Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование ценностного отношения подростков к музыкальному искусству как условие профилактики музыкального фанатизма в подростковой среде Толокнеева Елена Ивановна

Формирование ценностного отношения подростков к музыкальному искусству как условие профилактики музыкального фанатизма в подростковой среде
<
Формирование ценностного отношения подростков к музыкальному искусству как условие профилактики музыкального фанатизма в подростковой среде Формирование ценностного отношения подростков к музыкальному искусству как условие профилактики музыкального фанатизма в подростковой среде Формирование ценностного отношения подростков к музыкальному искусству как условие профилактики музыкального фанатизма в подростковой среде Формирование ценностного отношения подростков к музыкальному искусству как условие профилактики музыкального фанатизма в подростковой среде Формирование ценностного отношения подростков к музыкальному искусству как условие профилактики музыкального фанатизма в подростковой среде Формирование ценностного отношения подростков к музыкальному искусству как условие профилактики музыкального фанатизма в подростковой среде Формирование ценностного отношения подростков к музыкальному искусству как условие профилактики музыкального фанатизма в подростковой среде Формирование ценностного отношения подростков к музыкальному искусству как условие профилактики музыкального фанатизма в подростковой среде Формирование ценностного отношения подростков к музыкальному искусству как условие профилактики музыкального фанатизма в подростковой среде
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Страница автора: Толокнеева Елена Ивановна


Толокнеева Елена Ивановна. Формирование ценностного отношения подростков к музыкальному искусству как условие профилактики музыкального фанатизма в подростковой среде : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Ставрополь, 2007 - 205 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование формирования ценностного отношения подростков к искусству как условия профилактики музыкального фанатизма .

1.1. Ценностное отношение личности как объект научной рефлексии .. 14

1.2. Значение музыкального искусства в подростковой среде 39

1.3. Характеристика педагогических условий формирования ценностного отношения подростков к музыкальному искусству как профилактики музыкального фанатизма 82

Глава 2. Экспериментальное исследование процесса формирования ценностного отношения к музыке как условия профилактики музыкального фанатизма в подростковой среде

2.1. Диагностика начального уровня сформированности ценностного отношения подростков к музыкальному искусству

2.2. Экспериментальная программа по формированию ценностного отношения подростков к музыке как условия профилактики музыкального фанатизма

2.3. Сравнительный анализ полученных результатов ] 29

Заключение 139

Список литературы 141

Приложение 170

Введение к работе

В условиях динамично меняющейся социальной ситуации развитие подростков с их активным стремлением приобщения к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира, при отсутствии позитивной реализации своих возможностей может принимать негативные формы поведения, приводить к неблагоприятным последствиям.

К настоящему времени психологами и педагогами получен большой фактический материал о психологических особенностях подростков, которые определяют трудности воспитательной работы с ними. Г.С.Абрамова, А.Бине, П.П.Блонский, Л.И.Божович, Ш.Бюлер, Б.С.Волков, Л.С.Выготский, А.Гезел, И.В.Дубровина, В.С.Игнатьев, И.С.Кон, Г.Я.Кучер, А.С.Макаренко, М.Мид, В.Н.Мясищев, В.Н.Осипова, А.А.Реан, С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн, Г.Холл, О.В.Хухлаева, Е.Б.Штейнберг, Д.Б.Эльконин, Э.Эриксон и др. ученые отмечали у детей подросткового возраста относительную неустойчивость нервной системы, возбудимость, недостаточно развитое умение контролировать поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, завышенные притязания, развязность, бесцеремонность, самоуверенность, эмоциональную незрелость, повышенную внушаемость, желание самоутвердиться и т.д.

В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростков от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую они стоят перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где к нему относятся с уважением.

Ввиду этих особенностей резко возрастает важность проблемы формирования ценностных ориентации и ценностных отношений в подростковом возрасте. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее

отношений к окружающему миру, другим людям, себе самой, мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, жизненной концепции и философии жизни- Именно учет сложной природы ценности (единства в ней объективно-содержательной и субъективно-личностной сторон) позволяет рассматривать ее как «ядро» целостности личности. Ценность создает основу единства разнообразных отношений, в которых реально функционирует человек и определяет направленность личности.

Степень разработанности проблемы. Проблема формирования ценностных ориентации подростков и молодежи рассматривалась в трудах философов, социологов, психологов и педагогов. Этой проблеме посвящены труды Т.К.Ахаян, Е.В.Бондаревской, Л.П.Буевой, ВА.Караковского, И.С.Кона, А.Н.Леонтьева, В.Т.Лисовского, И.С.Марьенко, Н.Д.Никандрова, А.В.Петровского, В.И.Слободчикова, В.А.Шаповалова, А.С.Шарова и др.

Условия организации воспитательного процесса с подростками отражены в исследованиях Л.В.Байбородовой, И.П.Башкатова, Л.И.Новиковой, И.А.Колесниковой, Л.И.Маленковой, А.С.Петелина, М.И.Рожкова и др.

