Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Формирование эстетических интересов у учащихся 5-8 классов на занятиях мировой художественной культуры как важнейший фактор эстетического образования и воспитания школьников 17
І.І. Психолого-педагогическое обоснование эстетического образования и воспитания школьников в современных условиях общеобразовательных школ 17
І.ІІ. Эстетические интересы в системе эстетического образования и воспитания школьников 29
І.ІІІ. Место и роль курса мировой художественной культуры в 5-8 классах в эстетическом воспитании и духовном развитии школьников 40
ГЛАВА II. Экспериментальная методика формирования эстетических интересов у учащихся 5-8 классов в процессе изучения курса мировой художественной культуры в системе негосударственных образовательных учреждений 48
II.I. Содержание и обоснование экспериментальной программы курса мировой художественной культуры для 5-8 классов с учетом специфики негосударственных образовательных учреждений 48
II.II. Индивидуальные и возрастные особенности формирования эстетических интересов у учащихся 5-8 классов на занятиях мировой художественной культуры 77
П.Ш. Педагогические условия активизации эстетических интересов у учащихся 5- 8 классов в процессе изучения курса мировой художественной культуры 85
Заключение 117
Список литературы 120
- Психолого-педагогическое обоснование эстетического образования и воспитания школьников в современных условиях общеобразовательных школ
- Место и роль курса мировой художественной культуры в 5-8 классах в эстетическом воспитании и духовном развитии школьников
- Содержание и обоснование экспериментальной программы курса мировой художественной культуры для 5-8 классов с учетом специфики негосударственных образовательных учреждений
- Педагогические условия активизации эстетических интересов у учащихся 5- 8 классов в процессе изучения курса мировой художественной культуры
Введение к работе
Актуальность исследования. В современных условиях коренной перестройки всех сфер жизнедеятельности нашего общества особое значение приобретает эстетическое образование, воспитание и развитие подрастающих поколений. То есть условия гуманизации и демократизации образования определяют собой важность эстетического образования современной молодежи, формирования ее духовного мира, духовной культуры.
И как совершенно правильно подчеркивается в решении Коллегии Министерства образования Российской Федерации «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» (24 мая 1995 г.), ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире, приводит к необходимости гуманизации образования и возрастанию ценности эстетического образования школьников в Российской Федерации.
Следует подчеркнуть, что в последние годы различные типы образовательных учреждений (лицеи, гимназии, школы с углубленным обучением искусству, профильные художественные классы, эстетические центры и т.д.) создают благоприятные условия для обучения искусству. Такие же благоприятные условия предоставляют, в силу своей специфики, и негосударственные образовательные учреждения.
Особую роль в эстетическом образовании и формировании духовной культуры современных школьников играет курс мировой художественной культуры, являющийся своеобразным синтезом теоретических основ различных видов искусства, а также литературы, разделов культуры отечественной и зарубежной истории.
И не случайно в указанном выше решении Коллегии Министерства образования отмечается, что в общеобразовательных учреждениях в настоящее время системный подход к эстетическому образованию осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», «Хореография», а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования. В базисном учебном плане предметная область «Искусство» охватывает значительное образовательное пространство, которое состоит как из отдельных дисциплин, так и из различных интегрированных курсов, получивших возможность преподавания благодаря базисному учебному плану.
И далее раскрывается основное содержание эстетического образования в современных условиях, а именно:
— эстетическое образование должно включать в себя народное искусство и профессиональное искусство как важнейшие составные части единого процесса, обеспечивающего гармоническое развитие личности. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, дальнейшее развитие традиций народного искусства.
В настоящее время становится возможным строить образование с учетом многовекового культурного наследия всех народов России, реализовать «связь времен», связь и целостность художественного развития музыкального и устного фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства, по-иному оценить вклад культуры народов России в мировую культуру.
Содержание художественно-эстетического образования должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира. От родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре — таким видится путь познания национальных и мировых культурных ценностей.
Художественно-эстетическое образование должно помочь каждому человеку освоить ценности общечеловеческие и этнокультурные (Решение Коллегии Министерства образования Российской Федерации «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях», М, 24.05.1995 г., с.8).
Проблема эстетического воспитания молодежи и, соответственно, его основных структурных компонентов (эстетического восприятия, вкуса, эстетических интересов, потребностей и т.д.) давно привлекала внимание философов, искусствоведов, педагогов, психологов, методистов, писателей, художников, музыкантов. Так, в 20-е годы нашего столетия большое внимание проблемам эстетического воспитания и образования уделяют такие известные отечественные у ученые и деятели культуры, науки и искусства, как А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, М.Н. Бахтин, П.П. Блонский, Н.Я. Брюсова, Г.П. Рошаль, Н.И. Сац, СТ. Шацкий, Н.С. Шер, А.С. Макаренко.
