Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дидактические условия развития воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства Пантиков Виталий Александрович

Дидактические условия развития воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства
<
Дидактические условия развития воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства Дидактические условия развития воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства Дидактические условия развития воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства Дидактические условия развития воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства Дидактические условия развития воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства Дидактические условия развития воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства Дидактические условия развития воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства Дидактические условия развития воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства Дидактические условия развития воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пантиков Виталий Александрович. Дидактические условия развития воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Томск, 2003 174 c. РГБ ОД, 61:03-13/1782-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки развития воображения и художественного творчества младших школьников 10

1.1 Анализ проблемы развития воображения и творчества 10

1.1.1. Анализ проблемы развития детского воображения 14

1.1.2. Исследование проблемы развития детского художественного творчества 26

1.2. Дидактические условия развития младшего школьника субъекта познания и творческой деятельности 41

Выводы 65

Глава 2. Комплексная методика эффективного развития воображения и художественно творческих способностей младших школьников и экспериментальная проверка её эффективности 66

2.1. Образно-логический способ обучения как база комплексной методики развития воображения и художественного творчества младших школьников 66

2.2. Комплексная методика развития воображения и художественно творческих способностей младших школьников на занятиях изобразительного искусства

2..3. Интеграция уроков ИЗО с другими предметами 89

2.4. Экспериментальные исследования эффективности комплексной методики развития воображения и художественно творческих способностей младших школьников 94

2.5. Рекомендации по подготовке учителей к деятельности по развитию воображения и художественного творчества младших школьников 122

Выводы 129

Заключение 130

Библиография 131

Приложение 143

Введение к работе

Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время все более устойчивым и доминантным становится осознание приоритета творчества как слагаемого профессионального успеха и личного благополучия. Специфика проблем творчества концептуально рассматривается разными научными направлениями с целью исследования творческой деятельности человека вообще и развития педагогической теории и практического управления педагогическим процессом в частности.

Творческий процесс далеко не новый предмет исследования. Он привле кал внимание мыслителей всех эпох в развитии мировой культуры. О глубоком интересе к этому предмету можно судить хотя бы по уходящему в глубь веков стремлению создать «теорию творчества», вернее, по многократным попыткам ее построения. Вместе с тем, творчество личности зачастую рассматривается как обособленный процесс (вид деятельности), являющийся самоцелью. Тогда как это феномен обладающий и целесообразностью, и оп-ределенной степенью организованности. Следовательно, творческость (креативность) может и должна быть связана с педагогическим процессом в начальном звене школы, поскольку именно в нем личность ребенка приобретает основные когнитивные навыки и способы деятельности.

Результаты теоретического анализа свидетельствуют о том, что в науке определились основные направления исследований по проблемам творческой деятельности, в том числе художественного творчества. Вместе с тем, име ются противоречия между:

• потребностью общества в инициативной личности с развитым творческим началом и недостаточными возможностями системы образования соз-давать условия необходимые для развития творческого потенциала подрастающего поколения;

• уровнем развития воображения ребенка и невостребованностью данного феномена в процессе обучения;

• потребностью ребенка в творческой самореализации и формализацией

обучения, отсутствием должного внимания к организации творческой дея тельности младших школьников на занятиях художественно - эстетического цикла. Это порождает проблему создания в образовательной среде условий для реализации потенциальных, творческих возможностей личности. Одним из значимых решений этой проблемы является вхождение ребенка в развивающую, эстетическую среду, приобщение его к различным видам эстетической деятельности: изобразительной, литературной, сценической и т.д., другим - реализация в образовательном процессе принципа природосообразно сти (Песталоцци, А.Я. Коменский, и др.) как одного из условий успешного развития личности.

Необходимость разрешения этих противоречий определили актуальность исследования по теме: «Дидактические условия развитие воображения и художественно творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства».

Цель исследования: выявить дидактические условия, разработать образно - логический способ обучения рисованию и комплексную методику, способствующих эффективному развитию воображения и художественного творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Объект исследования: учебный процесс по изобразительному искусству в начальном звене общеобразовательной школы.

Предмет исследования: дидактические условия, способ образно - логического обучения рисованию и комплексная методика, способствующие эффективному развитию воображения и художественного творчества младших школьников на занятиях изобразительного искусства.

Гипотеза исследования: развитие воображения и художественного творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства может быть эффективным при следующих условиях:

• интеграции уроков изобразительного искусства и художественного труда с другими предметами;

• применении комплексной методики, разработанной на основе пред- ложенного автором образно - логического способа обучения рисованию;

• соответствующей подготовке учителя к педагогической деятельности по развитию воображения и активизации художественно творческой деятельности младших школьников.

В соответствии с предметом, целью, гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Исследовать состояние проблемы и выявить дидактические условия развития воображения и художественного творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства.

2. Создать образно-логический способ обучения рисованию, на базе которого разработать комплексную методику, способствующую развития воображения и художественно творческой деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда.

3. Разработать методику, позволяющую оценить уровень развития художественно творческих способностей младших школьников и выявить среди них наиболее одаренных в изобразительной деятельности.

4. Разработать методические рекомендации по подготовке учителей к деятельности по развитию воображения и художественного творчества младших школьников на уроках художественно - эстетического цикла.

5. Внедрить положительные результаты исследования в практическую работу студентов Красноярского педагогического университета и школ города Красноярска и Красноярского края.

Теоретике - методологической основой исследования явились фило-софско - психологические исследования по проблемам воображении и творчества, их активной роли во всестороннем развитии личности. При этом:

• проблемам воображения и творчества посвящены исследования зарубежных и отечественных психологов и педагогов: М.Б.Беркинблита, А.В. Петровско- го, П.П.Блонского, Дж. Брунера, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, СО. Гру зенберга, В.В.Давыдова, А.М.Матюшкина, А.Я.Пономарева, В.П. Симонова, А. Валлона, Дж. Гилфорда, Т. Рибо и др.

• психология искусства представлена работами А.Н. Леонтьева, А.Я Пономарева, С.Л. Рубинштейна и др.

• исследования по совершенствованию педагогического процесса проведены Ю.К.Бабанским, Н.Ф. Талызиной, М.М. Поташником, В.А. Сласте-ниным, В.А.Черкасовым, С.А.Шапоринским и др.

• возрастные особенности младших школьников рассматриваются в ра-ботахМ.К. Акимовой, Л.И.Божович, Е.М.Борисовой, Д.Б.Эльконина и др.

• проблема развития детского воображения нашла отражение в исследованиях отечественных психологов и педагогов: Л.С.Выготского, В.В. Давыдова, О.М.Дьяченко, Н. Н. Палагиной и др. вопросам развития детского творчества в разных видах художественной деятельности посвящены работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.А.Мелик Пашаева, Б.М.Неменского, Н.Н. Поддъякова, С.Л. Рубинштейна Н.Н. Сакули ной, Б.М. Теплова, Е.А Флериной и др.

Комплексный подход к проблеме развития творческого потенциала личности позволил сделать педагогическое изобретение (патентное свидетельство № 130, зарегистрированное в международном Реестре педагогических изобретений 25.11.1996 г.), методологической и методической основой которого является образно - логический способ обучения рисованию.

Базой научного исследования явились школы № 10, 35, 78, 84 и дет-ские сады № 44, 95, 365 г.Красноярска, школа № 272 г.Новосибирска, д/с № 2 г.Сосновоборск. Всего более 20 районов Красноярского края и Хакассии.

Этапы и методы исследования. Исследование продолжалось в течение 10 лет и проходило в четыре этапа.

На первом этапе (1990 - 1994 г.г.) проведен анализ литературы и программ с различными подходами и взглядами на проблему развития вообра-жения и художественного творчества младших школьников. Определены предмет, цель, основные задачи и гипотеза исследования.

На втором этапе (1995 - 1997 г.г.) проведен констатирующий эксперимент, создан образно - логического способа обучения рисованию, на основе которого разработана методика развития воображения и художественного творчества младших школьников.

На третьем этапе исследования (1998 - 2000 г.г.) проводилась отработка предложенной методики на экспериментальных площадках, написан ряд учебных и методических пособий, в том числе «Азбука творчества» и др.

Четвертый этап (2001 - 2002 г.г.) посвящен анализу результатов формирующего эксперимента, оформлению диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Выявлены дидактические условия эффективного развития воображения и художественно - творческих способностей младших школьников (интеграция уроков изобразительного искусства с другими предметам, применение комплексной методики, соответствующая подготовка учителя к деятельности по развитию творческих способностей младших школьников).

2. Теоретически обоснован и предложен образно - логический способ обучения рисованию, обеспечивающий одновременную реализацию чувственно - сенсорной и мыслительной стороны познания младших школьников, эффективности их изобразительной деятельности, творческой активности и самостоятельности в процессе создания образов различных предметов на основе простых первичных образов: точка, прямая, дута, геометрические фигуры, буквы, цифры (патентное свидетельство № 130).

3. Разработана на базе этого способа комплексная методика, способствующая развитию воображения и художественно творческой деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства, в процессе которой они самостоятельно создают (изображают) образы различных предметов, комбинируя однотипные и разные первичные образы, в том числе используя пальчиковую технику рисования. Экспериментально подтверждена ее эффективность.

4. Разработана и апробирована методика, позволяющая оценить уровень развития воображения, образного мышления, творческих способностей младших школьников, динамику развития этих способностей и выявить наиболее одаренных в изобразительной деятельности учащихся.

Практическая значимость исследования: предложенный автором способ образно - логического обучения рисованию и разработанная на его основе комплексная методика эффективного развития воображения и художественно творческой деятельности младших ШКОЛЬНИКОВ".

• нашли широкое применение в общеобразовательных школах, детских дошкольных учреждениях и способствуют эстетическому развитию и реализации творческого потенциала дошкольников и младших школьников;

• применяются на курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства с целью развития их профессионализма в институтах повышения квалификации работников образования;

• предложен диагностический инструментарий, позволяющий оценить уровень развития воображения, художественно творческой деятельности младших школьников и эффективность разработанной методики.

Достоверность полученных результатов и вытекающих из них выводов обеспечивается методологической базой, адекватной целям и задачам исследования, многократной и всесторонней проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций реальными положительными результатами эксперимента, репрезентативностью выборки, а также зафиксированными в отснятых фильмах: практические работы учащихся и детей дошкольников; практические занятия со школьниками, проводимые диссертантом.

Апробация и внедрение результатов исследования: отдельные положения, результаты исследования нашли отражение в лекциях, прочитанных Ґ на курсах повышения квалификации учителей и воспитателей в городах Красноярского края (Канск, Ачинск, Шарыпово, Дивногорск, Сосновоборск, Бородино и др.), а также в Новосибирске и Челябинске.

Результаты исследования обсуждались на семинарах: преподавателей ИЗО и классных руководителей, в университетах педагогических знаний го радов и районов Красноярского края, на кафедре культуры Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования, на кафедре МХК Красноярского государственного педагогического университета, на семинаре кафедры педагога - исследователя ТГПУ.

Результаты исследования были представлены на конференциях разного ранга в г. Новосибирске (1995, 1997г.г.), г. Красноярске (1997 - 2002 г.г.),

На защиту выносятся: 1. Дидактические условия, способствующие эффективному развитию воображения и художественного творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства (применение комплексной методики, интеграция уроков изобразительного искусства с другими предметами, целенаправленная подготовка учителей к деятельности по развитию воображения и творческих потенциала младших школьников).

2. Образно - логический способ обучения рисованию, реализующий одновременно чувственную и мыслительную стороны познания, способствует эффективности изобразительной деятельности младших школьников, их творческой активности и самостоятельности в процессе создания образов различных предметов, композиций на основе простых первичных образов (точка, прямая, дуга, геометрические фигуры, буквы, цифры).

3. Комплексная методика эффективного развития воображения и художественно творческой деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства, в процессе которой они самостоятельно создают (изображают) образы различных предметов и композиции, комбинируя однотипные и разные первичные образы, используя соответствующие техники, в том числе пальчиковую технику рисования.

4. Методика диагностики уровня развития компонентов творческих способностей учащихся и методические рекомендации по подготовке учителей к деятельности по развитию воображения и художественного творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Анализ проблемы развития воображения и творчества

Исследованию проблемы воображения и творчества, в том числе художественного, посвящены работы многих отечественных и зарубежных философов, психологов, педагогов.

Так, философы, изучая феномен воображения или фантазии (синоним воображения), подчеркивают дв& его характеристики:

1. Ведущую роль воображения в подчиненности действий идее, в создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда, трудовой деятельности /47/, /107/.

2. Участие воображения в познании мира, как помощь в получении человеком представления о реальном и нереальном ( философы: Сократ, Платон, АристотельФ. Бэкон, Б. Спиноза, Л. Фейербах, И. Кант и др.).

Изучению воображения в современной отечественной философии посвящены работы Э. В. Ильенкова /78/. Автор указывает, что специфика воображения — способность на образном уровне постигать всеобщее, видеть целое раньше его частей; его основная функция — перекомбинирование образов, перенос признаков одного объекта на другие. Элементы фантазии, по мнению автора, есть в любой познавательной деятельности.

Обратимся к психологической характеристике воображения /151, С.64-65/. «Воображение - психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта, 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределённа; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4) в создании образов, соответствующих описанию объекта. Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат деятельности до ее начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности.

Воображение входит в любой трудовой процесс, является необходимой стороной любой творческой деятельности - художественной, конструктивной, научной. В процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределённости, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Нередко одна и та же задача может быть решена как с помощью воображения, так и с помощью разных элементов мышления. Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи; однако в данном случае пути решения проблемы недостаточно точны, нестроги и в этом ограниченность воображения. Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер, как и процессы мышления, памяти, восприятия. Сущность воображения, если говорить о его механизмах, -преобразование представлений создание новых образов на основе имеющихся. Воображение - это отражение реальной действительности в новых непривычных неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения имеет различные формы: агглютинация - соединение несоединяемых в реальности предметов; гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей; заострение - подчёркивание каких-либо признаков; схематизация - сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними; типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное. Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, как её суррогат, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать. Пассивное воображение может быть преднамерен ным и непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение наблюда ется при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне. Преднамеренное пассивное воображение создаёт образы (грёзы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь.

Активное воображение может быть воссоздающим и творческим. Развитию последнего у младших школьников и посвящено диссертационное исследова ниє.

Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего, т.е. в мечтании. Мечта - необходимое условие преобразование действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завер-шение которой оказалось отсроченным. Синоним воображения - фантазия

Возникшее в труде творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества.

Исследование проблемы развития детского художественного творчества

Изучением проблемы художественного творчества наряду с эстетикой, художественной критикой, искусствоведением занимается психология искусства. Предметом ее исследования являются психологические вопросы художественного воспитания детей и взрослых: условия и характер формирова ния эстетического восприятия у детей на различных возрастных этапах, пути и приёмы развития восприимчивости к произведениям искусства, условия формирования художественно вкуса, развития художественных способностей (в семье, в художественных кружках и различных учебных заведениях).

Эти вопросы психологии искусства тесно связаны с разработкой проблем эстетики и эстетического воспитания (Е.И. Игнатьев /150/, Киреенко В.И. /89/, Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. /90/, Суздалев П.К./172/, Сысоева Л.С. /174, 175/, Фохт-Бабушкин Ю.У./187/, Якобсон П.М./205/. Проблема развития художественного творчества в системе эстетического воспитания подрастающего поколения в настоящее время широко привлекает внимание педагогов, психологов, философов.

