Содержание к диссертации
Введение 3
Глава 1. Эстетическое восприятие музыки как воспитательное средство
Духовного становления личности школьников 11
1.1 .Психолого-педагогические аспекты восприятия музыки 11
1.2.Возрастные особенности музыкального восприятия и
духовно - эстетического становления 56
1.3.Педагогические условия духовно-эстетического становления
и музыкального восприятия в 6-8 классах 78
Выводы по главе 1 106
Глава 11. Опытно-экспериментальная работа по духовно-
эстетическому становлению личности школьников 6-8 классов. 107
2.1.Организация опытно-экспериментальной работы и анализ
результатов констатирующего эксперимента 107
2.2Формирующий этап опытно-экспериментальной работы 120
2.3.Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 174
Выводы по главе 11 184
Заключение 185
Библиография 187
Приложения
Введение к работе
Актуальность исследования. Экономический, технологический и социальный прогресс представляет человеку огромные возможности в освоении мира и создания материальных благ, обуславливает переход на информативную стадию развития цивилизации, что влечет за собой преобразование всех сфер жизни общества. Но, вместе с определенными благами эти изменения усиливают негативные тенденции в обществе и личности: снижение духовного и нравственного уровня; утерю идеалов, негативную переоценку эстетических ценностей и несформированностъ' вкусов, социальное отчуждение.
Противоречивая ситуация в общественном сознании актуализирует роль образования, в частности школы, способной возродить нравственный и эстетический потенциал подрастающего поколения. Современное положение в молодежной музыкальной культуре ставит общество и образование перед необходимостью обратить внимание на эстетический, художественный уровень развития подростков, личностные особенности, которые формируются в процессе воздействия преобладающей сегодня музыкальной культуры.
Успешность педагогической деятельности зависит от всей системы учебно-воспитательного процесса. В качестве ее основного звена актуальна гуманизация личности в аспекте духовно-эстетического становления, освоения культурных ценностей искусства.
Проблема становления личности подростка, изучение личностного роста учащихся в условиях учебно-воспитательной системы всегда были центром внимания гуманистической педагогики и психологии. Подрастающий человек необходимо нуждается в определенных духовно-нравственных основах и эстетических ориентирах, которые часто несовместимы с тем, что он встречает в реальной действительности и средствах массовой информации. Изменившиеся общественные условия и условия жизни человека, связанные со сложившейся ситуацией в стране, усугубляют трудности в становлении личности учащихся.
Между тем, искусство, в частности - музыкальное искусство, несет в себе устойчивое представление о духовных идеалах и ценностях, обладает огромным потенциалом в формировании высоких эстетических вкусов и потребностей. Среди педагогов и психологов сформировалось понимание необходимости использования духовно-эстетического содержания музыкального искусства в процессе воспитания, но в практике школьного музыкального образования это не реализуется в полной мере в связи с недостаточной разработанностью вопроса организации деятельности восприятия музыки на уроке.
Так же существует необходимость прогнозировать влияние организованного музыкального восприятия на процесс становления личности школьников, их эстетическое и духовное формирование. Предшествующее развитие изучаемой проблемы отражено в учении Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита. Убежденность, что человек должен воспитываться на идеалах красоты, добра и справедливости проповедовали великие философы и педагоги М.Монтень, Т.Мор, Т.Кампанелла, $ А.Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Д.Дидро, И. Песталоцци, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, B.C. Соловьев. Классики отечественной педагогической мысли /В.И.Водовозов, В.Я.Стоюнин, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий/ указывали на воспитательную роль искусства в духовно - эстетическом становлении молодежи.
Проблемы музыкального воспитания и музыкального восприятия^ также подготовки учителя музыки изучали Э.6- Абдупин, О.А.Апраксина, Ю.Б.Алиев, В.К.Белобородова, Н.А.Ветлугина, Л.В.Горюнова, НА. Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, В.И.Муцмахер, Е.В.Назайкинский В.ДОстроменский, В.И.Петрушин, М.Г.Плохова, В.Г.Ражников, М.А.Румер
Г.С.Тарасов, К.В.Тарасова, Б.М.Тешюв, Г.М.Цыпин. и др.
Серьезное внимание, связанное с изучением личности и ее становлением, уделяли в своих исследованиях Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова - Славская, Л.И.Божович, А.А.Бодалев, Д.И.Водзинский, Л.С. Выготский, Т.П.Гурина, В.А.Караковский, А.Г.Ковалев, В.С.Мерлин, Т.Е.Конникова, Б.Ф. Ломов, В.Э.Чудновский, В.А.Ядов.
Педагогическая наука изучала не только формирование знаний, умений и навыков, но и становление личности в целом - В.В.Давыдов, М.А.Данилов, М.Н.Скаткин, Л.В. Занков, И.Т.Огородников. Г.И.Щукина, М.И.Махмутов, И.С. Якиманская и пр.
Проблему становления личности школьников исследовали Ю.К.Бабанский, Г.Н.Волков, И.Н.Лернер, П.И.Пидкасистый, В.А. Разумный, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин, Л.В.Тодоров, Н.Е.Щуркова. и др.
Музыковедческие аспекты исследуемой проблемы отражены в трудах Б.В.Асафьева, М.Ф.Гнесина, В.В.Медушевского, Б.С.Мейлаха,
Т.В.Чередниченко, Б.Л.Яворского и других ученых.
Проблема исследования заключается в раскрытии сущности воспитательного воздействия музыкального восприятия как средства оптимизации процесса духовно-эстетического становления личности школьников 6-8 классов.
Цель исследования: теоретически и практически обосновать роль восприятия музыки как эффективного средства духовно - эстетического становления личности школьников 6-8 классов.
Объект исследования: учебно — воспитательный процесс в сфере музыкального образования.
Предмет исследования: духовно - эстетическое становление личности школьников 6-8 классов в системе целенаправленного музыкального образования.
Гипотеза исследования заключается в том, что духовно — эстетическое становление личности школьников 6-8 классов в процессе музыкального восприятия будет более успешным: -если в учебно - воспитательном процессе опираться на современные психолого-педагогические достижения в исследовании восприятия музыки; -если определены и реализованы педагогические условия духовно-эстетического становления личности подростка, а также возрастные особенности восприятия музыки; -если в процессе музыкального восприятия сформировано эмоциональное, осознанное отношение подростка к музыкальному искусству, которое в результате становится достоянием личности; -если в результате специальной подготовки, учитель музыки освоил на высоком теоретическом и практическом уровне психолого - педагогические основы организации музыкального восприятия.
В соответствии с целью, объектом, предметом, и гипотезой исследования определены следующие задачи: l.Ha основе анализа психолого-педагогической литературы и последних исследований определить содержание и педагогические условия процесса становления личности подростка;
2. Исследовать процесс восприятия музыки с точки зрения педагогики и психологии, изучить и охарактеризовать особенности восприятия музыки в подростковом возрасте (на основе экспериментально-опытной программы);
3.Выявить эстетические интересы, предпочтения и ценностные ориентации учащихся 6-8 классов;
4. На основе программы экспериментально проверить уровень психолого - педагогической подготовки студентов педагогического колледжа к организации музыкального восприятия в школе.
Методологическую основу исследования составили положения о необходимости гуманизации образования, концепции о ведущей роли деятельности как источнике духовного роста человека, положения психолого - педагогической науки о широких возможностях духовно -эстетического развития учащихся.
Исследование опиралось на теоретические концепции: -системно-деятельностного подхода к становлению личности /Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев. С.Л.Рубинштейн/; -ценностного восприятия личностью учебного материала /И.Н.Лернер/; -активизации познавательного интереса /Г.И.Щукина/; -возрастных особенностей мотивации учения /А.К.Маркова/:
В диссертации использованы методы исследования — теоретический анализ, обобщение научных идей и взглядов, изложенных в трудах по философии, психологии, педагогике, этике, эстетике, теории и методике музыки; анализ программ и опубликованных стандартов учебных курсов; метод наблюдения и опытно - диагностическая работа; анкетирование, тестирование, анализ уроков студентов, анализ творческих работ учащихся, констатирующий и формирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных; анализ собственного педагогического опыта; экспериментальное преподавание по разработанной программе.
Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью исходных методологических и научных психолого-педагогических позиций, применением комплекса теоретических и эмпирических методов, длительностью эксперимента, репрезентативной выборкой учащихся и студентов, целенаправленным анализом и обобщением опытно-экспериментальной работы, личным опытом преподавания. Опытно -экспериментальная база исследования - Московский областной музыкально- педагогический колледж, средняя школа № 2 и школа с углубленным изучением предметов № 3 г. Егорьевска.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается: - в выделении ведущих идей и обосновании целостного представления о содержании духовно — эстетического личностного становления подростков; -в выявлении принципов и структуры организации музыкального восприятия, с точки зрения психолого-педагогических закономерностей; в анализе и определении содержания психолого-педагогической подготовки студентов педагогического колледжа к организации музыкального восприятия; в теоретическом и экспериментальном выявлении педагогических условий, обеспечивающих становление личности учащихся 6-8 классов; а) учет психолого-возрастных особенностей подростка; б) построение деятельности музыкального восприятия на основе психолого-педагогических закономерностей, что способствует глубокому освоению музыкального произведения; в) активизация познавательного интереса в процессе учебной деятельности музыкального образования; г) организация применения гуманистического, ценностно- ориентирующего содержания музыкального искусства и его эмоциональный природы в качестве целенаправленного воспитательного воздействия на личность подростка.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе материалов педагогического эксперимента разработаны, апробированы: методические рекомендации о влиянии музыкального восприятия на духовно-эстетическое становление личности школьников 6-8 классов, предложены психологически и педагогически обоснованные условия организации музыкального восприятия в 6-8 классах; разработан курс «Психолого —педагогические основы музыкального восприятия». Материалы исследования могут быть использованы в лекционных и практических курсах, изучаемых в педагогических колледжах, училищах: в системе переподготовки и повышения квалификации учителей музыки.
На защиту выносятся следующие положения: