Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие художественных способностей у младших подростков на занятиях по декоративно-прикладному искусству Блимготова Мадина Ильясовна

Развитие художественных способностей у младших подростков на занятиях по декоративно-прикладному искусству
<
Развитие художественных способностей у младших подростков на занятиях по декоративно-прикладному искусству Развитие художественных способностей у младших подростков на занятиях по декоративно-прикладному искусству Развитие художественных способностей у младших подростков на занятиях по декоративно-прикладному искусству Развитие художественных способностей у младших подростков на занятиях по декоративно-прикладному искусству Развитие художественных способностей у младших подростков на занятиях по декоративно-прикладному искусству Развитие художественных способностей у младших подростков на занятиях по декоративно-прикладному искусству Развитие художественных способностей у младших подростков на занятиях по декоративно-прикладному искусству Развитие художественных способностей у младших подростков на занятиях по декоративно-прикладному искусству Развитие художественных способностей у младших подростков на занятиях по декоративно-прикладному искусству Развитие художественных способностей у младших подростков на занятиях по декоративно-прикладному искусству Развитие художественных способностей у младших подростков на занятиях по декоративно-прикладному искусству Развитие художественных способностей у младших подростков на занятиях по декоративно-прикладному искусству
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Блимготова Мадина Ильясовна. Развитие художественных способностей у младших подростков на занятиях по декоративно-прикладному искусству : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2000 183 c. РГБ ОД, 61:00-13/1569-8

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Теоретические предпосылки развития художественных способностей у младших подростков на занятии подекоративно - прикладному искусству STRONG 12

1.1 . Психолого-педагогические основы развития художественных способностей у младших подростков на занятиях по декоративно-прикладному искусству 12

1.2. Реализация идеи развития художественных способностей школьников средствами декоративно-прикладного искусства в практике отечественного образования 27

1.3. Анализ состояния реализаций идеи развития художественных способностей младших подростков на занятиях по ДПИ в национальной школе 50

ГЛАВА I Педагогические условия развития художественных способностей у младших подростков на занятиях по декоративно-прикладному искусству в национальной школе 85

2.1. Обоснование критериев эффективности обучения декоративно-прикладной деятельности 85

2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию способностей у младших подростков в процессе художественного плетения 102

2.3.Характеристика дидактических условий и технологических компонентов совершенствования занятий по декоративно-прикладному искусству

Введение к работе

При разработке средств повышения эффективности обучения изобразительной деятельности и определения условий наиболее целесообразного использования их в практике общеобразовательной школы для нас особенно важное значение имеет народное декоративно-прикладное искусство, отражающее отношение человека с природой на протяжении веков и даже тысячелетий. Поэтически образные и ремесленные традиции передавались из поколения в поколение как результат коллективного творчества, сохраняясь как устойчивые эмоционально-выразительные структуры. В декоративном искусстве существует глубокая неповторимость пластического ритма видения и чувствования, определяющая художественный строй искусства разных народов. В каждом виде прикладного искусства говорит не только исторический опыт, но и национальный характер и темперамент, проявляющиеся в трактовке формы, цветовом и ритмичном строе композиции росписей, орнаментации вышивок,макраме и т.д. т.п. Данный национальный аспект поддерживается устойчивостью использования образов, приобретающих типизированную характерность. Образы народного искусства осмысливались художниками всякий раз в новых связях, что в целом позволяло выкристаллизовать в веках традиции коллективного опыта.

Основополагающие для развития педагогической науки на современном этапе принципы: демократизация всей системы образования, соревновательность различных моделей школ, гуманизация, интенсификация, субъектно-личностная направленность, креативность, непрерывности образования и др. способствуют ориентации учебно-воспитательного процесса общечеловеческих ценностей; эмоциональной отзывчивости, творческой и социальной активности. Современная педагогическая теория направлена на воспитание уважения к самой личности, ее самобытности, которая невозможна без раскрытия потенциальных возможностей и способностей каждого.

(*

Преобразование общества через развитие личности должно стать основой общественного прогресса.

Самосовершенствование, самореализация, развитие самосознания личности происходит в активной деятельности, направленной на преобразование окружающего мира и самого человека. Эти понятия являются общепринятыми в современной науке и основополагающими для нашего исследования. Декоративная деятельность, рассматриваемая нами, дает учащимся общеобразовательных школ широкие возможности для проявления собственной индивидуальности. Непосредственное, активное участие школьников в данной деятельности, на доступном уровне сложности, раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческого потен-У пиала личности. Кроме того, постигая секреты мастерства, школьники знакомятся с удивительным миром народного и декоративно-прикладного искусства, это способствует формированию нравственных идеалов, эстетических вкусов детей, повышению их культурного уровня.

Именно народное и декоративно-прикладное искусство, часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавшее в себя обогащенный [опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих юколений, позволили открыть широкий простор для творчества и развития гащихся, сделает их жизнь духовно богаче и многограннее.

К проблеме использования народного искусства в учебно-воспитательном процессе обращаются многие авторы. Решению интересующей нас проблемы способствовало изучение научных трудов, связанных с - выявлением ее психологических аспектов, подходов к методике организации декоративной деятельности в сельской школе» критериев оценки ее эффек-f Живности и т.д. обеспечивающих успешность формирования и развития творческих способностей личности. Определяющее значение при рассмотрении іетодологических аспектов проблемы комплексного развития художествен-IX способностей, формирования ее творческого потенциала имели работы:

В.А. Ануфриева, В.Г. Афанасьева, М.С. Кагана. СМ. Ковалева, Р.И. Косола-пова, В.А. Разумного, А.К. Рычкова. И.Т. Фролова и другие. В теории учебно-воспитательного процесса мы опирались на научные труды СИ. Архангельского, Ю.К. Бабанского, Н.С Боголюбова, И.Д. Зверева, И.Л. Лернера, И.Т. Огородникова, М.Н. Скаткина, В.И. Сластенина и др. Важное значение для нашего исследования имели также работы ученых педагогов Л.И. Божо-вича, И.П. Волкова, А.С Макаренко, О.И. Никифоровой, Л.И. Новиковой, В.А. Сухомлинского, М.Г. Тайчинова, В.Н. Шатцкой, СТ. Шацкого и др.

По вопросам общей и возрастной психологии развития и формирования способностей наше исследование опирается на фундаментальные труды: Л.С Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьеа, А.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Н.А. Понамарева, П.Н. Ракитского, Д.В. Эльконина и др. Особое значение имели работы педагогов и ученых, связанных с исследованием проблемы развития художественных способностей личности Б.И. Коротяева, Н.В. Метельского, Л.И. Новикова, А.В. Петровского, Ю.И. Самарина, Б.М. Теплова и др.

Значительный вклад в изучение народного искусства и культуры России внесли исследования И.Я. Богусловской, В.М.Василенко, В.С.Воронова, Н.Л. Давыдовой, Н.Т.Климовой, Г.СМасловой, Б.А.Рыбакова, В.А.Фалеевой, В.Л. Яковлевой и др., на теоретические положения которых мы также опирались в нашем исследовании, поскольку в них отражается народная художе-ственная культура в историческом, этнографическом, философском, эстетическом, искусствоведческом, социальном и педагогическом аспектах.

Проблема художественного развития личности, ее художественного образования и эстетического воспитания в условиях общеобразовательной школы решалась на основе анализа научных трудов: А.Д. Алехина, Г.В.Беды, Г.Г. Воробьева, B.C. Кузина, Б.Т. Лихачева, Б.В. Нешумова, Н.Н. Ростовцева, И.У. Фохт-Бабушкина, Б.В. Шорохова, Б.П. Юсова и других, а также в результате изучения публикаций по проблемам национальной школы таких авторов как М.Н. Аплета-

ев, Ю.В. Арутюнян, Т.Г. Богданова, Ю.К. Беджанов, Т.В. Карнилова и др.

Выявлению значения роли и места народного творчества, народной художественной культуры, декоративно-прикладного искусства и ремесел в процессе формирования и развития художественных способностей личности, способствовало изучение научно-педагогических трудов СМ. Гаджимурадо-ва, М.К. Даутова, М.А. Ершовой, А.И. Ковешникова, Ю.В. Максимова, С.Н. Новикова, М.В. Соколова. Р.Х. Тебуева, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой и др.

Однако проведенный анализ научно-методической литературы показал, что специальных исследований, ПОСВЯЩЕННЫХ изучению роли декоративной деятельности /в частности, занятий по макраме, как средства формирования творческих, художественных способностей в условиях национальных школ, практически нет. Несмотря на неослабевающий интерес к проблеме художественного развития индивидуальности средствами декоративно-прикладного и народного искусства, на большое количество специалистов, педагогов практиков, художников-профессионалов, мастеров декоративно-прикладного искусства, занимающихся данной проблемой нет ее детального теоретического обоснования.

Кроме того, несмотря на обширное количество публикаций, выходящих в последнее время, научно-практического и методического материала в помощь педагогам, особенно сельских школ явно не хватает. Между тем, декоративная деятельность, связанная с работой в технике макраме является доступной учащимся различных возрастных групп, и с успехом может осуществляться в условиях любой сельской школы. К тому же подобные занятия не требуют сложного оборудования, дефицитных инструментов и материалов.

Воздействуя на личность, декоративно-прикладное искусство обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков и умений, разви-

тию природных задатков детей, их нравственных качеств. Оно настраивает на дальнейшую, активную творчески-осознанную самодеятельность школьников, что отвечает их духовным потребностям, удовлетворяет их стремление к самореализации, и проявлению личностных качеств. Все это является эффективным средством комплексного развития личности, выявления формирования ее творческого потенциала. К тому же в условиях местных школ имеются благоприятные условия для организации различных форм занятий по декоративному искусству. Особый интерес представляют различные виды творчества, характерные для данного региона, как плетение и национальная вышивка.

Таким образом, рассматриваемая в данном исследовании проблема развития художественных способностей у младших подростков на занятиях по декоративно прикладному искусству приобретает особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса общеобразовательных I школ, она является значимой научной проблемой, имеющей историческое, этническое, культурологическое и социально-педагогическое значение.

Определив актуальность и значимость реализации учебно-воспитательных возможностей народного искусства и декоративно-художественной деятельности школьников в процессе занятий по декоративно-прикладному искусству была сформулирована проблема данного исследования: занятия декоративно-прикладным искусствам в школе одно из результативных средств

; формирования и развития художественных способностей у младших подростков.

Цель исследования: проанализировать, научно-теоретически обосновать, методически разработать и экспериментально проверить систему дидактических средств, форм и методов развития художественных способностей личности.

Объект исследования: процесс обучения учащихся декоративной деятельности на занятиях по макраме на основе изучения народного и декоративной прикладного искусства в общеобразовательных национальных школах Карачаево-Черкесии.

Предмет исследования: процесс формирования и развития художе-

ственных способностей младших подростков на занятиях по макраме в национальной школе.

Задачи исследования:

проследить генезис проблемы развития художественных способностей личности в процессе занятий по макраме, определить ее научно-теоретические основы;

выявить возможности диагностики и критерии оценки уровня развития художественных способностей личности с целью определения форм, методов и средств педагогического воздействия в процессе занятий по ДЛИ;

-проанализировать сложившуюся систему школьного образования по ДЛИ;

-разработать авторскую модель занятия по ДЛИ в национальной школе как одного из средств развития художественных способностей школьников;

-выявить возможности использования доступных в данной местности материалов для макраме, их технико-технологических особенностей и художественно-выразительных возможностей на занятиях со школьниками, с учетом возрастны хА индивидуальных особенностей детей, с целью расширения и углубления их знаний, совершенствования умений и навыков, духовного и физического развития;

-экспериментально апробировать разработанную систему обучения с комплексом учебно-творческих заданий разного уровня сложности и на этой основе предложить методические рекомендации по совершенствованию художественно-творческой деятельности школьников.

Гипотеза исследования: развитие художественных способностей младших подростков на занятиях по ДПИ будет более эффективным, если:

занятия проводятся систематически, и осуществляется квалифицированное научно-обоснованное руководство декоративно-творческой деятельностью детей;

процесс художественного творчества непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью;

педагогические приемы, формы и методы обучения макраме соответствуют возрастным индивидуальным особенностям и психофизиологическим возможностям младших подростков;

определена и используется система личностно и социально значимых учебно-творческих заданий разного уровня сложности, ориентированная на индивидуальность ученика, степень его подготовленности;

- формирование и развитие положительных качеств личности /тво
рческий потенциал, эмоциональная отзывчивость, художественный вкус,
трудолюбие, любовь к Родине, уважение к себе и окружающим и др./ осуще
ствляется, в том числе, и на основе изучения национальной художественной
культуры, местных художественных промыслов и ремесел.