Вопросам развития детского творчества младших школьников в разных видах художественной деятельности посвящены работы Л.С. Выготского /41/, А.Н. Леонтьева /104/, С.Л. Рубинштейна /158/, Б.М. Теплова /179/, Н.А Ветлугиной /191/, А.В. Запорожца /65/, Н.Н. Подъякова /141/, Н.Н. Сакули-ной /161/, Е.А Флериной /185/ и др.

Задача создания системы эстетического воспитания младших школьников в 60-70г.г. во многом определила содержание и направление изучения и развития художественного творчества детей в аспекте развития воображения, восприятия произведений искусства в области литературы, живописи, музыки, формирования исполнительских навыков и приобщения детей к творческой деятельности.

В психолого-педагогических трудах П. П. Бл о некого /19/, А.В. Бруш линского /25/ Л.С.Выготского /41/ выявляется специфика художественного творчества, определяются основные принципы педагогики художественно эстетического воспитания.

В научных трудах В.В. Алексеевой /4/, Г.В. Лабунской /99/, B.C. Щербакова /197/ была поставлена и раскрыта проблема совершенствования художественно-эстетического образования, в частности, художников-педагогов и учителей начальных классов.

Разработке современных программ художественно-эстетического образования будущих учителей начальной школы посвящена работа Н.М. Заце-пиной /67/.

До сих пор остаётся актуальной проблема нацеленности программ начальной школы по предметам эстетического цикла на целостное развитие личности школьника. Такие программы являются базой для художественно -эстетического образования учителей начальной школы в вузе.

Многие исследователи направляли свои усилия на изучение характера творческих проявлений детей в музыкальной (Н.А. Ветлугина /191/), изобразительной (Е.А. Флерина /185/, Н.П. Сакулина /161/), литературной (Р.И. Жуковская /72/ и др.), театральной деятельности (Л.С. Фурмина), а также на поиски путей формирования творческих способностей ребёнка, в том числе на определение оптимальных условий для художественной деятельности детей, обеспечивающих индивидуальный подход к их творческому росту (А.А. Медик - Пашаев /112/, З.Н. Новлянская /124/).

Эти исследования показали, что развитие художественных способностей тесно связано с развитием познавательных и личностных особенностей детей 6-10 лет. А.А. Мелик-Пашаев указывает, что 6-10 лет возраст особенно благоприятный для начала работы по введению ребёнка в мир самостоятельного художественного творчества. Эмоции ребёнка еще неотделимы от его познавательных процессов - восприятия, памяти, мышления. Часто на основании общего «эмоционального тона» он объединяет между собой впечатления от предметов и явлений, различных во всех других отношениях, т.е. с рациональной точки зрения обобщает их не по существенному признаку. Но в этом обобщении по единому эмоциональному признаку проявляется и одна из главных черт эстетического отношения к действительности: неотстранённость заинтересованного, оценивающего человеческого «Я» от любой внешней, объективной ситуации /112/.

Выготский Л.С. /40/, рассматривая психологические аспекты искусства, особо выделил проблему взаимосвязи последнего с развитием восприятия, чувства и воображения (или фантазии). На пересечении двух последних сторон (чувства и воображения) он видел возможность объяснения влияния искусства как фактора культуры на психическое развитие человека. При этом подчёркивалось, что для восприятия искусства требуется творчество, необходимо также творческое преодоление своего чувства, достижение катарсиса, тогда действие искусства скажется сполна.

В психологической литературе становление творческой деятельности рассматривается в тесной связи с развитием всех психических процессов и прежде всего с развитием творческого воображения, которое предполагает наличие существенной новизны и неопределённости познаваемой ситуации, а также неограниченного разнообразия возможных способов её разрешения (Л.С. Выготский /41/, С.Л. Рубинштейн /158/ , А.В. Запорожец /66/, Д.Б. Эль-конин /200/, В.В. Давыдов /54,55/, А.Н. Леонтьев /104/, П.Я. Гальперин /44/, Н.Н. Подъяков /143/, О.М. Дъяченко /61,62/ и др.).

Образно-логический способ обучения как база комплексной методики развития воображения и художественного творчества младших школьников

Исходя из философского определения понятия «системы» как «совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определённую целостность, единство» [193, с.207], нами под «системой работы...» понимается такая организация учебного процесса, которая включает в себя четыре структурных компонента: 1) содержательный (отбор изучаемого материала в соответствии с целями и задачами обучения); 2) когнитивно - операциональный (определение алгоритма логических шагов в овладении понятиями (знаниями) и умениями в учебном процессе; 3) организационно - методический (оптимальный выбор определённых форм организации коллектива и методических приемов, создание конкретных педагогических условий, способствующих эффективной организации творческой деятельности ребенка; 4) оценочно - регулятивный (определение принципов оптимизации процесса обучения в целом и организации творческой деятельности, в частности, оценка усвоенных знаний, умений, навыков и корректировка действий субъектов учебного процесса).

Такой системе соответствует разработанный нами способ образно - логического обучения рисованию, который можно считать педагогической технологией, способствующей эффективности процесса обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда.

Созданный нами метод по своей сути созвучен с методом обучения, который известен в педагогической науке как словесно - наглядный или словесно - чувственный метод обучения великого дидакта Яна Коменского. При этом:

а) вместо дословного изложения текста (зубрежки) он ввел изложение текста по смыслу; б) учебный процесс был органически соединен с чувственным познанием, что увеличивало объем памяти; появилось общение за пределами занятия. Этот метод в различных видоизменениях применяется и сейчас во многих учебных заведениях.

Школа Я.Коменского выполнила социальный заказ времени своего времени по подготовке практических людей на основе грамотности. Однако, историческая ограниченность данной школы и связанные с ней недостатки породили противоречия современного учебного процесса, основные из которых

- ставка на память, на знания, а не на мышление. Однако даже феномен&ть ная память имеет предел, современные знания быстро устаревают, в то время как мышление беспредельно [140].

Диалектическое единство прямой и обратной связи в процессе познания позволяет человеку в своей интеллектуальной, социальной и предметно-вещественной деятельности дважды материализовать свои знания об окружающем мире: посредством системы понятий и посредством системы образов: зрительных, словесных, слуховых, образов движения. Следовательно, понятие (левополушарный тип мышления) и образ (правополушарный тип мышления) представляют единство противоположностей тех средств или тот способов, с помощью которых человек (ученик) может более эффективно познавать окружающий мир и решать проблемы творческого характера.

Общечеловеческая школа, исторически развиваясь по прямой связи, закономерно достигла на этой ступени своего логического предела, каковым является словесно - логический способ обучения, органически включающий словесно - догматический и словесно - наглядный способ обучения. Необходимость соблюдения диалектики закономерно выводит общечеловеческую школу на обратную связь, где господствующим будет являться образно - логический способ обучения, органически включающий свою диалектическую противоположность. При этом как законы формирования понятий, оперирования с понятиями и представления их в виде системы понятий, так и законы формирования образов, оперирования образами и представления их в виде системы образов различных видов искусства подчиняются одной и той же науке - логике. Нарушение этих законов ведет к неадекватному отражению человеческим сознанием окружающего мира, его искаженному преобразованию, которое с необходимостью проявляется в последствиях деятельности человека, например, в виде надвигающейся экологической катастрофы.

Все вышесказанное можно показать на схеме, предложенной А.И. Гончаруком, автором концепции школы XXI века [49] (Таб.1)

Следовательно, применение в учебном процессе диалектического способа обучения, включающего в себя словесно - логический и образно - логический способы как единство противоположностей позволяет подойти к решению проблемы гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса за счет материализации в нем философии посредством диалектики идей, пси хологии, а также различных видов искусства посредством системы предметных образов и режиссуры урока как практической психологи и педагогики.

Конечно, в начальных классах, нужно учитывать доминирование до определенного предела чувственного познания над логическим. Однако, в преподавании следует опереться на искусство, которое создает целостную картину мира, в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов, доступную даже маленьким дошкольникам и ученикам первоклассникам.

Образ в узком смысле - это собственно образ четырех видов (словесный, зрительный, слуховой и движения) как противоположность понятию. Образ в узком смысле обслуживает чувственное познание, а понятия, как элементы образов, в широком смысле обслуживают логическое познание.

Как видно из таблицы - учебный процесс вынужден опираться не на память и сообщенные знания, а на мышление и выводные знания.

Общую последовательность развития логических категорий характеризует следующим образом: «Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто - потом развиваются понятия качества... » [115, с.301. В приведенной методологии исследования (изучения) явлений и учебного процесса очевидна диалектика прямой (объект - субъект) и обратной (субъект - объект) связи, а также органическое единство формальной логики, диалектической логики и теории познания. Этой методологии мы и будем придерживаться при реализации образно - логического способа обучения рисованию на занятиях изобразительной деятельности и художественного труда.

Интеграция уроков ИЗО с другими предметами

Основываясь на теоретических положениях исследования и применения разработанной нами комплексной методики, способствующей развитию творческой деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства (ИЗО) и художественного труда, была организована опытно - экспериментальная работа в начальных классах средней школы.

Для определения уровня развития художественных способностей у детей использовались такие экспериментальные методы, как метод наблюдения детей на уроках ИЗО и метод тестирования, которому подвергались экспериментальная и контрольная группы. Чтобы получить результаты исследования, были взяты первые классы школ N 10, 35, 78 и 84 г. Красноярска, из которых 4-е было "экспериментальными" и 4-е - "контрольными". Чтобы в дальнейшем развивать творческие навыки у детей предстояло выявить, насколько ученик первого месяца работы владеет техникой рисования.

Анализ рисунков, выполненных школьниками самостоятельно доказал результативность экспериментального обучения на художественное развитие детей. Результаты, которые были получены при исследовании, являются показателем развития способностей у первоклассников в изобразительной деятельности.

Для подтверждения результатов был использован и ряд тестов, диагностирующих уровень развития у детей наглядно - образного мышления и эмоциональной восприимчивости.

С помощью этих тестов обследовались дети, обучавшиеся как по экспериментальной программе, так и по общепринятой программе начальной школы. В результате обследования были выявлены три уровня развития каждой из названных групп: 1 - высокий, 2 средний, 3 - низкий уровень.

В нашем исследовании для определения уровня развития творческих способностей детей, их работы анализировались по следующим признакам: 1. Уровень развития творческого воображения. 2. Уровень развития эмоциональной восприимчивости. 3. Уровень развития наглядно-образного мышления.

Первый тест "Составление изображений объектов". Этот тест позволяет диагностировать воображение. Ребенку предлагается нарисовать заданные объекты, пользуясь набором фигур (рис. 18). Объекты для рисования: лицо, клоун, домик, кошка, дождь, радость.

При этом учитывается, что каждую из фигур можно использовать многократно, меняя ее размеры, но нельзя применять другие фигуры или линии. Оценка результатов проводилась по ряду параметров: 1. Изображены ли все заданные объекты, 2. Реалистичность изображения (степень похожести на заданный объект). 3. Уникальность. 4. Количество использованных фигур.

По данным наблюдений за проявлением умений ребенка и сводным итоговым таблицам нами выделены и три уровня развития воображения.

Оценивание результатов проходило по трехбалльной шкале: 3 балла ставится в том случае, если все 6 объектов изображены реально и оригинально; все шесть похожи на заданные, использовались все фигуры; 2 балла. Средний уровень. Часть изображенных объектов были близки к реальности и оригинальны. Количество объектов 3-5, количество фигур 3-4; 1 балл. Низкий уровень. Все изображенные объекты не реальны, не оригинальны. Количество объектов 1-3, количество фигур 1 - 3 Результаты констатирующего эксперимента представлены в нижеследующих таблицах 3 -7.

Таким образом, на уровне констатирующего эксперимента в экспери- ментальных и контрольных группах умение учащихся воображать находится в целом на среднем уровне развития. Второй тест - «Заключение деталей в изображении».

Похожие диссертации на Дидактические условия развития воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства