Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие художественно-творческих способностей учащихся (На материале детских художественных школ и школ искусств Республики Адыгея) Абакумова Елена Викторовна

Развитие художественно-творческих способностей учащихся (На материале детских художественных школ и школ искусств Республики Адыгея)
<
Развитие художественно-творческих способностей учащихся (На материале детских художественных школ и школ искусств Республики Адыгея) Развитие художественно-творческих способностей учащихся (На материале детских художественных школ и школ искусств Республики Адыгея) Развитие художественно-творческих способностей учащихся (На материале детских художественных школ и школ искусств Республики Адыгея) Развитие художественно-творческих способностей учащихся (На материале детских художественных школ и школ искусств Республики Адыгея) Развитие художественно-творческих способностей учащихся (На материале детских художественных школ и школ искусств Республики Адыгея) Развитие художественно-творческих способностей учащихся (На материале детских художественных школ и школ искусств Республики Адыгея) Развитие художественно-творческих способностей учащихся (На материале детских художественных школ и школ искусств Республики Адыгея) Развитие художественно-творческих способностей учащихся (На материале детских художественных школ и школ искусств Республики Адыгея) Развитие художественно-творческих способностей учащихся (На материале детских художественных школ и школ искусств Республики Адыгея)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Абакумова Елена Викторовна. Развитие художественно-творческих способностей учащихся (На материале детских художественных школ и школ искусств Республики Адыгея) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Майкоп, 2004 229 с. РГБ ОД, 61:05-13/25

Содержание к диссертации

Введение

I. Глава. Теоретические основы развития творческих способностей .

1 1 Психолого-педагогические основы развития способностей учащихся . -12

1 2.Сущность понятия «творчество», характеристика креативности и аспекты её исследования» -27

I. 3. Художественное творчество» и «художественно-творческие способности». Аспекты развития художественно-творческих способностей . -49

I, 4. Профессионально- личностные качества педагога- -72

Выводы. -100

2 Глава. Развитие художественно-творческих способностей учащихся детских художественных школ и школ искусств .

2 1 . Разработка модели развития художественно-творческих способностей учащихся ДХШ и ШИ и авторской программы с национально-региональным компонентом . -103

2 2-Опытно-экспериментальная работа и анализ её результатов. -140

2.3- Рекомендации по организации педагогических условий развития художественно-творческих способностей учащихся ДХШ и ШИ. - 161

Выводы. -176

Заключение. -177

Список литературы. -1 SO

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования. Темп научно-технического прогресса, дальнейшее развитие производственных отношений зависят от того, насколько успешно реализуются потенциальные возможности каждого члена общества. Современное общество даёт социальный заказ на творчески активную личность, способную решать задачи в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать полученные знания в разнообразных жизненных ситуациях, творчески преобразовывая окружающую действительность. Всегда актуальной является проблема поиска человеком смысла жизни, определение своих жизненных приоритетов и ценностей. Необходимым условием формирования современного разносторонне развитого человека является наличие в нём высоких нравственных качеств, развитого эстетического вкуса, творческой свободы. Поэтому насущной задачей науки становится анализ отечественного и зарубежного опыта теоретических знаний относительно природы, функций и механизмов творчества, определение понятия задатков, творческих способностей, их раннего диагностирования и прогнозирования.

Проблемами задатков и способностей, и в частности художественно-творческих способностей, занимались отечественные учёные; Б, Г. Ананьев [5], А» В. Брушлинский [22], Д. Б. Богоявленская [19], Л, С. Выготский [38], В. Н. Дружинин [53], Н. С. Лейтес [77], И. Я. Лернер [83], А. А. Мелик - Пашаев [99], В. С Мерлин [104], Я. А. Пономарев [126], С- Д. Смирнов [145], Б. М. Теплов [151], М. А. Холодная [165], Б. Д. Шадриков [168], Д. Б, Эльконин [174] и др. Эти вопросы рассматривали и зарубежные учёные: Дж. Гилфорд [192], Д. Майерс [196], А. Маслоу [96], К. Роджерс [137], Э. Фромм [160],

Для социокультуры современности в России характерны две тенденции; незнание собственных культурных корней, подверженность поведенческим стандартам массовой обезличенной культурой или полное

замыкание в рамках собственных традиций, отсутствие толерантности и
межкультурного общения, ведущих к ментальной несовместимости. Эти
явления опасны для многонациональной России в целом и полиэтнической
Адыгеи, в частности. Своеобразным миротворцем может служить народное
декоративно-прикладное искусство, т.к. законы творчества одинаковы для
всех народов, его язык интернационален. Проникая в тайну орнамента, мы
познаём нравственные, этические нормы народа, род его занятий,

верований, представления о мире и месте человека в этом мире. Мощь и богатство декоративного искусства основаны на силе и многогранности духовной жизни народа и, в конечном счете, на силе и богатстве как народного, так и профессионального творчества. Народ определяет яркую самобытность декоративного искусства, используемого в повседневной жизни и быту, так же как и все стороны народной культуры в целом- Черты национального характера, обусловленные окружающей природой, укладом жизни, историей, эмоциональный, психологический склад народа всегда предопределяют духовное содержание и самобытный характер созданных руками предметов- Их духовная наполненность и сила выразительности постоянно вызывают интерес. Народное искусство как феномен современности функционирует и развивается в контексте всей культуры, В свете сказанного особый интерес представляют исследования, посвященные таким проблемам, как;

- этнографические особенности Северного Кавказа и в том числе Адыгеи (Л. А. Асланова [9], Л, Я. Люлье [93], Г. Г. Маркіраф [95], В. А. Салеев [143], Е. М. Шиллинг [169], X, X. Яхтанигов [177] и др.);

-народное декоративно-прикладное искусство и его место в современной культуре (М-К. 3. Азаматова [1], А. В. Бакушинский [10], И. Я. Богуславская [20], Ю. К. Беджанов [12], А. Г. Кушу [71], Н. Г- Ловпаче [88], Ю. В, Максимов [94], М, А, Некрасова [109], Е. Н. Студенецкая [148], Т. Я, Шпикалова [172] и др.);

-национальная система образования, народная педагогика (К. И. Бузаров [24], Г Н. Волков [35], AM. Дании [75], М. А. Меретуков [102], И. А, Шоров [170}).

Наш анализ педагогических трудов, посвященных проблеме развития художественно-творческих способностей, показывает, что эта проблема остаётся актуальной- Остаётся не исследованным ряд вопросов, связанных с системным построением процесса эффективного развития способностей, и художественно-творческих способностей в частности, учащихся детских художественных школ и детских школ искусств. Не используются методики по определению художественно-творческих задатков детей, не уточнены теоретико-методологические основы развития этих специальных способностей- Не разработана модель развития художественно-творческих способностей учащихся, содержащая все компоненты в комплексе и взаимной интеграции. Не учтён фактор народного адыгского декоративно-прикладного искусства и искусства родного края в развитии художественно-творческих способностей учащихся в контексте национально-регионального компонента и актуальности решения этих проблем, поставленных в основополагающих документах современности:

«Национальной доктрины образования в Российской Федерации от 4 октября 2000г.»[108];

«Концепции художественного образования в Российской Федерации» [66];

- «Республиканской программе развития образования на 2000-2004
годы» [135].

Недостаточно разработана содержательная сторона образовательного процесса ДХШ и ШИ из-за отсутствия интегрированных программ по всем видам изобразительной деятельное.

Налицо противоречие между необходимостью развития художественно-творческих способностей учащихся в контексте национально-регионального компонента и недостаточной разработанностью

этого вопроса.

Таким образом, актуальность проблемы, её слабая разработанность в
свете новых задач педагогической реальности определили выбор темы
диссертации: «Развитие художественно-творческих способностей

учащихся (на материале детских художественных школ и школ искусств Республики Адыгея)».

Проблемой исследования явилось определение научно-методических основ организации таких педагогических условий, которые будут способствовать решению задач развития художественно-творческих способностей учащихся ДХШ и ШИ.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся ДХШ и ШИ с учётом национально-регионального компонента.

Объект исследования: образовательно-воспитательный процесс в детских художественных школах и школах искусств.

Предмет исследования: педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся ДХШ и ШИ в контексте национально-регионального компонента.

Рабочая гипотеза исследования заключается в предположении» что развитие художественно-творческих способностей будет более эффективным при соблюдении следующих условий:

1. Осмыслении теоретико-методологических аспектов развития художественно-творческих способностей учащихся и принятия их как основы исследования.

2.Использовании в качестве исходных позиций достижений теории и практики отечественной и зарубежной педагогики.

3.Разработке и реализации модели развития художественно-творческих способностей учащихся» структурообразующими составляющими которой являются;

-цели, задачи, содержание развития художественно-творческих способностей учащихся ДХШ и ШИ;

-единое образовательное пространство (Республиканская детская

школа искусств, Республиканская гимназия, Адыгейский республиканский

колледж искусств им. У. X. Тхабисимова); і

-педагогические условия, учитывающие региональные особенности и специфику специальных образовательных школ;

-результативные параметры развития художественно-творческих способностей учащихся ДХШ и ШИ, Задачи исследования:

ЬИзучить достижения теории и практики отечественной и зарубежной педагогики по данной проблеме.

2.Уточнить содержание понятия «художественно-творческие способности» как интегративного свойства личности.

3-Разработать модель развития художественно-творческих способностей
учащихся в контексте адыгской художественной культуры и национально-
регионального компонента по декоративно - прикладному и
изобразительному искусству,

4-Апробироватъ предложенную модель, проверить её эффективность и разработать рекомендации преподавателям ДХШ и ШИ по развитию художественно-творческих способностей учащихся.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

-основные положения о теории познания;

-единство сознания и деятельности;

-единство биологического и социального;

-положение о взаимосвязи общекультурных и национальных духовных ценностей;

-идея культурологического подхода;
it -теория активности и развития;

В исследовании автор опирался на фундаментальные работы,

посвященные вопросам:

-педагогического образования (Е, В, Бондаревская, С. И. Гессен, В. А. Кан-Калик, А. В. Мудрик, 3. К. Меретукова и др-);

-содержания образования (В. С. Леднёв, В. В, Краевский и др.);

-национальных систем образования (К- И. Бузаров, И. А. Арабов, Л. Л, Супрунова, И. А- Шоров и др.);

-развития художественно-творческих способностей (В. Н. Дружинин, А. М. Ланин, Н. С- Лейтес, Б, М- Неменский, Я, А- Пономарёв, С. Д, Смирнов, Б, М. Теплов, Н. В, Хазратова и др.);

-прогнозирования, моделирования и проектирования образовательных систем (В. П. Беспалько, К. И, Бузаров, М- Р. Кудаев, Ю. С, Ттонников);

- педагогической интеграции (А. Я- Данилюк, Ю- С- Тюнников, Б, X. Хамукова и др.);

-концепции о четырёхэлементном составе культуры как источнике содержания образования (К. И, Бузаров, В. В. Краевский, И. Я- Лернер, М, Н. Скаткин);

-теории проблемно-развивающею обучения (И. Я. Лернер, А, М Матюшкин).

Методологическими ориентирами исследования явились структурно-
системный, культурологический, личностно-деятельностный,
аксиологический подходы к обучению и воспитанию в целостном
педагогическом процессе и к отдельным его элементам.
Методы исследования.

1 Леоретические; анализ лсихолого-педагогической литературы, методы теоретического обобщения, системного анализа изучаемых явлений,

2.Эмпирические: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование,

тестирование, эксперименты (констатирующий, формирующий,

контрольный), анализ творческих работ учащихся.

Ф 3.Математические: обработка экспериментальных данных, определение

количественных и качественных показателей эффективности способов и

средств развития художественно-творческих способностей учащихся ДХШ и ШИ.

База исследования: Адыгейская Республиканская детская школа искусств, Адыгейская республиканская гимназия, отделение живописи Адыгейского республиканского колледжа искусств им. У. Х- Тхабисимова, отделение изобразительного искусства Института искусств Адыгейского государственного университета» педагогический факультет Адыгейского государственного университета.

Этапы исследования:

Первый этап (2001 -2002гг. V изучение и анализ литературных источников; разработка модели развития художественно-творческих способностей и её апробация; разработка авторской программы обучения учащихся ДХШ и ШИ; определение основных направлений работы по проблеме-

Второй этап (2002-2003гг.У продолжение экспериментальной апробации модели развития художественно-творческих способностей учащихся, программы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству для ДХШ и ШИ в едином образовательном пространстве.

Третий этап (2003-2004тт.У подведение итогов эксперимента, ознакомление с моделью развития художественно-творческих способностей учащихся, концепцией, структурой и особенностями программы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству для ДХШ и ШИ преподавателей этих школ на курсах повышения квалификации при Адыгейском республиканском колледже искусств им. У. X. Тхабисимова, распространение программы в регионах Адыгеи с рекомендациями по её использованию, внесение данной программы в рабочую программу по методике преподавания изобразительного искусства в Адыгейском республиканском колледже искусств, получение отзывов от преподавателей ДХШ и ШИ РА-

Научная новизна исследования состоит в том, что:

-уточнены теоретико-методологические и организационно-

педагогические основы развития художественно-творческих способностей учащихся;

-разработана модель развития художественно-творческих способностей учащихся ДХШ и ШИ;

- разработана и внедрена авторская программа по изобразительному и
декоративно-прикладному искусству для ДХШ и ШИ по развитию
художественно-творческих способностей учащихся в контексте

национально-регионального компонента.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении психолого-педагогических основ развития художественно-творческих способностей, в разработке модели развития художественно-творческих способностей учащихся в контексте национально-регионального компонента, в определении содержания образования, в обосновании целесообразности реализации авторской программы по развитию художественно-творческих способностей применительно к учащимся ДХШ и ШИ,

Практическая значимость исследовании состоит в следующем:

-предложена модель развития художественно-творческих способностей учащихся, которая применима в условиях, аналогичных ДХШ и ШИ;

-разработана авторская программа, создающая реальные возможности эффективного развития художественно-творческих способностей. Её можно актуализировать как рабочую программу в любой ДХШ и ШИ;

-даны методические рекомендации преподавателям ДХШ и ШИ по диагностике художественно-творческих задатков учащихся и организации процесса эффективного развития у них художественно-творческих способностей.

Достоверность полученных в исследовании результатов обеспечивается

-опорой на современные достижения психологической и педагогической науки;

-чёткостью исходных методологических позиций;

-включением экспериментальной методики в реальный учебный процесс Адыгейской республиканской детской школы искусств;

-применением комплекса методов исследования» адекватных его целям и задачам;

-репрезентативностью и статистической значимостью выборки, сочетанием количественного и качественного анализа результатов.

Личяый вклад соискателя определяется разработкой основных положений аппарата исследования, общего замысла» методики исследования, анализом полученных данных, осуществлением научно обоснованных выводов и практических рекомендаций в области развития художественно-творческих способностей учащихся ДХШ и ШИ, разработкой модели и авторской программы развития художественно-творческих способностей учащихся.

