Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эстетического отношения подростков к музыкальному искусству во внеурочной деятельности Бутник, Ангелина Гавриловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бутник, Ангелина Гавриловна. Формирование эстетического отношения подростков к музыкальному искусству во внеурочной деятельности : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Москва, 1991.- 19 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы. В условиях кардинальных преобразований социально-экономической жизни страны, когда общество встало на путь демократизации и гуманизации, когда выдвигается приоритет нравственно-духовных ценностей, утверждается самоценность человеческой личности, проблема эстетического воспитания приобретает исключительную актуальность. Все это ставит перед общеобразовательной школой ряд качественно новых требований: обогащение духовного мира подрастающего поколения, формирование у него активного, творческого отношения к окружающей действительности, природе, искусству.

Среди широкого круга задач эстетического воспитания наиболее важной, от решения которой зависит вклад музыкальной педагогики в повышение культурного и духовного потенциала общества, является формирование эстетического отношения учащейся молодежи к музыкальному искусству.

Значение этой проблемы трудно переоценить, поскольку сформированное эстетическое отношение к музыке позволяет школьникам не только ориентироваться в огромном потоке художественно ценных ее образцов, но и стимулирует эстетическое отношение к окружающей жизни, способствует подъему общего уровня эстетической и духоЕ-ной культуры.

Проблема эстетического отношения является предметом глубоких исследований в области философии, педагогики, психологии, социологии.

На философско-теоретическом уровне эстетическое отношение рассматривается в плане исследования искомого понятия и его структуры, в контексте истории, борьбы материализма и идеализма в философии, теории деятельности, а также содержательных характеристик, генезиса и социально-культурного смысла /А.И.Буров, В.В.Ванслов, С.С.Гольдентрг-ХТ, А.Г.Егоров, Б.Я.Замбровский, М.С.Каган, Х.Керх, Н.И.Крюковский, М.Ф.Овсянников, Ж.-П.Сартр, В.К.Скатерщиков, Л.Н.Столович, М.Хайдеггер и др./.

Практика проявления эстетических отношений нашла свсе отраке-ние в трудах философов, посвященных проблеме эстетического воспитания /А.К.Дремов, Н.А.Дмитриева, Д.Н.джола, Н.И.Киященко, О.В.Лар-мин, Н.Л.Лейзеров, З.А.Разумный и др./.

3 работах психологов Л.И.Божович, В.Н.Мясищева, К.К.Платоноза, С.Л.іубинштейна определены место и роль отношений человека в процессе его развития и формирования.

В научно-педагогических исследованиях последних лет активно изучаются различные аспекты формирования эстетического отношения школьников к природе, искусству, науке, труду /И.И.Долгополов, И.Г.Зенкевич, Н.А.Кушаев, Е.Т.Максимешок, В.В.Неверов, Б.М.Не-мексісий, С.Н.Силаев, Г.П.Шевченко, Т.З.Шуртакова и др./, предпринимаются попытки выявления общих закономерностей отого процесса /И.В.Гончаров, Е.В.Квятковский, Б.Т.Лихачев, А.П.Сидельковский/.

Разные стороны проблемы формирования эстетического отношения находят теоретическое и практическое решение в музыкально-педагогических трудах. Наиболее полно и глубоко изучены природа и сущность музыканьного восприятия /Ь.В.Асафьев, А.Г.Костюк, В.В.Меду-шевский, Е.Н.Назайкинский, А.Н.Сохор, Ь.М.Теплов/ и методы его формирования /L.Б.Алиев, В.К.Белобородова, Е.Я.Гембицкая, Н.Л.Гродзенская, В.Д.Остроменский/.-

эмоциональные формы музыкально-педагогического воздействия рассматриваются в концепции Д.Б.Кабалевского, в работах О.А.Апраксиной, Н.А.Ветлугиной, В.Н.Шацкой.

Вопросы формирования у школьников эстетической оценки музыкального искусства находят отражение в диссертациях В.Г.Вутенко, Л.Г.Коваль, Б.Ф.Орлова, Ю.А.Соколовского, М.В.Черепанина и др.

В ряде исследований проблема эстетического отношения разрабатывается в таких аспектах, как развитие музыкального виуса учащихся в процессе занятий различными видами музыкальной деятельности /Б.А.Брылин,' И.Г.Димова, Л.М.Кузнецова, Н.М.Черноиваненко/, формирование интереса к музыкальному искусству или музыкальной деятельности /А.Г.Болгарский, Н.Н.Гришанович, А.И.Паламарчук, Т.П.Плеснина, Б.В.Притула/, развитие потребности общения с музыкой /З.К.Кальніїченко, Н.М.Кондратьева, З.П.Морозова, Г.С.Тарасов/.

Изучение различных сторон музыкально-эстетического сознания в определенной мере способствуют решению проблемы формирования эстетического отношения к музыке, однако, в музыкально-педагогической литературе отсутствуют работы, в которых бы эстетическое отношение рассматривалось как целостное образование. В связи с этим проблема формирования эстетического отношения к музыке остается недостаточно изученной. Необходимость же ее теоретической и практической разработки обусловлена той большой ролью, которую ;:грает музыкальное искусство в формировании подрастающего поколения, и, вместе с тем, недостатками, имеющимися в музыкально- эсте-гнчссксм воспитании школьников.

Особую актуальность эта проблема приобретает применительно к подростковому возрасту во внеурочное время. Как утверждают ученые /Р.Бернс, Т.В.Драгунова, В.А.Крутецкий, Д.Б.Эльконин и др./, наблюдаемый в этот период рост энергии, активности, развитие самосознания, потребность в общении, интерес к внутреннему миру человека побуждают подростка к различным видам деятельности, в том числе и к общению с музыкой. При отсутствии целенаправленного педагогического руководства внеурочной музыкально-эстетической деятельностью происходит девальвация музыки как искусства, потеря "ее могучего эстетического, идейного, нравственного влияния на человека, потеря ее познавательной силы" /Д.Б.Кабалевский/.

В настоящее время в общеобразовательной школе музыкальное воспитание во внеклассной работе осуществляется в двух формах: массовой и кружковой. Каждая из них имеет потенциальные возможности для формирования эстетического отношения подростков к музыкальному искусству. Но практика показывает, что уровень музыкально-эстетического развития школьников недостаточно высок. Причины этого определяются следующим: музыкальные кружки в школе посещает незначительное количество учащихся, а массовые формы внеклассной работы эпизодичны, зачастую проводятся от случая к случаю, без должной связи друг с другом и определенной преемственности; в современной общеобразовательной школе отсутствует центр, который, с одной стороны, смог бы объединить различные формы музыкального воспитания во внеурочное время, а с другой, - позволил бы всем подросткам школы принимать посильное участие в музыкальной деятельности. Такой центр пр;. должной его организации, на наш взгляд, смог бы решить ряд практических задач формирования эстетического отношения подростков к музыкальному искусству.

Итак, несмотря на то, что современная наука активно исследует проблему эстетического отношения человека к окружающей действительности как в теоретическом, так и экспериментальном алане, процесс формирования эстетического отношения к музыкальному искусству как целостного образования не стал еще предметом специального изучения. Вместе с тем, на данном этапе педагогических исследований чрезвычайно важно выяснить, в чем проявляется специфика эстетического отношения к музыке, какова его структура, каковы критерии сформированное эстетического отношения подростков к музыкальному искусству, и, наконец, каковы пути его формирования в условиях внеклассной воспитательной работы.

Актуальность проблемы и ее практическая значимость определили выбор темы исследования "Формирование эстетического отношения подростков к музыкальному искусству во Енеурочной деятельности".

Объект исследования - учащиеся подросткового возраста в процессе занятии музыкой во внеурочное время.

Предмет исследования - процесс формирования эстетического отношения к музыкальному искусству в условиях внеклассной воспитательной работы.

Цель исследования - определение и обоснование путей повышения эффективности формирования эстетического отношения к музыке в процессе внеклассной воспитательной работы.

3 исследовании выдвинута гипотеза: эстетическое отношение современного подростка формируется эффективно в условиях специально организованной деятельности, если педагогом учитываются не только возрастные особенности эстетического отношения к музыкальному искусству и специфика закономерностей воспитания средствами музыки, но к активизируется сама деятельность в системе внеклассной воспитательной работы, итому будет способствовать организация в шкож центра, ноторый объединяет массовые и кружковые формы работы и придает музыкально-эстетической деятельности целенаправленность и систематичность. В таких условиях личный музыкальный опыт подростка должен оптимально включаться в опыт жизнедеятельности школьного коллектива, в многообразные межличностные, межсубъектные отношения /сотрудничество, содружество, взаимопомощь, взаямообогащение/.

В соответствии с целью, предметом, объектом, гипотезой в ходе исследования предстояло решить следующие задачи:

определить сущность понятия "эстетическое отношение к музыке" и его структурные элементы;

выявить в подростковом возрасте особенности, ейнзитивные для формирования эстетического отношения к музыке;

определить потенциальные возможности различных форм внеклассной воспитательной работы для формирования эстетического отношения подростков к музыкальному искусству;

разработать критерии и методику диагностического обследования эстетического отношения школьников к музыке;

обосновать и экспериментально проверить содержание, методы и формы организации знеклассной музыкальной работы, способствующие наиболее эффективному формированию эстетического отношения.

