Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретико-методологический анализ музееведения 13
1.1. Ретроспективный анализ возникновения и развития музееведения как науки 13
1.2. Социально-педагогическая деятельность российских музеев 25
1.3. Место краеведческого музея в современном обществе, его роль и педагогические функции 53
Выводы к главе 1 64
ГЛАВА II. Воспитательный потенциал музея 67
2.1. Музейная педагогика как воспитательная система 67
2.2. Педагогические основы воспитания патриотизма у студентов средствами краеведческого музея 80
2.3. Опытно-экспериментальная работа по формированию патриотизма средствами музейной педагогики 121
Выводы к главе II 156
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 166
ПРИЛОЖЕНИЯ 179
- Ретроспективный анализ возникновения и развития музееведения как науки
- Место краеведческого музея в современном обществе, его роль и педагогические функции
- Музейная педагогика как воспитательная система
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена остротой проблемы воспитания патриотизма у молодежи на современном этапе,'что диктует необходимость поиска новых средств, могущих помочь в формировании личностных и гражданских качеств студентов. Решению этих проблем способствует приобщение молодежи к культурному историческому прошлому своего народа, своей малой и большой родины.
Утвержденная Президентом Российской Федерации в 2000 году «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» впервые за последние годы оценивает роль патриотизма и подчеркивает важнейшее значение тех учреждений культуры, в том числе и музеев, которые проводят многостороннюю работу по воспитанию граждан в духе любви к Родине.
Возрождение патриотизма — шаг к возрождению России, т.к. именно он является духовно-нравственной основой общественного сознания, достоянием личности. Важным этапом в развитии нашего общества стало принятие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.», утвержденной постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. Она имеет государственный статус и определяет основные пути развития патриотизма, содержит систематизированное изложение концептуальных основ патриотического воспитания, обоснование его содержания в современных условиях.
Новое состояние российского общества обнаруживает противоречие между существующим сознанием у молодежи и жизненно важными ценностями, выработанными на протяжении многих лет. Это противоречие требует переосмысления, пересмотра и изменения содержания, средств и методов воспитания учащейся молодежи. Современная молодежь за время перестройки российского общества обрела иные ценности, приоритеты, идеалы и примеры для подражания под влиянием теле-, радиопередач и всех видов печати.
Изменился не только уровень жизни, но и менталитет, представления об историческом прошлом, его значимости.
Воспитание учащейся молодежи на примерах истории, приобщение к опыту предшествующих поколений является гарантом того, что патриотизм всегда должен быть нормой общества
Огромным потенциалом формирования патриотизма средствами музейного дела обладают краеведческие и исторические музеи. Повышение уровня воздействия на сознание молодежи, воспитания в ней чувства гуманизма, патриотизма, поликультурного мышления невозможно без теоретического осмысления накопленного опыта, познания его сущностных характеристик, закономерностей, без учета роли музеев, которые призваны сказать свое слово в решении задач гармоничного развития человека.
Выработка общего понимания теоретической и практической проблематики современного музееведения в рамках определенного профиля, а также идентификация основных категорий и терминов гуманитарных дисциплин, поможет преподавателям вузов в формировании у студентов убеждений, определении приоритетных ценностей, воспитания гордости за свою принадлежность к своему народу, любви к отечеству.
В центре внимания многих исследователей находятся вопросы гуманизации и гуманитаризации образования, являющиеся сегодня основными стратегическими направлениями деятельности образовательных учреждений (Е.В. Бондаревская, М.В. Кларин, И.Б. Котова, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и
ДР-)
В основе нашей работы лежат труды классиков отечественной педагогики,
внесшие свой вклад в создание теории формирования всесторонне развитой
личности в системно-деятельностном и комплексном подходах в воспитании
(Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Я. Закс, П.Ф. Каптерев, С.Л. Рубинштейн,
К.Д. Ушинский и др.). Пониманию теоретической и практической
проблематики современного музееведения посвящены исследования A.M. Разгона, Ю. Улиг, В. Хербста, Т.Г. Игумновой, А.Б. Закс, К. Лазера и др. Опыту школьных музеев посвящены исследования Г.П. Бутикова, Т.А.Кудриной, З.А. Огризко, Г.Ю. Эльконина и др. Внедрению вариативных программ и учебников творческому подходу учителя к организации учебно-воспитательной работы и, в частности, формированию патриотизма посвящены исследования Т.Н. Крохмаль, A.M. Кушнир, В.Д. Пеньковской, Р.П. Рождественской, В.Д. Шадрикова, В.Ф. Шаталова и др.
В последние годы в публикациях, посвященных формированию патриотических чувств, особое внимание обращается на необходимость определения педагогических условий внедрения в читаемые дисциплины элементов, способствующих воспитанию чувства собственного достоинства и патриотизма (О.С. Анисимов, Н.Ф. Виноградова, А.К. Дусавицкий, А.Б. Захарова; А.И. Кочетов, М.Р. Леонтьева и др.), но в них не нашли отражения возможности использования музейной педагогики в деле воспитания патриотизма у студентов.
Общетеоретическим философским вопросам формирования исторического сознания, использования исторического прошлого в воспитании чувства национального достоинства и самосознания в определенной мере посвящены работы Г.А. Антипова, В.А. Ельчанинова, В.Ф. Коломийцева, Е.А. Кожуховой, И.Д. Ковальченко, Ю.П. Тюрина и др.
Несомненный интерес в разработке обозначенной проблемы представляют диссертационные исследования, монографии, научные статьи, раскрывающие вопрсы формирования исторической памяти средствами музейной деятельности (Ю.Н. Жуков, Д.А. Равикович, С.А. Каспаринская, Г.А. Кузина, Д.С. Лихачев, Н.Ф. Федоров), тему эстетического воспитания средствами музейной педагогики (Б.М. Бим-Бад, А.Г. Бойко, И.А. Колесникова, А.В. Петровский,Б.А. Столяров, М.Ю. Юхневич и др). Использованию музейной педагогики в деле
воспитания школьников посвящены диссертационные исследования Г.П. Бутикова, Г.В. Вишиной, Л.М. Зак, К.Г. Левыкиной, Н.А. Печень, С.Н. Смирнова, М.В. Соколова и др.
Музейная педагогика исследует специфические формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. При этом ее предметом являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея на различные категории населения, а также с определением его места в системе учреждений образования и культуры. Определение специфики педагогического воздействия музеев на разные социальные и возрастные группы, выявление наиболее рациональных форм и методов совместной работы музеев с образовательными учреждениями и др., воспитание патриотизма в современных условиях диктует выход на новую теорию и методику обучения и воспитания в вузе: личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя и студентов; использование инновационных педагогических технологий, ориентированных на формирование нравственных качеств личности и др.
Как показывает практика, вузы слабо используют потенциальные возможности музеев в деле воспитания патриотизма и для формирования фактологических знаний по истории отечества. Нередко сами преподаватели испытывают дефицит знаний в теории и методике организации взаимодействия образовательного учреждения и музея в учебно-воспитательном процессе. На наш взгляд, это объясняется тем, что они недостаточно знакомы с потенциальными возможностями музеев по внедрению в образовательную практику преподавания гуманитарных дисциплин и в воспитательную работу элементов патриотического воспитания.
Таким образом, налицо ряд противоречий между: новым качеством жизни и действующей системой нравственного и патриотического воспитания в вузе; сложившейся учебно-воспитательной практикой и требованиями времени;
возможностями музейной педагогики и реальным использованием её потенциала в вузовской практике.
Вместе с тем, вариативность образования, введение национально-регионального компонента в процесс позволяют успешно осуществлять нравственное воспитание и формированию патриотизма у студентов средствами музейной педагогики.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска новых средств могущих помочь в воспитании патриотизма, социальной адаптации, в формировании гражданских, нравственных качеств, в усвоении и реализации позитивных общественных ценностей и установок. При этом значимым становится реализация задач гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса, где обучаемый выступает как индивид и личность, как полноправный член общества.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы воспитания патриотизма в вузе средствами музейного дела обусловили выбор темы нашего исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каково влияние знаний исторического краеведения, истории малой родины, истории Отечества, на результативность патриотического воспитания студентов?
Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.
Объектом исследования избран учебно-воспитательный процесс в вузе, а в качестве его предмета явились условия результативности патриотического воспитания студентов средствами музейной педагогики.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что использование музееведения в учебно-воспитательном процессе вуза может обеспечивать формирование патриотизма у студентов, если:
- выявлены, обоснованы и разработаны педагогические условия осуществления взаимодействия вузов с музеями на основе принципа диверсификации;
- в образовательно-воспитательном процессе вуза осуществляется
одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую
сферы личности студента средствами музейной экспозиции;
- в обучении используются межпредметные связи, опирающиеся на научно
обоснованную концепцию отбора музейных экспонатов с учетом
методологических основ формирования патриотизма;
- выявлены формы и методы формирования патриотизма средствами
музейной педагогики;
организуется специальная подготовка преподавателейи сотрудников музея по реализации взаимодействия вуза и музея в учебно-воспитательном процессе.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования решались следующие взаимосвязанные задачи:
- на основе ретроспективного анализа показать процесс становления
музееведения в России;
- раскрыть дидактическую сущность использования музейных экспонатов
как методологической основы формирования патриотизма в вузе;
- определить критерии и показатели результативности использования
музейной педагогики как отрасли педагогического знания;
- провести опытно-экспериментальную работу по выявлению эффективно
сти использования взаимодействия вуза и краеведческого музея в деле
воспитания патриотизма и оценить ее результаты.
Методологической основой диссертации явились философско-социологическая концепция личности; гуманистические идеи адаптации системы образования к индивидуальным особенностям обучающихся и к социокультурным изменениям среды; принцип взаимосвязи теории и практики; концепции самоактуализации, саморазвития и самовыражения личности студента в процессе обучения; использование национально-регионального компонента в образовательно-воспитательном процессе вуза, фундаментальные
исследования деятельности, философские идеи Н.Ф. Федорова о роли музеев в обществе, системно-структурный и региональный подход к процессам, происходящим в социокультурной среде, а также культурологический подход к пониманию роли музейной педагогики.
Для решения поставленных в диссертации задач и объективной проверки
исходных предположений использован следующий комплекс исследова
тельских методов: теоретический анализ (обобщение, системно-структурный
анализ, сравнительно-сопоставительный, логический); опросно-
диагностические (анкетирование, беседы, тестирование, оценивание); обсервационные (прямое, косвенное и включенное наблюдение за студентами, а также за деятельностью педагогов); практические (анализ продуктов деятельности); экспериментальные (констатирующий, формирующий и диагностирующий естественный педагогический эксперимент в музеях, вузах); статистическая обработка полученных данных.
Достоверность и обоснованность научных результатов, выводов и рекомендаций обеспечены всесторонним изучением проблемы, целесообразным сочетанием комплекса эмпирических и теоретических методов исследования, значительным личным опытом работы в качестве заместителя декана по воспитательной работе, комплексным характером поэтапного педагогического эксперимента, научно-обоснованной проверкой результатов.
Организация и база исследования. Эмпирической базой исследования явились: личный опыт работы диссертанта в качестве заместителя декана по воспитательной работе в Пятигорском государственном технологическом университете; опыт научно-методической, педагогической работы. Исследованием было охвачено 682 студента Пятигорского государственного технологического университета и Пятигорского филиала Донской академии сервиса, гостеприимства и туризма, Пятигорского филиала Северо-Кавказской академии госслужбы.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый (1999-2000п\). Изучалось состояние исследуемой проблемы, анализировался исторический и современный отечественный опыт по формированию патриотизма средствами музейной педагогики.
Второй (2000-2001гг.) - изучение и анализ научной литературы, передового педагогического опыта. Осознание и формулировка проблемы, гипотезы, определение цели и задач исследования, его объект, предмет, а также экспериментальная база.
Третий (2001-2003 гг.) - обработка экспериментальных данных, внедрение результатов исследований в практику работы ПГТУ, оформление результатов исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:
на основе ретроспективного анализа проанализированы достижения, педагогической науки в данной области;
определены основные направления развития музейной педагогики в России и Северном Кавказе;
определены подходы и методики, позволяющие успешно осуществлять патриотическое воспитание студентов средствами музейной педагогики;
раскрыта дидактическая сущность использования музейных экспонатов в воспитании патриотизма у студентов в высшей школе;
выявлены критерии формирования патриотизма у студентов средствами музейной педагогики с учетом региональных особенностей.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
выявлены основные тенденции развития отечественной музейной педагогики;
определены возможности взаимодействия музея и вуза в деле формирования качеств патриота у студентов в условиях Северо-Кавказского региона;
- определены сферы контактов музейной педагогики и системы
дополнительного образования студентов;
- уточнены функции музейного педагога, экскурсоводов и научных
сотрудников музея в деле воспитания студентов средствами музейной
педагогики, в связи с потребностями современного образования.
Практическая значимость работы заключается в:
раскрытии инновационных функций преподавателя и сотрудника музея при взаимодействии «вуз-музей-вуз»;
обосновании возможность взаимодействия «вуз-музей»;
разработке методических рекомендаций для совместной работы сотрудников музея и педагогов вузов по формированию патриотизма;
проведении опытно-экспериментальной работы по выявлению и определению наиболее приемлемых содержания, форм и-методов совместной работы музейных работников и преподавателей вуза, направленных на воспитание у студентов чувства патриотизма.
Анализ проблемы и результаты эксперимента доведены до уровня методических рекомендаций преподавателям вузов, кураторам студенческих групп, заместителям деканов по воспитательной работе, научным сотрудникам музеев, студентам-практикантам.
Положения, выносимые на защиту:
- дидактические основы педагогического взаимодействия педагогов и
работников музея по воспитанию патриотизма средствами музейной
педагогики.
- процесс взаимодействия и взаимовлияния учебно-воспитательной работы
в вузе и музее, позволяющий определить функции, условия и инновационные
методы формирования патриотизма у студентов.
- деятельность педагогов вуза успешно дополняемая деятельностью
музейных сотрудников направленная на формирование патриотизма у
студентов, посредством привлечения их к выполнению научно-исследовательской, поисковой работы.
- необходимость пересмотра содержания работы краеведческих музеев, с целью развития познавательной активности и воспитания патриотизма у студентов.
- результат и критерии эффективности деятельности преподавателей и
* музейных работников по организации воспитания патриотизма историей у
студенческой молодежи в условиях реформы в высшем образовании.
Апробация и внедрение результатов исследования получили отражение в методических рекомендациях, научных статьях, докладах и тезисах докладов автора. Всего по проблеме исследования опубликовано 7 работ. Основные идеи
и результаты исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение
на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-
Черкесского государственного университета (КЧГУ), кафедры социально-
гуманитарных наук Пятигорского государственного технологического
университета (ПГТУ), конференции «Дни науки» (2003г.), на Алиевских
чтениях Карачаево-Черкесского государственного университета (2003г.), на
научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава
Пятигорского государственного лингвистического университета (ПГТУ)
(2003г.), в Северо-Кавказском научном центре Высшей школы (г.Ростов-на-
Дону, 2003 г.) в Пятигорском краеведческом музее. Получены акты внедрения
из Пятигорского государственного технологического университета, Пятигор
ского краеведческого музея, Пятигорского филиала Северо-Кавказской акаде
мии государственной службы.
Ретроспективный анализ возникновения и развития музееведения как науки
Развитие общества осуществляется параллельно с возрастанием значения науки во всех сферах жизни. В эпоху перехода от одной общественно-экономической формации к другой многократно усиливается воздействие этой закономерности. Без теоретического осмысления всего накопленного опыта, познания его сущностных характеристик, закономерностей, т.е. без науки этого добиться невозможно.
Музейное дело - специфическая сфера общественной деятельности, имеющая отношение к науке, образованию, воспитанию, культуре. Оно развивалось вместе с развитием общества. Как свидетельствует историческая практика, музейные учреждения могут означатся разными терминами. Например, вьетнамские музеи обозначаются термином bao ting (бао та), где «бао» - реликвия, «та» - хранилище, т.е. хранилище реликвий. Этот вариант точнее выявляет сущность музея.
Музей является специализированным институтом, удовлетворяющим общественные потребности в сохранении и использовании предметов реального мира как элементов исторической памяти, документальных средств социальной информации, эстетических ценностей.
Во все времена человек стремился выразить свое отношение к действительности и восприятие кардинальных проблем жизни через архитектуру, музыку, танец, живопись, скульптуру, мозаику, произведения литературы и прикладного искусства, одежду, бытовое убранство, характер межличностных отношении. Создание ценностей культуры - это первый шаг на пути цивилизации. Не менее важно, чтобы эти ценности не оставались, как подчеркивал И. Кант, «вещью в себе», а были осмыслены, освоены, активно работали, помогали подняться в своем нравственном развитии.
Историко-культурные ценности - это часть национальной культуры, ее достояние, но для того, чтобы они эффективно «работали», необходимо донести их суть до широких слоев населения. Это достаточно успешно осуществляют музейные учреждения. В качестве хранилищ культурно-исторических ценностей они представляют особый тип научно-просветительных учреждений, отражающих социальный подход к познанию мира, характерный для определенного времени. Пропагандируя исторически значимые ценности культуры, важно эффективно использовать их при подготовке молодого человека к свободному ориентированию в большом информационном пространстве. Особое значение сегодня приобретают краеведческие музеи, которые обладают способностью показать историческое событие или явление.
Музейно-педагогический подход с ориентацией на организацию восприятия информации, осмысление историко-культурного материала, пропаганду определенных идеологических установок и социально значимых ценностей является традиционным в музейной педагогике (87,с.272).
Совокупность знаний, используемых в профессиональной музейной практике, обобщающей проблемы музейного дела, обозначается как «музеоло-гия» («музееведение»). Этот термин закрепился во многих языках, но появился лишь во второй половине XIX в.
Под музееведением обычно понимается «наука о музейном деле», «наука о музеях» или более узко - «музейная теория». Музееведение начало осмысливать свою теоретическую систему, понятия, методы и место среди наук, пройдя долгий путь обобщения практики, систематизации материала (по крайней мере с XVI в.). Но только в последние десятилетия формирование основных понятий, создание элементов общей теории дисциплины стало важнейшим направлением в ее развитии (87).
Музееведение - общественная наука, изучающая процессы охранения социальной информации, познания и передачи знаний и эмоций посредством музейных предметов, музейное дело, музей как общественный институт, его социальные функции и формы их реализации в различных общественно-экономических условиях.
Подлинно научный подход к определению понятия «музей» требует комплексного рассмотрения всей системы его признаков и функций в их взаимосвязи и взаимозависимости. Кроме того, существует необходимость вычленения музеев из других общественных учреждений, выполняющих сходные с ними задачи, и определения их места в ряду культурно-просветительских учреждений.
Сущностный признак музея - собрание музейных предметов, создаваемое на научной основе и подлежащее учёту, хранению, консервации, исследованию на базе научных методов музееведения и профильных наук и используемое в научных и образовательно-воспитательных целях.
Как известно, различные формы социальных институтов предопределяются конкретными историческими условиями. Закономерности развития музейной педагогики её социальных функций, внутренней структуры, связей с культурой, образованием, воспитанием, требуют специального научного анализа.
Возникновение музеев следует связывать с так называемой общественной музейной потребностью, появляющейся, как это подтверждает исторический и этнографический материал, в очень ранние периоды развития человеческого общества, вероятно уже в первобытном строе. На определённом этапе предметы стали сохранятся для удовлетворения эстетических потребностей и связывались с религиозными представлениями людей. Древнейшие цивилизации, прежде всего восточные, а затем и античность, имели достаточно развитые коллекции музейного типа: древнеегипетские «дома жизни», коллекции Ура (государства шумеров), античные музейоны.
В средние века собрания предметов особенно активно использовались церковью в виде реликвий для доказательства истинности религиозных мифов. Появились коллекции в монастырях, замках, храмах. В их составе имелись и произведения искусств, исторические, естественнонаучные ценности.
С эпохи Возрождения музейные собрания всё больше рассматривались и как первоисточники науки, предметные исторические доказательства, используемые для образования и удовлетворения любознательности, эстетических потребностей: кунсткамеры, натуралиенкамеры, мюнцкабинеты, муземумы.
В более позднее время появилось понимание значений музейных собраний для предметной фиксации общественного исторического опыта, передаваемого от поколения к поколению, а музея - как хранителя этого опыта, учреждения, сокращающего путь и расширяющего границы познания (85).
Место краеведческого музея в современном обществе, его роль и педагогические функции
В процессе занятий экскурсовод стремится к раскрытию человеческого потенциала, что одновременно является и процессом и целью. Занятия, проводимые в музее, показывают, что они могут помочь в самореализации и способны воспитывать молодежь, что не всегда удается делать вузу. При музее работает клуб «Краевед», объединяющий студентов факультета социально-культурного сервиса и туризма, а также финансово-экономического Пятигорского государ ственного технологического университета. Программа клуба рассчитана на один год, занятия проводятся два раза в месяц. На занятии «Рекреационные ресурсы Кавминвод» студенты получают представление о рекреационных ресурсах региона. Главное в занятиях подобного рода - научить студентов видеть и понимать, как уберечь и преумножить природный потенциал, который есть сегодня.
Занятия по истории отечества проводятся на экспозиционном материале. На них подчеркивается особая значимость музейного предмета как элемента культурной среды, способного выражать определенную идею. Для студентов важна и семантическая информация, которую дает сам музейный предмет, важна его способность привлекать внимание - аттрактивность, а также способность вызывать определенные чувства, эмоции - экспрессивность. Строя занятия, приходится учитывать, что аттрактивность предмета непосредственно не связана с семантической информацией: внешние, бросающиеся в глаза признаки предмета могут не содержать большой смысловой нагрузки, но могут быть важны при формировании вкуса.
Наблюдается систематическое расширение музейной учащейся аудитории и изменение ее качественных характеристик: повышается образовательный и культурный уровень, сознание и мировоззрение, растут и усложняются требования к музеям как специфическим культурным и научным центрам.
Воспитательная, образовательная работа музеев опирается на общие принципы воспитания - преемственность, научность, связь с жизнью, дифференцированный подход к посетителям.
Как и другие просветительские учреждения, музеи призваны способствовать формированию партиотизма, интернационализма, социальной активности. Специфичность воспитательного потенциала музеев историко-краеведческого профиля заложена в использовании непосредственных исторических свидетельств, памятников-подлинников, отражающих всю многостороннюю историю народов, их трудовые, революционные, боевые и культурные традиции.
Принцип предметности обеспечивает не только своеобразие пропаганды исторических знаний, в которой краеведческим музеям принадлежит одно из ведущих мест, но и высокую доказательность, эмоциональность, а, следовательно, действенность «воспитания историей».
Одной из специфических задач музея является воспитание у посетителей музейной культуры. Сотрудники Пятигорского краеведческого музея стремятся вызвать уважение к памятникам истории и культуры, к труду человека, создавшего их, способствовать осознанию общественного значения, эстетической ценности экспонирпуемых предметов, необходимости сохранить их для будущих поколений. Приобщение к музейной культуре расширяет формы общения, умение ориентироваться в информации, выбрать то, что может обогатить духовно, помочь в практической деятельности и просто развлечь.
В краеведческих музеях воспитательная, образовательная работа строится на культрологических и научных основах. Это обеспечивается достижениями исторической науки. Содержание и характер воспитательной, образовательной работы музеев имеет свою специфику, связанную с музееведением.
Изучение роли музеев в развитии культуры, образования студентов, особенно актуально, так как еще не до конца раскрыты их потенциальные возможности. В теоретическом и в практическом плане большое значение имеет выяснение того, как краеведческий музей посредством своих собраний и специфических методов, воздействует на формирование мировоззрения личности, какой вклад он вносит в формирование патриотизма, посредством изучения и сохранения прогрессивных традиций, освоения молодежью гуманистического культурного наследия своего народа.
В образовательно-воспитательной деятельности музеев заложены большие возможности. Посредством своих материалов они способны эффективно воздействовать на формирование патриотических качеств личности, поликультурного сознания. Одновременно это важный вклад в воспитание личности способной к самовоспитанию и саморазвитию, в обогащение духовной жизни, в рациональную организацию досуга и культурного отдыха. При этом основная задача музеев видится не просто в пополнении исторических знаний, а в привитии навыков исторического мышления различным по уровню образования категориям посетителей, формировании чувства гордости за право жить в своей стране. Музей является местом, где человек не только приобретает знания, но и как бы воспринимает накопленный исторический опыт, усваивает эстетические ценности, т. е. получает мировоззренческий и эмоциональный заряд.
Важнейшим средством для реализации образовательно-воспитательной функции музея являются научно обоснованные, полноценные в художественном отношении экспозиции и выставки. С помощью подлинных музейных предметов экспозиция позволяет студенту узнать и как бы пережить исторические события; она предметно подтверждает его абстрактные знания. Для рационального осмысления исторического материала и эмоционального его восприятия важно, как происходит передача знаний - описательно или на основе современных эпохе подлинных предметов. Предметный показ - единственная в своем роде возможность, которой располагают только музейные учреждения; многообразные формы воздействия на посетителей строятся на этом методе.
Таким образом, краеведческие музеи, реализуя образовательно-воспитательную функцию, способны внести существенный вклад в формирование исторического сознания, являющегося важнейшей движущей силой общественного развития в современном обществе, силой, оказывающей значительное влияние на темпы его развития.
Воспитание историей является важным составным элементом в формировании поликультурного мышления студентов. От других учреждений музеи отличаются своей полифункциональностью.
На современного человека обрушивается огромный поток различной информации, но музеи обладают свойственным только им специфическим способом передачи информации. И в этом одно из главных отличий музея от иных общественно-культурных учреждений,
К характерным особенностям музеев, выявляющим специфику способа передачи информации, относится то обстоятельство, что они оперируют подлинными источниками и культурными ценностями, делающими их информацию предметной, аттрактивной, способной создавать эффект непосредственного контакта с первоисточником, вызывать эмоциональный отклик.
Музейная педагогика как воспитательная система
Музейная педагогика определяется как «пограничная научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения и педагогических наук, исследующая образовательные цели применительно к специфическим формам музейной коммуникации» (159,с.26-29). Воспитание многозначно, его необходимо рассматривать как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему воздействия и взаимодействия. В широком смысле - это целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений, в узком - это воспитательная работа, направленная на формирование определенных качеств, взглядов, убеждений, т. е. решение конкретных воспитательных задач.
В современных условиях главной целью воспитательного процесса является нравственное воспитание подрастающего поколения.
Изучение современной практики музейного дела свидетельствует о постоянном возрастании роли музеев в системе образования, науки и культуры, их влиянии на воспитание молодежи.
Это относится в первую очередь к музеям историко-краеведческого профиля, обладающим особыми воспитательными возможностями.
Предметом исследования музейной педагогики является опредленная часть музейной деятельности музейноспецифический образовательно воспитательный процесс. За последние годы его значение возросло.
Музейная педагогика является в некотором роде наукой, синтезирующей элементы педагогики и музееведения. Она одновременно является частью музееведения и относится к отраслям педагогических наук. Музейная педагогика -это общественно-научная специальная дисциплина, которая изучает содержание и принципы, а также методы специфического для музея процесса воспитания и образования (См.: 173,с.4).
Музей, отражающий выдающиеся события в истории России, историю малой родины и жизнь ее замечательных людей, - это не только дань прошлому, это центр культурной жизни (127,с. 5-17).
Мировоззренческая и педагогическая установка на цель, содержание и формы организации познавательной деятельности студентов, ценностной ориентацией которой является целостная личность будущего специалиста и ее развитие, составляет сущность гуманитарной модели обучения.
Создания музейной экспозиции, посвященной жизни и деятельности жителей города, основателей санаторно-курортной базы отдыха, учебных заведений, электростанций, и др., позволяют обогатить музейную педагогику, расширив представление о назначении и функциях музея в деле подготовки высококвалифицированных специалистов благодаря сочетанию методов научного и гуманитарного познания, т.е. применения как объектных, так и субъектных исследовательских стратегий.
Обучение в вузе невозможно себе представить без участия студентов в научно-исследовательской работе. Одной из важнейших задач, стоящих перед современным обществом, является обеспечение высокого качества научных исследований. Под исследованием понимается особая форма деятельности, связанная с выработкой, распространением и применением знаний, которыми общество прежде не располагало. Изучение вновь выявленных фактов позволяет установить новые взаимосвязи, обогащающие теоретические познания о закономерностях развития природы и общества.
Исследования являются органичной составной частью научной работы музеев. Их результаты пополняют сокровищницу научных открытий и используются многими научными дисциплинами. Одновременно они составляют основу музейно-специфических работ, научно обоснованного и планомерного комплек тования фондов и описания музейных предметов. Так как музей является полифункциональным учреждением, то и его научные исследования имеют также, комплексный и многосторонний характер. Взаимодействие музея с различными образовательными учреждениями, общественными организациями, краеведческим обществом, женским советом, комитетом по делам молодежи расширяет контакты научных сотрудников музея. Возможности взаимодействия с этими организациями весьма разнообразны. К уже сложившимся: организация целевых и тематических экскурсий, повышение квалификации, расширение кругозора, проведение семинаров, научно-практических конференций, круглых столов, разработаны на научной основе программы, адресованные преподавателям и учителям по предметам культурологии, историографии, музееведения, регио-новедения, истории Северного Кавказа и др. Проведение предметных олимпиад среди студентов и школьников, позволяет привлечь любителей истории отечества к научно-исследовательской деятельности. Проведение на базе краеведческого музея открытых занятий, встреч с авторами картин, с последующим обсуждением их в студенческой аудитории, эффективно помогают осуществлять личностно-ориентированное воспитание. Логика научного поиска обусловила целесообразность изучения взаимосвязи музеев с учебными заведениями.