Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческие проекты как средство формирования эстетической культуры младших подростков Семенова Лариса Сергеевна

Творческие проекты как средство формирования эстетической культуры младших подростков
<
Творческие проекты как средство формирования эстетической культуры младших подростков Творческие проекты как средство формирования эстетической культуры младших подростков Творческие проекты как средство формирования эстетической культуры младших подростков Творческие проекты как средство формирования эстетической культуры младших подростков Творческие проекты как средство формирования эстетической культуры младших подростков Творческие проекты как средство формирования эстетической культуры младших подростков Творческие проекты как средство формирования эстетической культуры младших подростков Творческие проекты как средство формирования эстетической культуры младших подростков Творческие проекты как средство формирования эстетической культуры младших подростков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Семенова Лариса Сергеевна. Творческие проекты как средство формирования эстетической культуры младших подростков : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Брянск, 2004 213 с. РГБ ОД, 61:04-13/1933

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические предпосылки формирования эстетической культуры младших подростков 12

1.1. Сущность и структура эстетической культуры личности 12

1.2. Формирование эстетической культуры у младших подростков как педагогически организованный процесс 37

1.3. Художественно-эстетические предметы в процессе формирования эстетической культуры младших подростков 54

1.4. Критерии и показатели эффективности формирования эстетической культуры младших подростков 70

Выводы по первой главе 82

ГЛАВА II. Экспериментальное исследование эффективности формирования у младших подростков эстетической культуры в процессе выполнения творческих проектов 86

2.1. Изучение состояния сформированности эстетической культуры младших подростков 86

2.2. Педагогические возможности творческих проектов как средства формирования эстетической культуры младших подростков 101

2.3. Исследование процесса формирования у младших подростков эстетической культуры в ходе выполнения творческих проектов 112

2.4. Методика и результаты опытно-экспериментальной работы 123

Выводы по второй главе 134

Заключение 137

Список литературы 143

Приложения 156

Введение к работе

В настоящее время происходит смена приоритетов в российском образовании в сторону усиления его культурообразующей роли и, как следствие, формирования «человека культуры». Наряду с развитием интеллекта, актуальным становится обогащение творческой энергии и духовных сил человека, являющихся основополагающим условием его полноценной жизнедеятельности в современных социокультурных условиях.

Эти положения созвучны новой концепции модернизации российского образования, в которой говорится о сохранении лучших традиций гуманитарного и художественного образования, более полном использовании потенциала искусства с целью формирования у подрастающего поколения духовности и высокой культуры [61].

Общеобразовательная школа является базовым звеном процесса становления личности, обладающей творческими наклонностями, созидательными способностями и стремлением к преобразованию себя и окружающей действительности. В большей степени данными качествами обладают люди с достаточно высоким уровнем эстетического развития, способностью воспринимать, чувствовать, ценить и создавать красоту. Это обусловливает необходимость ориентации школьного образования на процесс формирования эстетической культуры учащихся.

Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой теме показал существование различных подходов к определению сущности и содержания эстетического воспитания.

Философским проблемам в области эстетики и эстетического воспитания посвящены труды Ю. Борева, А.И. Бурова, М.Ф. Овсянникова, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, Ю.А. Лукина и др.

Психологический аспект теории эстетического воспитания рассматривается в работах Л.С. Выготского, А.А. Мелик-Пашаева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона и др.

Развитие и формирование отдельных компонентов эстетической культуры рассматривается в работах М.А. Верба, М.П. Гальперина, С.С. Гольдендт-рихт, Б.Т. Лихачева, В.М. Муриана, В.К. Скатерщикова и др.

Возможности отдельных школьных предметов в эстетическом воспитании школьников освещены в работах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, И.П. Волкова, Д.Б. Кабалевского, В.С Кузина, Б.Т. Лихачева, Б. Не-менского, В.Н. Шацкой и др.

Анализ философской и педагогической литературы показал, что в настоящее время нет однозначной трактовки понятия эстетической культуры, имеются разные подходы к определению ее структуры.

В современной науке и практике все большее распространение получает метод творческих проектов (Н:В. Матяш, Е.И. Пархоменко, Е.В. Гоголева, Н.В. Семенова, В.Д. Симоненко и др.). Выполнение учащимися творческих проектов позволяет осуществлять в комплексе их обучение, воспитание и развитие, направлено на формирование разнообразных творческих способностей и стремления к самообразованию. Несмотря на эффективность применения творческих проектов в образовательном процессе школы, педагогика пока не рассматривает их в качестве средства формирования эстетической культуры школьников. Практика показывает, что в процессе эстетического воспитания школьников в основном используются традиционные, репродуктивные формы и методы.

Таким образом, сложились противоречия:

между необходимостью совершенствования процесса формирования у школьников эстетической культуры как составного компонента базовой культуры личности и недостаточной разработанностью сущности понятия эстетической культуры;

между необходимостью повышения роли активности учащихся в своем эстетическом развитии и слабым использованием, в эстетическом воспитании школьников метода творческих проектов.

Выявленные противоречия обусловили проблему исследования, заключающуюся в обосновании роли творческих проектов как средства формирования у младших подростков эстетической культуры и разработке методики применения творческих проектов в данном процессе. Разрешение данного противоречия определяет актуальность настоящего исследования и позволяет сформулировать его тему: «Творческие проекты как средство формирования эстетической культуры младших подростков».

В своем исследовании в качестве субъектов эстетического воспитания мы определили учащихся 5-7 классов. Это связано с тем, что в начальной школе ведущей задачей является пропедевтическое художественно-эстетическое просвещение учащихся, а в среднем звене формируются основы эстетической культуры и целенаправленно изучаются основные художественно-эстетические предметы.

Данное исследование было проведено на примере художественно-эстетических предметов.

Целью исследования является выявление психолого-педагогических условий формирования эстетической культуры младших подростков в процессе выполнения творческих проектов.

Объект исследования - процесс формирования эстетической культуры младших подростков.

Предмет исследования - творческие проекты как средство формирования эстетической культуры младших подростков в процессе изучения художественно-эстетических предметов.

Гипотезой исследования является предположение о том, что процесс формирования эстетической культуры будет более эффективным, если сами учащиеся будут выступать в роли активных субъектов эстетической деятельности и собственного эстетического развития в процессе выполнения творческих проектов при соблюдении следующих условий:

формирование эстетической культуры учащихся будет строиться на основе теоретической модели, разработанной в соответствии с культурологическим подходом;

будут выявлены и реализованы содержательные (по целям, задачам, структуре) и функциональные (способы и приемы взаимодействия субъектов) возможности творческих проектов как средства формирования эстетической культуры младших подростков;

будет изучаться динамика формирования эстетической культуры на каждом этапе выполнения творческого проекта.

Задачи исследования:

  1. Уточнить сущность и структуру эстетической культуры учащихся.

  2. Обосновать теоретическую модель процесса формирования эстетической культуры младших подростков, а также систему критериев и показателей ее сформированности.

  3. Изучить состояние сформированности эстетической культуры младших подростков.

  4. Разработать банк творческих проектов по художественно-эстетическим предметам и экспериментально проверить их эффективность в процессе формирования эстетической культуры младших подростков.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

положение материалистической философии об активной сущности человеческой деятельности, о единстве теории и практики;

основные положения диалектического материализма в области эстетики: объективность существования эстетического, соотнесенность эстетического с природной и социальной действительностью, социальная обусловленность потребности человека в преобразовании окружающей действительности «по законам красоты»;

- личностно-деятельностный подход в обучении и воспитании
(Л.С. Выготский, А.Н Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

- основные положения личностно-ориентированной педагогики: личность
как субъект собственного развития, учет возрастных и индивидуальных осо
бенностей личности, стимулирование самообразования (Е.В. Бондаревская,
М.Е. Кузнецов, СВ. Кульневич, А. Маслоу);

- культурологическая концепция образования (Е.В. Бондаревская,
Б.С. Гершунский, М.С. Каган, В.Д. Симоненко, и др.);

- концепция проектного обучения (Д. Дьюи, В.Х. Килпатрик, Н.В. Матяш,
В.Д. Симоненко).

Для реализации цели и задач исследования применялись следующие методы:

методы аналитического исследования (теоретический анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы и диссертационных исследований по проблеме эстетического воспитания и формирования эстетической культуры школьников, обобщение отечественного опыта формирования эстетической культуры у школьников, анализ статистических данных и продуктов детского творчества);

методы экспериментального исследования (анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент);

методы изучения результатов исследования (квалиметрия, количественный и качественный анализ результатов исследования, метод математико-статистической обработки).

Базой исследования явились средние общеобразовательные школы городов Брянска и Трубчевска.

Исследование проводилось на протяжении 1999-2003 гг. в три этапа: -1 этап (1999 - 2000 гг.) - анализ теории и практики формирования эстетической культуры школьников, разработка программы исследования;

- II этап (2000 - 2001 гг.) - изучение состояния сформированности эстети
ческой культуры у младших подростков (проведение констатирующего экспе
римента);

- Ill этап (2001 - 2003 гг.) - проведение формирующего эксперимента,
анализ, обобщение и оформление материалов и результатов исследования (под
готовка научно-методического пособия, участие в работе научно-практических
конференций и семинаров, написание текста кандидатской диссертации).

Научная новизна исследования:

- с позиций культурологического и личностно-деятельностного подходов
уточнена сущность и структура эстетической культуры личности;

- обоснована модель процесса формирования эстетической культуры
младших подростков, определены критерии и показатели ее сфомированности;

раскрыты содержательные (по целям, задачам, структуре) и функциональные (по видам деятельности, способам и приемам деятельности учащихся) возможности творческих проектов эстетической направленности;

определены психолого-педагогические условия формирования эстетической культуры учащихся в процессе выполнения творческих проектов.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении психолого-педагогических условий формирования эстетической культуры младших подростков в процессе выполнения творческих проектов по художественно-эстетическим предметам.

Практическая значимость исследования:

создана научно обоснованная методика выявления уровней сформиро-ванности эстетической культуры младших подростков;

разработан и апробирован банк творческих проектов по художественно-эстетическим предметам для учащихся младшего подросткового возраста;

подготовлено и издано научно-методическое пособие для учителей и студентов педагогических образовательных учреждений по рассматриваемой проблеме;

результаты исследования могут быть использованы в подготовке учителей к руководству творческой проектной деятельностью эстетической направленности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивают: надежность теоретико-методологических оснований, многообразие методов исследования, репрезентативность опытно-экспериментальных данных, сочетание количественного и качественного анализа, внедрение результатов исследования в практику.

На защиту выносятся:

  1. Уточненное понятие эстетической культуры личности как интегрального компонента базовой культуры личности, проявляющегося в уровне сформи-рованности эстетического отношения к окружающей действительности, способностях и потребностях личности воспринимать, чувствовать, оценивать и преобразовывать эту действительность и самого человека «по законам красоты».

  2. Модель процесса формирования у младших подростков эстетической культуры, включающая в себя: цель, задачи, условия, содержание, деятельность субъектов, средства, формы, методы и результат.

  3. Способы и приемы педагогического взаимодействия субъектов по каждому этапу выполнения творческих проектов по художественно-эстетическим предметам: организационно-подготовительному (исследовательскому), технологическому и заключительному.

  4. Методика выявления уровней сформированнности у младших подростков эстетической культуры в процессе выполнения творческих проектов (комплексный опросник, экспресс-анкета, квалиметрия, методика выявления уровней эстетического восприятия, эстетических чувств, способности к эстетическим суждениям, изучение продуктов детского творчества, рисуночный тест Р. Торренса, защита проектов, количественный и качественный анализ изменения уровней сформированности эстетической культуры).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась путем разработки и внедрения в школьную практику творческих проектов в качестве средства формирования эстетической культуры младших подростков. Основные положения диссертации обсуждались на педагогических советах школы

10 № 54 г. Брянска, заседаниях кафедры общей и профессиональной педагогики Брянского государственного университета, следующих конференциях:

региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы комплексного психолого-медико-социального сопровождения развития личности ребенка». - г. Брянск, 5-7 декабря 2001 г.;

восьмой международной научно-практической конференции преподавателей общеобразовательных, профессиональных учреждений, аспирантов, студентов «Совершенствование образовательного процесса как социально-педагогическая проблема». - г. Брянск, 19-20 апреля 2001г.;

третьей региональной научно-практической конференции-ярмарке «Новые идеи, технологии, инвестиции». - г. Брянск, 29 ноября 2001 г.;

научно-практической конференции «Гражданское общество и политическая система открытого для всех Союза России и Беларуси». - г. Брянск, 29 января 2002 г.;

- седьмой межрегиональной научно-практической конференции «Акту
альные проблемы непрерывного технологического образования». - г. Шад-
ринск, 26 марта 2003 г.;

- международной научно-практической конференции «Технолого-
экономическое образование: состояние, проблемы, перспективы». - г. Брянск,
12 марта 2003 г.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Она содержит 155 страниц, 36 таблиц, 11 рисунков.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, теоретико-методологическая основа, методы исследования, показаны научная новизна и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту, даны сведения об этапах и апробации материалов исследования.

В первой главе раскрыты теоретические предпосылки формирования эстетической культуры младших подростков.

Во второй главе освещены ход и результаты исследования эффективности формирования у младших подростков эстетической культуры в процессе выполнения творческих проектов.

В заключении излагаются общие выводы, формулируются научно-методические рекомендации.

Список литературы включает 179 наименований.

В конце работы представлено 7 приложений.

Сущность и структура эстетической культуры личности

Эстетическая культура - сложное и многогранное явление, представляющее собой одну из основных составляющих общей культуры социума и, одновременно, аспект каждой из этих составляющих. Это объясняет множество подходов к научному толкованию данного понятия.

Впервые термин «эстетическая культура» употребил Ф. Шиллер в своей работе «Письма об эстетическом воспитании человека». Он трактовал этот феномен как высший уровень развития культуры, который только и может обеспечить целостность личности, не разделяя ее на разные культурные слои: политическую, правовую, экономическую, нравственную, экологическую, художественную и другие культуры [168, с. 11]. В дальнейшем в специальной литературе и педагогических исследованиях предпочтение отдавалось термину «эстетической воспитание», в содержание которого включалось развитие составных компонентов эстетической культуры.

Развиваясь на стыке общественных наук, теория эстетического воспитания являлась предметом размышления многих видных философов, педагогов, психологов прошлого. Их взгляды являются основой для многих современных исследований по данной проблеме. Рассмотрим некоторые из них.

Характерный для античности синкретизм сознания проявлялся в основной цели античного воспитания - гармоническом развитии личности и направлении ее ко всему доброму и прекрасному. В единстве нравственного и прекрасного заключался смысл особой категории античности - «калокагатии». По словам Платона, большое внимание необходимо было уделять воспитанию эстетически развитой и активной личности, способной строить свою жизнь гармонично и нравственно. Главное средство, в этом процессе философ видел в эстетическом опыте подрастающего поколения [107]. Знаменитый чешский педагог Я.А. Коменский отмечал, что эстетическое воспитание является базой для освоения ребенком окружающего мира, и осуществлять его необходимо на всех возрастных этапах развития школьника.

Многим аспектам эстетического воспитания были посвящены труды отечественных мыслителей и педагогов 19 века: В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского.

Наиболее системно и в полной мере идеи эстетического воспитания рассматривались в теоретических трудах и реализовывались в практической деятельности отечественных педагогов 20 века. В «Основных принципах единой трудовой школы» и других работах А.В. Луначарский впервые в советской педагогической науке проанализировал процесс эстетического воспитания. Он выделил следующие этапы: «предэстетический» (формирование способности к простейшему эстетическому восприятию цвета, формы, звука, ритма и т.д.), «эстетический» (развитие способности к эстетическим суждениям), «мировоззренческий» (формирование ценностного эстетического отношения к миру).

Проникновение эстетического начала во всю жизнедеятельность ребенка - один из основных аспектов педагогической деятельности СТ. Шацкого и В.Н. Шацкой. Их программа всеобщего музыкального образования была направлена на формирование у воспитанников художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное, развитие потребности и активности в эстетическом преобразовании окружающего мира. Кроме того, музыкальное просвещение, по словам В.Н. Шацкой, способствует пониманию особенностей содержания других областей искусства [158, с. 15].

Идея о необходимости эстетического воспитания нашла свое яркое воплощение в педагогической практике и сочинениях В.А. Сухомлинского. Особое внимание видный педагог уделял развитию у детей способности к активному восприятию прекрасного, тонкости эстетических переживаний и эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру и себе. Он писал: «Красота - это кровь и плоть человечности, добрых чувств, сердечных отношений... могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства» [141, с. 352; 142, с. 52].

В психологической науке теория эстетического воспитания в основном рассматривалась в двух аспектах: психологические основы художественного творчества (А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Теплов и др.) и психология эстетического восприятия (Л. Выготский, А.Н. Малюков, П.М. Якобсон и др.).

Для нашего исследования важными являются взгляды ученых на определяющую роль искусства в процессе эстетического воспитания. Так, например, раскрывая роль искусства в психологической жизни человека, Л.С. Выготский сравнивал нервную систему индивида со станцией, к которой ведут несколько путей, а отходит только один. Это говорит о постоянном напряжении психики личности, вызванном невозможностью реализации его потенциальных чувств, переживаний, поступков. Искусство, по мнению психолога, является тем средством, которое снимает подобное напряжение, уравновешивает организм со средой [26, с. 279]. Ю. Борев отмечает: «Искусство - ядро и генеральное средство эстетического воспитания». Оно решает многие задачи: гедонистические, компенсаторные, просветительно-эвристические, ценностно-ориентационные, креативные, артистические [16, с. 480].

В последние десятилетия в связи с усилением тенденции применения культурологического подхода в педагогике активно разрабатывается проблема не столько эстетического воспитания, сколько формирования эстетической культуры личности. Рассмотрим основные подходы к определению ее сущности и структуры.

Начиная с шестидесятых годов XX века, к проблеме исследования отдельных аспектов эстетической культуры обратились многие отечественные ученые: А.И Буров, М.А. Верб, М.П. Гальперин, С.С. Гольдендтрихт, Е.В. Квятковский, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, Ю.А. Лукин, В.М. Муриан, В.К. Скатерщиков, Г.Ф. Сунягин, и др. [17, 21, 32, 78, 95,119, 133,170, 172]. Одну из первых дефиниций эстетической культуры дал Г.Ф. Сунягин, определив ее как «систему средств и продуктов, с помощью которых человек осваивает мир» [170, с. 5].

Более конкретное определение предложено Н.И. Киященко и Н.Л. Лей-зеровым: «Эстетическая культура - совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в соответствии с эстетическими представлениями своего времени и продолжающих служить ему в другие времена. .. .вся сфера материализации способностей человека осваивать и преобразовывать природу и общественную жизнь «по законам красоты»» [169, с. 38].

Формирование эстетической культуры у младших подростков как педагогически организованный процесс

В педагогике под формированием понимается «процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности и, в связи с этим, изменение внешних проявлений (формы) личности, благодаря которой она существует для других людей» [113, с. 445-446].

Таким образом, процесс формирования эстетической культуры личности включает в себя: - постоянное изменение и развитие ее структурных компонентов, отраженное в новом уровне и качестве сформированности эстетической культуры, и как следствие, изменение эстетического отношения личности к действительности; - воздействие на эстетическое развитие личности многообразных природных и социальных факторов, включая и педагогические. По мнению М.С Кагана, на процеср формирования культуры личности вообще и ее эстетической культуры в частности, оказывают воздействие следующие концентрические сферы: - стихийное, непреднамеренное влияние на человека условий его жизни, окружающей среды, обстоятельств его повседневного быта; - целенаправленное влияние на личность родителей и учителей с целью формирования ее по определенной модели; - самовоспитание личности, которое становится возможным лишь в определенном возрасте на основе сравнительно высокого интеллекта и воли [53]. Следовательно, наиболее активно и целенаправленно эстетическая культура учащихся формируется в педагогически организованном процессе школы.

В педагогической литературе принято считать, что эстетическая культура есть результат эстетического воспитания [56, с. 11; 18, с. 20]. Данный подход, на наш взгляд, не совсем верен, так как исключает из процесса формирования эстетической культуры такой важный элемент как обучение. Рассмотренная нами в первом параграфе структура эстетической культуры личности включает в себя наравне с другими и когнитивный компонент. Эстетический кругозор, взгляды, убеждения, вкусы, идеал во многом развиваются именно благодаря процессу обучения. Таким образом, эстетическая культура школьника - это результат воспитания и обучения, представляющих собой взаимосвязанные компоненты педагогически организованного процесса.

Педагогический процесс - это целостная система, состоящая из множества взаимосвязанных структурных компонентов. Среди них П.И. Пидкасистый выделяет: цель, деятельность преподавания, деятельность учения, содержание учебного материала, методы, средства, организационные формы обучения и результат [113, с. 159]. По мнению группы авторов под руководством В.А. Сла-стенина, основой педагогического процесса является «специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников .. .по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания...с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии» [134, с. 512].

Рассмотрим основные компоненты системы формирования эстетической культуры учащихся младшего подросткового возраста.

Одним из системообразующих элементов педагогически организованного процесса является цель. Общая цель рассматриваемого процесса заключается в достижении высокого уровня гармоничного развития всех компонентов эстетической культуры учащихся, который бы стал базовой основой для их дальнейшего эстетического самосовершенствования.

Эстетическая культура имеет свою динамику развития. Каждый школьный возраст является сензитивным периодом для формирования тех или иных компонентов эстетической культуры. Соответственно, на каждом возрастном этапе школа ставит ведущую задачу, отражающую доминирующую тенденцию в эстетическом развитии личности. Рассмотрим эти этапы и соответствующие им задачи эстетического развития школьников.

Младший школьный возраст - это период становления и развития многих психофизиологических и социальных свойств личности. Это начало долгого пути в научном познании окружающей жизни, ее закономерностей. Пока же постижение ребенком действительности происходит в основном на основе сенсорного и эмоционально-чувственного восприятия. Это обусловлено доминированием в психике младшего школьника эмоциональной отзывчивости, высокой чувственности, образности мышления, в котором преобладает логика восприятия.

В младшем школьном возрасте ребенок усваивает множество сенсорных эталонов, с помощью которых человечество упорядочило все многообразие цветов, форм, звуков окружающего мира. Младшие школьники любят всматриваться в изображения, вслушиваться в звучание - ведь это рассказы о жизни, которую они постигают. Высокое сенсорное развитие необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Богатое воображение, характерное для младшего школьника, благодаря обучению становиться более содержательным, оснащенным знаниями законов окружающего мира,.

В этот же период школьник учиться эмоционально-ценностному отношению к окружающему миру. Внутри и по поводу учебной деятельности развиваются новые грани чувств ребенка. В процессе освоения новых знаний, слушании сказок и рассказов в исполнении учителя, созерцания явлений природы или рассматривания иллюстраций, учащийся усваивает не только информацию, но и ее оценку взрослыми [94, с. 277-278, 318].

Таким образом, основная задача эстетического развития младшего школьника заключается в формировании способности к эстетическому восприятию, развитии эмоционально-чувственной сферы, эстетической культуры, которые дают основу для формирования на следующих возрастных этапах эстетического вкуса, эстетического кругозора, интереса и потребности в эстетической деятельности.

Подростковый возраст представляет собой переход от специфических детских образований к новым психофизиологическим особенностям взрослеющей личности. Формирование эстетической культуры подростков происходит в тесной связи с этими новообразованиями. Младший и старший подростковый возраст имеют множество общих черт, поэтому мы их рассматриваем во взаимосвязи.

Одна из основных характеристик подростков - это познавательная активность и любознательность. Глубина и объем знаний является тем существенным критерием, с помощью которого учащиеся подросткового возраста оценивают себя и окружающих. Устойчивый интерес к учебе, различным аспектам науки, техники, культуры и искусства проявляется в стремлении к самостоятельному приобретению научных и художественных знаний и умений за пределами школы. Этому способствует становление теоретического мышления, связанного со способностью устанавливать максимальное количество смысловых связей, анализировать содержание, логику построения изучаемого материала, выделять в нем существенное [94, с. 359].

Следовательно, рассматриваемый возрастной период благоприятен для активного накопления художественно-эстетических знаний, расширения эстетического кругозора, наиболее полно и адекватно отражающих эстетическую действительность.

Необходимо отметить, что развитие когнитивной сферы тесно связано с процессом восприятия и сопровождающими его эмоционально-чувственными переживаниями. В целом эстетическое восприятие в подростковом возрасте становится более интеллектуализированным. Но его, как и другие процессы, характеризует противоречивость. Оно может быть как многосторонним и тонким, так и поверхностным, созерцательным, случайным. Учащихся 11-12 лет все чаще привлекают и вызывают у них эмоциональный отклик эстетические явления окружающей действительности. По мнению П.М. Якобсона, эстетического восприятие младших подростков опирается на более совершенный опыт в различении качества и свойства объектов, пропорциональности и непропорциональности их строения, способности откликаться на прекрасное в природе, жизни, искусстве [177].

Изучение состояния сформированности эстетической культуры младших подростков

Чтобы формировать эстетическую культуру учащихся 5-7 классов на научной основе, необходимо знать состояние ее сформированности на данном возрастном этапе.

В соответствии с выработанными нами критериями и показателями сформированности у младших подростков эстетической культуры мы разработали комплексный опросник с элементами теста (КО) (см. приложение 1). Содержащиеся в комплексном опроснике вопросы и задания составлены по каждому критерию и большинству показателей, что позволяет дать подробную качественную характеристику эстетического развития учащихся. Но, данный метод исследования является Недостаточно эффективным при изучении таких показателей, как: способность испытывать разнообразные эстетические чувства, сенсорная культура, способность к эстетической оценке и суждениям, способность к творческому восприятию в совокупности с воображением, сфор-мированность умений и навыков художественно-эстетической деятельности, способность создавать художественные образы. Для изучения этих качеств мы использовали следующие методы исследования: экспертная оценка сочинений, основанных на восприятии, сравнении и анализе учащимися произведений искусства и культуры (см. приложение 2); экспертная оценка продуктов детского творчества; рисуночный тест Торренса (см. приложение 3).

В качестве независимых экспертов в нашем исследовании выступали -один доктор педагогических наук, два кандидата педагогических наук, пять учителей художественно эстетических предметов. Оценка детских работ производилась по пятибалльной системе.

Полнота эстетических знаний включает в себя знание видов, жанров искусства, выразительных средств каждого из изучаемых искусств, знание основных имен, произведений, событий в сфере искусства и культуры. Как видно, высокий уровень знаний в области искусства имеют только 8% учащихся 5-7 классов. Довольно большой процент школьников (37%) почти не имеют эстетических знаний. Настораживает то факт, что к седьмому классу количество таких учащихся не уменьшается, а увеличивается до 41%. Здесь налицо противоречие между потенциально большими возможностями и потребностями данного возраста в приобретении знаний и уровнем их сформированности. Это можно объяснить как отсутствием у учащихся интереса именно к знаниям в области искусства и культуры, так и низким уровнем или неэффективными методами преподавания искусства в школе.

Положительная тенденция увеличения к 7 классу числа учащихся с полноценными художественно-эстетическими знаниями (от 5% до 10%) объясняется скорее частным интересом отдельных учащихся к определенному виду искусства или творчества.

Способность учащихся к эстетической оценке и суждениям мы определяли с помощью дополнительной методики (см. приложение 2), которая также подтверждает низкий уровень развития когнитивного компонента эстетической культуры. Анализ работ показал, что 53% учащихся не способны высказать свое мнение по поводу эстетической значимости воспринятого произведения искусства. Это может быть обусловлено плохим качеством эстетических знаний учащихся.

Эти данные подтверждают результаты экспертной оценки сочинений учащихся. Им было предложено прослушать четыре разнохарактерных музыкальных произведения. По окончании прослушивания учащиеся описывали свои впечатления и ощущения по поводу воспринятых произведений.

Наиболее полно, образно и адекватно прослушанному материалу описали испытанные эмоционально-чувственные переживания 27% школьников. Описали несколько эмоциональных оттенков и недостаточно полно раскрыли эмоционально-образный строй прослушанных произведений 43% учащихся. 30 % учащихся показали низкий уровень эмоциональной отзывчивости.

В силу того, что младший подростковый возраст сензитивен для проявления эмоционально-чувственных переживаний, в том числе и эстетических, и для формирования богатого эмоционального мира, эти данные вносят некоторое противоречие. То, что четвертая часть опрошенных учащихся имеет низкий уровень развития эмоционально-чувственной сферы, говорит о недостаточном уделении педагогами внимания формированию способности к разнообразным эстетических эмоционально-чувственным переживаниям.

Таким образом, большинство младших подростков испытывает интерес к сфере художественно-эстетического творчества. На первом месте оказывается изобразительная деятельность, что подтверждает теорию ведущего вида эстетической деятельности С.Л. Рубинштейна. Так же младшим подросткам близко литературное творчество и участие в театрализованных действиях. Малый процент учащихся, интересующихся музыкальной деятельностью, объясняется необходимостью специальной музыкальной подготовки и обязательным наличием музыкальных способностей.

Учащиеся 5-7 классов в большинстве своем осознают необходимость существования красоты, общения с ней, преобразования окружающей действительности по законам красоты. Таких учащихся около 80%.

Обращает на себя внимание факт влияния социокультурной среды на формирование и удовлетворение эстетических интересов и потребностей школьников. Отсутствие в районах и сельской местности культурных учреждений, довольно бедная концертная жизнь, малый выбор источников информации об искусстве и культуре, нищая материальная база в образовательных учреждениях - все это не лучшим образом влияет на культурное становление подрастающего поколения провинциальной глубинки. Об это говорят следующие данные: (в % от общего числа опрошенных)

Как видно, подавляющее число опрошенных учащихся трубчевских школ (73%) не приобщаются к культурным ценностям. Те не менее, несмотря на малые возможности удовлетворения эстетических потребностей, при выборе вариантов проведения досуга 24% трубчевских школьников выбрали тот, в котором предусматривается посещение театра, концертов классической музыки и художественных выставок. При ответе на вопрос: «Без чего ты не мог бы обойтись в жизни?» - 35% учащихся школ Трубчевска выбрали театр, концерты и выставки. Налицо противоречие между возникающими эстетическими интересами и потребностями и возможностью их удовлетворения.

Изучение способности к творческому эстетическому восприятию осуществлялось с помощью методики, изложенной в приложении 2. В соответствии с ней учащиеся 5-7 классов были распределены на группы, соответствующих трем уровням восприятия, что видно из нижеследующей таблицы: (в % от общего числа опрошенных).

Педагогические возможности творческих проектов как средства формирования эстетической культуры младших подростков

Ведущая задача формирования эстетического воспитания и обучения учащихся 5-7 классов - это формирование потребностно-мотивационного компонента эстетической культуры, выраженного в интересах и потребностях в приобретении художественно-эстетических знаний и разнообразной деятельности по эстетическому преобразованию окружающей действительности. Как отмечалось ранее, все компоненты эстетической культуры личности, в том числе интересы и потребности формируются в основном в эстетической деятельности. Отсюда возникает необходимость активного включения в нее учащихся.

Любая эстетическая деятельность по своей сути творческая и преобразовательная. Одной из форм преобразовательной деятельности является творческая проектная деятельность. Она определяется как «интегративный вид деятельности по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной и имеющих личную или общественную значимость» [132, с. 123].

Существует диалектическая взаимосвязь эстетической и проектной деятельности школьников. Она состоит в следующем: 1) эстетический аспект присутствует в любом виде деятельности школьников: игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, профессионально-трудовой, коммуникативной, учебной, общественно-полезной, художественной; 2) проектная деятельность синтезирует в себе элементы всех выше перечисленных видов деятельности. Взаимосвязь эстетической и проектной деятельности графически представлена на рисунке 2.2.

Основными категориями в раскрытии сущности творческой проектной деятельности являются «творчество», «проект», «деятельность».

В психологическом словаре творчество определяется как «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей» [122, с. 393]. Для школьников результат творчества может иметь как объективный, так и субъективно значимый смысл. Главное здесь - это оригинальность и нестандартность в решении поставленных задач и достижении целей.

Термин «проект» означает прототип, идеальный образ, план, замысел предполагаемого или возможного объекта, состояния или действия. Процесс создания проекта называется проектированием [85, с. 18].

В психологии под деятельностью понимается «специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования» [101, с. 125]. Деятельность характеризуется предметностью и субъективностью. Эти качества проявляются в том, что объекты внешнего мира адекватно отражаются в сознании субъекта и непосредственно воздействуют на него лишь, будучи преобразованными в процессе деятельности.

В деятельности выделяются процессы опредмечивания и распредмечивания. При опредмечивании человеческие способности воплощаются в предмете деятельности. В процессе распредмечивания раскрываются сущностные силы человека посредством извлечения их из объектов действительности. Н.В. Ма-тяш раскрывает сущность этих процессов в связи с проектной деятельностью школьников: «проектная деятельность школьников способствует воплощению полученных ребенком в школе знаний в конкретном творческом проекте, выполняющем функции предмета деятельности, а действия, связанные с корректировкой и осмыслением собственной деятельности осуществляют процесс распредмечивания и раскрывают стоящие за созданным проектом конкретные усвоенные знания из различных областей, полученные внутри различных предметов, имеющих в традиционном обучении непроницаемые границы [86, с. 25].

Творческая проектная деятельность позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и воспитание учащихся, тем самым, обеспечивая целостность педагогического процесса. В процессе проектной деятельности у школь-ников развивается абстрактно-логическое мышление, наглядно-образная память, формируются высокие мотивы учения, общие и специальные способности, в том числе художественно-эстетические.

Психологическая динамическая структура проектной деятельности в области эстетического творчества включает в себя следующие компоненты:

- мотив: удовлетворение потребности в восприятии и создании прекрасного;

- цель: продукт проектной деятельности воплощенный в изделии, услуге, оформленном варианте исследования, обладающих объективной или субъективной новизной и имеющих эстетическую значимость;

- способ: совокупность действий, операций, методов и приемов эстетического преобразования предметов проектной деятельности;

- предметы: информация, предметы и явления окружающего мира, произведения искусства и т.п.;

- результат: изделие, украшение, оформление, исследовательские материалы, произведения искусства и др.

Проектная деятельность учащихся имеет своим содержанием и целью создание творческого проекта. Под учебным творческим проектом понимается «самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной и выполненное под контролем и консультированием учителя» [132, с. 132].

Выполнение проекта школьниками осуществляется на трех стадиях: организационно-подготовительной (исследовательской), технологической и заключительной. Рассмотрим содержание совместной деятельности учителя и учащихся по каждому этапу выполнения творческого проекта.

Таким образом, реализация метода проектов ведет к изменению роли учителя. Из носителя готовой информации он превращается в организатора познавательной и преобразовательной деятельности своих учеников, которая приобретает исследовательский, поисковый и творческий характер. Творческие проекты рассчитаны не только на вооружение школьников знаниями, но и на развитие самостоятельности мышления. Они должны соответствовать внутренним запросам (потребностям и интересам) учащихся, отвечать их стремлению к творческой самостоятельности, активности в познании, по сложности несколько превосходить внутренние силы школьников, что будет способствовать мобилизации их познавательных и творческих возможностей.

Оформительские (прикладные) проекты. Проекты этого типа направлены на формирование практических умений и навыков творческого преобразования окружающей действительности по законам красоты. В содержание данных проектов входит: литературное, художественное, музыкальное оформление учебных занятий и внеклассных мероприятий; составление коллекций по определенной тематике из произведений различных видов искусства и оформление их в интерьере класса или школы; разработка эскизов оформления классных аудиторий, фойе, предметов окружающей среды, объединенных одной стилистикой.

В процессе оформительской деятельности возникает необходимость обращения к выразительным средствам разных видов искусств. Это помогает в развитии у школьников целостного эстетического восприятия окружающей действительности, умения видеть и чувствовать образную и эмоциональную общность произведений музыки, литературы, изобразительного искусства, формирует интересы к эстетической деятельности и потребности в ней.

Похожие диссертации на Творческие проекты как средство формирования эстетической культуры младших подростков