Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре Беляева Валентина Александровна

Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре
<
Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Беляева Валентина Александровна. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1999 339 c. РГБ ОД, 71:00-13/50-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 25

1.1. Анализ и характеристика категориального аппарата исследования 25

1.2. Методология образовательного процесса, ориентированного на воспитание и развитие духовно-нравственной сферы личности 53

1.3. Сущность и факторы духовно-нравственного воспитания и развития личности в теории и опыте светской и православной педагогической культуры 79 ^

Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ СВЕТСКОЙ И ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 101

2.1. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности учителя в условиях непрерывного педагогического образования . 101

2.2. Основы экспериментального исследования процесса духовно-нравственного становления личности учителя 123

2.3. Характеристика содержания духовных и нравственных ценностей учителя на различных этапах его становления

в современном образовательном процессе 130

2.4. Концептуальные основы содержания инновационной системы духовно-нравственного воспитания и развития личности учителя в образовательном процессе педагогического вуза 167

Глава 3. ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ СВЕТСКОЙ И ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 187

3.1. Педагогические условия и механизм духовно- нравственного воспитания, образования и саморазвития учителя в вузе 187

3.2. Технологические основы формирования духовно-нравственной сферы личности 208

3.3. Динамика духовно-нравственного становления личности учителя в условиях инновационной системы 229

3.4. Тенденции духовно-нравственного становления и развития личности учителя в контексте светской и православной педагогической культуры 248

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 268

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 288

ПРИЛОЖЕНИЯ 327

Введение к работе

В современных условиях скачкообразного перехода российского общества от существовавшего несколько десятилетий единообразия жизненного пространства к многоукладное наблюдается катастрофическое падение нравов и высоких принципов в общественной жизни. Соответственно быстро изменяются идеалы и ценностные ориентации у людей. Молодое поколение, находящееся в активном периоде социализации, особенно остро воспринимает влияние новых экономических и политических преобразований.

Высокие духовные национальные ценности бытия такие, как лю-бовь к Отечеству и забота о ближних, самоценность личности каждого человека, стремление к доброте и отвержение насилия по отношению к другим в этих условиях существенно утрачивают свое значение-. Нравственность начинает определяться по принципу "что не запрещено законом, то можно", совестливость вообще уходит в разряд недостатков, а идеалы стираются. Вследствие этого наблюдается противоречие между потребностью в позитивных социокультурных преобразованиях в обществе и недостатком высокодуховных, патриотически настроенных людей, готовых их осуществлять. Проблема духовно-нравственного обновления современного российского общества становится в данных условиях весьма актуальной.

Российская и мировая педагогическая культура в своей теории и практике определяет высокую степень сложности духовного и нравственного воспитания и становления личности, указывает на неизбежную протяженность этих процессов во времени и необходимость активного участия в них учителя-наставника, способного приобщать своих воспитанников к высоким духовным ценностям бытия, учить их "духовному и нравственному деланию".

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания актуализируется и по той причине, что в традиционной педагогике в свое время она не получила достаточного рассмотрения, не имела обоснованной теории и опыта воспитания духовно-нравственной сферы личности в ее целостности. В энциклопедическом словаре и других словарях отсутствуют такие понятия как "духовность", "духовный мир человека", "душа". Более того, вопрос о воспитании души, духовного мира обучающихся в государственных образовательных программах не ставился. Образовательные процессы в вузах и школах были ориентированы преимущественно на формирование и развитие интеллектуальных сил обучаемых, а воспитание личности, ее духовных ценностей бытия подменялись ценностями искусства и культуры, моралью отношений.

Реализация принципа гуманизации системы образования в стране, продолжающееся ее реформирование, направлено прежде всего на удовлетворение потребностей граждан в образовательном цензе и обеспечении условий для самореализации потенциальных возможностей и способностей каждого человека. Проблема духовно-нравственного становления личности остается как бы второстепенной, хотя и декларируется в различных государственных документах, определяющих процесс реформирования содержания образования.

Средняя общеобразовательная школа в различных ее вариантах и типах не может в достаточной мере влиять на духовно-нравственное становление подрастающих граждан поскольку учитель сам не обладает духовно-нравственным потенциалом, который мог бы служить решающим фактором создания соответствующей атмосферы образовательного процесса, эффективного влияния на духовное образование, воспитание и развитие ребенка. Поэтому очевидна необходимость такой общекультурной и профессионально-педагогической

подготовки учителя, на основе которой он мог бы достичь высокого/^ уровня развития духовно-нравственной сферы личности и обладал готовностью к целенаправленному систематическому духовно-нравственному воспитанию молодежи.

Вместе с тем, профессионально-педагогическая подготовка учителя на протяжении десятилетий в условиях педагогического единообразия имела строго определенную мировоззренческую направленность, знания о человеке, его культуре и жизнедеятельности рассматривались односторонне. Знания о духовном мире ребенка, о воспитании его души были изъяты из области педагогических знаний и тезауруса. Однако теория и опыт педагогической культуры России свидетельствуют о том, что Российское государство и его система образования в различные периоды истории имели положительные примеры воспитания у граждан высокой духовности и нравственности, яркие примеры бескорыстного служения Отечеству и своему народу.

Духовная и нравственная культура учителей России выросла на лучших традициях русской народной культуры, в основе которой находится тысячелетний опыт православной веры. Православная педагогическая культура в России изначально представлена в трудах святых отцов русской церкви. Духовная сущность человека, возвышающая его над всем другим биологическим миром, его предназначение и смысл жизни, забота о воспитании и взращивании души, предупреждение от дурных поступков, образование и подготовка к достойному вступлению в общественную жизнь - всегда были предметом их рассмотрения.

Педагогические идеи основоположников свято-отеческой педагогики о воспитании истинного христианина занимали одно из центральных мест в поиске ими путей этого воспитания. Так, духовно-

литературное наследие святителя Феофана Вышенского показывает, что основное внимание он уделяет вопросам христианской антропологии, духовного мира человека, устроения его души и заботы о ней, вопросам совершенствования духовной жизни в процессе жизненного пути. Выделение духовного начала и нравственности человека как предметов особенных забот в воспитании не умаляло в суждениях православных педагогов значимости физического, эстетического и трудового воспитания. При этом одной из основополагающих педагогических идей была идея взаимосвязи светских наук и религиозного образования (святитель Григорий Богослов, 391г.).

Проблемы духовной сущности человека, воспитания его души, патриотизма и национального достоинства, значимости и роли отечественной культуры в воспитании гражданина России, необходимости взаимосвязи светской и православной педагогической культуры в деле образования раскрываются в трудах К.Д. Ушинского. В его педагогических воззрениях отражаются глубокие философские взгляды на природу и сущность человека. Им поставлена фундаментальная проблема необходимости изучения личности во всей ее целостности, проблема антропологических знаний, "в которых изучается телесная и душевная природа человека". Он поясняет, что в основе нравственного развития ребенка должно лежать воспитание в нем "чувствований", которые составляют "строй души" человека. К.Д. Ушинский подчеркивал значимость православной педагогической культуры в воспитании человека: "В том-то и состоит заслуга христианства перед цивилизацией, каково бы ни было наше миросозерцание, что христианство коренным образом изменило природу человека и отношение человека к человеку, не требуя для этого ни особенных знаний, ни особенно развитого ума".

Огромную роль воспитательного воздействия православной культуры великий педагог видит в ее глубоком содержании, где религиозное, нравственное, этическое и эстетическое объединяются в единое их педагогической сущностью. О необходимости воспитания духа, души и национального самосознания на основе отечественной педагогической культуры он говорит как об бсновополагающей задаче государственной важности.

Психологически тонкий и действенный подход к воспитанию истинных патриотических чувств и высокой облагораживающей жизнь духовности раскрывает в своих трудах И.А. Ильин (160).

Известный философ, психолог В.В. Зеньковский вслед за К.Д. Ушинским, Н.И. Пироговым, И.А. Ильиным считает духовное "устроение" человека одной из важнейших задач воспитания. В его трудах "Психология детства" и других представлена динамика духовного и психо-физического развития ребенка, его душевной жизни и духовного созревания как предмет и область особой заботы воспитателя. Ученый обращает внимание на необходимость светской педагогической культуры проникнуться тем пониманием личности, какое дает христианство, замечая, что речь ведь идет не о том, чтобы искусственно связать истины православия с проблемами и построениями современной педагогики, а о том, чтобы раскрыть внутреннюю связь подлинных и серьезных достижений современной педагогической мысли с тем глубоким пониманием человека, какое развивает христианство.

Анализ теории и опыта достижений современной педагогической культуры в деле воспитания обнаруживает, что результативность воспитания в образовательных учреждениях еще не соответствует ожидаемым результатам по формированию у учащейся молодежи мировоззренческих представлений, взглядов и убеждений в области со-

циальных отношений, самоопределения в социальной жизни и становления себя как духовной личности и члена общества.

Однако современная школа благодаря возможностям дополнительного образования начинает робко обращаться к проблеме духовно-нравственного воспитания учащихся: вводятся такие дисциплины, как мировая художественная культура, религоведение и др., факультативы по изучению знаний Закона Божия, жизни святых России. Но обращение к этим знаниям проводится без соответствующей подготовки учителя.

В последнее десятилетие с началом реформы образования в отечественной педагогической науке поднимается вопрос о духовном мире человека, о необходимости духовного воспитания в светском его понимании (К.А. Альбуханова-Славская, Е.П. Белозерцев, И.Ф. Исаев, И.Б. Котова, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.). Но в чем состоит сущность духовного воспитания и как его осуществлять ими не определяется.

В.Ю. Троицкий представляет задачу русской школы как задачу возрождения и утверждения русского национального и одновременно российского самосознания. Им отмечается что пока учитель будет исходить только из представлений материальных законов и законов материи и не будет думать о законах духа, возродить школу будет трудно. Е.П. Белозерцев, обращаясь к идеям отечественных ученых прошлого и настоящего, выделяет то общее, что объединяет их суждения: образование - это историко-культурный феномен, процесс, результат и условие развития духовных начал конкретного народа и каждого человека, а его смысл - в развивающемся человеке, его духовном становлении. Им подчеркивается, что русское образование должно быть национальным по содержанию и православным по духу.

Все изложенное свидетельствует о том, что проблема духовно развитой культурной личности является инновационной педагогической ценностью для современной школы. Принципиальное значение для ее решения имеют труды российских философов, педагогов и психологов прошлых лет: А.С. Аскольдов, А.И. Введенский, СИ. Гессен, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, А.А. Козлов, С.А. Куломзина, Н.О. Лосский, Н.И. Пирогов, К.П. Победоносцев, В.В. Розанов, К.Д. Ушинский, Г.И. Челпанов и др.; исследования, посвященные проблеме профессионально-педагогической культуры учителя: Е.П. Белозерцев, С.Г. Вершловский, М.Я. Виленский, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик, И.В. Котова, В.А. Сластенин, С.Г. Спасибенко, А.Н. Стрижев, В.М. Меньшиков, А.В. Мудрик, Б.Т. Лихачев, Ю.В. Троицкий, Е.Н. Шиянов и др.

Построение концепции духовно-нравственного становления личности учителя требует анализа сложившейся социально-педагогической ситуации, передового педагогического опыта, накопленного научно-педагогического фонда отечественной светской и православной культуры. Неразработанность концептуальных основ духовно-нравственного воспитания и становления личности учителя, отсутствие целостной теории духовно-нравственного воспитания в системе непрерывного педагогического образования сдерживают и ограничивают качество подготовки учителя к духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Все это определило проблему исследования: какова совокупность ведущих тенденций, принципов и педагогических условий духовно-нравственного становления и развития личности учителя в контексте идей светской и православной педагогической культуры.

Решение этой проблемы составило цель исследования.

Объект - духовно-нравственное воспитание будущего учителя.

Предмет - ведущие тенденции, принципы и условия процесса духовно-нравственного становления учителя в теории и опыте светской и православной педагогической культуры.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:

1 .Разработать и обосновать совокупность положений, определяющих теоретико-методологические основы исследования процесса становления и развития личности учителя в контексте теории и опыта светской и православной педагогической культуры.

2.Определить сущность и содержание характера образовательного процесса, ориентированного на воспитание и развитие духовно-нравственной сферы личности учителя.

3.Выявить общее и особенное в проблеме духовно-нравственного воспитания в светской и православной педагогической культуре.

4.Разработать концептуальные основы инновационной системы духовно-нравственного воспитания и развития личности.

5.Охарактеризовать технологические основы процесса воспитания духовно-нравственной сферы личности учителя.

6.Выявить и обосновать педагогические условия и ведущие тенденции духовно-нравственного становления и развития учителя в ин-тегративной взаимосвязи светской и православной педагогической культуры.

Гипотеза. В исследовании предполагалось, что процесс духовно-нравственного становления и развития личности учителя, в ходе профессиональной подготовки, основанной на интеграции светской и

православной педагогической культуры, приобретает действенный, управляемый и эффективный характер, если:

используется теория и опыт позитивных тенденций светской и православной педагогики в духовно-нравственном воспитании личности;

содержание образовательного процесса строится в соответствии с ценностями отечественной педагогической культуры, базируется на методологических основах светской и православной культуры;

используется инновационная система духовно-нравственного воспитания и развития личности учителя, органически вписывающаяся в условия профессиональной подготовки учителя и создающая атмосферу духовности как источника нравственного и эстетического самосовершенствования;

формирование духовного идеала осуществляется при осознании будущим учителем присущих ему духовных ценностей человеческого бытия в процессе деятельного приобщения к православным традициям российского народа;

приобщение к духовными ценностям как безусловным ориентирам организации жизнедеятельности осуществляется в условиях субъектной познавательной, созидательной и поисковой деятельности по развитию духовной культуры своего народа;

включение воспитуемых в созидательную деятельность духовного и нравственного саморазвития происходит в условиях многообразия видов практической педагогической деятельности на индивидуально-ориентированном содержательно-дидактическом уровне;

- вовлечение будущих учителей в творческую деятельность по раз
работке авторских образовательно-воспитательных программ духов-

но-нравственного становления и развития учащихся организуется на основе теории и опыта светской и православной педагогики, непосредственно на экспериментальных площадках образовательных учреждений;

обеспечиваются субъект-субъектные отношения преподавателей и студентов в совместной поисково-преобразующей профессионально-педагогической деятельности в области духовной культуры;

инновационная система подготовки будущих учителей к духовно-нравственному саморазвитию, образованию и воспитанию учащихся предстает как целостная, гибкая, вариативная, базирующаяся на государственном профессиональном образовательном стандарте и системе дополнительного образования.

Общую методологию исследования составляют философские положения о всеобщей связи, целостности, взаимозависимости явлений и процессов окружающего мира, о биологической, психической, духовной и социальной сущности человека, о творческой сущности личности, выступающей субъектом педагогического процесса, о человеке как субъекте общественных отношений. Ведущими методологическими ориентирами избраны: культурологический подход, вскрывающий единичное, общее и особенное в отечественной светской и православной педагогической культуре; аксиологический подход, рассматривающий человека как высшую ценность общества, а воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей; личностно-деятельностный подход.

На уровне общенаучной методологии основными принципами стали: единство системного и целостного подходов в изучении свет-

ской и православной педагогической культуры; педагогической антропологии; единство теоретического и эмпирического.

Использование совокупности положений общей и конкретной методологии потребовало разработки и обоснования категориального аппарата исследования, определения ведущих идей и методов их теоретического обоснования, научного описания изучаемого опыта педагогической культуры прошлого и современного, анализа, обобщения, синтеза, экспериментальной проверки и оценки результативности разработанных педагогических систем и условий их внедрения в педагогическую реальность.

В основу разработки научной концепции исследования положены идеи общей теории культуры (А.И. Арнольдов, B.C. Библер, В.В. Зеньковский, Э.В. Ильенков, И. А. Ильин, В.И. Несмелов, В.М. Розин и др.); положения психологической теории личности (К.А. Альбуханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Е.И. Исаев, И.А. Ильин, В.В. Зеньковский, И.Б. Котова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Г.И. Челпанов и др.); идеи психолого-педагогической культуры (К. А. Альбуханова-Славская, Е.П. Белозерцев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Н.В. Кузьмина, Б.Т. Лихачев, А.В. Мудрик, В.А. Сласте-нин, С.Г. Спасибенко, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Е.Н. Шиянов и др.); идеи об индивидуальности и самореализации личности (К.А. Альбуханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.А. Вербицкий, В.В. Зеньковский, А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.В. Столин, К.Д. Ушинский и др.); идеи о педагогических ценностях и ценностных ориентациях (Е.П. Белозерцев, Е.И. Исаев, И.А. Ильин, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский, Е.Н. Шиянов и др.); идеи о целостности и технологии педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий,

В.В. Давыдов, В.И. Качан, В.В. Краевский, Б.Т. Лихачев, В.А. Сласте-нин, Л.Ф. Спирин и др.).

Ведущей идеей концепции является духовно-нравственное развитие личности учителя в процессе творческого освоения теории и опыта светской и православной педагогической культуры России. Она основана на положении о том, что знания (о духовно-нравственной сфере, духовных и нравственных ценностях, душевной и духовной жизни) могут выполнять системообразующую функцию по отношению ко всем другим антропологическим знаниям о человеке. Инвариантные и вариативные знания о духовно-нравственной сфере человека, о проблемах духовной и душевной жизни будут воздействовать на чувства обучаемых только в случае их субъектного осмысления с позиций интеграции науки, религии и общественной жизни. Субъектная творческая учебно-познавательная деятельность личности по восприятию и осмыслению этих знаний успешно осуществляется в условиях, когда они являются объектом ее потребности, и становится фактором самореализации личности и условием их инте-риоризации.

Методы и база исследования. Решение поставленных задач и проверка гипотезы обеспечивались комплексной методикой педагогического исследования: методы теоретического анализа - историографический, биографический, метод моделирования; диагностические - анкетирование, беседа, прямое и косвенное наблюдение, обобщение независимых характеристик, анализ продуктов деятельности; метод экспертных оценок; педагогический эксперимент; изучение и обобщение передового педагогического опыта, методы статистической обработки данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования были Рязанский государственный педагогический университет им. С.А. Есенина, Рязанский институт развития образования, православная, общеобразовательная школа-гимназия им. св. Василия Рязанского, общеобразовательная педагогическая гимназия-школа № 44, общеобразовательные школы №№ 52, 51, 39 г. Рязани, Шацкого и Рыбновского районов Рязанской области. Исследованием было охвачено 168 педагогов и 600 студентов.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

I. этап - 1985-1988гг. - был посвящен изучению проблемы формиро
вания и динамике развития ценностных ориентации и нравственных
качеств у будущих учителей в процессе их воспитания и саморазви
тия.

II. этап - 1989-1991гг. - являлся основой для глубокого и всесторон
него изучения социально-педагогических условий и технологий фор
мирования и состояния духовно-нравственного воспитания учащихся
и студентов, моделирования инновационной системы подготовки бу
дущих учителей к духовно-нравственному саморазвитию, самообра
зованию и самовоспитанию учащейся молодежи в условиях непре
рывного образования.

III. этап - 1992-1997гг. - определял углубление научного поиска пу
тей духовно-нравственного становления будущего учителя: проекти
рование, конструирование и экспериментальная апробация инноваци
онной системы формирования духовности и нравственности учителя в
условиях взаимосвязи теории и опыта светской и православной педа
гогики, его подготовки к духовно-нравственному воспитанию и обра
зованию учащихся.

IV. этап - 1997-1998гг. - был связан с подготовкой монографии по теме исследования, оформлением результатов в виде докторской диссертации.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Духовно-нравственное становление учителя есть целенаправленное освоение личностью высоких духовных и нравственных ценностей бытия, определение своего духовного идеала и самореализация стремления к нему, саморазвитие и самосовершенствование духовной и душевной жизни в процессе профессионального воспитания и самовоспитания.

  2. Сущность развития духовно-нравственной сферы выражается духовным идеалом и духовными ценностями личности, составляющими ее ядро. Нравственные ценности выступают производными по отношению к духовным. Составляющими компонентами духовно-нравственной сферы являются интеллектуальный, потребностно-мотивационный, операциональный, интеллектуально-эмоциональный и действенно поведенческий, взаимосвязь которых обеспечивает функционирование психолого-педагогического механизма ее развития.

Содержание духовно-нравственного воспитания и развития личности учителя представляет собой один из компонентов целостной педагогической системы.

3. Педагогические условия, обеспечивающие функционирование
психолого-педагогического механизма духовно-нравственного воспи
тания, образование и саморазвития учителя в образовательном про
цессе в вузе, содержат направленность образовательного процесса на
духовно-нравственное воспитание и образование учителя; интегра
цию теории и опыта светской и православной педагогической культу
ры в содержании и технологических основах образовательного про-

цесса в рамках государственного образовательного стандарта и дополнительного образования; обеспечение в системе содержания образования философских, научных и религиозных взглядов на мироздание, место и предназначение человека в окружающем его мире; обеспечение органической взаимосвязи философско-культурологи-ческого и собственно-педагогического потенциалов образования; открытость знаний для привнесения нового; определение иерархии ценностей, где главенствующими служат высокие духовные и нравст-

венные ценности бытия человека в мире; свободу выбора обучаемыми области знаний в содержании отечественной педагогической культуры и способов его освоения в различных видах субъектной творческой деятельности; единство учебной, научно-исследовательской и практической деятельности по приобщению студентов к высоким духовным ценностям российской педагогической культуры.

4. Основными тенденциями в процессе становления духовно-нравственной сферы личности учителя выступают: расширение поливариативного содержания знаний в области отечественной педагогической культуры и формирование на этой основе профессионально-педагогического мировоззрения. В его центре находятся: представления о целостности личности, ее духовной сущности; переориентация содержания общечеловеческих ценностей на высокие личностно-ориентированные духовные и нравственные ценности бытия человека, осмысление их с позиции свободы выбора путей служения идеалам добра и справедливости и ответственности за свой выбор; приумножение гуманистических и духовно-нравственных ценностей в профессионально-педагогической культуре на технологическом уровне, актуализация стремления у будущего учителя к саморазвитию духовного мира и самореализация духовно-нравственного потенциала в профессиональной

деятельности; расширение диапазона возможностей для самоопределения студентов в своем духовно-нравственном саморазвитии и самовоспитании в образовательном пространстве вуза.

5. Общим в теории светской и православной педагогической
культуры является: признание духовной сущности человека, сопря
женности его с системой мира; признание свободы личности в само
познании и самосовершенствовании; ориентация на духовные и нрав
ственные ценности в целевых стратегических установках образова
тельного процесса.

Различия отмечаются в: содержании понятия "духовность"; компонентном представлении целостности личности; признании возможности познания личности во всех отношениях в светской педагогике и невозможности познания ее духовного внутреннего мира во всей его полноте - в православной; в технологических основах процесса духовно-нравственного воспитания и развития.

6. Технологические основы процесса воспитания духовно-
нравственной сферы личности отличаются характером содержания
его компонентов, базирующихся на интегрированной взаимосвязи
теории и опыта светской и православной педагогической культуры.
Каждый из компонентов в своей содержательной сущности и меха
низме функционирования законосообразно детерминирован принци
пами воспитания и развития личности, в которой биосоциальное и
духовное едины.

Учебно-познавательная деятельность будущего учителя имеет выраженный акцент на изучение системы антропологических знаний о целостности личности и ее духовной сущности; его практическая деятельность в светских и православных образовательных учреждениях носит творческий профессионально-преобразующий характер в

условиях субъект-субъектных отношений; учебно-научно-исследовательская деятельность ориентирована на поиск и приобщение к духовным и нравственным ценностям отечественной педагогической культуры.

7. Основными принципами функционирования инновационной педагогической системы духовно нравственного воспитания и развития личности учителя являются: открытость для совместной работы со всеми заинтересованными лицами (светскими и православными педагогами, учеными-богословами, деятелями культуры и др.); целостность образовательного процесса и его соответствие ориентирам ГОСВПП и нормативным документам о дополнительном образовании; системность в организации и проведении научно-педагогического исследования; комплексный подход к организации экспериментальной и опытно-экспериментальной работы учителей, студентов, педагогов вуза с позиций интегрированного сотрудничества в научном педагогическом поиске; технологичность содержания образования; лично-стно-деятельностный, культурологический, аксиологический и диалогический подходы к включению студентов в процессы индивидуальной творческой деятельности, саморазвития духовно-нравственной сферы и профессиональных способностей духовно-нравственного воспитания учащихся.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

заключается в том, что полученные в нем результаты содержат в своей совокупности решение крупной научной проблемы педагогики -теорию и практику духовно-нравственного становления и развития личности учителя в контексте светской и православной педагогической культуры:

-разработаны педагогические категории духовно-нравственного воспитания и развития личности учителя, раскрыты их сущностные характеристики (духовность, нравственность, духовно-нравственное становление и др.);

-определены методологические принципы и психолого-педагогические условия образовательного процесса, ориентированного на духовно-нравственное воспитание и развитие личности учителя;

-представлен системно-структурный анализ содержания и динамики процесса духовно-нравственного становления личности учителя на довузовском, вузовском и послевузовском этапах педагогического образования;

-разработана инновационная система * духовно-нравственного воспитания и развития студентов педагогического вуза и подготовки их к духовно-нравственному образованию и воспитанию учащихся;

-теоретически обоснована и экспериментально проверена целостная концепция духовно-нравственного становления и развития личности учителя в условиях инновационной образовательной системы в педагогическом вузе;

-разработан дидактический механизм и технология реализации инновационной системы духовно-нравственного воспитания и образования будущего учителя;

-выявлена динамика развития у студентов высоких духовных и нравственных ценностей бытия в условиях инновационной педагогической системы и тенденции развития их духовно-нравственного потенциала в образовательном процессе педагогического вуза;

-впервые создана и экспериментально апробирована на региональном уровне система духовно-нравственного воспитания и развития личности учителя и подготовки его к духовно-нравственному воспитанию учащихся в условиях интегрированного сотрудничества и творческого взаимодействия педагогов государственных образовательных структур и православных.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы определяют концептуальные представления о стратегии развития и совершенствования интеграции духовно-нравственного воспитания и профессионально-педагогической подготовки учителя, что создает реальные предпосылки для современной подготовки педагогических кадров. Прошедшие опытно-экспериментальную проверку учебные программы и методические рекомендации могут непосредственно использоваться и находят реальное применение в педагогической практике. Результаты исследования обладают необходимым прогностическим потенциалом и определяют принципиальную возможность организации на его основе дальнейшего поиска путей и методов совершенствования духовно-нравственного развития личности учителя.

Разработана и внедрена в практику Рязанского педагогического университета, Рязанского института развития образования, православной гимназии, общеобразовательных школ (44, 52, 39), Пощупов-ской сельской начальной школы система научного педагогического поиска путей и средств духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи.

В образовательные процессы педагогического вуза, института развития образования, православных и общеобразовательных школ

(44, 51, 52, 39) введены новые компоненты содержания образования, освещающие сферы патриотического воспитания, духовных и нравственных ценностей бытия человека, новые педагогические технологии духовно-нравственного воспитания и развития личности учителя.

В условиях инновационной педагогической системы в процессе творческой субъектной научно-практической деятельности у студентов обогащаются знания и формируются предпосылки целостного мировоззрения, существенно активизируется самодеятельность в самовоспитании и саморазвитии своего духовного мира, формируются умения духовного и нравственного воспитания и образования учащихся.

Личное участие соискателя состоит в теоретической разработке идей и положений по исследуемой теме, непосредственном осуществлении и руководстве проведением опытно-экспериментальной работы в качестве преподавателя вуза, зав. кафедрой педагогики, руководителя лаборатории альтернативной педагогики и центра православной педагогики, соискателя целевой исследовательской программы "Учитель".

Анализ и характеристика категориального аппарата исследования

Исследование проблемы духовно-нравственного становления учителя в контексте ведущих идей светской и православной педагогической культуры предполагает изначальное обращение к тем категориальным понятиям, которые являются основополагающими в определении методологии исследования.

В отличии от традиционных педагогических исследований, в которых мировоззренческая область знаний рассматривается лишь с позиций "официальных наук", ядром которых является диалектико-материалистический путь познания, в нашей работе, на основе принципа целостности познания окружающего мира анализируются различные подходы к миропониманию и способам познания окружающей действительности. В результате этого известные традиционные понятия личности, нравственности, духовности, духовной жизни и другие предстают несколько в ином содержании, обогащенные идеями православной культуры русского народа, практикой социального опыта.

Проектирование и конструирование инновационных подходов к формированию личности учителя, процессу его духовно-нравственного становления предполагает всесторонний анализ содержательной сущно сти его духовной и нравственной сфер и соответствующее категориаль ное, для данного исследования, определение таких ключевых понятий как "культура", "образование", "личность"; "воспитание", "обучение", "развитие", "становление", "самоопределение"; "духовность", "нравственность", "ценности", "ценностные ориентации"; "педагогическая антропология"; "непрерывное педагогическое образование"; "образовательная технология".

Обратимся к анализу категориального аппарата с позиций определения понятий в философии, культурологии, психологии, педагогике в светском представлении и соответствующих воззрений православной культуры.

Понятие "культура" принято рассматривать как способ организации жизнедеятельности человека, если речь идет о культуре общественно-экономической формации того или иного исторического периода; как способ организации познания, если говорят о культуре исследования какой-либо проблемы; как способ выражения внутренних чувств и переживаний человека, если рассматривается область искусства или область гуманистических отношений человека с природой, другим человеком, обществом. Особо выделяют понятие "профессиональная культура" врача, педагога, военного специалиста и др.

В толковом словаре под редакцией профессора Д.И. Ушакова по нятие "культура" представлено как "совокупность человеческих дости жений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе", и как "то или иное состояние общественной, хозяйственной, ум ственной жизни в какую-нибудь эпоху, у какого-нибудь народа, класса" ( т.1, 1546). В советском энциклопедическом словаре понятие куль туры определяется гораздо шире и вводится "в более узком смысле - сфера духовной жизни людей". \ . Утверждается, что в основе развития материальной и духовной культуры, находящихся в органическом единстве, лежит развитие материального производства.

В настоящее время в философии выделяется ряд подходов к осмыслению феномена культуры: аксиологический, деятельностный, семиотический, структуралистический, социологический, гуманистический. Не ставя перед собой задачи анализа каждого из них, обратимся лишь к тем, которые имеют значимость для методологии данного исследования. Так, согласно аксиологическому подходу, "культура есть не что иное, как реализация идеально-ценностных целей, предметный мир, взятый под углом зрения его значения для человека" (411, 348). С позиций деятельностного подхода "Культура есть способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития общества" (411, 249). При гуманистическом подходе внимание акцентируется на совершенствовании человека как субъекта духовно-нравственной культуры.

В этих подходах внимание сконцентрировано на сущностной стороне культуры как технологии созидания человеком своей родовой сущности. Но при этом возникает вопрос каким образом определился именно тот или иной способ организации жизнедеятельности, та или иная природа и значимость для человека, общества мира ценностей, норм поведения и др.?

Известно, что само по себе ничто не возникает и всегда есть какой-то изначальный базисный ориентир, который задает эти нормы и соответствующие способы организации жизнедеятельности, отношений между людьми, способы познания и т.д.

Таким изначальным базисным ориентиром выступает духовность человека, общества в целом. В этом смысле духовность представлена верованием человека (в равной мере религия и атеизм) и выражается в идеале, идеях, ценностях, к которым стремится общество и человек. Поэтому совершенно несправедливо приравнивание культуры к духовности или представление духовности лишь как выражение культуры. Духовность есть базис, основа культуры общества и человека. Поэтому так значимо духовно-нравственное становление личности в стремлении общества к духовному возрождению.

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности учителя в условиях непрерывного педагогического образования

Непрерывное педагогическое образование представляет собой систему профессионально-педагогического воспитания личности учителя, базирующуюся на трех ступенях: довузовский этап образования, вузовский и послевузовский. Принцип непрерывности определяет функционирование данной системы в условиях органической преемственности образования от низшей ступени к высшей. "Непрерывность образования - это и линейное, последовательное восхождение по ступеням образования, каждая из которых решает свой, относительно самостоятельный комплекс задач. Это и освоение образовательных ступеней с разрывом во времени. Это и возможность не только продолжения, но и смены типа образования, которая позволяет человеку переключаться из одной сферы деятельности в другую, то есть возможность образовательного маневра личности на разных жизненных этапах, исходя из ее потребностей и интересов" (56, 77). При этом стратегией педагогического образования, по определению В.А. Сластенина, является "...становление духовно развитой культурной личности, обладающей целостным гуманистическим мироотно-шением..

Понятие "педагогическое воспитание" в традиционной вузовской педагогике используют крайне редко и, как правило, подменяют его понятием "профессионально-педагогическая подготовка", что, на наш взгляд, не может быть адекватным, поскольку "подготовка" - это овладение какими-либо нормативными приемами и навыками специальной деятельности. Смысловое же значение "педагогическое воспитание" гораздо глубже и предполагает прежде всего овладение учителем педагогическими ценностями, которые служат ориентирами в искусстве воспитания и образования. Односторонность в истолковании понятия ведет и к определенной односторонности в организации образовательного процесса, а именно - к превалированию предметного образования над специальным педагогическим. В нашем исследовании системно-структурный анализ содержания духовно-нравственного воспитания осуществляется с позиций равнозначных требований к специальному профессиональному образованию учителя (собственно знаний, умений их творческого применения и возможного отношения к ним) и требований к формированию у будущих учителей педагогических ценностей, среди которых приоритет принадлежит высоким духовным и нравственным ценностям отечественной культуры и бытия всего человечества.

Содержание духовно-нравственного воспитания и развития личности учителя представляет собой один из компонентов целостной педагогической системы. Его роль настолько велика, что даже небольшие изменения в содержании могут менять результативность этой системы в целом и, более того, приводить к неожиданным результатам. В современных условиях, когда содержание образования и воспитания становится все более вариативным, предвидеть результаты педагогического процесса в формировании личности учителя становится еще сложней. Именно поэтому мы обратились к системно-структурному анализу содержания духовно-нравственного воспитания и развития личности учителя на различных этапах его становления.

Как известно, "при системном подходе анализу подвергаются все элементы исследуемой системы, их внутренние и внешние связи, качество и уровень выполнения главной полезной системной функции, выявляются внутренние и внешние противоречия, скрытые резервы и условия оптимального развития как отдельных элементов и связей, так и системы в целом" (57, 116). В связи с этим, к основным анализируемым качествам содержания духовно-нравственного воспитания и развития личности учителя в системе непрерывного педагогического образования следует отнести: функциональность; структуру (целостность); организацию и управление (элементами и связями); системное качество "на выходе" воспитательной системы - духовно-нравственная сфера личности.

Функциональность обусловливается целью воспитательной системы и, если цель конкретизирована в проектируемом конечном результате и задачи по ее достижению поставлены определенно и правильно в соответствии с системообразующим и системоразвивающим принципами, то требуемое функцией формирование системного качества у личности должно быть обеспечено.

Педагогические условия и механизм духовно- нравственного воспитания, образования и саморазвития учителя в вузе

Проблема поиска путей обновления и развития образовательного процесса в вузе в целях его ориентации на духовно-нравственное воспитание будущего учителя, его подготовку к духовно-нравственному воспитанию учащихся, требовало выявлений педагогических условий, определяющих возможности становления духовности и высокой нравственности обучаемых. Это требовало детальной проработки всех ее составляющих.

Основными вопросами при этом являлись: создание необходимых педагогических условий функционирования закономерностей развития образовательного процесса, ориентированного на духовно-нравственное воспитание, образование и саморазвитие личности; проектирование, конструирование и реализация психолого-педагогического механизма духовно-нравственного воспитания и развития обучаемых.

Поскольку педагогические условия и механизм духовно-нравственного воспитания не могли существовать безотносительно целостной структуры организации предполагаемой деятельности, нами была разработана и внедрена в практику Рязанского государственного педагогического университета инновационная педагогическая система. Вначале (1992 г.) она было представлена лабораторией альтернативной педагогики, в которой студенты и преподаватели кафедры педагогики в совместной научной работе исследовали инновации в педагогическом образовании в отечественной и зарубежной школах.

Целью создания лаборатории являлось исследование содержания и педагогических условий подготовки учителя к работе в альтернативных педагогических системах. Данная цель была актуализирована быстрым потоком реформирования общеобразовательных школ и реорганизации их в гимназии, лицеи, а также - возникновением новых, неродственных традиционной отечественной педагогической системе школ, таких, как вальдорфская, христианская гимназия адвентистов седьмого дня и других. В этих условиях потребность педагогических коллективов школ и отдельных учителей в новых знаниях, освещающих вопросы инновационных педагогических систем и технологий, знаний и умений, которые позволяли бы решать актуальные проблемы школы сегодняшнего дня (проблемы дифференцированного обучения, коррекционной педагогики, духовно-нравственного воспитания учащихся на возрождающихся православных традициях русского народа и др.) была настолько велика, что будущие учителя различных факультетов с энтузиазмом включились в работу в новой лаборатории.

Для организации учебно-познавательной, научно-исследовательской и профессиональной практической деятельности студентов в лаборатории потребовалось переосмысление содержания педагогических знаний и технологий развивающего обучения в соответствии с имеющейся системой ценностей и приоритетов в образовательной политике государства. Были определены новые подходы к конструированию педагогического процесса, введение в него новых педагогических технологий, создание новых образовательных программ и учебных пособий, определены принципы построения и функционирования инновационной педагогической системы.

В определении задач, которые предстояло решать в ходе образовательного процесса в условиях лаборатории альтернативной педагогики, мы ориентировались на те трудности, что испытывали учителя, приступая к работе в школе того или иного типа. Например, особую остроту приобрела проблема формирования у будущих учителей умения правильно ориентироваться в идеологических основах образовательного процесса, детерминированных теми или иными философскими воззрениями. Студенты должны знать какое влияние оказывают на формирование мировоззрения у учащихся и приобщение их к жизненно важным духовным и нравственным ценностям антропософия, материалистические воззрения, православное и другие вероучения с тем, чтобы правильно осуществить свой выбор типа школы.

Похожие диссертации на Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре