Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическое воспитание подростков средствами этнохудожественной культуры карачаевцев Чомаева Лариса Мурадиновна

Эстетическое воспитание подростков средствами этнохудожественной культуры карачаевцев
<
Эстетическое воспитание подростков средствами этнохудожественной культуры карачаевцев Эстетическое воспитание подростков средствами этнохудожественной культуры карачаевцев Эстетическое воспитание подростков средствами этнохудожественной культуры карачаевцев Эстетическое воспитание подростков средствами этнохудожественной культуры карачаевцев Эстетическое воспитание подростков средствами этнохудожественной культуры карачаевцев Эстетическое воспитание подростков средствами этнохудожественной культуры карачаевцев Эстетическое воспитание подростков средствами этнохудожественной культуры карачаевцев Эстетическое воспитание подростков средствами этнохудожественной культуры карачаевцев Эстетическое воспитание подростков средствами этнохудожественной культуры карачаевцев
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чомаева Лариса Мурадиновна. Эстетическое воспитание подростков средствами этнохудожественной культуры карачаевцев : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Карачаевск, 2005 191 с. РГБ ОД, 61:06-13/520

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Историко-культурные предпосылки развития эстетического воспитания в народной педагогике Карачая 15

1.1. Многомерность эстетического воспитания как неотъемлемая характеристика этнохудожественнои культуры 15

1.2. Историко-педагогический анализ художественно-эстетического потенциала декоративно-прикладного искусства 35

1.3. Использование воспитательных возможностей фольклорных произведений карачаевцев о традиционных художественных ремеслах в эстетическом формировании личности подростка 64

Выводы по I главе 87

ГЛАВА II. Экспериментальное исследование процесса эстетического воспитания подростков средствами этнохудожественнои культуры карачаевцев 90

2.1. Педагогическая диагностика эстетической воспитанности подростков средствами этнохудожественнои культуры 90

2.2. Основные предпосылки совершенствования содержания этнохудожественнои культуры и условий её реализации в учебно-воспитательном процессе национальной школы 106

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 138

Выводы по II главе 151

Заключение 153

Библиография 157

Приложение 173

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена необходимостью осмысления противоречий между направленностью социально-экономического курса на будущее страны и отсутствием должного внимания к содержанию эстетического воспитания подростков средствами этнохудожественной культуры с учетом национально-регионального подхода, который представляет неограниченные возможности для воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину и уважающего национальные достоинства и культуру своего народа. Следствием нестабильности общественной жизни, разрушение духовных идеалов прошлого стало падение нравственности и духовности молодежи, отчуждение ее от духовно-нравственных ценностей. В этой связи своевременным явился принятый государством ряд директивно-нормативных документов, направленных на искоренение этих недостатков, развитие образовательных систем на основе личностно-ориентированной парадигмы, соединения образования и культуры, создающие необходимые условия для каждой личности, развитие творчества, активности и самостоятельности. Это закон «Об образовании» РФ (ст. 29), «Проект концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», «Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации». Решение коллегии МО РФ «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» (1995); постановление Правительства России «О дополнительных мерах государственной поддержки художественных промыслов Российской Федерации» (1997) и др.

Новые условия развития образовательных учреждений, особенно в контексте национально - регионального компонента диктуют необходимость педагогического осмысления проблемы формирования национального самосознания подростков на основе изучения этнохудожественной культуры, включающей в себя народное декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество: сказки, пословицы, поговорки, потешки, музыкальный фольклор, игры, танцы, театр, обряды, нацеливает каждого школьника на освоение этнокультурных и общечеловеческих ценностей. С сожалением можно отметить, что приобщение школьников к культурным традициям народа, обеспечение их социальной мобильности, свободы и творчества еще не в полной мере стало приоритетным направлением изучения для этнопедагоги-ческих исследований.

Это одна из необходимостей актуализации освоения национально-культурных и общечеловеческих ценностей.

Необходимость активизации теоретико-практических исследований в области эстетического воспитания подростков средствами этнохудожественнои культуры настоятельно диктуется и тем, что на сегодняшний день, значительная часть подрастающего поколения во многих регионах России (Карачаево-Черкесия не исключение), в этническом смысле маргинализирована, не имеет достаточных представлений об истории, культурном наследии своего народа. Преодоление подобного состояния является одной из злободнев -ных социально-педагогических проблем сегодняшнего дня.

Полиэтническому обществу характерно толерантное отношение к многообразию культурных реалий, существующих в нем, поиск путей адаптации молодого человека к различным ценностям этой многоликой культуры.

Подлинный диалог и взаимодействие культур «отказ от культурно -образовательных монополий» именно, эти ценности должны явиться основой для приобщения подростков к культурным традициям своего народа, наиболее прочнее хранящихся в фольклоре и народном декоративно-прикладном искусстве. Декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество являются важными компонентами художественно-творческой деятельности, непревзойдёнными средствами эстетического воспитания и развития школьника и закладывают начало формирования у него мировоззренческих установок и культуры межнациональных и межпоколенных отношений.

Продуктивное решение задач формирования эстетического воспитания подростков средствами этнохудожественнои культуры возможно на основе анализа существующего опыта образовательно-воспитательных учреждений, конкретных опытно-экспериментальных исследований на стыке педагогики, культурологии и теории личности.

Проблематика эстетического воспитания подростков средствами художественного творчества стала объектом исследования многих современных учёных С.А.Аничкина, Н.А.Ветлугиной, В.С.Кузина, Б.М.Неменского, Д.С.Лихачёва, В.А.Разумного и др.

Теоретико-методологические проблемы этнохудожественной деятельности нашли освещение в работах М.Ю.Айбазовой, И.А. Арабова, Х.Х-М.Батчаевой, Г.Н. Волкова, М.Б. Гуртуевой, В.В. Макаева, Ш.А.Мирзоева, Л.Л. Супруновой, С.С.Танхасоевой, В.К. Шаповалова, И.А. Шорова и др.

Вопросы использования народного искусства на уроках художественно-эстетического цикла в школе нашли освещение в исследованиях ведущих отечественных ученых: А.Б. Бакушинского, И.А. Богуславской, В.М. Василенко, B.C. Воронова, М.А. Некрасова, Г.М. Родиной, А.Б. Салтыковой, Н.В. Черкасовой и др.

Большое значение для нашей работы имели диссертационные исследования, направленные на изучение этнокультуры народов КЧР (Абаевой Ф.В., Айбазовой М.Ю., Алиева P.M., Борлаковой Б.М., Боташевой Х.Х., Батчаевой Х.Х-М., Блимготовой М.И., Герюговой З.К., Джантотаевой М.Э., Ершовой М.А., Койчуевой А.С., Кириченко Н.С., Миносьянц А.Г., Мунгиева А-К.С, Нагорной Г.Ю.,Тамбиева Б.Н., Чотчаевой В.А-А. и др.).

Вместе с тем остаётся недостаточно исследованным ряд актуальных вопросов, связанных с эстетическим воспитанием подростков средствами этнохудожественной культуры карачаевцев: нет чёткости в определении состава и структуры базовых и специальных культурологических умений, составляющих основу эстетического формирования личности школьника; не проведена систематизация произведений устного народного творчества, отражающих народное декоративно-прикладное искусство.

Практика показывает, что учебно-воспитательная работа образовательных учреждений Карачаево-Черкесии нередко строится без надлежащего учета конкретных условий эстетического воспитания подростков средствами этнохудожественнои культуры. Отсутствует целенаправленная работа по оптимизации процесса эстетизации личности подростка. Недостаточен арсенал элементов этнохудожественнои культуры предназначенных для изучения в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Таким образом, налицо противоречие между реально существующими требованиями общества о возрождении национальных видов художественной культуры и функционирующими в настоящее время образовательными подходами к освоению в школе художественно- эстетического потенциала народной педагогики; между обеспечением школьников базовой нравственно и эстетически стабильной культурой и отсутствием в нормативном содержании образования школ достаточных возможностей для освещения педагогических традиций народного искусства и литературы. В связи с этим возникает проблема поиска содержания, условий и средств модернизации педагогического процесса общеобразовательной национальной школы, усиления его этнохудожественнои направленности на освоение школьниками художественно-эстетических ценностей народной педагогики. Решение этой проблемы составило цель исследования.

Объектом исследования является эстетическое воспитание подростков в учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы.

Предмет исследования - процесс реализации эстетического воспитания учащихся-подростков средствами этнохудожественнои культуры карачаевского народа: на материале декоративно - прикладного искусства и устного народного творчества.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс эстетического воспитания учащихся-подростков средствами этнохудожественнои культуры будет более эффективным, если:

-его магистральные направления реализации на практике составляют сущностные и функционально-содержательные характеристики этнохудожественнои культуры карачаевского народа;

- осуществляется система мер по развитию у подростков и педагогов мотивации к реализации национально-регионального компонента по художе ственному краеведению - декоративно-прикладному искусству, устному народному творчеству карачаевцев;

- созданы организационно- педагогические условия, способствующие привлечению школьников к изучению и сохранению памятников национальной художественной культуры;

- подобрано в работе с учащимися такое содержание этнохудожетсвеннои культуры, которое было бы созвучно не только с духовным опытом предшествующих поколений, но и отвечало бы их современным потребностям по организации социально и личностно значимой деятельности;

- применяемые в учебно-воспитательном процессе этнокультурные технологии образования будут адекватны структурным компонентам целостной педагогической культуры;

- разработан факультативный курс по декоративно- прикладному искусству карачаевского народа, в котором концептуальная основа эстетического воспитания подростков сопряжена с устным народным творчеством.

В соответствии с намеченной целью и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи:

- обобщить состояние разработанности проблемы эстетического воспитания подростков средствами этнохудожетсвеннои культуры на основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы;

- осуществить диагностику практического опыта эстетического воспитания учащихся- подростков в общеобразовательной школе с целью выявления его состояния и особенностей в условиях регионализации образования;

- спроектировать авторскую модель занятий художественно-эстетического цикла и экспериментально проверить её образовательно-воспитательные возможности в удовлетворении культурологической деятельности учащихся - подростков общеобразовательных школ;

- экспериментально проверить разработанную автором систему обучения с использованием комплекса вариативных учебно-творческих задание разного познавательного уровня и характера художественной обработки ма териала (национальная вышивка, чеканка, ювелирное дело, резьба по дереву, кости, макраме и т.д.)

- раскрыть взаимосвязь и преемственность внутренней логики развития национально - художественной культуры на примере декоративно-прикладного искусства и устного народного творчества карачаевцев;

- разработать методические рекомендации реализации авторской модели и технологии эстетического воспитания подростков средствами этноху-дожественной культуры для педагогов общеобразовательных школ и педагогических вузов.

Методологической основой исследования явилась: философская трактовка закономерностей развития общества. Социально-педагогические концепции в области национальных отношений, гуманизация образования; педагогические, психологические концепции, и идеи, связанные с рассматриваемой проблемой. Основополагающей концепцией была концепция диалога культур, личностно-творческий аспект, позволяющий понимать освоение культуры, как проблему изменения самого человека, его становление как творческой личности; концепция возрождения этнокультурного самосознания. Значимым для нас оказался исторический подход; технологический подход, позволяющий разработать, внедрить и проверить ряд инновационных технологий; культурологический подход, обеспечивающий учет этнорегио-нальных социокультурных условий; аксиологический подход, позволивший рассмотреть стимулы воспитания в русле рассматриваемых в исследовании ценностей.

Теоретическую основу исследования составили:

- психолого-педагогические идеи развития и формирования личности ( А.Г.Асмолов, А.А.Бодалев, Е.В. Бондаревская, Е.В.Белухин, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев. Н.Д. Левитов, В.И.Мясищев, К.К. Платонов, А.В. Петровский, С.Л.Рубинштейн, Ю.А. Самарин и др.);

- концепция системно-целевого подхода к формированию личности в учебно-воспитательном процессе (Ю.К.Бабанский, Е.П.Белозерцев, П.А. Блонский, В.С.Ильин, П.Ф. Каптерев, В.В.Колпачев, Б.Т. Лихачев, В.В. Ма-каев, А.И. Пискунов, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый и др.);

- понятия о творчестве и творческой деятельности в образовательном процессе (З.И. Загвязинский, М.В. Кларин, Н.В. Кузьмина, Т.В Кудрявцев, Л.А.Малашихина, А.К. Маркова, В.А. Сухомлинский, В.А.Яковлев, И.С. Якиманская и др.);

- психологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов и др.)

- вопросы формирования эстетической культуры и эстетического сознания личности (М.Ю. Айбазова, А.И. Буров, М.А. Верб, Б.Т. Лихачев, В.А. Разумный, Ю.В. Шаров и др.)

- концептуальные идеи личностно - ориентированного обучения и гуманизации образования (Н.А. Алексеев, И.А.Арабов, М.Н. Берулова, Е.В. Бондаревская, И.Х. Колесникова, В.К. Кочисов, В.В. Сериков, Б.А. Тахохов, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.) концепции регионализации образования (И.А. Арабов, Х.Х-М. Бат-чаева, А.Ю. Белогуров, К.И. Бузаров, Г.Н. Волков, К.Б. Семенов, Л.Л. Суп-рунова, СБ. Узденова, В.К. Шаповалов, И.А.Шоров и др.)

Философскому осмыслению проблемы способствовало ознакомление с работами А.Я.Ильина, A.M. Коршунова, В.Г. Мордковича, Р.Х. Шакурова, В.Г. Пушкина и других, раскрывающих смысл категорий «активности» и изучение трудов М.М. Бахтина, М.А. Бердяева. А. Бергсона, И. Канта, B.C. Соловьева, Ф. Шеллинга и других, рассматривающих творчество в культурно-историческом плане.

Данное исследование опиралось также на теоретические положения и практические рекомендации в области художественного образования Г.В. Беды, B.C. Кузина, А.А. Унковского, Е.В. Щорохова, В.И. Зинченко, И.К. Шабанова и других. Научно-методические публикации Р.А. Вильман, А. Державина, И.И. Емельянович, В.П. Козлова, С.А. Малаховой, СИ. Темери-на и других помогли изучению опыта преподавания декоративно прикладного искусства и художественной обработки материалов в образовательных учреждениях.

В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические - теоретический анализ предмета исследования, моделирование педагогического процесса, теоретическое обобщение результатов исследования с учетом новых фактов и конкретных условий; эмпирические - сравнительно-сопоставительный анализ практики работы общеобразовательных школ, наблюдения, беседы, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической обработки полученных результатов.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- раскрыто влияние исторических, этнокультурных социальных и педагогических факторов на эстетическое развитие подростков как составляющее их базовой гуманитарной национально - художественной личности;

- определены основные условия эстетического воспитания подростков средствами этнохудожественной культуры карачаевцев (декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество), основанных на синтезе художественно краеведческих знаний об особенностях и структуре национального искусства, развитие теоретических способностей, организация эмоциональной сферы и сенсорные впечатления в активной культуротворческой деятельности;

- разработана концептуальная педагогическая модель эстетического воспитания, представляющая собой комплекс знаний по этнохудожественной культуре карачаевцев для рассмотрения в условиях межпредметного взаимодействия художественно- краеведческих дисциплин, факультативного курса , сквозной художественно - творческой деятельности во внеучебной самостоятельной работе.

Теоретическая значимость исследования:

- разработаны критерии и показатели эстетической воспитанности подростков с учётом комплексного воздействия предметов этнохудожественной культуры (декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество карачаевцев) в рамках локального образовательного процесса;

- выявлены исторически обусловленные социокультурные характеристики эстетического воспитания детей в различные исторические периоды -от стихийно - беспорядочного овладения духовно ценностным опытом предшествующих поколений до настоящего времени - углубления этнокультурной направленности регионального образовательного процесса;

- раскрыты особенности эстетического воспитания подростков средствами этнохудожественной культуры, обоснованы дидактические основы его проектирования (целей, принципов, функций, системы эвристических заданий, развитие творческих умений и способностей) с привлечением элементов системного подхода;

- определены способы формирования у подростков и педагогов ценностного отношения к этнохудожественной культуре, эстетическому воспитанию как к личностно - образующему ядру художественной педагогики карачаевцев.

Практическая значимость исследования заключается:

- в создании системы интегрированного изучения предметов декоративно - прикладного искусства и устного народного творчества, обосновании содержания образовательной деятельности, дидактических требований к введению учебного материала для формирования эстетической культуры школьника;

- раскрыта система дидактических средств, в основу которой положена типология учебно-познавательных задач с историко-культурологическим содержанием для программ спецкурсов «Художественно-эстетическая шкатулка», «Золотое шитьё», используемых в практике общеобразовательных школ и художественно - графических факультетов вузов;

- внесены коррективы в содержание предметов «Изобразительное искусство», «Технология» и «Литература народов КЧР» с целью углубления эстетической направленности содержания учебной деятельности общеобразовательных школ.

Полученные результаты исследования могут быть использованы в деятельности общеобразовательных школ, многопрофильных учреждений до полнительного образования, в работе Карачаево-Черкесского института повышения квалификации работников образования, научных исследований данной проблематики, при разработке нормативных курсов по педагогике, предметов художественно - эстетического цикла.

В качестве источниковой базы явились исследования и труды классиков педагогики, публикации современных авторов, периодическая печать, диссертационные и монографические исследования.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 5 лет (1999-2004) и включало следующие этапы:

1-й этап - поисково-теоретический (1999-2001). Осуществлялась разработка концепции исследования на основе изучения философской, психологической, педагогической литературы по теме исследования. На данном этапе были определены исходные параметры работы: ее предмет, гипотеза, методология, задачи, методы, аппарат исследования, осуществлен констатирующий эксперимент.

П-й этап - экспериментальный (2001-2003). На данном этапе основное место занял формирующий эксперимент на базе национальной общеобразовательных школ а. Сары-Тюз и п. Новый Карачай КЧР; разрабатывались пути и условия развития эстетического воспитания подростков средствами этно-художественной культуры; проверялись положения гипотезы.

Ш -й этап - обобщающий. Осуществлялся анализ результатов исследования, систематизировались и обрабатывались экспериментальные данные, проверялась эффективность результатов, подводились итоги, оформлялся текст диссертации.

Опытно-экспериментальной базой исследования стали школы а. Сары-Тюз и п. Новый Карачай КЧР. Общее количество испытуемых составило 190 человек. В формирующем эксперименте приняло участие 150 человек.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходными теоретическими положениями, применением комплекса исследовательских методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью выборки, а также подтверждается данными опытно - экспериментальной работы, свидетельствующей о повышении уровня эстетической воспитанности подростков, результативностью деятельности педагогов, сопоставлением полученных качественных результатов с уже имеющимся опытом.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились постоянно в процессе исследования. Ход экспериментальной работы, научные идеи и выводы обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педтехно-логий, декоративно-прикладного искусства Карачаево-Черкесского государственного университета, на семинарах аспирантов и итоговых научно-практических конференциях (КЧГУ, 1999-2004 г.) докладывались на конференциях «Художественная и профессионально-педагогическая подготовка студентов факультета изобразительного искусства в современных социально-экономических условиях» (Тольятти, 1999), «Формирование креативности и концептуального мышления дошкольника и младшего школьника средствами искусства и природы» (Карачаевск, 2000); «Художественно-педагогическое образование. Содержание, проблемы, перспективы» (Ростов-на-Дону, 2001 г.). «Художественно-педагогическое образование. История, современное состояние перспективы развития» (Москва 2002 г.). «Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий». (Карачаевск 2004); «Гуманизация образования на уроках эстетического цикла». (Карачаевск 2005); «Образование в XXI в.». (Тверь 2005), а также путем публикаций, в которых отражены, результаты и выводы исследования.

Результаты исследования нашли отражение в 27 публикациях автора.

На защиту вынесены следующие положения:

- этнохудожественная культура в нашем представлении - это накопление и передача молодому поколению исторического опыта народа для обеспечения преемственности художественно - творческой деятельности, создания материальных и духовных художественных ценностей, имеющих не только национальную, но и общечеловеческую значимость;

- этнонаправленность эстетического образования состоит в ее специфической функционально - содержательной наполненности и ориентации на формирование у подростков ценностного отношения к духов ному опыту предшествующих поколений, позволяющих личности развиваться в гармонии с национальной и общечеловеческой культурой в условиях культурообразующей и личностноразвивающей функции регионального педагогического процесса;

- повышение эстетической воспитанности подростков в общеобразовательной школе будет зависеть от реализации комплекса педагогичен ских, психологических, организационных условий, среди которых включение в содержание образовательного процесса идей этнонаправленности художественной культуры средствами обогащения этнопроблематикой предметов художественного краеведения, персонализации их программ, введение в учебный план спецкурсов и факультативов, раскрывающих особенности карачаевской национальной культуры, привлечения учащихся к прикладным видам деятельности, а педагогов к результативному стилю руководство педагогическим процессом;

- интегративную организацию процесса формирования эстетической культуры целесообразно осуществлять на базе межпредметных (декоративно - прикладное искусство, устное народное творчество, технология, культурология, литература народов КЧР) знаний, позволяющих глубже осмыслить ее доминантные личностно - образующие особенности и уникальности с позиции гуманистических ценностей.

Многомерность эстетического воспитания как неотъемлемая характеристика этнохудожественнои культуры

Одним из требований современной социокультурной ситуации является глубокое изучение и обеспечение преемственности позитивных достижений культуры полиэтнического общества. К такому достижению, в первую очередь, можно было бы отнести этнохудожественную культуру народов многонациональной России.

Этнохубожественная культура в нашем представлении — это накопление и передача молодому поколению исторического опыта народа для обеспечения преемственности художественного творчества, создание материальных и духовных ценностей, имеющих не только национальную, но и общечеловеческую значимость.

Важным средством передачи культурного достояния народа, его образовательно-воспитательную сущность составляет национальная педагогика.

В данном параграфе художественно-эстетическое воспитание преимущественно интерпретировано с точки зрения этнохудожественной культуры.

Педагогика и художественно-эстетическое воспитание непреложные, чутко реализирующие составляющие жизнедеятельности любой общественно-экологической формации, любой политической системы. Стремительные процессы в экологической и социальной сферах жизни общества последнего десятилетия не могли не коснуться и такой, казалось бы, консервативной части педагогики, как педагогика художественная. При этом на поверхности оказалось то, что накопившиеся в течение десятилетий проблемы и противоречия в области преподавания предметов художественно-эстетического цикла, несмотря на отдельные высокие достижения и бурное развитие психолого-педагогической мысли, не только не решаются на практике, но все больше и больше служат препятствием на пути улучшения ситуации.

Эти противоречия имеют достаточно глубокие корни, свои характерные черты и особенности. Их анализ необходим для лучшего осмысления кризисной ситуации, в которой система отечественного художественного воспитания и образования - как подсистема целостной национальной воспитательно-образовательной системы - пребывает на протяжении ряда лет. Значение художественно-эстетического воспитания в современном мире как никогда велико, влияние его на общественное сознание очевидно. При этом основная функция эстетического воспитания средствами искусства, его социальное предназначение - эстетически воспитывать, просвещать людей, приобщать их к высокой культуре. По большому счету именно эти задачи призваны решать уроки художественно-эстетического цикла (изобразительное искусство, мировая художественная культура, история и культура народа (в том числе на материале этнохудожественной культуры народов Карачаево-Черкесии).

В процессе анализа школьной практики мы выяснили, что школа теряет свою привлекательность уже на первом этапе обучения. Одной из причин, на наш взгляд, является недостаточное внимание к эстетическому фактору в обучении: во-первых, учителя, зачастую, отсутствует глубокое понимание эстетики как важного источника знаний; во-вторых, не всегда учитывается сила влияния искусства на учащихся; в-третьих, существующие направления эстетического воспитания недостаточно нацелены на развитие интеллектуальной сферы личности, и, наконец, в-четвертых, слабо реализуется теснейшая связь эстетики с проблемой нравственности. Именно это, на наш взгляд, объясняет в определенной мере кризис духовного развития нашего общества.

На современного российского школьника обрушен мощный и мутный поток «массовой культуры», который калечит, разрушает художественное сознание молодости уже с раннего школьного возраста. Факт этот хорош-? известен и не требует доказательств. Известно и то, что спрос рождает предложение: чем проще, примитивнее художественные запросы зрительной аудитории, тем большее пространство принадлежит «ком-арту», тем шире поток третьесортной художественной продукции.

К сожалению, этому способствует и тотальная коммерциализация сферы культуры, и неприкрытая со стороны пресловутой «поп-арт» агрессии, и заметное ослабление морально-этических устоев в российском обществе. И то, что художественной продукции самой по себе сегодня количественно много, только усложняет ситуацию, не снижая остроты одного из главных противоречий художественно-эстетического воспитания.

Существует ряд причин объективного и субъективного плана, объясняющих подобие положения вещей. На гребне стремительного прогресса информационных технологий в Россию хлынул с Запада мощный поток поп-культуры, которому, как вскоре выяснилось, нечего было противопоставить. Массовое молодежное сознание в сфере художественной (и не только художественной) культуры выглядит сегодня в России на западный манер; вкусы, увлечения, музыкальные интересы значительной части молодежи, особенно горожан, как бы заимствуя извне, со стороны. Ценностная ориентация и вкусовые пристрастия явно направлены в сторону развлекательного псевдоискусства.

Почему так произошло, что сделало возможной столь успешную экспансию низкопробной западной музыкальной (телевизионной, кинематографической и другой) продукции в нашей стране? Ведь известно, что никаких других целей, кроме развлечения или эпатажа, заподноевропейский и амери,-канский поп-арт перед собой не ставит. Тема это особая, сложная, но в то же время вполне можно констатировать, что агрессия западного «поп-арта» в России вряд ли стала бы реальностью, если бы в стране на определенном этапе ее развития не оказались размытыми, деформированными контуры национального духовного идеала.

Новой ступенью в образовательной политике, направленной на воспитание высокообразованного человека, вооруженного новейшими информационными технологиями, мыслящего мировыми стандартами, обладающего философией нравственности и в то же время несущего в себе самобытную культуру родного народа, является программа специализации личности в условиях многоязычного и поликультурного информационно- гуманитарного, регионального пространства, приобщения к высшим достижениям мировой национальной культуры и возрождения гуманистических и общечеловеческих ценностей.

Историко-педагогический анализ художественно-эстетического потенциала декоративно-прикладного искусства

Мир, в котором сегодня живет человек и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков, народную эстетику. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и различных материалов по народному декоративно-прикладному творчеству, открываются новые музеи, широко распространенным увлечением стало собирание коллекций произведений народного искусства.

Знакомство с общими чертами народного искусства способствует и решению труднейших задач, стоящих перед учителями в области эстетического воспитания подрастающего поколения - расширения и развития у учащейся молодежи художественных представлений, духовных потребностей, воображения, навыков этики произведений искусства, становления художественного вкуса.

Декоративно-прикладное искусство органически связано с духовной и предметно-материальной жизнью людей. Творчество в сфере предметного мира закреплялось у каждого народа в виде целостной системы традиций. Преемственность традиций позволило отработать современную функциональную форму предметов быта, характер и меру их декоративного убранства, при этом для решения разных художественных проблем мастера находили средства очень точные, необычайно лаконичные и образные.

Конечно, эстетические представления ныне во многом усложняются, претерпевают изменения, но на наш взгляд, возвращение к истокам народного декоративно-прикладного искусства может послужить своего рода камертоном для учителей, чтобы они помогли выработать у своих учеников умения самостоятельно и верно оценивать многие явления сегодняшней художественной жизни, непосредственно самим разбираться в сложной картине современного искусства.

В чем же сущность народного декоративно-прикладного искусства, его место и значение в системе эстетического воспитания подростков.

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к основным положениям искусствознания, отраженным в исследованиях ведущих отечественных ученых: А. Б. Бакушинского, И. Я. Богуславской, В. М. Василенко, B.C. Воронова, М. А. Некрасовой, Т. М. Разиной, А. Б. Салтыкова, И. В. Черкасовой и др.

В этих трудах нашли отражение различные проблемы народных художественных традиций, процесс становления народной культуры как некоей целостности во всесторонних взаимосвязях с иными системами; выявляется роль функций народной культуры как главного фактора, ведущего к объединению основных частей культуры в определенное целое; функциональность народной культуры воспринимается как исторически изменяющаяся детерминация творческой деятельности народа и ее воздействие на самого себя, то есть на народ, на все формы общественного сознания и культуру нации в целом. Многофункциональность народного искусства позволяет рассматривать его как огромную силу, воздействующую на личность и общество.

Четко определила функции народного искусства М.А. Некрасова. Она указывает пять функций.

Первая функция — праздничная. Произведения народного творчества получают новый ритуальный смысл в обществе и в домашнем быту. Возрождается символический смысл образов, воспринимавшихся еще недавно поверхностно — лишь в плоскости изобразительной иллюстративности.

Вторая функция — утилитарная. Как и раньше, некоторые изделия не только в селах, но и в городах служат предметом первой необходимости (например, керамическая посуда, плетеные предметы из лозы, бересты).

Третья функция — сувенирная. Эта функция получила свое распространение (с середины 60-х гг.) с развитием массового туризма и межкультурных связей со многими странами мира.

Четвертая функция— коммуникативная. Народное искусство с его историческими памятниками, смыслом и ярко национальным характером, как искусство родовое, приобретает на современном этапе особое значение в свете расширения международных связей. Эта функция весьма актуальна при международных контактах. Ведь ничто так выразительно и ярко не представляет характер народа, как народное творчество.

Пятая функция — эстетическая. Она охватывает все другие функции народного искусства и является условием их проявления.

Эти пять функций свидетельствуют о том, что народное искусство никак не может быть ограничено сочетанием сложившихся противоречивых воззрений и в этой связи восприниматься только как искусство прошлого. Природа народного искусства такова, что оно никогда не теряет связи с жизнью, остается современным всем эпохам. Поэтому его неверно сводить к ремеслу как сумме трудовых профессиональных навыков и технических приемов, вырабатываемых в процессе накопления творческого опыта мастеров, создающих художественные изделия.(224;292)

Формы, способы, механизмы освоения культурного наследия еще мало исследованы. Их теоретико-методические основы кроются в философских категориях «наследие», «преемственность», «традиция», «коммуникация».

Педагогическая диагностика эстетической воспитанности подростков средствами этнохудожественнои культуры

В условиях кардинального обновления российского общества особую актуальность в отечественной педагогической науке приобретает проблема ценностей. Большой интерес отечественных ученых-педагогов (И.А. Арабов, М.Н. Кузьмин, Белогуров А.Ю., Супрунова Л.Л. и др.) вызывает исследование проблем национальных ценностей, что обусловлено полиэтничностью Российской Федерации. Как показывает педагогический опыт, эффективным механизмом формирования национальных ценностей является система образования.

Социально-политические и экономические изменения, происходящие в России, неизбежно затрагивают каждого отдельного человека. Жизненная реальность ставит перед человеком дилеммы и, прежде всего, это нравственные дилеммы, которые заключаются в выборе способа отношения к себе, другому человеку, обществу и природе.

Переживаемый нашей страной кризис не в последнюю очередь вызван и утратой гуманистических нравственных ценностей, прежде всего сознания ценности индивидуальной жизни, индивидуумной свободы и человеческого достоинства. Становится все более очевидным, что только одних экономических реформ для его преодоления явно недостаточно. Необходима выработка нового видения мира, возвышающая мораль над экономическими, политическими и социальными процессами в качества целесообразной и оценочной инстанции. Ибо любые социальные преобразования только тогда оказываются прогрессивными, когда служат духовному, нравственному возрождению и совершенствованию человека и общества.

Проблема воспитания подрастающего поколения в новых экономических культурно-образовательных условиях приобретает всевозрастающее значение. Это связано с глобализацией мира, сокращением расстояний между континентами, миграционными процессами, информационным общением, смешанными браками, объединяющими людей разных наций, религий, рас и т.д. (22; 60-61)

Важнейшим общественным инструментом, дающим детям систематическое базовое образование, в общей системе образования остается школд., но в рамках школы всегда существует проблема реального обеспечения индивидуальности воспитания и обучения детей, ориентированности базового образования на практическое применение в жизни. В этих условиях система дополнительного образования (кружковые занятия, факультативы, спецкурсы по дисциплинам художественно-эстетического цикла) обеспечивает доступ к культурным ценностям, которые, с одной стороны, не охвачены образованием, а с другой - конкретизируют и расширяют, углубляют знания, умения, полученные учащимися в школе, ориентируют их на применение знаний и умений в активной художественно-творческой деятельности.

Общеизвестно, чем выше качественный уровень школьного образования, тем шире круг образовательных интересов личности, которая, к сожалению, сегодня сама школа в полной мере удовлетворить не может. В результате возникает необходимость сочетания базового школьного образования со структурными составляющими дополнительного образования.

Базируясь на системном подходе и используя данные педагогики и эт-нопедагогики нами была построена авторская модель эстетического воспитания подростков средствами этнохудожественной культуры. (Схема 1.) Гуманизация во всех сферах современной жизни оказывает существенное влияние на развитие всей системы образования. На наш взгляд, одно из определяющих условий этого процесса - стабильная тенденция гуманизации образования, т.е. осознание индивидуумом всей системы общественных отношений, основанных на фундаментальном исследовании, освоением мировой и отечественной культуры прошлого, постоянном изучении культуры на-стоящего.(121;207)

Эстетическое воспитание является важным разделом воспитания, оно направлено на формирование у учащихся эстетических чувств, эмоционального отношения к окружающему миру, активизирует мысль, развивает способность к творчеству. Но, к сожалению, при обучении в школе этому виду воспитания пока еще уделяется не достаточное внимание. Между тем, именно в школьном возрасте на разных этапах развития личности необходимо развивать чувство прекрасного, формировать эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения художественной культуры человека.

Культура - это исторически развивающая система материальных и духовных ценностей и норм, результат творческой деятельности человека, направленной на создание и усовершенствование этих ценностей, на удовлетворение потребностей человека. Культура - это и динамичный процесс раскрытия развития способностей личности.

Развитая культура предлагает человеку множество способов развития духовных и физических способностей, дает возможность выработать практические навыки в разных сферах деятельности, обогащает его духовный мир, расширяет диапазон его творческих, интеллектуальных и физических сил.

Художественная культура охватывает все отрасли художественной деятельности - словесную, музыкальную, театральную, изобразительную. Она включает в себя и все процессы, протекающие вокруг искусства: созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений, а также воспитание художников, искусствоведов, организаторов художественной жизни. Следовательно, художественная культура - это совокупный способ и продукт художественной деятельности людей.

Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992) обосновал необходимость защиты в системе образования национальных и культурных особенностей народов, населяющих нашу страну, путем введения в образовательно-воспитательный процесс учреждений образования национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта.

Одним из направлений современного реформирования школы является регионализация образовательных программ. Процесс регионализации художественно-эстетического образования в школе рассматривается, прежде всего, как включение нового содержательного компонента в типовые программы по предметам художественно-эстетического цикла, основанного на интеграции пластических искусств с местным литературным и музыкальным фольклором, с национальными художественными традициями региона. Содержание регионального компонента способствует гуманизации процесса художественно-эстетического воспитания, так как позволяет строить обучение и воспитание на знании близкого понятного ученику мира (природа, жилище, народные сказы и песни, народные художественные промыслы и ремесла, национальные игровые традиции и т.п.).

Основные предпосылки совершенствования содержания этнохудожественнои культуры и условий её реализации в учебно-воспитательном процессе национальной школы

Также, как и другие педагогические явления, успешная реализация эстетического воспитания подростков средствами этнохудожественной культуры, предполагает экспериментальную проверку его основных педагогических условий. Разработка теоретических основ, представляемых в I главе диссертации, и конкретизация этих положений позволили сформировать и разработать совокупность педагогических условий для введения национально-регионального компонента в художественно-эстетическое воспитание подростков. Задача данного раздела состоит в выявлении специфических черт организации национально-региональной системы художественно-эстетического воспитания в Карачаево-Черкесской республике. Анализ данных констатирующего этапа исследования определил поиск путей и средств развития компонентов эстетической культуры подростков в процессе обучения средствами этнохудожественной культуры. Реализация формирующего эксперимента преследовала цель доказать эффективность художественно-эстетического воспитания подростков в процессе реализации национально-регионального компонента при конкретных педагогических условиях. Для достижения поставленной цели в ходе него ставились следующие задачи: - проверить результативность выдвинутых педагогических условий реализации национально-регионального компонента в художественно-эстетическом воспитании подростков средствами этнохудожественной культуры народов Карачаево-Черкесии; - экспериментально проверить содержание, формы, методы и средства использования этнохудожественной культуры в педагогическом процессе образовательных учреждений - проанализировать ход и результат опытно-экспериментальной ра боты; С учетом того, что возможности учебных предметов нравственно-эстетического цикла для дополнительного введения материалов этнохудоже-ственной культуры в процессе обучения ограничены, мы решили разработать и внедрить специальный курс «Художественно-эстетическая шкатулка». Наиболее приемлемой формой организации обучения по апробации курса мы сочли факультативные занятия. Мы полагаем, что включение национально-регионального компонента в содержание программы спецкурса будет осуществляться более эффективно если реализуются следующие основополагающие требования: - принцип личностного подхода в процессе развития обучения и воспитания, предлагающий учет характеристик, качеств и возможностей учащихся, предусматривающий также направленность личности, ее ценностные ориентации, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения; - принципы системности, предполагающий реализацию системно-комплексного подхода к приобщению подростков к этнохудожест-венной культуре народов КЧР, который учитывает содержание всех компонентов предметов художественно-эстетического цикла, изложение учебного материала в определенной системе, обеспечивающей структурализацию знаний; принцип эмоциональности, состоящий в воздействии этнохудоже-ственной культуры на эмоционально-чувственную сферу личности подростка, на развитие его эмоциональной отзывчивости к этнокультурным ценностям как отражение человеческих переживаний, эмоций и чувств; - принцип учета природных склонностей и возрастных особенностей подростков; - принцип преемственности, взаимосвязи знаний по изобразительно -му и декоративно-прикладному искусству с другими предметами, различными формами внеклассной и внеурочной работы в целях создания целостной системы освоения национальной культуры. В соответствии с этим, приобщение подростков к этнохудожественно-му творчеству необходимо осуществлять в определенной системе, включающей учет интересов подростков, уровень их духовной культуры. Это ПрОИО; ходит в ходе овладения системой знаний этнохудожественнои культуры своего народа и народов республики, формирование положительного отношения к этим занятиям, включения в активную творческую деятельность. Экспериментальная работа по реализации эстетического воспитания подростков средствами этнохудожественнои культуры народов Карачаево-Черкесии проводилась с 2000 по 2003 гг. Эксперимент проводился по разработанной нами методике в вышеуказанных классах, где классы были разделены на экспериментальные и контрольные. Контрольная группа функционировала по традиционной программе обучения. В экспериментальной группе проводились факультативные занятия по разработанной программе авторского курса по экспериментальной методике. В ходе эксперимента постепенно дополнялись и уточнялись содержание занятий и методика их проведения. Для обобщения данных изучения процесса художественно-эстетического воспитания подростков в конце каждого учебного года проводились промежуточные срезы с целью выявления динамики и определения уровней сформированности художественно-эстетической воспитанности подростков средствами этнохудожественнои культуры. В процессе развития компонентов эстетического воспитания подростков на формирующем этапе экспериментальной работы осуществлялось целенаправленное наблюдение, проводилась проверка уровня развития интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферы подростка через анкетный опрос, изучение результатов творческой деятельности, метод экспертных оценок, индивидуальные беседы обсуждение, корректировалась программа. Проявление эмоционально-ценностного отношения подростков к изучаемому материалу способствует развитию эстетического идеала, помогает вызвать интерес к родной культуре. Основными задачами использования национально-регионального компонента в эстетическом воспитании подростков на основе изучения этноху-дожественной культуры народов Карачаево-Черкесии; поддержание духовных и нравственных основ народов Карачаево-Черкесской республики были; обеспечение преемственности в передаче культурного наследия и мудрости народов Карачаево-Черкесии новым поколениям; активное отражение знаний в самостоятельной художественной и творческой деятельности. В основу нашего исследования было положено утверждение о том, что такие элементы национальной культуры как устное народное творчество, песни, танцы, игры, традиции, обычаи, обряды, произведения изобразительного искусства, искусства народных художественных промыслов - являются национально-культурными ценностями, неиссякаемым источником обогащения подростков эстетическими чувствами сознанием и поведением. В них выражены интересы народа. Они содержат оценку окружающего мира, являются нравственно-эстетическими ориентирами каждого народа, историко-культурным наследием, национальным достижением России и мировой цивилизации. Поэтому одной из центральных задач исследования являлось включение подростков в пропаганде этнокультурных традиций, развитие у них национального самосознания.

Похожие диссертации на Эстетическое воспитание подростков средствами этнохудожественной культуры карачаевцев