Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Зеленкова Елена Васильевна

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
<
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зеленкова Елена Васильевна. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Зеленкова Елена Васильевна;[Место защиты: Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО].- Казань, 2014.- 214 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основания формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции 19

1.1. Формирование педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции как психолого-педагогическая проблема 1 9

1.2. Исторические предпосылки формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции .

1.3. Модель формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции 64

ВЫВОДЫ по I главе 80

ГЛАВА II. Педагогические условия формирования педагогической компетентности студентов на основе междисциплинарной интеграции 85

2.1. Междисциплинарная интеграция гуманитарной, педагогичес-кой и специальной подготовки студентов музыкального вуза 85

2.2. Разработка и реализация поэтапного алгоритма формирования педагогической компетентности студентов на основе междисциплинарной интеграции 96

2.3. Методическое обеспечение специальной подготовки студентов музыкального вуза к педагогической деятельности 125

2.4. Экспериментальная проверка эффективности педагогических условий формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза . 142

Выводы по II главе 158

Заключение . 163

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Тенденции развития российского высшего образования связаны с интеграционными процессами в современной социокультурной действительности, обусловливающими реализацию концептуальных идей компетентностного подхода. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается принципиальная необходимость создания благоприятных условий для интеграции отечественной системы образования с системами образования других стран. Модернизация высшего образования предполагает решение задач инновационного развития, что требует обновления содержания обучения в соответствии с компетентностной парадигмой.

В настоящее время актуальность изучения формирования педагогической компетентности обусловлена вхождением отечественной системы высшего образования в европейское образовательное пространство. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения требования к освоению результатов образовательного процесса представлены как разработанная система общекультурных и профессиональных компетенций. В раздел профессиональных компетенций в области музыкального образования включены компетенции в сфере педагогической деятельности. Следовательно, необходимо проанализировать и раскрыть современные тенденции, связанные с педагогической направленностью творческого обучения музыкантов, реализующей компетентностно-ориентированное содержание программ высшего музыкального образования на основе междисциплинарной интеграции.

Интеграционные процессы охватывают в настоящее время все сферы человеческой деятельности. Взаимопроникновение различных областей знаний обогащает все виды деятельности, а также способствует появлению новых смежных форм как научного, так и художественно-образного познания мира. Целью интеграционных процессов является всестороннее раскрытие творческой личности, обладающей полнотой и целостностью восприятия всей картины окружающей действительности. В связи с этим в образовательном процессе музыкального вуза важной методологической основой становятся идеи междисциплинарной интеграции. Педагогическая компетентность студента музыкального вуза предполагает способность и готовность комплексно и согласованно применять сформированные общекультурные и педагогические компетенции в практической деятельности в сфере музыкальной педагогики. Этому способствует компетентностный подход, обусловливающий необходимость использования возможностей междисциплинарной интеграции как средства реализации компетентностно-ориентированных целей обучения в высшем музыкальном образовании.

Формирование педагогической компетентности музыканта имеет свои особенности, которые определяются художественно-творческой спецификой обучения и проявляются на всех этапах личностно-профессионального развития. На раскрытие творческого потенциала обучающегося направлена личностно ориентированная модель системы непрерывного музыкального образования. Центральным звеном этой системы, обусловливающим формирование педагогической компетентности музыканта, является высшее музыкальное образование. Наиболее важным в настоящее время, с нашей точки зрения, является рассмотрение личностно-профессионального становления музыканта-педагога как субъекта образовательной и профессиональной деятельности, а также как субъекта культуры, обладающего высоким уровнем педагогической компетентности.

Обращение к проблеме формирования педагогической компетентности студентов связано с необходимостью создания предпосылок к достижению высокого уровня педагогической направленности процесса подготовки музыканта в вузе и недостаточной разработанностью данной проблемы в современных условиях. Наиболее актуальным становится изучение закономерностей и специфики формирования педагогической компетентности студентов-музыкантов на основе междисциплинарной интеграции в процессе обучения в консерватории, поскольку данная проблема недостаточно разработана и требует дальнейшего рассмотрения.

Анализ научной литературы показывает, что теоретические основы компетентностного подхода в настоящее время разрабатываются К.А. Абульхановой, Л.П. Алексеевой, В.И. Байденко, В.А. Болотовым, А.А. Вербицким, Р.Х. Гильмеевой, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, Г.И. Ибрагимовым, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Г.В. Мухаметзяновой, Ф.Ш. Мухаметзяновой, З.Г. Нигматовым, Ю.Г. Татур, П.П. Тереховым, Т.М. Трегубовой, А.В. Хуторским. Основные концептуальные идеи, связанные с решением проблем формирования профессиональной компетентности специалистов, раскрываются в трудах В.А. Боговаровой, Ю.В. Варданян, Г.И. Ибрагимова, В.Ш. Масленниковой, Г.У. Матушанского, И.А. Медведевой, Г.В. Мухаметзяновой, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, Н.А. Читалина, Н.М. Швецова. Теоретико-методологические основы развития профессионально-педагогической компетентности учителя раскрываются в трудах Р.Х. Гильмеевой, Г.И. Кириловой, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Ф.Г. Мухаметзяновой, В.Д. Шадрикова. Различные аспекты формирования педагогической компетентности специалистов социокультурной сферы, а также будущих учителей музыки раскрыты в ряде работ, а также в диссертационных исследованиях А.А. Базиковой, Е.В. Гребенюк, И.Р. Левиной, Е.Р. Сизовой, П.П. Терехова и др. Большое значение компетентностному подходу придается зарубежными исследователями. Необходимо указать на работы Б.Оскарсона, Дж. Равена, К.Скала, Р. Уайта, Н. Хомского, Т. Хоффманна, В. Хутмахера и др. Проблема междисциплинарной интеграции представлена в трудах О.Ю. Афанасьевой, А.П. Беляевой, В.И. Вершинина, Е.Г. Вишняковой, И.Д. Зверева, В.С. Леднева, М.С. Пака, В.А. Шершневой, О.В. Юсуповой и др.

В сфере музыкального образования выявляется необходимость изучения особенностей реализации компетентностного подхода на основе междисциплинарной интеграции, обусловленных спецификой творческого обучения студентов музыкального вуза.

Ведущей идеей исследования является раскрытие особенностей формирования педагогической компетентности как интегративной целостности личностных и профессиональных качеств студентов музыкального вуза. Нами выявляется специфика междисциплинарной интеграции индивидуально-творческого обучения студентов музыкального вуза, направленного на формирование педагогической компетентности музыканта.

Анализ психолого-педагогической теории и музыкально-педагогической практики, связанной с профессиональным становлением личности музыканта и качеством педагогической подготовки студентов музыкального вуза, выявляет противоречие:

- между необходимостью формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции в процессе реализации ФГОС ВПО и недостаточным уровнем подготовленности выпускников музыкального вуза к самостоятельному и компетентному решению нестандартных педагогических проблем в профессиональной деятельности.

Указанное противоречие определяет проблему исследования: каковы педагогические условия формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции?

Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность, а также потребности музыкально-педагогической практики определяют тему исследования: «Формирование педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции».

Объект исследования: формирование профессиональной компетентности студентов музыкального вуза.

Предмет исследования: педагогические условия формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции.

Цель исследования: разработать и обосновать педагогические условия формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции.

Гипотеза исследования: Формирование педагогической компетентности студентов музыкального вуза будет эффективным, если:

– выявлены особенности междисциплинарной интеграции гуманитарной, педагогической и специальной подготовки студентов музыкального вуза, нацеленной на формирование педагогической компетентности;

– осуществлена разработка и реализация поэтапного алгоритма формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции;

– разработано и внедрено в учебный процесс методическое обеспечение специальной подготовки студентов музыкального вуза к педагогической деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования:

1. Определить сущность, содержание и структуру педагогической компетентности студентов музыкального вуза, формируемую посредством междисциплинарной интеграции.

2. Разработать комплексную модель формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции.

3. Выявить и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции.

Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили:

– концептуальные идеи гуманизации и гуманитаризации образования (Л.А. Волович, Р.Х.Гильмеева, В.Ш. Масленникова, Г.В. Мухаметзянова, З.Г. Нигматов, В.А. Сластенин);

– компетентностный подход (В.И. Байденко, Н.М. Борытко, Ю.В. Варданян, А.А. Вербицкий, Р.Х. Гильмеева, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.И. Ибрагимов, Ю.Г. Татур, П.П. Терехов, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков);

– методологические основы профессиональной педагогики (С.Я. Батышев, В.А. Боговарова, Б.С. Гершунский, Р.Х. Гильмеева, В.И. Загвязинский, Г.И. Ибрагимов, И.А. Медведева, Г.В. Мухаметзянова, Ф.Ш. Мухаметзянова, А.М. Новиков, В.А. Сластенин, Т.М. Трегубова, Н.А. Читалин, Н.М. Швецов);

– идеи и концепции междисциплинарной интеграции (О.Ю. Афанасьева, А.П. Беляева, В.И. Вершинин, Е.Г. Вишнякова, И.Д. Зверев, В.С. Леднев, М.С. Пак, В.А. Шершнева, О.В. Юсупова и др.);

– идеи культурологической теории профессиональной подготовки (Е.В. Бондаревская, Р.Х.Гильмеева, И.В. Исаев, В.В.Краевский, Л.Ю. Мухаметзянова);

– идеи теории и методологии педагогического творчества и развития творческого потенциала личности (О.С. Булатова, В.А. Кан-Калик, Н.Ю. Посталюк и др.);

– современные концепции музыкально-профессионального образования (Э.Б. Абдуллин, В.Р. Дулат-Алеев, Д.К. Кирнарская, А.Л. Маклыгин, А.В. Малинковская, В.Г. Ражников, В.И. Петрушин, Г.М. Цыпин и др.).

Основные методы исследования:

теоретические:

– анализ философской, психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы;

– методы моделирования: разработка прогностической модели, моделирование профессиональных ситуаций, модели профильного обучения музыкантов разных специальностей;

– бенчмаркинг – изучение и обобщение передового педагогического опыта;

эмпирические:

– педагогическая диагностика: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование;

– изучение результатов творческой деятельности;

– констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились Казанская государственная консерватория (академия) им. Н.Г. Жиганова, Казанский музыкальный колледж им. И.В Аухадеева, Средняя специальная музыкальная школа (колледж) при Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г. Жиганова.

Этапы исследования: Первый этап - 2004-2006 гг. Изучение научной литературы в области философии, общей педагогики, музыкальной педагогики, музыкально-педагогической психологии художественного творчества, научной литературы по проблеме формирования педагогической компетентности музыканта, анализ и разработка категориального аппарата, поисковая работа, связанная с апробацией ряда элементов экспериментальной части исследования.

Второй этап – 2006-2011 гг. Разработка комплексной модели формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза. Анализ и систематизация содержательного компонента учебного материала. Выявление педагогических условий формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции. Проведение опытно-поискового предварительного эксперимента по выявлению уровня педагогической направленности студентов музыкального вуза. Проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

Третий этап - 2011-2013 гг. Анализ, обработка и систематизация экспериментальных данных. Обобщение результатов исследования. Разработка и внедрение в учебно-педагогическую практику спецкурса для музыкантов разного профиля в условиях реализации ФГОС ВПО третьего поколения. Оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

– определены сущность, содержание и структура педагогической компетентности студентов музыкального вуза;

– разработана и внедрена комплексная модель формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции, отражающая интегративный потенциал педагогического воздействия;

– выявлен педагогический потенциал творческих проектов, предполагающих выбор студентами музыкального вуза индивидуальной образовательной траектории и способствующих формированию педагогической компетентности музыканта; разработаны способы реализации компетентностно-ориентированного обучения студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции;

– выявлены, экспериментально проверены и реализованы педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции, отражающие единство цели и результата, логику и внутреннюю динамику этого процесса.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

– определена специфическая и уровневая характеристика педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции, углубляющая теоретические представления о творческой сущности развития личности музыканта и позволяющая применять современные достижения педагогической науки в сфере музыкальной педагогики;

– расширены и систематизированы исследовательские подходы к проблеме формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции, выявлены особенности компетентностного подхода в индивидуально-творческом развитии музыканта;

– основные положения данного исследования вносят определенный вклад в современную теорию музыкальной педагогики и образования, способствуют расширению проблемного поля музыкально-педагогической науки;

– теоретически обоснованы педагогические условия, способствующие формированию педагогической компетентности студентов музыкального вуза: междисциплинарная интеграция гуманитарной, педагогической и специальной подготовки студентов музыкального вуза; разработка и реализация поэтапного алгоритма формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции; методическое обеспечение специальной подготовки студентов музыкального вуза к педагогической деятельности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

– разработанные теоретические и практические аспекты формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции внедрены в образовательный процесс ФГБОУ ВПО «Казанская государственная консерватория (академия) им. Н.Г. Жиганова»;

– разработано методическое обеспечение образовательного процесса, с учетом особенностей формирования педагогической компетентности как интегративной целостности личностных и профессиональных качеств студентов музыкального вуза, обусловливающих специфику междисциплинарной интеграции в индивидуально-творческом обучении студентов музыкального вуза;

– в рамках исследования разработан и апробирован авторский спецкурс «Специфика формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза», который используется преподавателями высшего музыкального образования Республики Татарстан.

Результаты исследования позволяют также:

– реализовывать разработанные автором на основе компетентностного подхода: научно-методические рекомендации, раскрывающие проблему формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза, а также учебно-методические комплексы и рабочие программы;

– внедрять в педагогическую практику компетентностно-ориентированные формы и методы обучения, направленные на формирование педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции;

– материалы исследования, а также изданные авторские учебно-методические пособия, получившие Гриф УМО РФ, могут быть использованы при составлении учебных программ, учебно-методических комплексов, методических разработок, направленных на повышение уровня педагогической компетентности музыканта.

Положения, выносимые на защиту:

установлено, что педагогическая компетентность музыканта – это интегральная, многоуровневая и сложноструктурная характеристика личностных и музыкально-профессиональных качеств, представляющая результат образовательного процесса в музыкальном вузе, выражающая совокупность психолого-педагогических, общекультурных и музыкально-теоретических компетенций, а также опыта педагогической деятельности в сфере музыкального образования.

обоснована эффективность комплексной модели формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза, базирующейся на основе междисциплинарной интеграции;

– доказано, что доминирующими педагогическими условиями формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза являются следующие:

1) междисциплинарная интеграция гуманитарной, педагогической и специальной подготовки студентов музыкального вуза;

2) разработка и реализация поэтапного алгоритма формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции;

3) методическое обеспечение специальной подготовки студентов музыкального вуза к педагогической деятельности.

Достоверность результатов исследования обеспечены опорой на исходные методологические позиции, реализующие компетентностный, личностно ориентированный, культурологический, акмеологический подходы к решению поставленной проблемы, адекватного использования взаимодополняющих методов исследования, репрезентативностью выборки контингента опытно-экспериментальной работы.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялось на кафедре фортепиано, кафедре теории и истории исполнительского искусства Казанской государственной консерватории (академии) имени Н.Г. Жиганова, а также в Казанском музыкальном колледже им. И.В. Аухадеева, в Средней специальной музыкальной школе (колледже) при Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г. Жиганова.

Представленные в работе результаты исследования нашли свое отражение в разработанных автором учебно-методических пособиях, получивших ГРИФ УМО РФ и рекомендованных к использованию в процессе профессиональной подготовки, а также в Учебно-методических комплексах и рабочих программах для музыкантов разных специальностей.

Основные положения и результаты исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на Международных, Всероссийских, Региональных научно-практических конференциях, в том числе: Международная научная конференция «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (Москва, 2007), Всероссийская научно-практическая конференция «Особенности применения современного теоретического знания в преподавании гуманитарных дисциплин в музыкальном учебном заведении» (Москва, 2008), XI Международная научно-практическая конференция «Компетентностный подход к профессионально-культурному становлению специалиста» (Казань, 2008), Международная научно-практическая конференция «Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен» (Санкт-Петербург, 2008), IV Международная научно-практическая конференция «Модернизация высшего музыкального образования и реализация принципов Болонского процесса в России, странах СНГ и Европы» (Санкт-Петербург, 2010), Международная научно-практическая конференция «Методологические и методические проблемы современного общего музыкального образования» (Санкт-Петербург, 2012), Всероссийская научно-практическая конференция «Компетентностный подход в профессиональном образовании в сфере культуры и искусства» (Чебоксары, 2013).

Результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях лаборатории гуманитарной подготовки в системе профессионального образования Федерального государственного научного учреждения «Институт педагогики и психологии профессионального образования» Российской академии образования, внедрены в процесс подготовки студентов Казанской государственной консерватории (академии) имени Н.Г. Жиганова.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (233 источника) и 9 приложений. Текст диссертации включает 9 таблиц и 12 рисунков.

Исторические предпосылки формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции .

Оригинальное рассмотрение проблемы интерпретации текста предлагается в рамках такого философского направления, как герменевтика. Прочтение текста как литературного изложения авторской позиции всегда предполагает, по мнению представителей данного философского направления, определенную интерпретаторскую позицию того, кто этот текст прочитывает и пытается истолковать. Понимание смысла связано с определенным настроем интерпретирующего текст, что зависит от интеллектуального, культурного, духовного багажа интерпретатора. Это приводит к возникновению множественности интерпретаций текста, к переносу смыслового значения в другой культурно-исторический этап развития и дает возможность толкования смысла с несколько иных, по сравнению с авторскими, позиций своей эпохи.

Музыкальный текст также всегда требует определенной интерпретации, которая, с одной стороны, должна быть основана на объективных составляющих нотного текста и сохранять стилистические особенности авторского текста, с другой стороны, привносить индивидуальное творческое начало музыканта-интерпретатора. В этом смысле идеи, разрабатываемые таким философом как Г. Гадамер о множественности интерпретаций, о диалогичности отношений между интерпретатором и текстом, дают пищу для размышлений и побуждают к поиску новых возможностей в раскрытии тайн проникновения в авторский текст музыкального произведения.

Отражение трагизма существования в условиях отчуждения человека от общества составило суть философских изысканий экзистенциалистов. Для представителей экзистенциализма, таких как М. Хайдеггер, К. Ясперс, а также выдающихся философов-писателей А. Камю, Ж.П. Сартр, в центре внимания была проблема сущности бытия, трагической глубины переживаний человека. Эмоциональное восприятие, взаимосвязанное с философскими размышлениями о смысле бытия, сближает крупнейших мыслителей, философов ХХ века и выдающихся представителей культуры и искусства.

Выдающиеся музыканты, композиторы, творчество которых составляет фундаментальную основу для формирования музыкального сознания обуча ющегося, являются величайшими художниками-мыслителями своего време ни. Достаточно назвать имена И.С. Баха, Л. ван Бетховена, И. Брамса, Ф. Листа, Ф. Шопена, Р. Шумана, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова, А.Г. Шнитке, Д.Д. Шоста ковича, Н.Г. Жиганова, Р. Р. Яхина и многих других крупнейших музыкантов разных эпох, чтобы ощутить глубину духовного взаимодействия создаваемой в каждый культурно-исторический период музыки с теми прогрессивными идеями, которые находили свое творческое художественное воплощение и в музыкальном искусстве. Для того, чтобы успешно осуществлять восхожде ние к вершинам профессионального мастерства, музыкант-педагог должен обладать совокупностью качеств и интеллектуальных способностей, инте гральной характеристикой которых является профессионально педагогическая компетентность.

Рассмотрение некоторых философских идей, а также психолого-педагогических концепций в контексте различных исторически обусловленных подходов к теории познания, дает основание для определения теоретико-прикладных предпосылок к исследованию проблемы формирования профессионально-педагогической компетентности студентов музыкального вуза, обусловленной развитием профессионального мышления, что является одной из главных целей подготовки музыканта к педагогической деятельности. Философское обоснование педагогики как особой области воздействия на развивающуюся, воспринимающую и познающую личность, является, на наш взгляд, необходимым условием становления личностно ориентированной модели современного образования.

Методологические принципы современной педагогики связаны с идеями творческого саморазвития, признающими самоценность человеческой личности в ее взаимосвязи с общественными потребностями и являющейся самоцелью общественного развития. В настоящее время, как уже отмечалось выше, особо выделяется компетентностный подход. В ряде работ (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя) подчеркивается основополагающая роль компетентностного подхода при разработке проблем модернизации профессионального образования. В то же время поднимается вопрос о месте компетентностного подхода в системе современных подходов в образовании [79, с. 20] как одного из взаимодействующих и взаимодополняющих подходов.

По мнению ученых (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, Р.Х. Гильмеева, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.И. Ибрагимов, Г.В. Мухаметзянова, З.Г. Нигматов, А.В. Хуторской и др.) компетентностный подход относится к цели и соответствующему результату образовательного процесса, что в целом определяет задачи проектирования содержание образования. В связи с этим компетенции/компетентности рассматриваются в качестве интегрированного результата образовательного процесса. И.А. Зимняя считает компетенции потенциальными, внутренними психологическими новообразованиями, которые выражены в виде знаний, умений, ценностных отношений, а также определенной программы действий и в дальнейшем проявляются в качестве ком-петентностей, которые предстают как актуальное новообразование личности [77, с. 41].

Модель формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции

В сфере музыкальной педагогики в настоящее время также большое внимание также уделяется проблемам развития творческих способностей, формирования творческого мышления, что является основой формирования музыкально-педагогических способностей. Различные аспекты этой проблематики раскрываются в работах Е.В. Назайкинского, М.Г. Арановского, В.В. Медушевского, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина. Наиболее полно концепция педагогических способностей развивается Н.В. Кузьминой. Педагогическая система трактуется Н.В. Кузьминой как сложноорганизованная структура, включающая различные элементы, которые позволяют определить несколько больших групп педагогических способностей – это исследовательские, гностические способности, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские способности. Н.В. Кузьминой также выделяется два уровня педагогических способностей: перцептивно-рефлексивные и проективные [78, с. 151].

Следует подчеркнуть, что в любой области педагогического творчества необходимо учитывать эстетический подход, который в большой степени способствует развитию творческих возможностей, образного мышления, раскрытию индивидуальности и проявлению эмоционально-личностного отношения к постижению духовных ценностей. Можно назвать, в связи с вышеизложенным, следующее важнейшее качество, которое должно передаваться педагогом его ученику. Это – педагогический артистизм. Многие музыканты в воспоминаниях о своих выдающихся педагогах отмечают это замечательное свойство. Артистизм преподавателя может проявляться не только в его блестящих показах музыкального произведения, над которым протекает работа в классе, но также яркой, образной, насыщенной интересными ассоциациями, сравнениями речи, да и во всей артистичной манере поведения. Твор 62 ческая индивидуальность педагога выявляется в каждом жесте, интонации и молодые музыканты всегда отмечают и ценят индивидуальный стиль деятельности своего педагога. Ряд исследователей отмечает, что различные комбинации в сочетании специальных творческих, в частности музыкальных, способностей и педагогических способностей могут как содействовать педагогической деятельности, так и препятствовать ее успешному осуществлению. В научно-методических трудах музыкантов-педагогов глубоко и содержательно раскрываются разнообразные вопросы музыкальной педагогики. Рассматриваются проблемы, связанные с поиском путей педагогического воздействия на учащегося, совершенствованием форм и методов работы, использованием различных способов и средств развития музыкальных, творческих способностей, а также развития музыкального мышления учащегося.

Необходимо отметить, что в большинстве методических трудов, раскрывающих процесс обучения музыканта, рассматриваются различные методические задачи работы педагога, направленные на формирование высокопрофессионального музыканта-исполнителя, обладающего яркими артистическими качествами, способного к высокохудожественной деятельности на концертной эстраде. Внимание авторов научно-методических трудов в области музыкального воспитания и обучения нацелено на изучение роли педагога, раскрытие специфики работы музыканта-педагога в процессе совместного с учеником поиска художественно-оправданных исполнительских средств выразительности, необходимых для создания интерпретации музыкального произведения. Вопросы музыкальной педагогики рассматриваются в основном в методическом аспекте. Проблема формирования педагогической компетентности музыканта также раскрывается, прежде всего, в ракурсе разных методических направлений, связанных с обучением музыкантов разных специальностей, а также с обучением будущего учителя музыки.

Современные условия, в которых формируется и развивается музыкант-профессионал, предъявляют к высшему музыкальному образованию, как к сфере воспроизводства культуры, особые требования. Прежде всего – это целенаправленное развитие творческих способностей, формирование комплекса личностных качеств, которые позволяют реализовывать творческий потенциал во всех сферах деятельности. Аспекты деятельности музыканта, как отмечалось выше, включают и исполнительство, и организаторские функции, и, конечно, педагогику, в области которой находят приложение своих сил большинство музыкантов разного ранга. Многими выдающимися музыкантами-педагогами написаны замечательные труды, связанные с методическими проблемами, в которых раскрываются самые разные аспекты профессионального обучения.

Разработка и реализация поэтапного алгоритма формирования педагогической компетентности студентов на основе междисциплинарной интеграции

Высокий уровень методологической культуры, заложенный в разработанных отечественных методиках профессионального обучения музыканта, дает основания для дальнейшей разработки педагогических технологий в сфере музыкально-профессионального образования, нацеленных на эффективную организацию учебного процесса. В настоящее время приоритет отдается личностно ориентированным моделям обучения, связанным с педагогикой сотрудничества, диалогичностью обучения, взаимодействием преподавателя и студента. Поэтому применение педагогических технологий в сфере музыкального образования обусловлено художественно-творческой спецификой учебного процесса, обеспечивающей высокопрофессиональный результат, в соответствии с намеченными целями обучения компетентного музыканта-педагога. Педагогическая технология выступает в качестве проекта педагогического процесса, а также решает проблемы конструирования структуры профессиональной подготовки. Поскольку в ракурсе современной парадигмы образования, целью является личностное становление и формирование педагогической компетентности музыканта, а знания и умения выступают как средство становления личности, задачей педагогической технологии становится разработка и организация процесса обучения как творческого взаимодействия педагога и студента. Традиционно область применения педагогических технологий относится к обучению репродуктивного типа. С другой стороны, в настоящее время разрабатываются индивидуально-творческие технологии, основанные на продуктивном мышлении и методах проблемного обучения.

В нашем исследовании рассматриваются технологии творческого обучения, направленные на раскрытие творческого потенциала личности музыканта. Это личностно ориентированные технологии, существенными характеристиками которых, по мнению Е.В. Бондаревской, являются диалогичность, деятельностно-творческий характер, а также свободный и самостоятельный выбор содержания и способов обучения. Мы рассматриваем следующие тех 105 нологии личностно ориентированного образования: диалоговые технологии,

а также технологии интегрированного, проблемного, контекстного, концентрированного обучения, технологии модульно-компетентностного обучения. Эти педагогические технологии направлены на развитие профессионально значимых качеств личности, обусловливающих творческую самореализацию.

В сфере музыкального образования одним из наиболее перспективных направлений может быть разработка диалоговых технологий. Диалогичность является неотъемлемой частью педагогической деятельности музыканта. Диалоговые технологии музыкально-профессионального обучения связаны с созданием определенной коммуникативной среды, в которой происходит взаимодействие не только преподавателя и обучающегося, но и обучающегося с автором изучаемого музыкального сочинения. Разработка диалоговых технологий основана на идеях Л.С. Выготского, рассматривающего взаимоотношения с произведением искусства как внутренний диалог [48]. Дальнейшее развитие этих идей осуществляется М.М. Бахтиным, В.С. Библером. Диалоговые технологии способствуют формированию человека культуры на основе изучения культурного многообразия в ракурсе диалога культур. В рамках музыкально-профессионального образования эти идеи служат фундаментом для разработки учебных программ разных специальных курсов, включающих как изучение музыкальных произведений мировой и отечественной классики, так и национально-региональный компонент современного музыкального репертуара.

Диалоговые технологии побуждают к реализации потребности в творческом самосовершенcтвовании и способствуют формированию таких личностных качеств, как критическое мышление, рефлексивность, склонность к самоанализу осмыслению и обретению духовно-нравственных ценностей. В процессе диалога осуществляется поиск истинного смысла содержания изучаемого музыкального произведения, всестороннее познание музыки как феномена культуры, определяется духовно-ценностное отношение к сущности музыкального искусства, раскрывается творческий потенциал личности му 106 зыканта. Прочтение исполнителем авторского замысла, заключенного в нотном тексте произведения, вызывает потребность в духовном диалоге с сочинением, требующим осмысления его художественного содержания и музыкального языка. Это личностный уровень диалога. Преподавательская деятельность, основанная на технологии сотрудничества, включает также диало-гичность общения с учащимся, взаимодействие с которым является межличностным уровнем диалога. Основой рассматриваемых диалоговых технологий может служить диалог культур, осуществляющийся при анализе художественных явлений разных культурно-исторических эпох и стилей. Для создания учебных ситуаций, предполагающих диалогическую форму организации творческого общения, необходимо выявление проблемы, обсуждение ее в атмосфере заинтересованности, эмоциональной увлеченности. Умение поставить вопросы, направить творческую дискуссию в нужное русло, определить проблематику и совместно искать варианты решения – это задача взаимодействия музыканта-преподавателя и студента в процессе выявления художественного содержания музыкального произведения. Использование диалоговых технологий способствует формированию творческого мышления, активизирует самостоятельность в изучении авторского текста.

Диалог способствует проявлению заинтересованности процессом изучения музыки, восприятию учебного процесса как формы творческой деятельности. Обучающая и развивающая функции диалоговой технологии проявляются в виде особой ролевой установки на самостоятельное творческое взаимодействие с учебным материалом. В этом раскрывается также значение диалога как проявление содержания личностно ориентированных технологий обучения. Диалоговые технологии играют большую роль в осознании лич-ностно-значимой ценности содержания изучаемого учебного материала, в виде которого в процессе музыкально-профессионального обучения выступают прежде всего музыкальные произведения.

Методическое обеспечение специальной подготовки студентов музыкального вуза к педагогической деятельности

Для подтверждения выдвинутой гипотезы и решения задач исследования был проведен педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента была поставлена цель – выявить закономерности взаимосвязи и зависимости формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции от педагогических условий, влияющих на качество творческого обучения. Эксперимент проводился в естественных условиях процесса профессиональной и гуманитарной подготовки музыкантов разных специальностей. В формирующем эксперименте участвовали студенты Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г. Жиганова, обучающиеся на факультетах: теоретико-композиторском, хорового дирижирования, вокальном и народных инструментов. Исследование формирования педагогической компетентности музыканта нами осуществлялось в процессе подготовки музыкантов разных специальностей в курсах: «история культуры и искусства», «эстетика», «педагогика», «музыкальная психология», «музыкальное исполнительство и педагогика», «фортепиано».

Для изучения данной проблемы мы применили комплексную методику экспериментального исследования, которая включает анкетирование, тестирование, беседы, наблюдение, анализ результатов творческой деятельности в виде исполнительской работы студентов консерватории, а также анализ творческих теоретических проектов, выполненных выпускниками. В ходе проведения констатирующего эксперимента нами были разработаны три ан 143 кеты (Приложения № 1, 2, 3). В анкетировании принимали участие студенты разных курсов всех факультетов Казанской консерватории, а также выпускники Казанского музыкального училища (колледжа) имени И.В. Аухадеева и ССМШ (колледжа) при Казанской консерватории. Всего в анкетировании участвовало 610 человека, из них 512 студентов консерватории.

Также использовались тестовые методики. В тестировании принимали участие студенты всех курсов разных специальностей. Для изучения уровня сформированности педагогической компетентности студентов консерватории нами были использованы следующие методики, по которым проводилось те стирование студентов: Тест «Диагностика уровня профессиональной направ ленности студентов», составленный Т.Д. Дубовицкой (журнал «Психологи ческая наука и образование». – 2004. – № 2. – с. 82-85); Тест «Способности педагога к саморазвитию» из учебного пособия Е.И. Рогова «Настольная книга практического психолога в образовании» (с. 313-314); Тест «Само оценка социальной креативности личности» из учебного пособия В.И. Петрушина «Психология и педагогика художественного творчества» (с. 455-456); Тест Вильямса «Диагностика личностной креативности» (там же. с. 449-454); Тест «Определение уровня эмпатии», составленный Т.П. Гавриловой из учебного пособия О.С. Булатовой «Педагогический артистизм» (с. 230); Тест «Сформированность педагогической интуиции», составленный С.А. Гильмановым (там же. с. 229); Методика «Педагогические ситуации», определяющая степень развитости педагогических способностей (из учебного пособия Р.С. Немова «Психология», кн. 3. – с. 445-452).

Для обоснования необходимости и влияния на уровень формирования общекультурных и профессиональных педагогических компетенций музыканта представленных педагогических условий, а также проверки их эффективности нами был проведен эксперимент. В эксперименте принимали участие студенты разных курсов Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г.Жиганова, студенты четвертого курса Казанского музыкального училища (колледжа) им. И.В.Аухадеева, учащиеся выпускного класса Средней специальной музыкальной школы (колледжа) при Казанской консерватории. Всего в эксперименте принимали участие 512 студентов всех факультетов Казанской консерватории, 75 студентов Казанского музыкального колледжа им. И.В. Аухадеева и 23 учащихся ССМШ (колледжа) при Казанской консерватории. Эксперимент включал ряд этапов и состоял из констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента. Методика проведения эксперимента включает методы педагогической диагностики, такие как наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, использование различных методов и технологий формирования общекультурных и профессиональных педагогических компетенций, а также изучение продуктов творческой деятельности в виде подготовки и исполнения концертной программы. В проведении констатирующего эксперимента принимали участие студенты с первого по пятый курсы Казанской консерватории, что позволило проследить динамику формирования общекультурных и профессиональных педагогических компетенций в процессе творческой подготовки на разных ее этапах. Также констатирующий эксперимент проводился среди выпускников ССУЗов, что дало возможность сопоставить уровень сформированности педагогической компетентности выпускников музыкального колледжа, получающих квалификацию «Преподаватель», выпускников специального музыкального колледжа при консерватории и студентов разных специальностей Казанской консерватории. Мнение выпускников музыкального колледжа нам представляется важным в связи с тем, что всем выпускникам присваивается квалификация «Преподаватель ДМШ». Поэтому, несмотря на то, что большинство выпускников ССУЗов музыкального профиля поступают в музыкальные ВУЗы, многие из них параллельно с обучением начинают педагогическую деятельность в ДМШ в качестве педагогов.

Похожие диссертации на ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