Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основания становления экологической культуры будущего специалиста 20
1.1. Философские вопросы становления у будущего специалиста экологической культуры 21
1.2. Сущность и психологические механизмы процесса становления экологической культуры будущих специалистов 64
1.3. Становление экологической культуры будущего специалиста в системе высшей школы как педагогическая проблема 99
1.4. Анализ сложившейся практики подготовки будущих специалистов к решению экологических проблем на основе высокого уровня экологической культуры 120
Глава 2. Педагогические условия становления экологической культуры будущего специалиста в высшей школе 140
2.1. Сущность и особенности процесса становления экологической культуры будущего специалиста в высшей школе 140
2.2. Факторы, предпосылки и условия становления экологической культуры будущего специалиста в вузе 150
2.3. Критерии и уровни подготовленности будущего специалиста к решению экологических проблем на основе высокого уровня экологической культуры 173
2.4. Закономерности и принципы становления экологической культуры будущих специалистов в системе вуза 183
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование процесса становления экологической культуры будущего специалиста 196
3.1. Цели, задачи, принципы, программа опытно-экспериментальной работы 196
3.2. Состояние и качество становления экологической культуры будущего специалиста в высшей школе 213
3.3. Экспериментальное обоснование условий становления экологической культуры: преобразующий эксперимент 232
3.3.1. Экспериментальное подтверждение эффективности "внешних" педагогических условий становления экологической культуры будущего специалиста 240
3.3.2. Экспериментальное обоснование "внутренних" педагогических условий становления экологической культуры будущего специалиста 249
Глава 4. Пути повышения эффективности становления экологической культуры будущего специалиста и его готовности решать задачи устойчивого развития общества, региона, отрасли на основе саморазвития 271
4.1. Совершенствование педагогических условий становления экологической культуры будущих специалистов в рамках высшей школы 271
4.2. Актуализация будущими специалистами становления готовности решения задач устойчивого развития общества, региона, отрасли 278
4.3. Учет особенностей саморазвития и личностного эколого-профессионального роста будущего специалиста в рамках высшей школы 292
Заключение 308
Библиографический список 317
- Философские вопросы становления у будущего специалиста экологической культуры
- Сущность и особенности процесса становления экологической культуры будущего специалиста в высшей школе
- Цели, задачи, принципы, программа опытно-экспериментальной работы
Введение к работе
Актуальность исследования. Повсеместное распространение рисков наступления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе глобального масштаба, отсутствие адекватной рефлексии профессионалов и общества по поводу экологической ситуации дали основание ученым назвать современное общество катастрофическим. Особенность такого взгляда на мир заключается в том, что эти риски всеобщи, непредсказуемы, неустранимы, т.е. поражают и тех, кто их создает, и тех, кто оказывается в роли пассивной жертвы.
Образование в целом и непрерывное экологическое образование, в частности, выступают как один из существенных факторов снижения этих рисков, как важное средство обеспечения культурного сдвига, обусловливающего становление экологически ориентированного мышления, которое является абсолютно необходимой предпосылкой перехода к природосообразной практике, влекущей за собой обновление всех аспектов жизнедеятельности общества.
Но само по себе признание существенной роли образования в деле становления экологической культуры человека еще не предопределяет понимания того, каким это образование должно быть, какие задачи должно ставить, какими принципами обязано руководствоваться. Обобщенно говоря, по данному вопросу существует две позиции. Одна заключается в установке на то, чтобы обучать людей способам и технологиям восстановления нарушенного экологического равновесия в биосфере (изменение окружающего мира). Вторая позиция состоит в утверждении необходимости воспитать экологически культурного человека с измененными потребностями и отношением к окружающей среде (изменение самого человека).
Первая позиция ведет к трактовке сущности экологического образования как элемента специальной подготовки. Но, снабжая будущего специалиста необходимыми для его практической деятельности сведениями, такого рода подготовка не обеспечивает овладения принципами экоцентрического мышления.
5 Последние, в противовес распространенным принципам антропоцентрического
(эгоцентрического) мышления, заключаются в отрицании противопоставления человека и природы, в признании их партнерского взаимодействия, в балансе прагматического и непрагматического в отношениях человека и природы. Мы не считаем данную позицию заблуждением, но полагаем, что она не вполне отвечает стоящим перед обществом в XXI веке задачам.
С нашей точки зрения, решительное предпочтение следует отдать второй позиции. Ее сторонники подчеркивают необходимость преобразования мировоззрения личности, необходимость овладения будущим специалистом фундаментальными принципами экоцентрического мышления.
Реализация второй позиции в экологическом образовании предполагает два направления решения задачи изменения самого человека. Первое направление связано с формированием у обучающегося системы представлений о последствиях своей деятельности в природе и изменением системы отношений с окружающей средой посредством выполнения нравственно-этических, эколого-экономических, правовых норм поведения в природном окружении. Изменение экологической культуры человека в контексте его развития есть процесс, детерминированный извне, т. е. на первое место в педагогическом процессе выходят «жесткие» установки преподавателя, обусловленные требованиями внешней по отношению к обучающемуся среды.
Другое направление имеет ту же цель, что и первое, но средства для достижения ее абсолютно другие. Процесс формирования экологической культуры человека существеннейшим образом заменяется процессом ее становления. Становление человека экологически культурным рассматривается, с одной стороны, как процесс, детерминированный личностью обучающегося изнутри, как акт его собственного духовно-практического развития, с другой - как специальным образом организованный процесс педагогического обеспечения раскрытия будущим специалистом собственной потребности в выработке активной жизненной позиции, определяющей природосообразное поведение в окружающей среде.
Высшая школа имеет значительный опыт реализации первой позиций, незначительный опыт осуществления первого положения второй позиции и не имеет теоретико-методологического обоснования и опыта внедрения в систему экологического образования процесса становления экологической культуры будущего специалиста как имманентно значимого действия, направленного на развитие личностью будущего специалиста у себя сущностно важного, более устойчивого качества, позволяющего соизмерять человеку свои потребности с возможностями биосферы.
Экологически культурная личность - это личность, совершенствующая свою духовно-нравственную сферу, уверенно владеющая принципами экоцен-трического мышления, глубоко понимающая взаимосвязь явлений природы, отчетливо осознающая последствия предпринимаемых действий и обладающая обостренным чувством ответственности перед собой, современниками и потомками за свое экологическое поведение.
Главная цель экологического образования и воспитания на современном этапе развития общества должна заключаться в становлении экологически культурной личности. При этом мы понимаем образование и воспитание не как процесс одностороннего воздействия воспитателя на воспитуемого, а как, главным образом, взаимодействие его субъектов, как совместные действия, направленные на их собственное развитие в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды.
Достижение данной цели требует переосмыслить задачи экологизации и гуманитаризации высшего образования. Последняя предстает не просто как насыщение образования экологическими, гуманитарными и социальными предметами, а как становление экологической культуры, включающей в себя глубокое осознание взаимосвязи и взаимозависимости человека, общества и природы. В свете задачи становления экологически культурной личности по-иному следует толковать и проблему гуманизации образования. Гуманизация не просто отказ от авторитаризма и опоры на внешнее стимулирование познавательной деятельности, а апелляция к глубинным горизонтам сознания личности, ус-
7 тановка на ее свободное самовыражение, на раскрытие ее творческого потенциала. Гуманизация образования предполагает взращивание у студента высшей школы и, главным образом, самим обучающимся высокой нравственности, отношения к знаниям об окружающем его мире, о месте человека в нем, к осознанию ответственности за свои действия, направленности на саморазвитие.
Вместе с тем, несмотря на достижения ученых из различных отраслей знания в изучаемой нами области становления экологической культуры будущего специалиста, в педагогической практике высшей школы выявлен ряд противоречий, которые необходимо решить не только на теоретико-методологическом, но и на процессуальном уровне. Возможность преодоления технократического мышления у обучающихся в высшей коле выглядит трудноразрешимой задачей в силу недостаточной разработанности принципов гуманистического подхода к профессиональной подготовке и становлению экологической культуры будущего специалиста, а также в связи с отсутствием целостной концепции ее становления в аспекте изменения у студента вектора экологического сознания с антропоцентрического на экоцентрический.
В связи с вышеизложенным встают следующие вопросы: какова сущность процесса становления экологической культуры будущего специалиста, в чем заключаются факторы, предпосылки этого процесса, при каких психолого-педагогических условиях возможно эффективное раскрытие потенциала студента, становление его в качестве экологически культурной личности.
Настоятельная необходимость решения обозначенного круга проблем обусловила выбор темы диссертационного исследования "Теория и практика становления экологической культуры будущего специалиста в условиях высшей школы".
Объект исследования - профессиональное становление будущего специалиста.
Предметом исследования является процесс педагогического обеспечения становления будущего специалиста как экологически культурной личности.
Цель исследования заключается в разработке целостной концепции становления экологической культуры будущего специалиста, а также адекватного комплекса путей и средств его педагогического обеспечения в высшей школе.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:
проанализировать существующие в философской, социологической, экологической, психолого-педагогической, литературе подходы к становлению экологической культуры личности;
раскрыть основные характеристики будущего специалиста, обладающего высоким уровнем экологической культуры;
разработать целостную педагогическую концепцию становления экологической культуры будущего специалиста в условиях высшей школы, а именно, определить сущность, факторы, условия, предпосылки эффективности этого процесса, критерии развитости экологической культуры студента, закономерности, принципы процесса его становления как экологически культурной личности;
разработать комплекс педагогических путей и средств повышения эффективности становления экологической культуры будущего специалиста.
Гипотеза исследования. Приступая к исследованию, мы исходили из того предположения, что экологическая культура будущего специалиста является определяющей характеристикой его эколого-профессиональной зрелости, следствием духовно-практической деятельности самой личности; она есть результат педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса. Ведущая роль в процессе становления экологической культуры будущего специалиста принадлежит самому студенту, осознающему право на активность в познании своего места в мире, личную ответственность за действия в природе. Развитие собственной активности у будущего специалиста выступает как его внутренняя реакция на педагогическое обеспечение со стороны преподавателя вуза соответствующих путей и средств побуждения к личностному становлению. Это оказывает глубокое влияние на развитие ответственного отношения к при-
9 роде, на степень его социальной зрелости, на его способность к осуществлению
будущей природосообразной профессиональной деятельности. Становление экологической культуры будущего специалиста - непрерывный процесс, включенный в систему высшего и, как части ее, экологического образования.
Главными личностными интенциями будущего специалиста, "становящегося" в указанном педагогическом взаимодействии, являются желание жить в гармонии с миром и самим собой, нацеленность на поиск путей и личное участие в преодолении экологического кризиса. Названные регулятивы сопряжены с такими личностно утверждаемыми ценностями, как направленность на собственное самосозидание, желание и умение заниматься экологическим самообразованием, устремленность на экосообразную деятельность, рациональное природопользование, восстановление и охрану природных ресурсов, высокоразвитое чувство ответственности.
Становление высокого уровня экологической культуры как процесс его личностного эколого-профессионального роста станет успешным, если:
в процессе становления экологической культуры будет в полной мере учтен междисциплинарный характер экологии как науки, что предполагает использование научного потенциала всех учебных предметов, каждый из которых способен внести свой вклад в развитие личностных качеств будущего специалиста и его саморазвитие;
самостоятельные занятия студентов, направленные на поиск путей и решение экологических проблем будут в полной мере воплощать в себе принцип саморазвития личности;
учебно-исследовательская деятельность студентов будет строиться как процесс личностного развития профессионала, нацеленного на решение практических задач, реализующих социально значимые цели.
Методологическая основа и теоретическая база исследования. Мно-гоаспектность становления экологической культуры будущего специалиста требует опоры на следующие принципы научного познания: детерминизм, пре-
m-
10 емственность научных теорий, дополнительность. Важным является учет единства теоретического и эмпирического, личности, деятельности и культуры.
Методологическим ориентиром выступают положения о том, что человек является высшей целью общественного развития; личность - активный субъект, познающий и преобразующий окружающий его мир и вместе с тем изменяющийся сам: этот процесс носит сложный нелинейный характер и включает в себя синергетические эффекты; человек и природа понимаются как самоценность, а человек, несмотря на свое особое положение в мире, является частью природы, и они взаимодетерминированы.
Анализ теоретических источников в философии, культурологии, экологии, психологии, педагогике по проблемам становления личности, экологической культуры человека дает основания для вывода о том, что в науке сформулирован круг идей, основных положений, подходов к этим проблемам.
Отечественные и зарубежные ученые отмечают, что выход из кризиса техногенной цивилизации и переход к постиндустриальному обществу невозможен без эффективной стратегии в области образования. (Дж. Боткин, В.Ф. Взя-тышев, Б.С. Гершунский, В.П. Зинченко, Е.А. Кротков, Ф. Майор, М. Малица, Л.И. Романова, B.C. Степин, В.Е. Шукшунов, М. Эльманджр и др.).
Пониманию того, что человек, способный решать современные проблемы цивилизации, должен обладать высоким уровнем экологической культуры содействовали философские работы В.В. Вальковской, В.А. Зубакова, В.А. Кра-силова, Д.С. Лихачева, Н.Н. Марфенина, В.М. Межуева, Н.Н. Моисеева, B.C. Степина, Ю.М. Федорова, А.В. Яблокова и др.
Проблемы изменения экологической культуры обучающихся в онтогенезе активно обсуждаются в рамках педагогических исследований (М.Н. Аменд, А.Г. Бусыгин, В.В. Глухов, З.И. Гордеева, Н.С. Дежникова, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Д.Н. Кавтарадзе, Т.В. Лисочкина, Н.С. Назарова, Т.П. Некрасова, В.И. Панов, И.Т. Суравегина, А.Е. Тихонова, А.П. Шицкова, В.А. Левин и др.).
Указанные проблемы являются предметом социокультурного анализа (И.К. Быстряков, С.Н. Глазачев, А.А. Горелов, О.Н. Яницкий, и др.).
Становление экологической культуры есть явление комплексное и многогранное. Его аспекты раскрыты в работах разного плана. Пониманию деятель-ностного аспекта становления специалиста в качестве экологически культурного способствовали работы Н.А. Бердяева, Эдварда де Боно, B.C. Библера, Д.А. Жданова, Э.В. Ильенкова, Е.А. Климова, М. Хайдеггера, и др. Большой эвристический потенциал в плане изучения процесса становления экологической культуры как определенной деятельности содержится в работах психологов С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева и др.
Становление экологической культуры связано с развитием общей культуры человека; осмыслению этого аспекта проблемы способствуют работы М.М. Бахтина, B.C. Библера, Л.П. Буевой, В.П. Зинченко, Э.В. Ильенкова, М.С. Кагана, Л.А. Когана, В.М. Межуева, В.Н. Сагатовского.
Развитие экологической культуры представляет собой этап становления общечеловеческой культуры и связано с культурой этноса. Различные грани данной проблемы исследовали П.Я. Гонтмахер, Н.С. Глазачев, В.А. Красилов, Б.Т. Лихачев, Н.Н. Моисеев, В.Н. Сагатовский и др.
Становление экологической культуры неразрывно связано с созреванием личности в процессе ее духовной, духовно-практической и практической деятельности. Разные аспекты прямо или косвенно затрагиваются в работах В.Г. Асеева, Г.С. Батищева, Н.А. Бердяева, Л.П. Буевой, Г.Г. Гадамера, Г. Гегеля, К. Маркса, М.К. Мамардашвили, Ж. Пейо, В. Самохваловой, B.C. Соловьева, С.Л. Франка и др.
Изменение уровня экологической культуры у человека предполагает соответствие личности определенным требованиям, налагаемым внешней природной и социальной действительностью. Осознанию этих требований способствуют исследования по философии природы (Г. Гегель, Э.В. Гирусов, Н.Н. Моисеев, И. Пригожий, С.Н. Родин, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров и др.), по инженерной философии техники (К. Поппер, М. Хайдеггер и др.).
12 Становление экологической культуры - цель, неразрывно связанная с
идеалами гуманизма. Раскрытие данного аспекта проблемы трудно представить
себе без знакомства с работами Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской,
А.А. Вербицкого, Э.В. Гирусова, Е.Д. Никитина, Л.А. Степашко, В.А. Сухом-
линского и многих других.
В контексте нашего исследования особую ценность имеют труды ученых, опирающихся на принцип личностно-ориентированного обучения (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Анцыферова, Е.В. Бондареве кая, Л.И. Бурова, Е.В. Куканова, В.В. Сериков и др.), а также на принцип саморазвития, самовоспитания, личностного роста (К.А. Абульханова-Славская, Н.С. Дежникова, П.Ф. Каптерев, Л.В. Коновалова, О.Н. Крутова, Л.Н. Куликова и др.).
В исследовании использован комплекс методов:
общетеоретические методы: сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, моделирующий;
социологические методы (анкетирование, интервьюирование, беседы, опрос);
наблюдение, изучение и обобщение передового педагогического и практического опыта всех организационных структур, составляющих систему непрерывного экологического образования, государственных учреждений, занимающихся вопросами рационального природопользования, общественных организаций, работы средств массовой информации;
анализ результатов деятельности участников педагогического процесса становления экологической культуры будущего специалиста в условиях высшей школы (материалы аудиторных занятий - лекций, лабораторно-практи-ческих занятий, рефератов, курсовых, дипломных проектов и работ, отчетов по экологической практике, научно-исследовательских работ, хоздоговорных исследований, материалов конференций, отчетов педагогов);
эксперимент: многоуровневый констатирующий и преобразующий эксперименты, объединяющие взаимосвязанную деятельность преподавателей,
13 студентов, ученых, сотрудников природоохранных органов, администраций региона, специалистов;
- математическая обработка полученных данных.
Экспериментальной базой исследования были Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический университет, Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и переподготовки кадров (МРЦПК) в Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете, филиал Московского университета экономики, статистики и информатики (г. Комсомольск-на-Амуре), Хабаровская государственная академия экономики и права.
В исследовании принимали участие более 2000 человек (студенты и преподаватели вузов, руководители предприятий, должностные лица, работники администрации города, округов и природоохранных структур в качестве слушателей курсов повышения квалификации по проблемам охраны окружающей среды).
В работе использован личный, более чем двадцатилетний, опыт педагогической и научной деятельности автора в качестве преподавателя технических дисциплин, безопасности жизнедеятельности, инженерной экологии, социальной экологии и экологического права.
Основные этапы исследования:
I этап - (1988 - 1991) - теоретическое и практическое знакомство с про
блемами гуманизации образования, накопление первичных представлений о
путях их решения.
II этап - (1991 - 1994) - теоретическое и практическое знакомство с про
блемами экологического образования в техноэкополисе Комсомольск - Амурск
- Солнечный (ТЭП КАС), участие в их решении, теоретический анализ проблем
общего, высшего образования и просвещения населения.
III этап - (1994 - 1999) - конкретизация методологических основ научно-
исследовательской деятельности, поиск новых концепций гуманизации вузов-
14 ского образования, направленных на подготовку специалиста, способного решать экологические проблемы на основе высокого уровня экологической культуры; выявление специфики, факторов, условий, закономерностей, определяющих характер и эффективность процесса становления экологической культуры студента; осуществление экспериментальной работы по становлению экоцен-трического экологического сознания и экологического поведения будущего специалиста; внедрение результатов исследования в практику экологического образования в системе высшей школы, в системе переподготовки должностных лиц по проблемам охраны окружающей среды; подготовка и издание учебных пособий, монографий, статей по теме исследования, участие в научно-практических конференциях.
IV этап - (1999 - 2001) - количественный и качественный анализ, коррекция, обобщение полученных результатов теоретической и экспериментальной деятельности, оформление результатов исследования в виде докторской диссертации.
Научная новизна заключается в том, что:
выполнено крупное теоретическое обобщение, позволившее создать концепцию становления экологической культуры студента вуза, основанную на внутреннем единстве принципов гуманистической педагогики и принципов экологического образования, способствующих становлению у будущего специалиста экоцентрического экологического сознания через его саморазвитие, самообразование, самоактуализацию;
раскрыты философские аспекты понятий «экологическая культура», «устойчивое развитие», «становление», «саморазвитие» как концептуально образующих;
сделано теоретическое обобщение по вопросу психолого-педагогической сущности и механизмов педагогического обеспечения интенсивного и целенаправленного личностного и эколого-профессионального саморазвития будущих специалистов;
- исследованы возможности экологического образования в высшей школе
как средства личностного профессионального саморазвития будущих специалистов;
определена роль мотивации готовности будущего специалиста к развитию экологического сознания, решению экологических проблем региона, отрасли;
выявлено значение нравственно-этических качеств личности в развитии субъектного экологического опыта;
исследовано влияние эколого-профессиональной компетенции будущего специалиста на принятие им природосообразных решений в технической области, социальной сфере;
раскрыта зависимость развитости экологической культуры будущего специалиста от его включенности в экологическую деятельность;
исследована связь сформированности экологической культуры будущего специалиста и его направленности на личностное эколого-профессиональное саморазвитие.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
выявлена сущность процесса становления экологической культуры будущего специалиста в контексте саморазвития личности с учетом изменяющихся внешних и внутренних условий среды;
определены условия успешного становления экологической культуры будущего специалиста: использование потенциальных возможностей дисциплин, входящих в сферу междисциплинарности экологии и образующих «корректирующую среду»; предоставление ему права свободного, самостоятельного выбора образовательной траектории; региональная и профессиональная направленность учебно-научной экологической деятельности будущего специалиста;
выявлены предпосылки процесса становления экологической культуры будущего специалиста, заключающиеся в актуальности для него экологических проблем; в соотнесении содержания экологического образования с потребно-
стями и интересами самого студента; в значимости встреч с профессионалами -теоретиками и практиками, влияющими на становление личностных и эколого-профессиональных качеств будущего специалиста;
исследованы закономерности эколого-профессионального становления личности и закономерности ее саморазвития;
сформулированы принципы педагогического обеспечения процесса становления экологической культуры будущего специалиста: содействие включению экологической деятельности в систему ценностей и ценностных ориентации личности; учет особенностей и содержания образовательных и экзистенциальных потребностей, мотивов студента; содержательная преемственность восходящих ступеней образовательной лестницы; единство естественнонаучного, гуманитарного, профессионального знаний, образующих «корректирующую среду»;
- определены критерии развитости экологической культуры будущего
специалиста: сформированность эколого-профессиональной мотивации; спо
собность к со-переживанию, эмпатии, развитость нравственно-этических ка
честв личности; экологическая грамотность; включенность в экологическую
деятельность в регионе, отрасли; направленность на саморазвитие, самообразо
вание;
- осуществлены теоретический анализ и обобщение практико-ори-
ентированных технологий развития экологической культуры будущих специа
листов и на этой основе разработан комплекс эффективных педагогических пу
тей и средств.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана целостная модель инновационной практики педагогического обеспечения становления экологической культуры будущего специалиста, которая включает в себя совокупность целей, факторов, условий, предпосылок, критериев, мониторинга эффективности, закономерностей и принципов ее развития. Результаты исследования могут быть положены в основу назревших изменений системы экологического образования в целом. Предложенная в диссертации
17 концепция может найти практическое применение как в рамках региона, так и в
масштабах Российской Федерации.
Достоверность исследования обеспечена ее теоретико-методологическими основаниями, широким охватом философских, психолого-педагогических, культурологических, экологических источников как отечественных, так и зарубежных авторов; опорой на целостную систему теоретических и эмпирических методов исследования; репрезентативностью выборки обследования будущих специалистов и профессионалов, необходимой и достаточной характеристикой изучаемых процессов; реализацией комплекса методик, соответствующих цели, задачам, объекту и предмету исследования; систематическим анализом полученных результатов, нашедших свое выражение в развитости экологической культуры студентов; воспроизводимостью результатов опытно-эксперименталъной работы в условиях различных образовательных учреждений.
На защиту выносится научно обоснованная концепция становления экологической культуры будущего специалиста. Основные положения этой концепции следующие:
становление экологической культуры будущего специалиста - феномен, характеризующий смысложизненный выбор личности в аспекте ее отношения к себе, окружающей среде и своей природосообразной деятельности;
становление экологической культуры является сложным процессом, в котором происходит преобразование внутренней сущности будущего специалиста через его духовно-практическую деятельность, осуществляется нравственный выбор, базирующийся на системе личностно значимых ценностных ориентации, определяющих его взаимоотношение со значимыми Другими; протекает развитие различных аспектов личности: мотивационного, эмоционально-чувственного, гностического, процессуального;
многомерность процесса становления экологической культуры будущего профессионала обусловлена воздействием на него различных факторов: степенью мотивационной готовности к поиску и участию в реализации путей выхода из экологического кризиса, развитостью нравственно-этических качеств
18 личности, экологической грамотностью, включенностью экологической деятельности в ценностные ориентиры личности, уровнем нацеленности на саморазвитие, личностный эколого-профессиональный рост;
становление экологической культуры происходит как процесс сложного взаимодействия экстернальных и интернальных предпосылок. К последним относятся: актуальность для обучающегося экологических проблем региона, отрасли; соотнесение содержания образования с реальными потребностями и интересами самих обучающихся; встречи с людьми, значимо влияющими на личностные и эколого-профессиональные компоненты будущих специалистов;
эколого-профессиональная подготовка будущего специалиста в условиях высшей школы должна включаться в систему непрерывной экологической подготовки населения; необходимо широко использовать активные формы занятий; становление экологической культуры должно протекать в специально организованной среде, использующей потенциал предметов естественнонаучного, гуманитарного и общепрофессионального циклов; в преподавании экологии как учебной дисциплины следует применять компенсационный принцип; становление экологической культуры должно происходить как процесс саморазвития личности будущего специалиста; самостоятельная работа студента должна базироваться на свободном выборе им образовательной траектории, преломляя общие знания обучающегося под углом зрения направленности их на личное участие в решении региональных и профессиональных экологических проблем.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации (3 монографии, 1 научное издание, 3 научно-методических пособия по проблеме содержания экологического образования, научно-методические рекомендации, методические указания, пакет диагностических методик, прикладных программ, статьи, тезисы докладов), через работу с преподавательским составом вузов, а также со слушателями курсов повышения квалификации должностных лиц, через работу по внедрению региональных экологических программ, в том числе и образовательных, через совместное участие в научных
19 экологических разработках со студентами различных образовательных направлений и специальностей, через доклады и выступления на конференциях по проблемам непрерывного экологического образования: международных (Комсомольск-на-Амуре, 1994; Москва, 1998; Красноярск, 1998, 2000; Хабаровск, 2000; Чита, 2000; Сочи, 2000; Астрахань, 2000), всероссийских (Благовещенск, 1995; Москва, 1998; Ростов-на-Дону, 1999; Барнаул, 1998; Санкт-Петербург, 1999), межрегиональных (Владивосток, 1997, 1998, 1999, 2000; Комсомольск-на-Амуре, 1998; Хабаровск, 1998), региональных (Комсомольск-на-Амуре, 1995, 1997, 1998; 1999, Владивосток, 1996, 1997, 1998, 1999; Томск, 1996; Благовещенск, 1997; Хабаровск, 1999; Находка, 2000). Совместно со студентами опубликовано более 30 тезисов докладов по различным направлениям экологической деятельности.
Структура диссертации соответствует логике научного исследования и состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Философские вопросы становления у будущего специалиста экологической культуры
Усиливающийся экологический кризис как часть кризиса техногенной цивилизации обостряет проблему взаимодействия и совместного развития человека, созданной им искусственной среды (техносферы), общества и природы. Кризис носит глобальный характер и, как подчеркивают ученые всего мира, поражает все стороны человеческой деятельности в том числе социальную, экономическую, культурную. Согласно распространенному мнению человечество превысило допустимый порог возмущения биосферы, за которым может начаться необратимый процесс разрушения среды обитания /279, с. 3/.
Отсюда вытекает необходимость серьезного пересмотра методологических подходов к процессу становления экологической культуры будущих специалистов в рамках высшей школы. В вузе встает задача обеспечить личностный эколого-профессиональный рост студента посредством создания условий для саморазвития, свободного раскрытия сущностных сил. Независимая и ответственная реализация собственного потенциала обучающегося позволит ему лучше понимать, знать закономерности эволюции, коэволюции человека, общества, природы, техносферы. Знание, понимание законов функционирования окружающего мира, интуиция приведет профессионала к возможности руководства настоящим из будущего в целях выживания не только самого человечества, но и сохранения биоразнообразия /141, с. 132-140/.
Такой пересмотр предполагает качественные сдвиги в философском мышлении, в частности, отказ от абсолютизации подхода к проблемам экологии, характеризовавшегося экологической ментальностью, имеющей антропоцентрическую направленность.
Целью данного параграфа является анализ философских концепций, подходов, способствующих осмыслению становления экологической культуры будущего специалиста с экоцентрическим экологическим сознанием в условиях высшей школы и на ее основе готовности решать проблемы устойчивого развития общества, региона, отрасли.
Проведенный нами анализ имеющихся в отечественной и зарубежной философии позиций по вопросу выхода из кризиса техногенной цивилизации способствовал осознанию необходимости серьезных сдвигов в сознании человека в сторону признания личной свободы, высокой нравственности, ответственности высшими ценностями (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, B.C. Библер, М.С. Каган, В.Н. Сагатовский, B.C. Соловьев, П. Сорокин, Н.Н. Моисеев, С.Л. Франк, Н.Ф. Федоров, Э. Фромм, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.).
По мнению А. Антипенко, В.А. Зубакова, В.А. Красилова, Д.С. Лихачева, В.М. Межуева, Н.Н. Моисеева, Н.Ф. Реймерса, Ю.М. Федорова, А.В. Яблокова и др. человек, способный решать современные проблемы цивилизации должен обладать высоким уровнем экологической культуры, включающей экоцентри-ческое экологическое сознание и экологическое поведение. Под экологическим сознанием понимается совокупность представлений о взаимосвязях в системе "человек - природа", а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней /111, с. 6/. Экологическое поведение является внешним проявлением природосообразной деятельности человека, т.е. "нравственным поведением" как совокупностью поступков.
Свободное и ответственное развитие личности, имеющей высокий уровень экологической культуры, неизбежно будет направлено на поиск сценария выхода из глобального экологического кризиса /140, 142/. Классифицируя сценарии, В.А. Зубаков делит их на два типа/141, с. 49/:
1) сценарии стихийно-рыночного развития с природопокорительским мировоззрением (рыночный «самотек», регионализация, искусственно поддерживаемая биосфера, антропокосмизм, устойчивое развитие, биотическая регуляция, искусственные микробиосферы, трансформация в электронно-кибернетическую цивилизацию);
2) сценарии сознательно регулируемого гомеостаза общества с экогео-софским мировоззрением (биополитика, самоуправляемые экологические оази 23 сы, автотрофизация человечества, экогеизм и табу на создание искусственного
интеллекта, коэволюция человечества и киборгов с разделением экологических
ниш на биосферу и космоноосферу).
Такая классификация и выводы, сделанные автором не бесспорны, но в одном можно согласиться с В.А. Зубаковым: выход из экологического кризиса необходимо искать прежде всего в «глобальном Эковсеобуче».
Сочетание направленности на «глобальный Эковсеобуч» и понимание сущности и механизмов осуществления наиболее теоретически и практически обоснованного и имеющего опыт реализации на международном и региональном уровне сценария «устойчивого развития» - задача экологического образовании в рамках высшей школы.
Сущность и особенности процесса становления экологической культуры будущего специалиста в высшей школе
Обзор существующих в настоящее время подходов к экологизации высшего образования позволил нам сделать вывод о том, что специальным предметом исследования процесс становления экологической культуры будущих специалистов, обучающихся в высшей школе, особенно в технической, на основе их саморазвития не являлся.
Однако образование вообще и экологическое образование в частности -это непрерывный процесс, позволяющий воспитать гармонически развитую личность, способную «самостоятельно установить гармонию в себе самом и с самим собой через определение гармонии (снятия противоречия) с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью (культурой)» /86, с. 25/. Становление общей и экологической культуры будущего специалиста основывается на общекультурных и экологических ценностях, на принципах справедливости, гуманизма, свободы, ответственности за свое существование и принятие взвешенных решений по рациональному природопользованию, охране окружающей среды.
Проанализировав существующие подходы к пониманию сущности экологической культуры (см. п. 1.1) мы выделим основные характеристики, определяющие ее уровень у профессионалов, способных решать проблемы устойчивого развития и поддержания здоровья среды, обозначим те направления, по которым необходимо осуществлять непрерывное экологическое образование будущих специалистов в рамках высшей школы.
Становление экологической культуры у будущего специалиста в высшей школе требует комплексного подхода. Это многоаспектный процесс, который включает в себя создание условий для развития:
- во-первых, экологических убеждений личности, которые определяют ее активную жизненную позицию в сферах: профессионально организуемой специалистом; охраны окружающей среды; рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; общественного экологического движения -мотивационный аспект;
- во-вторых, гуманистического мироощущения личности, интеллигентности и цивилизованности, становления ценностной ориентации по отношению к природе, осознания и переживания мира, основанного на принципах макси 142 мального приближения к интересам отдельной личности - эмоционально-чувственный аспект;
- в-третьих, научной системы знаний в области взаимодействия общества и природы, направленной на понимание среды обитания как дома («включенность» в противовес «отчужденности» от мира природы), определяющей субъ-ектно-непрагматический тип модальности, соотнесение с идеологией коэволюции естественной и искусственной реальности - гностический аспект;
- в-четвертых, волевого фактора, без которого невозможна реализация знаний и чувств в практическом действии; организаторских природоохранных умений, в том числе в эколого-просветительской и пропагандистской деятельности; технологических умений - процессуальный аспект.
Рассмотрим подробнее выше перечисленные аспекты поскольку они занимают центральное место в процессе становления экологической культуры будущего специалиста в вузе.
1) Мотивационный аспект. Заключается в фасилитации осознания использования уникальных личностно развивающих ценностей, которые заключены в психологическом общении с миром природы. Высокий уровень экологической культуры предполагает возможность активного применения каждым человеком не только материальных, но и рекреационно-развивающих ценностей природы для своего личностного эколого-профессионального развития и самосовершенствования. При этом реализуется ряд психологических функций общения с природой /437, с. 47 - 48/:
- эстетическая функция - возможность любоваться красотой форм, наслаждаться приятными запахами, мелодичными звуками и т.п.;
- познавательная функция - возможность наблюдать, узнавать новое и т.д.;
- психотерапевтическая функция - снятие стрессовых состояний, снижение возбуждения и т.д.;
- психофизиологическая функция - снижение артериального давления, устранение бессонницы и т.д.;
- реабилитационная функция - повышенное стремление к контактам с природными объектами;
- воспитывающая функция - выработка таких личностных качеств как доброта, любознательность, и т.д.
Цели, задачи, принципы, программа опытно-экспериментальной работы
Мы уже отмечали, что сегодня в высшем учебном заведении общепринятой является практика такой организации учебного процесса, при которой большое внимание уделяется простой передаче информации, контролю над ее усвоением, позволяющим студентам только воспроизводить знания, полученные от педагога. Такая педагогическая деятельность преподавателя идет в ущерб ориентации на волевую компоненту развития обучающегося, она не способствует привитию ему навыков экологического поведения в окружающей среде, не позволяет перевести изменения, происходящие в будущем профессионале в имманентно значимый процесс. Нами отмечено, что в высшей технической школе, педагоги практически не проявляют интерес к процессу создания условий для раскрытия личностного эколого-профессионального потенциала будущих специалистов. При этом в силу ограниченности отводимого для дисциплины "Экология" времени, последним образованиям личности студента уделяется мало внимания.
Цель нашей опытно-экспериментальной работы вытекает из общей цели исследования и заключается в доказательстве справедливости определенных выше социально-психологических и педагогических характеристик процесса становления экологической культуры будущего специалиста, в экспериментальном обосновании совокупности педагогических условий, позволяющих активизировать этот процесс.
Экспериментальное исследование на стадии констатации позволяет изучить уровень развитости экологической культуры будущего специалиста, обучающегося в вузе.
Преобразующий эксперимент позволяет показать результативность обновленного процесса становления экологической культуры студента высшей школы, организованного на сочетании гуманистического подхода в образовании, использующего потенциал саморазвития будущего специалиста и подхода, направленного на становление у него экоцентрического экологического сознания.
Предлагаемый подход к становлению у будущего специалиста экологической культуры базируется на его личностном эколого-профессиональном росте, рассматриваемом как саморазвитие, самотворчество, самодвижение; основывается на использовании возможностей активных, нестандартных форм организации учебного процесса; опирается на гуманистические субъект-субъектные взаимоотношения между участниками учебно-воспитательного процесса.
Для достижения поставленной цели опытно-экспериментальной работы необходимо было решить следующие задачи: 1) включить процесс становления экологической культуры будущего специалиста в систему непрерывного экологического образования, элементом которого является экологическое образование в системе высшей школы на основе гуманитарного синтеза дисциплин, изучающих не только природную среду, но и место человека в ней, особенности его взаимодействия с окружающим миром; 2) изучить и развить у будущих специалистов систему экологических знаний, представлений, умений и навыков, направить последние на решение конкретных экологических проблем тех-ноэкополиса Комсомольск - Амурск - Солнечный, Хабаровского края; 3) создать активную образовательную среду, базирующуюся на принципе преемственности в решении экологических проблем ТЭП КАС и Хабаровского края; принципе использования потенциала дисциплин гуманитарного, естественнонаучного, общепрофессионального циклов, входящих в корректирующую среду; компенсационном принципе в преподавании экологии.
В своей работе мы опирались на следующие принципы организации опытно-экспериментального исследования:
- принцип репрезентативности исследования (изучение проблемы велось около 10 лет и в нем участвовало более 2 000 человек);
- принцип сравнения результатов педагогической деятельности (результаты исследования сопоставлялись с итогами деятельности других педагогов);
- принцип самостоятельности (становление экологической культуры студента осуществлялось через механизмы саморазвития, самообразования, самовоспитания, свободу выбора студентами образовательной траектории и ответственности за личный выбор);
- принцип активизации процесса экологического образования (активизация велась путем использования различных форм обучения, информационных технологий, нестандартных подходов в интериоризации экологических про 199 блем региона, переводе их в личностные эколого-профессиональные ценностные ориентации);
- принцип межличностного обогащения (происходило соединение и взаимное проникновение интересов экспериментатора и обучающихся в повышении эффективности процесса становления экологической культуры студента);
- принцип мониторинга педагогического процесса (анализировалась практика становления экологической культуры, внедрялась совокупность методик, оценивалась их результативность, корректировалась организация экспериментальной работы по ее ходу);
- принцип социализации (создавалась атмосфера активного общекультурного развития студентов и перевода личностного эколого-профессионального становления, опирающегося на высокий уровень экологической культуры в ориентиры престижности, социальной значимости);
- принцип регионализации (организация процесса непрерывной экологической подготовки в рамках высшей школы направлялась на развитие готовности решать проблемы устойчивого развития ТЭП КАС, Хабаровского края).