Категорию «ценностное отношение» в философии исследовали С.Ф.Анисимов, В.А.Василенко, А.М.Воронина, О.Г.Дробницкий, М.С.Каган, В.А.Малахов, О.М.Панфилов, В.П.Тугаринов, Н.З. Чавчавадзе; в психологии - Б.С.Братусь, Б.И.Додонов, Д.А.Леонтьев, В.Н.Мясищев; в педагогике -А.В.Беляев, Т.В.Бондарчук, В.И.Горовая, В.Н.Гуров, М.Г.Казакина, А.В.Кирьякова, Н.В.Коноплина, В.С.Лазарев, И.А.Малашихина, Р.М.Рогова, Т.Н.Таранова, Р.М.Чумичева, Н.А.Щуркова и др.

По способам своего бытия ценностные отношения имеют сложный, многоуровневый характер. Они существуют и функционируют объективно в практике реальных социальных отношений и субъективно осознаются и переживаются как ценностные категории, нормы, цели, идеалы, которые в свою очередь, через духовно-эмоциональное состояние людей и социальных общностей оказывают обратное воздействие на все сферы человеческой

жизни. Ценности, влияя на жизненные установки человека, превращаются в основной ориентир поведения, мотив общения и взаимодействия. Являясь смысловым полем духовно-практической деятельности, система ценностных отношений определяет своеобразие личности и её становление.

Основой формирования ценностных отношений является культура, которая интегрирует подростка в социокультурную систему, прививает ему определенные потребности, ценностные ориентации.

Искусство, как подсистема культуры, представляет собой систему знаково-символических форм, благодаря познанию которых подростки конструируют картину мира. Оно является социально-эстетическим феноменом, заключающим в себе и передающим человечеству социально общезначимые ценности. Являясь посредником между обществом и человеком, искусство способствует превращению ценностей общества в систему ценностей личности. Это вызывает необходимость создания условий для лучшего освоения подростками ценностей культуры, уделяя особое внимание в профильных классах формированию ценностного отношения к искусству вообще и к музыке в частности как условия профилактики музыкального фанатизма.

Образование старшеклассников в профильной школе в условиях сложившейся социальной ситуации в подростковой среде обусловлено рядом противоречий, в частности:

между содержанием обучения и воспитания в общеобразовательной школе и проблемами проявления музыкального фанатизма в подростковой среде;

между аксиологическими возможностями музыкального искусства и их недостаточным использованием в образовательном процессе общеобразовательной школы по развитию ценностного отношения к музыке;

- между складывающейся системой элективного обучения в
профильной школе и возможностью усиления в элективных курсах
содержания профилактического воспитывающего характера.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования ценностного отношения подростков к музыке в профильных классах как профилактики музыкального фанатизма в подростковой среде?

Теоретической и практической актуальностью проблемы, ее недостаточной изученностью и обусловлен выбор темы нашего исследования: «Формирование ценностного отношения подростков к музыкальному искусству как условие профилактики музыкального фанатизма в подростковой среде».

Цель исследования: формирование у подростков ценностного отношения к музыкальному искусству как условие профилактики возникновения музыкального фанатизма в подростковой среде.

Объект исследования: процесс музыкально-эстетического

воспитания подростков в профильной общеобразовательной школе.

Предмет исследования: процесс формирования ценностного отношения подростков к музыкальному искусству как условия профилактики музыкального фанатизма в подростковой среде.

Гипотеза исследования. Формирование ценностного отношения к музыке у подростков как условие профилактики проявления музыкального фанатизма в подростковой среде будет эффективнее, если:

- уточнено содержание понятий «профилактика», «подростковая
среда», «музыкальный фанатизм», «ценностное отношение», «ценностное
воспитание», «элективный курс», «культура досуга» применительно к
процессу развития ценностного отношения к музыке как условия
профилактики музыкального фанатизма в подростковой среде;

обоснована значимость сформированности ценностного отношения подростков к искусству в профилактике возникновения музыкального фанатизма в подростковой среде;

выявлены и обоснованы педагогические условия, необходимые для формирования ценностного отношения к музыке как профилактики

музыкального фанатизма: введение элективного курса воспитательной направленности и организация системы мероприятий по воспитанию культуры досуга (концерты, фестивали, игры, творческие встречи, праздники, конкурсы различной музыкальной направленности и т.д.);

- определены уровни (начальный, значимый, творческий) и
психологические, ценностно-эстетические, культурно-социальные критерии
ценностного отношения подростков к музыкальному искусству как
показатели устойчивого негативного отношения к музыкальному фанатизму;

- разработана и внедрена экспериментальная программа элективного
воспитательного курса по формированию ценностного отношения
подростков к искусству в единстве с системой мероприятий по воспитанию
культуры досуга подростков.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования решались следующие задачи:

  1. проанализировать научную литературу по проблеме исследования и уточнить содержание понятий «профилактика», «подростковая среда», «элективный курс», «музыкальный фанатизм», «ценностное отношение», «ценностное воспитание», «культура досуга»;

  2. обосновать значимость сформированное ценностного отношения подростков к искусству в профилактике возникновения музыкального фанатизма в подростковой среде;

  1. выявить и обосновать комплекс педагогических условий, определяющих эффективность формирования ценностного отношения подростков к музыкальному искусству, особо выделив элективный курс в рамках программы общеобразовательной школы и организацию мероприятий по воспитанию культуры досуга;

  2. определить уровни (начальный, значимый, творческий) и разработать критерии ценностного отношения подростков к искусству как условия профилактики музыкального фанатизма;

5) разработать и внедрить экспериментальную программу элективного воспитательного курса по формированию ценностного отношения подростков к искусству в единстве с системой мероприятий по воспитанию культуры досуга подростков.

Методологическая основа исследования: аксиологический, гуманистический, личностно деятельностный подходы, согласно которым человек является высшей ценностью и самоцелью общественного развития и образовательного процесса; основополагающие научные идеи о человеке и его воспитании; культурологический подход, в рамках которого музыкальное воспитание выступает как процесс, создающий музыкальную среду; философско-педагогические идеи духовно-гармонического развития личности; теоретические положения этики и эстетики, психологии и педагогики о роли искусства в формировании личности человека, о влиянии социокультурной среды на развитие личности и особенности организации творческой деятельности индивида; системный подход, предусматривающий исследование проблемы в условиях целостности педагогического процесса.

Теоретической основой исследования явились: методология
исследований особенностей подросткового возраста (Т.В.Драгунова,
М.В.Ермолаева, В.С.Мухина, Д.И.Фельдштейн и др.); теоретические
положения социологических и психо лого-педагогических наук об
отношении человека к явлениям действительности и искусству, о
взаимосвязи ценности и оценки (В.Брожик, О.Г.Дробницкий,
А.Г.Здравомыслов, М.С.Каган, В.Н.Мясищев, В.П.Тугаринов, С.Т.Шацкий,
В.А.Ядов и др.); результаты научных исследований об особенностях
неформальных объединений и молодежной субкультуры (Л.С.Алексеева,
М.А.Алемаскин, И.П.Башкатов, С.А.Беличева, В.Г. Бочарова, Л.П.Буева,
Ю.В.Гербеев, А.В.Громов, В.Г.Деев, Л.М.Зубин, К.Е.Игошев,
Т.Г.Исламашина, И.И.Карпец, А.А.Кочетов, В.Н.Кудрявцев, О.С.Кузин,
Н.Ф.Кузнецова, С.ИЛевикова, Т.Н.Мальковская, Ф.С.Махов,

Г.М.Миньковский, А.В.Мудрик, И.А.Невский, О.В.Никулина, Л.И.Новикова,

Д.В.Ольшанский, Е.Л.Омельченко, А.И.Островский, Б.Д.Парыгин, С.Н.Плаксий, И.С.Полонский, А.Р.Ратинов, А.Н.Яковлев и др.); исследование фанатизма как общественного явления (Н.А.Бердяев, Т.Н.Санаева); изучение проблемы организации и самоорганизации досуга подростков (В.Е.Пилипенко, Е.Л.Полонская, В.Я.Суртаев, М.А.Тамбиев и др.); концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002 г.).

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в период с 2002 по 2006 гг. на базе МОУ СОШ № 7 и МОУ Гимназия № 25 г. Ставрополя. Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап - поисково-теоретический (2002 - 2003 гг.) - состоял в изучении исторической, философской, психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; определении предмета, объекта, гипотезы, целей и задач исследования; уточнении методик экспериментальной работы.

Второй этап - экспериментальный (2003 - 2005 гг.) - посвящен разработке программы исследования, проведению экспериментальной работы по внедрению и апробации разработанного содержания программы элективного курса, а также организации досуга подростков.

Третий этап - обобщающий (2005 - 2006 гг.) - включал в себя анализ, обобщение, систематизацию, статистическую обработку результатов экспериментальной работы, формулировку выводов и оформление диссертационной работы.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались
следующие методы исследования, адекватные задачам и предмету
исследования: изучение и теоретический анализ научной литературы по
проблеме исследования; анализ учебных программ по мировой
художественной культуре, искусству и музыке; педагогическое наблюдение;
исследовательские беседы (интервьюирование); тестирование;

анкетирование; изучение продуктов ученического творчества; методы оценивания (самооценка, рейтинг); педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий или созидательно-преобразующий, контрольный); качественная и количественная обработка данных, полученных в ходе экспериментальной работы; систематизация, обобщение и внедрение результатов эксперимента.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

уточнено содержание понятий «ценностные ориентации», «ценностная регуляция», «отношение», «эстетические отношения», «ценностное воспитание», «профилактика», «музыкальное воспитание», «подростковая среда», «субкультура», «молодежная субкультура», «Неформальная группа», «неформальные молодежные объединения», «фанатизм», «элективные курсы», «культура досуга»;

раскрыты особенности подросткового возраста как потенциально расположенного к проявлению музыкального фанатизма;

обоснована и содержательно раскрыта совокупность педагогических условий, необходимых для развития ценностного отношения к музыке у подростков как условия профилактики музыкального фанатизма: введение элективного курса воспитательной направленности и организация досуговой деятельности подростков;

определены уровни (начальный, значимый, творческий) и критерии проявления ценностного отношения подростков к музыке как показатели их устойчивого негативного отношения к музыкальному фанатизму.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что расширены существующие в педагогике представления о развитии ценностного отношения к музыке у подростков, которые дополнены профилактикой музыкального фанатизма, выявлены педагогические условия реализации данного процесса. Разработаны и экспериментально проверены уровни и критерии ценностного отношения подростков к музыкальному искусству.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе профильных классов общеобразовательной школы, для преподавателей курсов повышения квалификации, учителей и завучей по воспитательной работе общеобразовательных школ, а также для студентов педагогических специальностей вузов в рамках курсов по выбору.