Философское и социологическое обоснование рассматриваемой проблемы дано в работах А.И. Бурова, М.Ф. Овсянникова, В.К. Скатерщикова, В.А. Разумного, М.С. Столовича, О.В. Лармина, А.Н. Юхоря, В.Г. Шестакова, В.А. Щербакова, Р.А. Тельчаровой, А.Я. Зися, Б.Г. Лукьянова, М.Н. Афасижева и Других.
Вопросы теории, методики и практики преподавания различных видов искусства, эстетического воспитания и развития рассматриваются в трудах Г.В. Беды, Н.Н. Ростовцева, В.Н. Шацкой, О.А. Апраксиной, Д.Б. Кабалевского, В.А. Сухомлинского, Е.И. Игнатьева, Ю.Б. Алиева, Л.Г. Арчажниковой, Э.Б. Абдулина, Н.П. Сакулиной, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Е.В. Квятковского, Л.А. Ходяковой, B.C. Кузина, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шликаловой, Н.С. Боголюбова, В.В. Корешкова, А.С. Хворостова, А.А. Унковского, Э.Н. Кубышкиной, Б.Т. Лихачева, М.Г. Плоховой, Ю.У. Фохт Бабушкина, Л.В. Горюновой, СЕ. Игнатьева, И.Л. Любинского, Н.Н. Светловской, Т.Ф. Курдюмовой, и других ученых.
Различные аспекты проблемы формирования интересов, как составного компонента сложной психологической структуры личности раскрываются в трудах Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Г.И. Щукиной, Ю.В. Шарова, В.Н. Липник, В.А. Филипповой, Д.И. Трайтака, М.А. Верба, А.А. Журкина, Я.Я. Чарнецкого и др.
Психологическая и педагогическая науки рассматривают интерес как активную познавательную направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанную обычно с положительным эмоционально-окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью. Интерес имеет важнейшее значение в осуществлении любой деятельности человека, является одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, повышает познавательную активность человека, служит одним из важнейших условий подлинно творческого отношения к работе и необходимым фактором развития способностей к той или иной деятельности.
Эстетический интерес — это особый вид общего феномена «интерес». Он выражен избирательной направленностью человека на объект прекрасного в окружающей действительности, которые имеют для него эстетическую значимость, ценность и практическую необходимость.
В основе интереса лежат потребности человека, в свою очередь определяющиеся общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Вместе с тем, нередко интерес является началом, основой зарождения потребности. То есть эти процессы неразрывно, диалектически связаны друг с другом.
Эстетические потребности, являясь диалектическим отношением ощущения недостатка эстетических ценностей личностью и ее стремления к ним составляют фундамент, стержень художественно-творческого и духовного развития личности, ее эмоционально-чувственных компонентов и особого, эстетически окрашенного отношения к предметам и явлениям действительности, к своей профессии, трудовой деятельности и, естественно, началом и дальнейшим стимулятором развития и формирования эстетических интересов.
К сожалению до последнего времени нет диссертационных исследований, раскрывающих особенности формирования эстетических интересов у школьников в процессе изучения курса мировой художественной культуры. Буквально в двух-трех диссертациях рассматривается специфика эстетического воспитания школьников в процессе изучения курса мировой художественной культуры и специфика учебно-воспитательной работы в негосударственных образовательных учреждениях.
Все сказанное определяет актуальность нашего диссертационного исследования, призванного восполнить указанный пробел в современной педагогической науке, в теории и практике художественно-эстетического воспитания и образования школьников.
Проблема исследования: раскрытие педагогических условий формирования эстетических интересов у учащихся 5-8 классов в процессе изучения курса мировой художественной культуры в системе негосударственных образовательных учреждений как необходимого фактора их художественно творческого развития и на этой основе разработка эффективной методики преподавания курса мировой художественной культуры в 5-8 классах.
Цель исследования: повысить уровень художественно-эстетического образования и развития учащихся 5-8 классов в процессе изучения курса мировой художественной культуры.
Объект исследования: процесс формирования эстетических интересов у учащихся 5-8 классов в процессе изучения курса мировой художественной культуры в системе негосударственных образовательных учреждений.
Предмет исследования: педагогические условия формирования эстетических интересов у учащихся 5-8 классов в процессе изучения курса мировой художественной культуры.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что разработка эффективной методики эстетического воспитания и художественного образования учащихся 5-8 классов в процессе изучения курса мировой художественной культуры возможна при условиях: психолого-педагогическом обосновании эстетического образования и воспитания школьников в современных условиях общеобразовательных школ; раскрытия места эстетических интересов в системе эстетического образования и воспитания школьников, места и роли курса мировой художественной культуры в эстетическом воспитании и духовном развитии школьников; раскрытии педагогических условий и разработки эффективной методики формирования эстетических интересов у учащихся 5-8 классов в процессе изучения курса мировой художественной культуры; установления индивидуальных и возрастных особенностей формирования эстетических интересов у школьников рассматриваемого возраста с учетом специфики обучения в негосударственном образовательном учреждении.