-ъ-

Методологическ до основу исследования составляют важнейшие положения теории о развитии и формировании человека, его диалектическом единстве с окружающим миром, о сущности искусства и его значении в жизни общества; научно-теоретические труды, освещающие вопросы эстетического отношения в различных аспектах.

исходя из поставленных задач исследования, нами использоеэлись следующие методы;

теоретический анализ проблемы на основе изучения трудов классиков философии и публикаций современных философов, эстетиков, а также научной литературы по педагогике, психологии, методике музыкально-эстетического воспитания;

изучение и анализ практики эстетического Боепитания подростков средствами музыкального искусства;

опытно-экспериментальное исследование проблемы с целью проверки основных положений гипотезы;

целенаправленное педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, письменные и устные опросы подростков;

методы математической статистики.

Исследование проводилось в течение 1985-1990 г.г. на базе общеобразовательных школ К?9 и К-22 г.Кировограда и включало в себя четыре этапа.

На первом этапе изучалась литература по избранной теме; анализировалась практика эстетического воспитания школьников средствами музыкального искусства; разрабатывались показатели эстетического отношения к музыке и методика его констатирующего изучения.

На втором этапе осуществлялось констатирующее изучение эстетического отношения к музыке у подростков; разрабатывалась теоретико-методическая модель формирования эстетического отношения школьников подросткового возраста.

' На третьем этапе проверялась теоретико-методическая модель в формирующем эксперименте.

На завершающем этапе оыли проанализированы, обобщены и оформлены результаты исследования, даны рекомендации по эффективному формированию эстетического отношения подростков к музыке.

Научная новизна исследования состоит в уточнении трактовки понятия "эстетическое отношение", в рассмотрении специфики эстетического отношения к музыкальному искусству как целостного образования; в разработке критериев и методики изучения уровня сформированное эстетического отношения школьников к музыке; в построении и

-о-проверке теоретико-методической модели формирования эстетического отношения подростков к музыкальному искусству в условиях внеурочной деятельности.

Достоверность результатов исследования обеспечивается его методологической основой; совокупностью использованных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; сопоставлением данных экспериментальной и контрольной групп, качественно-количественным анализом результатов срезозого изучения; достигнутыми позитивными изменениями в эстетическом отношении подростков к музыкальному искусству в процессе целенаправленной организации внеклассной музыкально-эстетической деятельности,

. Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по формированию эстетического отношения к музыкальному искусству и практическом применении их в практике внеклассной воспитательной работы общеобразовательной школы. Положения,' выносимые на зашиту:

  1. эстетическое отношение к музыкальному искусству - это процесс взаимодействии субъекта с музыкой, при восприятии которой возникают эстетические чувства и оценка в соответствии со сложившимся в прошлом опыте идеальным представлением о прекрасном.

  2. Специфика эстетического отношения к музыке обусловлена особенностями отого вида искусства и заключается в следующем:

музыкальное восприятие, опираясь не только на музыкальный, но и жизненный опыт человека, протекает одновременно с другими психическими процессами /мышление, воображение, память и пр./;

музыкальное переживание в процессе восприятия музыки, отражая ее содержание, включает и осознание ее ценности;

базируясь на переживании, музыкальная оценка зависит от понимания и осмысления музыкального искусства.

  1. Критериями сформированное эстетического отношения являются: представления о совершенстве музыки с точки зрения прекрасного; удовлетворенность от восприятия произведений различных жанров; разносторонность восприятия; адекватность переживания; со- ответствие оценки содержанию музыкального произведения.

  2. Эффективному формированию эстетического отношения подростков к музыкальному искусству способствует создание з школе клуба любителей музыки, объединяющего массовые и кружковые формы работы и включающего личный музыкальный опыт его членов в опыт жизнедеятельности всего школьного коллектива, в многообразные межличност-

ные, межсубъектные отношения.

Апробация работы. Основные положения и предварительные результаты исследования на различных его этапах были представлены и обсуждены на внутривузобских научно-практических конференциях Кировоградского пединститута км. А.С.Пушкина /г.Кировоград, 1986, 1987, 1988/, семинаре молодых ученых "Совершенствование эстетического воспитания в стране" /г.Москва, 1988/, Всесоюзном научно-практическом семинаре по проблемам эстетического воспитания учащейся молодежи /г.Москва, 1988/, на заседаниях лаборатории теоретических основ эстетического воспитания НИИ художественного воспитания АПН СССР.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Похожие диссертации на Формирование эстетического отношения подростков к музыкальному искусству во внеурочной деятельности