Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НРАВСТВЕННОЙ ГОТОВНОСТИ К СЕМЕЙНО-БРАЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ 14
1.1. Социально-экономические, политические и культурные факторы становления и развития в 60-80-е годы теоретических основ нравственной подготовки учащейся молодежи к созданию семьи 14
1.2. Учение П.П. Блонского и А.С. Макаренко о нравственной подготовке юношей и девушек к семейной жизни как основополагающий источник развития теории духовно-нравственной подготовки юношества к любви и браку в 60-80-е годы 25
ГЛАВА П. РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ СИСТЕМЫ НРАВСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СОЗДАНИЮ СЕМЬИ 54
2.1. Идеи В.А. Сухомлинского о духовно-нравственной подготовке учащихся к семейной жизни 54
2.2. Гуманно-личностная педагогика Ш.А. Амонашвили о формировании нравственных качеств семьянина 73
2.3. Проблема полового воспитания и нравственной подготовки учащихся к семейной жизни в трудах А.Г. Хрипковой 96
2.4. Вклад педагогов-практиков в совершенствование нравственной подготовки старших школьников к семейно-брачным отношениям 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 157
Введение к работе
Актуальность исследования. Целенаправленная систематическая подготовка подрастающего поколения к жизни, трудовой и общественной деятельности неотделима от подготовки его к семейно-брачным отношениям. Дорога в большую жизнь берет свое начало в семье и снова ведет в семью. Школа как ведущее звено в системе формирования всесторонне развитой личности должна нести ответственность за подготовку своих питомцев к самостоятельной семейной жизни, к выполнению супружеских и родительских обязанностей. Актуальность формирования личности семьянина обусловлена также необходимостью упрочения семьи как важнейшей ячейки демократического общества, гуманизацией семейно-брачных отношений, повышением ответственности родителей за воспитание детей.
В современном российском обществе разрушаются общечеловеческие гуманные духовно-нравственные основы семьи и брака. Кризис семейно-брачных отношений является следствием коренных изменений, которые произошли в жизни народа России после распада СССР.
Начальник Управления статистики населения Федеральной службы государственной статистики (Росстат) И.Забарская в беседе с корреспондентом газеты «Труд» приводит данные о том, что Россия в период между двумя переписями (1989-2002 гг.) перешла на малодетную модель семьи. Разрушается институт брака (реже женятся, чаще разводятся). Растет число «гражданских» браков. Каждый третий ребенок рождается вне зарегистрированного брака. Увеличилось число людей, которые не стремятся обзавестись семьями. Сегодня примерно 13,6 миллионов мужчин никогда не состояли в браке. Плюс четыре миллиона разведенных и почти два миллиона вдовцов. Около 11 миллионов женщин никогда не были замужем, семь миллионов - разведенных и свыше 11 миллионов вдов (См.: Забарская И. [Интервью] // Труд, 2005, 16 июня).
Кризис современной семьи признается видными учеными страны - ис следователями ГосНИИ семьи и воспитания РАО С.В.Дармодехиным, О.И. Волжиной и др.
23 января 2005 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на Международных Рождественских чтениях «Школа, семья, церковь - соработни-чество во имя жизни» говорил об опасностях, которые грозят нашему обществу из-за невнимания к проблемам семьи. «Традиционные основы русской жизни до сих пор многими не востребованы, - сказал Патриарх. - Особенно пострадала семья, лишенная высшего - религиозного - идеала. Последствия деморализации семейных отношений оказались столь тяжкими, что сегодня мы поставлены перед выбором: быть или не быть Отечеству. Для того чтобы Россия и другие славянские страны СНГ вышли из демографического кризиса, необходимы не только усилия государства, но и опора на нравственный потенциал Церкви (Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XIII Международных Рождественских Образовательных чтений 23 января 2005 г. // Педагогика, 2005, №1. - С. 3).
Патриарх Алексий II подчеркнул, что формирование идеала крепкой и благополучной семьи должно быть важнейшей задачей средств массовой информации, многие из которых, к сожалению, сеют в душах людей семена вседозволенности, распущенности, эгоизма, стремления к наживе любой ценой. Он напомнил об ответственности всех, кто причастен к воспитанию. Основой решения проблемы нравственной готовности молодых людей к се-мейно-брачным отношениям он считает духовно-нравственное воспитание совместными усилиями семьи, школы, Церкви и государства.
Президент РАО Н.Д.Никандров убежден, что современное общество для сохранения института семьи и воспитания физически и нравственно здорового поколения нуждается в помощи Церкви: «Церковь не призывает своих чад к умерщвлению плоти, ее учение гуманистично и соответствует разумным интересам людей... Учение церкви, есть по сути своей учение о воспитании нового человека, - учение о цели, которая совсем недавно критиковалась» (Никандров Н.Д. Православные традиции, семья и школа в совре менной России // Педагогика, №1, 2005. - С. 8). Он справедливо утверждает, что только все вместе - школа, семья, Церковь, общественность, государство путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить нравственные основы семей-но-брачных отношений.
Подготовка юных граждан России к семейно-брачным отношениям настоятельно требует всестороннего научного осмысления теории и практики отечественного воспитания, в том числе подготовки старшеклассников к созданию семьи в советской школе 60-80-х годов, когда были достигнуты значительные успехи в решении рассматриваемой проблемы. Именно в эти годы отечественные педагоги определили примерное содержание и основные направления формирования растущего человека как семьянина и гражданина, активно участвующего в труде, общественной и культурной жизни. Процесс нравственной подготовки к семейной жизни они рассматривали как составную часть формирования всесторонне развитой, гармоничной личности.
Весомый вклад в разработку теоретических основ данной проблемы в эти годы внесли В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили, А.Г.Хрипкова, И.В.Гребенников, А.Г.Ахвердов, Е.Д.Марьясис, Э.М.Черепова и др. Опыт нравственной подготовки учащихся к созданию семьи в 60-80-е годы обобщался в исследованиях В.И.Барского, ЛЛ.Верб, С.И.Голод, Е.Ф.Ильяной, О.Р.Кунц, В.В.Макаева, А.Т.Суворовой, Е.И.Томской, Л.Н.Тимошенко, С.В.Шаповаловой и др.
Отдельные аспекты рассматриваемой проблемы в условиях национальных республик в 90-е годы XX века освещались И.А.Арабовым, Р.И.Байчоровой, Н.С.Верещагиной, О.Р.Кунц, Ф.Т.Кущетеровой, К.Б.Семеновым, Е.Е.Хатаевым, И.А.Шоровым и др. Вопросы взаимосвязи полового и нравственного воспитания, формирования нравственной культуры межполовых отношений старших школьников, вопросы теории и практики нравственной подготовки к семейной жизни и полового воспитания учащихся на современном этисследовались в диссертационных работах Н.А.Максименко, Б.М. Борлаковой, Е.И.Зритневой.
Как показало изучение литератуапе ры и диссертаций, до настоящего времени еще нет обобщающих работ, в которых исследуется развитие проблемы в историко-педагогическом аспекте. Не выявлен вклад ученых и педагогов-практиков 60-80-х годов в решение названной проблемы. Не используются в воспитательной работе школы и семьи достижения педагогики этих годов (в плане названной проблемы). Современная педагогика и школа испытывают потребность в научно обоснованных положениях, рекомендациях, способствующих выработке у учащихся умения вести себя в обществе и семье, овладевать ролями мужчины и женщины, нравственно относиться к любви, семье и браку - в итоге реализовывать себя как семьянина и гражданина. Важно определить реально достижимые задачи, средства и методы нравственной подготовки молодежи к семейной жизни, выявить специфику процесса этой подготовки в соответствии с возрастом и полом учащихся.
Противоречия социального, педагогического характера, отсутствие современных исследований в решении задач подготовки учащихся к семейной жизни свидетельствуют об актуальности исследования рассматриваемой проблемы. Таким образом, теоретическая и практическая значимость названной проблемы, отсутствие исследований, связанных с ее решением, возможность и целесообразность использования соответствующего позитивного исторического опыта отечественной науки и школы в современных условиях определили тему нашей диссертационной работы: «Теория нравственной подготовки старших школьников к созданию семьи в отечественной педагогике 60-80-х годов XX века».
Проблема исследования состоит в выявлении и характеристике вклада видных отечественных педагогов 60-80-х годов в разработку теоретических основ нравственной подготовки учащихся к семейной жизни.
Цель исследования: на основе изучения, систематизации и научного анализа трудов отечественных педагогов 60-80-х годов выявить их вклад в развитие теории и практики нравственной подготовки старших школьников к семейно-брачным отношениям и показать прогностическое значение этих взглядов.
Объект исследования - теория и практика нравственной подготовки старших школьников к семейно-брачным отношениям в 60-80-е годы.
Предмет исследования - процесс формирования взглядов, идей, концепций подготовки к семейной жизни старших школьников в трудах видных педагогов России 60-80-х годов.
В соответствии с целью исследования определены его следующие задачи:
Охарактеризовать социально-педагогические факторы, обусловившие разработку в 60-80-е годы теоретических основ нравственной подготовки учащейся молодежи к созданию семьи и выявить вклад П.П.Блонского и А.С.Макаренко в разработку основополагающих идей этой теории.
Осветить разработанные В.А.Сухомлинским и Ш.А.Амонашвили основные положения теории нравственной подготовки старшеклассников к семейной жизни.
Выявить и проанализировать опыт развития теории нравственной подготовки старших школьников к семейной жизни, раскрытый в трудах педагогов-практиков 60-80-х годов, в том числе региональный опыт.
Показать с позиций историзма актуальность и возможность использования в современной науке и воспитательной практике теоретических положений нравственной подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям.
Методологической основой исследования явились следующие положения:
обусловленность возникновения и развития педагогических взглядов, концепций, теорий социально-экономическими, политическими, культурными и религиозными факторами;
допустимость плюрализма философских, гносеологических подходов и оценок к изучаемым педагогическим явлениям, концепциям, теориям;
признание человека наивысшей ценностью в обществе;
семья - естественная и общественная форма жизнедеятельности человека;
регулирование семейно-брачных отношений принципами общечеловеческой морали;
действенный характер воспитания;
деятельностный подход к формированию у старшеклассников нравственной готовности к семейно-брачным отношениям;
целостность и системность изучения историко-педагогических реалий.
Теоретической основой исследования явились идеи, концепции, взгляды, раскрывающие:
- сущность педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, Н.В.Барышников, Е.П.Белозерцев, А.В.Беляев, В.П.Борисенков, Г.Н.Волков, В.М.Коротов, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин, В.К. Шаповалов, Е.Н.Шиянов, Г.И.Щукина, Н.Е.Щуркова);
- проблемы теории воспитания (А.Ф.Ахматов, А.В.Беляев, Б.М.Бим- Бад, О.С.Богданова, Б.С.Гершунский, В.А.Караковский, Т.И.Конникова, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, Г.Н.Филонов, А.А.Фролов, Е.Н.Шиянов, Е.А.Ямбург);
концепции семейной педагогики (Н.М.Амосов, М.В.Антропова, И.А.Арабов, Э.К.Васильева, С.В.Дармодехин, И.С.Кон, В.И.Переведенцев, А.С.Фрадкова, А.Г.Харчев);
историко-педагогический процесс (М.В.Богуславский, В.П.Борисенков, В.В.Веселов, Б.Л.Вульфсон, В.И.Додонов, А.И.Джуринский С.Ф.Егоров, В.В.Кумарин, П.А.Лебедев, В.В.Макаев, З.А.Малькова, Л.В.Образцова, М.Г.Плохова, В.Г.Пряникова, А.И.Пискунов, З.И.Равкин, А.А.Фрадкин);
психологические основы воспитания и обучения (Б.Г.Ананьев, В.В. Белоус, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.Б.Котова, А.Н.Леонтьев, Л.В.Лидак, А.В.Петровский, К.К.Платонов, П.М.Якобсон).
Методы исследования: теоретический анализ источников, сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение, систематизация полученных результатов.
Источники исследования: государственные документы по вопросам семьи, брака, образования и воспитания, труды педагогов, материалы периодической педагогической печати, учебники и учебные пособия для вузов и школ, словарно-справочная литература.
Этапы исследования. Первый этап (2001-2002) включал сбор, анализ и систематизацию материала на основе определенного аспирантом теоретико-методологического подхода. На втором этапе (2002-2004) осмысливался и обобщался приведенный в систему материал, выявлялись существенные связи педагогических фактов и явлений, делались теоретические выводы и обобщения, подготавливались и публиковались материалы. На третьем этапе (2004-2005) завершалось оформление диссертации, проводились апробация и внедрение в практику полученных результатов.
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что систематизировано и охарактеризовано наследие отечественных педагогов 60-80-х годов в области теории воспитания у старших школьников нравственной готовности к семейно-брачным отношениям. Изучение наиболее распространенных взглядов, концепций, теорий нравственной подготовки старшеклассников к семейной жизни позволило раскрыть цель, задачи, содержание, особенности процесса формирования нравственных черт будущего семьянина и гражданина в учебной и внеклассной работе школы, в условиях родительского дома.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что в нем систематизированы и освещены с новейших методологических позиций взгляды, концепции и теории нравственной подготовки учащихся к семейной жизни в отечественной педагогике 60-80-х годов. Это позволяет определять новые теоретические подходы к решению рассматриваемой проблемы в современных условиях демократизации и гуманизации обра зования и воспитания и преодоления кризисных явлений семьи, семейно-брачных отношений, а также более глубоко и полно осмысливать сущность и закономерности педагогического процесса и находить новые ориентиры его совершенствования.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования их в современной семье и школьной практике в целях совершенствования содержания, средств и технологии нравственной подготовки учащейся молодежи к семейно-брачным отношениям. Выводы и основные результаты исследования могут быть включены в курсы теории и истории педагогики.
Достоверность проведенного исследования подтверждается научной методологией, соответствием методов предмету, задачам и логике исследования, апробацией полученных результатов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Систематизация и обобщение основных социально-педагогических факторов, обусловивших развитие теории нравственной подготовки молодежи к семейной жизни в 60-80-е годы:
благоприятное влияние на разработку проблемы происшедших в эти годы социально-экономических сдвигов, в том числе правового раскрепощения женщины, ее активного участия в общественном производстве и культурной жизни, установления отношений в семье, основанных на равноправии супругов в решении семейных вопросов, упрочения семейной демократии;
опора на созданную в 20-30-е годы П.П.Блонским концепцию полового воспитания как составной части формирования нравственно целостной личности, на установленную им закономерность того, что половое влечение развивается параллельно половому созреванию и проявляется у юношей и девушек в форме здорового чувства любви, которое следует воспитывать и что любовь в юности выступает в то же время ограничителем полового влечения;
опора на выявленную А.С.Макаренко особенность семьи как специ фического коллектива, объединенного социально значимой целью, взаимной любовью мужа и жены, их гражданским браком; использование в нравственной подготовке семьянина естественного стремления человека к личному счастью; признание за семьей ведущей роли в подготовке будущего отца (матери).
2. Анализ системы взглядов и концепций крупных отечественных педагогов 60-80-х годов на содержание, формы и методы нравственной подготовки старшеклассников к семейной жизни:
- основные составляющие системы этой подготовки в наследии В.А. Сухомлинского - воспитание духовности личности, формирование общечеловеческой нравственности, гражданственности, внутренней и внешней культуры человеческих желаний, ответственности супругов за воспитание детей; личность родителей, внутрисемейные отношения, участие детей в духовной жизни семьи, культ матери и целомудрия как решающий фактор такой подготовки; раскрытие духовно-нравственного смысла и красоты семей- но-брачных отношений в педагогическом процессе школы;
важнейшие положения гуманно-личностной концепции Ш.А.Амонашвили о подготовке семьянина в контексте формирования духовности личности Благородного Человека - истинного гражданина, патриота, достойного семьянина; ведущие черты духовности личности семьянина в этой концепции - гуманистические ценности, в том числе религия, образование, нравственность; воспитание семьянина через жизнь общества и через собственную жизнь в процессе духовного и нравственного восхождения, удовлетворения своих природных страстей к взрослению, к развитию, к свободе в процессе разносторонней деятельности, направляющей на путь служения Добру, Истине, Красоте (эту деятельность организует семья и школа);
- содержание, формы и методы нравственной подготовки школьников к семейной жизни в концепции А.Г.Хрипковой. Центральным звеном здесь выступает формирование полового сознания и поведения, органически связанного с воспитанием гражданственности, культуры взаимоотношений ме жду мужчиной и женщиной, с предупреждением ранних половых связей, с выработкой умения самостоятельно выбирать друзей, «объект любви». Положительный опыт формирования межполовых отношений юношей и девушек и преодоления половых извращений наиболее успешно достигается в условиях воспитательного коллектива. Воспитание девичьей чести, мужской сдержанности, выработка ответственности за судьбу любимого человека берет начало в родительском доме;
- вклад в развитие обобщенного положительного опыта нравственной подготовки молодежи к семейной жизни деятелей народного образования И.В.Гребенникова, А.Г.Ахвердова, Е.Д.Марьясиса, Э.М.Череповой и др., разработавших учебные программы, учебные пособия, методические материалы по этике и психологии семейной жизни для учителей, родителей учащихся.
3. Результаты исследования, имеющие ценность для решения рассматриваемой проблемы современной педагогикой:
воспитание духовно-нравственных качеств семьянина - составная часть процесса формирования нравственно целостной личности гражданина демократического государства;
составными частями воспитания у юношей и девушек нравственной готовности к семейно-брачным отношениям являются формирование нравственных понятий, идеалов, нравственных чувств, убеждений и поведения, соответствующих гуманным идеалам, развитие у них стремления к свободе, самоутверждению, взрослости, выработка негативного отношения к бездуховности и безнравственности, в том числе в сфере любви, брака, семьи. Основными средствами, методами и условиями успеха в воспитании нравственности будущего семьянина могут использоваться изучение старшеклассниками духовно-нравственных основ семейных отношений в учебной и внеклассной работе, развитие и воспитание качеств семьянина с помощью самой жизни через удовлетворение их стремления к взрослению, свободе, самоутверждению, выработка нравственных качеств семьянина в условиях родительского дома, привлечение к работе со старшеклассниками (в плане исследуемой проблемы) общественности, деятелей культуры, медицинских и юридических работников, духовенства, использование достижений народной педагогики.
Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты исследования обсуждались в 2001-2005 гг. на заседаниях кафедры педагогики ПГЛУ, на научно-практических конференциях молодых ученых (Пятигорск, 2004), на II симпозиуме «Университетские чтения - 2005, посвященные 60-летию Великой Победы» (Пятигорск, 2005). Основные положения диссертации отражены в 7 публикациях автора, общий объем которых составляет 3,5 п.л. Опубликованные материалы использовались в учебной и воспитательной работе со студентами ПГЛУ, СОГУ им. К.Л. Хетагурова, учителями общеобразовательных школ, гимназий, лицеев региона.