Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Адыгская музыкальная культура как средство эстетического воспитания младших школьников Пшимахова Фатимат Шахамбиевна

Адыгская музыкальная культура как средство эстетического воспитания младших школьников
<
Адыгская музыкальная культура как средство эстетического воспитания младших школьников Адыгская музыкальная культура как средство эстетического воспитания младших школьников Адыгская музыкальная культура как средство эстетического воспитания младших школьников Адыгская музыкальная культура как средство эстетического воспитания младших школьников Адыгская музыкальная культура как средство эстетического воспитания младших школьников Адыгская музыкальная культура как средство эстетического воспитания младших школьников Адыгская музыкальная культура как средство эстетического воспитания младших школьников Адыгская музыкальная культура как средство эстетического воспитания младших школьников Адыгская музыкальная культура как средство эстетического воспитания младших школьников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пшимахова Фатимат Шахамбиевна. Адыгская музыкальная культура как средство эстетического воспитания младших школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2004 194 c. РГБ ОД, 61:04-13/1917

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Истоки развития адыгской музыки как фактора становления его педагогической культуры.

1.1. Генезис художественно-эстетических традиций адыгской музыкальной культуры 30-53

1.2. Нартский эпос - основа художественно-эстетического развития направленности личности 53-65

1. 3. Художественно-педагогическая характеристика историко-героических песен адыгского народа 65-79

Глава II. Реализация национально-регионального компонента образования на уроках музыки в национальной школе.

2.1. Многообразие педагогического творчества в музыкальном искусстве адыгского народа 80-107

2.2. Музыкально-эстетическое воспитание детей в национальной школе 107-124

2.3. Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения национальной адыгской музыки 124-142

Заключение 143 -150

Литература 151-162

Приложение 163-194

Введение к работе

Актуальность исследования.

Несмотря на значительный интерес к музыкальному творчеству адыгов (черкесов), до сих пор недостаточно разработаны истоки и особенности адыгской музыки. Отсутствие необходимых материалов затрудняет изучение музыкального искусства народа, начиная со школьной скамьи. Преподаватели музыки общеобразовательных школ Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, которые должны быть первыми пропагандистами музыкального наследия своего народа лишены разработанных источников по данному предмету. Музыкальное творчество адыгов (черк.) включает в себя песнетворчество (песнопение) и инструментальную музыку. Древний адыгский народ, как и другие народы, веками оттачивал характерные ладотональные и метроритмические особенности своей музыки, вырабатывал своеобразные формы песнетворчества и песнопения, создал множество разнообразных и самобытных музыкальных инструментов. Адыгское народное творчество сохранило богатое наследие и многие прогрессивные традиции, оно позволяет увидеть развитие истории этого народа. Адыгами создан богатый музыкальный фольклор, который передавался из уст в уста талантливыми исполнителями. Идея о том, что духовное богатство человечества передается молодому поколению через воспитание, широко отражена в героическом эпосе «Нарты». Нартский эпос является глубоко народным искусством. Это одно из интереснейших явлений в народной поэзии и музыкальной культуре. Ученые — исследователи много внимания уделяли изучению того исторического времени, когда создавались нартские легенды. Они слагались, как установили ученые, в то время, когда создавались «Илиада» и «Одиссея». Исследователями Абаевым В.И., Семеновым Л.П. Атажукиным К., Крупно-вым Е.И., Хан-Гиреем С, Бязыровым А.Х., Чурсиным Г.Ф., Мелетинским

E.M., Долгатом У.Б., Куашевым Б.И., Шортановым А.Г., Гутовым A.M. доказано, что нартский эпос - один из самых древнейших эпосов. Материалы, собранные в послереволюционное время, составили большой раздел в книге «Кабардинский фольклор», вышедшей на русском языке в 1936 г. (М. - Л. - Academia). В 1940 году вышел первый отдельный сборник адыгских нартских сказаний «Нарт эпос» (Нальчик, 1940) на кабардинском языке. Самое полное до настоящего времени издание текстов осуществлено Адыгейским научно-исследовательским институтом; оно составило семь томов и насчитывает 705 поэтических и прозаических текстов. В это издание включены практически все ранее опубликованные тексты, в том числе сводные, редактированные, спорные в жанровом отношении. Через толщу тысячелетий, нартский эпос донес до наших дней прекрасные титанические образы. Сатаней - мать нартов, наставница главных героев эпоса, величественная фигура эпохи матриархата. Сосру-ко, Шебатыноко, Батараз, Насрен, Орземедж... Это не только символы могущества, мужества, геройства, но и носители лучших человеческих качеств: мудрости, душевности, благородства. Каждый эпизод, каждая строфа в героическом эпосе «Нарты» несет воспитательную и образовательную нагрузку. Одним из ведущих разделов адыгского фольклора после нартского эпоса являются историко-героические произведения, которые широко бытуют среди народа и пользуются неизменной любовью адыгов. Особенно песни ценны для нас тем, что они знакомят с богатым духовным миром адыгов, с особенностями художественного мышления и восприятия ими прошлой жизни. Историко-героические песни отличаются исключительной достоверностью в изображении фактов. Доказательством этого является наличие географических названий, национальной ономастики, благодаря которым песни легко датируются, и удается установить прототипы песенных персонажей в реальной истории. Интерес к культуре адыгов появился у передовой части адыгской интеллигенции,

главным образом, начиная с первой половины девятнадцатого века. Среди дореволюционных деятелей отмеченного периода видное место занимают две замечательные фигуры - адыгейский историк, этнограф С. Хан-Гирей и кабардинский ученый - историк, поэт и филолог Ш.Б. Ногмов. Можно сказать, что Хан-Гирей описал все древнейшие национальные инструменты с перечислением их названий на родном языке. То, что сделано С. Хан-Гиреем имеет огромное значение и в наши дни. Материалом исторической поэзии широко пользовался и Шора Ногмов, который понимал его значение для изучения истории своего народа. На основе исто-рико-героических песен ученый составил литературно-фольклорный труд

«История адыгейского народа». Величайшей его заслугой является то, что по этим материалам он определил периодизацию устно-поэтического творчества адыгов, особого внимания заслуживает опубликованная в «Терских ведомостях» статья Адиль-Гирея Кешева «Характер адыгских песен». Определенное место в статье Кешева отводится адыгским певцам

джегуако, создателям и хранителям песен. Наиболее активный период в изучении культуры и истории народов Северного Кавказа начался с 80-х годов XIX века, когда было учреждено периодическое издание «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (СМОМПК). Одним из организаторов СМОМПКа, проф. Л.Г. Лопатинским (1842-1922) было приложено много усилий к собиранию, публикации и исследованию адыгской народной поэзии. С некоторыми ошибочными положениями у Лопатинского, безусловно, имеются ценные наблюдения, не отмеченные ни Хан-Гиреем, ни Ш.Б. Ногмовым, ни А. Кешевым. Это - попытка Лопатинского изучить исторические песни в сравнении с нартским эпосом. Общие и частные замечания по историко-героическим песням адыгов содержатся в «Кабардинском фольклоре», подготовленном КЕНИИ и вышедшем в свет в 1936 г. с комментариями и вступительной статьей М.Е. Талпы. В комментариях М.Е. Талпы содержится ряд интересных момен-

тов, заслуживающих серьезного внимания. Таковы, например, его замечания по Айдемиркановскому циклу, подвергшемуся, по верному мнению Талпы, влиянию нартского и сказочного эпоса и представляющему большое разнообразие в жанровом отношении. Во вступительной статье ко второму тому «Адыгского фольклора», автор ее - А.Т. Шортанов характеризует песенно-прозаический материал, вошедший в сборник, высказывает общий взгляд на историческую поэзию. Кабардинскому ученому принадлежит идея деления адыгского фольклора в целом на два пласта -«общеадыгский», который он называет «преднартовским» и «кабардинский» пласт, образовавшийся начиная с XIV-XV веков после обособления кабардинцев среди других адыгских племен. Идейная насыщенность и художественное богатство адыгских песен дают возможность заглянуть в глубь веков, выяснить многие стороны жизни и деятельности предшествующих поколений, их этнические и эстетические нравы и вкусы. Музыкальную одаренность адыгов признавали все, кто имел возможность познакомиться с этим народом. Отрывочные сведения о музыке, музыкальных инструментов адыгов можно найти в работах Дортели д'Асколи, Жана-Батиста Тавернье, Николая Витсена, Яна Потоцкого, Тебу де Мариньи, Жоржа-Шарля де Бесса, Дебуа де Монпере, Джемса Белля, Карла Коха и других. Самые ранние записи адыгских народных песен и инструментальных наигрышей произведены Я. Потоцким (1797-1798 гг.). На отдельные стороны музыкальной культуры адыгов обращали внимание дореволюционные русские кавказоведы, ученые, исследователи: А. Шегрен, А. Берже, П. Услар, Л. Люлье, П. Свиньин, Ф. Торнау, К. Сталь, Н. Дубровин и многие другие. Многие известные композиторы и музыкальные деятели прошлого века пытливо изучали музыку адыгов, использовали ее в своем творчестве. Среди них: М.И. Глинка, А.А. Алябьев, М.А. Балакирев, СИ. Танеев и другие. Знакомство с музыкой народов Кавказа, особенно адыгов, породило лезгинку из оперы «Руслан и Людмила» и «Чер-

кесский марш» М.И. Глинки. По кавказским впечатлениям М.А. Балакирев написал свою знаменитую восточную фантазию «Исламей». Танеев записал 22 мелодии и описал народные музыкальные инструменты. Выдающиеся композиторы Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, И.О. Дунаевский, В.И. Мурадели и другие черпали темы для своих произведений из народной музыки адыгов. В настоящее время плодотворно продолжается сбор и изучение музыкального наследия адыгов, к которому подключились местные фольклористы и музыканты. Значительный интерес представляют исследования А.И. Шортанова, С.Ш. Аутлевой, А.Х. Гадагатля, З.М. Налоева, Л.А. Канчавели, Т.А. Блаевой, Г.К. Чича, А.Н. Соколовой, Ш.С. Шу, Б.Г. Ашхотова, А.И. Рахаева, диссертации канд. пед. наук, авторефераты канд. пед. наук.

Большое число напевов адыгских песен, записанных в послевоенное время, опубликовано в обработках композиторов Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии в популярных песенных сборниках. Богатство адыгского песнетворчества и песнопения наглядно прослеживается в жанровом разнообразии народных песен. В адыгской культуре народная песня имеет непреходящую ценность. Она, как своеобразный катализатор, всегда определяла содержание общественных отношений, раскрывала жизненные установки, верования и красоту созидательного духа народа. Песенные жанры в бесписьменной истории адыгов, долгое время служили важнейшей формой оценки событий окружающей действительности и поступков людей, определения традиционного менталитета, выработки воспитательных установок и передачи их новому поколению. "Музыкальное творчество черкесов очень многранно и ярко. Оно производит впечатление уцелевших остатков довольно высокой народно-музыкальной культуры", - писал М.Ф. Гнесин. Народное творчество - это непрерывный и неиссякаемый процесс. Песни продолжают складываться и в настоящее время. Многие песни ждут своих собирателей и исследователей, а также

определения их жанровой принадлежности. В духовной культуре адыгов достойное место занимает инструментальная музыка. Особая тщательность и музыковедческий подход необходимы в изучении музыкально-стилевых особенностей адыгской инструментальной музыки, ее характерных отличительных средств. Музыка всегда служила не только средством эстетического воздействия на человека, но и выполняла воспитательную роль. Народная музыка адыгов несет в себе значительные элементы психолого-педагогической направленности. Перемены в обществе, реформа образования создают условия для реального участия народа в обучении, воспитании, всестороннем развитии подрастающего поколения. Для обстоятельного выяснения вопросов исследования использована книга известного адыгского педагога-исследователя И.А. Шорова. В ней исследуется весьма богатая и разнообразная педагогическая культура адыгов — адыгейцев, кабардинцев, черкесов, - составляющая, вне всякого сомнения, одну из интереснейших глав в сокровищнице мировой культуры. Книга "Очерки по адыгской народной педагогике" М.Г. Загазежева является попыткой систематического изложения этно-педагогического опыта адыгов и его включения в процесс воспитания молодого поколения. Вопросы эстетического воспитания привлекают к себе все более пристальное внимание педагогов. В целях реализации концепции модернизации российского образования на период до 2010 года Министерство образования Российской Федерации издал проект базисного учебного плана и примерные учебные планы начального общего и основного общего образования, где урокам музыки отводятся 4 часа в неделю.

Статья 43 Конституции РФ утверждает, что каждый человек имеет право на образование и может пользоваться культурным наследием своего народа. Интенсивное развитие этнических культур обусловливает необходимость научного осмысления и теоретического обоснования проблемы музыкального образования в общеобразовательной школе, выявле-

ния ее воспитательных функций в педагогическом процессе с учетом этнокультурного наследия народа.

Разностороннее изучение учащимся лучших образцов многовекового музыкального творчества родного края должно привести их к постижению глубоких взаимосвязей музыкальной культуры с его историей и бытом. Проявления этноса многообразны. Это относится и к духовному миру человека в широком смысле слова, и к системе межличностных отношений на всех уровнях, в различных социальных средах и общностях, и к особенностям социо-экономических отношений и культуры в целом, в отдельных ее областях, это относится и к системе образования, и к педагогическим взглядам. Анализируя достижения теории и практики музыкального образования и воспитания, диссертант пришел к выводу, что проблемы музыкально-эстетического воспитания школьников, освоения традиций национальной музыкальной культуры остаются недостаточно разработанными. Учителя музыки в национальных классах общеобразовательных школ Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики нуждаются в научно-обоснованных рекомендациях, позволяющих осуществлять музыкальное развитие школьников на основе богатейшего музыкального материала, накопленного народом.

Обращение к духовному опыту человечества способствует нравственно-эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Эта мысль прослеживается в исследованиях Б.В. Кабалевского. Общие проблемы образования, формирование таких свойств личности, как увлеченность, познавательные потребности, стремление к поиску - один из фундаментальных проблем в педагогике. Музыкально-педагогическая работа со школьниками, изучение музыкальной культуры, многих трудов музыкантов-педагогов и исследователей (Н.Л. Гродзенская, О.А. Апраксина, В.К. Белобородое, Н.А. Ветлугина, Б.В. Асафьев, М.А. Румер, Д.Б. Кабалевский, Л.С. Выготский, В.В. Медушевский, Г.С. Ригина) показывают, что

музыка - не простое развлечение, а важная часть самой жизни. Еще Я.А. Коменский, создав целостную теорию образования и воспитания, осмыслив и обобщив опыт, накопленный семьей и школой, впервые предложил систему музыкального образования и воспитания на всех уровнях обучения. Его наиболее ценные и перспективные идеи нашли дальнейшее развитие в трудах и деятельности Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В.В. Виноградова, М. Монтессори и других выдающихся педагогов прошлого и настоящего времени. Теоретическим проблемам нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения посвящены работы философов: В.К. Арсенкина, И.С. Когана, С.Х. Раппопорта, Е.Г. Яковлева и др.

В определении перспектив музыкально-эстетического воспитания и образования школьников с опорой на традиции национальной музыкальной культуры значительное влияние оказали исследования в области психологии. К таким исследованиям относятся работы в области психологии творчества и художественно-эстетического воспитания, музыкального воспитания и музыкальных способностей (Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.А. Мелик-Пашаев, А.З. Рахимов, С.Л. Рубин, В.Г. Раж-ников, А.Л. Готсдинер). Результаты этих исследований получили дальнейшее развитие в современной педагогической практике. Однако до настоящего времени отсутствуют учебные программы и учебники, отражающие музыкальное наследие адыгского народа. Значимость названных причин для отечественной педагогической науки и практики и недостаточное ее освещение в педагогической литературе обусловили выбор темы нашего исследования: "Адыгская музыкальная культура как средство эстетического воспитания младших школьников".

Проблема исследования: выявление своеобразия содержания, форм и методов музыкального образования учащихся и на этой основе определение возможности использования адыгской музыкальной культуры в на-

циональных школах Карачаево-Черкесии.
Щ Целью диссертационной работы является исследование националь-

ной (адыгской) песенно-инструментальной музыки и возможность использования этих произведений на занятиях по "Методике музыкального воспитания в школе" на педагогическом факультете и уроках музыки в национальных классах общеобразовательных школ.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе и факультете педагогики и методики начального образования.

Предмет исследования - содержание, методы и средства препода-
вания музыки в национальной (черкесской) школе Карачаево-Черкесии.

Гипотеза исследования основана на том, что эстетическое воспитание на адыгском музыкальном материале в национальной (черкесской) школе будет эффективным, если:

- определены пути совершенствования содержания программы му
зыкального образования и воспитания учащихся национальных (адыг
ских) школ;

- национальная художественно-эстетическая культура на уроках му-
Ф зы ки является одной из составных компонентов всего учебно-
воспитательного процесса;

изучается становление и развитие (адыгской) музыкальной культуры;

созданы необходимые условия для изучения музыкальной культуры народа (адыгского);

- осуществляется соответствующая работа по подготовке специали-
^ стов для преподавания национальной (черкесской) музыки в школе.

Исходя из цели, гипотезы и предмета исследования нами определены следующие задачи:

выявить и систематизировать становление и развитие музыкальной культуры адыгского народа;

дать педагогический анализ адыгской музыкальной культуры на материале вокально-хоровой и инструментальной музыки;

определить содержание занятий по предмету "Музыка в школе" для будущих учителей музыки;

- разработать на основе опытно-экспериментальной работы
методические рекомендации по проведению занятий на национальном
отделении педагогического факультета по предмету "Музыка в школе".

Методологическую основу исследования составили:

философские идеи влияния национальной духовной культуры народа на становление и развитие личности молодого поколения;

идеи демократизации и регионализации образования;

психологическая теория художественного воспитания и музыкальных способностей личности.

Теоретическую основу исследования составили философские идеи влияния музыки на культуру народа (Ю.Б. Борев, О.А. Кривцун, Ф.Т. Михайлов, В.Г. Кинелев, В.Е. Гусев, Р.И. Грубер, Б.В. Асафьев, Н.С. Зло-бин., М.С. Каган), концепции педагогического воспитания (В.Г. Белинский, П.П. Блонский, З.П. Васильцова, В.И. Водовозов, Л.В. Занков, М.П. Кашин, В.Г. Кинелев, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, СП. Баранов, Г.И. Щукина, А.И. Шоров, М.Т. Загазежев, А.В. Луначарский), исследования для формирования русского и национального музыкального воспитания (Д.Б. Кабалевский, Б.Э. Абдуллин, О.А. Апраксина, С. Ивановская, Л.И. Захарова, В.Н. Ведмецкий, В.Н. Краснощекое, Е.В. Гип-пиус, З.М. Налоев, Ш.Б. Ногмов, Х.Х. Хавпачев, З.П. Кардангушев, А.Г. Кешев, Б.С. Кагазежев, Ш.С. Шу, С. Хан-Гирей) и др.

В ходе решения поставленных задач применялись следующие мето-

ды: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической, историко-этнографической, культурологической, специальной литературы, архивных материалов по развитию адыгской музыкальной культуры, анализ и обобщение педагогического опыта учителей по преподаванию адыгской музыки в национальных школах Кабардино-Балкарской Республики и Карачаево-Черкесской Республики; проведение констатирующего и формирующего экспериментов с последующей статистической обработкой полученных материалов.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (1998-2000) - изучение специальной и научной литературы по теме исследования. Разрабатывались цель, задачи, гипотеза, методы и методология опытно-экспериментальной работы. Работа в качестве преподавателя в Кабардино-Балкарском Государственном Университете, в качестве учителя музыки в школах № 5, 9, 23 города Нальчика, и в общеобразовательных школах Хабезского района (а. Али-Бердуковский, а. Хабез СШ № 2, а. Псаучье-Дахе) Карачаево-Черкесской Республики.

Второй этап (2000-2002) - проведение констатирующего эксперимента по внедрению адыгской музыкальной культуры в учебно-воспитательный процесс в школах Кабардино-Балкарской Республики и Карачаево-Черкесской Республики.

Третий этап (2002-2004) - обобщающий: систематизация и статистическая обработка материала, подведение итогов, литературное оформление исследования.

Научная новизна заключается в следующем:

раскрыты сущность и механизмы процесса эстетического воспитания учащихся национальной школы Карачаево-Черкесской Республики посредством изучения адыгской музыкальной культуры;

выявлены педагогические условия использования адыгской музы-

кальной культуры в практике обучения музыке в современной национальной школе Карачаево-Черкесии;

выявлены возможности использования национально-регионального компонента в ретрансляции современной адыгской (черкесской) музыкальной культуры.

Теоретической значимостью результатов исследования является уточнение этапов становления музыкального образования подрастающего поколения в России и в республиках Северного Кавказа, имеющее существенное значение для развития музыкальной педагогики; обобщен и систематизирован опыт музыкального воспитания и образования детей в общеобразовательной школе; определены критерии успешного усвоения детьми музыкальной культуры адыгов в национальной черкесской школе; раскрыты теория и практика эстетического воспитания через использования адыгской музыкальной культуры в системе образования школьников в Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской Республик; обоснована целесообразность и возможность музыкального образования школьников в процессе изучения адыгской музыкальной культуры.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что внедрена в практику национальных школ программа "Адыгская музыкальная культура". Фактологический материал, положения и выводы, полученные в процессе исследования могут быть включены в курсы теории и истории педагогики средних и высших специально-педагогических заведений, в учебные пособия по педагогике. Теоретические положения, программа "Адыгская музыкальная культура" могут использоваться на уроках музыки, во внеклассной работе в национальной школе в процессе музыкально-эстетического воспитания учащихся на материале адыгской музыкальной культуры и разработанные методические рекомендации позволят учителям начальных классов методически грамотно и эффективно проводить занятия по музыке в национальных классах школ Кабардино-

сах школ Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республик, а также студентам педвузов и слушателям института повышения квалификации учителей.

Достоверность и обоснованность научных результатов, выводов и рекомендаций обеспечиваются выбором методологической основы теоретических методов, адекватных предмету, цели и задачам диссертационной работы, достаточной экспериментальной базой, длительностью и многоплановым характером исследования, многолетним опытом автора диссертационного исследования в качестве учителя музыки в общеобразовательной школе старшего преподавателя Кабардино-Балкарского Государственного Университета и старшего преподавателя кафедры дошкольного и начального образования Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования.

На защиту вынесены:

процесс эстетического воспитания учащихся в школе в связи с модернизацией системы музыкального образования на основе использования этнорегиональных особенностей Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской Республик в системе музыкально-этнического воспитания школьников с учетом их психолого-возрастных особенностей;

характеристика философско-педагогических основ проявления этноса в музыкальной культуре адыгов;

использование в современной национальной общеобразовательной школе, педагогическом ВУЗе системы изучения национальной музыки как части духовного опыта человечества:

рабочая программа "Адыгская музыкальная культура", содержащая в себе многожанровые аспекты музыкальной педагогики и её использование в учебном процессе младших классов;

результаты экспериментальной работы по использованию адыгской музыки в процессе эстетического воспитания на уроках музыки в

школе.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета. Результаты исследования докладывались на научных конференциях (Майкоп, 1996, Нальчик, 1996, 1998, Карачаевск, 2002, Черкесск, 2003), на августовских совещаниях, заседаниях кафедры Карачаево-Черкесского государственного университета.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Библиография включает 202 источника, работа содержит 1 диаграмму и 2 таблицы.

Во введении обоснована актуальность темы, охарактеризована проблема, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, методологические основы и методы исследования, сформулирована гипотеза и положения, выносимые на защиту, представлена научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования.

В первой главе "Истоки развития адыгской музыки как фактора становления его педагогической культуры" анализируется генезис и художественно-эстетические традиции адыгской музыкальной культуры сделан анализ нартского эпоса - основа художественно-эстетического развития направленности личности. Представлена художественно-педагогическая характеристика историко-героических песен адыгского народа как фактора формирования нравственных ценностей подраВтагащрпйішшвіеенивализация национального компонента образования на уроках музыки в национальной школе" рассмотрены вопросы многообразия педагогического творчества в музыкальном искусстве и художественно-эстетическое воспитание младших школьников в процессе

изучения национальной адыгской музыки.

В заключении обобщены результаты исследования, определены направления дальнейшего исследовательского поиска.

В первой главе "Истоки развития адыгской музыки как фактора становления его педагогической культуры" народное музыкальное творчество занимало важное место в древнем самобытном искусстве адыгов. Адыги, как и другие народы, веками оттачивали и развивали свое музыкальное искусство. За долгую историю они вырабатывали свои характерные ладоинтонационные, метроритмические и другие стилевые особенности и своеобразные формы песнетворчества и песнопения, создавали множество разнообразных музыкальных инструментов. Искусство, неразрывно связанное с обществом, породившим его, всегда играло огромную роль в идейно-нравственном воспитании подрастающих поколений. В сознании, развитии и сохранении адыгского народного искусства, в том числе и музыкального, исключительная роль принадлежала джегуако -главным создателям устного народного творчества, блюстителям этикета, организаторам и руководителям семейных и общественных торжеств. Проблема института адыгских джегуако долгое время оставалась неразработанной. Последние работы кабардинских ученых З.М. Налоева, Г.М. Мамбетова, А.И. Алиевой и др. дают научно обоснованную характеристику адыгским джегуако, типологически соответствующих русским скоморохам, французским жонглерам, немецким шпильманам, тюркским акынам и т.д. По определению З.М. Налоева джегуако разделялись на странствующих, придворных и оседлых. Он выявил более 20 джегуакских специальностей, разработал организационно-творческую структуру их деятельности. В песнях джегуако хранилась вся история черкесского народа, могущество, жизнь и слава предков. В целом джегуако играли огромную роль в воспитании героизма, мужества и патриотизма, смелого, честного и порядочного человека. Содержится многоаспектный анализ

сущности проблем и посвящена характеристике адыгской музыкальной культуры, её использованию в современном образовательном процессе в младших общеобразовательных школах и на педагогических факультетах. "Нартский эпос - основа художественно-эстетического развития направленности личности" - освещаются концепции и проблемы освоения общечеловеческого опыта. Адыгское народное творчество сохранило богатое художественное наследие и многие прогрессивные традиции, оно позволяет увидеть развитие истории этого народа. Для изучения и развития духовной культуры настоящего необходимо глубокое изучение культурных ценностей прошлого. Нартский эпос адыгов является памятником художественного творчества, который привлекает к себе выдающихся исследователей: Андреев-Кривич А., Шортанов А.Т., Канчавели Л.Г. Аутлев М., Гиппиус Е.В., Гадагатль A.M. Одни исторические события сменялись другими; происходила смена одной экономической формации другой. И это не могло не отражаться в народном фольклоре. Все, что происходило в жизни общества нашло свое отражение в нартских песнях. Исследователями В.И. Абаевым, Л.П. Семеновым и другими доказано, что нартский эпос - один из самых древнейших эпосов. Главными героями эпоса являются нарт Сосруко, Шабатыноко, Патараз, героиня Сатаней. В сказаниях нартов отображены представления человека об окружающем мире и человеческих отношениях, моральных и душевных качествах, героических поступках. До наших дней нартские сказания дошли в певческой и прозаической формах. Образ богатыря, могучего воина, полного неисчерпаемой силы и энергии, отваги и гордости, послужил источником, из которого народ черпал поэтические представления о действительно бесстрашном герое-горце. Сосруко - главный герой эпического нартского эпоса, имя которого широко известно в песнях и сказаниях. Поэтическому тексту нартских песен присущи такие выразительные средства, как эпитеты, сравнения, гиперболы, различного рода повторы. Из имеющихся нотных

записей нартских песен, как нам кажется, наиболее удачны - в многотом-нике Е.В. Гиппиуса "Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов". Основной вокальный прием нартских песен - скандирование псалмодического типа, с распределением одного слога на одну ноту. Форма развития мелодии - вариантное развитие с элементами контрастной полифонии партии хора и инструментального сопровождения. В структуре мелодических линий практически отсутствуют скачковые движения, интонации сопрягаются, используя соседние ступени лада. Подобные напевы очень характерны для культово-магических действий в древности, так как выделяют текстовую информацию, однообразно организуют большие группы людей и сопровождают различного рода действия.

Героический нартский эпос является в адыгском фольклоре древнейшим музыкально-поэтическим жанром песен, исполняемых в любое время при любых обстоятельствах. В нем отразились мотивы архаического эпоса, знаменующего выдвижение в центр внимания искусства человека как активной, борющейся и побеждающей силы. Эпический герой - это человек, принадлежащий человеческому роду и действующий в интересах рода. Нартский эпос свидетельствует о высокой духовной и музыкальной культуре адыгов еще в глубокой древности. Нартский эпос отразил в себе долгий исторический путь - от первобытнообщинного строя до классового общества. В нартском эпосе имеются песни трудовые, лирические, колыбельные, плясовые, шуточные и другие, но доминирующем является все же героическое начало. Поэтому нартский эпос и называют героическим. Через толщу тысячелетий нартский эпос донес до наших дней прекрасные титанические образы. Сатаней - мать нартов, наставница главных героев эпоса, величественная фигура эпохи матриархата. Сосруко, Шаба-тыноко, Патараз, Насрен, Орземедж... Это не только символы могущества, мужества, геройства, но и носители лучших человеческих качеств: мудрости, душевности, благородства, преданности друзьям. Поэтому

нартский эпос представляет собой непреходящую духовную ценность как источник воспитания, как своеобразный кодекс чести, доблести, геройства. Одним из ведущих разделов адыгского фольклора являются историко-героические песни, которые широко бытуют среди народа, сохраняются в репертуаре сказителей и пользуются неизменной любовью адыгов. Историческая песня возникает на основе крупного события, взволновавшего и потрясшего народ. В исторических песнях доминирующим являются конфликты общественно-социального характера. Адыгские историко-героические песни подтверждают верность высказанных русскими учеными (Бушуев С.К., Оленич-Гнепенко А., Гусев В.Е.), предположений о том, что историческая песня - качественно новая ступень в развитии фольклора, что в ней выражен дифференцированный взгляд на историю, что этот метод отличается конкретно историческим отражением действительности. Разновидностью исторической песни являются и песни-плачи (гъыбзы). Они эмоционально насыщены, имеют трогательную мелодию. В них содержатся элементы балладной эстетики. Исторические песни, как поэтическая форма выражения духовного протеста, получают широкое распространение в адыгском фольклоре особенно в XVIII-XIX вв., когда они еще больше наполняются общественным смыслом. Анализ историко-героических песен XVI-XVII вв. Можно начать с песенно-прозаического цикла об адыгском герое Айдемиркане, так как он, как поэтический памятник, является произведением переходного типа и представляет собой уникальное явление и исключительную эстетическую новизну: после нартского эпоса этот цикл знаменует рождение своеобразного способа художественного отражения действительности. Образ народного героя в песнях и сказаниях разрабатывается в условно-мифологическом плане. В цикле содержатся сведения о кабардино-дагестано-грузинских отношениях. В песни и в сказаниях об Айдемиркане действуют конкретные народ-

ности с указанием их национальной принадлежности, мест, где происходили события (Крым, Астрахань, Дербент), Цикл об Айдемиркане донес до нас ценные этнографические сведения об обрядах, обычаях, образе жизни средневековых адыгов. Другой памятник переходного типа от эпоса к историко-героическим произведениям - "Песня о двух братьях Еша-ноковых". Она известна дореволюционной литературе, издана в советское время на русском и адыгском языках. В цикле упор делается на разработку двух эпизодов - подвигов и борьбы братьев и их героической смерти. До нас дошел ряд песен о борьбе с татарами. Песня "Кашкатау" составляет вместе с вариантами десять записей. В этих многогеройных песнях появляется образ народа в лице конкретных героев. Героическая тема борьбы с чужеземными захватчиками постоянно переплеталась с внутренней, получившей полное развитие в песенно-прозаическом цикле о межфеодальных распрях. Одним из больших художественных циклов на эту тему являются лирико-драматические песни: "О Жансоковых", "О Кайтуко", "Кызбурун", "Куркужинская битва", "Ощнеузское сражение" и др. В песнях нет пока соответствующего звучания темы классовой борьбы.

На основании анализа песен XVI-XVII вв. Можно сделать следующий вывод: в указанные эпохи адыги имели вполне развитый жанр исто-рико-героической песни, показывающей как постепенно в художественном сознании народа отстранялись эпические традиции и рождалась новая песня, умеющая установку на дифференцированное отражение действительности. Историческая действительность XVIII в. способствовала изменению содержания устной поэзии адыгов. В обстановке беспрерывных войн, которые вели адыги в XVIII-XIX вв. с крымскими татарами, а позже и с царизмом, злободневными были песни о татарских нашествиях, сложенные в XVI-XVII вв., ибо в них запечатлелись образы народных героев, исторических деятелей - Темрюка, Айдемиркана, братьев Ешаноко-

вых и др., сыгравших различную роль в жизни народа. Как показывают песни, начиная с XVIII в. главной темой исторической поэзии становится классовая борьба. Сохраняя традиции показа героя-одиночки, фольклор постепенно обращается к массе, пытается раскрыть отношения между личностью и обществом, между сословиями, категориями людей. В отличие от Айдемирканского цикла, в поздних произведениях меньше элементов эстетики нартского эпоса. Историческая обстановка XIX в. способствовала возникновению множества произведений, составивших различные циклы. В них запечатлелись острые политические конфликты, участие широких масс, мировоззрение различных слоев общества. Событийная эпоха XIX в. тем самым способствовала интенсивному росту сознания народа и его активизация в борьбе за свободу и независимость. В эпоху Кавказской войны активно шло творческое развитие фольклора среди всех адыгских народностей. Кавказская война способствовала возникновению особого рода произведений, которые можно называть лиродрама-тическими историческими плачами героического характера. Фольклор о переселении имеет эстетическое и историко-познавательное значение. Историко-героические песни имеют острое политическое звучание и большую эстетическую и воспитательную ценность. Они высоко художественны, эмоциональны и лиричны. Глубокий патриотизм, беззаветная любовь к свободе и независимости, неустанная борьба за светлое будущее составляют пафос историко-героических песен адыгов.

Богатое наследие музыкального творчества адыгов является ярким примером методов музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения. Особое значение имеет приобщение подрастающего поколения к развитию национальной музыкальной культуры и приобщению учащихся к духовному источнику адыгского народа.

Во второй главе "Реализация национально-регионального ком-

понента образования на уроках музыки в национальной школе". В

начале XX в. немало делалось для исследования адыгского народного песенного творчества. Огромную роль сыграли сборники СМОМПК и ССКГ, в которых активно проявили себя К. Атажукин, П. Тамбиев, Т. Кашежева, Л. Лопатинский и др. Однако, инструментальная музыка как таковая, по-прежнему оставалась за кругом внимания исследователей адыгского фольклора.

Адыгская народное музыкальное творчество - это бесценное достояние нашего народа. На протяжении всей многовековой истории народ отображал в сказаниях и песнях все то, чем была наполнена его жизнь. Многие из них, пережив века, и по сей день прочно бытует в народе. Серьезный и поучительный процесс видоизменения народной песни происходит на наших глазах. На много выразительней становится мелодика песни. Меняется ладовое строение. Песня обогащается новыми звукорядами. Интонация народной музыки в целом меняется. Все эти изменения выражаются:

в появлении четкого и ясного деления на мотивы;

в появлении ясно отграниченных музыкальных предложений и периодов;

в обогащении ладов;

в значительном увеличении кантиленных песен;

в отмирании речитатива;

в обогащении за счет влияния музыки других народов.

На богатство адыгского музыкального фольклора первым обратил внимание выдающийся представитель русской музыкальной культуры XIX века А.А. Алябьев (1787-1851). Его пребывание на Кавказе ознаменовалось созданием цикла романсов и песен под общим названием "Кавказский певец". В 20-е годы XIX в. выдающийся русский композитор

М.И. Глинка, побывав в Минводах, впоследствии в своих произведениях использовал горские мелодии, в их числе "лезгинку", включив их в свою оперу "Руслан и Людмила". М.А. Балакерев создал на основе горских танцевальных мелодий фортепианную фантазию "Исламей", которая стала одним из популярных сочинений в мировой фортепианной музыке. В августе 1941 г. в Нальчик приезжает большая группа известных деятелей советской культуры. Среди них композиторы С.С. Прокофьев, П.Я. Мясковский, Ю.П. Шапорин, А.В. Гольденвейзер, А. Александров, старейшие работники МХАТа и ведущие артисты малого театра. Большим событием в культурной жизни адыгского народа было открытие в 1968 году Кабардино-Балкарского государственного музыкального театра. На его сцене получили воплощение произведения русских и зарубежных классиков, советских композиторов, новые национальные оперы и балеты.

Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, искусство в то же время воздействует на людей, воспитывает человека, формирует его взгляды, чувства. Музыка обладает большими воспитательными возможностями, но только они далеки от дидактики. Совершенно бесполезно искать в музыке моральные поучения. Главная сила музыки - в воспитании эмоций. Для повышения квалификации педагогических кадров, для повышения музыкального образования школьников необходимы условия для разработки программы по национальному образованию школьников. Усиление музыкально-эстетического воспитания на всех уровнях образования будет служить благородной и почетной задаче -формированию духовного облика человека. Осваивая богат-ство эстетической мысли разных стран и народов, критически перерабатывая опыт минувшего, научная эстетика продолжает и развивает прогрессивные традиции на новой идейно-теоретической основе.

В этом плане является небезынтересным изучение эстетических идеалов и опыта эстетического воспитания в адыгской народной педа-

гогике. Адыги, как и другие народы, вырабатывали свои эстетические взгляды и понятия, эстетическую культуру, которые играли важную роль в воспитании подрастающего поколения. Как отмечает А.И. Шоров в своей книге "Адыгская народная педагогика", что в соответствии с эстетическим идеалом у адыгов в ходе многовековой воспитательной практики сложилась своя система эстетического воспитания. В содержание эстетического воспитания входило, прежде всего, развитие у детей способности восприятия эстетических явлений в окружающей действительности. В народном творчестве для детей закреплены в образе и слове общенародные наблюдения над психологией детства. В этом его педагогическое значение. Значение песни в жизни адыгов было велико в эстетическом воспитании подрастающего поколения при отсутствии своей письменности, литературы и театра. Народные песни и музыка способствовали пониманию прекрасного и безобразного в окружающей жизни, а также социальных явлений.

Несмотря на значительный интерес к музыкальному творчеству адыгов до сих пор недостаточно разработаны особенности национальной музыки. Отсутствие необходимых музыкальных материалов затрудняет изучение музыкального искусства народа, который имеет самые разнообразные жанры в национальной музыке: оперы, симфонии, балеты, оратории, сюиты, увертюры, камерно-инструментальные произведения. Очень важно научиться теоретически воплощать национальную музыку в суть программы, но эта задача ещё не решена, главная из них - отсутствие разработанной на научной основе методики музыкального воспитания для национальных классов средних школ.

В типовой программе по музыке (М., 1994), как и в раннее разработанных и изданных программах, уроки по изучению национальной музыки начинаются в первой четверти в третьем классе. После проведения экспериментальных уроков по музыке в школах г. Нальчика (№5, 9, 23 и

31) Кабардино-Балкарской Республики и Хабезского района (Алиберду-ковская, Хабезская № 2, Псаучье-Дахская) Карачаево-Черкесской Республики нам кажется, что целесообразнее и методически правильнее было бы включить эту тему в учебную программу первого класса. Это обусловлено тем, что дети до школы получают определенное музыкальное развитие в своей семье, они слышат адыгскую музыку - музыку своего народа. Как и разговорный язык, родной музыкальный язык ближе каждому человеку, понятнее всякого другого. Следовательно, первые шаги в мир большого искусства школьник должен делать на основе родного и близкого ему музыкального материала. В первом классе музыкальное обучение детей, как показал опыт, целесообразно начать с обрядовых песен (колыбельные, величальные, посвященные первому шагу ребенка), различные адыгские детские песенки и национальную инструментальную музыку. Народ, который имеет богатейший музыкальный материал, имеет хорошие предпосылки для музыкального развития детей средствами национальной музыки.

Когда в 1992 году на факультете педагогики и методики начального образования Кабардино-Балкарского государственного университета открыли кабардинское отделение, для студентов не было учебных пособий по методике музыкального воспитания на кабардинском языке. Студенты не имели базового музыкального образования (музыкальная школа, музыкальное училище). После проведенной экспериментальной работы со студентами кабардинского отделения мы пришли к выводу, что занятия по методике музыкального воспитания целесообразнее проводить на кабардинском языке, на национальном музыкальном материале.

Во-первых, нет языкового барьера.

Во-вторых, структура национальной музыки доступна и ближе для восприятия.

Параллельно с классической музыкой при анализе музыкальных

произведений, при игре на инструментах, при разучивании песен, студенты более свободно ориентировались в национальной музыкальной культуре. Экспериментальная работа заключалась в усвояемости студентами национальной музыки параллельно с требованиями типовой программы. Из опыта работы мы пришли к выводу, что рабочую программу по методике музыкального воспитания для кабардинского отделения факультета педагогика и методика начального образования нужно составить из трех разделов:

  1. не имея музыкального образования студенты плохо разбираются в нотной грамоте;

  2. не зная строения голосового аппарата и навыков хорового пения студенты не смогут профессионально грамотно дать один из основных разделов урока музыки - разучивание песен;

  3. на основе этих двух разделов методически правильно проводить уроки музыки в общеобразовательной школе.

Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что:

Генезис художественно-эстетических традиций адыгской музыкальной культуры

Учитывая, что народно-музыкальная культура адыгов включает в себя песнетворчество (песнопение) и инструментальную музыку, проблемы связанные с ними, следует рассматривать в отдельности. Из всех вопросов, относящихся к изучению народных песен, наиболее сложным остается определение их жанровой системы. А ее наличие позволяет единым взглядом охватить все существующие жанры в их самых разных формах взаимоотношений, определить специфические особенности жанра.

Вопросы классификации песенных жанров в адыгской фольклористике и их систематизации поднимались не один раз. Еще более 150 лет тому назад адыгский историк, этнограф и просветитель Султан Хан-Гирей сделал первую попытку классификации адыгских народных песен, выявив 9 песенных классов. Другой адыгский просветитель Адыль-Гирей Кешев (Каламбий) позже предложил свою жанровую классификацию адыгских песен, наметив ступенчатое деление песенных жанров. Уже в конце 30-х годов нашего столетия А.Ф. Гребнев выделил 12 классов адыгских песен. Т.К. Шейблер, писавший в послевоенное время, разделил песни на 9 жанров. Л.Г. Канчавели разработала жанр обрядовых песен, она делит их на три цикла, которые имеют свои жанровые семьи.

Научная классификация народных песен, учитывающая прежний опыт, применяется в многотомнике "Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов". Наконец, хочется обратить внимание на исследования музыковеда А.Н. Соколовой. Достоинство ее работы в том, что не ограничивается схемой жанровой классификации, но, пользуясь ею, делает детальный музыкальный разбор каждого жанра в его дробном членении [162,14].

Несмотря на необходимость жанровой классификации народных песен, каждая такая работа вызывает множество споров. И хотя любая жанровая классификация достаточно условна и, казалось бы, имеет право на самостоятельное существование, хотелось обратить внимание на работу А.Н. Соколовой, выявив ее достоинства и недостатки. Поскольку предлагаемая жанровая классификация дополняется конкретными характерными музыкальными особенностями каждого жанра, это обеспечивает анализ адыгских народных песен по определенной системе. Желательно, чтобы музыковеды-теоретики проделали побольше таких анализов, что позволило бы ускорить определение музыкально-стилевых особенностей адыгских народных песен. Возможно, что деление жанровых областей на циклы и семьи не всегда точно определяют содержание конкретного жанра, но об этом надо говорить объективно и доказательно, чтобы прийти к оптимальным результатам. Изучение адыгских народных песен выдвигает и другие проблемы. Сюда входят сбор народных песен, нотная расшифровка уже имеющихся записей и музыкально-теоретические работы по песенному творчеству адыгов. К сожалению, для разрешения этих проблем делается еще очень мало. Собирательская работа носит несистематический и некомплектный характер, к ней недостаточно привлекаются специалисты-музыканты. Собиранием музыкального фольклора адыгов разрозненно занимаются научно-исследовательские институты Кабардино-Балкарской, Адыгейской и Карачаево-Черкесской республик, их телерадиокомитеты и научно-методические центры народного творчества и культпросветработы, а так же отдельные энтузиасты. Но их усилия не объединяются и не направляются из единого центра. Необходимо выявить всех желающих заниматься исследованием народно-музыкального творчества адыгов и, объединить их усилия на базах научно-исследовательских работ. Чтобы возглавить такую работу, научно-исследовательские институты, особенно в республиках, не имеют достаточных сил. В них нет штатных работников, которые могли бы решать назревшие задачи, нет необходимой материальной базы. Именно поэтому остаются нерешенными проблемы изучения музыкального наследия адыгов в институтах Адыгейской и Карачаево-Черкесской республики. [162, 15].

Остро встает проблема хранения звукозаписей и пользования музыкальными фонотеками. Многие магнитофонные тексты требуют срочной перезаписи. До сих пор они еще недостаточно обработаны: не оформлены паспорта, не созданы картотеки, неполностью произведены нотные расшифровки имеющихся записей и специалисты не могут пользоваться ими для ведения исследовательских работ. Большие затруднения встречаются и в пользовании специальной музыкальной литературой, архивными материалами, находящимися в научно-исследовательских институтах. Все это тормозит изучение народно-музыкального творчества адыгов. До сих пор еще недостаточно выявлены ла-доинтонационные, метроритмические и другие музыкально-стилевые особенности адыгской народной музыки. А это в свою очередь тормозит дальнейшее развитие современной адыгской музыки на народной основе. Несмотря на то, что СИ. Танеев, Г.М. Концевич, М.Ф. Гнесин, А.Ф. Гребнев и другие исследователи обращали внимание на отдельные стороны народной музыки адыгов, а Л.Г. Канчавели более или менее детально изучила особенности адыгских обрядовых песен и ныне эта работа продолжается, проблему определения музыкально-стилевых особенностей адыгской народной музыки нельзя считать разрешенной. Необходимы новые теоретические исследования, построенные на большом систематизированном материале. К работе должны быть привлечены многие специалисты, а не только силы научно-исследовательских институтов [162,16-17].

Художественно-педагогическая характеристика историко-героических песен адыгского народа

Одним из ведущих разделов адыгского фольклора являются истори-ко-героические песни, которые широко бытуют среди народа, сохраняются в репертуаре сказителей и пользуются неизменной любовью адыгов. С получением письменности и возникновением адыгских научно-исследовательских институтов в первой половине XX века представилась широкая возможность по сбору и публикации фольклорных текстов и одновременно создавалась необходимая база для научного исследования произведений народно - поэтического творчества. Общие и частные замечания по историко-героическим песням адыгов содержатся в "кабардинском фольклоре", подготовленном Кабардино-Балкарским научно-исследовательским институтом и вышедшим свет в 1936 г. с комментариями и вступительной статьей М.Е.Талпы [73, 70].

Рассматривая тематику песен ХУ111-Х1Х веков, Талпа отметил в них не только отражение борьбы с внешними врагами, но также и усиление классовой борьбы. Невозможно возразить Талпе в рассуждениях о гыбзах, из которых видно, что они слагались как в честь одиноких героев, так и в честь целой группы убитых воинов, что гыбзы понять нелегко без соответствующих комментариев, что структура этой песни канонична: "Сперва описываются абстрактно, безлично качества бойца, после чего прибавляется: "Это все делает тот-то", что в гыбзах джегуако достигал высокого уровня мастерства, яркой выразительности и пластичности образов. Основная проблема общеадыгского фольклора, возникшая еще до XVI века, а именно, героическая тема борьбы против татаро-монгол, остается центральной, ведущей в XVI-XVII веках в сочетании с не менее значительной темой, связанной с междоусобными войнами, что получило соответствующую художественную реализацию в разных в стилистическом отношении песнях и прозаических параллелях. Прежде чем определить группы песен и их основную тематику надо сказать, по каким признакам выделяем исторические песни. Что следует понимать под термином "Историко-героические песни"? Историческая песня возникает на основе крупного события, взволновавшего и потрясшего народ. В исторических песнях доминирующим являются конфликты общественно-социального характера. Сквозными и постоянными их темами служат социальные отношения, борьба с внешними захватчиками, например: такое характерное для адыгского общества XVI-XVII веков явление как междоусобицы и феодальные распри. Адыгские историко-героические песни подтверждают верность высказанных русскими учеными предположений о том, что историческая песня - качественно новая ступень в развитии фольклора, что в ней выражен дифференцированный взгляд на историю, что этот метод отличается конкретно-историческим отражением действительности. Разновидностью исторической песни являются и "гыбзы-плачи", которые могут быть посвящены как одному, так и многим героям. Гыбзы эмоционально насыщены, выразительные, имеют трогательную мелодию, они проникнуты грустными настроениями. Стилистика гыбзы близка к похоронным плачам. В них содержатся элементы балладной эстетики. Исторические плачи, как поэтическая форма выражения духовного протеста, получают широкое распространение в адыгском фольклоре особенно в XVIII -XIX вв., когда они еще больше наполняются общественным смыслом [154, 7].

Анализ историко-героических песен XVI-XVII веков можно начать с песенно-прозаического цикла об адыгском герое Айдемиркане, так как он, как поэтический памятник, является произведением переходного типа и представляет собой уникальное явление и исключительную эстетическую новизну: после нартского эпоса этот цикл знаменует рождение своеобразного способа художественного отражения действительности. Образ народного героя в песнях и сказаниях разрабатывается в условно-мифологическом плане. Эпические черты Айдемиркана проявляются очень рано, еще в младенческом возрасте. Ребенок, находясь в люльке, обнаруживает необыкновенную физическую силу. Он был привязан к люльке, когда его мать ушла по воду. Мальчик разорвал лямки, которыми он был привязан к люльке, и сел, играя в ней. Общность разработки образа Айдемиркана с нартским проявляется и в сказании "О том, как юного Айдемиркана повели с собой в поход", где рассказывается, как во время похода Айдемиркан спас людей, гибнущих от мороза. Он развел костер и согрел их [3,218,222], что напоминает действия нарта Сосруко, добывшего огонь для коченеющих нартов. Но если в эпосе подвиг Сосруко воспринимается как явление нормальное, отвечающее художественным принципам эпических произведений, то действия Айдемиркана диктуются социальными мотивами: он низкого происхождения, но должен быть сильнее и лучше всех. Во второй части песен образ Айдемиркана раскрывается в связи с патриотической темой, в различных, конкретных обстоятельствах: то он участвует в походе против Крымских ханов, где "без особых усилий одноглазого ханского сына убивает..." [3, 295], то действие его переносится на Астрахань. В цикле содержатся и сведения о кабардино-дагестано-грузинских отношениях. В некоторых вариантах говорится о том, что для борьбы с Айдемирканом кабардинские феодалы прибегали к помощи грузинских феодалов. Отсюда понятно закрепление грузинского слова "эристави" (арстэу - воевода): "Направляет Эристав большое войско слева..." [121,114].

Таким образом, в песне и в сказаниях об Айдемиркане действуют конкретные народности с указанием их национальной принадлежности, мест, где происходили события (Крым, Астрахань, Дербент), указываются и титулы некоторых персонажей, как адыгских, так и иноземных - князь, хан, эристав, шамхал. Такое отображение действительности не характерно для эпоса, но представляет собой качественно иную, отличительную черту нового метода художественного отображения жизни. Параллельно с патриотической темой в цикле центральное место занимает и тема социальной борьбы довольно подробно раскрывающаяся в третьей части песни. Айде-миркановский цикл раскрывает взаимоотношения героя с феодалами, отразившие такой исторический период когда "по нормам обычного права князья считались неприкосновенными для лиц низших сословий" [71, 114].

Многообразие педагогического творчества в музыкальном искусстве адыгского народа

В зарождении и развитии профессиональной музыки адыгов выдающуюся роль сыграли деятели русской музыки, которые уже с начала XIX века использовали в своем творчестве мелодическое богатство и разнообразный ритмический строй народной музыки. Необычно богато звучание народных инструментов, великолепны красочные танцы, замечательно многообразие народных песен, начиная с песен из нартского эпоса. Все это, вместе взятое - целый музыкальный мир. Мимо этого богатого народного музыкального творчества не могли пройти виднейшие деятели русской музыки XIX и XX века, которые бывали в разное время на Кавказе. Русские композиторы писали в различных жанрах музыкальные произведения, основанные на народных темах мелодий кабардинцев и черкесов. Тем самым они расширяли диапазон русской музыки и одновременно закладывали основу будущей адыгской профессиональной музыки. Первым русским композитором XIX века, обратившим внимание на богатство народной музыки кабардинцев (черкесов), был известный композитор Александр Александрович Алябьев. Он первым занес на нотный стан записанные им кабардинские песни и написал несколько собственных песен на кабардинские (черкесские) темы. Композитор использовал в своей опере "Аммалат-Бек" по повести А. Бестужева-Марлинского интонации и темы кабардинских народных песен и наигрышей. Им написано и первое инструментальное сочинение - "Черкесская увертюра". В первой половине XIX века на Кавказ, в Пятигорск, приезжал основоположник русской классической музыки Михаил Иванович Глинка (1804-1857). Великий композитор бывал в ближайших кабардинских (адыгских) аулах и слушал в исполнении народных музыкантов песни и наигрыши горцев. Одну из услышанных мелодий, вернее, закир (религиозная песня), посвященный пророку Мухамеду, он записал и впоследствии использовал ее в своей знаменитой опере "Руслан и Людмила" под названием "Персидский хор". Заметим, что этот закир поныне бытует у кабардинцев, являясь одной из древнейших мелодий в мусульманской музыкальной культуре. Ей более тысячи трехсот лет. Интересно отметить и то, что во второй половине 30-х годов 20 столетия эту мелодию (закир) использовали народные музыканты при создании новых песен. Михаил Иванович Глинка также включил в оперу "Руслан и Людмила" инструментальный наигрыш лезгинки (вернее, исламей), услышанный им в районе Пятигорска [181,7].

Русский композитор, организатор "Могучей кучки", Милий Алексеевич Балакирев (1836-1910) несколько раз приезжал на Кавказ, бывал в Пятигорске. Композитор любил слушать горских музыкантов, неоднократно бывая в кабардинских и черкесских (адыгских) аулах, знакомился с бытом, песнями и наигрышами горцев. М.А. Балакирев писал музыку на кавказские темы, он создал симфоническую поэму "Тамара", романс "На холмах Грузии", песню "Селима" и другие. Вершиной его творчества стала восточная фантазия "Исламей" для фортепиано, написанная им в 1869 году после последней поездки на Кавказ. Восточная фантазия "Исламей" - одно из самых сложных и выдающихся произведений не только в русской, но и в мировой фортепианной музыке. Композитор использует в ней в качестве главной темы один из вариантов старинного адыгского танца "Исламей". Восточная фантазия "Исламей", получила широкое распространение среди исполнителей. Уже многие десятилетия не проходит в мире ни один крупный международный конкурс пианистов, без включения в обязательную программу "Исламея" М.А. Балакирева. Знаменитый венгерский пианист и композитор Ференц Лист часто играл на своих концертах "Исламей" Балкирева. Огромный интерес к "Исламею" вдохновил ряд русских (например, СМ. Ляпунова) и иностранных композиторов, которые сделали его переложения для симфонического оркестра. Среди них популярным и одним из лучших стало переложение известного итальянского композитора, дирижера Альфреда Ка-зелля (1883-1947). Несколько раз бывал в Кабарде один из крупнейших русских композиторов конца XIX и начала XX века Сергей Иванович Танеев (1856-1915). Несмотря на то, что у него нет отдельных сочинений на кабардинские темы, но тем не менее им многое сделано для ознакомления широкой российской музыкальной общественности с музыкальной культурой наших народов. В 1885 году СИ. Танеев занимался изучением музыкального фольклора кабардинцев. В его экспедицию входили известные профессора Московского университета М.М. Ковалевский (1851-1916) и ученый-этнограф И.И. Иванюков (1844-1912). Они побывали в близлежащих у Кисловодска аулах, предположительно одним из них был Кармовский (нынешнее Каменномостское). Они приехали в этот аул, когда здесь праздновали мусульманский праздник Курман-байрам. СИ. Танеев и его товарищи услышали пение горцев, игру на народных инструментах, увидели танцы. После этого они отправились в Баксанское ущелье, в аул Урусбиево, и остановились в доме известного деятеля балкарской культуры Исмаила Урусбиева, прекрасно игравшего на национальных инструментах, знавшего множество народных песен и наигрышей не только балкарцев, но хорошо знакомого и с кабардинским народным музыкальным фольклором. Итогом пребывания у подножия Эльбруса СИ. Танеева было то, что он записал от Исмаила Урусбиева более двадцати народных песен. Им впервые была написана большая статья, посвященная музыке "горских татар". Свою статью СИ. Танеев опубликовал в январском номере журнала "Вестник Европы" за 1886 год. Выдающиеся композиторы России А.А. Алябьев, М.И. Глинка, М.А. Балакирев, СИ. Танеев были теми деятелями русской культуры, которые начали использовать в своих сочинениях темы народной музыки кабардинцев (черкесов). Они первыми познакомили русское общество с музыкой горских на- родов, с их богатым разнообразным музыкальным наследием. У адыгов в 20-е годы профессиональная музыкальная культура находилась еще в стадии зарождения. Главной основой для ее возникновения послужило народное творчество. Как и у других народов России, новые песни часто создавались на известные народные мелодии. Не всегда они были удачными, иногда традиционные старинные напевы не соответствовали характеру текстов. Но лучшие из них получили признание народа. В начале 30-х годов высокого подъема достигает развитие художественной самодеятельности, развертывается работа по изучению народного музыкального творчества. Так, в 1925 году под руководством композитора Александра Александровича Давиденко (1899-1934) была проведена научно-художественная экспедиция по сбору музыкального фольклора народов Северного Кавказа. Первые ростки профессиональной музыкальной культуры у наших народов появляются в середине 30-х годов. В 1933 году в Кабардино-Балкарии создается танцевальный ансамбль с секстетом народных инструментов, преобразованный несколькими годами позже в ансамбль песни и танца. В состав коллектива вошли танцевальная группа, хор и квартет национальных инструментов. В 1933 году при областном радиокомитете были организованы небольшой симфонический ансамбль, трио национальных инструментов (гармоника, зурна и бубен). На радио работали народные музыканты и певцы. Большое место занимала музыка в спектаклях колхозно-совхозного театра [181,12].

Похожие диссертации на Адыгская музыкальная культура как средство эстетического воспитания младших школьников