Общую методологию исследования составили: философская трактовка закономерностей развития общества, социально-педагогические концепции в области национальных отношений, гуманизации образования, школьных воспитательных систем; положения педагогики и психологии о деятельност-ной, творческой сущности личности, о роли народной художественной культуры в духовной жизни общества; концептуальные положения о сущности, способах проектирования и механизмах реализации дидактических принципов.

В качестве конкретных методологических принципов исследования были избраны целостный системно-исторический и комплексный подходы к обучению и воспитанию школьников, создавшие необходимые условия для прогнозирования и коррекции уровней художественных способностей младших подростков на занятиях по ДЛИ.

Теоретическую основу исследования составили основополагающие идеи о социальных и психологических факторах, влияющих на формирование личности, о ее индивидуальных способностях и творческом потенциале /Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, В.Д. Шадриков, Д.И. Фельдштейн и др./; положения о возможности и необходимости выявления и развития художественно-творческих способностей детей с ранней юности /И.П. Волков,

В.П. Зинченко, СЕ. Игнатьев, В.И. Кириенко, Т.С. Комарова, B.C. Мухина/ путем формирования творческих интересов и потребностей /Л.Н. Любарская, Б.М. Неменский, Э. Маслоу, Д.Б. Эльконин, М.С. Шехтер и др./ на занятиях по предметам художественно-эстетического цикла в целом и ДЛИ, в частности /М.А. Ершова, Ю.В. Максимов, А.С. Хворостов, А.К. Чекалова, Т.Я. Шпикалова и др./; положения об этнопедагогической культуре учителя, необходимой для педагогически грамотной организации учебно-воспитательного процесса в национальной школе /И.А. Арабов, Г.Н. Волков, В.В. Макаев, Л.Л. Супрунова, В.К. Шаповалов, И.А. Шоров, М.Ю. Айбазова/.

Методы исследования: На разных этапах опытно-экспериментальной работы для решения задач и подтверждения исходной гипотезы исследования был использован комплекс методов, теоретический анализ философской, историко-этнографической, культурологической, психолого-педагогической литературы, а также литературы по изобразительному искусству; изучение и анализ действующих учебных планов и программ для общего и профессионального образования; изучение и обобщение передового педагогического опыта; наблюдение; опрос; анкетирование и моделирование; формирующий эксперимент; статистико-математические методы обработки количественных данных.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые:

разработана целостная, научно-обоснованная и методологическая система развития творческих качеств личности на занятиях по макраме в национальной школе;

дано психолого-педагогическое обоснование возможностей формирования творческой индивидуальности и художественных способностей в процессе активной декоративной деятельности;

- выявлена возможность использования занятий по ДПИ для глубокого
и всестороннего изучения национальной художественной культуры и регио
нального декоративно-прикладного искусства и ремесел;

I - определена образовательная и развивающая роль декоративно-

прикладной деятельности учащихся в развитии их личностных качеств;

-разработана структура, содержание, формы и методы организации декоративной деятельности младших подростков средствами макраме на различных этапах обучения;

- выявлены и экспериментально подтверждены дидактические условия развития художественных способностей младших подростков на занятиях по ДЛИ в национальной школе.

Теоретическая и практическая значимость исследования:

Разработанные и экспериментально проверенные теоретические положения диссертации создают реальную основу для организации внеурочной ', декоративно-творческой деятельности, позволяющей развивать положитель-' ные качества личности, улучшать художественное образование и эстетиче-|ское воспитание школьников, повышать их общий культурный уровень.

Результаты исследования могут быть использованы в качестве научно-
методической основы для совершенствования содержания форм, методов и
|средств обучения декоративной деятельности в общеобразовательной школе.

1 Разработанные в диссертации положения могут быть использованы

:e в качестве основы для лекционных курсов по методике кружковой ра-i в педагогической деятельности преподавателей средних и высших чебных заведений.

| Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспе
чена широким кругом источников, соответствием методов исследования це-
лям и задачам диссертационной работы, опытно-экспериментальной провер-

кой ее основных положений в условиях общеобразовательной школы, выявлением и сопоставлением исходных и конечных результатов исследования.

Психолого-педагогические основы развития художественных способностей у младших подростков на занятиях по декоративно-прикладному искусству

Социальные процессы, происходящие, в обществе, выдвигают новые требования к развитию личности. Настоятельной потребностью времени является проявление творчества, поиск рациональных нестандартных путец решения задач в любой сфере деятельности, повышение интеллектуального потенциала каждого члена общества, максимальное развитие художественных способностей человека.

Развитие способностей личности не может рассматриваться как процесс самостоятельный, отдельный от комплексного формирования личности.

Исследуя проблему психологических особенностей развития художественно-творческих способностей, необходимо определить факторы, влияющие на данный процесс, свойства и основные характеристики художественных способностей.

Существуют различные психологические факторы, которые влияют на формирование личности: наследственность, среда, активность, воспитание, образование, развитие.

В задачу данного исследования не входит подробное рассмотрение каждого фактора с психологической точки зрения. Отметим лишь те особенности, которые непосредственно влияют на развитие художественно-творческого потенциала личности.

Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что каждый человек наделен задатками, на основе которых формируются в последствии индивидуальные способности: художественные, литературные, музыкальные, научные организаторские, спортивные и т.п.

Способности определяются психологами как индивидуальные особенности, которые являются условием успешного выполнения какой-либо деятельности, или нескольких видов деятельности. Своеобразное сочетание способностей, которое позволят человеку достичь выдающихся результатов в каком-либо виде деятельности, называется одаренностью (талантом) (144.10)

Способности к каждому виду деятельности имеют определенную структуру, которая представляет собой сложный комплекс основных и вспомогательных свойств. Так, например, в своих научных трудах B.C. Кузин рассматривает свойства индивидуальных художественных способностей; «творческое воображение и мышление, зрительная память, способствующая созданию ярких зрительных образов в сознании художника и помогающая успешной трансформации их в художественный образ, эмоциональное отношение к изображаемому явлению и др. /10.31/.

Способности составляют наиболее личностно значимые особенности человека, но не всякие, вообще, индивидуальные особенности, а только такие, которые обеспечивают возможность осуществления одного или нескольких видов деятельности. Отметим, что быстрота и легкость приобретения знаний, умений и навыков в каком-либо виде деятельности, как и степень ее успешности зависит от разновидности индивидуальных способностей. Возможность же развития способности обусловлена творческим потенциалом личности, который определяется: скоростью перцептивных реакций, силой эмоционального реагирования, развитостью интеллекта и умственной активностью, богатством воображения и силой вдохновения, деятельной активностью и потребностью к самоактуализации, интуитивным мышлением и поисковой инициативой. Задача воспитания и образования как раз и состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для формирования и развития индивидуальных способностей и творческого потенциала личности.

Многие видные психологи среди которых Л.С. Леонтьев, В.А. Крутец-кий, Б.М. Теплов и другие обращались к проблеме изучения способностей человека и их развития. С недавнего времени в психологии все больше стало появляться исследований посвященных изучению механизмов художественно-творческого развития человека. Разработка этого вопроса имеет ряд направлений. Рассмотрим некоторые из них,

ПЕРВОЕ - выдвинуто Л.С. Выготским еще в 20-е годы. Он выбрал объектом изучения само произведение искусства, т.е. конечный результат творческого процесса, а не его автора и не его потребителя. Он писал: "Мы пытаемся изучить чистую и безличную психологию искусства безотносительно к автору и читателю, исследуя только форму и материал искусства". (33.17). Это несомненно плодотворный путь, однако он исключает возможность выявления психологических свойств, тесно связанных с формированием творческих способностей человека, в силу своей "безличности".

ВТОРОЕ направление исследует сам творческий процесс, от замысла до воплощения /Б.М. Теплов/. В центре внимании оказывается автор художественного произведения /создатель или исполнитель/. Одни ученые концентрируют внимание на выявлении основных этапов создания произведения и материалистической природе творчества. Другие стремятся обнаружить психологические предпосылки формирования художественно-творческих способностей, и это ближе к теме нашего исследования. Допустимо предположить, что многие из этих способностей необходимы как для создания произведения, так и для его восприятия. В своей основе они могут иметь немало общего и у художника, и у потребителя искусства.

Реализация идеи развития художественных способностей школьников средствами декоративно-прикладного искусства в практике отечественного образования

Развитие художественных способностей школьников невозможно без обобщения опыта использования народного декоративного искусства в системе обучения и воспитания.

