Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческих способностей подростков на основе художественных традиций педагогики карачаевского народа Богатырева Мелианат Халитовна

Развитие творческих способностей подростков на основе художественных традиций педагогики карачаевского народа
<
Развитие творческих способностей подростков на основе художественных традиций педагогики карачаевского народа Развитие творческих способностей подростков на основе художественных традиций педагогики карачаевского народа Развитие творческих способностей подростков на основе художественных традиций педагогики карачаевского народа Развитие творческих способностей подростков на основе художественных традиций педагогики карачаевского народа Развитие творческих способностей подростков на основе художественных традиций педагогики карачаевского народа Развитие творческих способностей подростков на основе художественных традиций педагогики карачаевского народа Развитие творческих способностей подростков на основе художественных традиций педагогики карачаевского народа Развитие творческих способностей подростков на основе художественных традиций педагогики карачаевского народа Развитие творческих способностей подростков на основе художественных традиций педагогики карачаевского народа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Богатырева Мелианат Халитовна. Развитие творческих способностей подростков на основе художественных традиций педагогики карачаевского народа : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Карачаевск, 2005 183 с. РГБ ОД, 61:06-13/53

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА 14

1.1 .Философские и социальные основы проблемы формирования творческих способностей школьников 14

1.2. Психолого - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ творческих способностей на традициях 44

1.3. Педагогический потенциал творческого наследия художников КЧР и традиций карачаевского народа 69

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 106

ГЛАВА II. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА ТРАДИЦИЯХ КАРАЧАЕВСКОГО НАРОДА 109

2.1. Художественные традиции карачаевского народа как средство формирования творческих способностей учащихся 109

2.2. Примерная методология организации и функционирования пришкольных изобразительных студий 128

2.3. Технологии формирования творческих способностей у учащихся в процессе обучения обязательной программе 138

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ: 168

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 170

БИБЛИОГРАФИЯ 173 

Введение к работе

Актуальность исследования. Этнорегиональная направленность российского образования требует своего теоретического и практического обеспечения, в связи с чем необходимо продолжать научные исследования в области этнокультурного наследия и этнопедагогики народов Российской Федерации, с целью определения наиболее эффективных форм и методов их трансляции в современный образовательный и учебно-воспитательный процесс.

Образование как воспитательный процесс, оказывающий во многом определяющее влияние на духовно-нравственное становление личности тем более эффективен, чем более он отвечает особенностям культурно-исторического становления и развития, а также сформировавшегося педагогического наследия данного этноса или региона.

История этнокультурного формирования и становления народов России, в частности народов Северного Кавказа достаточно четко раскрывает значение художественных традиций, как основного средства формирования и развития творческих способностей детей и молодежи. Народы Северного Кавказа, понимавшие наличие ремесленных, промысловых художественно-прикладных умений в человеке как одно из главных достоинств личности, составляющее достояние всей фамилии, села и, наконец, всего этноса сумели создать достаточно эффективную неформальную школу творческого развития личности, воспитавшую такие яркие таланты, как И. П. Крымшамхалов, К. Л. Хетагуров, X. Б. Крымшамхалов, Мусаясул, М. X. Чомаев, Б. М. Узденов, М. И. Хабичев, и т. д.

Причем, следует отметить, что творческая состоятельность человека находила свое выражение не только в ремеслах, прикладном искусстве и промыслах, но и в оригинальной организации традиционных для горцев форм хозяйства, народных спортивных играх и в военном деле.

К вопросам развития творческих способностей учащихся обращались в своей научной и педагогической работе многие отечественные и зарубежные педагоги, психологи, этнографы: Айбазова М.Ю., Айзенк Г., Амонашвили Ш.А., Анохин A.M., Богатырев Б.П., Богоявленская Д.Б., Богуславская И.Я., Буш Г.Я., Вавилин, В. Ф., Вагнер Г.К., Василенко В.М., Волков И.П., Воллах М., Гилфорд Дж., Державин В.Н., Джашакуев В.М., Додонов Б.И., Калмыкова З.И., Кестлер А., Койчуев А. А-Дж., Койчуева З.К., Кочетов А.И., Кудрявцев Т. В., Кузин B.C., Кюльпе О., Лавров Л. И., Ломов Б.Ф., Лощилин А.Н., Майданник И.А., Макарова К.А., Мальцмен И., Маслоу А., Матюшкин А.Я., Махмутова X. И., Некрасова М.А., Пономарев Я.А., Репин И. Е., Роджерс К., Ростовцев Н.Н., Салтыков А. Б., Сидорчук Т.А., Солдатова Е.Л., Спенс К.В., Стернберг Р., Тейлор К., Терентьев А. Е., Торренс Э., Уотсон Дж.Б., Шаповалов В. К., Шпенглер О. и др.

Трансляцию исторически сложившегося культурного наследия, художественных традиций в современный образовательный процесс необходимо осуществлять посредством наиболее передовых технологий, в том числе компьютерных, с тем, чтобы школьное образование обеспечивало наличие в воспитуемой личности присутствие этнокультуры и нравственности, наряду со знаниями в области современных производственных технологий и общемирового культурного наследия.

Этнорегионализация российского образования, достаточное теоретическое обоснование ее необходимости, исследования в области этнокультуры и этнопедагогики, народного искусства и промыслов, недостаточное обращение в учебной практике к воспитательному потенциалу творческого наследия мастеров изобразительного искусства народов Северного Кавказа, в частности Карачаево-Черкесии, недостаточный уровень работы по синтезу в педагогическом процессе достижений этнокультуры и современных компьютерных технологий обозначили имеющиеся в данной области противоречия между:

S относительно широкой теоретической исследованностью этнопедагогического и этнокультурного наследия и недостаточным уровнем внедрения результатов этих исследований в учебную практику;

S обширными и глубокими познаниями в области этнокультуры и недостаточной системностью, их творческой направленностью, часто фрагментарностью, технической необеспеченностью ее освоения; S потребностью в интенсификации процесса развития творческих способностей подростков на материале творчества мастеров изобразительного искусства, национального художественного наследия и почти полным отсутствием такой работы в подавляющем большинстве школ республики. Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность определили проблему исследования, которую мы связали с разрешением указанных противоречий - каким образом использование в процессе обучения художественных традиций карачаевского народа способствует развитию творческих способностей школьников среднего возраста.

Цель исследования: выявить наиболее целесообразные в современных условиях эффективные формы и методы организации педагогической работы по развитию творческих способностей подростков на основе художественных традиций педагогики карачаевского народа как составной части общей северокавказской художественной культуры. Объектом исследования является развитие творческих способностей учащихся-подростков средних образовательных учреждений и художественных школ.

Предметом — процесс развития творческих способностей подростков в общеобразовательных и художественных школах на основе использования художественных традиций карачаевского народа.

Гипотеза исследования: развитие творческих способностей подростков на основе использования художественный традиций карачаевского народа будет протекать успешно, если:

•S использован педагогический потенциал художественных традиций карачаевского народа и мастеров изобразительного искусства; S выявлены наиболее эффективные технологии формирования творческих способностей учащихся на основе достижений этнокультуры карачаевского народа; S определен уровень подготовленности учащихся по развитию творческих способностей подростков в общеобразовательной и художественных школах Карачаево-Черкесской республики; S раскрыты возможности современных компьютерных технологий в развитии творческих способностей подростков с помощью различных графических пакетов, на основе их свободного выбора учащимися; S разработана организационно-практическая программа по развитию творческих способностей подростков на основе достижений этнокультуры карачаевского народа. Задачи исследования:

Определить педагогический потенциал художественных традиций карачаевского народа и творчества мастеров изобразительного искусства, как средства развития творческих способностей подростков;

Раскрыть уровень эффективности работы по развитию творческих способностей учащихся в общеобразовательной школе и художественных школах Карачаево-Черкесской республики;

Выявить наиболее эффективные технологии формирования творческих способностей учащихся на основе художественных традиций и достижений этнокультуры, народного искусства и творчества мастеров изобразительного искусства карачаевского народа;

Определить пути и способы интеграции народного художественного наследия и современных компьютерных технологий в деле повышения уровня развития творческих способностей подростков;

Предложить программу наиболее эффективной организации и ведения работы по развитию творческих способностей подростков, основанную на результатах деятельности мастеров изобразительного искусства и традиций художественной культуры карачаевского народа. В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир - это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Гуманистическая ценностная ориентация, образно говоря, - «аксиологическая пружина», которая придает активность всем остальным звеньям системы ценностей. Ценностные характеристики относятся как к отдельным событиям, явлениям жизни, культуре и обществу в целом, так и к субъекту, осуществляющему различные виды творческой деятельности. В процессе творчества создаются новые ценные предметы, блага, а также раскрывается творческий потенциал личности. Следовательно, именно творчество создает культуру и гуманизирует мир. [118 С. 113-115] Общую методологию исследования составили аксиологический подход, где в качестве первостепенной задачи выдвигается удовлетворение национально - культурных потребностей населения, а в целом находят отражение культурологический и аксиологический подходы; философские идеи о природе познавательной и творческой деятельности; теория развивающего взаимодействия субъектов педагогического процесса; теория развития творчества, где между различными его видами существует тесная взаимосвязь, которая нашла наиболее убедительное истолкование в теории так называемых сензитивных периодов детского развития (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев).

Теоретическую основу исследования составили труды по проблеме становления и развития личности (Абульханова-Славская К.А., Асмолов А.Г., Божович Л.И., Буева Л.И., Григорьев СВ., Коган Л.Н., Котова И. Б., Муляр В.И., Недашковская М.А., Ноговицин О.М., Сластенин В. А., Слободчиков В. Г., Шиянов Е. Н. и др.); личностно-ориентированный подход, с использованием прогрессивных технологий (Айзенк Г., Голев А. Г.,Жарков В. А., Изосимова Л. М., Маслоу А., Роджерс К., Судникова Н. А., Храмцова Е. Н., Яковлев В. А. и др.); общая методология науки (Арабов И.А., Зинченко В. П., Ломов Б. Ф., Модзалевский Л. Н., Подласый И. П., Смирнов С. Д., Сорокин Б. Ф., Тахохов Б.А., Торосян В. Г. и др.); теория развивающего обучения (Быков 3. Н., Бюллер К., Воронов Н.В., Вульфов Б. 3., Крюков Г. В., Липман LLL, Минервин Г. Б., Филимонова Н. А., Холмянский Л. М., Шестопал Я.В. и др.); теория этнокультурного подхода (Айбазова М, Ю., Арабов И.А., Гуртуева М. Б., Койчуев А. А-Дж., Койчуев А.Д., Кущетерова Ф. Т., Микрюков А. И., Пазов СУ., Узденова СБ., Шаповалов В. К., Яковлев В.А. и др.); теории гуманистической педагогики (Амонашвили Ш. А., Виленский М. Я., Горностай П.П., Ильенков Э. В., Монтессори М., Тарасюк В.Н. и др.).

В решении поставленных в диссертации задач, были использованы следующие методы научного исследования:

•S теоретические - историко-этнографический, искусствоведческий, сравнительно-сопоставительный, логический анализ литературы в области искусствоведения, методики преподавания дисциплин эстетического цикла, педагогики и психологии, истории и этнографии карачаевцев и других народов Северного Кавказа;

S эмпирические - анкетирование, педагогический анализ учебных программ и пособий, анализ опыта работы средних школ и детских художественных школ, педагогическое интервью и беседы;

S статистическая и графическая обработка и систематизация полученных данных.

Источниковую базу составили искусствоведческие, методико педагогические, этнографические публикации, печатные труды, посвященные творчеству, народным художественным промыслам, творчеству мастеров изобразительного искусства, методологии повышения творческих способностей личности.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось в школах г. Карачаевска, сш. №2 с. Учкекен, сш. а. Учкулан, детских художественных школах г. Черкесска, г. Карачаевска, г. Усть-Джегута. Основные этапы исследования;

этап ( 2002-2003 гг.) - изучение литературы по проблеме исследования, составление программы и структуры исследования, конкретизация его задач, разработка теоретических и методологических основ исследования, организация диагностического педагогического эксперимента, сбор полевого материала, исследование творчески развивающегося потенциала народных художественных промыслов, творческого наследия мастеров изобразительного искусства карачаевского народа.

этап (2003-2004гг.) — анализ и обобщение материала по теме исследования: научной литературы, периодических изданий, данных полевой информации, педагогических бесед и т. д. Проведение педагогического эксперимента в общеобразовательных и художественных школах, изучение полученных результатов, доработка разработанной нами программы развития творческих способностей учащихся на основе художественных традиций карачаевского народа и материале творчества мастеров изобразительного искусства.

этап (2004-2005 гг.) - уточнение результатов опытно-экспериментальной работы, внедрение предлагаемой нами программы повышения творческих способностей учащихся в образовательный процесс общеобразовательных и детских художественных школ Карачаево-Черкесской республики. Научная новизна исследования. Полученные в ходе данного исследования результаты содержат решение значимой педагогической проблемы, включая:

V" теоретико-методологическое обоснование целесообразности и эффективности развития творческих способностей подростков на основе художественных традиций педагогики карачаевского народа;

S обобщение и систематизацию источники, средств и методов проведения работы по развитию творческих способностей учащихся, как в этнопедагогике, так и в современной педагогической науке; S разработку и внедрение конкретной технологии (компьютерная графика), организацию и проведение эксперимента по развитию творческих способностей учащихся на основе художественных традиций и творчества мастеров изобразительного искусства карачаевского народа. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

S определены формы и методы организации педагогической работы, направленной на развитие творческих способностей учащихся на основе художественных традиций карачаевского народа и творчества мастеров изобразительного искусства;

•S проверена эффективность средств обучения, которые могут служить основой для дальнейшей теоретической разработки проблемы развития творческих способностей подростков на основе художественных традиций педагогики карачаевского народа.

S обоснованы технологии развития творческих способностей учащихся на материале художественных традиций карачаевского народа, в том числе компьютерной графики.

Практическая значимость. Результаты исследования представляют собой основу для дальнейшего изучения теоретических основ, технологических форм организации и проведения работы, направленной на развитие творческих способностей подростков. В результате нами была разработана программа по формированию творческих способностей подростков, которая уже находит применение в образовательной практике многих общеобразовательных и детских художественных школ республики. Достоверность исследования основывается на достаточно широкой источниковой, информационной базе исследования, практической апробации его результатов в общеобразовательных школах и детских художественных школ Карачаево-Черкесии, на успешном практическом функционировании разработанной нами программы развития творческих способностей учащихся на основе художественных традиций карачаевского народа и материала творчества мастеров изобразительного искусства. Положения выносимы на защиту: S традиционные виды художественных промыслов карачаевского народа, помимо производственного значения являют собой своеобразную и эффективную школу развития творческих способностей подрастающих поколений;

S трансляция художественных традиций карачаевцев как составной общей северокавказской художественной культуры в современный образовательный, педагогический процесс в состоянии в значительной мере повысить уровень развития творческих способностей учащихся школ республики;

S возможен и эффективен синтез художественных традиций народа, творчества мастеров изобразительного искусства и современных технологий (компьютерная графика) в целях развития творческих способностей учащихся.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования.

Практическая апробация положений исследования проводилась в трех общеобразовательных школах и двух детских художественных школах республики. Результаты исследования находят свое применение в педагогической практике общеобразовательных и художественных школ республики (Карачаевского района и г. Карачаевска, г. Усть-Джегута, с. Учкекен Малокарачаевского района). Также, согласно полученным результатам исследования разработана программа спецкурса для студентов художественно-гграфического факультета Карачаево-Черкесского государственного университета «Развитие творческих способностей учащихся на основе художественных традиций и творчестве мастеров изобразительного искусства народов Северного Кавказа».

На основе материалов исследования подготовлены и опубликованы следующие работы:

Богатырева, М. X. Традиции нравственного воспитания у карачаевцев/М.Х. Богатырева//Алиевские чтения. - Карачаевск, 2002. (0,2 п.л);

Богатырева, М. X. Фольклорные мотивы в творчестве карачаевских мастеров искусства/А.А-Дж. Койчуев, М. X. Богатырева// Этнорегиональные проблемы изучения национальной культуры. -Карачаевск, 2002. (0,5 п.л);

Богатырева, М. X. Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста/М.Х. Богатырева//Алиевские чтения. - Карачаевск, 2003. (0,2 п.л);

Богатырева, М. X. Методика изобразительного искусства с практикумом/В.М.Джашакуев, М.Х. Богатырева//Программа. Карачаевск, 2004. (1,3 п.л);

Богатырева, М. X. Фактор самобытности в современном искусстве/М.Х. Богатырева//Этнопедагогика и вопросы формирования личности. - Карачаевск, 2005. (0,3 п.л).

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы. Общий объем работы составляет 183 страницы машинописного текста, включающего 8 гистограмм и 2 таблицы. Список литературы включает 156 работ отечественных и зарубежных авторов.

Во введении раскрывается актуальность темы исследования, определяются цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методология и методы исследования, его новизна, теоретическая и практическая значимость, приводятся данные об апробации и внедрении полученных результатов, излагаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Методологические и теоретические основы проблемы творчества» проведен анализ современного состояния проблемы исследования, раскрыты основные теоретические подходы к проблеме самореализации и творчества в философской и психолого-педагогической литературе, охарактеризованы виды и этапы творческой деятельности.

Во второй главе «Процесс формирования и развития творческих способностей подростков на традициях карачаевского народа» определены приоритеты в этнопедагогике, позволяющие через национальное искусство, народные художественные промыслы развивать в подростках творческие способности и национальное самосознание, представлена программа повышения уровня творческих способностей подростков, на занятиях по изобразительному искусству и технологии (раздел художественное конструирование).

В заключении обобщены основные результаты исследования, изложены его выводы, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.

Похожие диссертации на Развитие творческих способностей подростков на основе художественных традиций педагогики карачаевского народа