Содержание к диссертации
Введение
Глава I. СПЕЦИФИКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ 6
1. "Слушание музыки" как форма музыкального восприятия: история, теория, практика 20
2. Становление "слушания музыки" как учебного предмета и раздела школьного урока 63
3. Особенности механизма воспитывающего влияния "слушания музыки"
Глава II. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
КАК НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ 160
1. Историческая линия музыкального восприятия как непосредственного общения 163
2. Основания лицевой наглядности музыки 187
3. Социально-психологические основы гуманизирующего воздействия музыки в аспекте ее восприятия 209
Глава III. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СТОРОНА МУЗЫКАЛЬНОЙ ГУМАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 242
I. Эстетическая иллюзорность музыкальной "красоты" как звуко-слуховой приятности 245
2. Красота музыки как звучащий человеческий облик 264
Глава ІV. УСЛОВИЯ ГУМАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ 289
I. Особенности гуманистического развития личности. младшего школьника 290
2. Роль учителя музыки в осуществлении.музыкальной гуманизации личности младшего школьника 302
3 Обоснование методики и анализ результатов. опытно-экспериментальной работы 321
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 347
ЛИТЕРАТУРА 350
ПРИЛОЖЕНИЕ 397
- "Слушание музыки" как форма музыкального восприятия: история, теория, практика
- Историческая линия музыкального восприятия как непосредственного общения
- Эстетическая иллюзорность музыкальной "красоты" как звуко-слуховой приятности
"Слушание музыки" как форма музыкального восприятия: история, теория, практика
В самых началах своего, возникновения "слушание музыки" как намеренное обращение к звуковой стороне искусства муз; являлось атрибутом магически-религиозного, культа, считалось одним из основных занятий:богов, а также уделом избранных, знатных, богатых, и свободных людей, которые "не обречены целый день обрабатывать тяжелое и бесплодное поле " (Плиний);, но сделали изысканность- наслаждений неотъемлемым спутником своей: жизни..
Одно из самых, древних, свидетельств, "слушания музыки" (около 3000 лет до н..э.) связано, с образом жизни. Древнего Египта-страны строгой кастовости и пышных жреческих; обрядов. Фрагмент росписи гробницы Вахт в Фивах изображает сидящего1 на полу не зирячого музыканта, который поет и аккомпанирует, себе на инстру-иенте похожем на арфу. Его пение слушают сидяшие рядом знатные; египтянки. Считается, что египтяне: уважали музыку, однако сами ею не занимались, предоставив это право особому классу музыкантов и оставив за собой удел наслаждаться ее слушанием. Еще в большей степени подобное отношение к музыке было свойственно, царям: на гробнице одного из придворных певцов было написано:"Верховный певец, услаждавший душу и сердце своего повелителя дивным пением",(.513,38),.
Аристотель в "Политике" упоминает о персидских, и индийских царях, которые наслаждаются музыкой: и "знакомятся с ней в "чужом" исполнении. На. пирах в Древней Персии жены царя "увеселяли ег песнями, и бряцаниями", а в старинном предании упоминается знаменитый певец Ангаре с, который обыкновенно пел вовремя трапезы царя Астиага. (71,371)
В Древнем Китае музыка обозначалась словом "га и означав ла, как и в других странах древнего мира, довольно широкое до своему содержанию понятие, куда входили поэзия, танец», живопись» гравюра, архитектура и даже сервировка стола. Как считают некоторые историки, термин "юэ" по значению равнялся термину "ле" - радость, и обозначал все то, что. доставляло человеку наслаждение;. (436,140); Отмечалась обращенное ты зыки: к слуху: -"Ведь ушам хочется слушать музыку, и мешать им означает притуплять слух"(Ле-Цзы. 53,109) и космологичность ее происхождения - "музыка есть выражение- связи между небом и землей?
class2 ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
КАК НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ class2
Историческая линия музыкального восприятия как непосредственного общения
Если линия "слушания музыки" в своих истоках была обращена к небу - "музыкальные тона есть подражание божественной гармонии" (Платон), и преимущественно связывалась с наведением "порядка" внутри себя, обретением душевной гармонии и спокойствия (должного "этоса"), то линия музыкального восприятия как непосредственного общения (общения "лицом к лицу") возникла в связи с отношением к Другому. Поэтому история становления данной формы музыкального восприятия есть, в то же время, музыкальное "свидетельство" обретения человеком человечности лица, есть омузыкаленная конкретика земной наглядности становления человеческой личности и человеческих межличностных, лицевых, эстетических (любящих) отношений.
Первой формой установления контактов с другими людьми был "мимесис", т.е. подражательное воспроизведение сообщаемого факта через себя, собою, т.е. "по-актерски". Платон утверждал: "подделываться голосом или видом под другого значит ему подражать". (357,47). Отсюда в русле музыкального этоса "участники Дионисийского хора, должны в своих ритмах и гармониях подражать хорошим состояниям души", (.там же, с.44)
Как отмечают исследователи, именно с античным культом Диониса соотносим феномен "мимесиса", где он обозначал "мимику _ и ритуальные танцы жрецов"С5Ь4,15) и, как всякое подражание, обратной своей стороной имел "выражение" - проявление своих чувств и переживаний в движениях, звуках, словах.(584,15)
А.Ф.Лосев также ведет историю становления термина "мимесис" С"мимезис") от слов: « _ ак р дионисийской культовой драмы; " ««? }_" - постановка, культового танца; "WW si « _ танцевально-музыкальная"постановка", а также включает в содержание данного понятия подражание "нравам" (dnonS) и действиям, "музыка в лироком смысле слова","выражение,\"чв_д&е_ой э_тр_-с в Д9ческрй зы бА(357»55) Эту мысль о соотношении "мима" и "музыки" А.Ф.Лосев проведет позднее еще раз исходя из семантики слова "мимесис": все однокоренные с ним слова восходят к термину "MIWQS" -"ритуальный танцорСи певец ) \ который в древн0й Греции воплощал,олицетворял и в своем танце выражал силу самих богов... В этом случав "№т«(Ф " означает не "копировать", не "подражать", а "давать выражение".(358,416) Не прошел мимо такого сопоставления и Б.В.Асафьев.
Отметим, что "давать выражение" как сторона мимесиса, -это уже направленность на другого, это уже исходная предпосылка миметической сути музыки, лицевого характера ее восприятия, лицевой наглядности музыки как звучащего облика исполнителя. От актера дионисийской культовой драмы - "мима" - строят понимание термина "мимесис" применительно к музыке и другие исследователи. Г.Коллер (1954 г.) подчеркивает, что оригина льное значение слова "мимесис" - не подражание в обычном смы сле слова, а скорее презентация, выражение, т.е. "-представ лять, выражать посредством музыки и танца".(452,35-36).
Эстетическая иллюзорность музыкальной "красоты" как звуко-слуховой приятности
Художественная сторона определяет спецификум кавдого вида искусства. Феномен "эстетического" является моментом "роднящим", объединяющим все виды искусства на основе выразительности как диалектики "внутреннего" и "внешнего", берущих свои начала в целостности человеческой выразительности. Осуществляясь Е восприятии различных вядов искусства, "эстетическое" всегда остается самим собой, не теряя своей качественной определенности. Поэтому не могут иметь "свою", видовую,"эстетическую"специфику музыкально-эстетическое„ изобразительно-эстетическое или же театрально-эстетическое. Эстетическое — одно и едино в своих проявлениях. Оттого, если "красота", как категориальная сторона "эстетического", в отношение изобразительного искусства, к примеру, понимается в обращенности к зрению, а для музыки - в обращенности к слуху, т.е. невидимо, то, уяв чисто логически присутствует определенное противоречие. Следовательно, ОДУНО ИЗ этих утверждений - неверно, на наш взгляд - второе.
Для доказательного объяснения положения, которое вынесено в заглавие параграфа, обратился к философскому наследию двух крупнейших отечественных учвкях - А.Ф.Лосева, в плане определения сути "эстетического" «!. Бахтина, касательно роли "другого" в эстетическом формообразовании.
По определению А.Ф.Лосева, эстетическое "предполагает прежде всего такую внутреннюю гизнь предмета, которая обязательно дана и внешне, и такое внешнез оформление предмета, которое давало бы нам возможность непосредственно їеть_ и его внутреннюю жизнь. Это значит, что эстетическое есть... выражение,, или выразительность.. Эстетика не зсть просто учение о красоте, поскольку она изучает также и безобразное, иронию, юмор, трагическое, ко:.шч=ское и т.д... эстетика есть наука о знріл;б;-:;:и вообще". (353,222) Далее учены;": уточняет:"поскольку и всякий -уедает, и всякая на ь более пли менее выразительны, необходим: подчерк нуть» что не всякой выразительностью занимается эстетика, но такой» которая зас,тізляет_нас_Ес;, ат2.ІІМ.ат.ься_Б нее, догружа ться в нее, ... любоваться_на нее,, _соз&рудть_ее как некоторого рода самодозлеший предмет. Поэтов эстетическое зы:&:аенке есть предает са;,юдозлею[не_гр_ сочетания, предмет бескс_:ыстного л;обозанням . (.353,222) Подчеркнем особенно важный для понимания г узыкаг.хно-эстетического зоспрпятия момент: эстетическое есть атрибутивная зтзению созерцательная феноменальность, ведь "предмет" — это то, что "предо мной". Эстетическое, поэтому, прежде в:зго предмет наглядного постижения (у Лосева - "всматриваться", "любо— ваться","непосредственно задеть"), дополняемого зосг.р;:яткями другях модальностей, именно дополняемого, но не исчерпываемого (например, слухом).