Достоверность полученных результатов и сделанных на их основе
выводов обеспечивается использованием основополагающих

методологических и теоретических положений педагогической науки; апробированных методов исследования; теоретическим соотношением результатов исследования, научных данных и передового педагогического опыта; применением комплекса методов, адекватных цели, задачам и логике научно-педагогического исследования; возможностью повторения опытно-экспериментальной работы; основывается на законодательных и других нормативных документах.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: в процессе опытно-экспериментальной работы, а также посредством представления материалов диссертационной работы в журнале «Известия вузов: Северо-Кавказский регион», рекомендованном ВАК (Ростов-на-Дону, 2006); в Международном сборнике научных трудов «Человек и общество на рубеже тысячелетий» (Воронеж, 2003); на Всероссийских научных конференциях: «Современные технологии обучения» (Владикавказ, 2003); «Пути становления субъекта в информационном обществе» (Ставрополь, 2004); на научно-практических конференциях: «Социально-психологические и педагогические проблемы развития личности учащейся молодежи» (Ставрополь, 2002); «Эвристическое образование - 6» (Ставрополь, 2003); X Годичное собрание ЮО РАО и XXII Южно-Российские психолого-педагогические чтения по теме: «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (Ростов-на-Дону, 2003); XI Годичное собрание ЮО РАО и XXIII Южно-Российские психолого-педагогические

чтения по теме; «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (Ростов-на-Дону, 2004).

Публикации, По теме диссертации опубликовано 9 работ, в том числе 2 статьи в журнале, рекомендованном ВАК.

Положения, выносимые на защиту:

1. Применительно к процессу профилактики музыкального фанатизма
ценностное отношение к музыке определяется как интегрированное качество
личности, выражающееся в постижении ценностей через конкретные
произведения искусства, осознании обобщенной картины ценностей каждой
эпохи, а также общечеловеческих духовных ценностей.

Процесс развития ценностного отношения к музыке включает в себя цель (развитие ценностного отношения к музыке), задачи (развитие культуры восприятия музыкальных произведений, расширение кругозора личности подростка, выработка адекватного отношения к музыке), формы (элективный курс воспитательной направленности и формы досуга: концерты, музыкальные лектории, музыкальные гостиные), методы (включение в коллективную творческую музыкальную деятельность, убеждение, музыкально-эстетическое просвещение, тренинги, игры, упражнения, дискуссии о музыкальном искусстве) и средства педагогической деятельности (специально подобранный музыкальный репертуар, музыкальные теоретические и социально-психологические знания), которые обеспечивали развитие ценностного отношения в указанном направлении.

  1. Педагогические условия формирования ценностного отношения обеспечивались сочетанием учебной - элективный курс и воспитательной работы - организация досуга подростков, включающих в себя интеграцию основного и дополнительного образования, творческое взаимодействие педагога и ученика, воспитание культуры поведения подростков, установку на непрерывное саморазвитие.

  2. Уровни (начальный, значимый, творческий) и критерии ценностного отношения к музыке (психологический, ценностно-

эстетический, культурно-социальный) являлись показателями проявлений новообразований личности подростка, формируемых в ходе экспериментальной работы, и выражали успешность профилактики музыкального фанатизма в подростковой среде.

4. Предусмотренный в работе элективный курс воспитательной направленности представляет собой авторское понимание элективного содержания образования в профильных классах общеобразовательной школы и базируется на необходимости расширения содержания данного вида обучения старшеклассников, обеспечивающего профилактику негативных явлений в подростковой среде, в том числе и музыкального фанатизма.

Структура диссертационного исследования определена логикой раскрытия проблемы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка, включающего 326 наименований, и приложения. Диссертация изложена на 168 страницах, содержит 5 таблиц и 8 рисунков.

[3

Ценностное отношение личности как объект научной рефлексии

В настоящее время теория ценностей переживает свое возрождение. Категория «ценность» является одним из ключевых понятий современной общественной мысли, оно используется в философии, психологии, социологии, педагогике и других науках. Её изучение бесспорно важно, так как без научно-теоретического обоснования не может быть и эффективной реализации заложенных в ней идей.

Изучаемая нами проблема своими корнями уходит в философию, которая рассматривает формирование жизненных ценностей, их роли и значения для человеческого бытия.

Анализ научных источников показал, что впервые понятие «ценность» появляется в философии И.Канта [120]. Он считал, что ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость. Они есть требования, обращенные к воле, цели, поставленные перед ней. Значимым для аксиологии было выполненное им теоретическое отделение сферы сущего от сферы должного.

В учение Р.Г.Лотце о ценностях утверждается, что ценности отражают истину в теории познания [167].

Среди философов существуют разные мнения о понятии «ценность». Можно выделить четыре, в сущности, противоположные точки зрения [166, с. 17-18].

В школе натуралистического психологизма (А.Мейнонг, П.Б.Перри, Дж.Дыои, К.И.Льюис) ценности - это биологически интерпретированные потребности человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы как специфические факты наблюдательной реальности.

Школа трансцендентализма (В.Виндельбанд, Г.Риккерт) определяет ценности как идеальное бытие нормы, соотносящееся не с эмпирическим, а с «чистым» трансцендентным или нормативным сознанием. Будучи идеальными предметами, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний.

Высшая ценностная реальность - вневременная аксиологическая линия Бога. Именно благодаря тому, что все ценности восходят к этой линии, они и реальны, хотя могут быть лишь несовершенным её отражением, считал М.Шеллер, представитель школы персоналистического антогонизма.

Культурно-исторический релятивизм (В.Дильтей, О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин) утверждал существование множества равноправных ценностей, смысл же их устанавливается интуитивно.

В отечественной философской и социологической литературе понятие «ценность» активно стало использоваться в конце 50-х - начале 60-х годов XX века.

Достаточно известное полное, всестороннее определение ценностей было дано в работах В.П.Тугаринова. Ценности - это суть предметов, явлений и их свойств, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и т.д.) людям определенного оощества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала [289; 290].

В.П.Тугаринов ограничивал сферу применимости категории «ценность»: по его мнению, будучи выражением человеческого отношения к миру, ценности могут быть лишь положительными явлениями, но никак не «вредностями» [290, с. 11]. Однако ценности и «антиценности» или («вредности») всегда конкретны, поэтому то, что в данном отношении представляется ценностью, вполне может выступать в качестве явления отрицательного в иных обстоятельствах.

О.Г.Дробницкий отмечает, что ценным объект выступает лишь как ещё не реализованная потребность, как внешний предмет, который еще должен быть освоен [80; 81].

Отечественные мыслители XX в, М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, В.Соловьёв, В.В.Розанов, В.В.Зеньковский и другие философы немарксистского направления придавали, в отличие от представителей материалистической философии, пренебрегавших исследованиями духовных сторон человеческого бытия, существенное значение развитию духовного начала в человеке.

Различные аспекты теории ценностей стали предметом исследований Л.М. Архангельского, Ю.Д. Гранина, Б.И. Додонова, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, И.С. Кона, Т.Б. Любимовой, И.С. Нарского, И.М. Поповой, А.А. Ручки, Н.П. Французовой, И.З.Чавчавадзе, В.А. Ядова и др.

В философском словаре дано следующее определение ценностей: - это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни или природы). Внешние ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. По отношению к субъекту (человеку) ценности служат объектом его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений различных практических отношений человека к окружающим предметам и явлениям. Наряду с такими предметными ценностями, которые являются объектами направленных на них интересов, к ценностям относят также некоторые явления общественного сознания, которые выражают эти интересы в идеальной форме (понятия добра и зла, справедливости и несправедливости, идеалы, моральные нормативы и принципы). Эти формы сознания не просто описывают какие-то действительные или воображаемые явления реальности, а выносят им оценку, одобряют или осуждают их, требуют их осуществления или устранения, то есть являются нормативными по своему характеру [301, с. 453].

Социологи [83; 121; 254; 288] проблему ценности рассматривают через систему регулятивных механизмов, в которой ценности общества выступают как элементы общественного сознания и культуры, выполняющие по отношению к личности нормативные функции, и относятся к социальной системе и связаны с областью культуры. Ценностями могут выступать детерминанты поведения: нормы, цели, идеалы и т.д.

А.В.Кирьякова в своём исследовании утверждает, что в науке, основанной на диалектико-материалистическом подходе, принято говорить о трех формах существования ценности [123, с. 75]. Во-первых, она может выступать как ценностный идеал, выработанный общественным сознанием и содержащий представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие ценности могут быть как общечеловеческими (истина, добро, красота), так и конкретно историческими (диктатура пролетариата, монархия, гражданственность); во-вторых, ценность предстаёт в объективированной форме либо в виде произведений материальной и духовной культуры, либо в форме человеческих поступков, являющихся конкретным воплощением общественных идеалов; в-третьих, социально значимые ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личных ценностей, являясь одним из источников мотивации её поведения.

В психологии [139; 238; 241] понятие «ценность» определяется как -любой «объект» (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса), В широком понимании в качестве ценностей могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Формируясь в сознании, эти ценности постигаются в ходе освоения культуры. Конечные предпочтения следует считать базовыми или «верховными» ценностями, поскольку все внешние предпочтения, так или иначе, сводятся к внутренним, а внутренние - к конечным предпочтениям.

Значение музыкального искусства в подростковой среде

Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанные с ней социальный статус и социально-психологические особенности зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.

Юношеский возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, так как биологическое -физиологическое и половое - созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность. По мнению К.Левина, подросток находится в положении маргинальной личности. Характерными чертами поведения маргинальной личности являются эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам (Д.И. Фельдштейн). Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения и жизненной позиции, выбор спутника жизни, создание своей семьи.

Как отмечают педагоги и психологи: Л.Ф. Анн [16], А.В. Антипова [17], Г.А. Берулава [38], Б.С. Волков [58], Н.В. Высоцкая [296], М. Дебесс [79], Л.А. Дюдюкина [84], А. Емельянов [85], А.С Запесоцкий [93; 94], Л.В. Зубова [101], И.С. Кон [132], Л.И. Новикова [192], Н.С. Толстоухова [296], А.А. Реан [239], Ф. Райе [245], М.В. Синицын [270], В.Т. Лисовский [276], Т.А. Фалькович [296], Е.Б. Штейнберг [318], Э. Эриксон [322] и другие, в этот период идет активное формирование личности, ее мировоззрения. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, т.е. всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих подростков «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.

Подростковый период, с точки зрения социализации, определяется как переломный [ 157; 271]. Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного детям, подростки переходят к сдержанному непослушанию - скрытому неповиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается с позицией родителей, а частично - с взглядами сверстников.

Характерной чертой подросткового возраста является повышенная внушаемость, склонность к группированию и подражательным действиям. Свободное общение, жизнь подростка среди сверстников являются сильными, необходимыми и вместе с тем проблематичными факторами формирования личности, вызывающими трудности в воспитании подростков.

Подростковая среда - общность сверстников, характеризующаяся особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности [241, с. 421].

1. Подражание внешним проявлениям взрокіостйіипі И-Мл,т Для подростка зримо выступают отличительные черты внешнего облика и манеры поведения взрослых. Усваивается то, что модно, и соответствующие этому образцы становятся критериями оценки и самооценки.

Истинное взросление сочетается с игрой во взрослого. Усвоение внешних признаков взрослости делает подростка взрослым в собственных глазах и в глазах окружающих, как им кажется. Это важно в плане развития самосознания. Может наблюдаться и подражание особому стилю «веселой», «легкой» жизни. В этом случае утрачиваются познавательные интересы, складывается установка на веселое времяпрепровождение.

Такое направление в развитии взрослости неблагополучно. Большинство несовершеннолетних правонарушителей - с низкой культурой досуга. Это прямой сигнал для воспитателей о необходимости создания правильных представлений о ценностях и содержании подлинной взрослости, об основах подлинного авторитета. 2. Равнение на качества «настоящего мужчины», «настоящей женщины». 3. Взрослый как образец в деятельности. Взрослость подростка развивается в условиях сотрудничества его со взрослыми в разных видах деятельности. 4. Развитие взрослости в познавательной деятельности.

Особое направление в развитии взрослости связано с развитием содержательных интересов и становлением планов на будущее. Подросток стремится что-то знать и уметь по-настоящему. Содержание познавательной деятельности выходит за пределы школьной программы. При становлении доминирующей направленности познавательных интересов объем знаний подростка значительно возрастает как результат самостоятельной работы. Поэтому приобретенные самостоятельно знания для подростка имеют большой личностный смысл. В подростковом возрасте знания, их объем и глубина являются одним из критериев в оценке взрослого, товарища, себя. 5. Роль искусства в развитии личности подростка.

Особая роль в развитии личности подростка принадлежит искусству: художественной литературе, музыке, кино, телевидению, театру и др. Оно выступает как средство познания жизни взрослых и их взаимоотношений, как средство вхождения в разные стороны жизни взрослых, в проблемы человеческих отношений [179].

Значение искусства в подростковом возрасте отмечали: К.А. Абульханова-Славская (1); Л.М Баженова [32], Л.С. Выготский [66; 67; 68], М. Дебесс [79], А.А. Мелик-Пашаев [172], Т.И. Сухова [112] и другие.

Именно в этом возрасте у детей просыпается интерес к музыке, можно даже говорить о музыкальных странствиях современных подростков. Родители знают, что часто музыка сопровождает подростка во всех его ежедневных занятиях, выполняя множество самых разных функций. Об одной из них хотелось бы сказать особо - музыка выполняет функцию интеграции множества разнообразных и не соответствующих друг другу переживаний подростка, создает (пусть на время) переживания собственной целостности, ритмически организованной, то есть предвидимой, предощущаемой. Известно, что именно ритмичная музыка нравится подросткам больше всего [1,с. 313].

Таким образом, подросток осваивает мир взрослых: нормы, ценности, общественные требования, способы поведения, на основе чего формируется система личностных ценностей. Это проявляется в целях, содержательной деятельности, критериях оценки и самооценки [309, с. 55].

Диагностика начального уровня сформированности ценностного отношения подростков к музыкальному искусству

Данное исследование было организовано с целью: определения уровня сформированности ценностного отношения подростков к музыкальному искусству; выявления числа подростков, принадлежащих к различным неформальным объединениям, в том числе и к сообществу фанатов; определения степени влияния формальных и неформальных подростковых объединений на процесс формирования ценностного отношения подростков к музыке; разработки элективного курса, направленного на формирование ценностного отношения к музыке как условия профилактики музыкального фанатизма; а также подтверждения гипотезы, предполагающей, что профилактика музыкального фанатизма в подростковой среде будет эффективной при условии сформированности ценностного отношения к музыкальному искусству.

Базой проведения эксперимента были определены МОУ СОШ №7 и МОУ Гимназия №25 г. Ставрополя. В исследовании приняли участие 105 подростков. Из них было сформировано две группы: - экспериментальная (53 человека) - далее ЭГ; - контрольная (52 человека) - далее КГ. Эксперимент включил в себя три этапа: 1 - констатирующий, на котором были определены контрольная и экспериментальная группы, подобраны методики исследования, проведено диагностирование ценностных ориентации подростков, выявлены их доминирующие увлечения и интересы, исследованы музыкальные предпочтения подростков, определены уровни и критерии проявления ценностного отношения подростков к музыкальному искусству;

2 - формирующий, включающий разработку и апробацию экспериментальной программы элективного курса по формированию ценностного отношения подростков к музыке как условия профилактики негативного музыкального фанатизма в подростковой среде и разработку системы мероприятий по воспитанию культуры досуга подростков (концерты, фестивали, игры, творческие встречи, праздники, конкурсы различной музыкальной направленности и т.д.).

3 - контрольный, предполагающий проведение сравнительного анализа показателей экспериментальной и контрольной групп подростков до и после реализации разработанной нами программы, проверку гипотезы, подведение итогов экспериментальной деятельности.

Целью констатирующего этапа эксперимента в нашем исследовании явилось выявление уровня сформированности ценностного отношения подростков к искусству на начало эксперимента, а также наличие доминирующих интересов и увлечений подростков.

Нами были определены следующие задачи констатирующего этапа эксперимента: 1) выявить число подростков, принадлежащих к неформальным объединениям (особенно негативно направленным); 2) определить ценностное мировоззрение подростков; 3) выявить уровни значимости ценностей, определяющих формирование ценностного отношения к музыке; 4) изучить музыкальные увлечения подростков и определить их музыкальные предпочтения.

На констатирующем этапе эксперимента использовался комплекс диагностических методик: педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, индивидуальные и групповые беседы (интервьюирование), анализ письменных творческих работ подростков (доклады, рефераты, творческие проекты, сценарии досуговых мероприятий), статистическая и аналитическая обработка полученных данных.

Вначале проводились беседы с подростками из экспериментальной и контрольной групп с целью выявления из их числа интересующихся музыкой и имеющих отношение к неформальным музыкальным объединениям, после чего выяснено, что всего к таким объединениям из обеих групп относятся 17 человек, в том числе и музыкальных фанатов.

Затем подросткам была предложена диагностическая методика изучения ценностных ориентации М. Рокича [67, с. 25-29] с целью определения личностных ценностей подростков, их иерархии по значимости, выявление ценностного отношения к искусству (приложение 1).

Согласно следующей методике выявления места в жизни подростков духовных ценностей (приложение 3), было определено, что подростки обеих групп на первое место поставили общение с человеком, причем подростки контрольной группы (КГ) больше всего ценят общение с родными людьми, а подростки экспериментальной группы (ЭГ) - общение с друзьями. На второе место в КГ было поставлено общение с природой, а в ЭГ - спорт. Третье место подростками контрольной группы было отдано общению с искусством и спорту, тогда как подростками экспериментальной группы - общению с природой. На четвертое место подростками обеих групп были поставлены религия и искусство.

При этом в КГ искусство по значимости было распределено так: 1 - кино; 2 - эстрада, поп-музыка; 3 - классическая музыка; 4 - литература, поэзия; 5 - театр; 6 - живопись, скульптура и рок-музыка; 7 - народная музыка. А в ЭГ искусство распределено следующим образом; 1 - кино и рок-музыка; 2 - эстрада, поп-музыка; 3 - литература, поэзия; 4 - театр; 5 - живопись; скульптура; 6 - народная музыка; 7 - классическая музыка.

По результату обработки анкеты «Отношение к музыке» (приложение 4), можно сделать вывод о том, что большинство подростков обеих групп не четко определили свое отношение к музыкальному искусству. В музыкальных пристрастиях они придерживаются в основном мнения друзей и своего собственного вкуса. Отношение подростков к музыкальным занятиям и приобретению новых знаний о музыке не выражено, желание расширять свой кругозор не проявляется.

Далее подросткам была предложена ранжированная анкета «Мое свободное время» (приложение 5), результаты которой показали, что у подростков обеих групп есть увлечения негативного характера. В КГ и ЭГ время досуга в основном распределено неверно, предпочтение отдается в основном развлекательным видам досуговои деятельности. При анкетировании наиболее приоритетны такие ответы подростков, как: гуляю с друзьями; смотрю телевизор, видео; посещаю развлекательные заведения (клубы, бары...); хожу на дискотеку. Следовательно, досуг подростков требует профессиональной организационно-педагогической помощи в его лучшей организации.

В ходе анкетирования в обеих группах были проведены беседы, в процессе которых выяснено, что некоторые виды досугового времяпрепровождения подростки выбирают под влиянием сверстников, но в то же время многие подростки, в связи с трудным материальным положением, не могут заниматься желаемыми видами досуга.

Использованная далее методика «Незаконченные предложения», предназначенная для выявления музыкальных предпочтений подростков, диагностики их музыкальных способностей (приложение 6), показала, что для большинства подростков музыка - это способ отдыха и расслабления. Однако были и такие ответы, как например: «Музыка для меня - это комок всепоглощающей энергии, который нужно пропустить через себя». Или: «Музыка для меня - это неотъемлемая, очень важная часть моей жизни. Слушая музыку можно радоваться, грустить, размышлять». Предпочтения в основном отдаются эстраде, поп-музыке, рок- музыке, а классическая музыка занимает одно из последних мест. Чувства, вызываемые музыкой, назывались разные, хотя в основном это были радость и печаль.

Экспериментальная программа по формированию ценностного отношения подростков к музыке как условия профилактики музыкального фанатизма

Одной из важнейших задач современного образования является формирование у учащихся не только определенной системы знаний, умений и навыков, но и помощь в правильном выборе приоритетных ценностей.

Процесс формирования ценностного отношения к искусству в целом, и к музыке в частности, - сложный и длительный, требующий высокого мастерства от преподавателя, проводящего воспитательную работу, а также заинтересованности и активной работы со стороны подростков.

Целью формирующего этапа эксперимента явилась разработка экспериментальной программы по формированию и развитию ценностного отношения подростков к искусству как условия профилактики негативного музыкального фанатизма; выработка на основе полученного опыта методических рекомендаций.

Задача формирующего эксперимента - внедрить и апробировать разработанную экспериментальную программу, включающую в себя:

1) углубление знаний подростков по основам теории и истории музыки, о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

2) воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, устойчивого к ней интереса, потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию, слушательской культуры учащихся;

3) воспитание и развитие художественного вкуса каждого учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты, умения через музыку познавать себя и окружающих;

4) становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры личности; освоение знаний о стилях и направлениях музыки, их характерных особенностях;

5) овладение умением анализировать ценностное содержание произведений музыкального искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

6) освоение знаний о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; формирование потребности в освоении ценностей мировой музыкальной культуры;

7) использование подростками приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды, определения путей своего культурного развития, профессионального самоопределения;

8) воспитание толерантности, уважительного отношения к музыкальным взглядам, вкусам и потребностям других людей; профилактика музыкального фанатизма;

9) совершенствование умения выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии и т. д.);

10) воспитывать культуру поведения подростков; научить и помочь правильно организовать личный и коллективный досуг;

11) практическое закрепление изученного материала, через различные тренинги, ролевые игры, слушание музыки, анализ музыкальных произведений.

Методологическим основанием программы по формированию ценностного отношения подростков к искусству являются современные научные исследования и педагогическая практика, в которых отражается идея познания подростками мира искусства как условия профилактики асоциального явления, которым является фанатизм.

Экспериментальная программа получила свою опытную апробацию в рамках элективного курса «Музыкальный мир молодежи». Элективный курс проводился на базе МОУ СОШ № 7 и МОУ Гимназия №25 города Ставрополя, общий объем часов - 35, курс состоял из двух частей: 1 -теоретической и 2 - практической. Формирование ценностного отношения к музыке как условия профилактики негативного музыкального фанатизма происходило комплексно в процессе лекционно-урочных, практических занятий, проведения различных досуговых мероприятий, бесед, игр, тренингов, целью которых являлось повышение и поддержание интереса к музыкальному искусству, расширение спектра музыкальных предпочтений и формирование устойчивого отрицательного отношения к музыкальному фанатизму.

Данный элективный курс разработан для повышения качества и эффективности музыкального воспитания подростков в школе и взаимосвязан со многими другими дисциплинами, что предполагает интеграцию основного и дополнительного образования. Изучение курса направлено на достижение следующих целей:

воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведений искусства;

овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку; развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства; освоение знаний о классическом и современном музыкальном искусстве; ознакомление с выдающимися произведениями отечественных и зарубежных авторов;

использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;

воспитание ценностного отношения к музыке, устойчивого интереса к музыкальному искусству, музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; формирование культуры досуга подростков и негативного отношения к фанатизму.

Теоретическая часть (приложение 7) включает в себя три раздела, названия которых и названия входящих в них тем даны в двойном прочтении - для педагога и для подростков. К такому приему мы прибегли для того, чтобы восприятие тем для подростков было доступнее.

Похожие диссертации на Формирование ценностного отношения подростков к музыкальному искусству как условие профилактики музыкального фанатизма в подростковой среде