Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия формирования интеллектуального интереса учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства Глазкова, Мария Евгеньевна

Педагогические условия формирования интеллектуального интереса учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства
<
Педагогические условия формирования интеллектуального интереса учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства Педагогические условия формирования интеллектуального интереса учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства Педагогические условия формирования интеллектуального интереса учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства Педагогические условия формирования интеллектуального интереса учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства Педагогические условия формирования интеллектуального интереса учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства Педагогические условия формирования интеллектуального интереса учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства Педагогические условия формирования интеллектуального интереса учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства Педагогические условия формирования интеллектуального интереса учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства Педагогические условия формирования интеллектуального интереса учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства Педагогические условия формирования интеллектуального интереса учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства Педагогические условия формирования интеллектуального интереса учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства Педагогические условия формирования интеллектуального интереса учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Глазкова, Мария Евгеньевна. Педагогические условия формирования интеллектуального интереса учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Москва, 2007

Содержание к диссертации

Введение

I Глава. Теоретические основы формирования интеллектуального интереса учащихся средствами русского народного искусства

1.1. Проблема понятия «интеллектуальный интерес» в педагогике и психологии 16

1.2. Познавательный интерес как основной компонент структуры формирования интеллектуальных интересов учащихся начальной школы 36

1.3. Интеллектуально-развивающий потенциал русского народного искусства в процессе формирования эмоционального отношения к его произведениям 54

1.4. Система исполнительских и творческих заданий по изучению русского народного искусства как основа развития способностей к самостоятельной изобразительной деятельности 68

II Глава. Содержание и методика эксперимента, анализ его результатов

2.1. Показатели и уровни сформированности интеллектуального интереса учащихся начальных классов на уроках по изучению русского народного искусства 87

2.2. Констатирующая оценка уровней сформированности интеллектуального интереса у учащихся начальных классов 92

2.3. Этапы формирования интеллектуального интереса на уроках по изучению русского народного искусства 109

2.4. Анализ результатов экспериментального обучения 136

3. Заключение 145

4. Библиография 149

5. Приложение 164

Введение к работе

Вступив в третье тысячелетие, современная школа, учитывая социально-экономические изменения в нашей стране, также изменяется и обновляется. Появилась необходимость формирования интеллектуально развитой личности с широким диапазоном интересов, активностью и гибкостью мышления, динамичностью мысли, способностью к оперативному принятию решений, быстрой и эффективной адаптации к новым условиям, к самопознанию, самоопределению и самоутверждению в быстро меняющемся, развивающемся мире.

Основным условием такого разностороннего развития личности является способность к интеллектуально-творческой деятельности, нетрадиционному решению поставленных задач, умение активно мыслить, стремясь к постоянному углублению и расширению имеющихся знаний не только в современном обществе, но и в быстро меняющемся будущем. Для того чтобы процесс познания стал внутренней потребностью, необходимо наличие многих условий, главным из которых выступает интеллектуальный интерес личности.

Интеллектуальный интерес способствует усилению таких личностных качеств человека, как активность, самостоятельность, эрудированность, под влиянием которых он развивается. Интеллектуальный интерес выражает отношение школьника к окружающей действительности и деятельности, связанной с ее изучением. По его проявлениям можно судить не только об уровне развития ребенка, но и о его перспективах, поскольку он обнаруживает себя особенно ярко в предпочитаемой деятельности. Целенаправленное формирование интеллектуального интереса имеет большое значение в процессе обучения и воспитания.

К сожалению, достаточно часто школьники обнаруживают равнодушие к учению, у них отсутствуют любознательность, эрудированность на занятиях. Они редко испытывают интеллектуальную радость и восхищение своими успехами и успехами других. А это, в свою очередь, является основной причиной снижения интереса к учению в целом как основной деятельности детей.

Малоизученным в деле формирования интеллектуального интереса представляется процесс работы учащихся начальной школы с подлинниками русского народного искусства. Народное искусство, прежде всего русское, содержит большие возможности в цикле учебных предметов и занимает одно из ведущих мест по силе эмоционально-чувственного влияния на учащихся, формирует ценностное отношение к явлениям действительности, учит понимать и охранять культурное богатство нации. Русское народное искусство, обладая большими познавательными, воспитательными и развивающими возможностями, способствует интеллектуальному развитию личности ребенка, во множестве своих проявлений оказывая воздействие на нее с самых ранних лет. Чем раньше начнется приобщение ребенка к русскому народному искусству, тем лучше его результат. Т. Я. Шпикалова подчеркивала: «История и жизнь народа, народные идеалы, народный характер находят отражение и в народном, и в профессиональном искусстве. Оригинальность мира свойственна народному мастерству и профессиональному художнику. Но основу для воспитания культуры во всей ее полноте и подлинности дает рано начавшееся систематическое общение с народным искусством» (182, с.220).

Изобразительное искусство разнопланово и многоаспектно, включает в себя научные факты из жизни, эволюцию, историю развития, знания из области гигиены и практической деятельности человека, а также художественные теории и закономерности, музыку (народный фольклор), скульптуру (лепку различных образов) и изобразительную деятельность. Специфика такой деятельности состоит в том, что посредством рисования школьники создают красивые и одновременно полезные вещи, которые, в свою очередь, радуют глаз, приносят эмоциональное удовлетворение не только авторам - исполнителям этих изделий, но и окружающим, что является общественно-одобряемой деятельностью. Кроме того, детям предоставляется возможность приобрести навыки работы со всевозможными инструментами, приспособлениями и материалами. Русское народное искусство как проявление народного творчества близко и понятно по своей природе учащемуся начальной школы своей простотой и завершенностью формы, обобщенностью образов и доступностью их выполнения.