Выносимые на зашиту основные положения:

1 .Теоретическое обоснование педагогических условий как основы развития художественно-творческих способностей учащихся в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

2-Модель развития художественно-творческих способностей учащихся ДХШ и ШИТ структурообразующими компонентами которой являются:

-цели, задачи, содержание развития художественно-творческих способностей учащихся ДХШ и ШИ;

-единое образовательное пространство (Республиканская детская школа искусств, Республиканская гимназия, Адыгейский республиканский колледж искусств им. У, X. Тхабисимова);

-результативные параметры развития художественно-творческих способностей учащихся ДХШ и ШИ.

З.Авторская программа, включающая в себя народное декоративно-прикладное и изобразительное искусство родного края.

*

*

Апробация исследования н внедрение результатов исследования.

Теоретические положения, экспериментальные результаты исследования
докладывались диссертантом и обсуждались на заседаниях кафедр
педагогики дошкольного и начального образования педагогического
факультета Адыгейского государственного университета, на Всероссийской
научной конференции Армавирского университета. Результаты работы с
практическими рекомендациями на их основе были изложены на курсах
повышения квалификации учителей ДХШ и ИШ Республики Адыгея, на
заседании Учёного совета Института искусств Адыгейского

государственного университета, на заседании кафедры изобразительного искусства.

Структура работы* Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографии и приложений.

Психолого-педагогические основы развития способностей учащихся

В наше сложное время в условиях негативного влияния псевдокультуры

ориентиром могут быть подлинные образцы изобразительного и декоративно-прикладного искусства. «Художественное образование —это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, её духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства» [66, С.84]. Укрепить статус России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства, способствовать её духовному возрождению, развить человеческую индивидуальность, творческие способности молодого поколения - таковы задачи современности.

Одной из сущностных характеристик человека является его развитие. В развитии, как одном из определений человека, Ю. И. Салов и Ю- С. Тюнников выделили главные аспекты [144, С.89]. К таким аспектам они относят:

-развитие человека современного физического типа осуществляется на трёх уровнях: сущностно-родовом, личностно-типологическом и индивидуально-субъективном;

-индивидуальное бытиё также представляет собой процесс, в качестве главных моментов включающий социализацию, самореализацию, становление самости как центра целостного субъекта согласно определению К. Юнга.

Авторы «Психолого-педагогической антропологии» отмечают важнейшей характеристикой человека «универсальность, которая состоит в том, что любой элемент Вселенной и вся она в целом может стать частью человеческого опыта, а также в том, что человек удерживает в сознании бесконечность мира и создает второй предметный мир, «вторую природу»...[144, С.93].

С, Л. Рубинштейн выдвинул положение, которое гласит: «Вопрос о способностях должен быть слит с вопросом о развитии ...Развитие человека в отличие от накопления «опыта», овладения знаниями, умениями, навыками — это и есть развитие его способностей, а развитие способностей человека — это и есть то, что представляет собой развитие как таковое, в отличие от накопления знаний и умений» [142, С. 253]. Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур.

С Л. Рубинштейн формулирует основное правило развития человека. «Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития способности более высокого уровня» [142,С.268].

Представляется, что процесс развития способностей не просто количественное их увеличение. Но способности надо рассматривать как целостную характеристику личности - это, прежде всего, процесс качественной перестройки имеющихся способностей- Именно качественная перестройка способностей приводит к тому, что происходит совершенствование деятельности индивида, развитие личности в целом,

Б. Г. Ананьев, рассматривая проблему способностей, обращает внимание не только на роль собственно психологического аспекта в них, не только на реальную роль активной деятельности индивида в усвоении общественного опыта, но и на связь способности с личностью как психологическим образованием, «Способности есть проявление творческого развития ума, а не простое накопление знаний, которые он усваивает, новаторской позиции самого человека в отношении знаний...»г отмечает он [5, С. 127]. Способность, по определению С. Л. Рубинштейна, представляет сплошное синтетическое образование личности. Он писал, что, «развиваясь на основе задатков, способности являются всё же функцией не задатков самих по себе а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка»[ 142, С.640].

Одним из наиболее спорных в рамках данной проблемы является вопрос об обусловленности способностей. Чем определяются способности в большей степени - врождёнными индивидуальными особенностями или совокупностью социальных условий, в которых происходит развитие личности?

Известны две крайние точки зрения по этому вопросу. Одна из них, ведущая традицию от воззрений Р. Декарта и Г.В. Лейбница, характеризует способности как врождённые образования, которые даются человеку в готовом виде. Другая, следуя традиции Дж. Локка, исходит из тезиса о полной зависимости способностей человека от внешних условий его жизни и утверждает, что, организуя соответствующим образом деятельность человека, можно добиться сколь угодно высокого уровня развития любых способностей. Однако, признавая решающую роль деятельности и воспитания в развитии способностей, неправомерно недооценивать их природной основы: эффективным может быть лишь то воспитание, которое учитывает своеобразие природных особенностей человека и его задатков.

При ответе на вопрос об обусловленности способностей необходимо строго придерживаться принятого определения понятия «способности» [133]. Из приведённых определений ясно, что способности включают в себя все индивидуально - психологические свойства, которые способствуют успешному овладению и выполнению данной деятельности - и те, которые в большей мере имеют врождённый характер (например, психический темп, переключаемость внимания, механическая память и т. д.), и те, которые в большей мере являются результатом воспитания и социального влияния (например, интересы и ценности).

Художественное творчество» и «художественно-творческие способности». Аспекты развития художественно-творческих способностей

Тесно связаны с творческими способностями художественные способности. Художественный вид одарённости, как правило, проявляются в высоких достижениях в художественной деятельности - музыке, танце, сценической, изобразительной. Объектом исследования является художественная деятельность, проявляющаяся в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. Главная особенность этого вида одарённости в нестандартном, оригинальном мышлении, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир. «Потенциал выразительности», который проявляется в цветовых решениях одарённых детей, может с таким же успехом реализоваться с помощью других средств изобразительного искусства, а также других искусств; что в основе этих проявлений лежит что-то единое: особое отношение к материалу искусства, к целям изображения, а, в конечном счёте, к самой жизни, т.е. нечто, целостно характеризующее художественно одарённого человека. И именно от этого единого «чего-то» зависит, предстанет ли то или иное качество психики творческой способностью или просто явится психологической особенностью данного человека, нейтральной с точки зрения задач искусства [79]. У творчески одарённой личности много различных проявлений в разных сферах деятельности. Но объект нашего исследования творческие способности в художественной изобразительной и декоративно-прикладной деятельности, поэтому эти две способности объединены в одну: художественно-творческую способность. По мере исторического развития человечества менялось и содержание понятия «художественно-творческие способности»- Развитие художественно-творческих способностей, как и других способностей, в огромной мере определяется историческими условиями жизни человека, практическими потребностями общества в результатах изобразительной деятельности. И- П. Павлов различал три типа нервной деятельности: художественный, мыслительный и средний. Однако очень важно помнить: при любом типе нервной деятельности возможно всестороннее развитие способностей. Повышенная склонность ребёнка к изобразительной деятельности служит показателем пробуждающихся способностей к художественной деятельности. Как правило, склонность к занятиям изобразительной деятельностью у детей сопровождается интересом к цвету, особенностям формы окружающих предметов- Они начинают интересоваться всем, что так или иначе связано с изобразительным искусством (художественные открытки, репродукции, рассказы взрослых о художниках и т. д.). Одним из фактором нередко является глубокое эмоциональное переживание ребёнка при восприятии поразившего его воображение предмета или явления - яркой игрушки, картинки, книжки, животного, яркой зелени, освещенной солнцем и т, д. Состояние эмоционального переживания увиденного вызывает у ребёнка потребность, так или иначе, рассказать окружающим о поразившем его предмете или явлении, используя изобразительные материалы.

Структура способностей к изобразительной деятельности - явление сложное. Причём в каждой конкретной деятельности роль составляющих структуру свойств различна. В связи с этим в психологии способностей принято выделять основные (ведущие) и вспомогательные свойства (С. JL Рубинштейн [142], А. Н. Леонтьев [82], А, А, Мелик-Пашаев [99]), К ведущим свойствам художественно - творческих способностей относят:

-свойства художественного творческого воображения и мышления, обеспечивающие отбор главного, наиболее существенного и характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции;

-память на образы, острая наблюдательность, длительное произвольное внимание, способствующие созданию ярких зрительных образов в сознании художника и помогающие успешной трансформации их в художественный образ; -эмоциональное отношение (особенно развитые эстетические чувства) к воспринимаемому и изображаемому явлению;

-волевые свойства личности художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов Названные свойства наиболее успешно развиваются при совершенстве зрительного анализатора, обеспечивающего в процессе художественной деятельности восприятие пропорций» особенностей объёмной и плоской формы, направленности линий, пространственных отношений предметов, цветотоновых отношений, ритма, цвета, гармоничного тона и цвета, перспективных сокращений объёмных предметов, движения.

К вспомогательным свойствам художественных способностей обычно относят:

-свойства зрительного анализатора отражать («чувствовать») фактуру поверхности воспринимаемых предметов - мягкость, твёрдость, шероховатость, бархатистость и т. п.;

-сенсомоторные качества, связанные особенно с деятельностью руки художника, обеспечивающие быстрое и точное усвоение новых технических приёмов в рисунке, ЖИВОПИСИ Продуктивная работа творческого воображения, мышления, зрительной памяти имеет первостепенное значение на всех этапах создания I художественного произведения- Сказанное относится и к развитому эмоциональному отношению человека к изображаемому» к волевому настрою в процессе творческой работы. Это определяет ведущий характер данных свойств. Подчёркивая исключительно важную роль одних свойств способностей, следует помнить, что все они тесно связаны между собой и лишь гармоничное сочетание определяет высокий уровень развития художественных способностей. Отсутствие необходимых знаний, умений и навыков являются непреодолимым препятствием в развитии творческих способностей. Так, овладевая знаниями о воздушной и линейной перспективе, светотени, конструктивной связи предметов действительности, усваивая знания цветоведения, композиции, овладевая графическими умениями и навыками, учащиеся тем самым развивают свои творческие способности к изобразительной деятельности. Но нельзя отождествлять художественно-творческие способности со знаниями, умениями и навыками. Несомненным признаком творческих способностей относится умение видеть пропорции, передавать сходство с натурой, но не количеством деталей и подробностей, а умением видеть гармоничное целое, которое передаёт самое характерное для натуры. Не менее важным показателем способностей к художественно-творческой деятельности является любовь к изобразительной деятельности, сопровождающаяся огромной работоспособностью. Показателем наличия способностей к художественной деятельности служит также умение образно мыслить, метафоричность, аллегоричность мышления, лёгкость воображения каких-либо сцен, событий, отдельных явлений, пейзажа, умение фантазировать. Важным критерием оценки художественно — творческих способностей можно считать выразительную композицию. Рассмотрим работу над композицией как наиболее ярко выражающий этапы творческой деятельности вообще и художественно-творческой деятельности в частности.

Разработка модели развития художественно-творческих способностей учащихся ДХШ и ШИ и авторской программы с национально-региональным компонентом

Экспериментальной работе предшествовал период изучения и анализа состояния педагогического процесса в ДХШ и ШИ в Республике Адыгея» Более подробно было исследовано содержание образовательного процесса в этих школах. Анализ состояния познаний детей об искусстве родного края, его истоков и стилистических особенностей свидетельствовали о том, что утрачиваются корни народа, связь поколении, а значит и индентификация себя по национальному признаку- Огромный культурный, нравственно-этический и творческий потенциал народа оставался неиспользованным в развитии художественно- творческих способностей детей.

Проблемами возрождения народного творчества занимались Ю. К, Беджанов в работе «Народное декоративно-прикладное искусство в подготовке студентов художественно-графических факультетов пединститутов Северокавказского региона» [12], Написана программа по изобразительному искусству с учётом национально-регионального компонента для общеобразовательных школ Республики Адыгея А. М. Ланиным [75].

Народное декоративно - прикладное искусство и профессиональное искусство Адыгеи и Северо-Кавказского региона до сих пор не было внесено в Программы детских художественных школ и школ искусств. Его использование носило до сих пор случайный» бессистемный характер.

Народное искусство как феномен современности функционирует и развивается в контексте всей культуры. Происходит наполнение его новым содержанием- Дать ему вторую жизнь, сделать его частью нашей жизни как элемента духовности» как эстетического идеала - задача творческого педагога Написание Программы с учётом национально-регионального компонента для детских художественных школ и школ искусств Республики Адыгея рассматривалось в свете Постановления Правительства России «О дополнительных мерах государственной поддержки народных художественных промыслов Российской Федерации» от 28,08Л 997 года [117], Постановление предусматривало разработку программ по «Сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов России на период до 2005 года». Основные направления обучения определены в государственных стандартах образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» их главной особенностью является введение национально-регионального компонента. Стандарты состоят из двух частей: федеральной и региональной. Национально региональный компонент отражает специфические исторические, культурные, экономические особенности региона. Неограниченные возможности в освоении культурного наследия имеет внеурочная деятельность. Систематическая, организованная, целенаправленная деятельность в специальных учебных заведениях ДХШ и ШИ стимулирует познавательную активность учащихся, их творческую активность и самостоятельность- Несомненно, народное декоративно- прикладное искусство является одним из компонентов педагогических условий в процессе развития творческих способностей учащихся ДШИ, Этот вид деятельности вполне доступен детям и поэтому целесообразно его использование с целью развития мелкой моторики пальцев, формирования тонкого эстетического вкуса, развития самостоятельного творческого мышления. Давно известно, что мелкая пластика рук способствует интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста, поэтому так важно для развивающегося ребёнка начальные основы ремёсел. В предыдущей главе была отмечена зависимость развития художественно-творческих способностей от интеллектуального развития детей.

В. А. Сухомлинский отмечал, что «истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детскою разума» [147, С.218,219], Принципиально новое отношение к преподаванию изобразительного искусства как процесса не только обучения, но и воспитания, в котором декоративно-прикладное занимает особое место, отметил Народный художник и педагог-новатор Б, М. Неменский в разработанной им программе «Изобразительное искусство и художественный труд». Объединение этих 2-х предметов в единое целое имеет особое значение. Народному искусству в этой программе он придаёт особое значение в связи с тем, что оно развивает творческие способности детей в деятельности, в процессе приобретения знаний, умений и навыков. Б, М. Неменский отмечает, что школа до сих пор не приобщала к миру этих искусств как целостному языково-социальному, духовному явлению в жизни народа. Давались представления об отдельных художественных промыслах, но даже без осознания их места, истоков, роли в культуре народа, в культуре нашего времени» [109].

Изучение искусства родного края как средство нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей учащихся ДХШ и ШИ неотделимо от народной педагогики.

Включение в Программу для ДХШ и ШИ РА национально-регионального компонента предполагает изучение так называемой народной педагогики, своеобразной системы воспитания «адыгэ хабзэ», «черкесский обычай» - свод законов поведения человека. Один из канонов посвящен красоте: «Поклоняйся красоте и почитай её. Красота- гармония. Стремись к ней во всём. Естественная красота- природа. Красота, которую мы создаём сами - это взаимоотношение между людьми, их наполненностью человечностью и взаимной доброжелательностью. Беречь красоту - значит беречь душу, а дня ведающего Хабзе она превыше всего» [168],

В настоящее время в Республике Адыгея существуют 22 детских школ искусств и одна детская художественная школа. В 15 детских школах искусств имеются отделения изобразительного искусства. Только в ДШИ в ауле Шовгеновском функционирует отделение декоративно- прикладного искусства, где дети занимаются адыгейским золотым шитьём и в детской школе народного искусства в городе Майкопе, где дети изучают традиции казачьего народного искусства.

Данное исследование явилась результатом двадцатипятилетней педагогической работы в общеобразовательной, затем в Республиканской детской художественной школе, Адыгейском республиканском колледже искусств и на отделении изобразительного искусства в Институте искусств при Адыгейском государственном университете. Кураторская работа различных ДХШ и ШИ Республики Адыгеи позволило автору иметь достаточно полное представление о состоянии преподавания изобразительного искусства и декоративно- прикладного искусства, что позволили сделать следующие выводы:

-не определены целесообразные педагогические условия в комплексе, способствующие эффективному развитию художественно-творческих способностей учащихся ДХШ и ШИ РА;

-отсутствует методика диагностики определения художественно-творческих задатков и уровня сформированное художественно-творческих способностей;

-обучение во всех школах Республики Адыгея начинается с 5-го класса общеобразовательной школы (10-11 лет) и проходит в течение 5 лет. Таким образом, наиболее благоприятный сензитивный период обучения младшего школьного возраста изобразительной деятельностью и начало развития художественно- творческих способностей остаётся не использованным;

-процесс обучения в этих детских школах искусств проводится по типовым программам, составленным без учёта межпредметных связей, разными авторами, не имеют логической взаимосвязи, носят случайный характер;

- обучение ведётся с основным упором на развитие навыков и умений, без учёта творческого потенциала детей. В оценке работы слабо учитывается креативность работы ученика;

Рекомендации по организации педагогических условий развития художественно-творческих способностей учащихся ДХШ и ШИ.

В ходе эксперимента нами были использованы разнообразные методы обучения и воспитания, развивающие художественно-творческие способности, формирующие умение ставить и решать проблемы; обеспечивающие самостоятельность в работе.

Чтобы научить начинающего художника создавать художественные образы и творить, необходимо, прежде всего, вооружить его знаниями и методами восприятия и познания окружающей действительности И. IL Павлов говорил» что «метод - самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьёзность исследования. Всё дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать очень много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую.-.» [69].

Предметный мир является для художника носителем характера, стремлении, души, своеобразный, но родственный мир самого художника, метафорично выражая его через этот предметный мир и явления.

Такими же предпосылками одарён и маленький художник- Ребёнок ещё не отделил своё «Я» от окружающего безбрежного мира. Для него весь мир живой, и он готов увидеть душу в каждом предмете и явлении душу, характер, стремление, поведение, сродни ему самому. Это отличает ребёнка с художественно - творческими задатками от рационализма взрослого, лишённого этих художественно- творческих задатков.

Но особенность работы начинающего ученика даже в процессе освоения основ изобразительной грамоты является чем - то необычным, новым, впервые познанным. Создать проблемную ситуацию, сделать учащегося первооткрывателем на пути к мастерству - задача творчески работающего педагога. И тогда работа по овладению даже элементарных основ изобразительной грамоты станет для него творческой деятельностью.

В эксперименте поощрялись навыки поисково-исследовательской работы. Задача развития художественно-творческих способностей учащихся требует от педагога применения методов поисковой активности при усвоении изобразительных навыков, в работе с натуры, по представлению, в тематическом рисовании, иллюстрации, выполнении декоративно-прикладных работ, умения ставить творческого типа установки при выполнении любого типа задания. У одарённых детей есть проблемы с формированием «волевых привычек». Это связано с тем, что они занимаются любимой для них деятельностью, почти всегда успешной, не требующей у них специальной волевой регуляции. Это приводит к тому, что у способного ребёнка закрепляется гедонистический, т, е. направленный только на удовольствие от познания характер познавательной деятельности. Познавательная деятельность у таких детей не всегда превращается в труд. Даже при незначительном усложнении ребёнок становится инфантильным. Ребёнок, обладающий художественно-творческими способностями, с самого детства привыкает видеть в своей деятельности только вид пассивного удовольствия, своего рода игры. Если в его умственной деятельности, в добыче необходимых знаний, приобретении новых умений и навыков появляются элементы, неприятные для ребёнка, обладающего художественно-творческими способностями (значительное непривычное напряжение, скучная монотонная работа, механические движения, ощущение неуспеха), то познавательная деятельность либо прекращается, либо значительно снижается ее успешность.

Поэтому познавательная деятельность у некоторых детей, обладающих художественно- творческими задатками, носит явно пассивный характер. Развитие же художественно- творческих способностей, творческие решения появляются в момент резкого познавательного напряжения, дискомфорта, к чему ребёнок не всегда привык. Творческие задачи у маленьких детей иногда вызывают отторжение, даже страх, а у старших школьников стремление превратить работу в демонстрацию знаний. Все это приводит к тому что ребёнок с художественно- творческими способностями так и остаётся с большим запасом теоретических знаний» учебных умений и навыков, которые он не в состоянии использовать в творческой, самостоятельной работе.

Развить и откорректировать познавательную способность детей как составную часть художественно-творческих способностей возможно разными методами:

- повышать активность познавательной деятельности- Задача педагога состоит в том, чтобы поставить учащегося в такие условия, когда он хочет и может взять познавательную инициативу на себя. При этом особое внимание следует уделить тому, чтобы эта готовность к интеллектуальной свободе никогда не становилась полным «своеволием» ребёнка, которое не только способствует, но даже тормозит развитие;

-формировать готовность к интеллектуальной свободе. Этому способствуют такие формы: индивидуальные творческие работы, возможности выбора материала, формата и т. д.;

-создавать антирутинную обстановку через творческие и интеллектуальные приоритеты, разнообразить формы занятий -индивидуальные, парами, малыми іруппами, всей группой;

-использовать систему развивающего дискомфорта, в наибольшей степени формирующего волевые навыки - уязвимое место в развитии ребёнка, обладающего художественно- творческими способностями. Смысл этого метода в психологическом «перестраивании» стихийно возникающих и специально организованных эмоционально негативных ситуациях, В результате такого «перестраивания» меняется характер проявляемой активности (прежде всего, интеллектуально-личностной), ребёнок и затем подросток тренируется успешно выходить из критической ситуации, позитивно отражать эти ситуации в своём текущем и «глубинном» опыте, В соответствии с этим методом надо не только не бояться сложных, негативных ситуаций, но и разумно использовать их для поступательного развития творческих возможностей детей;

-использовать особую систему оценивания» которая организуется по методу развивающего дискомфорта, позволяющую выстроить индивидуальную, достаточно жёсткую систему оценку деятельности. Необходима индивидуальная шкала оценки. Система оценивания должна носить одноновременно и жёсткий, и в определённом смысле, щадящий самолюбие ребёнка характер: «Ты способен на большее, поэтому...» Оценка должна сопровождаться комментарием и анализом работы. Но оценка должна быть не только гибкой, оценивающая знания, умения и навыки, но оценивать и творческость, креативность. Изменение системы оценивания учащихся учителем, иногда совместно с психологом, приводит к принципиальному изменению субъективных представлений детей об успешности своей деятельности, ведёт к значительным изменениям в активности и волевой регуляции познавательной потребности; -следует следить за самооценкой одаренного ребёнка, которая может временно падать, но этот процесс должен находиться под контролем преподавателя и не должна носить негативный характер для развития художественно- творческих способностей учащегося- Провозглашение необходимости постоянного высокого уровня самооценки у одарённых детей не всегда оправдывают себя. Последние психологические исследования показывают, что только противоречивая самооценка становится стимулом для развития личности и способностей одаренного ребёнка.

В конечном итоге, метод «развивающего дискомфорта» призван сформировать особую потребность, которая проявляется в желании изменить рутинную идею, устоявщийся художественный образ. При этом возможные препятствия не должны пугать, но даже привлекать- Радость победы от преодоления препятствия должны давать «вкус успеха» и силы для дальнейших действий. Только в таком случае появляются нужные силы для своего рода «творческого бесстрашия» (а любое подлинное творчество требует бесстрашия). Для реализации этого метода требуется значительного напряжения при обучении. Лёгкое учение не развивает ребёнка, хотя пугает и слишком большие трудности. Учение, как говорил Сухомлинский [149], должно быть трудным. Нельзя допускать, чтобы одарённый ребёнок, легко и весело справлялся с любым заданием. Это приятно видеть, но именно это может стать непреодолимым препятствием на пути самореализации ребёнка, чьи художественно-творческие способности развивает педагог-Необходимыми для развития ребёнка могут быть иногда и значительные объёмы работы, с которыми учащийся может справиться лишь при значительном напряжении всех его сил. Иногда следует предлагать работы, которые требуют предельного напряжения всех его сил. При этом важна точная индивидуальная дозировка трудностей для каждого учащегося. Опыт показывает, что не вся информация на занятиях может быть понята. 10-15 % информации нужно давать с учётом её дальнейшего самостоятельного осмысления и поисков ответа самостоятельно. При этом этот процесс должен проходить под наблюдением не только преподавателя по художественно- творческой деятельности, но и психолога, врача, службы релаксации.

Похожие диссертации на Развитие художественно-творческих способностей учащихся (На материале детских художественных школ и школ искусств Республики Адыгея)