Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиции татарской народной педагогики как средство формирования национального самосознания у учащихся-подростков Гизатуллина Наиля Мухаметовна

Традиции татарской народной педагогики как средство формирования национального самосознания у учащихся-подростков
<
Традиции татарской народной педагогики как средство формирования национального самосознания у учащихся-подростков Традиции татарской народной педагогики как средство формирования национального самосознания у учащихся-подростков Традиции татарской народной педагогики как средство формирования национального самосознания у учащихся-подростков Традиции татарской народной педагогики как средство формирования национального самосознания у учащихся-подростков Традиции татарской народной педагогики как средство формирования национального самосознания у учащихся-подростков Традиции татарской народной педагогики как средство формирования национального самосознания у учащихся-подростков Традиции татарской народной педагогики как средство формирования национального самосознания у учащихся-подростков Традиции татарской народной педагогики как средство формирования национального самосознания у учащихся-подростков Традиции татарской народной педагогики как средство формирования национального самосознания у учащихся-подростков
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гизатуллина Наиля Мухаметовна. Традиции татарской народной педагогики как средство формирования национального самосознания у учащихся-подростков : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 1999 236 c. РГБ ОД, 61:99-13/708-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы использования традиций татарской народной педагогики в формировании национального самосознания школьников

1.1. Генезис и современное состояние проблемы формирования национального самосознания личности школьника 14

1.2. Возможности традиций татарской народной педагогики в формировании национального самосознания школьников 34

1.3. Теоретические и организационно-педагогические основы управления процессом формирования национального самосознания школьников средствами традиций татарской народной педагогики 71

1.3.1. Приндипы управления процессом формирования национального самосознания подростков на основе традиций татарской народной педагогики 74

1.3.2. Обеспечение педагогического мониторинга в процессе формирования национального самосознания школьников средствами традиций татарской народной педагогики 83

1.3.3. Разработка программ использования традиций татарской народной педагогики в процессе формирования национального самосознания подростков 89

Глава II. Формы и методы формирования национального самосознания подростков средствами традиций татарской народной педагогики

2.1. Методы реализации программы формирования национального самосознания подростков средствами традиций татарской народной педагогики в дидактическом цикле 100

2.2. Формы и методы воспитания национального самосознания учащихся-подростков на основе традиций татарской народной педагогики во внеклассной деятельности 136

2.3. Взаимодействие школы и семьи в формировании национального самосознания подростков на традициях татарской народной педагогики 155

2.4. Огшггно-экспериментальная работа по формированию национального самосознания у учащихся- подростков средствами традиций татарской народной педагогики 166

Заключение 189

Библиография 197

Приложения 217

Введение к работе

Актуальность исследования. Социально-политическая ситуация в современном мире на исходе XX в. отличается углублением кризиса в области межнациональных отношений, ростом стремления наций к самоопределению, охране и возрождению своих этнических ценностей: национального языка, фольклора, традиций, обычаев и т.д. Содействие на уровне государственной культурной политики дальнейшему развертыванию этнических процессов в России вполне созвучно ее демократизации и гуманизации, так как оно означает создание наилучших условий для свободного развития личности, исключающих унифицированный стиль в ее духовном становлении. Важно отметить, что организуемые меры, направленные на поддержку национальных начал в личности, в том числе и самосознания, не должны сводиться лишь к деятельности по охране разнообразных памятников и художественных образцов, в которых материализована та или иная культура. Еще важнее сохранять в живой памяти народа ее духовное содержание: идеалы, нравственные ценности, особенности национального характера. В свете сказанного особое значение в воспитательной системе школы приобретает задача формирования национального самосознания учащихся, в процессе решения которой и воспитывается осознанно эмоционально-ценностное отношение к истории и культуре своего народа, а сама личность становится носителем и продолжателем этой культуры.

Проблема формирования национального самосознания личности изучается учеными давно, однако особенно активно она стала исследоваться именно в последние годы. Это связано с общей тенденцией развития современного российского образования в направлении углубления его регионализации.

Глубокому анализу была подвергнута проблема формирования национального самосознания педагогами-исследователями в разработке ее

5 концептуальных основ, а также в представлении конкретных путей

формирования данного качества личности в воспитательной системе

национальной школы (Д.В. Вилькеев, Г\В. Мухаметзянова,

Ю.С. Тюнников, Г.Ф. Хасанова, Ф.Ф. Харисов и др.). Особенно

актуальным является вопрос о педагогических средствах, которые

позволяют результативно решать вопросы формирования национального

самосознания школьников.

В частности, P.P. Муниров, Р.А. Низамов, Г.А. Петрова, Ф.А. Фаткуллина и др. считают важным особое внимание уделять способам, методам и опыту краеведческой работы как средству развития национального самосознания школьников. Другими исследователями подчеркивается значимость специально организованной внеклассной и внешкольной воспитательной работы как эффективного средства формирования этого качества личности (Ф.Ф. Харисов.). Как самостоятельное средство решения данной педагогической задачи следует рассматривать, как считает Л.А. Харисова, возможности дисциплин гуманитарно-обществоведческого цикла. В исследовании Г.Ф. Хасановой в качестве основного источника развития национального самосознания учащихся школ выделяется национальная культура в целом во всем богатстве ее духовных возможностей.

Значительный вклад в понимание проблемы формирования национального самосознания личности с точки зрения ее взаимосвязанности с возможностями этновоспитания внесен В.Ф. Афанасьевым, Г.Н. Волковым, Р.А. Измайловым, З.Г. Нигматовым, Я.И. Ханбиковым и др.

Продолжая дальнейшее исследование проблемы формирования национального самосознания школьников, можно выделить следующие актуальные, на наш взгляд, направления педагогического поиска:

Выявление эффективных педагогических средств стимулирующих процесс формирования национального самосознания учащихся. В

6 качестве такого средства в исследовании рассматриваются традиции

татарской народной педагогики.

Проведение тщательного обоснования организационно -педагогических основ решения поставленной проблемы, а именно: сквозь призму регионально-культурологического подхода при котором максимально учитываются особенности определенной этнической среды.

Выделение в качестве значимой позиции данного исследования положения об особой актуальности формирования национального самосознания средствами традиций татарской народной педагогики у учащихся подросткового возраста. В прежних исследованиях народно-педагогические средства воспитания чаще рассматривались по отношению к детям дошкольного и младшего школьного возраста.

Преодоление регламентированного подхода к использованию возможностей традиций татарской народной педагогики лишь в одном звене педагогического процесса: либо во внеклассной работе, либо в преподавании отдельных учебных предметов, что снижает достигаемые результаты. В процессе формирования национального самосознания подростков, несомненно, необходим целостный, системный подход, охватывающий всю воспитательную систему школы в единстве всех ее компонентов: воспитание в процессе учебной деятельности, воспитание во внеурочное время и воспитание через организацию взаимодействия школы и семьи.

Таким образом, изучение состояния разработанности проблемы формирования национального самосознания учащихся в педагогической теории, а также опыта ее решения в школьной практике, показали, что назрела явная необходимость в более тщательной разработке программы целенаправленного использования в этом процессе традиций татарской народной педагогики. Этот вопрос нуждается как в теоретическом обосновании, так и в нахождении эффективных технологических решений

7 на основе целостного, системного подхода. Отсюда проблема

исследования была сформулирована следующем образом: каковы теоретические и организационно-педагогические основы и технология реализации возможностей традиций татарской народной педагогики в процессе формирования национального самосознания учащихся-подростков.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы формирования национального самосознания учащихся-подростков в воспитательной системе школы средствами традиций татарской народной педагогики.

Объект исследования - использование педагогического наследия татарского народа в воспитании учащихся.

Предмет исследования - процесс формирования национального самосознания подростков на традициях татарской народной педагогики.

В основу исследования положена гипотеза: процесс формирования национального самосознания подростков средствами традиции татарской народной педагогики будет результативным, если:

будет выявлен воспитательный потенциал традиций татарской народной педагогики и реализован в его полном объеме;

определены теоретические и организационно-педагогические основы управления процессом формирования национального самосознания на традициях татарской народной педагогики, выраженные в категориях «принципы», «педагогический мониторинг*, «программы»;

разработана технология (формы и методы) и дано теоретическое и практическое обоснование целенаправленного применения традиций татарской народной педагогики как средства формирования национального самосознания подростков во всех звеньях воспитательной системы школы: дидактическом цикле, сфере внеклассной деятельности, подсистеме семейного воспитания.

8 Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили следующие

его задачи:

  1. Выявить воспитательный потенциал и возможности использования традиций татарской народной педагогики как средства формирования национального самосознания учащихся - подростков;

  2. Охарактеризовать теоретические и организационно-педагогические основы управления процессом формирования национального самосознания учащихся-подростков на основе традиций татарской народной педагогики;

  3. Разработать, обосновать и экспериментально проверить содержание и технологию формирования национального самосознания у подростков средствами традиций татарской народной педагогики в каждом из звеньев воспитательной системы школы (дидактическом цикле, сфере внеклассной деятельности, подсистеме семейного воспитания).

Методологической основой исследования выступили идеи и положения о роли деятельности в развитии личности; системно-структурный, личностно - деятельностный подходы к процессу изучения личности и организации педагогического процесса в школе; идеи К.Д. Ушинского о роли народного духа, народной педагогики как нравственной основы личности; положения о роли национальной культуры, фольклора для воспитания подрастающих поколений (К. Насыри); концепции гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания (Ш.А. Амонашвили, Р.А. Валеева, В.П. Зинченко, Г\В. Мухаметзянова, ЗТ. Нигматов, Е.Н. Шиянов и др.); положение об огромном воспитательном потенциале народного творчества и народной педагогики (Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, И.Я. Ханбиков и др.).

Применялись следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы по использованию педагогического наследия в воспитании учащихся; метод педагогического моделирования; изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта,

9 педагогическое наблюдение; методы педагогического измерения

(анкетирование, интервьюирование, тестирование); изучение и

сопоставительный анализ учебно-программной документации (учебных

планов, программ, учебников для татарских школ); педагогический

эксперимент.

База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в школах п.Кукмор и Кукморского района (Псякской, Березнякской, Яныльской, Байлангарской, Большекукморской), п. Арск и Арского района (Нижнеметискинской, Казанбашской). Всего в эксперименте участвовало 1495 подростков (в контрольных группах - 739, в опытных -756 учеников), 135 учителей, 150 родителей.

Исследование проводилось в три этапа с 1988 по 1998 годы.

Первый этап (1988-1991) включал проведение теоретического анализа философской, историко-этнографической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; организацию экспертной оценки школьных учебников, пособий, учебных программ для татарских школ; изучение состояния проблемы в практике работы национальных школ Республики Татарстан, что позволило определить теоретические основы исследования.

Второй этап (1992-1995) состоял в осуществлении поискового эксперимента на базе ряда школ Республики Татарстан, в ходе которого уточнялась и совершенствовалась разработанная в исследовании экспериментальная программа формирования национального самосознания подростков на основе использования традиций татарской народной педагогики. На данном этапе были разработаны авторские программы «Изучение татарской культуры, формирование национального самосознания в 1-11 классах», методическое пособие «Изобразительное искусство в 5-7 классах», программа кукольного театра; программа изучения татарской народной педагогики для классных руководителей 5-

10 11 классов и ряд программ по учебным предметам с введением

регионально-национального компонента.

Одновременно на этом этапе разрабатывалась технология и методики педагогического мониторинга подростка, для чего были подготовлены анкеты для проведения срезов уровней сформированное национального самосознания подростков, разработаны методические рекомендации по осуществлению системы учебно-воспитательной работы в экспериментальных классах. Результаты, полученные на данном этапе, позволили сформулировать основную гипотезу исследования.