Психофизиологическое развитие учащегося начальной школы таково, что дети еще не готовы выполнять длительные задания, они их утомляют, наводят скуку, и пропадает интерес к занятию, а при изучении народного искусства дети получают конечный результат своей изобразительной, творческой деятельности в короткий срок, что является стимулом для развития интереса. Полученные результаты имеют положительное, эмоциональное воздействие, а результат, воплощенный в продукте своей деятельности является залогом пробуждения интереса к последующим заданиям. Необходимо отметить, что изучение русского народного искусства включает в себя организацию выставок, в том числе и самими учащимися, посещение музеев, различные виды прикладной и художественной деятельности.

Однако в школьной практике недостаточно уделяется внимания возможностям русского народного искусства в процессе формирования интеллектуального интереса учащихся начальной школы. Это связано, прежде всего, с ликвидацией изостудий, учебно-художественных факультативов и кружков, сведением до минимума внеурочной и внеклассной работы, экскурсий, с недостаточным использованием объектов изобразительного искусства в учебном процессе большинством школ.

Вопросы использования народного декоративно-прикладного искусства в обучении школьников рассматривали Т. С. Комарова, О. С. Молотобарова, Р. А. Бардина, Т. Я. Шпикалова, В. С. Кузин, А. С. Хворостов, П. В. Лосюк.

Различные аспекты проблемы формирования познавательных и интеллектуальных способностей, умений исследованы в трудах многих психологов и педагогов: Б. Г. Ананьева, Д. Н. Богоявленского, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Г. С. Костюка, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева, О. К. Тихомирова и др.; дидактов: Ю. К. Бабанского, С. Л. Баранова, М. А. Данилова, А. Е. Дмитриева, М. И. Махмутова, П. И. Пидкасистого, М. Н. Скаткина, И. С. Якиманской и др. Эти авторы, имея каждый свой взгляд на проблему, едины в том, что не всякое обучение является развивающим и лишь в условиях развивающего обучения может быть эффективно решена проблема развития познавательного интереса и на его основе - интеллектуальных возможностей личности школьника (3, 33, 45, 54,142,197).

П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина устанавливают прямую зависимость между способом усвоения знаний и успешностью их применения на практике и показывают, что эффективность овладения знаниями зависит от значимости объекта для обучающегося.

Я. А. Коменский ввел в педагогику понятие «интерес», многие философы и педагоги стремились развить его. Ученые рассматривали его как средство обучения (Ю. К. Бабанский, И. Д. Синельникова, Д. И. Трайтак), как мотив деятельности (Л. И. Божович, А. Н. Маркова, Н. Г. Морозова), как устойчивое качество личности (Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин). Разработаны варианты критериев сформированности интересов (Н. А. Менчинская), изучены возможности содержания отдельных учебных предметов в формировании и развитии «интереса» на разных возрастных этапах (Г. Н. Белова, Г. Д. Кириллова, Н. И. Прокопенко и др.).

Научно-педагогические основы процесса формирования у школьников интереса к учебно-познавательной деятельности были разработаны и нашли широкое отражение у педагогов И. С. Якиманской, С. М. Бондаревской, С. В. Кульневича и др. Эта проблема в их понимании тесно связана с идеей эстетического, эмоционально-творческого развития личности.

В исследовании педагогов П. Р. Атутова, Л. Ю. Гордина, А. А. Пермякова, Г. И Щукиной, Ю. П. Сокольникова и психологов Л.С. Выготского, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. раскрываются теоретические основы формирования положительного отношения и интереса к учебному и общественно полезному видам деятельности.

В педагогической литературе определены условия и пути развития познавательных интересов (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, И. Д. Зверев, И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин, Д. И. Трайтак).

В исследованиях В. Н. Василенко, М. А. Некрасова, А. В. Бакушинского и др. определяются свойства, возможности и специфика народного искусства. Связь искусства с окружающей жизнью, художественное воспитание и развитие личности (Б. М. Теплов, Б. М. Неменский, Е. К. Квятковский, В. А. Сухомлинский и др.)

Таким образом, к настоящему времени накоплен ценный психолого-педагогический материал, который может служить основой для разработки обучения, предусматривающего одновременно формирование у учащихся системы научных знаний и развития интеллектуальных умений и способностей, познавательного интереса, раскрытия возможностей содержания отдельных учебных предметов в этой области. Современная школа пытается воспользоваться плодами данных исследований, но это лишь эпизодические действия, так как нет научно обоснованного подхода к формированию интеллектуального интереса у учащихся начальной школы средствами русского народного искусства. Объясняется это не только сложностью самой проблемы, но и недостаточностью научной разработки по формированию интеллектуального интереса.

Результаты анкетирования, бесед, не стандартизированного интервью показали, что учащиеся начальной школы обладают низким уровнем развития интеллектуального интереса. В процессе учебы у детей в начальной школе уровень развития интеллектуального интереса падает. Необходимо отметить, что дошкольники обладают высоким уровнем развития познавательного интереса, и в связи с этим необходимо констатировать факт отсутствия преемственности между познавательным интересом дошкольников и интеллектуальным интересом у учащихся начальной школы. Причиной описанного положения является недостаточная изученность условий целенаправленного формирования интеллектуального интереса учащихся начальной школы.

В современных условиях развитие интеллектуального интереса школьника, формирование у него базовых, интеллектуальных умений представляет собой актуальную проблему теории и практики обучения. Значимость формирования интеллектуального интереса в наиболее яркой форме проявляется на начальной ступени обучения, так как младший школьный возраст является сенситивным периодом для их становления. 

Общепедагогическую основу исследования составили теории: развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин); поэтапного формирования умственных действий (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин); личностно-ориентированного обучения (И. С. Якиманская, А. Маслоу, Е. В. Бондаревская); развития интереса (Л. И. Божович, Л. А. Гордон, Н. Д. Левитов, С. А. Рубинштейн, Г. И. Щукина, А. Н. Маркова, К. Г. Морозова); развития интеллекта (М. А. Холодная, В. Н. Дружинин, Ж. Пиаже, В. Штерн).

Актуальность проблемы. Детальный анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что различные аспекты проблемы формирования и развития интеллектуального интереса у учащихся в процессе различных видов учебно-воспитательной деятельности разработаны и освещены с достаточной полнотой. Данной проблеме посвящено большое количество разноаспектных направлений, в которых исследуются: интеллектуальное развитие, интеллектуальные умения, формирование и развитие познавательных интересов при изучении различных учебных предметов, раскрытие возможности, роли и функций народного искусства в учебно-воспитательной деятельности учащихся. Но в практике преподавания народного искусства в начальной школе они не отражены, не выявлены также учебно-воспитательные возможности предмета изобразительного искусства по изучению русского народного искусства в целях формирования устойчивого интеллектуального интереса у детей. В психологии и педагогике отсутствуют специальные исследования, посвященные проблеме использования русского народного искусства как средства формирования интеллектуального интереса учащихся начальной школы.

В массовой учебно-воспитательной практике начального обучения учителями еще недостаточно реализуется в этих целях содержание уроков русского народного искусства. Не определены педагогические условия, пути и средства формирования интеллектуального интереса в процессе изучения русского народного искусства.

Наблюдается противоречие между потребностями современного общества, которому необходим человек с гибким мышлением, быстрой реакцией на происходящие изменения, высоким уровнем развития интеллектуального интереса и уровнем интеллектуального развития молодежи, школьников, во многом зависящего от реализации в обучении потенциала русского народного искусства.

Выделенное противоречие позволило установить несоответствие между требованием, предъявляемым к качеству образования школьников, и уровнем развития интеллектуального интереса у детей начальной школы, которые обусловили актуальность и выбор темы нашего исследования: «Педагогические условия формирования интеллектуального интереса учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства».

С учетом этого противоречия определена проблема исследования, которая направлена на разрешение противоречия между значением формирования интеллектуального интереса личности младшего школьника и недооценкой роли методов, приемов и средств, способствующих эффективному процессу его формирования на уроках по изучению русского народного искусства.

Данная проблема обусловила цель исследования.

Цель исследования состояла в том, чтобы на основе анализа состояния художественного образования в начальной школе выявить эффективные условия и пути формирования интеллектуального интереса у младших школьников средствами русского народного искусства. Поскольку проблема формирования интеллектуального интереса учащихся является многоаспектной, мы ограничили свое исследование рассмотрением развивающего потенциала русского народного искусства и его влияния на формирование интеллектуального интереса учащихся начальной школы.

Объект исследования: процесс обучения учащихся в начальной школе русскому народному искусству.

Предмет исследования - выявление педагогических условий процесса формирования интеллектуального интереса в системе занятий по русскому народному искусству.

Изучение литературы, затрагивающей проблему исследования, опыт работы в школе и в системе дополнительного образования, а также самостоятельная изобразительная деятельность учащихся позволили выдвинуть следующую гипотезу:

Эффективное формирование интеллектуального интереса у учащихся начальной школы осуществляется если:

- разработанная система изобразительно-познавательных заданий по изучению русского народного искусства обеспечивает развитие способности к самостоятельной, творческой изобразительной деятельности;

- целенаправленное формирование эмоционального отношения к произведениям русского народного искусства способствует развитию эмоциональной, познавательной и творческой активности учащихся.

На основе выдвинутой рабочей гипотезы были сформированы задачи исследования:

1. Разработать структуру, содержание, показатели и критерии формирования интеллектуального интереса в художественно-познавательной деятельности учащихся начальных классов.

2. Выявить психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование интеллектуального интереса на занятиях по изучению русского народного искусства.

3. Экспериментально проверить эффективность выявленных педагогических условий по формированию интеллектуального интереса.

4. Разработать и проверить опытным путем методические рекомендации для учителей начальной школы, по формированию интеллектуального интереса у учащихся на занятиях по изучению русского народного искусства.

Для проверки гипотезы и реализации поставленных задач использовались теоретические, эмпирические и социологические методы исследования:

- изучение и анализ научной литературы по педагогике, психологии, социологии, по теории и методике преподавания народного искусства, а также школьных учебных планов, программ, учебников, учебных пособий и рекомендаций, нормативных документов и диссертационных работ по теме исследования;

- педагогический эксперимент, анализ, обобщение и апробация результатов исследования;

- педагогические наблюдения, беседы с учащимися и учителями, анкетирование, анализ ответов учащихся, анализ творческих изобразительных работ учащихся;

- качественный и количественный анализ результатов экспериментального обучения.

