторонней деятельности в этих условиях, т.е. приспособление к изменяющимся социальным условиям. Вторая стадия социализации личности - интериоризация - процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека [139, С. 34].

Социализация личности может происходить стихийно, под воздействием жизненных обстоятельств. Однако народ всегда стремился к тому, чтобы этот процесс был целенаправленным и управляемым. Одним из основных факторов социализации личности являлась семья. Социализация личности в семье охватывала подготовку ее к производительному труду на благо семьи и общества, овладение ролями мужчины и женщины, нормами и требованиями морали, выполнение гражданских обязанностей, усвоение культурных ценностей, а так же реализацию активности личности, ее саморазвитие и самореализацию. Важнейшими средствами социализации подрастающего поколения у абазинского народа выступали свадебные обряды, обряды и обычаи, связанные с рождением ребенка, семейно-бытовые и трудовые обряды, семейные народные праздники, трудовые традиции семейных династий, деятельность советов старейшин, традиции и обряды, связанные с приобщением детей и молодежи к проблемам жизни и смерти и др. Рассмотрим те из средств социализации, которые менее других исследованы в педагогике.

Акт рождения, десятый день жизни ребенка, первый год его жизни сопровождались рядом семейных обрядов. Например, когда ребенку исполнялся год, совершался обряд первой стрижки волос. Это делал дядя со стороны матери. За это дядя получал подарок. Когда ребенок начинал ходить, устраивали обряд первого шага, в котором логический прием «развязывания ног» совмещался с известным обрядом «выбора профессии» [1, С. 176]. Эти и многие другие семейные, групповые обряды означали общественное признание родившегося человека, публичное подтверждение прав личности ребенка.

Действенным средством социализации подрастающего поколения в народной педагогике являлось участие детей вместе со взрослыми в народных праздниках. Как правило, такие праздники непосредственно увязывались с трудом, знаменательными событиями в жизни и являлись весьма эффективными в формировании личности, так как они способствовали решению разнообразных педагогических задач. Сила социально-воспитательного воздействия народных праздников возрастала пропорционально массовости участия в них взрослых. В свою очередь, представители старшего поколения непременно участвовали в детских играх, проводимых в рамках народного праздника. Все это активизировало общественное мнение, вовлекало взрослых в деятельность по воспитанию всех детей. Своей красочностью и выразительностью, массовостью и наглядностью праздники возбуждали у детей положительные эмоции, давали много новых впечатлений, являлись стимулом самовоспитания.

Абазинская молодежь принимала активное участие в свадьбах, праздниках урожая, сенокоса, пастуха, охоты, в мероприятиях, связанных с коллективной взаимопомощью, в обрядах, посвященных рождению ребенка, в вечеринках, приеме гостей. При этом происходило знакомство юношей и девушек. Все эти праздники, торжества сопровождались весельем - танцами, песнями, забавами, играми [138, С. 23].

В качестве средства социализации личности абазинский народ издавна использовал славные трудовые традиции семейных династий, передающих из рода в род мастерство, высокий профессионализм. Эти традиции в то же время осуществляли прочную преемственность между поколениями, укрепляли внутрисемейные, родственные связи. В числе наиболее распространенных семейных династий у абазин - династии чабанов, животноводов, мастеров прикладного искусства и др.

Похожие диссертации на Трудовое воспитание абазин средствами традиционной педагогической культуры