В соответствии с указанными целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическое обоснование эстетического образования и воспитания школьников в современных условиях общеобразовательных школ.
2. Раскрыть место и роль эстетических интересов в системе эстетического образования и воспитания школьников и курса мировой художественной культуры в 5-8 классах в эстетическом воспитании и духовном развитии школьников.
3. Установить индивидуальные и возрастные особенности формирования эстетических интересов у учащихся 5-8 классов с учетом специфики обучения в негосударственном общеобразовательном учреждении.
4. Раскрыть педагогические условия и разработать эффективную методику формирования эстетических интересов у учащихся 5-8 классов в процессе изучения курса мировой художественной культуры.
Методологической основой исследования явились научные труды философов, психологов, искусствоведов, педагогов, посвященные методологии научных и педагогических исследований, теории и методики эстетического воспитания и художественного образования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
— теоретический анализ философской, социологической, педагогической, психологической и искусствоведческой литературы;
— изучение и обобщение опыта педагогов, ведущих уроки искусства, мировой художественной культуры;
— наблюдения за учебным процессом, творческой деятельностью учащихся и педагогов;
— беседы, анкетирование и интервьюирование;
— психолого-педагогический развивающий эксперимент;
— изучение продуктов деятельности школьников (рисунков, художественных поделок, сочинений, рассказов по картинкам и т.п.).
Опытно-экспериментальная работа проводилась в негосударственном образовательном учреждении «Московский пансион «Розовый слоненок».
Исследование проводилось в два этапа с 1993 по 1998 гг. На первом этапе (1993-1994 гг.) осуществлялся систематический анализ отечественной и зарубежной педагогической, психологической, методической и искусствоведческой литературы с целью изучения истории проблемы исследования, с целью использования в диссертации отдельных педагогических методов и приемов, адаптированных к конкретным условиям опытно-экспериментальной работы в негосударственном образовательном учреждении «Московский пансион «Розовый слоненок».
Анализ литературных источников, включая диссертационные исследования, инструктивные материалы продолжился и на втором этапе (1994-1998 гг.), логически завершившись разработкой экспериментального содержания программы курса мировой художественной культуры для 5-8 классов; методики эксперимента и педагогических методов, приемов и средств формирования эстетических интересов у школьников; разработки оригинальной системы учебных наглядно-методических пособий.
Сущность методики эксперимента заключалась в проведении экспериментального обучения по экспериментальной программе мировой художественной культуры в экспериментальных классах с установкой на эффективное художественно-эстетическое развитие школьников и, прежде всего, на эффективное формирование у них эстетических интересов по разработанным диссертантом методическим рекомендациям при постоянном сравнении с обычным, традиционным обучением курсу мировой художественной культуры в параллельных классах (контрольные классы).
Одновременно сравнивались и педагогические пути, методы и средства, применяемые в экспериментальных и контрольных классах. В экспериментальных классах занятия велись по предложенной диссертантом методической системе с использованием разработанных методических рекомендаций, поурочных разработок и специальной системы оригинальных учебно-методических пособий с применением проблемных заданий, ситуаций, творческих сочинений, докладов на темы культуры и искусства.
Широко проводились экскурсии к памятникам старины и культуры, в художественные музеи, на выставки, организовывались лекции, доклады о творчестве известных художников, музыкантов, вечера искусства и культуры. Конкурсы на лучшее стихотворение, иллюстрацию, художественную поделку и т.п.
В результате систематических анкетирований, проведения контрольных занятий, написания докладов и рефератов, выполнения художественно-творческих сочинений сравнивались результаты экспериментального проведения занятий по курсу мировой художественной культуры результаты традиционной методики проведения аналогичных занятий.
То есть, в экспериментальных классах использовалась экспериментальная методика проведения занятий по мировой художественной культуре, направленная на активное формирование эстетических интересов, потребностей, на развитие эстетического восприятия и чувств, составляющих структурную основу и одновременно необходимые условия успешного художественно-эстетического развития.
В контрольных классах не применялась экспериментальная методика, не использовались экспериментальные методические разработки учебных занятий, не демонстрировалась система специально разработанных наглядных пособий, отсутствовали проблемные ситуации, задания и вопросы, отрывочно, бессистемно использовались технические средства. Редко организовывались экскурсии в художественные музеи и художественные выставочные залы, на концерты, к памятникам архитектуры и старины. Другими словами, методика обучения и воспитания в контрольных классах, в отличие от методики в экспериментальных классах, была обычной, наблюдаемой в широкой педагогической практике.
В конце эксперимента проводились итоговые, сравнительные занятия, обобщались результаты опытно-экпериментальной работы, формулировались выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. На современном уровне развития системы отечественного образования, исходя из задач и требований учебных государственных программ для общеобразовательных учебных заведений, государственных образовательных стандартов образовательной области «Искусство» эффективная система художественно-эстетического образования и воспитания является важнейшей, приоритетной задачей в условиях гуманизации и гуманитаризации образования, возрождения культуры и искусства народов России.
2. Составной частью, неотъемлемым компонентом художественно- эстетического воспитания и образования является формирование эстетических интересов.
3. Художественно-эстетическое развитие учащихся 5-8 классов, формирование у них эстетических интересов может наиболее успешно осуществляться прежде всего посредством комплексного воздействия теоретических основ искусств (изобразительного искусства, музыки, литературы), выраженного в курсе мировой художественной культуры, позволяющего наиболее реально обеспечить разносторонний и вместе с тем дифференцированный, личностный подход к эстетическому освоению действительности, к тому или иному явлению искусства, культуры, художественно-творческой деятельности.
4. Формирование эстетических интересов, художественно-эстетическое развитие школьников в целом предполагает усвоение ряда художественно- эстетических понятий, знаний, представлений, умений и навыков, которые постоянно расширяются и углубляются.
5. Одновременно с усвоением знаний, понятий, представлений и навыков, художественно-эстетическое развитие предполагает использование их как в процессе анализа художественных произведений, так и в собственном творчестве, в повседневной жизни.
Научная новизна и теоретическая ценность исследования состоят в том, что в нем: обоснованы место и роль эстетических интересов и курса мировой художественной культуры в системе духовного, общекультурного развития, эстетического воспитания и образования личности учащихся 5-8 классов, раскрыты педагогические условия и индивидуально-возрастные особенности формирования эстетических интересов школьников указаний возрастной группы; установлены диалектические связи в формировании эстетических интересов и в развитии эстетических вкусов, потребностей восприятия и эмоционально-чувственной сферы личности школьника, его познавательной и творческой активности.
Практическая значимость исследования заключается: в разработке и экспериментальной проверке эффективной методики формирования эстетических интересов у учащихся 5-8 классов в процессе занятий по предмету «Мировая художественная культура»; в разработке и педагогическом обосновании экспериментальной программы курса «Мировая художественная культура», нацеленного на успешное эстетическое образование школьников, включая продуктивное формирование и удовлетворение их эстетических интересов и потребностей; в создании комплекса наглядных учебно-методических пособий таблиц к указанным занятиям.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при составлении учебных планов и программ по предметам искусства для общеобразовательных учреждений, включая негосударственные учебные заведения. При создании новых поколений учебно-методических пособий для школьников, в курсах лекций по педагогике в педагогических институтах и университетах, педагогических училищах и колледжах, в институтах усовершенствования учителей.
Степень достоверности и обоснованности полученных диссертантом результатов проведенной работы обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, научной методологией, четкой организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической науки, психологии, культурологии, искусствознания и эстетики, теории и практики эстетического воспитания и художественного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в негосударственном образовательном учреждении.
Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на заседаниях отделения культуры и искусства Международной Академии наук педагогического образования (1995-1997 гг.), в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (1994-1997 гг.) на Тульской областной научно-практической «Искусство и образование в современных условиях» (1996 г.). Материалы исследования внедрены в школьную практику также в виде опубликованных научных работ диссертанта.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В работу вошли также таблицы и рисунки.
Психолого-педагогическое обоснование эстетического образования и воспитания школьников в современных условиях общеобразовательных школ
Формирование всесторонне развитой личности, раскрытия ее индивидуальности невозможно без художественного образования и эстетического воспитания.
Эстетическое образование и воспитание составляет неотъемлемую часть в гармоническом воспитании и развитии личности. То есть определяя место и роль эстетического образования и воспитания в общей системе гармонического развития личности и повышения общей духовной культуры человека необходимо исходить из значения в общественной деятельности и общественного сознания эстетической деятельности и эстетического сознания.
Всестороннее развитие личности, как высшую цель общества, педагогика и психология стремятся осуществить посредством целенаправленного и последовательного применения всех видов искусств. Всесторонне развитая личность — это личность, имеющая не только общее образование и научное мировоззрение, но и эстетически воспитанная и художественно образованная. Последнее особенно важно для нас, поскольку выступает как одно из основных качеств всесторонне развитой личности и должно воздействовать на учащихся посредством применения всех видов искусства в процессе педагогического воздействия. Формирование эстетического отношения к действительности средствами искусства следует начинать как можно раньше. Как известно из психологии, первые впечатления и сведения, полученные индивидуумом, бывают наиболее точными и твердыми. Они являются первоосновой, фоном, на котором накапливаются последующие знания. Л.И. Божович рассматривает необходимость внешних впечатлений в связи с духовным развитием ребенка. Это первая необходимость, — пишет она, — которая с самого начала имеет особое значение для формирования сложной, функциональной системы человеческого мозга, развиваясь (т.е., становясь познавательной необходимостью), сама становится другой человеческой... основой развития. Следовательно, отсутствие эстетических впечатлений и представлений, то есть оценка предметов, явлений без соответствующих знаний, впечатлений с точки зрения эстетических особенностей ведут к дурному вкусу, к пассивному восприятию действительности. Эстетическое недоразвитие является причиной незащищенности личности. Хорошее художественное образование, эстетическая информация способствует повышению восприимчивости школьника к искусству, красоте окружающего мира. Не умея отличить истинное искусство от фальши, правильное — от неправильного, не обладая развитыми навыками художественного восприятия, не имея вкуса, человек, часто следуя за «последним словом» искусства боится отстать от требований времени. То есть отсутствие необходимого уровня художественного образования и эстетического воспитания становится серьезным нравственным изъяном личности. В процессе формирования у школьников эстетического отношения к действительности должны взаимодействовать все виды искусства со свойст 19 венными им средствами и возможностями. Только комплексным воздействием всех видов искусства, во всей системе эстетического воспитания И художественного образования, сопоставлением, последовательностью задуманных взаимодействий можно достичь положительных результатов. Важную роль в системе эстетического воспитания и художественного образования выполняет обучение литературе, музыке, изобразительному искусству, включая народному, декоративно-прикладному искусству. Здесь следует особо подчеркнуть роль изобразительного искусства в системе современных искусств. Все больше и больше входит изобразительное искусство в нашу жизнь, становясь ее неотъемлемой частью. Сказанное объясняется, прежде всего, важностью визуальной культуры, активным влиянием на человека последних источников познания мира (природа, телевизионные средства информации и т.д.). Эта тенденция развития изобразительного искусства проявляется по-разному. Изобразительное искусство и архитектура призваны служить непосредственно человеку с тем, чтобы сделать быт его красивым. Каждый человек выступает не только как потребитель, но и в чем-то создателем, он выбирает предметы своего быта по материальным возможностям и вкусу. В таком случае фактор вкуса выступает активным творческим началом создания предметного мира человека, а человек, в свою очередь, его формирует. Предметы, окружающие человека, незаметно начинают воздействовать на него. Таким образом, начинает действовать принцип взаимной связи — человек по своему вкусу создает среду, которая в свою очередь начинает воздействовать на человека, воспитывая его, создавая определенные условия быта, облегчая жизнь и наоборот — осложняя ее, согласно возможностям их применения. Восприятие изобразительного искусства и архитектуры становится необходимым ориентиром мира и помогает в выработке правильного подхода к ним. Связь с жизнью делает их мощным средством воспитания, основу которого следует закладывать в раннем детском возрасте, когда все впечатления еще сильны и оставляют свой след в жизни. Здесь следует кратко остановиться на современных задачах художественного образования и эстетического воспитания школьников. Сегодня они приобретают важное значение. Одной из задач является формирование в школьниках эстетического отношения к окружающей деятельности и искусству как фактора развития творческой личности, раскрепощения его индивидуальности. Эстетическое отношение человека к действительности и искусству начинается с эстетических восприятий, и без них оно формироваться не может. Следовательно, первая основная задача эстетического воспитания заключается в том, чтобы воспитать в человеке восприимчивость и наблюдательность, которые дают возможность ему постигнуть и понять прекрасное, возвышенное, героическое, комическое и трагическое в жизни и искусстве и отличить их от явлений неэстетических — уродливого, подлого, нечестного. Поскольку эстетическое отношение носит эмоциональный (чувственный) характер, то путь познания эстетических особенностей действительности и искусства проходит сквозь эстетические переживания и чувства. Действительно, восприятие прекрасного, возвышенного обычно настолько сильно воздействует на человека, что вызывает в нем то или иное чувство, а иногда бурю чувств. Именно поэтому воспитание чувства музыкальной гармонии, ритма, формы, величины, цвета, объема, эстетических переживаний, восприятие возвышенного и прекрасного, постижение трагического и комического, героического выступают главнейшими задачами эстетического воспитания и образования, целью художественного образования и воспитания. Эстетическая восприимчивость не бывает врожденной. Она требует определенной культуры, подготовки, эстетического образования. Именно это имел в виду В.Г. Белинский, когда писал, что для того, чтобы правильно воспринимать искусство, получать от него наслаждение, нужно много и непрерывно учиться, при этом обучаться таким вещам, которые в формах искусства абсолютно не заключены.