Третий этап (1995-1998) являлся этапом формирующего эксперимента, на котором была проведена апробация разработанной системы работы в ее полном объеме. Эксперимент был организован с широким привлечением учителей-экспериментаторов, классных руководителей базовых экспериментальных школ. Он позволил на достаточно широком материале тщательно проверить практическую приемлемость предложенной технологической системы использования народных традиций в воспитании национального самосознания у подростков. По ходу работы проводилось регулярное снятие срезов уровня развития национального самосознания у подростков. Аналогичные срезы проводились и в контрольных школах. Сопоставление полученных данных позволяло нам судить с достаточной объективностью об эффективности предложенной в диссертации системы работы, внося при необходимости соответствующие коррективы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем:

уточнено определение понятия «национальное самосознание»;

выявлен воспитательный потенциал и возможности использования традиций татарской народной педагогики как средства формирования национального самосознания учащихся-подростков, а именно:

раскрыты их воспитательные функции (мировоззренческая, ценностно-ориентационная, нравственно-регулятивная, коммуникативная, интегративно-коллективообразующая, эмоционально-стимулирующая, эмоционально-стабилизирующая и культурологическая);

подробно охарактеризован состав традиций татарской народной педагогики (по видам, форме, содержанию и ситуациям актуализации, по отнесенности к определенной сфере самореализации личности; по происхождению: исконные и производные);

- определены теоретические и организационно-педагогические
основы управления процессом формирования национального
самосознания подростков на традициях татарской народной педагогики

принципы (преемственности и непрерывности, системности, регионально-культурологический, технологический);

педмониторинг (критерии, уровни, диагностические методики);

программы (татарский язык и литература; география; изобразительное искусство, физкультура; интегративный учебный курс; родительский университет, «Неделя семьи» и др.).

- разработаны содержание и технология (формы и методы учебной и
внеклассной работы, семейного восгоггания) формирования
национального самосознания подростков на основе активного
использования воспитательных возможностей традиций татарской
народной педагогики в педагогическом процессе школы.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась опорой на методологию изучения проблемы формирования национального самосознания личности; совокупностью эмпирических и теоретических методов, соответствующих предмету, целям и задачам исследования; целенаправленным анализом массового и передового педагогического опыта по применению традиций народной педагогики при решении задачи формирования национального самосознания подростков;

12 многолетним практическим опытом работы автора в качестве учителя

общеобразовательной школы и заведующей районным методическим

кабинетом; результатами опытно-экспериментальной работы,

подтвердившими эффективность предложенной системы работы,

репрезентативностью выборки исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Ход и результаты докладывались на конференциях: Ш международной научно-практической конференции КГПУ «В будущее, сохраняя народные педагогические традиции» (Арск, 1996 г.); на республиканской научно-практической конференции «Школа и национальное согласие» (Казань, 1996 г.); на ІУ международной научно-практической конференции «Плюралистические подходы к использованию традиций народной педагогики» (Елабуга, 1997 г.); на научно-практической конференции «Региональные культурные традиции содержания образования» (Кукмор, 1997, 1998 г.г.), а также в выступлениях перед учителями и руководителями школ, на заседаниях методических объединений, педагогических советов школ и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно вооружает учителей научно обоснованной и практически востребованной воспитательно-образовательной программой и рекомендациями по формированию национального самосознания подростков на основе использования в этом процессе традиций татарской народной педагогики. Разработанные рекомендации могут быть использованы как основа организации системы воспитательной работы в национальной школе, а также частично в общеобразовательных школах любого типа; в курсах общей педагогики в педагогических учебных заведениях, на курсах повышения квалификации учителей;

13 На защиту выносятся:

- Обоснование воспитательных возможностей традиций татарской
народной педагогики как эффективного средства формирования
национального самосознания учащихся-подростков.

Теоретические и организационно-педагогические основы управления процессом формирования национального самосознания подростков с использованием традиций татарской народной педагогики.

Содержание и технология формирования национального самосознания подростков средствами традиций татарской народной педагогики в каждом из звеньев воспитательной системы школы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Генезис и современное состояние проблемы формирования национального самосознания личности школьника

На современном этапе общественного развития России чрезвычайно актуальное значение приобретает вопрос о достижении межнационального согласия между народами, проживающими на ее территории. К сожалению, в социальной практике развития страны в последние годы он решался весьма напряженно в условиях острых политических дискуссий, а порой и в форме силовых решений, что неизбежно связано с человеческими жертвами и огромными моральными потерями. Напряженная ситуация решения межнациональных проблем способна быть угрозой для безопасности жизни людей всего земного шара, как показывают события уходящего XX века.

Известно, что в программах всех национальных движений в числе ведущих называется идея борьбы за создание условий сохранения исконной культуры того или иного народа, ибо не секрет, что этот вопрос в историческом прошлом России (точнее СССР) решался весьма неудовлетворительно. Это выражалось, в частности, и в том, что формировавшаяся в течении десятилетий система народного образования с ее жесткой детерминацией содержания образования и воспитания не оставляла сколько-нибудь достаточного простора для сохранения и развития национальных языков и культурных традиций. Многие народы и народности России постепенно теряли свою культуру и национальные черты. Так появилось и поколение татар, как и других народов, потерявшее свой язык, обычаи, культуру и историю своего народа.

О том, что этот процесс имел трагическое, невосполнимое значение, почувствовалось после того, как была «удалена со своего постамента» коммунистическая идеология и массы народа погрузились в состояние мировоззренческой пустоты и отсутствия каких-либо духовных ценностей и идеалов. Пришло время восполнения этой пустоты, чем и объясняется появившийся огромный интерес людей к своему историческому прошлому, к утерянным национальным корням и культуре.

Все эти факторы и обусловили начавшиеся процессы возрождения национальной школы и постановку вопроса о необходимости развития регионально-национальной системы образования в Республике Татарстан.

Опыт прошлого показывает, что решение национальных вопросов и в социально-политической, и в культурной, и в образовательных сферах должно быть корректным, взвешенным и обрести правильные ориентиры. Следует отметить, что в прошлом стимулом к отстаиванию национальных корней в развитии личности часто становились националистические программы, защищавшие позицию исключительности, культуры данного народа, либо выступавшие как форма протеста против ущемления прав народа на полноценное развитие своей национальной культуры. Последнее в социально-политических условиях России, к сожалению, действительно имело реальную основу, причем, вплоть до последнего времени, о чем свидетельствуют недавние трагические события в судьбе отдельных народов России, причиной которых, несомненно, становились национальные проблемы.

Однако, наличие «шоковых» форм существования национальных идей в развитии общества является признаком его социально-политической и социально-культурной незрелости, но не должно говорить об их неплодотворности вообще.

Особенно это очевидно в решении вопросов воспитания подрастающего поколения. Современный учитель обязан приобщать учеников к истокам национальной культуры, так как без знания культуры своих предков, фольклора, национального искусства невозможно воспитать уважение к культуре и других народов, проживающих в России. Данная установка на воспитание подрастающей личности в народно-национальном духе, рассматриваемая в качестве незаменимой для ее полноценного развития, появилась не в сегодняшней педагогике. О необходимости учета национальных особенностей, традиций, обычаев как ведущего фактора воспитания детей писал еще К.Д. Ушинский. В частности, он подчеркивал, что если воспитание не хочет быть бессильным, оно должно быть народным и пронизано народностью. (220, с. 162). Знаменитый педагог неоднократно указывал, что не должно существовать единообразной системы воспитания для всех народов так как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив не был этот образец, точно также нельзя воспитать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать собственные силы (220,с. 163).

К.Д. Ушинский убедительно показал значение родного языка для развития умственных способностей. «Родной язык, - пишет он, - основа развития интеллекта, формирования эмоциональной сферы ребенка, становления творческой личности, способной создавать национальные и общечеловеческие культурные ценности» (221,с. 391). Это наилучшее средство познания истории народа, его духа, воспитания, любви и уважения к родному народу, чувство гордости за тот вклад, который он вносит в общечеловеческую культуру. Одновременно он является реальной основой полноценного интернационального воспитания, которое, будучи безнациональным, теряет смысл». Язык есть средство не только общения, но и накопления и хранения информации, полученной в результате общения. Чувство языковой общности перекликается с такими влияющими на национальное самосознание социально-психологическими образованиями, как гордость за свой народ, за его историю, как любовь к своему языку - признаку национальной солидарности.