Научная новизна нашего исследования состоит в том, что:

- определен интеллектуально-развивающий потенциал русского народного искусства;

- выявлены и описаны педагогические условия эффективного формирования интеллектуального интереса в художественно-познавательной деятельности учащихся начальной школы (отбор содержания русского народного искусства, обеспечивающего формирование эмоционального отношения к произведениям русского народного искусства; развитие способностей к самостоятельной творческой изобразительной деятельности; предоставление возможностей реализации знаний, умений, навыков и творческих замыслов в самостоятельной изобразительной деятельности);

- разработана и апробирована система изобразительно познавательных заданий по изучению русского народного искусства.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- разработаны теоретические основы формирования интеллектуального интереса в процессе изучения русского народного искусства учащихся начальной школы;

- определено понятие интеллектуального интереса как устойчивой избирательной направленности личности обучающегося на познание произведений, видов, традиций русского народного искусства, способствующей формированию познавательного опыта, способностей к его развитию, преодолению трудностей в создании художественного образа; желание и умение творчески решать нестандартные задания и умение воплощать их в самостоятельной творческой изобразительной деятельности;

- дополнены теоретические основы педагогики художественного образования и художественно-творческого развития учащихся начальных классов в процессе изучения русского народного искусства системой исполнительских упражнений и творческих заданий;

- выявлена взаимосвязь учебно-познавательной деятельности (изучение русского народного искусства) и формирования интеллектуального интереса учащихся начальной школы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе обобщения результатов экспериментального исследования проблемы формирования интеллектуального интереса в процессе изучения русского народного искусства разработана система упражнений и творческих заданий, способствующих эффективному формированию интеллектуального интереса учащихся начальной школы. Выработаны рекомендации по использованию разработанной учебно-методической системы творческих заданий, которая обогащает методику обучения, помогая преподавателям изобразительного искусства начальной школы оптимизировать процесс обучения.

Этапы исследования:

Первый этап включал изучение и анализ источников по проблеме формирования интеллектуального интереса. Определялись понятие «интеллектуальный интерес», его компоненты и структура процесса формирования. Изучались возможности и особенности русского народного искусства как средства формирования интеллектуального интереса у учащихся начальных классов. Особое внимание уделялось наблюдению за развитием эмоционального отношения к произведениям русского народного искусства у учащихся начальных классов.

Второй этап - разработка проспекта исследования, определение критериев и показателей сформированности интеллектуального интереса у учащихся начальной школы, обработка данных констатирующего эксперимента, разработка системы исполнительских и творческих заданий по изучению русского народного искусства.

Третий этап - экспериментальное исследование (формирующий эксперимент) по апробации системы исполнительских и творческих заданий формирования интеллектуального интереса у учащихся начальной школы, проверке разработанных показателей, анализ и обработка результатов формирующего эксперимента, формулировка выводов и теоретических обобщений, оформление текста диссертации.

Объективность исследования подтвердилась длительностью эксперимента, его повторяемостью и контролем, анализом результатов обучения учащихся экспериментальных и контрольных классов.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования рассматривались на заседаниях кафедры педагогики ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет», докладывались на конференциях факультета Изобразительного искусства и народных ремесел ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет», а также в публикации статей. 

Внедрение результатов исследования. Педагогические условия эффективного процесса формирования интеллектуального интереса у младших школьников в процессе обучения народному искусству использовались в работе учителей начальных классов общеобразовательной школы. Разработанный дидактический комплекс средств наглядности использовался в школе № 7 г. Мытищи Московской области и при проведении занятий на курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства. На защиту выносится:

1. Педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование интеллектуального интереса учащихся начальной школы в процессе изучения русского народного искусства:

а) развитие познавательного интереса учащихся начальных классов;

б) формирование эмоционального отношения к произведениям русского народного искусства (эмоциональное восприятие произведения искусства);

в) построение системы художественно-познавательной деятельности (сравнение, выработка умений и навыков, овладения способами изобразительной деятельности);

г) развитие способностей к самостоятельной изобразительной деятельности (творческому поиску) (формирование умений композиционных, цветовых, колористических решений и т.п.)

2. Показатели сформированности интеллектуального интереса: эмоциональное отношение к произведениям русского народного искусства, интеллектуально-познавательная активность, результат изобразительно познавательной и творческой изобразительной деятельности (результат обучения);

3. Критериями определения уровня сформированности интеллектуального интереса выступают: описание предмета по характерным признакам, выражение своего отношения к произведению, росписи и т.д., определение наиболее интересных непонятных или необычных элементов, особенностей произведения; определение сложных задач, для которых необходимо самостоятельное или коллективное добывание информации, постановка задач, необходимых для выполнения изобразительного задания; четкое и аккуратное выполнение заданного элемента, правильное сочетание заданного элемента и самостоятельно добавленного учащимся, сложность самостоятельного добавленного элемента; аккуратность выполнения задания, соблюдение традиций росписи, колорита, композиции и т.д.; индивидуальность и самостоятельность в выполнении изобразительного задания.

4. Система исполнительских упражнений и творческих заданий по изучению русского народного искусства как основа формирования способности к самостоятельной изобразительной деятельности.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Объем диссертации -190 страниц. Основного текста - 148 страницы, список литературы насчитывает 197 наименований. Включены 3 схемы, 3 графика, 4 диаграммы, 13 таблиц и 26 рисунков, из них 14 рисунков учащихся начальных классов.

В приложении к диссертации даны разработанные автором система исполнительских упражнений и творческих заданий по изучению мезенской росписи и хохломской росписи; анкеты - вопросники; репродукции изделий автора, которые являлись наглядными пособиями в процессе изучения русского народного искусства и рисунки учащихся начальных классов. 

Проблема понятия «интеллектуальный интерес» в педагогике и психологии

Важность формирования интеллектуального интереса в процессе обучения не вызывает никаких сомнений. Но вопрос о том, каким образом достичь большего эффекта в процессе его формирования, до сих пор не нашел своего окончательного и однозначного ответа. Решение этой проблемы невозможно без исследования сущности понятия «интеллект» и «интерес», которое позволит выявить тенденции и закономерности для нахождения оптимального сочетания условий эффективного формирования.

Научное представление о законах развития личности строится в педагогике с учетом философских концепций, психологических, социологических и анатомических закономерностей развития. Поэтому свое исследование формирования интеллектуального интереса учащихся начальной школы в процессе изучения русского народного искусства мы сочли необходимым провести с опорой на пограничные с педагогикой науки.

Для того чтобы определить понятие «интеллектуальный интерес», в первую очередь необходимо рассмотреть понятия «интеллект» и «интерес».

Мы начнем с рассмотрения понятия «интеллект». Вопросы изучения интеллекта нашли свое отражение в трудах зарубежных исследователей (Г. Дж. Айзенк, А. Бине, Д. Векслер, Ф. Верной, М. Вертхеймер, Ф. Гальтон, Дж. Гилфорд, М. Доналдсон, В. Келер, Ж. Пиаже, К. Спирмен, Л. Терстоун, В. Штерн, и др.) и известных отечественных ученых (М. К. Акимова, И. А. Васильев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. Н. Дружинин, А. 3. Зак, А. Р. Лурия, В. В. Петухов, С. Л. Рубинштейн, О. К. Тихомиров, М. А. Холодная и др.).

Философия определяет интеллект как: - «способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т. п.» (169, с.210); - понятие, разум, ум, рассудок, способность мышления, рациональное познание (170); - способность мышления, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта; разумному поведению в проблемных ситуациях (157); В психологии понятие «интеллект» раскрывается следующим образом: - понимание, познание, постижение, разумение; в широком смысле -это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущений и восприятия до мышления и воображения; в более узком смысле - мышление (6); - «это то, что измеряют тесты интеллекта», - пишет А. Бине (139, с.138) - «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида» (141, с. 142); - (по Дж. Томсону) «это не прямо идентифицируемая характеристика, а абстрактное понимание понятия, которое упрощает и суммирует определенные поведенческие характеристики» (173, с. 122); - (по С. Боману) «это не реальное свойство разума, а просто характеристика личности вместе с ее собственными действиями» (173, с.122); - (по Г. Дж. Айзенку) «это общая умственная способность, которая определяет в большей или меньшей степени наш успех в самых разнообразных интеллектуальных (умственных) задачах» (7, с.22); при этом Айзенк считает основным критерием интеллекта скорость протекания мыслительных процессов; - (по мнению Р. Зиглера и Д. Ричардса) «интеллект - это понятие, которое нельзя определить через какие-либо отличительные особенности, но только через определенное количество поведенческих «прототипов»; - Дж. Томпсон считает, что «интеллект - это не прямо идентифицирующее психическое качество, а всего лишь абстрактное понятие, которое упрощает и суммирует определенные поведенческие проявления»; - П. Гилфорд рассматривает интеллект как способность обрабатывать информацию, причем под информацией он понимает весь спектр восприятия человека; - по мнению Беринга, в действительности интеллект - это то, что измеряют интеллектуальные тесты; - Д. Векслер определяет интеллект как «обобщенную, глобальную способность индивида к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром» (153, с.48). Многие современные психологи считают, что термин «интеллект» является синонимом термина «ум» (74, с.7). «Достаточно ошибочно сводить интеллект к мышлению, с чем мы часто сталкиваемся в высказываниях некоторых психологов. Мыслительные способности составляют основу интеллекта, являются по отношению к нему системообразующим фактором, но не всей системой. Наряду с ними неотъемлемыми элементами интеллекта следует считать и другие виды способностей: аттенционные, мнемические, имажинитивные и др.» (58). В. Н. Дружинин считает, что интеллект не имеет однозначной структуры, его проявления многообразны и неоднозначны (59).

Понятие «интеллект» разными авторами определяется по-разному. Но, исходя из этих понятий, можно сказать, что термином «интеллект» чаще всего обозначается комплекс способностей, необходимых для достижения успеха в определенной сфере деятельности. В ряде психологических концепций отождествляется с системой умственных действий, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуациям, активирующим познавательную активность и др.

Дженсен, Айзенк, Херристайн и др. рассматривают «операциональное» определение интеллекта не как ступень в развитии теории, а как достаточное основание для построения теории. Понятие становится основой для измерения реальности, поскольку утверждается, что интеллект определяется методом его измерения. Такая точка зрения подводит к тому, что вне процесса тестирования термин «интеллект» теряет всякий смысл, так как он противопоставляется естественным проявлениям интеллектуальной активности (обыденному интеллекту), творческим и интеллектуальным возможностям (креативности), эффективности социального познания (социальной компетентности). Возникшую в тестологии кризисную ситуацию можно выразить двумя словами: «интеллект исчез». Тестологические исследования интеллекта, проводившиеся на протяжении столетия, не привели к выяснению природы интеллекта, но в них накоплен огромный по объему эмпирический материал о результативных свойствах человеческого интеллекта и о классификации различных задач, инициирующих те или иные интеллектуальные качества личности.