Таким образом, задачей эстетического воспитания и художественного образования становится как развитие художественно-эстетических представлений, формирование сознательного восприятия искусства, так и художественно-эстетического мировоззрения. К оценке явлений природы и предметов, человеческого достоинства, результатов труда, произведений искусства и прочее личность подходит эстетически.
Сформированный эстетический вкус помогает эстетически правильно оценить по-настоящему красивое, отличить эстетическое от неэстетического в жизни и быту, работе, помогает понять прекрасное. Вот почему формирование эстетического вкуса, способностей, эстетическое восприятие действительности выступает важнейшей задачей эстетического воспитания. В процессе эстетического восприятия окружающей действительности и предметов человек исходит из определенных требований, руководствуется определенными критериями. Критерием эстетической оценки выступает эстетический идеал. Поэтому и формирование эстетического идеала является первоочередной задачей для воспитания всех членов общества.
Место и роль курса мировой художественной культуры в 5-8 классах в эстетическом воспитании и духовном развитии школьников
Как убедительно свидетельствуют результаты проведенного исследования, курс мировой художественной культуры может служить эффективным средством формирования и развития эстетических интересов и в целом художественно-эстетического образования учащихся 5 8 классов. Это объясняется, прежде всего, тем, что такой курс является синтезирующим и на основе комплексного воздействия разных видов искусств оказывает на школьников особо глубокое воздействие. К тому же, являясь курсом, в основном, теоретическим, он является своеобразным обобщением теоретических сведений, получаемых школьниками на уроках литературы, изобразительного искусства и музыки. И совершенно правильно отмечает автор государственной программы «Мировая художественная культура. 9-11 классы» Л.М. Предтеченская — мировая художественная культура — предмет, рассматривающий общие закономерности развития художественной культуры, составляющие ее различные виды искусства в их взаимосвязях, жизненные корни искусства, его активную роль в жизни людей. Цель предмета — силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость в особо ответственный возрастной период развития — период перехода к самостоятельности. Задачи преподавания мировой художественной культуры состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения учащихся с произведениями мирового искусства на уроке, внеклассных занятиях и во внешкольной жизни: — обогащать их духовный мир, воспитывать чувства и, вооружая их опытом поколений, помочь молодым людям «открыть в себе человека» (Достоевский); — развивать у них понимание искусства, способность быть читателем, зрителем, слушателем, т. е. способность и стремление воспринимать художественную культуру в течение всей жизни. С этой целью — дать сумму знаний по предмету, помогающих раскрыть перед учащимися наиболее важные закономерности сложного процесса развития мировой художественной, культуры, распознать особенности образного языка искусств. Все это позволит воспитывать у школьников любовь к искусству, способность наслаждаться красотой, испытывать чувство счастья от общения с прекрасным; — пробуждать активное стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни, в трудовой деятельности и нетерпимость к безобразному во всех проявлениях жизни; . — развивать у школьников воображение, творческие способности. Курс мировой художественной культуры, адресованный учащимся 5-8 классов и призванный формировать, наряду с литературой, музыкой, изобразительным искусством систему их духовного воспитания средствами искусства в школе, интегративен по своей сути. Интеграция лежит в основе курса и является принципом построения его программы. В курсе комплексно и синхронно изучается отечественная и зарубежная художественная культура и различные виды искусств: литература, изобразительное искусство, музыка кино. Каждое искусство «живет» в курсе по своим законам, но между ними устанавливаются теснейшие идейно нравственные и эстетические связи, обусловленные жизнью эпохи и общими закономерностями развития искусства. Принципы историзма и опоры на творческий метод — два других основополагающих принципа построения программы — эффективно решают задачу установления таких связей. Принцип историзма позволяет раскрыть перед учащимися закономерности развития мировой художественной культуры, обеспечивает понимание школьниками глубокой зависимости художественных явлений от явлений общественной жизни. Ученика убеждает в этом не только исторический опыт человечества, сконцентрированный в произведениях искусства, но и современное состояние культуры, отечественной и мировой, увиденное, эмоционально прочувствованное и понятое сквозь призму этого жизненного опыта.
Принцип опоры на творческий метод позволяет развернуть перед учащимися широкое поступательное развитие различных искусств в их идейных и художественных взаимосвязях, выявить духовные, нравственные и эстетические доминанты времени, центрирующие культуру идеи, объединяющие творчество деятелей различных искусств данной исторической эпохи.
С позиции историзма раскрываются идейные и эстетические причины появления и смены творческих методов, таких, как классицизм, романтизм, и другие методы, черты преемственности и новаторства в них.
В творческом методе, который использует художник, создавая свое творение, проявляются его мировоззрение и тот принцип отбора художественных средств, который с наибольшей полнотой позволяет ему выразить и донести до современника свои идейные и эстетические идеалы. Опора на творческий метод позволяет ввести ученика в мир самого искусства, углубить его понимание языка различных искусств.
Содержание и обоснование экспериментальной программы курса мировой художественной культуры для 5-8 классов с учетом специфики негосударственных образовательных учреждений
Гуманизм — определяющее мировоззрение в развитии художественной культуры Западной Европы XIV-XVI вв. «Возрождение» в понимании итальянских гуманистов.
Возрождение и средние веха как противопоставление двух видов культуры — церковной и светской. Сохранение в культуре Возрождения традиционных форм, тем, сюжетов средневековья, но наполнение их новым, светским, гуманистическим содержанием. Отход от средневековых религиозных канонов, трактовка библейских тем и сюжетов как событий в жизни реальных людей, придание им черт, отвечающих представлениям гуманистов Возрождения о человеке. Взаимоотношение возрождения и античности. Обращение к темам, сюжетам, формам (архитектура, скульптура, живопись) античной культуры и «уроки» греческой классики: максимальная гармония, идеальная симметрия, спокойная созерцательность. Значение появления обнаженной натуры в художественной культуре Возрождения.
Идеи Возрождения в искусстве Италии, их наиболее полное и последовательное воплощение. Историческое развитие итальянского Возрождения, его деление на периоды: Проторенессанс (XIII-XIV вв.). Раннее Возрождение (XV в.), Высокое Возрождение (1490-е гг. — первая треть XVI в.), Позднее Возрождение (после 1530 г. — вторая половина XVI в.).
Тема 1. Культура и разум
Проблема Данте и Джотто. Легенды и вымыслы. Данте — «последний поэт средневековья и в то же время первый поэт нового времени». Вазари о Джотто.
«Божественная комедия» — основное произведение Данте, синтез всей художественной культуры. Ее средневековые и античные источники. Научные, религиозные, этические представления Данте.
Сочетание реалистического описания состояния средневековой науки, исторических персонажей, подробностей и деталей с фантастическим повествованием, экспрессивным и выразительным, основа художественной ткани произведения. Сюжеты и образы: Данте и Беатриче, Данте и Вергилий, Улисс,
Франческа да Римини, Уголино и сыновья. Отношение Данте к описываемым событиям.
Фрески капеллы дель Арена в Падуе — наиболее полно сохранившийся цикл фресок Джотто. Происхождение названия капеллы. Темы и идея фрескового цикла. Соотношение двух систем художественного мышления — средневековой и ренессансной — в цикле фресок Джотто.
Особенности искусства (Джотто. Трактовка Евангелия как реального события, «историческая последовательность» сюжетов (рождение Марии, рождение Иисуса Христа, бегство в Египет и т.д.). Новый, гуманистический подход в трактовке евангельских образов. Высокая значимость общечеловеческих нравственных ценностей» воплощенных в образе Иисуса Христа («Распятие», «Снятие со креста»), и осуждение низменной страсти, предательства («Поцелуй Иуды»). Пространственно-живописные искания Джотто: трехмерность и глубина плоскости картины, реальное освещение, значение пейзажа.
Данте и Джотто и их место в развитии идей Возрождения в итальянской художественной культуре.
Данте и мировая художественная культура. Рисунки С. Боттичелли, Г. Доре, Э. Делакруа. Симфоническая поэма П. Чайковского «Франческа да Римини».
Реформация и развитие гуманизма в художественной культуре Нидерландов. Устойчивость традиций средневековой культуры, их тесное переплетение с новым гуманистическим мировоззрением, ведущая роль живописи как искусства, в котором наиболее ярко проявились гуманис 53 тические идеи Северного Возрождения, появление станковой картины.
Нидерланды и Итальянское Возрождение.
Гентский алтарь Г. и Я. ван Эйков — «Поклонение агнцу». Сложность композиционного построения и взаимосвязь отдельных частей в единое целое. Сюжеты алтаря, их взаимосвязь с библейскими текстами и церковным праздником Всех Святых. Новое в понимании пейзажа, внимание к анатомическому строению обнаженного тема, любовная передача материальности предметов. Цветовой контраст живописных створок алтаря в закрытом и открытом иде.
Особый мир художника И. Босха. И. Босх — личность и особенности его мировоззрения: глубокая религиозность, знание современной ему науки и астрологии, влияние народных верований и представлений. Пессимистическое отношение к миру как средоточию зла и пороков.
Национальные корни творчества П.Брейгеля-старшего. Критика пороков и недостатков общества в циклах «Семь смертных грехов» и «Семь добродетелей».Народные пословицы и фольклор («Битва масленицы и поста», «Пословицы», «Детские игры»), мир природы (»Охотники на снегу», «Пасмурный день», «Сенокос», «Возвращение стада») и крестьянской жизни («Крестьянский танец», «Крестьянская свадьба») в творчестве Брейгеля. «Слепые» Брейгеля — самое выдающееся и загадочное произведение, итог всей жизни художника.
Особенности экономического, политического и художественного развития Германии и Нидерландов и проблема Северного Возрождения. Устойчивость традиций средневековой культуры, их тесное переплетение с новым гуманистическим мировоззрением. Реформация и развитие гуманизма в Германии и Нидерландах. Взаимодействие Итальянского и Северного Возрождения. С. Брант — родоначальник немецкой бюргерской литературы. Э. Роттердамский — ученый гуманист нидерландского Возрождения. Общие черты в их мировоззренческой позиции и творческих исканиях. Судьба книг Э. Роттердамского и С. Бранта. Иллюстрации А. Дюрера («Корабль дураков») и Г. Гольбейна Младшего («Похвала глупости»).
Педагогические условия активизации эстетических интересов у учащихся 5- 8 классов в процессе изучения курса мировой художественной культуры
Полученные материалы, результаты экспериментально-опытного исследования позволили выявить педагогические условия эффективного формирования эстетических интересов у учащихся 5-8 классов в процессе изучения курса мировой художественной культуры в системе негосударственного образовательного учреждения. Ими являются:
1. Подход педагога, ведущего курс мировой художественной культуры к проблеме формирования эстетических интересов у школьников как комплексной проблеме, в которую составными частями входят социально-культурный, исторический, психологический, общепедагогический, узко дидактический и эстетический аспекты. Это требует чтобы каждый педагог в своей преподавательской деятельности руководствовался решением проблемы формирования эстетических потребностей во всех шести аспектах. Понятно, что глубина раскрытия, и на этой основе развития психологических процессов, явлений, связанных с формированием эстетических интересов, как правило, определяет и глубину, обстоятельность разработки и дальнейшего использования дидактических приемов, путей и средств (включая методические рекомендации и наглядные, учебно-методические таблицы) формирования эстетических интересов у учащихся 5-8 классов.
2. Следующее педагогическое условие — дифференцированный подход к подбору высокохудожественного изобразительного, декоративно-прикладного, музыкального материала, произведений литературы, фольклора. Необходимость соблюдения данного условия объясняется тем, что изучаемый на занятиях материал служит средством формирования не только эстетических интересов, но и средством развития и формирования эстетического вкуса, художественно-эстетических предпочтений и потребностей, восприятия, эмоционально-эстетических реакций.
3. Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения. Данное условие, выражая собой один из принципов дидактики, приобретает особое значение в процессе обучения школьников на курсах мировой художественной культуры в условиях негосударственного образовательного учреждения. Учитывая возможности индивидуальной работы с учащимися при малой наполняемости класса, характерной для негосударственных образовательных учреждений такого типа как пансион «Розовый слоненок» этот индивидуальный подход является важнейшим педагогическим условием успешного формирования эстетических интересов.
4. Связь теоретических знаний, сведений, сообщаемых учащимся по курсу мировой художественной культуры с их практической творческой деятельностью в области изобразительного искусства, музыки, литературы. Причем эта связь должна осуществляться не только в условиях дополнительного образования, в домашних условиях, но и непосредственно на практических занятиях по мировой художественной культуре. В этом принципиальное отличие нашей экспериментальной программы, которая предусматривает часть учебных часов отводить на практические занятия по музыке, изобразительному искусству, литературе, от других вариантов программ мировой художественной культуры (Л.М. Предтеченская и др.), в которых не предусматривается практическая творческая работа школьников и курс носит чисто теоретический характер.
5. Использование в учебном процессе системы наглядных, учебно-методических пособий (репродукции, фотографии, схемы, чертежи, таблицы, макеты и т.п.) (рис. 1-36).
6. Активное влияние художественно-эстетического вкуса, интересов, предпочтений, культурного уровня педагога, ведущего курс мировой художественной культуры на эффективность, продуктивность учебно-воспитательного процесса ив итоге, на успешное формирование эстетических интересов школьников. Как свидетельствуют материалы исследования, художественно-эстетическое развитие школьника, формирование у него эстетических интересов и потребностей прямо зависит от качества учебно-воспитательной работы на занятиях, которое, в свою очередь, обусловливается личностью педагога, его общим культурным уровнем, его знаниями, способностью их так преподнести, чтобы заинтересовать школьника, увлечь и помочь ему понять смысл изучаемого, эмоционально откликнуться, проявить максимум воли, желания и, конечно, от эстетических потребностей самого педагога.