Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики Ломакина, Юлия Владимировна

Формирование поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики
<
Формирование поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики Формирование поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики Формирование поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики Формирование поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики Формирование поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики Формирование поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики Формирование поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики Формирование поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики Формирование поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики Формирование поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики Формирование поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики Формирование поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики Формирование поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики Формирование поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики Формирование поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ломакина, Юлия Владимировна. Формирование поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ломакина Юлия Владимировна; [Место защиты: Башкир. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы].- Уфа, 2012.- 267 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1605

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа 18

1.1. Поликультурное образование и народная педагогика: ретроспективный анализ и современное состояние 18

1.2. Генезис понятия «поликультурная компетентность» в теории и практике педагогического образования 42

1.3. Социокультурные и психолого-педагогические предпосылки формирования поликультурной компетентности студентов на традициях народной педагогики 62

Выводы по первой главе 84

Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа 87

2.1. Реализация модели и педагогических условий формирования поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа 87

2.2. Этнопедагогическая направленность формирования поликультурной компетентности будущих педагогов в ходе теоретической, внеаудиторной и практической подготовки 108

2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы 129

Выводы по второй главе 157

Заключение 159

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Социокультурные и экономические перемены, а также перестройка среднего и высшего образования усилили внимание общества к культуре как феномену человеческого бытия. Это связано как с положительными, так и негативными процессами, имеющими место в мире. Современная эпоха характеризуется тем, что правительства и народы многих стран стараются согласованно решать внутренние и международные проблемы. С другой стороны, сегодняшнее время отмечается ростом этнических конфликтов, агрессивного национализма, геополитических противоречий государств, идеологической конфронтации народов и религий. В сложном переплетении этих процессов механизмом стабилизации межэтнического общения и сотрудничества является познание всех национальных культур. Данное утверждение становится более актуальным, когда в современном мире большинство стран имеет разнородный состав населения. Задача управленческих структур заключается в подготовке людей к конструктивному диалогу в обеспечении гетерокультурного сосуществования этнических и других меньшинств, сохраняющих и поддерживающих свою идентичность в обществе.

Кроме того, ситуация обостряется ещё и тем, что латентные и скрытые конфликты возникают между культурными группами в рамках одной этнической общности, например, между представителями разных социальных слоёв и политических убеждений. Вместе с тем, политики, общественные и научные деятели, сотрудники в сфере образования и все, кто разделяет демократические убеждения, сходятся во мнении о том, что невозможно в наше время сохранить мир, если мы не научимся развивать этносоциальные контакты, понимать друг друга, уважать культуры, отличающиеся от нашей собственной. Таким образом, дипломатические и партнёрские методы решения проблем становятся возможными только в условиях расширения межкультурных взаимосвязей.

Глубокие перемены, через которые прошла Россия на рубеже ХХ и ХХI столетий, особенно сильно коснулись духовной составляющей. В мире нет ни одного региона, где в равной степени соблюдались бы права всех групп населения. Однако, государства, ориентированные на демократический путь развития, способствуют более полному осуществлению прав и свобод личности. Поликультуризм выступает как форма культурного плюрализма, совмещающего общечеловеческие и национальные ценности.

Стратегической задачей государственной политики на современном этапе является построение эффективного общества, основанного на духовно нравственном потенциале и поликультурном опыте нации. Будущее России складывается не только в политическом, правовом, экономическом пространствах, но и в стенах школьного класса, в формирующемся сознании тех, кому завтра предстоит жить и трудиться рядом с представителями различных этносов и культур. В ряде документов ЮНЕСКО подчеркивается одна из важнейших функций современной школы – научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимосвязь государств и этносов в сознательную солидарность.

Важными составляющими современной личности выступают такие качества, как умение сотрудничать с другими людьми, коммуникабельность, контактность. В этой связи именно школьный учитель во многом определяет возможность и условия будущей успешной деятельности личности. Современная подготовка будущих учителей должна ориентироваться на формирование ценностно-культурного мировоззрения и развитие поликультурной компетентности.

В Законе РФ «Об образовании» (2011) сказано, что «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений» [Ст. 14, п. 4]. Идея о ценностной ориентации содержания общего и профессионального образования, озвученная в нормативно-правовом документе, обусловлена, прежде всего, поликультурным составом населения на всей территории Российской Федерации, обязывающей каждого гражданина цивилизованно решать проблемы взаимоотношений людей в межкультурном пространстве.

Итак, обновление школы предъявляет высокие требования к личности учителя, в полной мере владеющего системой компетенций для осуществления поликультурного образования подрастающего поколения. Одной из главных задач подготовки будущего учителя является концентрация профессионального образования вокруг ведущих комплексных проблем современного поликультурного образования. Весьма актуальной при этом является подготовка студентов в условиях педагогического колледжа.

Объективная потребность регулирования отношений людей привела к возникновению норм общечеловеческой морали, которая наиболее полно отражена в фольклоре и народных изысканиях, то есть в продуктах народной культуры. Культура может выжить в том случае, когда существуют способы ее трансляции от поколения к поколению. Большой интерес представляет народная педагогика с её богатым многовековым опытом, своеобразными методами регуляции взаимоотношений человека и общества. Этнопедагогические идеи – уникальное культурно-историческое явление, открытое для внешнего взаимодействия субъектов развития в условиях поликультурного мира. Они создают благоприятные условия для формирования у студентов поликультурной компетентности.

Концептуальные выводы, необходимые для разработки исследуемой нами проблемы, содержатся в трудах Л.С. Выготского, Я.А. Коменского, В.С. Кукушина, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского.

Специфику профессиональной подготовки будущего учителя в теории и практике педагогического образования изучали Р.М. Асадуллин, Б.Т. Лихачев, П.И. Пидкасистый, А.З. Рахимов, В.А. Сластёнин, Ф.Ш. Терегулов, Э.Ш. Хамитов, Ю.И. Юричка, В.М. Янгирова.

Проблемами формирования профессиональной компетентности студентов занимались А.Ф. Амиров, Г.Р. Булгакова, В.Н. Введенский, Т.А. Дзюба, Т.В. Исполатова, Н.Б. Козлова, Н.А. Разина, Т.М. Сорокина, О.М. Чубарян, В.Э. Штейнберг и др.

Фундаментальные исследования по гуманизации образования и его культурологической составляющей воплощены в трудах В.Л. Бенина, Г.И. Гайсиной, А.С. Гаязова, Р.М. Фатыховой, В.С. Хазиева. Вопросы диалогичности и взаимодействия культур находят свое отражение в работах В.С. Библера, Д.В. Григорьева, Л.Н. Когана, С.Н. Фёдоровой.

Вопросы поликультурного образования представлены в трудах Е.В. Бондаревской, Д. Бэнкса, О.К. Гагановой, А.Н. Джуринского, Е.О. Ивановой, В.В. Макаева, К.О. Омарова, Н.А. Платоновой, С.Ю. Сенатора, И.М. Синагатуллина и др. Они видят главную цель поликультурного образования в развитии у школьников положительного и толерантного отношения к другой культуре и другому менталитету.

В последние годы появились исследования по проблемам поликультурного образования, выполненные З.М. Алирзаевым, Л.Ю. Даниловой, Л.П. Коченковой, Т.В. Поштарёвой, В.П. Симухиной, А.А. Терсаковой и другими учеными. В них рассматриваются такие аспекты, как формирование культурологических знаний на межпредметной основе и в игровой деятельности.

Идеям народной педагогики посвящены труды К.Ш. Ахиярова, В.И. Баймурзиной, Л.Н. Бережновой, Г.Н. Волкова, Р.А. Исламшина, Л.В. Каршиновой, Л.М. Кашаповой, Ш.А. Мирзоева, А.А. Погодиной, К. Салимовой. Значительное количество научных исследований Г.Н. Волкова, Г.Д. Дмитриева, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинского посвящено вопросам осуществления педагогической деятельности с ориентацией на нравственный образ национального идеала.

Однако многие важные вопросы остаются мало разработанными. Изучение философской, психолого-педагогической, этнопедагогической и научно-методической литературы выявило отсутствие совокупности положений, в достаточной мере раскрывающих сущностную основу поликультурной компетентности в заданном контексте современных стандартов. При всём многообразии исследовательских работ мы не обнаружили фундаментальных трудов, касающихся вопросов использования средств народной педагогики с целью формирования поликультурной компетентности студентов. Это даёт право констатировать, что теория моделирования формирования процесса поликультурной компетентности не осмыслена научно. Не становились также предметом специального исследования и педагогические условия формирования поликультурной компетентности, особенно в рамках среднего профессионально-педагогического образования. Изучение опыта работы педагогических колледжей обозначило нерешённую проблему отсутствия методического обеспечения, предназначенного для целостного формирования поликультурной компетентности студентов. Таким образом, проведенный анализ исследований позволил выделить противоречия:

- между возрастающими требованиями социального заказа к качеству подготовки студентов, которые бы обладали соответствующим уровнем поликультурной компетентности, и недостаточной разработанностью педагогических условий её формирования при подготовке современного учителя в условиях педагогического колледжа;

- между необходимостью научно-теоретического обоснования процесса формирования поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа и отсутствием целостности и системности содержательных аспектов, направленных на реализацию этой потребности;

- между потребностью учёта методического потенциала народной педагогики в инновационных формах и средствах подготовки студентов и слабой реализацией методического обеспечения народной педагогики в реальной практике подготовки будущих учителей.

С учетом данных противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого заключается в следующем: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики?

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий формирования поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики.

Объект исследования: процесс формирования поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа.

Предмет исследования: педагогические условия формирования поликультурной компетентности у студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа будет более эффективным, если:

- профессионально-педагогическая подготовка спроектирована и построена на основе использования средств народной педагогики, культурологического и компетентностного подходов, которые обеспечивают высокий уровень поликультурной компетентности студентов по мотивационно-ценностному, когнитивному, операционно-деятельностному и креативно-поисковому компонентам, составляющих её сущностную основу;

- образовательный процесс в педагогическом колледже осуществляется в соответствии с разработанной содержательно-функциональной моделью формирования поликультурной компетентности будущих педагогов, действие которой базируется на комплексном влиянии социокультурных и психолого-педагогических предпосылок, обеспечивая тем самым достижение должного уровня сформированности поликультурной компетентности;

- реализуется комплекс педагогических условий (основой формирования поликультурной компетентности студентов выступают традиции и средства народной педагогики; обеспечивается целостность формирования поликультурной компетентности студентов, выражающаяся в диалектическом единстве национальных и общемировых ценностей; идеи народной педагогики используются в системе общепрофессиональной подготовки студентов с учётом специфики организации образовательного процесса педагогического колледжа; осуществляется интеграция систем аудиторной, внеаудиторной и практической подготовки), которые в своей совокупности инициируют успешное формирование поликультурной компетентности студентов по всем компонентам.

В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были поставлены и решались следующие задачи:

1. Провести теоретико-методический и ретроспективный анализ состояния проблемы поликультурного образования и народной педагогики для обоснования и конкретизации сущностной основы формирования поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики.

2. Разработать содержательно-функциональную модель формирования поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики, потенциал которой усиливается наличием социокультурных и психолого-педагогических предпосылок.

3. Определить комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа и провести опытно-экспериментальную работу по проверке их эффективности.

4. Разработать и апробировать практико-ориентированный спецкурс «Формирование поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа на традициях народной педагогики».

Методологическую основу исследования составляют положения компетентностного подхода (Р.М. Асадуллин, И.А. Зимняя, Е.О. Иванова, Т.В. Исполатова, Н.В. Кузьмина, Л.И. Луценко, А.В. Мариничева, А.К. Маркова, В.Э. Меламуд, И.М. Осмоловская, Н.В. Тарасова, А.В. Хуторской, В.М. Шепель); культурологического подхода (В.Л. Бенин, Г.И. Гайсина, Ю.С. Гореванова, И.Ф. Исаев, Л.Н. Коган, Н.Б. Крылова); системного подхода (Т.В Горбунова, Л.З.- Г. Шауцукова); этнопедагогического подхода (К.Ш. Ахияров, В.И. Баймурзина, Г.И. Батурина, Л.Н. Бережнова, Г.Н. Волков, Л.Н. Гумилёв, Ф.А.В. Дистервег, Т.Ф. Кузина, В.С. Кукушин, Ш.А. Мирзоев, С.Н. Фёдорова, В.Ю. Штыкарёва); личностно-деятельностного подхода (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн).

Теоретической основой исследования явились: теории гуманизации и демократизации процессов образования и воспитания, соотношения диалектического единства национальных и полиэтнических тенденций (В.С. Библер, Г.Р. Булгакова, С.Ю. Сенатор, В.А. Сластёнин, К.Д. Ушинский, В.С. Хазиев); теоретические основы развития культуры межнационального общения (А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, Р.А. Исламшин, М.Н. Кузьмин, Дж.П. Мердок, Н.Д. Никандров, А.А. Сыродева, И.И. Халеева); педагогические положения этнографии и этнологии (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилёв, Е.М. Колпаков, В.А. Тишков, Л.Я. Штернберг); исследования в области этнопедагогической подготовки учителей (А.А. Алиева, З.М. Алирзаев, С.П. Анзорова, Ш.М.-Х. Арсалиев, О.Г. Красношлыкова, В.Н. Минсабирова, Т.В. Поштарёва); современные подходы к подготовке педагогов в средних специальных учебных заведениях (О.Н. Арефьев, Е.Н. Герасименко, Г.Ю. Капустина); исследования, посвящённые формированию поликультурной компетентности учителя (Э.Ф. Вертякова, Л.Ю. Данилова, К.О. Омаров, М.Б. Парагульгов, В.П. Симухина, А.А. Терсакова); исследования, посвящённые изучению вопросов поликультурного образования за рубежом (О.В. Воскресенский, О.К. Гаганова, С.Г. Гильмиярова, И.М. Синагатуллин, J.A. Banks, C.I. Bennet, D.M. Gollnik, P.C. Chinn).

Нормативно-правовую базу исследования составили: Конвенция ООН о правах ребёнка; Федеральные законы Российской Федерации «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О национально-культурной автономии» (от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ); Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г. № 271); Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах; Концепция развития системы профессионального образования в Республике Башкортостан (от 6 декабря 2010 года №464), Комплексная программа модернизации системы профессионального образования Республики Башкортостан на 2011-2015 годы (от 8 июля 2011 г. № 231) и Республиканская программа развития образования на 2009-2013 гг. (от 30 декабря 2008 г. № 477).

Для решения обозначенной проблемы в работе использованы следующие методы исследования:

- теоретические: анализ научно-педагогической, этнопедагогической, философской, культурологической, этнографической и психологической литературы; моделирование профессиональной подготовки студентов в условиях педагогического колледжа;

- эмпирические: системно-функциональный анализ педагогического опыта по использованию средств народной педагогики; включённое педагогическое наблюдение на уроках и во внеклассной деятельности;

- опросные методы: свободное и глубинное интервьюирование учителей с разным профессиональным стажем работы; тестирование респондентов; анкетирование, проводимое в виде опросов и бесед;

- опытно-экспериментальная работа (констатирующий и формирующий эксперименты); обработка результатов исследования (методы статистической обработки полученных данных).

Экспериментальной базой исследования явились студенты ГБОУ СПО «Белорецкий педагогический колледж», обучающиеся по специальности «Преподавание в начальных классах». Всего в исследовании было задействовано 215 студентов колледжа и 120 учителей начальных классов. Апробация результатов проходила на базе ГБОУ СПО «Кушнаренковский педагогический колледж», ГБОУ СПО «Месягутовский педагогический колледж» и ГБОУ СПО «Сибайский педагогический колледж» Республики Башкортостан.

Исследование, которое проводилось с 2005 по 2012 годы, можно разделить на три этапа.

На первом, теоретическом этапе (2005-2007 гг.) проведён ретроспективный анализ состояния проблемы поликультурного образования и народной педагогики; изучен опыт применения средств народной педагогики в профессиональной подготовке студентов педагогического колледжа; определены базовые положения сущности поликультурной компетентности; решена задача определения компонентного состава содержательно-функциональной модели и теоретически обоснованы педагогические условия формирования поликультурной компетентности; проведен констатирующий эксперимент.

На втором, конструктивно-поисковом этапе (2007-2010 гг.) был проведён формирующий эксперимент, в ходе которого проверялись основные положения гипотезы; была осуществлена апробация результатов исследования в образовательном процессе педагогического колледжа и практической деятельности студентов в базовых школах, разработаны рекомендации по использованию средств народной педагогики для профессиональной подготовки будущих педагогов.

На третьем, обобщающем этапе (2010-2012 гг.) была проведена систематизация материалов, полученных в ходе исследования, и скорректирован спецкурс; была завершена экспериментальная работа, оформлены научно-методические рекомендации для преподавателей педагогического колледжа и студентов школьного отделения; была завершена работа по научному оформлению диссертации и автореферата.

Научная новизна исследования заключается в том, что разработанная в нем совокупность теоретических положений, выводов и рекомендаций содержит в себе решение научной проблемы – формирование поликультурной компетентности студентов в условиях педагогического колледжа средствами народной педагогики. В работе:

- обоснована педагогическая сущность и структура поликультурной компетентности студентов, содержащая мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно-деятельностный и креативно-поисковый компоненты;

- создана содержательно-функциональная модель, направленная на формирование поликультурной компетентности и включающая цель, предпосылки, педагогические условия, содержание, методы, формы, средства, уровни и результат;

- выявлены и уточнены педагогические условия, способствующие формированию поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики.

- определены и теоретически доказаны критерии и уровни развития поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа.

Теоретическое значение исследования заключается в том, что в работе:

- разработана совокупность теоретических положений о сущности, структуре и содержании поликультурной компетентности как социокультурном феномене в рамках нового образовательного стандарта среднего профессионально-педагогического образования;

- спроектирована содержательно-функциональная модель формирования поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа;

- доказано, что качественное функционирование модели возможно при соблюдении специально созданных педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- разработан оценочный инструментарий для диагностики сформированности поликультурной компетентности студентов, позволяющий выявить степень влияния средств народной педагогики на развитие поликультурной компетентности в условиях педагогического колледжа и обеспечивающий точность определения эффективности спроектированной автором методики;

- внедрены в практику научно-методические рекомендации, а также учебное пособие по вопросам формирования поликультурной компетентности будущих педагогов с использованием средств народной педагогики.

Результаты исследования могут быть экстраполированы в педагогических колледжах, расположенных в поликультурных ареалах Российской Федерации. Выводы актуальны для преподавателей и студентов педагогических колледжей, а также для преподавателей высших педагогических учебных заведений.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлены системным подходом к решению поставленной проблемы; опорой на положения современных педагогических теорий профессионально-педагогического образования и на методологическую основу исследования; использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели, задачам и логике исследования; соотношением выводов и результатов исследования с воспроизводимостью в педагогической практике; разносторонним анализом и обработкой экспериментальных данных.

Личный вклад автора в получении научных результатов заключается в проведении научно-теоретического анализа проблемы формирования поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики в урочной и внеурочной деятельности, а также во время педагогической практики; разработке и апробации теоретической модели формирования поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа; обосновании педагогических условий, способствующих эффективной профессиональной подготовке будущих учителей; организации и проведении опытно-экспериментальной работы с целью анализа эффективности формирования поликультурной компетентности студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе выступлений автора на семинарах, научно-практических конференциях и нашли своё отражение в учебно-методическом пособии, статьях и докладах. Основные положения исследования отражены на страницах центральных российских изданий «Специалист» (Москва: 2007, №2), «Образование в современной школе» (Москва: 2008, №2), «Среднее профессиональное образование» (Москва: 2010, №5; 2011, №5) и «Вестник ЧГПУ» (Челябинск: 2012, №1); освещены в материалах международных (Ульяновск, 2007; Магнитогорск, 2010), всероссийских (Уфа, 2007; Москва-Челябинск, 2008; Уфа, 2008; Челябинск, 2008) и региональных (Уфа, 2006; Бирск, 2006; Уфа, 2007; Челябинск, 2007; Магнитогорск, 2008; Благовещенск, 2010; Магнитогорск, 2010) научно-практических конференций. Основные положения исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Бирская государственная социально-педагогическая академия», на педсоветах ГБОУ СПО «Белорецкий педагогический колледж» и МОБУ СОШ №№ 1, 3, 17, 20 г. Белорецка Республики Башкортостан.

Результаты диссертационного исследования нашли отражение в 18 публикациях автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Понятие «поликультурная компетентность», представляющее собой особое интегративно-личностное образование, которое воплощается в знании педагога этнопедагогических процессов в полиэтнической образовательной среде, а также в его умении устанавливать взаимопонимание и толерантно относиться к представителям других национальностей и культур; состоящее из мотивационно-ценностного, когнитивного, операционно-деятельностного и креативно-поискового компонентов; проявляющееся в органическом единстве с общечеловеческими ценностями, осознании себя гражданином страны и субъектом мировой цивилизации, способности осуществлять педагогическую деятельность по воспитанию у школьников поликультурного поведения.

2. Содержательно-функциональная модель формирования поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа, включающая цель, предпосылки, педагогические условия, содержание, методы, формы, средства, уровни и результат и направляющее воздействие которой способствует эффективной профессиональной подготовке будущих учителей.

3. Совокупность педагогических условий, способствующих целенаправленному формированию поликультурной компетентности будущих педагогов (основой формирования поликультурной компетентности студентов выступают традиции и средства народной педагогики; обеспечивается целостность формирования поликультурной компетентности студентов, выражающаяся в диалектическом единстве национальных и общемировых ценностей; идеи народной педагогики используются в системе общепрофессиональной подготовки студентов с учётом специфики организации образовательного процесса педагогического колледжа; осуществляется интеграция систем аудиторной, внеаудиторной и практической подготовки).

Структура и объём диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа содержит 11 таблиц и 14 рисунков.

Генезис понятия «поликультурная компетентность» в теории и практике педагогического образования

В Концепции модернизации российского образования особо подчёркивается, что «потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности» [161]. Одним из приоритетов в последние годы стало развитие культурно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. Эта задача стала особо важна на этапе враждебных этнических конфликтов между странами и народами.

Причиной межнациональной розни является невежество. Понимание происходит от глубокого знания и осмысления ведущих идей проблемы. В связи с этим крайне важно систематически и разносторонне информировать членов общества о явлениях современной жизни, культурных реалиях и межэтнических предпочтениях. Одной пропаганды в средствах массовой информации недостаточно для создания полноценной этносоциальной установки у всего населения. Создаётся неполное, а порой даже ложное представление об общечеловеческих ценностях, неоправданное критическое отношение к событиям и явлениям современной жизни; формируются общественные организации с религиозно-национальным уклоном, носящим в своём большинстве враждебный характер. Всё это наталкивает на мысль о необходимости целенаправленно ликвидировать неграмотность людей в области межчеловеческих отношений, способствовать укреплению дружественных связей уже в младшем возрасте.

Необходимо систематически и разносторонне информировать членов общества о явлениях современной жизни, культурных реалиях и межэтнических предпочтениях. Система образования в первую очередь призвана обеспечить максимальное вхождение ребёнка в мир культур человеческого сообщества, формировать научное мировоззрение, отражающее объективную жизненную ситуацию и позволяющее глубоко и полно анализировать общественные связи. Условия образовательного учреждения способствуют усвоению определённого социально-культурного опыта воспитанников и являются отправным пунктом для достижения единой цели нравственного воспитания. Поэтому целью современного образования является не только разностороннее и гармоничное развитие личности, но и формирование поликультурной компетентности у подрастающего поколения.

Проблема поликультурного образования и ценностного воспитания впервые была сформулирована и обоснована американскими учёными Дж. Бэнксом (руководителем Центра поликультурного образования в штате Вашингтон) [292; 293], Р.Л. Гарсиа [60], Д. Равич [60], Д. Хупсом [60] и др. Развитие теоретических обоснований и практических рекомендаций по данному вопросу осуществлялось также в Канаде. Инструментом и рычагом воздействия властей на формирование поликультурных убеждений у населения стало воспитание как универсальный компонент жизни общества.

Потребность поликультурного образования обусловлена, прежде всего, мозаичным составом населения этих стран, сформированного из иммигрантов. Необходимость сохранения малых культур возрастала с коэффициентом, равным возможностям сверхзадачи по установлению мультикультурного диалога народных масс. Решение сверхзадачи было направлено во благо укрепления общенационального единства стран. Для создания ресурсов, обеспечивающих достижение поставленной цели, необходимо было установить равнозначные позиции жителей страны. В 1954 году Верховным судом США была запрещена дифференциация школ по расовой принадлежности. Это обеспечило мощное подспорье для учёта культурных предпочтений малых народов и сохранения их национальных ценностей. Прототипом развития ценностного подхода в воспитании послужила теория американского учёного Дж. Дьюи [89], ставшая одним из ведущих направлений гуманистического образования. Проблемами ценностной ориентации американской молодёжи занимался Л. Колберг [12; 299; 300].

Описанные события привели к оформлению концепции полиэтнического образования. Данная концепция отражала идею формирования ценностей у воспитанников путём знакомства с другими культурами и национальными традициями. На смену термину «полиэтническое образование» пришла новая формулировка - «поликультурное образование». Об этом свидетельствуют многие американские педагогические издания конца XX века [60; 160; 298; 299]. Одновременно создаётся организация Национальная ассоциация поликультурного образования (National Association for Multicultural Education). Термины «поликультурное образование» и «мультикультурное образование» определяются как синонимы, поскольку мульти... от лат. multum -много, поли... от Греч, polys - многочисленный, обширный. Следовательно, мультикультурное образование (англ, multicultural education), равно как и поликультурное, ориентируется на преодоление культурного отчуждения учащихся, признание и развитие основополагающих демократических ценностей: прав и свобод человека, солидарности, плюрализма. Синонимом также является интеркультурное образование.

Социокультурные и психолого-педагогические предпосылки формирования поликультурной компетентности студентов на традициях народной педагогики

Опираясь на исследования А.А. Бодалева [37], В.Н. Мясищева [166], Д.Н. Узнадзе [247], В.А. Ядова [287], мы обоснуем сам факт применения теории установки в контексте поликультурного образования и воспитания. Беря во внимание сущность установки как «готовности (изменено нами) к определённой активности» [247, с. 131], можно провести параллель: готовность действовать рассматривается нами как осведомлённость и проникновенность специалиста информацией о культурных единицах народов мира; активность - нахождение оптимальных способов межкультурного взаимодействия на основе установки (готовности действовать). Первоначальная реакция на человека или группу людей, предвосхищающая совершение вербального, поведенческого или механического действия, является, безусловно, значимой для решения задач коммуникации. Эта реакция даёт возможность существовать и развиваться отношениям людей разных культурных предпочтений, она служит отправной точкой создания мирного взаимодействия и дипломатичного сотрудничества сторон общения в формальной и неформальной обстановке.

А.А. Бодалев, исследовав эффект установки, пришёл к выводу, что успешность межличностного восприятия во многом зависит от первоначальных сведений и внутренних позиций коммуникантов. Учёный отмечает: «Пройденный человеком путь воспитания развивает у него привычку давать способам действия другого человека определенное истолкование и, чаще наблюдая одни из них и реже другие, заключать об устойчивых особенностях последнего. Человек накапливает статистические данные об особенностях поведения другого человека. Перерабатывая и обобщая их, он превращает эти сведения в командную информацию, участвующую в регулировании его поведения по отношению к этому человеку и позволяющую ему более или менее предугадывать наиболее вероятные действия последнего» [37, с. 13]. Боль-

шое значение данному феномену придавал педагог-гуманист Ш.А. Амонашвили [7]. По его мнению, установка приведёт к демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса через личность учителя.

Многие учёные рассматривали установку как очень близкую к понятию «отношение». B.H. Мясищев разработал целую концепцию отношений человека и полагал; «смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности» [166, с. 7]. Социальная установка имеет более сложную структуру, чем просто установка или отношение, она содержит однопорядковую особенность с направленностью личности, её отношениями, ориентацией и внутренней позицией и носит сознательный характер.

Далее, говоря о социальной установке, мы будем употреблять термин «аттитюд». Аттитюд (от франц. attitude - поза) - это готовность к выполнению какого-либо действия, то есть синонимом слова «аттитюд» является «социальная установка». Профессор В.А. Ядов указывал на узость аттитюда для объяснения поведения личности. Он предложил использовать для этих целей термин «диспозиция», что в целом характеризует предрасположенность человека к совершению какого-либо поступка. Высшим уровнем диспозиций В.А. Ядов считал ценностные ориентации [287]. Теория о структуре диспозиций личности доказывает факт участия установки и аттитюда в регуляции поведения. Ценностные ориентации, можно сказать, управляют деятельностью личности, руководят её поступками.

К сказанному можно добавить ещё точку зрения И.П. Андриади: «Ценностные ориентации личности являются одним из её ведущих стержневых образований, определяющих её целостность, активную социальную позицию... Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности» [10, с. 160]. Большое внимание общечеловеческим ценностям уделяли также А.С. Макаренко [153], СТ. Шацкий [276] и другие видные педагоги. Таким образом, студенты могут получить свой социальный опыт относительно избранной профессии в процессе обучения, и этот опыт, согласно изложенным взглядам учёных, будет конструирующим началом для ценностных ориентиров педагога, а впоследствии и для его воспитанников.

Нас интересует, прежде всего, механизм формирования «этносоциальной установки» у студентов педагогического колледжа. Учитывая все обстоятельства сущности установки, аттитюда, установочных диспозиций и подходы к их толкованию, мы следующим образом определяем этносоциальную установку: это настрой на восприятие этнической группы, внутренняя позиция и направленность по отношению к культуре и членам этнической общности, социальные представления о которой создают регулятивную систему поведения носителя этой установки. Какова этносоциальная установка (насколько она сильна, устойчива, прочна, объёмна, поддаётся изменению), настолько её свойства гарантируют типичное поведение личности. Соразмерно с профессиональными знаниями, данная установка, несомненно, будет играть выдающуюся роль для компетентностного становления студентов [9; 135; 269].

Выявление феномена этносоциальной установки фиксирует наше внимание на необходимости подкрепления профессиональной подготовки будущих учителей целенаправленным формированием его самосознания с этнокультурной направленностью. Ценностные ориентации педагога (как следствие аттитюдов) распространятся на учащихся и дадут основу общей направленности личности воспитанников [111; 166; 238; 287]. Чем крепче этносоциальная установка, тем она сильнее отражается на убеждениях человека и на его поведении. И наоборот: чем сильнее будет воздействие на человека по формированию у него этносоциальной установки, тем прочнее она закрепится в сознании человека.