Возможности традиций татарской народной педагогики в формировании национального самосознания школьников

Историко-педагогический анализ проблемы формирования национального самосознания личности и оценка ее современного состояния показали, что на данном этапе развития школы наблюдается всплеск интереса к ней как в педагогической науке, так и в воспитательной практике учебных заведений. Это связано с процессами гуманизации и демократизации образовательного процесса в школе, что предполагает создание условий саморазвития и самопроявления личности во всех ее сферах. Сфера национальной самоидентификации личности признается сегодня очень важной для ее духовного становления. Это и было показано в параграфе 1.1. Отсюда серьезного внимания заслуживает вопрос о путях, методах и педагогических средствах, с помощью которых можно осуществлять руководство процессом формирования национального самосознания учащихся.

Эта тема также нашла освещение и в научной литературе, и представлена в разных вариантах решения в педагогическом опыте.

В опыте советской школы задачи национального воспитания особо не выделялись и решались в рамках патриотического воспитания, где в понятие «любовь к Родине» входило многое и в том числе бережное отношение к памяти о своих предках, о своей родной земле, культуре и т.п. В плане педагогического руководства большое внимание уделялось организации краеведческой работы, что предусматривало организацию познания школьниками природы родного края, изучение его истории, искусства. В числе исследователей, обратившихся к решению исследуемой проблемы сквозь призму усиленного внимания к активному включению школьников в краеведческую деятельность, были P.P. Муниров, Р.А. Низамов, Г.А. Петрова, Ф.А. Фаткуллина и др., считавшие, что в рамках такой деятельности и создаются возможности развития этнического самосознания в личности.

Более четко и разнообразно стали решаться вопросы формирования национального самосознания учащихся в последние годы в связи с интенсивным развитием регионально-национальных локальных систем. Приоритеты были разными. Одни авторы считали важным пересмотреть и усовершенствовать содержание образования для усиления его потенциала в формировании этнического самосознания школьников, в особенности в процессе преподавания гуманитарных предметов в национальной школе (215. с.25).

Следует также отметить, что продуктивные подходы к формированию национального самосознания школьников были найдены в исследовании Ф.Ф. Харисова. Технология решения проблемы у данного автора основана на индивидуально- деятельностном подходе. Автор исходит из того, что стимулирование национальных начал в подрастающей личности способствует развитию ее индивидуальности. Эта задача должна осуществляться, прежде всего, через организацию интенсивной внеклассной и внешкольной деятельности (через коллективообразовательные процессы; досуговые центры, кружковые занятия, игры и т.п.). Это способствует глубоким процессам развития личности, делает ее активной в «потреблении» и усвоении национальных ценностей. (215, с. 32).

Оригинальное исследование проведено Г.Ф. Хасановой, которая ставит вопрос о «высшей точке» в формировании национального самосознания школьников - это создание человека национальной культуры (238, с. 8). Эту стратегию формирования национального самосознания школьников можно назвать культурологической, т.к. автор в качестве средства развития национальной личности рассматривает национальную культуру в целом.

Следует выделить еще одно направление эффективного решения задачи формирования национального самосознания учащихся - это активное использование арсенала разнообразных этнопедагогических средств. В связи с этим можно выделить довольно представительную группу авторов, увязывающих задачу формирования этнической культуры учащихся с использованием потенциала этнопедагогики и традиций народного воспитания (К.Ш. Ахияров, В.Ф. Афанасьев, В.И. Баймурзина,

Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов, Ш.А. Мирзоев, З.Г. Нигматов, Н.С. Сафаров, А.М. Сафин, М.М. Сгелмахвич, Я.И. Ханбиков, А.Б. Хузина и др.). В указанных работах рассмотрена сама система народной педагогики во всем многообразии ее возможностей и оценен характер ее взаимосвязи с научной педагогикой; проанализирована специфика ее влияния на развитие личности ребенка, преимущественно, раннего возраста.

Как известно, народная педагогика представляет собой кладезь разнообразных компонентов (фольклор, декоративно-прикладное искусство, традиции, обычаи и др.), каждый из которых может претендовать на самостоятельное место и играть особую роль в тех или иных отношениях. Проведенный нами покомпонентный анализ качественной специфики того или иного народно-педагогического средства, позволил прийти к выводу, что в процессе формирования национального самосознания школьников особенно значимым фактором способны выступать традиции народной педагогики.

Методы реализации программы формирования национального самосознания подростков средствами традиций татарской народной педагогики в дидактическом цикле

Известно, что процесс обучения заключает в себе большие воспитательные возможности как фактор всестороннего развития духовного мира личности. Воспитательные возможности могут быть заложены и в содержании и в методах обучения и организационных формах. Воспитательный потенциал обучения многообразен, но проявляет себя лишь в том случае, если учитель предпринимает специальные творческие усилия по перестройке в определенном направлении учебного материала и методов его предъявления либо в рамках одного учебного предмета, либо в целом комплексе учебных предметов. Во втором случае воспитательная эффективность учебного процесса значительно возрастает. В нашем исследовании мы постарались выявить проекцию на развитие национального самосознания учащихся с применением традиций татарской народной педагогики почти в каждом учебном предмете, что позволило рассчитывать на интеграционный результат в направленности всего дидактического цикла на решение весьма ценной личностно-образовательной задачи. Всестороннее наращивание уровня этнического самосознания подростков в информационно-познавательном плане предполагало расширение видения детей картины мира, начиная с родного очага, точнее, с истории и географии родного села, района, республики и кончая историей и географией других народов, стран, а также в постижении традиций татарского народа для представления достойного образа существования человека через изучение родного языка и литературы; традиций эстетического видения жизни в национальных канонах через предметы эстетического цикла и др. Все это вместе должно было создать почву для созидания целостного национального самосознания учащихся на основе дополнения их познавательного кругозора.

Исходя из целей целостного педагогического процесса были вычленены содержательные возможности отдельных предметов по формированию национального самосознания. Представим варианты реализации воспитательного потенциала традиций татарской народной педагогики по отдельным учебным предметам.

В предметах эстетического цикла формирование национального самосознания учащихся осуществляется: - путем нравственного просвещения учащихся через ознакомление с традициями татарского народа, а также с культурными традициями региона; - через активное применение на уроках искусства средств национального искусства и традиции эстетического содержания; - через воспитание интереса и любви к национальному искусству и народной музыкальной культуре; - через развитие у них на материале ознакомления с татарскими традициями творческих способностей, эстетических чувств, понимания прекрасного в народно-национальном представлении.

На уроках гуманитарных предметов ставились цели формирования национального самосознания учащихся посредством: - формирования у них основ творческого исторического мышления, базовых понятий национальной и региональной культуры; - формирования у учащихся ценностных представлений об образе жизни татарского народа, приобщения к его традициям и нравственным ценностям; - развития интереса к татарскому языку, фольклору и литературе; - развития самостоятельности мышления, творческой фантазии и художественного воображения на материале традиций татарской народной педагогики; - развития средствами литературы критичности мышления (самостоятельности суждений, способности отстаивать свое мнение), в том числе при обсуждении положений, вытекающих из народной мудрости, содержащейся в пословицах, сказках песнях и т.д.. - формирования приемов сопоставительного анализа родного и изучаемого иностранного языка, на лексических примерах, имеющих отношение к проблематике традиционной этнической культуры восгаггания; - приобщения учащихся к культурным ценностям татарского народа и достижениям общечеловеческой культуры. На уроках естественно-математического цикла формирование национального самосознания происходит через дифференциацию обучения и активное развитие творческих способностей на материале, отражающем традиции своего народа, стимулирующем поисковое мышление учащихся; - содержащим элементы народной педагогики (народная математика, народный фольклор, содержательно имеющий отношение к счету).

По предмету физической культуры воспитательный потенциал татарской народной педагогики проявлялся через: - использование татарских народных игр, народной медицины; - национальных видов спорта (курэш, поднятие гири, перетягивание каната и др.)

Формы и методы воспитания национального самосознания учащихся-подростков на основе традиций татарской народной педагогики во внеклассной деятельности

В формировании и развитии национального самосознания учащихся-подростков и в создании регионально-этнического пространства на базе воспитательной системы школы огромную роль может сыграть внеклассная деятельность, насыщенная разнообразными воспитательными делами, позволяющими реализовать воспитательный потенциал традиций татарской народной педагогики достаточно глубоко. С этой целью и были разработаны содержание, методы и организационные формы воспитательной работы в школе, направленные на формирование национального самосознания учащихся-подростков. Как мы подчеркивали ранее, это управляемый процесс, который обеспечивает корректировку всей деятельности коллектива школы в направлении формирования способностей индивидуального самовыражения личности ученика как носителя национальной культуры. Естественно, что в центре внимания оказывается сам ученик с его интересами, психикой, уровнем самосознания и национальной культурой. Через коллектив и внеучебную работу в сочетании с учебной работой, о которой речь шла в предыдущем параграфе, мы формируем человека с его индивидуально-личностным отношением к миру, к себе, к народу, его культуре. Педагоги, ведущие занятия в кружках, секциях, на классных часах, факультативах используют индивидуальные методы и приемы, и таким образом обеспечивается дифференцированное развитие творческих способностей учащихся. Программа внеклассной деятельности имела интегративный характер и по своей направленности являлась культурологической. Разработанная программа называлась «Изучение татарской культуры, формирования национального самосознания в 1-И классах в общеобразовательной школе" (подробно изложена в приложении 1). Программа была подготовлена с целью ознакомления учащихся с родным краем, его этнокультурой, татарскими народными традициями, нравственно-этическими нормами поведения, и предназначалась для воспитания бережного отношения к культурному наследию татарского народа и культуре других народов. Основными задачами программы являются: - развитие познавательных интересов учащихся, расширение во внеурочной работе их кругозора; пробуждение интереса к своему краю, его истории, традициям, культуре, желания еще больше узнать о жизни своего народа; - воздействие на эмоциональную сферу ребенка, на его чувства; возбуждение чувств удивления, восхищения, радости, гордости за достижения своего народа, его мудростью и талантом; - привитие учащимся определенных морально-этических норм, которые были сформированы в результате их многовекового развития в народе; - включение учащихся в практические виды деятельности, где учащиеся приобретают навыки умения в декоративно-прикладном искусстве, народных ремеслах, музыке, танцах играх, в различных жанрах народного фольклора; - пробуждение и развитие творческих начал в учащихся.

В основу построения программы был положен линейный и концентрический принцип, то есть обеспечивалось углубление и расширение изучаемого материала от класса к классу, с одной стороны, и возвращение к изученному ранее, но на более высоком уровне, с другой. Программа предусматривает в начальных классах изучение тем: "Родной дом", "Моя деревня", "Мои родственники и друзья". В 1 классе при изучении темы "Родной дом" основные цели: дать понятие о доме — усадьбе (йорт) - маленькой родине, жилище для семьи; привитие заботливого отношения к семье, дому; помощь в определении своего места в семье, доме; воспитание будущего хозяина своего дома, своей семьи.

Во 2 классе изучение темы "Моя деревня предусматривает цели: дать детям первоначальные географические и демографические сведения о родной деревне; воспитывать патриотические чувства к малой родине; помочь найти свое место в родной деревне, вносить посильный вклад в ее развитие. В 3 классе дети должны познакомиться со своими родственниками со стороны матери и отца, близкими родственниками, товарищами и друзьями, в результате чего воспитывается уважительное, почтительное отношение детей к родителям, родственникам и др. В 4 классе разрабатывается тема "Я среди людей", где ставится задача: научить школьников культуре поведения в обществе, в школе, дома с учетом национального этикета.

Похожие диссертации на Традиции татарской народной педагогики как средство формирования национального самосознания у учащихся-подростков