Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Формирование гражданственности как педагогическая проблема 13
1. Проблема гражданского воспитания в философской, социологической и психолого-педагогической литературе .
2. Концепция подготовки студентов педагогических учебных заведений Франции к гражданскому воспитанию -
Глава 2. Содержание, формы и методы подготовки студентов, будущих учителей к формированию гражданственности школьников в системе высшего образования Франции (80 -90 г.г., XX в.) 57
1. Цели и содержание гражданского воспитания
2. Межпредметные связи в формировании гражданственности
3. Гуманистическая направленность гражданского воспитания
4. Обучение правам человека как фундамент гражданского воспитания
5. Методы и формы подготовки студентов к формированию гражданственности
6. Личный, социальный опыт студента и в подготовке к воспитанию учащихся
7. Возможности творческого использования идей и опыта подготовки учителей высшей школы Франции в теории и практике
отечественной педагогической науки
Заключение 132
Библиографический список использованной литературы 137
Приложения 162
- Проблема гражданского воспитания в философской, социологической и психолого-педагогической литературе
- Концепция подготовки студентов педагогических учебных заведений Франции к гражданскому воспитанию
- Межпредметные связи в формировании гражданственности
- Гуманистическая направленность гражданского воспитания
Введение к работе
Актуальность исследования
В условиях построения правового государства в России формирование свободной социально ориентированной личности является ведущим направлением. Главная роль в этом принадлежит школе, учителю и поэтому проблема подготовки учительских кадров к гражданскому воспитанию сегодня несомненно актуальна. Большое значение при подготовке будущих учителей к гражданско-правовому воспитанию имеет опыт зарубежных коллег, особенно французских.
В письме Министерства образования РФ «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» № 391/11 от 19.03.96 г. [119] отмечается, что одним из важных направлений развития гуманитарного образования становится гражданско-правовое. Перспективы его развития были определены решением коллегии Министерства образования (№ 24/1 от 28.12.94) и конкретизированы в информационных письмах (№ 151/11 от 16.02.95, № 385/11 от 07.04.95) и других документах. В интересах совершенствования и развития системы гражданско-правового образования Министерство образования Российской Федерации осуществляет подготовку и переподготовку учительских кадров, способных применять современные педагогические технологии, включая моделирование реальных социальных процессов, ролевые и деловые игры.
Утверждение гражданских, гуманистических ценностей в обществе, воспитание личности свободной, осознающей взаимозависимость своих прав и обязанностей, имеющей собственную гражданскую позицию, во многом зависит от системы воспитания и образования подрастающего поколения, что определяется подготовкой учителя, руководителя и организатора образовательно-воспитательного процесса в школе. Подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности и, в частности, к работе по гражданскому воспитанию, сегодня составляет глобальную проблему, которая волнует педагогов и исследователей России и всего международного сообщества. В этих условиях
важно использовать не только отечественный опыт, но и опыт наших французских коллег по вопросам подготовки студентов педагогических вузов Франции к гражданско-правовому воспитанию учащихся. Ибо знание его имеет особую значимость, так как проблема гражданственности во Франции была поднята раньше чем в других странах Европы и имеет давние национальные традиции. Факторы, побудившие французских коллег к созданию новой концепции гражданского воспитания, это прежде всего нарастание нравственных, гражданских проблем в обществе; рост насилия и негражданских актов поведения; объединительные тенденции, имеющие место в Европе и международном сообществе. Все это явилось основой для создания новой системы ценностей, новой концепции подготовки студентов педагогических вузов Франции к гражданскому воспитанию школьников.
Отечественные педагоги в своих исследованиях не раз обращались к различным вопросам, рассматриваемым французской педагогикой, однако проблема подготовки студентов к гражданскому воспитанию школьников не нашла в них должного отражения. Так, в монографии Б.Л. Вульфсона "Школа современной Франции" представлены: школа Франции, ее структура, содержание образования, взаимосвязь политики, экономики и школы, вопросы подготовки учителя и его положение в школе и обществе. В своих публикациях [25, 26, 27, 29, 30, 31, 33] этот же автор критически рассматривает философские течения в развитии педагогики современной Франции, характеризует педагогическое творчество некоторых ее ученых, педагогов. Для Э.А. Саповой [157] объектом исследования была общеобразовательная школа Франции, ее состояние после 2-й мировой войны, реорганизация школьной системы, тенденции в развитии содержания образования. В диссертациях и публикациях Е.Я. Григорьевой, СВ. Дармодехина, А.Г. Кузнецова, Е.Б. Лысовой, Ю.Н. Ракчеевой, Т.А. Резниковой, Е.О. Ришар, Ф.С. Славина, Э.С. Соколовой, В.В. Тищенко, Д.Г. Хаса-новой, Л.И. Шипиловой, О.Ю. Шигиревой [53, 96, 97,111, 143, 147, 151, 161, 184, 196] освещены проблемы обучения в начальной школе Франции, учебной и профессиональной ориентации, допрофессиональной подготовки француз
ских школьников, формирования духовных потребностей, нравственно-эстетического, полового воспитания в современной школе, преподавания русского языка во французских лицеях, особенности детского движения, подготовки и повышения квалификации учителей. Вопросам программированного обучения в педагогике зарубежных стран, в том числе и Франции, посвящены работы академика Н.Д.Никандрова [111,112].
Несомненно, Франция - одна из стран, в которой проблемы школьного образования и гражданского воспитания в том числе, имеют доминирующее значение в государственной политике. Изучение современного состояния подготовки студентов педагогических вузов Франции, будущих учителей к гражданскому воспитанию позволяет определить тенденции развития новых путей, условий, способствующих формированию гражданственности у школьников.
Объект исследования - современная концепция подготовки студентов (будущих учителей) к формированию гражданственности у школьников в системе образования Франции.
Предмет исследования - процесс подготовки студентов педагогических вузов Франции к гражданскому воспитанию школьников (80-90-е годы).
Цель исследования,;- выявить и проанализировать современную концепцию подготовки студентов педагогических учебных заведений Франции к гражданскому воспитанию школьников; определить научно-теоретическое значение и возможности использования этих идей в отечественной теории и практике.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены основные задачи исследования:
1. Анализ философской, психолого-педагогической, учебной и методической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение и анализ концепции подготовки студентов (будущих учителей) к гражданскому воспитанию школьников в высшей школе Франции.
3. Описание и оценка педагогической стратегии конкретных воспитательных целей, задач, содержания и методов их реализации в учебном процессе педагогических вузов Франции.
4. Выявление важнейших особенностей подготовки французских студентов педагогических вузов к гражданскому воспитанию школьников и возможности их творческого использования.
Методологические основы работы
Важнейшее значение для определения методологических подходов к изучению проблемы имели труды Ю.К Бабанского, В.И. Журавлева, П.И. Пидка-систого, А.И.Пискунова, З.И.Равкина [8, 23, 67, 69, 130], посвященные методологии педагогических исследований. Труды отечественных ученых, посвященные истории и практике обучения и воспитания в западных странах, способствовали ее теоретическому осмыслению (В.П. Борисенков, Б.Л. Вульфсон, Б.С. Гершунский, Е.Б. Лысова, З.А. Малькова, Н.Д. Никандров, К.И. Салимова и другие) [15, 25, 27,40, 96, 98,100,110, 156].
При рассмотрении вопроса гуманизации образования и системного подхода во внимание были приняты работы Ш.А. Амонашвили, В.П. Беспалько, В.А. Караковского, Г.Б. Корнетова, В.П. Симонова, В.А. Сластенина и других [3, 73, 159, 164].
Важными для раскрытия изучаемой проблемы являются труды отечественных педагогов и психологов О.В. Дашкевича, Л.Д. Кузьминой, Л.Ф. Спирина, В. Г. Степанова, А.Н. Щербакова [54, 55, 86, 173] в области исследования психологических особенностей учительской деятельности.
Для ознакомления с проблематикой гражданского воспитания имели значение работы Е.В.Бондаревской, Г.Б .Корнетова, А.Ф. Никитина, З.К.Шнекендорфа и других [13,78,116,118, 206,208,210].
Основные методы исследования
В основе диссертационного исследования лежит сравнительно-сопоставительный анализ, метод описания, обобщения и систематизации, сопоставление различных источников (документы Министерства Национального
Образования Франции, статистические данные, труды отечественных и французских авторов, материалы педагогической печати); теоретический анализ и синтез философской, социологической литературы; исследовательские беседы и интервью с французскими специалистами в области подготовки студентов педагогических вузов Франции к гражданскому воспитанию школьников, непосредственное знакомство с опытом работы университетских институтов по подготовке учителей - IUFM1 Франции; терминологический анализ. В силу разных подходов к определению педагогических понятий особое внимание было уделено выявлению их характеристик и лексического соответствия.
Сложности и трудности исследования состояли и в том, что значительная часть литературы по нашей теме на русском языке отсутствует, и поэтому главным источником при работе над диссертацией служили зарубежные источники на французском языке.
Были исследованы французские издания, содержащие научную информацию и фактологический материал («Le Monde de Г education», «L Education», «Les Cahiers pedagogiques», «Recherches pedagogiques», «Revue francaise de pedagogiqie») . Впервые в отечественной педагогике диссертантом были переведены на русский язык и использованы труды Ж. Аванзини (G. Avanzini), Ф. Бест (F. Best), И. Делуа (I. Deloye), Р.Лежандра (R. Legendre) [229, 230, 257, 259, 310], недостаточно изученные нашими исследователями, в которых рассматривается история развития понятия гражданственности во французских источниках, процесс становления гражданского воспитания во французской школе; фактический материал о системе обучения и воспитания в высшей школе Франции, новейших подходах к формированию гражданственности, оценка, принятых правительством постановлений. Их анализ дал возможность более широко осветить интересующую нас проблему.
В процессе работы над темой использованы законодательные акты французского правительства, Министерства Национального Образования и ряда образовательных учреждений.
Для некоторых разделов исследуемой проблемы переведены и использованы документы ЮНЕСКО на иностранном языке [225, 229, 241, 252, 253, 315,
341,361].
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап (1995 г.)
© Изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования.
® Определение целей и задач работы.
@ Определение содержания базовых понятий («гражданственность», «гражданское воспитание»; их сравнительная характеристика во французской и отечественной литературе); выявление сущности концепции, методологических основ формирования гражданственности в процессе профессиональной подготовки студентов, будущих учителей; анализ учебных программ, учебных пособий.
® Личное знакомство с опытом французских коллег из IUFM г. Парижа.
Второй этап (1996 - 1997 гг.)
© Продолжение работ, начатых на первом этапе (анализ литературы отечественной и зарубежной), развитие личных отношений с коллегами из IUFM с целью уточнения путей решения проблем исследования и их анализ.
© Анализ особенностей учебного процесса, методов и форм гражданского воспитания, определение связи теории и практики при подготовке педагогических кадров.
Третий этап (1998 г.)
© Уточнение теоретических положений проблемы, анализ новой литературы и ее перевод на русский язык, дальнейшее изучение опыта, учебных программ, завершение написания диссертации.
© Определение возможностей творческого использования идей и опыта подготовки студентов педагогических вузов Франции к гражданскому воспитанию школьников в теории и практике отечественной школы.
Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, двух глав, содержащих 15 таблиц, заключения, библиографического списка (379 источников), 11 приложений, ал-фавитно-предметного указателя.
Научная новизна и теоретическая значимость
В исследовании предпринята попытка обстоятельного рассмотрения состояния и тенденции развития системы подготовки студентов педагогических вузов Франции к гражданскому воспитанию школьников. Дана характеристика концепции гражданского воспитания в вузах Франции (формирование общечеловеческих ценностей, обучение правам человека, воспитание человека мира, социализация в процессе приобретения собственного опыта); рассмотрены подходы к формированию системы ценностей у школьников (представление, осознание, выбор), к составлению программ подготовки студентов IUFM по гражданскому воспитанию школьников (межпредметные связи, обучение студентов на базе школьных программ, создание понятийного словаря). Выявлены особенности программ, новые методы и формы обучения студентов (юридическое приобщение - погружение в область юридических понятий, связанных с осуществлением гражданского воспитания; познание себя через знакомство с опытом других, «переселенный класс», воссоздание ситуаций с помощью обсуждений, театральных инсценировок, игр; метод рисунка, творческие письменные работы; обучение на базе решения конкретных проблем; обучение построению системы изменяющихся понятий; выездной семинар, начальное критическое образование - анализ прочитанного, его осмысление, определение своего отношения к тексту и другие).
В процессе анализа французских источников выявлены факторы, которые способствуют осуществлению гражданского воспитания (проектирование подходов к ситуации профессионального обучения, использование собственного опыта обучаемого и другие), и определен характер их влияния на профессиональную подготовку студентов. На основе анализа новейшей педагогической
литературы описаны различные методы и формы профессиональной подготовки будущих учителей к гражданскому воспитанию школьников.
В научный оборот введены оригинальные источники, часть из которых ранее не использовалась в отечественной педагогике (Ж. Аванзини, Ф.Бест, И. Делуа, Р.Лежандр, Ж. Лонгэ и другие) [226, 228, 258, 315, 337].
Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней теоретические положения расширяют научные представления о системе высшего образования во Франции и могут быть использованы в преподавании курсов общей педагогики, истории и теории педагогики, сравнительной педагогики, а определенные идеи - в преподавании граждановедения, обучении правам человека, составлении программ по нравственному, гражданскому воспитанию для педагогических вузов, коллежей, школ. Аналитические выводы могут быть использованы при реформировании высшего и среднего образования в России, в процессе его гуманизации, демоіфатизации, при совершенствовании системы подготовки учителей.
Достоверность научного исследования обеспечиваете обоснованностью исходных методологических позиций, применением общеизвестных методов исследования, соответствующих цели и задачам работы, широким использованием первоисточников на французском языке.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Анализ современной концепции подготовки студентов педагогических вузов Франции к гражданскому воспитанию школьников (80-90 гг., XX век).
2. Характеристика педагогических особенностей концепции, ее конкретных воспитательных целей, задач, содержания и методов подготовки студентов к профессиональной деятельности по гражданскому воспитанию школьников.
3. Обоснование содержательных компонентов гражданского воспитания (гуманистическая направленность, многопредметность, взаимозависимость прав и обязанностей, пространство правовых норм, норм социальной жизни и другие) и их методического обеспечения (единство теории и практики, опора на собственный опыт, юридическое приобщение, метод «переселенно
го» класса - обучение организации управления определенным заданным пространством, выездной семинар - обучение правилам жизни в коллективе и другие). 4. Обоснование условий возможного творческого переноса идей и опыта по подготовке студентов педагогических вузов Франции к гражданскому воспитанию школьников в теорию и практику отечественной педагогической науки.
Проблема гражданского воспитания в философской, социологической и психолого-педагогической литературе
Анализ философский, социологической, психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме исследования, позволяет рассматривать гражданственность как состояние человека и гражданина, позволяющее и побуждающее его мыслить, чувствовать и действовать не только с позиции своего личного благополучия, но благополучия своих сограждан, и, вероятно, всего человечества. При этом человек с такими взглядами вправе рассчитывать на адекватное отношение общества к нему, то есть на уважение его человеческого достоинства и соблюдение его прав. Естественно, что человек не рождается с этими представлениями, их необходимо формировать. Это одна из главных и трудных проблем воспитания, с которыми сталкивается учитель.
Для обоснования теоретического аспекта формирования понятия гражданственности исследуем проблему формирования понятия гражданственности, сознания гражданина, роли самосознания в человеческой жизни.
В разные исторические периоды развития общества представления о гражданственности были не одинаковыми, и, следовательно, методы его формирования различны.
Древнегреческая демократия признавала право каждого на полную свободу слова в Народном собрании, в котором не полагалось: выдвигать предложения, противоречащие закону, касаться вопросов, не относящихся к предмету обсуждения, повторяться, не разрешались действия и выражения, нарушающие приличия. Вместе с тем на античной сцене граждане имели право подвергать обсуждению, хвале или осмеянию действия любого лица.
Идея существования правового государства и гражданского общества возникла еще в античности; она воплотилась в демократическом афинском полисе и в Римской республике. О гражданском обществе писали Платон, Аристотель, Цицерон. Важнейшей особенностью такого общества античные мыслители считали разграничение прав и обязанностей граждан.
Гражданское состояние в Риме определялось тремя важнейшими условиями: гражданин должен был быть, во-первых, свободным человеком; во-вторых, представителем римского народа; в-третьих, принадлежать к одному из римских семейств.
Реализация прав и обязанностей граждан возможна лишь в условиях правового государства, главным признаком которого является верховенство закона. Подчеркивая превосходство правового государства, Аристотель говорил: "Кто требует, чтобы властвовал закон, по-видимому, требует, чтобы властвовало только божество и разум, а кто требует, чтобы властвовал человек, привносит в это и животное начало, ибо страсть есть нечто животное и гнев совращает с истинного пути правителей, хотя бы они были и наилучшими людьми; напротив, закон - это свободный от безотчетных позывов разум" [134, С. 47].
Древнеримская республика, развитие которой осложнялось большим числом противоречий, преемственно продолжила тенденцию развития прав свободной личности, внеся в эти права существенные элементы новизны.
Право граждан принимать законы было более ограниченным, поскольку законы предлагались постоянно действующим Сенатом, включавшим наиболее высокопоставленных должностных лиц. Народное собрание, как правило, выражало свое одобрение или неодобрение. Личные права римского гражданина были очень широки: право частной собственности, заключения договоров и сделок, иные имущественные права. Свобода слова, свобода передвижения не подвергались ограничениям. В число обязанностей мужского населения входила воинская служба с 17 лет.
Строго соблюдалось право неприкосновенности личности. Признавалось право обвиняемого на молчание. В 70 г до н.э. был учрежден суд присяжных. Заседания проходили публично. Таким образом, формула "Я - римский гражданин", произносимая на территории Древнего Рима, влекла за собой полноправие во всей системе общественных отношений. Знаменитый римский юрист и политический деятель Цицерон, защищая права одного из конкретных граждан, произнес именно в связи с этой формулой, популярные в последующих веках слова: "Вот оно, это сладкое имя свободы, это гордое право, сопряженное с нашим гражданством!" [202, С. 395].
Проблема понятия гражданственности отражена в отечественных исследованиях (Р.Г. Апресян, А. Гаязов, Р. Граупнер, А.Ф. Никитин и другие) [6, 36, 46, 116, 13, 64, 71, 93]. Такие издания, как Большая советская энциклопедия, Краткая философская энциклопедия, «Культурология. XX век» [И, 80, 87] и другие не имеют определения понятия «гражданственность». Однако необходимо отметить, что понимание гражданственности, как осознания своих прав и обязанностей по отношению к государству, то есть применительно к человеку, к личности впервые появляется в Словаре русского языка в 1985 году и находит свое развитие в словаре современного русского литературного языка в 1992 году, у С. Ожегова в 1995 году. («Приложение 4»).
Познание предмета гражданственности, по мнению французского философа М. Фуко (Foucault М.), [280] осуществляется посредством анализа взаимодействия внутренних и внешних связей рассматриваемого явления. Существо этого взаимодействия открывает путь к определению гражданственности, которое в наиболее общем виде вбирает в себя закономерности развития объекта изучения. Причем это закономерности развития от прошлого к настоящему, а также перспективного развития.
Таким образом, предмет науки о гражданственности составляют основные, наиболее общие закономерности возникновения и развития истории, теории и практики прав гражданина, их гарантированности, функционирования и назначения.
Главным действующим лицом предмета учения о гражданственности в целом, как утверждают Л. Мобие (Maubilleau L.) [339] и М. Фуко [280], его центральной фигурой является человек со своими правами и обязанностями, представляющими собой сложную и особую форму и важнейшее средство осуществления общественных исторических условий цивилизации. Закономерным является и путь становления гражданина, началом которого становится осознание гражданином своих прав, через формальное их признание, обозначение взаимоотношений людей.
Чтобы понять характер изменений формирования понятия гражданственности, необходимо рассмотреть историю и условия возникновения этого явления. Анализ современных французских и отечественных исследований, в частности Б. Бадзко (Baczko В.), Ж-М. Барро (Barreau J-M), П. Бирнбома (Birn-baum Р.), Б. Вульфсона, И. Делуа (Deloye I.) [257, 259, 224, 226, 233, 273, 272, 275] и других, позволяют говорить о том, что понятие «гражданственность» возникает в результате становления гражданского общества.
Концепция подготовки студентов педагогических учебных заведений Франции к гражданскому воспитанию
Одна из первых концепций гражданского воспитания связана с революционными событиями во Франции 1848 года. Во время образования республиканской школы на протяжении 80-х годов XIX века центральное место отводилось формированию гражданственности. Основная задача школы того периода - подготовка гражданина для жизни в новом обществе. Во Франции, пережившей к тому времени целый век идеологических столкновений, такое обучение имело целью укрепить социальные связи путем втолковывания каждому гражданину его обязанностей перед обществом.
В современных условиях мы встречаемся с различными подходами не только к разработке концепции, но и к формированию самого понятия «гражданственность». Новая концепция подготовки будущих учителей к гражданскому воспитанию старшеклассников ставит в центр этого процесса человека. Ее основной целью является содействие разработке глобальной и многодисциплинарной интерпретации гражданского воспитания с учетом взаимосвязи между различными факторами, которые влияют на него и в свою очередь подвергаются его воздействию. Поэтому французские исследователи разрабатывают новое содержание подготовки будущих учителей к гражданскому воспитанию, учитывая современные требования социально-экономического развития общества, философские и научные идеи. Анализ концепции позволяет выделить ее основные положения. Гражданское воспитание республиканской школы складывается на основе этой концепции.
По мнению Министра Образования Франции К. Аллегр (Allegre С.) [332, С.79], в настоящее время рост насилия и негражданских актов поведения подвели государственные власти к необходимости вновь акцентировать усилия на обучении правилам и нормам социальной жизни. Известный специалист в области гражданского воспитания, автор целого ряда публикаций по данной проблеме, И. Делуа успех возрождения чувства гражданственности ставит в зависимость от умения общества обосновать новую систему нравственных ценностей, при которой граждане могут самоутверждаться.
Уделяя первостепенное внимание проблемам нравственного, гражданского воспитания классик французской педагогической мысли С. Френе [194] утверждал, что именно в этой области назрела необходимость наиболее глубоких и серьезных перемен.
Анализ французской литературы [322, 366, 370] позволяет сделать вывод о том, что во многих случаях ни семья, ни школа не оказывают определяющего нравственного влияния на детей. «Наставления родителей и жалкие уроки морали входят в одно ухо и выходят в другое, - отмечал видный педагог А. Ложье, - ребенок увлечен тем, что он видит в кино и на экране телевизора: убийства и насилия, победы гангстеров над блюстителями порядка, женщин легкого поведения и ночные клубы» [351, С.74 ].
Как показал анализ исследований [229, 259, 269, 275], вопрос о сущности обучения гражданственности предполагает размышления о причинах этого угасания, а также возвращение к основополагающим целям (и в настоящее время часто актуальным) обучения гражданственности во французской школе. В связи с процессами, происходящими в объединяющейся Европе, 1998 год начинает новый этап гражданского воспитания. Его основная цель дать основу содержания гражданского воспитания и наметить пути к научно обоснованным решениям по подготовке педагогических кадров в вузах Франции.
Анализ публикаций в зарубежной печати 80-90 годов XX века показывает, что гражданское воспитание сегодня - это «планетарное образование» [317, С.448]. Наше исследование позволило сформулировать понятие гражданского воспитания с учетом компонентов, входящих в него. Важнейшие из них: создание условий для психологического настроя на восприятие идей гражданственности, осознание соответствующего им поведения, поступков, своих обязанностей по отношению к государству, признание взаимных обязанностей граждан друг перед другом; обучение демократии, правам человека; формирование умения жить вместе, соизмерять свои поступки с их пользой для общества, чувства своей принадлежности ко всему человечеству, пространства правовых норм, системы религиозных и человеческих ценностей; развитие осознанной необходимости умеренности в своих требованиях, поведении, поступках, действиях, желаниях с учетом интересов других, самоконтроля как условиях гражданского общения для сохранения мира, взаимопонимания, терпимости, порядка в обществе. Данное понимание гражданского воспитания позволяет представить его во взаимосвязи с планетарным (Схема 1, С. 38).
Именно такую взаимосвязь подчеркивает И. Делуа в своей работе «Школа и государство» [259], где показывает, что процессы данного воспитания постоянны, непрерывны, в результате которых общество, коллектив, индивидуум начинают осознанно относиться к окружающей среде, приобретают знания, компетенцию, ценности, опыт. Это позволяет действовать личности как индивидуально, так и коллективно для создания благоприятного будущего окружающей среды.
Все это явилось основой для разработки новой концепции, что и было предметом обсуждения на Совете Министров Франции. Содержанию гражданского образования было посвящено его специальное заседание в ноябре 1997 года. Такой уровень обсуждения подчеркивает особую значимость и важность данного вопроса для Французского государства. Несомненно, Франция - одна из стран, которая больше других вкладывала, как в социальном, так и в политическом отношении, в систему обучения гражданственности. Как подчеркивает Министр Национального Образования Франции С. Руаяль (Royal S.) в своем выступлении на Совете Министров, сегодня подготовка учительских кадров идет в особом направлении. Специфика обучения состоит в том, что сначала учителями-практиками разрабатываются программы школьных курсов и только затем на основе анализа этих программ составляется программа подготовки будущих учителей к гражданскому воспитанию. Таким образом, становится возможным учесть потребности школы и связать практическую деятельность будущих учителей с теоретической подготовкой. В вооружении современных учителей необходимыми знаниями, умениями, навыками в области гражданского воспитания большую роль играют IUFM, в которых студенты, будущие учителя проходят первый, но очень важный этап подготовки к воспитанию детей («Приложение 8»).
Целью педагогики гражданского воспитания, как было заявлено на Совете Министров Франции, главным образом является развитие чувства сопереживания по отношению к другим членам национального общества. Каждый гражданин должен уметь принимать в расчет интересы других, прежде чем предпринимать какое-либо действие. Опираясь на систему национального образования, республиканская элита намерена усилить способность каждого к самоограничению и умению регулировать спонтанность их реакций.
Основываясь на оптимистическом понимании человеческой природы, по мнению Ф. Одижье (Audigier F.) [222], республиканская мораль преследует своей целью создание некоего общего фона идей, чувств и представлений, которые могли бы обеспечить существование политической общности, забывающей о классовых, национальных и религиозных различиях. Задача подобного образования ясно выражена. Речь идет о том, чтобы во французском обществе, которое было в течение длительного времени разделено, из-за немалого количества внутренних войн (разница в оценке революционных событий, современные конфликты между государством и церковью, дело Дрейфуса и другие) попытаться способствовать усилению чувства принадлежности к мировому сообществу, формированию индивидуального сознания.
Содержание концепции подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности по гражданскому воспитанию, как следует из источников [222,274,276], развивалось по трем направлениям: Воспитание гражданских чувств и норм в политических целях.
Межпредметные связи в формировании гражданственности
Опыт французской системы гражданского воспитания интересен для нас особенностью своего содержания, что нашло отражение как в расстановке целей воспитания, так и в путях их достижения.
Осуществление этого содержания ориентирует преподавателей на меж предметные связи, ибо в одном предмете раскрыть все сложности и трудности гражданского воспитания невозможно. Это принципиально важно, так как понимание проблемы помогает преподавателям всех факультетов, всех дисциплин осознать необходимость включения в них вопросов гражданского воспитания с целью формирования гражданственности. Проблема подготовки учительских кадров к гражданскому воспитанию и образованию является многоаспектной и поэтому, как подчеркивает Министр Национального Образования Франции С. Руаяль, любой предмет, заключающий в себе гуманистический опыт, с точки зрения понимания и признания прав человека, может быть использован для целей гражданского воспитания. Каждый учитель, осознающий важность гражданского воспитания, имеющий для этого необходимые знания и навыки, может включиться в этот процесс и способствовать воспитанию гражданственности школьников. .:
Исследователи Ф.Бест, Ж. Бизо и другие [230,234, 239, 246,254,276, 320, 339, 350] отражают актуальные проблемы гражданского воспитания в содержании предметов, представляющих данный блок, предусматривают те вопросы и явления, которые связаны с современным пониманием гражданственности.
Рассмотрим содержание изучаемых дисциплин данного блока, представленное французскими исследователями (см. С. 65, «Таблица 6»).