Неконструктивность и научная несостоятельность тестологических теорий активизировали экспериментально-психологические теории интеллекта, разрабатываемые в русле различных зарубежных и отечественных подходов, ориентированные на выявление механизмов интеллектуальной активности. Выделим условно следующие основные подходы, для каждого из которых характерна определенная трактовка природы интеллекта.

Интеллектуально-развивающий потенциал русского народного искусства в процессе формирования эмоционального отношения к его произведениям

В данной главе мы считаем необходимым рассмотреть процесс изучения русского народного искусства, его особенности, возможности, функции и специфику в процессе формирования интеллектуального интереса учащихся начальной школы.

Для этого необходимо раскрыть особенности организации изобразительно-познавательной деятельности, направленной на формирование эмоционального отношения к произведениям русского народного искусства.

Сущность, условия формирования отношения к действительности и искусству были определены в трудах философов, искусствоведов, педагогов и психологов: А. М. Бурова, Л. С. Выготского, Н. Н. Волкова, Н. А. Дмитриевой, В. И. Запорожец, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьева, А. Г. Егорова, В. И. Киреева, Б. Т. Лукьянова, Б. Т. Лихачева, Б. В. Нешумова, М. Ф. Овсянникова, П. М. Якобсона и др.

Разработаны системы обучения и воспитания средствами искусства, которое оказывает огромное влияние на формирование и развитие личности (Б. М. Теплов, Б. Л. Юсова, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский и др.). Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека, а русское народное искусство является его неотъемлемой частью, известный психолог Б. М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека - не только воображение и чувство, что представляет само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности» (163). А. Канцедикас пишет: «Духовное богатство, высокая содержательность, отсутствие второстепенных, малозначимых смысловых элементов, то есть сам характер информации, заключенный в произведениях народного искусства, обусловливает такие существенные качества принятой в нем художественной системы, как поэтичность, декоративность, неизменно подчеркиваемые исследователями изобразительного фольклора всех стран. Как самые обыденные сюжеты не могут существовать в устном народном творчестве вне их поэтического осмысления (в противном случае они просто не имеют права на жизнь), так и в изобразительном искусстве народа «поэтический, волшебный реализм» (по образному и весьма точному определению В. Н. Василенко) служит непреложной основой, своего рода художественным методом» (82). Исследователи народного искусства В. Н. Василенко, М. А. Некрасова, Т. Я. Шпикалова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина и др. отмечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство изобразительного языка, человечность, связь с окружающей жизнью. Главной особенностью содержания русского народного искусства является наличие традиций. Традиционность народного искусства имеет глубокие корни уходящие в глубину веков. Столетиями отбирались и отрабатывались характерные черты того или иного вида росписи, ее колорит, композиционный строй, элементы (124). Традиция в русском народном искусстве предстает как историческая преемственность идейно-интеллектуальных и художественно изобразительных достижений предшествующих поколений. Все эти достижения хранят в себе произведения русского народного творчества, выдержанные в рамках традиции и в то же время глубоко индивидуальные в исполнении. Все это позволяет расширить знания, умения и навыки в области русского искусства, раскрывает социальное значение этого искусства, учит бережному обращению с наследием. В процессе изучения русского народного искусства необходимо проводить сравнительный анализ произведений, определять их закономерности и особенности. Изучение нового вида народной росписи необходимо начинать с известных детям основ изобразительной передачи, жанра, вида росписи и т.п. Изобразительная деятельность, как исполнительская, так и творческая, является проявлением эмоционального отношения к изучаемому предмету и средством развития творческой инициативы и интеллектуальных чувств, таких как любознательность, удивление, сомнение, удовлетворение, возникновение вопросов и возможность на них ответить. Развиваются они в процессе активной изобразительно-познавательной деятельности, в которой заключено изучение устоявшихся традиций русского народного искусства. Умение учащихся понимать содержание изображений, особенности видов росписи в русском народном искусстве, определение отличий и сходств - все это является действенным средством формирования эмоционального отношения к произведениям русского народного искусства. Формирующее воздействие русского народного искусства усиливается в том случае, если ученики не только учатся понимать народное искусство, но и создают свои произведения (самостоятельно и, что очень важно, своими руками) с учетом тенденции развития промысла в современности и будущем. Формирование интеллектуального интереса в процессе изучения русского народного искусства происходит через восприятие прекрасного, в различных произведениях народного творчества. Наша педагогическая практика показывает, что процесс познания особенностей произведений русского народного искусства и изобразительно-познавательная деятельность учащихся не только удивляют и привлекают внимание различными моментами, например новыми, впервые увиденными подлинными произведениями русского народного искусства, приемами стилизации, изображения, пособиями по выполнению росписи, разнообразием красок, возможностью выполнить подобное, но и эмоционально настраивает школьников на процесс изучения.

Показатели и уровни сформированности интеллектуального интереса учащихся начальных классов на уроках по изучению русского народного искусства

Сложность исследуемого нами процесса (формирование интеллектуального интереса) заключается в том, что в психолого-педагогической литературе нет единого подхода к выявлению показателей сформированности интеллектуального интереса учащихся начальной школы в процессе обучения в целом и обучении русскому народному искусству в частности.

В соответствии с гипотезой, целью и задачами нашего исследования мы сочли необходимым выбрать такие показатели, которые отражают структуру формирования интеллектуального интереса, учитывают специфику процесса изучения русского народного искусства (возможности, особенности, содержание, виды деятельности, специфику художественной деятельности и т. п.), возрастные особенности младшего школьного возраста.

Мы определили следующие показатели: - эмоциональное отношение к произведениям русского народного искусства; - интеллектуально-познавательная активность в изучении русского народного искусства; - изобразительно-познавательная деятельность (выполнение исполнительских упражнений); - результат творческой изобразительной деятельности (результат обучения). Эмоциональное отношение к произведениям русского народного искусства - определяет познавательную направленность интересов школьников. При наличии эмоционального отношения учащиеся стремятся не только заниматься определенным видом деятельности, но и непосредственно познавать его тонкости, особенности и совершенствуются в изобразительно-познавательной деятельности. Интеллектуально-познавательная активность - четко проявляется в процессе изучения произведений русского народного искусства. Обнаруживает и управляет процессом формирования интеллектуального интереса, оказывает существенное влияние на изобразительно-познавательную деятельность. Изобразительно-познавательная деятельность - потребность решать изобразительно-познавательные задачи, возможность применять полученные знания, умения и навыки на практике. В процессе изучения русского народного искусства изобразительная деятельность выступает как преобладающая деятельность учащихся. Поэтому формирование интеллектуального интереса учащихся происходит в процессе активной, целенаправленной, самостоятельной, изобразительно-познавательной деятельности. Результат изобразительно-познавательной деятельности учащихся - это результат выполнения исполнительского упражнения. Результат творческой изобразительной деятельности - успешный результат выполнения русской народной росписи - сформированный интеллектуальный интерес учащегося начальных классов. Мы определяем высокий результат творческой, самостоятельной изобразительной деятельности как показатель сформированности интеллектуального интереса. Выполнение творческого задания требует не только самостоятельной изобразительной деятельности и применения знаний, умений и навыков, но и умения, желания создать новое, неповторимое изделие, готовность самостоятельно, творчески добыть и оперировать необходимыми для этого дополнительными знаниями при этом, не выходя за рамки конкретного вида росписи. В нашем исследовании «результат творческой изобразительной деятельности» как показатель сформированности интеллектуального интереса наполняется новым содержанием. В его состав наряду с общепринятыми требованиями мы вводим успешность выполнения творческих, индивидуальных и нестандартных заданий. Их решения предусматривают не только хорошее владение знаниями, умениями и навыками по теме, но и увлеченность этой темой, знание обширного историко-искусствоведческого материала, тенденций развития видов росписей в будущем, проявление творческой инициативы в выполнении изобразительного задания. Успешный результат неизменно влечет за собой потребность в дальнейшей изобразительно-познавательной и творческой изобразительной деятельности. Все это свидетельствует о наличии сформированного интеллектуального интереса у учащихся начальных классов. Необходимо более подробно рассмотреть характеристики обозначенных нами показателей относительно уровней формирования интеллектуального интереса. Эмоциональное отношение к произведениям русского народного искусства. Низкий уровень - определяет ситуативный, эпизодический характер. Возникает к внешне ярким, очевидным сторонам предмета. Проявляется низкая степень осознанности. Характерны низкая успеваемость, неустойчивое внимание, постоянные вопросы, носящие поверхностный характер. Выбор задач репродуктивного характера, минимальная самостоятельность при затруднениях и низкая случайная удовлетворенность процессом познания. Средний уровень - относительно устойчив. Характеризуется стремлением школьников к поиску разнообразных путей решения различных заданий. При этом учащийся достаточно осознанно может объяснить решение изобразительно-познавательного задания. Он выбирает задачи поискового характера и нуждается в помощи учителя. Часто наблюдается положительная эмоциональная удовлетворенность процессом познания. Высокий уровень - характеризуется устойчивостью, высокой степенью осознанности, стремлением решать сложные творческие изобразительные задания с элементами исследовательской изобразительно-познавательной деятельности. У учащихся возникает много вопросов, направленных на установление связей между изучаемыми произведениями и видами росписи русского народного искусства. Учащиеся выбирают творческие изобразительные задания, позволяющие проявлять самостоятельность и творческую свободу в изобразительно-познавательной деятельности. Обозначая уровни формирования показателей - эмоционального отношения к процессу изучения русского народного искусства, мы ориентируемся на работы А. К. Макаровой и Г. И. Щукиной. Интеллектуально-познавательная активность. Низкий уровень - основанный на репродуктивно-подражательной деятельности. Интеллектуально-познавательная активность проявляется в работе на основе образцов, шаблонов и примеров. Средний уровень - поисково-исполнительская деятельность. Осуществление интеллектуально-познавательной деятельности происходит на основе эмоционального отношения учащихся к поставленному заданию и самостоятельному поиску возможности его решить. Высокий уровень - творческая интеллектуально-познавательная активность в познании вида росписи русского народного искусства. Постановка ряда определенных заданий осуществляется учащимися самостоятельно. Интеллектуально-познавательная активность направлена на поиски индивидуальных, оригинальных, нестандартных путей решения поставленных заданий.

Этапы формирования интеллектуального интереса на уроках по изучению русского народного искусства

Результаты констатирующего эксперимента подтверждают необходимость проведения целенаправленной педагогической работы по формированию интеллектуального интереса у учащихся начальной школы в процессе изучения русского народного искусства.

Мы установили показатели и критерии, позволяющие определить уровень сформированности интеллектуального интереса и возможности его развития у детей начальных классов. Необходимо проследить эффективность влияния предлагаемых нами педагогических приемов и выявленных показателей, которые отражают не только характерные условия для формирования интеллектуальных интересов, но и особенности педагогической работы в начальной школе.

В ходе наблюдений, бесед с учителями начальных классов и педагогами, преподающими изобразительное искусство в начальных классах, было выявлено, что в общеобразовательных школах уроки по изучению русского народного искусства носят ознакомительный характер. Изобразительная деятельность предоставляет учащимся возможность попробовать свои силы в выполнении основных элементов, но не творческого изобразительного задания.

Анкетирование и беседы с учащимися, которые в оценке любимых и интересных предметов отдали предпочтение уроку изобразительного искусства, показали, что данные уроки интересны им, прежде всего, занимательностью, возможностью рисовать, фантазировать, выполнять индивидуальные творческие изобразительные задания. Изучение читательских приоритетов и увлечений, не относящихся к школе, показало, что 14% от общего количества прочитанного учащимися начальных классов носит интеллектуально-познавательный характер и в процессе учебы в начальной школе этот процент практически не увеличивается. Занятием изобразительным искусством (в изостудии, художественной школе, школах эстетического развития и т.п.), рисованием увлекаются (по обобщенным сведениям из нескольких школ) 9% и в процессе учебы в начальной школе эта цифра увеличивается до 28%.

Первый этап формирования интеллектуального интереса - развитие эмоциональной сферы детей. На этом этапе мы старались вызывать у детей положительные эмоции к изучаемому предмету, к изучению технологии росписи, элементам, сюжетам и т.д., поэтому максимально использовали занимательность.

Для эффективного формирующего процесса у учащихся необходимо наличие минимального запаса знаний, умений навыков. Поэтому на данном этапе формирование интеллектуального интереса осуществлялось овладением основными понятиями, видами, сюжетами росписи. Дополнялись, расширялись и углублялись познания учащихся о действительности, обозначалась значимость изучаемого предмета или росписи в прошлом и настоящем. Учащиеся рассматривали предметы быта, изучали композицию, колорит, ритм, определяли основные отличия, затем рисовали, выполняя предложенные упражнения: орнаменты, элементы росписи, элементы сюжетных композиций и др. Учащиеся должны были не только выполнить элемент правильно, точно и аккуратно, но и добавить в него свой элемент, который придавал бы ему лаконичное завершение.

Необходимо заметить, что на данном этапе мы уделяли внимание развитию волевых качеств: точности, аккуратности при рисовании, одинаковости в рисунке, доведения начатого рисунка до завершения, внесения дополнений и изменений в упражнения. Приведем примеры некоторых уроков, которые дают представления о характере формирующего эксперимента: Тема урока «Цветы», 1-й класс Цель урока - научить детей выполнять цветы хохломской росписи с передачей формы и особенностей различных видов. Интеллектуальный интерес учащихся 1-го класса формировался на основе различных знаний о цветах и возможности создавать характерный стилизованный образ - форму цветка при помощи различных видов стилизации. Первый момент - это занимательность задания. Учитель задавал вопрос: «Чем отличаются, по вашему мнению, полевые и садовые цветы?» Дети охотно старались ответить на вопрос. Затем учитель задавал вопрос: «Как изменяются (стилизуются) полевые и садовые цветы?» Учитель рассказывал об особенностях, характере выполнения, объясняя этапы изображения различных цветов, отличие натуральных цветов и стилизованных. Учащимся предоставлялась возможность учащимся выразить свое личное отношение к разным цветам. Для этого учитель задавал вопрос: «Какие цветы вам больше всего нравятся? Почему?» Метод эмоционально-образного воздействия способствовал развитию у детей эмоционального отношения к предмету познания и изучения (произведения русского народного искусства). Далее дети по выбору рисовали наиболее понравившийся цветок из перечня представленных. Выполнение самостоятельного творческого задания требовало не только знаний, как это сделать (нарисовать), но и умений и навыков, поэтому необходимо было выполнить упражнение (исполнительское), направленное на изучение основных приемов рисования цветов. Необходимо отметить, что уровень рисования учащихся в 1-м классе разный, поэтому учитель оказывал помощь в выполнении исполнительского упражнения. Упражнение заключалось в рисовании цветов различных форм, размеров и колорита. Работы учащихся рис. 8.1 (а, б), 8.2 (а, б), 8.3 (а, б, в) (см. приложение, с. 184).

В творческой изобразительной работе перед учащимися была поставлена задача: не просто правильно выполнить цветы (роспись), а составить композицию из них или нарисовать цветок на веточке (букет). Детям предоставлялась свобода выбора при сочетании цветов (полевые и садовые). Наглядное пособие - рис. 8.4 (см. приложение, с. 184).

При подведении итогов учитель обращал внимание на работы учащихся, в которых была попытка выполнить стилизацию цветка в традиционной композиции росписи, а также новую стилизацию. Указывал на элементы, которые выполнены правильно и, в которых присутствуют ошибки. Учитель объяснял, как исправить ошибки и в последующем рисовать без неудач. Практически все учащиеся старались выполнить сложное задание (89%). Безусловно, не всем удавалось в полной мере справиться со сложной композицией, но то, что они ставили перед собой цель выполнить сложное задание и пытались его завершить, свидетельствовало о начальной стадии формирования интеллектуального интереса.

Похожие диссертации на Педагогические условия формирования интеллектуального интереса учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства