Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Формирование нравственных ценностных ориентации подростков средствами русской хоровой культуры как педагогическая проблема 13
1.1. Нравственный ценностный потенциал русской хоровой культуры: сущность и структура 13
1.2. Особенности процесса формирования нравственных ценностных ориентации подростков средствами русской хоровой культуры 32
1.3. Становление нравственных ценностных ориентации в процессе формирования музыкальной культуры подростков 46
Выводы по 1 главе 72
Глава 2. Содержание и организация опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных ценностных ориентации подростков средствами русской хоровой культуры 74
2.1. Отбор и реализация музыкального материала, способствующего нравственному воспитанию подростков 75
2.2. Использование адекватных педагогических технологий в процессе формирования нравственных ценностных ориентации подростков средствами русской хоровой культуры 89
2.3. Педагогические условия эффективного использования возможностей русской хоровой культуры в процессе нравственного воспитания подростков 106
Выводы по 2 главе 123
Заключение 125
Библиографический список используемой литературы 129
Приложения 145
- Нравственный ценностный потенциал русской хоровой культуры: сущность и структура
- Отбор и реализация музыкального материала, способствующего нравственному воспитанию подростков
- Использование адекватных педагогических технологий в процессе формирования нравственных ценностных ориентации подростков средствами русской хоровой культуры
Введение к работе
Духовно-нравственный кризис все более поражает современное российское общество. В этих условиях возникает необходимость формирования нравственных ценностных ориентации детей, особенно подростков, находящихся на ответственном этапе становления личности.
Одним из важных факторов нравственного воспитания является искусство. Связанное с ним эмоционально-образное мышление вводит искусство в число активных средств формирования нравственного отношения школьников к обществу и школе, друг к другу, к родителям и себе.
Велико общекультурное значение музыкального искусства. Русская хоровая культура как часть музыкальной культуры способна оставить глубокий след в личностном становлении подростка. В формировании нравственных ценностных ориентации она занимает важное место. В системе ценностей, всегда входивших в высший слой культуры (совесть, порядочность, честь, правдивость и др.) особая роль принадлежит гражданской ответственности, чувству сопереживания человеку, людям, Родине. Произведения русской хоровой культуры не механически трансформируются в поступки детей, а проходят переосмысление и отбор в их нравственном опыте, наполняя его социально ценностным содержанием, способствуют разностороннему развитию учащихся, вырабатывают эстетическое отношение к действительности.
Самой доступной и любимой детьми формой исполнения музыки является хоровое пение. Оно приучает участвующих к взаимному вниманию. Необходимость петь слаженно и дружно организует, дисциплинирует школьников, создает возможности для их личностного развития. Воздействие высокохудожественных музыкальных произведений, как в процессе активного участия в хоровом пении, так и во время слушания, развивает интерес к музыке, формирует музыкальный вкус. В хоровых произведениях мелодия сочетается с поэтическим словом. Это - сплав, в котором оба
искусства обоюдно усиливают свое воздействие: музыка становится конкретнее, стихи - чувственнее. Пение произведений классического и современного репертуара, музыкальная грамотность учащихся способствуют возрождению традиций хорового исполнительства - наиболее характерных для нашего народа.
Главной задачей массового музыкального воспитания является не столько обучение музыке, хоровому искусству самому по себе, сколько воздействие на духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственные ценности.
Сущность категорий «духовность», «нравственность», «ценности», «личность» раскрыта в трудах философов (Н.А. Бердяева, Л.П. Буевой, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, НО. Лосского, B.C. Соловьева, В.П. Тугаринова и др.), социологов (С.Н. Иконниковой, В.Т, Лисовского и др.), психологов (Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и др.).
Большой вклад в создание теории нравственного воспитания школьников внесли труды О.С. Богдановой, Е.В. Бондаревской, Д.М. Гришина, И.С. Марьенко, Л.И. Новиковой, Л.И. Рувинского, Г.Н. Филонова, И.Ф. Харламова, Г.П. Щедровицкого и др.
Исследованы содержание и условия повышения эффективности взаимодействия как педагогического явления (Ю.К. Бабанский, Х.И. Лийметс, А.В. Мудрик и др.). Вопросы формирования нравственности в процессе обучения и воспитания раскрыты З.И. Васильевой, Т.С. Комаровой, ТЛЗ. Фроловой и др. Рассмотрены сущность нравственных ценностей и ценностных ориентации, их место в структуре личности (И.В. Бестужев-Лада, М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова, Т.Н. Мальковская, З.И. Равкин, В.В. Сериков, А.И. Шемшурина и др.); комплексное воздействие разных видов искусства (Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик - Пашаев, Б.М. Неменский, В.А. Разумный, Е.М. Торшилова и др.); роль эмоционального фактора в процессе воспитания школьников (Ю.П. Азаров, Ю.К. Бабанский, З.И. Васильева, И.П. Иванов, Г.И. Щукина и др.).
Решению задач исследования способствовало изучение работ вологодских педагогов: нравственные ценности семьи (Т. В. Лодкина), вопросы отечественного воспитания (И.Д. Л ушников), проблемы нравственно-эстетического воспитания, воспитания на народных традициях, фольклорном материале (Т.С. Колесниченко, Г.П. Парадовская) и др.
Проблемам приобщения к наследию русской хоровой культуры посвящены труды теоретиков и практиков хорового дела, музыковедов, ученых в области музыкального образования и воспитания, по истории русской хоровой культуры. В.И. Краснощекое, Д.Л. Локшин, А.А. Юрлов и др. рассматривали русскую хоровую культуру как сложную многоотраслевую систему, включающую такие области, как исполнительство, композиторское творчество, обучение и воспитание. Историко-педагогический анализ показывает, что в содержание музыкального образования школьников неизменно входило изучение хоровых жанров, творчества русских композиторов, исполнительского искусства известных певческих коллективов, знакомство с вокально-хоровой техникой и овладение ею.
Влияние музыкальной культуры, роль хоровой музыки в воспитании учащихся, учет их возрастных особенностей анализировались в трудах Ю.Б. Алиева, О.А, Апраксиной, Б.В. Асафьева, Н.Л. Гродзенской, В.Н. Шацкой и др.
В свете рассматриваемой проблемы большой интерес представляет деятельность А.Ю. Ефименко по формированию духовной культуры школьников. Заслуживает внимания опыт Л.Л. Алексеевой о воспитательном воздействии хорового пения на учащихся в общеобразовательной школе.
В последние годы появились различные программы, обращенные к духовно-нравственному воспитанию школьников средствами русской культуры. Представляет ценность программа Д.Б. Кабалевского, связанная с обращением к музыкальной классике, центральная позиция которой -необходимость воспитания через музыку духовного мира школьников. Во
6 главу угла ставятся задачи развития личности ребенка, обогащения его духовного мира, развития способности видеть, слышать, чувствовать.
В программе П.С. Митилягиной «Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры» идет обращение к исконно русским традициям в воспитании нравственных качеств школьников младших классов. Нравственное осознание истории народа через образцы русского народного творчества нашло отражение в программе Н.С. Ширяевой «Русское народное творчество». В программе В.И. Кошминой и В.В. Алеева «Духовная музыка: Россия и Запад» культовое искусство рассматривается как воспитательная ценность для национального мировоззрения и решения нравственных проблем. Программа Г.А. Струве направлена на возрождение российской певческой культуры.
Активное приобщение учащихся к наследию русской хоровой культуры и привлечение к этому музыкальной хоровой классики в воспитательном процессе помогает формировать позитивные ценностные ориентации подростков, способствует более успешному нравственному воспитанию школьников.
Между тем, анализ массовой практики выявляет противоречия между духовно-нравственным потенциалом русской хоровой культуры и его невостребованностью, наличием богатого опыта в нравственно-эстетическом воспитании подрастающего поколения и неразработанностью технологий по его внедрению, недостаточностью современной профессиональной подготовки специалистов. Поэтому актуальными для науки и практики встают проблемы, связанные с выявлением, описанием и осмыслением общих и конкретных путей, адекватных методических приемов, способствующих формированию нравственных ценностных ориентации подростков средствами русской хоровой культуры, что и определяет тему нашего исследования: «Формирование нравственных ценностных ориентации подростков средствами русской хоровой культуры».
Объект исследования - формирование нравственных ценностных ориентации подростков.
Предмет исследования - процесс формирования нравственных ценностных ориентации подростков средствами русской хоровой культуры.
Цель исследования — выявить педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентации подростков средствами русской хоровой культуры.
Реализация данной цели предполагала решение следующих задач:
Рассмотреть теоретические основы проблемы формирования нравственных ценностных ориентации подростков средствами русской хоровой культуры.
Раскрыть нравственный потенциал произведений русской хоровой культуры, изучаемых в процессе урочной и внеурочной работы с учащимися V-VII классов.
Обосновать критерии и показатели успешности процесса формирования нравственных ценностных ориентации подростков средствами
русской хоровой культуры.
4. Проверить эффективность педагогических условий, максимально
способствующих нравственному воспитанию подростков средствами
русской хоровой культуры.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение: формирование нравственных ценностных ориентации подростков средствами русской хоровой культуры будет успешным, если:
- в содержание учебно-воспитательного процесса закладывается нравственный ценностный потенциал русской хоровой культуры;
- учитываются следующие педагогические условия: взаимодействие учителя музыки с классным руководителем, родителями, педагогами эстетического направления; сочетание урочной и внеклассной работы в процессе приобщения подростков к ценностям русской хоровой культуры;
s стимулирование учащихся к творческой деятельности; создание эмоционального фона в образовательной среде школы.
Методологическую базу исследования составляли: гуманистический подход, ориентированный на учет и развитие индивидуальности подростка; аксиологический подход, раскрывающий сущность и процесс формирования ценностных ориентации школьника; культурологический и личностно-деятельностный подходы, основывающиеся на представлении о творчестве как способе развития человека в культуре.
Теоретической основой исследования послужили: концепция человека как высшей духовной ценности, творца культуры (А.Ф. Лосев, B.C. Соловьев, П.А. Флоренский и др.); труды по педагогической аксиологии (В.А. Караковский, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин и др.); идея единства развития и саморазвития личности (Г.Н. Волков, Б.З. Вульфов, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко и др.); концепция национального воспитания (П.П. Блонскии, Н.И. Пирогов, В.В. Розанов, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинскии и др.); теории возрастных особенностей подростков (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.); концепция музыкально-творческого развития (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, М.А. Румер, Г.А. Струве и
ДР-)-Использованы следующие методы исследования: анализ философской,
психолого-педагогической, искусствоведческой, музыкальной литературы,
программно-методических материалов; анализ результатов творческой
деятельности подростков; опытно-экспериментальная работа, включающая
метод экспертных оценок, наблюдение, беседу, анкетирование, создание
ситуаций морального выбора.
База исследования - общеобразовательная муниципальная школа №14 г.
Вологды, оздоровительный детский летний лагерь "Солнечный"
Вологодской области. В ходе констатирующего этапа исследованием было охвачено 343 школьника. На формирующем этапе в эксперимент вовлечено 99 учащихся.
Исследование проводилось с 1995 по 2002г. и включало ряд этапов: на первом (1995 - 1997г.г.) анализировалась философская, психологическая, педагогическая, искусствоведческая литература, изучались школьные программы и методические пособия по музыке, определялись теоретические аспекты исследования.
На втором этапе (1997 - 1999г.г.) параллельно с дальнейшим осмыслением проблемы, выделением и уточнением объекта и предмета исследования была организована опытно-экспериментальная работа.
На третьем этапе (1999 - 2002г.г.) анализировались и обобщались результаты исследования, осуществлялась их систематизация и оформление работы.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
дана характеристика аксиологического потенциала русской хоровой культуры как средства формирования нравственных ценностных ориентации подростков;
определены особенности процесса формирования нравственных ценностных ориентации подростков средствами русской хоровой культуры;
проанализировано содержание музыкального образования школьников в аспекте формирования нравственных ценностных ориентации подростков через произведения русской хоровой культуры.
Теоретическая значимость исследования заключается в:
раскрытии теоретических основ проблемы формирования
нравственных ценностных ориентации подростков средствами русской
хоровой культуры;
обосновании критериев и показателей развития нравственных ценностных ориентации подростков в процессе их приобщения к русской хоровой культуре;
выявлении педагогических условий эффективного использования возможностей русской хоровой культуры в процессе нравственного воспитания подростков.
Практическая значимость исследования состоит в характеристике основных путей формирования нравственных ценностных ориентации подростков средствами русской хоровой культуры; создании авторского факультативного курса «Русская хоровая культура» для V-VII классов; разработке рекомендаций для педагогов по творческому использованию нравственного потенциала русской хоровой культуры. Материалы и выводы исследования могут быть применены в учебно-воспитательной работе общеобразовательной и музыкальной школы, в практической деятельности учреждений дополнительного образования детей.
Достоверность и обоснованность положений и выводов обусловлены анализом широкого круга теоретических источников; многообразием примененных взаимодополняющих методов, адекватных цели, задачам и предмету исследования; апробацией опытно-экспериментальных материалов в общеобразовательном учреждении.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Педагогический потенциал русской хоровой культуры - явление динамичное, отражающееся в народном творчестве, духовной музыке, произведениях русских классиков и современных композиторов. Он включает следующие компоненты: содержание, технология и условия их реализации, где основным системообразующим фактором продуктивности процесса формирования нравственных ценностных ориентации подростков выступает их целостность. В основу отбора содержания русской хоровой
11 культуры положено следующее: нравственно-эстетическая ценность произведений, их эмоциональная насыщенность и жанровое разнообразие; возрастные особенности подростков, их чувственный опыт.
2. Критериями развития нравственных ценностных ориентации подростков средствами русской хоровой культуры выступают мотивационный, когнитивный и креативный, в числе показателей сформированности нравственных ценностных ориентации подростков рассматриваются патриотические, гуманистические и коллективистские проявления подростков в различных видах деятельности. 3. Педагогическими условиями формирования нравственных ценностных ориентации подростков в процессе музыкального образования являются: взаимодействие учителя музыки с классным руководителем, родителями, педагогами эстетического направления; сочетание урочной и внеурочной работы в процессе приобщения подростков к ценностям русской хоровой культуры; стимулирование учащихся к творческой деятельности; создание эмоционального фона в образовательной среде школы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: в докладах и выступлениях автора на методических объединениях учителей музыки г.Вологды и области (1997, 1998, 1999); на лекционных курсах по истории и теории развития музыкальной педагогики и образования в Вологодском государственном педагогическом университете (2000-2001); заседаниях кафедры педагогики Вологодского государственного педагогического университета (2000, 2001, 2002); II и III Межвузовских конференциях молодых ученых (Череповец, 2000, 2001); областных научно-практических конференциях (1998, 1999, 2000, 2001); Всероссийских научно-практических конференциях (Вологда - Тотьма, 2001; Череповец, 2001); VII Международной научно-практической конференции (Казань,
2000); в публикациях: авторская программа, методические рекомендации, статьи и тезисы.
В исследовании нашел отражение личный 15-летний педагогический опыт диссертанта в качестве учителя музыки.
Структура диссертации отражает общий замысел исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка используемой литературы и приложений.
Нравственный ценностный потенциал русской хоровой культуры: сущность и структура
Формирование НЦО подростков следует рассматривать как целостный педагогический процесс. В связи с этим необходимо охарактеризовать такие понятия, как «ценность», «оценка», «нравственные ценностные ориентации», раскрыть нравственный потенциал РХК и его возможности для формирования НЦО подростков.
Современная социальная действительность характеризуется изменением состояния всех сфер общественной жизни. Глубокому переосмыслению подвергается и система ценностей. В связи с этим и без того сложная проблема ориентации школьников на нравственные ценности становится еще более актуальной,
В последние годы в отечественной литературе появился ряд работ, посвященных взаимосвязи педагогики и аксиологии,
Значительное внимание уделяется выяснению сущности таких понятий, как «ценность», «оценка», «ценностное отношение», «ценностные ориентации». Категория «ценность» относится к числу общенаучных, ее значение велико и для педагогики. Содержание этого понятия в работах философов определяется как «явление природы и общества» (В .П. Тугаринов); «форма отношения объекта и субъекта» (О.Г, Дробницкий); «акт и взаимодействия субъекта и объекта» (В.А. Василенко) и характеризуется рядом признаков: значимость, полезность, нужность, заинтересованность, направленность, необходимость, целесообразность.
По мнению многих авторов, возникновение ценности связано, с одной стороны, с предметами, явлениями, их свойствами, удовлетворяющими потребности общества и человека, с другой, - ценность выступает как суждение, связанное с оценкой существующего предмета или явления человеком, обществом. При этом подчеркивается, что ценность - это не эквивалент блага, а единство, взаимодействие, форма проявления особого рода отношения между субъектом и объектом. Трактовки понятия «ценность» разноречивы. Наиболее общее его определение дали С.Ф. Анисимов и В.П. Тугаринов: «Ценность - есть значение предмета для человека, для его познавательной или практически преобразующей деятельности» (10, с.20); «ценности суть предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и пр.) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала» (165, с.11).
Прежде, чем дать рабочее для нас понятие «ценность», мы ознакомились с различными классификациями ценностей.
Классификация ценностей, в силу сложности их природы, может иметь различные обоснования. Выделяют ценности жизни, культуры, социально-политические, духовные (В. П. Тугаринов); ценности предметные (выступающие как объекты направленных на них потребностей) и субъективные (О.Г. Дробницкий).
Рассматривая ценности как нормативы или регуляторы деятельности, социологи выделяют ценности-нормы, ценности-идеалы, ценности-средства, а также ценности реальные (актуальные) и потенциальные (В. Момов, В.А. Ядов); материальные и духовные (В. Момов). Б.С. Ерасов ценности условно разделял на следующие группы: витальные, социальные, политические, моральные, религиозные, эстетические (57, с. 122). Следует отметить существование псевдоценностей — ложных кумиров, образцов, фетишей. В противоположность псевдоценностям, подлинные ценности всегда гуманистичны и служат для того, чтобы «человеческому обществу подняться выше» (157, с.42).
Одна из главнейших задач воспитания человека - научить его избирать действительные ценности, а не ложные, т.е. такие, как взгляды, поступки, и образ жизни, которые несут в себе объективную физическую и духовную пользу для человека и общества (166, с Л 01).
Отбор и реализация музыкального материала, способствующего нравственному воспитанию подростков
В параграфе раскрыты цели и задачи авторской программы «Русская хоровая культура», которая предполагает активную деятельность учащихся на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе; показаны принципы построения программы, ее содержание и тематический план.
В построении содержания учебных программ исторически сложилось два способа: концентрический (один и тот же учебный материал изучается на разных ступенях обучения, знания углубляются и расширяются) и линейный (не происходит повторного возвращения к ранее изучавшимся разделам программы). В ходе опытно-экспериментальной работы мы придерживались сочетания концентрического и линейного способа развертывания содержания: материал располагался систематически и последовательно, с постепенным усложнением имеющихся знаний, а новое знание излагалось на основе уже известного и в тесной связи с ним. Постепенно накапливался материал, который для лучшего его осмысления периодически повторялся и обобщался. В то же время порядок развертывания содержания ставился в зависимость от способностей и интересов учащихся. Поэтому при отборе содержания РХК мы учитывали склонности и интересы подростков. В ходе исследования была разработана программа факультативного курса "Русская хоровая культура". На ее основе подобран музыкальный материал, особенностью которого является выделение ценностного компонента РХК.
Работа над программой курса включила три этапа:
на первом этапе анализировались действующие федеральные программы для средней общеобразовательной школы и авторские программы по музыке;
на втором этапе осуществлялась реализация опытного варианта программы;
на третьем этапе были обобщены данные наблюдений за участниками воспитательного процесса, сделан анализ изменений, происшедших в воспитательном процессе; осуществлялось изучение различных условий и средств, их эффективность и педагогическая целесообразность.
Теоретико-методологическую основу данной программы составляют: концепция музыкально-творческого развития школьников, повышения уровня их музыкальной культуры (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.В. Школяр); осуществление интегративного подхода, когда музыкальные произведения изучаются в единстве с произведениями литературы и изобразительного искусства (В.А. Разумный, Д.Б. Кабалевский, Т.С. Комарова, А.А. Мелик-Пашаев и др.).
Цель программы - формирование нравственных ценностных ориентации подростков средствами русской хоровой культуры.
Задачи факультативного курса:
1. Создание условий для разностороннего развития нравственно эстетических представлений подростков;
2. Формирование нравственно-эстетических чувств учащихся;
3. Включение подростков в творческую деятельность, формирование их познавательного интереса к РХК;
4. Повышение музыкальной культуры учащихся. Содержание программы курса связано с изучением образцов РХК, ориентацией на приоритет общечеловеческих ценностей. Ведущими ценностями содержания РХК является патриотизм, коллективизм и гуманизм. Первостепенное значение приобретает духовно-нравственная ценность произведения, его социальная направленность. Она проявляется в проблематике, в названии, в той трактовке, которую придает произведению учитель.
Ориентация подростков на ценности РХК как части общей духовной культуры имеет важное значение в нравственно-эстетическом становлении личности, т.к. способствует активизации процесса формирования НЦО подростков.
При разработке программы мы ориентировались на содержательное единство творческого познания, ассоциативного мышления и эвристической деятельности учащихся, на социально-нравственные аспекты как восприятия ими явлений искусства, так и их собственных оригинальных «опытов».
Использование адекватных педагогических технологий в процессе формирования нравственных ценностных ориентации подростков средствами русской хоровой культуры
Программой курса предусмотрено также знакомство с хоровым творчеством современных композиторов. Произведения на тему Родины, родной страны, родного края, которые нашли отражение как в песенном жанре («Хороший день» Д. Шостаковича), так и в крупных сочинениях (опера «Война и мир» С. Прокофьева), отличались выразительным, интонационно осмысленным исполнением. Разучиванию каждого произведения предшествовала беседа, рассказ, что настраивало ребят на восприятие. Песни современных композиторов помогали воспитывать у подростков такие качества, как мужество, смелость. Ребятам нравилось исполнять авторские песни (Б. Окуджава, С. Никитин, Ю. Визбор, А. Якушева и др.), многие из которых они смогли петь под собственный аккомпанемент гитары. Герои этих песен близки и интересны подросткам. Авторская песня заставляла задуматься о дружбе, любви, долге, порядочности и др.
Произведения РХК отличаются стилевым, жанровым разнообразием, авторским видением проблемы, что позволяло говорить не только о нравственных позициях героя и автора, но развивать чувство индивидуального стиля композитора. Знания характерных черт музыки русской национальной школы являлось важным средством пробуждения интереса учащихся к творчеству конкретного композитора. В освоении стиля русской национальной школы целесообразно включать исполнение романсов и песен русских композиторов-классиков (приложение 9).
Для того чтобы обратить внимание подростков на творчество местных авторов, в процессе опытной работы нами было выбрано специальное направление - обращение к творчеству вологодских композиторов. Так, в программный репертуар были включены песни местных авторов о любви, надежде, природе и чистоте русской души («Журавли», «Улетели листья» муз. Ю. Беляева, ел. Н. Рубцова), о музыке, родной школе («На крыльях мелодии», «Наша школа» муз. О. Малышевой, ел. Л. Мокиевской), о природе («Коза» муз. Н. Берестовой, ел. Н. Рубцова) и др. Также для исполнения и слушания были предложены ребятам собственные авторские сочинения диссертанта. За время опытно-экспериментальной работы были изданы авторские альбомы: 1-«Мои друзья» (песни для школьников на ел. Т. Мизгиревой, муз. Э. Зауторовой), рассказывающие о дружбе («Планета детей до 16 лет», «Ссора»), природе («Плачет дождик», «Вальс ромашек»), любви («Старшеклассник Пашка»); 2-«Моей России» (песни гражданского звучания на ел. Т, Мизгиревой, муз. Э, Зауторовой), которые рассказывают о событиях последнего времени (40-летие полета Ю. Гагарина - «Звездный мир», «Баллада» - памяти погибших моряков подводной лодки «Курск», «Русский солдат» - к 60-летию начала Великой Отечественной войны, «Сынок» - о событиях в Чечне и др.). Важное значение имеет постоянное обращение к ранее выученным произведениям, что помогало совершенствовать исполнение уже известных произведений, обогащало восприятие подростков. Это позволяло накапливать большой и разнообразный репертуар.
Программа «РХК» предполагала знакомство с необходимым кругом теоретических понятий, которые помогали в раскрытии содержания изучаемых в курсе произведений. С этой целью школьникам было предложено завести специальный Словарь наиболее употребляемых терминов, понятий, значимой информации. Некоторые понятия («хор», «интродукция», «хоровой цикл» и др.) выводились самими ребятами в обсуждении на уроке, иногда ребята самостоятельно находили то или иное определение в справочной литературе. Знание подростками специальных понятий, терминов и значений обогащало их впечатления при восприятии хоровой музыки, делало ее более понятной и доступной.