Представленные дисциплины данного блока взаимосвязаны между собой. В процессе обучения и воспитания студентов осуществляется системный подход к формированию гражданственности на основе межпредметных связей. Такое систематическое, целенаправленное влияние на обучаемого, в процессе преподавания учебных дисциплин, способствует приобретению студентами
Таким образом, содержательные компоненты данного блока дисциплин, установленные межпредметные связи свидетельствуют о том, что они способствуют формированию гражданских чувств, помогают их осмыслению, способствуют формированию исторической памяти, знакомят с человеческими традициями, общечеловеческими ценностями. Такие учебные дисциплины как пластическое искусство, физическое и спортивное воспитание, как бы на первый взгляд далеко не отстояли от гражданского воспитания, тоже могут вносить определенный вклад. Они помогают формированию духа товарищества и взаимной поддержки, сопричастности каждого к успеху. Однако, отдельных предметов, например литературы (французской, мировой), имеющей большие нравственно-этические возможности в формировании гражданственности у подрастающего поколения, в данном блоке дисциплин нет.
«Межпредметность - это не только преимущество, но и необходимость связанности обучения разных дисциплин в построении ансамбля знаний» (Ф. Бест). Надо полагать, что это условие необходимо, чтобы гражданское воспитание не было сведено по тем или иным причинам только к голым утверждениям и изучению прав. Принцип междисциплинарности в гражданском воспитании подчеркивает общегражданский смысл такого обучения.
В процессе его осуществления исключительное значение в блоке программ IUFM придается изучению прав человека с целью формирования гражданина мира. Покажем это конкретно на одном из блоков, отражающих историю и гражданское воспитание. Подход к содержанию обучения по данным дисциплинам будущих учителей представим в следующей таблице:
В своих исследованиях авторы рассматривают и другие межпредметные связи, например, между воспитанием в духе прав человека и преподаванием биологии. Преподавание науки биологии приносит знания, необходимые для критического осмысления современного мира. Права человека позволяют индивидууму «вырваться» из животного состояния. В период обучения, как утверждают авторы, важно передать понятия, позволяющие провести границу между человеком и животным. Догматическое представление прав человека или же обращение к добрым чувствам не могут способствовать развитию независимого мышления; поэтому освоение научных подходов и методов является необходимым первым шагом. Как подчеркивает профессор А. Жаккар «вклад науки это вклад здравого смысла». По мнению французских исследователей, научные знания могут стать фундаментом для критического осмысления понятий о правах человека. Использование отчетов об исторических экспериментах и наблюдениях послужит не только привитию вкуса к эксперименту, но и будет иллюстрацией эволюционного характера «научных истин». Понимание и принятие этой изменчивости будет способствовать развитию кругозора и способности ставить под сомнение априорные понятия.
Чтобы избежать искаженного воздействия отдельных утверждений, необходимо, по мнению исследователей, определить и точно наметить цели для каждого этапа интеллектуального развития студентов и включить их в педагогический процесс.
Некоторые этапы экспериментального изучения программ по подготовке студентов к гражданскому воспитанию школьников (тренировка и наблюдения, формулирование задачи, гипотезы и представление концепции экспериментов, интерпретация результатов) представляют для нас особый интерес, так как позволяют развивать чувство самостоятельности, способность критического восприятия априорных истин и распространяемых средствами массовой информации идей, обучают умению принимать результаты эксперимента такими, какие они есть и критически относиться к ним (честность восприятия научной истины), развивают аналитический ум.
Гуманистическая направленность гражданского воспитания
В зарубежной педагогике есть ряд исследований [112,121, 286,288, 298, 335, 291, 240, 273, 275] по подготовке преподавателей к воспитанию в духе общечеловеских ценностей. Авторы отмечают, что школа сегодня вынуждена работать в противоречивых условиях: с одной стороны декларируются ценности, создание которых - цель воспитания и с другой стороны ценности, «прививаемые» жизнью» [112, С.109]. Исследователи рассматривают особенности школы в отличие от семьи, общества и определяют ей особую роль в гражданском воспитании подрастающего поколения, как продолжателя начатого в семье. Как полагает Ц. Бирзеа, «свободные объединения, которые обладают громадным воспитательным потенциалом, могут быть настоящей школой гражданственности и солидарности» [121, С. 102].
Очевидно, что школа имеет ряд преимуществ для продолжения формирования гражданских ценностей и открывает более широкие и дифференцированные возможности, нежели есть в семье, обществе; и именно она должна быть подлинным центром социального, культурного воспитания, центром, исключающим какое - бы то ни было нивелирование и обезличку.
Обучать формированию ценностного отношения к общечеловеческим ценностям означает, как отмечает Ф. Ожье, показать определенный, взаимосвязанный согласованный набор этих ценностей, национальных и «местных», составляющих такую систему, в которой может развиваться человек. Обучение в IUFM, как и в школе, представляет собой не только познавательный процесс, но и эмоциональный. Человек живет среди других людей, вступает в различные отношения с ними. Он окружен огромным количеством природных явлений, включен в различные ситуации. Все это имеет для него большее или меньшее значение. Ценностью для человека является то, чем он дорожит, что служит удовлетворению его потребностей.
Отмечая, что термин «ценность» входит с XI11 века в лексикон, публикации и повседневную жизнь, группа ученых рассматривает характеристику ценностей.
Так, Глассер (Glasser), Маллер (Mailer), Ф. Ницше, Спренжер (Spranger), Турстон (Thurstone) в своих исследованиях [312, 314, 317, 367, 326] изучают ценности, связывая их с областью познания (красота, справедливость, что такое хорошо, норма, правила поведения, универсальная ценность мысли), обосновывая свой выбор теоретическими, социальными, экономическими, религиозными и эстетическими интересами личности. Особое внимание, один из соавторов, Спренжер, обращает на взаимосвязь выбора ценностей с интересами личности.
Проблема ценностей личности отражена в трудах Вудруф (Woodruff), Р. Вильмса (Williams R.), Ж. Девей (J. Dewey), Зиницки (Zanecki), Ш. Моррис (Morris Ch.), В. Пери (V. Репу), А. Томаса (Thomas А.) [299,317,262,261]. В своих исследованиях они разрабатывают группу характеристик, управляющих индивидуальным поведением личности, характеристики - индикаторы изменения индивидуальных и коллективных ценностей. Причем, Р. Вильяме отмечает, что в своей деятельности группы, так же как и индивиды, руководствуются ценностями, выбор которых происходит на основе личного жизненного опыта, собственного мировоззрения, отражают жизнь каждого в пропілом, настоящем и будущем.
Проблема иерархии ценностей нашла свое отражение у исследователей М. Блэ (Blais М.), Брюста, Верно (Vernow), Л. Кольберга (L. Kohlberg), А. Маслоу (A. Maslow), Г. Олпор (G. Allport), Ж. М. Самсона (Samson J-M.), А. Смита (Smith А.), Сюпера (Super) [275, 297, 239, 240]. Г. Олпор и Верно посвятили свои исследования созданию вопросника, позволяющего установить иерархию ценностей в соответствии с порядком их важности для человека. Это исследование получило свое продолжение в работах М. Блэ («Лестница человеческих ценностей»), А. Маслоу («Новое познание в человеческих цееностях»), Сюпера («Описание рабочих ценностей»). Подробно специфика ценностей дается в последней работе Сюпера «Природа человеческих ценностей», где он их конкретизирует и подразделяет на две группы: инструментальные и окончательные.
Образовательным ценностям, связи между выбором жизненных ценностей и выбором направления в образовании посвящены исследования. Морен (Morin), Ж. Перрона (Perron), Бертрана (Bertrand), Ж. Валуа, (Valois G.) и С. Жарра (Jarre St.), который уделил 20 лет жизни (1963 - 1983 года) изучению этого вопроса. Заслуживает внимания определение ценности, данное Бертраном и Валуа, «ценность - это выбор в образовании» [261], потому что образование способствует выбору ценностей. Этой проблеме уделяет большое внимание ЮНЕСКО, публикуя специальные номера по образованию и проблематике прав человека «Обучение моральным ценностям в меняющемся обществе».
Зарубежные философы Ж. Девей (J. Dewey), Л. Лавель (L. Lavelle), А. Ловежой (A. Lovejoy) в своих исследованиях [261, 312] стремятся найти ответ на вопрос совместимости общечеловеческих ценностей и принципа индивидуализма, который служит фундаментом ценностей западного общества.
Анализируя проблему формирования ценностей в философской, педагогической литературе Франции директор Центра Обучения, исследований и Консультаций Квебекского Университета в Монреале Р. Лежандр [317] рассматривает две системы ценностей, характерные для французского общества.
Первая - религиозные (благотворительность, самопожертвование, целомудренность и т.д.).
Вторая - человеческие (личностные) ценности, которые созданы человеком и зависят от него самого, от того, как развивается наука, как развивается цивилизация. В своем исследовании к человеческим ценностям автор относит следующие: экономические (право на труд, свободный выбор профессии и место работы, защиту от безработицы, справедливое вознаграждение); демократические (чувство дружбы, право быть свободным от дискриминации по признаку расы, национальности, пола, языка, религии, происхождения, имущественного положения, политических взглядов); здорового карьеризма (в лучшем смысле этого слова); социальные (право на уровень жизни, достаточный для поддержания благосостояния и здоровья); политические (стремление к власти, влиянию на других); эстетические (чувство прекрасного и т.д.).
В реальной жизни, подчеркивает Р. Лежандр, ценности постоянно переплетаются, поэтому сложно установить границу между ними. Анализируя исследования Р. Лежандра, М. Рокко (M.Rokeach), Г. Эрме, Л. Эно (L.Hainaut) и других [297, 299, 317, 259], можно прийти к выводу, что французские ценности определяются традициями, историей, культурой государства. А так как у нашего народа своя культура, традиции, история, то и ценности имеют определенные отличия. Но это не мешает вести диалог и поиск общего, находить объединяющие фундаментальные ценности, делающие возможным сосуществование западной, православно-славянской и других цивилизаций, всего человечества.