Изучение декоративно-прикладного искусства, истории его развития, народной культуры и быта - необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение искусства родного края, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание изобразительного искусства и развитие художественных способностей школьников на конкретном жизненном материале.

Использование народного, художественного творчества в обучении и воспитании имеет свои истоки, свою историю становления и развития под влиянием отечественной педагогической и эстетической мысли, передового опыта художественного образования и эстетического воспитания, осуществляемого в школе дореволюционного и последующего времени.

Народное декоративно-прикладное искусство пришло к нам из глубины веков, сформировавшееся в народной среде, оно носило преимущественно коллективный характер. Крестьяне, а также городские мастера-ремесленники изготовляли вручную или с минимальным применением простейших приспособлений посуду и утварь, детские игрушки, орудия труда, одежду, обувь, военное снаряжение, предметы конского убора и украшения из различных материалов. В своем последовательном историческом развитии народное искусство проходит долгий эволюционный путь от, так называемой, домашней (семейной) промышленности до современных предприятий и коллективов.

Навыками обработки различных материалов и преображение их в полезные бытовые предметы овладевали с детства. Одновременно формировалось и их эстетическое осмысление. Изделия народных мастеров отличались глубоким чувством материала, органическим единством утилитарного назначения вещи и ее художественного оформления.

Следует обратить внимание на то, что народные мастера обрабатывали сырье, находившееся в их непосредственном окружении. "Когда народ творит ... создает свою художественную культуру, свое декоративное искусство ... он пользуется тем, что дает окружающая среда. - естественными ресурсами: у кого под руками дерево -деревом; у кого под руками камень - камнем; у кого под руками кость -костью, у кого шерсть - шерстью и т.д.". /181.51./.

Художественная обработка дерева, народное гончарство, художественное ткачество, ковроделие, вышивка, кружевоплетение, макраме и другие виды художественной обработки материалов становится основой для формирования художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались накопленные веками навыки мастерства в обработке различных материалов, отобранные и отшлифованные многими поколениями мастеров наиболее выразительные пропорции и формы предметов, их колористический строй, орнаментальная культура, основные, устойчивые особенности национального характера предметов. Постепенно складываются школы народного искусства. "В понятие школы, - определяет искусствовед М.А. Некрасова, -мы вкладываем культурную преемственность, утверждающую народное искусство как художественную систему, формируемую традицией в изустно-зрительной передаче от мастера к мастеру и функционирующей на различных уровнях общности: национальной, региональной и общности исторически сложившегося промысла. На этих общностях основывается коллективное творчество в народном искусстве". (Современное народное искусство. Л.: 1980. -С. 17).

Попытки проследить развитие процесса обучения молодой смены навыкам ремесла в народных, художественных промыслах предпринимали разные авторы. Например, в своей работе "Ученичество в Народном искусстве" СИ. Масленицын рассматривая период конца IX начала XX века.

Автор акцентирует внимание на том, как профессию избранную отцом или матерью наследуют дети, а затем и внуки /т.е. ученичество по родству/ -форма обучения в семье в течение многих веков была основой воспитания новой смены мастеров на промыслах.

На более развитых промыслах выдающиеся мастера держали специальные мастерские, в которые брали учеников. К концу XIX века назрела острая необходимость организации школы для детей с целью сохранения ремесла, приходящего в упадок, повышения качества изделий народных мастеров, порой несоответствующих запросам рынка.

В 1990-1910 годах на многих промыслах по инициативе земских деятелей создаются школы-училища для детей кустарей. В такие школы-мастерские набирали детей 7-11 лет. Их учили грамоте в основном, ремесла, в некоторых (что было новостью для народного творчества) преподавали основы академического рисунка, знакомили с историей искусства, с навыками стилизации применительно к профессии.

Создание подобных школ, несомненно, стало прогрессивным явлением, однако, решить сразу все проблемы подготовки новых мастеров, оно разумеется не могло.

Обоснование критериев эффективности обучения декоративно-прикладной деятельности

Следуя логике самого понятия "эффективность обучения" сначала, на наш взгляд, необходимо выявить общие направления поиска критериев эффективности. Как известно, под этим термином принято понимать "степень соответствия между достигаемыми и проектируемыми результатами" обучения /16, с. 131/. Критерии эффективности, разрабатываемые для оценки обучения, должны обусловливать не только объективность получаемых в методическом исследовании результатов обучения, но и возможность научного объяснения достигаемой в учебном процессе эффективности.

Современная педагогическая наука и практика не испытывают недостатка в способах оценки эффективности обучения. Всегда можно использовать множество самых различных критериев определения эффективности: /3; 9; 15; 74; 85 и др./ тем не менее, когда выбор их не соотнесен с целью исследования и достаточно произволен, оценка предлагаемого обучения или его средств также может получиться достаточно произвольной.

Поэтому рассмотрим наиболее распространенные в педагогической науке способы оценки качества обучения и применяемые при этом критерии эффективности с целью определения тех из них, которые дают возможность объяснения лучшего оперирования изображениями в декоративной деятельности.

Представляется оправданным при анализе имеющихся многочисленных опубликованных работ разделить их в зависимости от выбора в них сторон обучения, которые подвергаются оценке эффективности. Условно можно выделить две группы работ: в первую из них войдут такие, в которых определение эффективности методов обучения ведется по достигаемым учащимися результатам в усвоении знаний и умений, во вторую - работы, содержащие анализ зависимости изменений в учебной деятельности учащихся от организации обучения.

Самая многочисленная первая группа работ содержит немало различий в исходных позициях авторов, однако их всех объединяет стремление определить эффективность средств и методов обучения путем измерения различных качеств усваиваемых знаний. К таким качествам знаний и умений авторы /5; 36; 65; 81; 125; 137/ относят полноту и глубину, оперативность и гиб-? кость, конкретность и обобщенность, свернутость и развернутость, систематичность и системность, осознанность и прочность. Способы оценки тоже самые разные - определение уровней усвоения знаний и поэлементный анализ знаний и др. В процедуры оценки относят составление проверочных материалов, главным образом контрольных работ, и разработку прабил интерн претации результатов их проведения. Для каждой из этих процедур существуют определенные требования к средствам их осуществления, например, законы математической статистики для проверки гипотез, разрабатываемых в процессе педагогических исследований /44/.

В центре внимания исследований первой группы, таким образом, оказывается отдельная сторона обучения - усвоение знаний и умений. При использовании такого подхода необходимо, на наш взгляд, нахождение аргументов в пользу существенности показателя эффективности для всего процесса обучения.

Перейдем к рассмотрению работ второй группы, содержание которых совпадает в подходах с анализом изменений учебной деятельности школьников в зависимости от того или иного способа организации обучения.

Анализ работ этой группы позволяет утверждать, что совершенствование методов обучения современный школы на основе идей развивающего обучения производит глубокие изменения в учебной деятельности школьников. К числу сторон учебной деятельности, которые должны быть изучены в этом аспекте; авторы относят: познавательный интерес, познавательную активность, самостоятельность и обучаемость и т.п. /51; 122/.

Необходимым и существенным компонентом эти авторы при оценке обучения считают содержательный дидактический анализ свойств обучения, который отражает его сущность. Степень изменения этих свойств регистрируется, как правило, с помощью специально разработанных тестов.

Большинство работ этой группы выполнено на описательном уровне и не всегда сопровождалось обоснованием критериев эффективности в силу того, что исследования были направлены на решение практической задачи повышения эффективности. В некоторых работах /11 и др./ справедливо подвергается сомнению возможность отыскать критерий, пригодный для всестороннего определения эффективности обучения. В самом деле, нельзя в одном исследовании объять все присущие обучению связи и отношения для разработки средств его совершенствования.

Правильным будет, на наш взгляд, концентрация внимания на тех свойствах деятельности школьников, которые отражают его существенные связи. Вместе с тем ясно и то, что прежде чем разрабатывать средства повышения эффективности обучения, следует обосновать критерии. Это тем более необходимый этап исследования, так как он дает возможность не только оценить обучение по принятому критерию, но и определяет возможные пути разработки средств повышения эффективности обучения.

Опытно-экспериментальная работа по развитию способностей у младших подростков в процессе художественного плетения

Педагогический эксперимент проводился автором настоящего исследования в 5-6 классах в течении 1994-95, 1996-1997 учебных годов в школах а. Нижняя Теберда и Новая Теберда. В школах были экспериментальные и контрольные классы - пятые и шестые. Всего в педагогическом эксперименте участвовало 118 учащихся.

Проведение формирующего экспериментального исследования по развитию способностей к декоративно-прикладной деятельности на основе изучения приемов макраме - требовало определения системы последовательности обучения декоративно-прикладному искусству. В связи с тем, что способности эффективнее всего развиваются в конкретной деятельности, которая без наличия этих способностей не может быть успешно осуществлена, то декоративно-прикладная деятельность учащихся, в процессе обучения декоративно-прикладному искусству, должна быть организована в соответствии с полученными данными при проведении экспериментального обучения таким образом, чтобы она эффективно развивала необходимые способности детей. Назовем некоторые из них - это навыки целостного видения, микромоторики в движениях руки, создание актива определенных новых сложных узлов.

Сущностью развивающего эксперимента (см. схему № 2) явилось сочетание в обучении школьников освоения приемов вязания макраме, исполнения элементов и композиций с использованием простых и сложных узлов, и только после этого - плетением изделия. С одной стороны, развитие способностей служит успешному решению изобразительных задач, с другой - качество изделий по макраме в значительной степени обуславливается уровнем развития самих способностей. Это позволяет нам сделать вывод о том, что необходимо педагогически так организовать процесс обучения учащихся, чтобы последовательность решения ими изобразительных задач увязывалась с выявленными в ходе эксперимента закономерностями и последовательностью более эффективного развития способностей к декоративно-прикладному искусству.

Решение разнообразных художественных задач в детском творчестве обеспечено развитым восприятием, эмоциональной отзывчивостью, пониманием формы, техникой плетения узлов, поэтому увлеченности служит опосредованно. Через овладение простыми узлами с различными характеристиками в зависимости от формы предметов, через развитие связи глаз-мозг-рука происходит развитие художественных способностей детей. Схема построения учебного процесса при обучении декоративно-прикладному искусству с использованием макраме.

Формирование способностей свободного владения узлами, регуляции вязальных движении по силе, амплитуде, темпу, ритму, остановке движения в нужной точке, развитие периферийного зрения на основе плетения по макраме.

Формирование способностей, обеспечивающих передачу в плетении формы и пропорции: соизмерение отрезков, изображений между собой, изменение направления вязального движения по дуге, прямой и т.д., в соответствии с задачами изображения.

Освоение основных узлов, плетения элементов макраме: листьев, кашпо, цветов, птиц, рыб, тесьмы и т.д.

Создание собственных интерпретаций на основе освоенного художественного образа.

Разработка вариантов композиций с использованием собственных разработок на основе художественного образа.

Плетение изделий с использованием формы листьев, фруктов, птиц, рыбок. Стилизация простых узлов для использования в композициях макраме. Разработка вариантов композиций для макраме конкретных изделий брелков, тесемок, бусинок и т.д

Согласовать движение руки с исполнением узлов любой формы, умением анализировать получающееся изделие, дети все больше получают возможность отображать самые разнообразные предметы окружающего мира.

На начальном этапе обучения, с учетом уже имеющегося изобразительного опыта, дети осваивают специфику работы с нитью. Эта способность проявляется в том, что ребенок может рационально держать нить и освоение узелкового плетения с нею представляется ему настоящим творчеством. Нить вследствие мягкости и упругости, требует более тонкой микромоторной регуляции движений руки. Очень важно, чтобы ребенок быстро почувствовал и понял данную специфику материала и освоил возможность легкого движения кисти. Навык правильного держания нити и осуществление вязальных действий с нужной силой завязывания должен отрабатываться сразу же в начале обучения. В успешности отработки этого навыка имеют значение ряд факторов: индивидуальные особенности детей, их природная степень координированности движений, эмоционально-волевой характер декоративно-прикладной деятельности, форма репрезентации композиционных задач, в которых отрабатываются навыки пластики.

Констатирующие опыты показали, что учащиеся 5-6 классов уже свободно владеют завязыванием узлов во всевозможных направлениях - горизонтальных, наклонных; и свободно выявляют характеристики нити - длинных, коротких. Но исполнение подобных узлов плотными рядами с изменением рисунка учащимся приходится осваивать как бы заново. Новым также является освоение движений при исполнении узлов округлых форм, дуг, завитков, что позволяет добиться пластичной подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти руки.

Похожие диссертации на Развитие художественных способностей у младших подростков на занятиях по декоративно-прикладному искусству