Этнопедагогическая направленность формирования поликультурной компетентности будущих педагогов в ходе теоретической, внеаудиторной и практической подготовки

Важными качествами поликультурно компетентного учителя являются общительность, интеллигентность, толерантность. Для определения степени выраженности данных качеств в ЭГ и КГ был использован тест на оценку профессиональной направленности учителя [209, с. 30-37]. Тест позволил определить различные типы будущих педагогов и тем самым оценить степень включенности в профессиональную поликультурную деятельность. Констатирующий эксперимент показал, что в ЭГ и КГ к первому типу «Коммуникатор» относится 10% студентов. На итоговом этапе количество выпускников с данным типом в ЭГ возросло и зафиксировалось на отметке 57%. Отрыв с КГ составил 21%. В интерпретации сказано, что такой человек общителен, высоко нравствен, характеризуется низкой конфликтностью, способностью к эмпатии [209]. 28% студентов из ЭГ и КГ на момент начала эксперимента отнесли себя преимущественно к типу «Интеллигент». В конце эксперимента процент опрошенных в ЭГ с преобладанием указанного типа составил 39%, а в КГ не превысил 30%. Оставшаяся часть студентов распределилась по типажу поровну между другими личностными параметрами. Тип «Интеллигент» характеризуется высокой профессионально-педагогической культурой, соблюдением моральных норм. Такой учитель реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности, внушая ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы.

Мотивы целей исследовались на материалах самоанализов (Приложение 1) и анкет (Приложение 3). 98% студентов ЭГ узнали о наличии у себя поликультурных качеств по окончании изучения спецкурса и по итогам прохождения практики. В КГ студенты не акцентировали своё внимание на поликультурных свойствах личности. 67%) опрошенных в ЭГ считали, что нужно заниматься самообразованием по вопросам поликультурной и народной педагогики. В самоанализах респондентов из КГ ни у одного студента не было зафиксировано стремление к самопросвещению по проблемам поликультуризма. Вместе с тем 100%) студентов из ЭГ и КГ указали в анкетах, что подготовка поликультурных педагогов очень важна.

Ориентация на систему общечеловеческих ценностей с проявлением личностных качеств: гуманизма, толерантности, ответственности (первый показатель мотивационно-ценностного компонента поликультурной компетентности) - исследовалась также по материалам самоанализов (Приложе-нииие 1; вопросы №№ 1, 14) и анкет (Приложение 3; вопросы №№ 6, 7) студентов. На первое место 79% опрошенных в ЭГ поставили толерантность, в КГ - лишь 52%. Второе место отвели уважению и знанию культурных традиций (49% в ЭГ и 38% в КГ); третье - гуманизму (48% в ЭГ и 14% в КГ); четвёртое - педагогической культуре (44% в ЭГ и 24% в КГ). Согласно рейтинговой оценке, к числу качеств поликультурно компетентного педагога студенты также отнесли сопереживание (43%), любознательность (30%), расположенность к другим (23% ), понимание и доверие (21%). Данные представлены в обобщённом варианте для ЭГ и КГ в порядке убывания значимости.

По второму показателю - «Осознание значимости поликультурного образования в школе» - студентам был предложен ряд вопросов бланка самоанализа (Приложение 1; вопросы №№ 4, 5, 11) и анкеты (Приложение 3; вопросы №№ 19, 20). Будущие учителя указали, что именно знакомство с культурными традициями народов мира и своего народа формирует национальное самосознание. В связи с этим 97% студентов из ЭГ высказали желание углубленно познакомиться с культурой стран Японии (21%), Китая (14%), Италии (12%), а также Великобритании, Франции, Египта, Греции и др. В КГ студенты оказались менее заинтересованными проблемами поликультуризма. Если в анкетах опрошенных из ЭГ насчитывалось 25 стран, то в КГ только 7.

По мнению 88%) студентов из ЭГ, самым формирующим в плане поликультурной подготовки являлся спецкурс, в КГ 86% опрошенных видели пользу, по данным вопросам в СМИ. И те и другие (43% в ЭГ и 57% в КГ) считали, что уроки педагогики весьма успешно могут сосредоточить внимание будущих учителей на проблемах поликультурной педагогики.

Желание заниматься самоподготовкой возникло у студентов из ЭГ (69%). В КГ студенты (58%) указали на то, что они в достаточной мере владеют сведениями о культуре своего народа и не испытывают жгучей необходимости самопросвящаться в других областях. Например, два студента отметили, что источниками их поликультурных познаний является общение со сверстниками и рассказы бабушки. Культура собственного народа для них стоит на первом месте, они не видят ценности в традициях других народов, не обнаруживают элементарных идеи о пользе и широких возможностях поликультурного общения.

Описанный выще результат эксперимента позволил определить у студентов наличие стремления к самосовершенствованию по развитию у себя личностных качеств поликультурного учителя (четвёртый показатель).

Третий показатель мотивационно-ценностного компонента поликультурной компетентности - «Интерес к проблемам поликультурного образования» - отслеживался на материалах вопросов №15 из бланка самоанализа (Приложение 1) и №№ 12, 14, 15 из анкеты (Приложение 3). Члены ЭГ (85%) высказали своё мнение о взаимосвязи сформированности поликультурной компетентности учителя и стабильностью отношений в мире. В КГ такой точки зрения придерживались 38% студентов. 49% опрошенных из ЭГ уверенно заявили, что воспитательные возможности народных традиций имеют огромное значение для формирования моральных и нравственных ценностей у школьников. Эта категория респондентов сформулировала рекомендации: 1) знакомить детей с первого класса с культурными традициями народов мира (48%); 2) проводить мероприятия и классные часы (45%); 3) быть примером (44%); 4) проявлять уважение к каждому ученику (30%); 5) не требовать от школьников того, что запрещает их религия (7%). В КГ 62% студентов достаточно узко рассматривали потенциал средств народного воспитания, они смогли сформулировать лишь две рекомендации: сплачивать детей (19%) и учитывать ментальность школьников (10%). Студенты КГ не осознают важности поликультурного образования.

Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы

Центральная идея успешного формирования поликультурной компетентности будущих учителей базируется на комплексе педагогических условий, гарантирующих качественную профессиональную готовность. К ним относятся следующие положения: основой формирования поликультурной компетентности студентов выступают традиции и средства народной педагогики; обеспечивается целостность формирования поликультурной компетентности студентов, выражающаяся в диалектическом единстве национальных и общемировых ценностей; идеи народной педагогики используются в системе общепрофессиональной подготовки студентов с учётом специфики организации образовательного процесса педагогического колледжа; осуществляется интеграция систем аудиторной, внеаудиторной и практической подготовки.

Разработанный специальный курс «Формирование поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа на традициях народной педагогики» способствует формированию ценностных установок, позволяющих гуманно мыслить. В процессе изучения спецкурса студенты овладевают умениями ориентироваться в методическом аппарате воспитательной деятельности с привнесением собственных вариантов решения педагогических задач, проявляют сопряжённость личных интересов с потребностями общества, критически относятся к полученной информации. Инновационная дисциплина развивает профессионально значимые качества студентов, обогащает и облегчает процесс усвоения будущими учителями технологических основ поликультурного воспитания.

Наше исследование, посвящённое проблеме формирования поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа, обеспечивается использованием теоретических положений философии, педагогики, психологии, культурологии, опытом работы практикующих учителей средних общеобразовательных школ, экспериментальной проверкой разработанного спецкурса и его внедрения в образовательный процесс педагогического колледжа.

В ходе опытно-экспериментальной работы выполнены следующие исследовательские действия: проанализирован действующий Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности «Преподавание в начальных классах», выявлены дидактические поликультурные единицы цо дисцицлинам общепрофессиональной подготовки; скорректированы задачи и гипотеза исследования; выявлены уровни сформированности поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа; определены их критерии и показатели; разработаны и использованы средства народной педагогики в ходе эксперимента; реализованы педагогические условия по формированию поликультурной компетентности у студентов в образовательно-воспитательном процессе колледжа; апробирован спецкурс; математически проверена достоверность выводов формирующего эксперимента; разработаны рекомендации по формированию поликультурной компетентности; обобщён полученный исследовательский материал.

Анализ результатов, полученных в ходе проведения эксперимента, позволяет отметить следующее: доказана эффективность применения средств народной педагогики, а также комплекса методов и форм поликультурной подготовки; обоснованы педагогические условия, обеспечивающие с высокой долей вероятности реализацию культурологического и компетентност-ного подхода к организации поликультурного образования в педагогическом колледже; достигнута цель и подтверждена правомерность гипотезы исследования; отслежен процесс формирования поликультурной компетентности в контрольной и экспериментальной группе; разработаны методические рекомендации по формированию поликультурной компетентности у студентов педагогического колледжа на традициях народной педагогики.

Опытно-экспериментальная работа привела к положительной динамике всех компонентов в экспериментальной группе. Качественно-количественная обработка результатов диагностического инструментария (анкет и тестов) показала, что к завершению эксперимента первичный усреднённый показатель сформированности четырёх компонентов поликультурной компетентности, отражающих уровень развития поликультурной компетентности, в экспериментальной группе существенно изменился: студенты ЭГ стали более активны, у них ярко выразилась мотивационная направленность, они демонстрировали стремление к изучению предметов материальной и духовной культуры народов мира, проявляли интерес к проблемам гуманизации и глобализации образования. Наш опыт привёл к мнению, что результативность формирования поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа достаточно высока при внедрении в образовательный процесс содержательно-функциональной модели и дополнительных условий, нацеленных на углубление знаний студентов по народной и поликультурной педагогике. Этот механизм обеспечивает расширение квалификационных возможностей выпускников педагогических колледжей, увеличение их конкурентоспособности и мобильности, повышение эффективности профессионально-педагогического образования. Выводы и результаты, полученные в ходе исследования, могут быть применены при подготовке к поликультурной деятельности будущих учителей, обучающихся по разным специальностям.

Дальнейшим изысканиям должны подлежать вопросы, открывающие мало изученные направления для научного поиска. В качестве перспективных идей можно рассматривать такие, как развитие этносоциальной установки студентов на педагогической практике и самосовершенствование личности студентов в процессе поликультурной деятельности.

Похожие диссертации на Формирование поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики