Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная деятельность как фактор развития гуманистической культуры личности будущего учителя (На материале подготовки студентов по дополнительной специальности педагог-организатор, руководител Племенюк Марина Георгиевна

Художественная деятельность как фактор развития гуманистической культуры личности будущего учителя (На материале подготовки студентов по дополнительной специальности педагог-организатор, руководител
<
Художественная деятельность как фактор развития гуманистической культуры личности будущего учителя (На материале подготовки студентов по дополнительной специальности педагог-организатор, руководител Художественная деятельность как фактор развития гуманистической культуры личности будущего учителя (На материале подготовки студентов по дополнительной специальности педагог-организатор, руководител Художественная деятельность как фактор развития гуманистической культуры личности будущего учителя (На материале подготовки студентов по дополнительной специальности педагог-организатор, руководител Художественная деятельность как фактор развития гуманистической культуры личности будущего учителя (На материале подготовки студентов по дополнительной специальности педагог-организатор, руководител Художественная деятельность как фактор развития гуманистической культуры личности будущего учителя (На материале подготовки студентов по дополнительной специальности педагог-организатор, руководител Художественная деятельность как фактор развития гуманистической культуры личности будущего учителя (На материале подготовки студентов по дополнительной специальности педагог-организатор, руководител Художественная деятельность как фактор развития гуманистической культуры личности будущего учителя (На материале подготовки студентов по дополнительной специальности педагог-организатор, руководител Художественная деятельность как фактор развития гуманистической культуры личности будущего учителя (На материале подготовки студентов по дополнительной специальности педагог-организатор, руководител Художественная деятельность как фактор развития гуманистической культуры личности будущего учителя (На материале подготовки студентов по дополнительной специальности педагог-организатор, руководител
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Племенюк Марина Георгиевна. Художественная деятельность как фактор развития гуманистической культуры личности будущего учителя (На материале подготовки студентов по дополнительной специальности педагог-организатор, руководител : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Комсомольск-на-Амуре, 2002 226 c. РГБ ОД, 61:02-13/1814-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы художественной деятельности как фактора развития гуманистической культуры будущего учителя 13

1.1. Философско-психологические основы влияния художественной деятельности на развитие гуманистической культуры педагога 13

1.2. Влияние общей, художественной и педагогической культур на развитие гуманистической культуры 37

1.3. Анализ состояния проблемы гуманистической культуры учителя под влиянием художественной деятельности 60

ГЛАВА 2. Пути и условия совершенствования художественной деятельности актор развития гуманистической культуры будущего учителя начальных классов 87

2.1. Актуализация социально-педагогического аспекта художественной деятельности как условие становления гуманистического уровня отношений будущего учителя начальных классов 87

2.2. Усложнение художественной деятельности как условие самореализации личности студента педагогического колледжа и дальнейшей самоактуализации будущих учителей начальных классов 113

2.3. Взаимодействие аудиторной и внеаудиторной художественной деятельности как условие становления межсубъектной основы жизнедеятельности учителя 138

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 162

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 169

Приложения 185

Введение к работе

Актуальность исследования

Гуманизация общественной жизни, возрождение гуманистической традиции в педаогике обусловили возвращение интереса к проблемам личностного и профессионального совершенствования педагогических кадров, в частности, к проблемам развития педагогической культуры личности будущего учителя. Поэтому сегодня образование должно ориентироваться на приобщение будущего учителя к духовной культуре, как совокупности ценностей (и как к деятельности по созданию духовных цениосгей), способствовать самопознанию человека и являться основой профессиональной культуры будущего учителя начальных классов. Основу педагогической подготовки может и должна представлять собой взаимосвязь: культуры, человека, образования.

Взаимосвязь: культуры как деятельности по освоению накопленного социального и духовного опыта; человека как субъекта, творящего мир с учетом своих индивидуальных потребностей; образования как системы, способствующей целостному развитию личности, ее сущностных сил и способностей, и как способа приобщения к культуре.

Художественная деятельность способствует становлению гуманистического характера профессиональной деятельности учителя. Поэтому в контексте профессионального педагогического образования ей должно принадлежать особое место в системе подготовке учителей начальных классов. Проблематика современных исследований профессионального педагогического образования направлена на гуманизацию подготовки учителя, и, в соответ ствии с этим, на разработку личностно-ориентированных педагогических технологий.

Это, на наш взгляд, делает актуальным изучение и разработку проблем, связанных с организацией педагогических условий влияния художественной деятельности на развитие гуманистической культуры будущего учителя на- чальных классов, потому что она имеет особые возможности в становлении гуманистически ориентированной деятельности учителя, для которого важно сохранить и развить в своей педагогической деятельности способность опираться на эмоционально - чувственный опыт познания мира, характерный для возраста младшего школьника.

Художественная деятельность - это деятельность, направленная на преобразование позиции участника деятельности в позицию субъекта деятельности; на развитие человековедческои направленности личности учителя, его интереса к человеку, понимания и чувствования другого человека. Она ориентирована на развитие системы духовно-практического отношения к миру и гуманистических отношений личности будущего учителя начальных классов к себе, к другим людям, к своей деятельности.

Организация художественной деятельности имеет особое значение для выпускника педагогического колледжа, так как создает предпосылки для его социальной защищенности в виде опережающей по отношению к непосредственной практической деятельности системы педагогического образования. Художественная деятельность позволяет реально ориентировать выпускников на рынок образовательных услуг, готовить их к работе в условиях рынка труда, способствовать их конкурентноспособности и развивать у студентов потребность в самоактуализации, предоставляя им для этого дополнительную возможность приобретения смежной специальности педагога-организа тора внеклассной деятельности, руководителя художественно-творческого сообщества детей.

Психолого-педагогические проблемы гуманизации профессионального образования неоднократно привлекали внимание исследователей педагогики и психологии высшей школы (З.Ф,Абросимова, Л.Г.Борисова, Е.В.Бондаревская, Л.Ф.Колесников, Н.Б.Крылова, А.В. Петровский, ГШ.Пидкаеистый, В.А.Садовничий, В.А.Сластенин, В.Н.Турченко и мн. др.). Среди многообразия вопросов, стоящих перед профессиональным образованием, мы считаем целесообразно выделить следующие проблемы: саморазвития личности студента; преобразование его позиции объекта приобщения к культуре в позицию субъекта культуры; духовно-практического отношения к миру; овладение им не только знаниями каких-либо конкретных учебных дисциплин, но и опытом эмоционально-ценностных отношений, зафиксированным в содержании данных дисциплин; изменение взаимоотношений в системе "преподаватель-студент". Решение этих проблем связано с исследованием понятия "художественная деятельность".

Следует подчеркнуть, что по отношению к феномену «художественная деятельность» в психолого-педагогической науке не сложилось единых подходов. Большинство специалистов понимают художественную деятельность как исполнительство или как творчество в каком-либо виде искусства. Некоторые исследователи (Г.И, Щукина) - как деятельность, способствующую развитию эстетического восприятия и освоению художественной действительности, развивающую художественный кругозор, формирующую ценностные ориентации в области искусства, обогащающую эмоциональную сферу школьников, выявляющую и развивающую творческие способности учащихся. Однако этот аспект рассмотрения художественной деятельности касался только учеников старших классов (т.е. возраста ранней юности). Проблема художественной деятельности достаточно разработана в творческом наследии педагогов - классиков (В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий и др.) и психологов (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов и др.). В современных педагогических исследованиях (В.В.Горшкова, А.А.Журкин, Д.С. Кабалевский, В.И.Квятковский, Б.Т.Лихачев, Б.М. Неменский, Л.И.Печко) по проблемам художественной деятельности, по взаимодействию художественной и познавательной деятельности, по влиянию художественной деятельности на становление субъектной позиции школьника и т.п. представлен определённый уровень решения этих проблем, но вместе с тем, при подготовке учителей начальных классов в педагогическом колледже художественная деятельность как фактор развития гуманистической культуры не нашла достаточного отражения. б Мы опираемся на исследования Ю.У. Фохт-Бабушкина, Б.М. Теплова, Б.М. Неменского, уже нашедшие отражение в практике общеобразовательной школы, в которой в последнее время содержание предметов, объединенных в образовательную область "Искусство", претерпело ряд значительных изменений. Так, содержание предметов искусства (музыка, изобразительное искусство, литература и т.д.), в основе преподавания которых лежит худо жественная деятельность, стало рассматриваться как освоение школьниками нравственно-эстетической и духовной культуры народа, отражаемой искусством в различных формах его практического единства с трудом и с художественным преобразованием окружающей среды. Основой содержания образования при таком # подходе становятся социальная функция искусства и специфика образного язы ка его различных видов, в результате освоения которых у школьников развива ется духовно-практическое отношение к миру. В профессиональной педагоги ческой подготовке такого понимания предметов искусства и соответствующего подхода к подготовке учителей нет. Веб это и определило тему исследования "Художественная деятельность как фактор развития гуманистической культуры будущего учителя начальных классов". Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью поиска (одного из многообразных и конкретных) путей решения проблемы гуманизации профессионального образования, ориен тацией на развитие студента педагогического колледжа как личности, как субъ екта худо жественной деятельности, как творца гуманистической культуры и представляется нам теоретически и практически значимым вариантом этого решения, не разработанного до сих пор в теории педагогики. Таким образом, возникает противоречие между современным пониманием содержания пред метов искусства и подходом к подготовке специалистов, работающих в области педагогики искусства, ориентируемых на обучение детей способам изображе ния. Указанное противоречие для своего решения требует соответствующим образом подготовленного учителя начальных классов, обладающего опреде ленным уровнем гуманистической культуры.

Чтобы решить указанное противоречие, необходимо ответить на вопрос: каковы условия организации художественной деятельности, способствующей развитию общей, педагогической и гуманистической культур будущего учителя начальных классов, способного создавать условия и руководить воспитанием духовно-практического отношения учащегося к миру. Цель, исследования - выявить условия организации художественной деятельности, способствующие и обусловливающие развитие гуманистической культуры личности будущего учителя начальных классов, становление его субъектом культуры.

Объект исследования - гуманистическая культура личности студента в образовательном процессе.

Предмет исследования - условия влияния художественной деятельности на развитие гуманистической культуры будущего учителя начальных классов. Ведущая гипотеза исследования. В проведенном исследовании мы исходили из предположений, в соответствии с которыми воспитание гуманистической культуры будущего учителя - залог его профессиональной компетентности, адекватной целям гуманизации образования. Это важнейшая задача подготовки учителя в педагогическом вузе. Развитие гуманистической культуры будущего учителя начальных классов будет эффективным, целеустремленным и успешным, если: - актуализировать социально-педагогический аспект художественной деятельности, способствующий через личностное и профессиональное развитие студентов педагогического колледжа становлению у них ценностного отношения к педагогической деятельности; - организовать образовательный процесс педагогического колледжа на основе усложнения художественной деятельности, способствующий через развитие потребности в гворчесіве становлении) профессиональной и культурной субъектности будущего учителя, самореализации студентов и дальнейшей самоактуализации будущих учителей начальных классов; - способствовать становлению межсубъектной основы жизнедеятельности учителя через организацию художественной деятельности как взаимосвязанного процесса аудиторной и внеаудиторной художественной деятельности способствующего усилению духовно-практического отношения к миру. В соответствии с поставленной целью и гипотезой сформулированы задачи исследования;

Обосновать педагогическую сущность феномена художественной деятельности как фактора развития гуманистической культуры личности будущего учителя начальных классов.

Выявить условия эффективного влияния художественной деятельности на развитие гуманистической культуры учителя и определить критерии и уровни развития гуманистической культуры будущего учителя.

Разработать комплекс эффективных путей и средств усиления влияния художественной деятельности будущего учителя на развитие его гуманистической культуры.

Методологическую основу исследовании составляют ведущие положения и идеи гуманистически ориентированной философии: человек как творец культуры и её творение: художественная деятельность как единство четырех основных видов человеческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной). Опорными для нашего исследования являются положения системного подхода в изучении явлений культуры, деятельности, личности, предполагающие не только элемент неструктурный анализ, но и функционально-исторический.

Ведущими идеями исследования являются: приобщение к художественным и педагогическим ценностям как содержание процесса профессионального образования; диалоговая природа художественной и педагогической деятельности; субъективность в художественном освоении мира человеком и субъект-ность в организации профессионально-педагогической деятельности; профессионально-личностная ориентация в подготовке и реализации модели учителя; становление креативной позиции будущего учителя в процессе художественной и педагогической деятельности; эстетическое переживание, раскрывающее художественную деятельность как условие личностного развития.

Теоретическими источниками исследования явились научные труды в различных областях знания: философии (М.М.Бахтин, НА.Бердяев, В.С.Библер, М.С.Каган, А.Ф.Лосев, М.К.Мамардашвили, В.С.Соловьев, Э.В, Соколов, А. Швейцер и др.); эстетики (Ю.Борев, С.Х.Раппопорт, О.А.Кривцун и др.); педагогики (С.И.Гессен, В.В.Горшкова, Л.Н. Куликова, В.А.Сухомлинский и др.); психологии (Л, С. Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Маслоу, К.Роджерс, С.Л.Рубинштейн и др.); социологии (В.М.Петров, Л.Г.Ионин, Л.И.Михайлова и др.) искусствоведения (Н.А.Фомина, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский и др.), отражающие проблему развития личности как субъекта де лтельности и культуры.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялся комплекс методов исследования: теоретический анализ литературных источников и диссертационных исследований (философских, эстетических, искусствоведческих и психолого-педагогических); изучение нормативных документов подготовки специалистов в области педагогики и их анализ; социологические методы (беседы, анкеты, интервью); наблюдения за работой учащихся, студентов, учителей, преподавателей (дискретное, включенное, контекстное, фрагментарное); изучение и обобщение передового педагогического опыта дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ нового типа, педагогического колледжа, методических служб, института усовершенствования учителей, ретроспективный анализ опыта самого диссертанта; делался анализ продуктов деятельности участников педагогического процесса (творческих работ школьников, художественно-творческих работ, сочинений, курсовых и дипломных работ студентов, стенограмм уроков, конференций, отчетов учителей и др.); с использованием диагностико-звриетических методов: создания проблемных ситуаций, ситуаций уподобления, специальных экспериментальных заданий, а также с применением диагностико-конструирующего педагогического моделирования.

Ба_за_исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе педагогического колледжа г. Комсомольска-на-Амуре в течение десяти лет, в школах №№ 9, 6 Комсомольска-на-Амуре. Данные массового опроса получены на базе школ № № 9, 14, 27, 53, 6, 51, 18, 40 г. Комсомольска-на-Амуре.

Этапы исследования:

НА первом этапе (1990-1994гг): анализировалось состояние проблемы в философской и психолого-педагогической науках; определялась исходная концепция исследования; изучался опыт работы образовательных учреждений; разрабатывался проект опытно-экспериментальной программы исследования; проводился констатирующий эксперимент.

В ходе второго,_эта.па, (1994-1997гг) разрабатывалась диагностико-проектирующая программа исследования; проводился преобразующий эксперимент; осуществлялось концептуальное осмысление полученных результатов; оценивалась эффективность вводимых условий, при которых проявляется влияние художественной деятельности на гуманистическую культуру будущего учителя начальных классов.

Третийэтап (1997-2001) был посвящен проведению, обработке и анализу полученных результатов экспериментального этапа исследования; подводились обобщенные итоги, уточнялись теоретические и практические выводы; шло оформление диссертационного исследования и определялись дальнейшие перспективы исследования, осуществлялось внедрение результатов исследования. На защиту выносятся следующие положения: і уманистическая культура выступает как характеристика личности учителя, меры его развития в качестве субъекта гуманистически ориентированной педагогической деятельности, меры овладения этим субъектом сущностью и способами организации художественной деятельности.

Критериями развития гуманистической культуры являются: а) самоактуализация потенциалов личности будущего учителя; б) межсубъектное взаимодействие; в) гуманистический уровень отношений. В зависимости от степени

11 проявления выделенных критериев у будущих учителей имеют место разные уровни развития гуманистической культуры. 3. Развитие гуманистической культуры учителя начальных классов требует организации разносторонней, усложняющейся художественной деятельности в аудиторном и внеаудиторном процессах, в комплексе удовлетворяющей потребности в социализации, инкультурации, самореализации студентов и создает ля этих процессов условия в виде: а) учета уровневой дифференциации культурного развития и профессиональ ных запросов будущих учителей; б) освоения художественной деятельности как целостной системы деятель но- стей познания - преобразования - ценностной ориентации и коммуникации, со ставляющих деятельность распредмечивания, т.е. раскрытия личностного смысла, в ходе овладения способами теоретической и практической художест венной деятельности; в) организации художественной деятельности как системы деятельностей вос приятия, исполнительства, творчества, способствующих преобразованию педа гогической реальности, осмыслению и созданию педагогических ценностей, что позволяет рассматривать художественную деятельность будущего учителя начальных классов как реальную и своеобразную педагогическую технологию развития профессионально-гуманистических отношений в образовательном процессе педагогического колледжа.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем впервые конкретизирована сущность художественной деятельности как педагогического феномена и движущей силы развития гуманистической культуры будущего учителя; впервые рассмотрена возможность развития гуманистической культуры будущего учителя в образовательном процессе на основе художественной деятельности; определены теоретические основы становления гуманистической культуры как педагогически управляемого процесса; сформулировано понятие гуманистической культуры учителя; предпринята попытка целостного концептуального осмысления организации художественной деятельности как пути развития гуманистической культуры будущего учи- теля с целью осуществления практики на данной основе; впервые выявлены взаимосвязь усложняющейся (аудиторной и внеаудиторной) художественной деятельности будущих учителей в процессе педагогического образования и возрастанием уровня их гуманистической культуры; предпосылки, факторы, критерии, процесса становления гуманистической культуры у будущего учителя; выделены уровни развития гуманистической культуры учителя, а также разработан комплекс эффективных условий развития гуманистической культуры при обучении искусству.

Практическая значимость исследова_ния_заключается в разработке, апробировании и внедрении интегрированной программы обучения по дополнительной специальности педагог - организатор, руководитель художественно-творческого сообщества детей, стимулирующая развитие гуманистической культуры будущего учителя; разработке и внедрении спецкурса по личностно-ориентированному подходу при обучении изобразительному искусству младших школьников для студентов отделения начальных классов педагогического колледжа, в совершенствовании преподавания предметов образовательной области "Искусство" и повышении квалификации педагогов практиков,

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись; в выступлениях на региональных научных конференциях (г.Комсомольск-на-Амуре, 1995, 1998 г.г.); на педагогических советах в школе-гимназии № 9, в средних школах пос. Хурба, Новый мир; - на лекциях, семинарах и практических занятиях на курсах повышения квалификации, организованных филиалом Хабаровского института повышения квалификации педагогических кадров (в течение трёх лет, с 1995 г.); - через доклады и обсуждения на аспирантских семинарах на кафедре общей педагогики КГПИ (с 1999г - КГПУ); в студенческих аудиториях педагогического колледжа и вузов, в ходе выполнения и защиты курсовых и дипломных исследований студентов, обучающихся в педагогическом и техническом университете.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 247 наименований и 15 приложений.

Философско-психологические основы влияния художественной деятельности на развитие гуманистической культуры педагога

Анализ содержания художественной деятельности как общественного явления, её организации, особенностей, а также сопоставление её с педагогической деятельностью позволяют выяснить условия её влияния на становление и развитие гуманистической культуры будущего учителя начальных классов, Задачей параграфа является определение педагогической сущности, необходимых и достаточных условий организации художественной деятельности, позволяющих характеризовать её как фактор развития гуманистической культуры. Эту задачу целесообразно решать, рассматривая художественную деятельность в сравнении с педагогической, как один из основных видов человеческой деятельности, входящих в её структуру, но имеющих свою специфическую организацию.

С точки зрения философии, структура как художественной так и педагогической деятельности определяется через три элемента: субъект, наделённый активностью и направляющий ее на объект или на другие субъекты; _KTJ на который направлена активность субъекта; активность, выражающуюся в том или ином способе овладения объекта субъектом или в установлении субъектом коммуникативного взаимодействия с другими субъектами. Согласно психолого-иедагогическим исследованиям структура любой деятельности может быть рассмотрена также в аспекте её целей, средств, результатов. В зависимости от целей, которые преследует субъект, деятельность подразделяется на преобразующую, познавательную и т.д. С этой точки зрения спецификой, как художественной, так и педагогической деятельности является их интегративной характер, они одновременно объединяют познание, преобразование, ценностно-ориентировочную деятельность и деятельность коммуникации.

Анализ используемых средств позволяет утверждать, что художественная и педагогическая деятельности являются, не только духовно-практическим, но и духовно-теоретическим видами деятельности. Кроме того, оба эти вида деятельности являются одновременно и производительными, и потребительскими (соответственно - деятельностью опредмечивания и распредмечивания). В философском аспекте человеческая деятельность - это форма активности живого существа, призванная воспроизводить сверхприродные условия его бытия, т.е. социальные отношения, культуру, самого человека как биосоциальное существо. Обеспечивая стремительный социальный прогресс, человеческая деятельность изменяет не только природу, общество, но и самого человека, являющегося как субъектом, так и объектом своей собственной деятельности. Согласно философской теории деятельности, человеческая деятельность есть историческое явление. Она возникает, меняется, совершенствуется вместе с развитием социальных отношений, которые она обслуживает и которые она же постоянно изменяет. На этом основании определяется ведущая функция деятельности -функция "обеспечения сохранения и непрерывного развития человеческого общества как условие бытия самого человека"[88].

Собственно развитие человека, как процесс, детерминированный внутренними противоречиями, психофизическими особенностями индивида рассматривает П.И.Пидкасистый; социальными ситуациями, представляющими собой "особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий" - Л.И. Божович, мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении В.Г. Ананьев. "Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности); собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития"[5]. В этом контексте фактор рассматривается как движущая сила процесса развития, а условие - как обстоятельство, от которого зависит это развитие, обстановка, в которой происходит развитие. Условия - это те составные части или характеристики среды, в которой развивается человек. Условия развития делятся на необходимые и достаточные [160]. Необходимые условия - внутренняя объективная закономерность возникновения, существования и результативности развития. Достаточные условия связаны с причинами, основаниями, противоречиями развития. В целом система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания человека. В ней можно выделить подсистемы биологических, психологических и социальных условий развития. В рамки нашего исследования не входит анализ всех условий развития. Из широкого круга условий развития мы выделили проблемы социального взаимодействия, ставшие в настоящее время достаточно актуальными как за рубежом (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Д.Г.Мид, А.Инкельс и др.), так и в нашей стране (В.А. Сластёшш, А.В.Мудрик, И.С.Кон, А.В.Петровский, Г.М. Андреева и др.), проблемы присвоения социального опыта путем актуализации (воспроизведения) культурных потребностей, желаний посредством межличностной аккультурации - взаимодействия двух индивидуальных культур, одна из которых более развитая и авторитетная [160 ].

Анализ состояния проблемы гуманистической культуры учителя под влиянием художественной деятельности

На констатирующем этапе исследования задача состояла в том, чтобы проследить: умение учителей и студентов-практикантов строить учебный процесс, опираясь на специфику и структуру художественной деятельности; понимание учителями и студентами целей и потенциальных возможностей художественной деятельности для социального развития учащихся и приобщения их к духовной культуре; влияние художественной деятельности студентов на становление и развитие их гуманистической культуры.

В ходе исследования на констатирующем этапе эксперимента было проанализировано около 50 уроков изобразительного искусства учителей начальных классов, более 40 уроков учителей специалистов, а также около 300 уроков ИЗО, труда, чтения, музыки, подготовленных и проведенных студентами педагогического колледжа, на которых было проанализировано влияние художественной деятельности на становление гуманистической культуры будущего учителя.

Знакомство с опытом работы учителей гг. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Советская Гавань (Пудренко С. Г., Епишиной М. Н., сш № 53; Заднепря-новой Л. В., Петровой Е. Н., Портновой А. И. сш № 9; Дмитриевой Е. Н. и др. г.Комсомольска-на-Амуре; Винник Л. Б. сш № 74; Лаурсановой 1. Г. сш№ 11 г. Хабаровска, Кравченко Г. Н. сш № 1 г. Советской Гавани и другие), обнаружило глубокую содержательную целостность воспитания и преподавания в практической деятельности учителей начальных классов. Кроме того, выявлено, что работа ведется на стыке обязательного и дополнительного образования, что является ее существенной особенностью. Организация жизнедеятельности учеников, их участия в различных видах деятельности предполагает наличие у учителя не только больших разносторонних интересов, опыта организаторской деятельности, но и понимания, а так же личностной заинтересованности в необходимости и важности такого подхода к осуществлению своей педагогической деятельности.

Главные направления педагогической деятельности учителей это содейсвие развитию личности, её потребностей и способностей, общей культуры обучающихся. Но условия для приобщения младшего школьника к духовной культуре в учебной и в неучебной работе учителем начальных классов не создаются, а подразумеваются. Именно так в беседах, интервью учителя говорят об условиях в которых они находят ответы на вопросы и проблемы духовной жизни, духовной культуры, волнующие ребят. Так, учитель (П.) подчеркивает, что ребенку в этом возрасте "... нужен учитель-собеседник, который бы на равных с ним принимал активное участие во всех разговорах. Темы наших бесед рождались внезапно и незаметно переходили одна в другую ..." это был незапрограм-мированный "побочный" путь достижения незапланированной цели - приобщения ребенка к духовной культуре современного общества, не ограничивающейся только знаниями, но включающей в себя также и другие смыслы: ценности и регулятивы, путь, требующий от самого учителя достаточно высокого уровня развития гуманистической культуры. Учитель (3.) в своем рассказе отмечает, что, например, "самая большая трудность в работе с учащимися младших классов - заинтересовать их, вовлечь в работу на уроке. Каждый урок требует большой подготовки: подобрать игру, сказку, выбрать и продумать тему путешествия, найти всей этой работе место на уроке. Много приходится придумывать и сочинять самой, поэтому смотрю все детские передачи по телевидению, прочитываю все детские журналы, новые книжки с тем, чтобы по возможности что-то переработать, переиграть, включить в урок. Тогда урок получается интересным, от него испытываешь удовлетворение, наблюдая, с каким удовольствием работают дети...". Опыт жизнедеятельности данного учителя показывает значение гуманистической культуры как способа существования, как основы всей учебно-методической работы. Позиция субъекта культуры, отличающаяся избирательностью, активностью, творческим использованием накопленного коммуникативного опыта, стремлением к инновациям, переживание эстетической удовлетворенности от результатов своего труда, содействует развитию личности как учеников, так и развитию личности самого учителя начальных классов, эффективности его педагогической деятельности.

Исследуя деятельность учителей-предметников мы обнаружили, что только не многие учителя принимают ученика как субъекта педагогического процесса, организуя межсубъектное взаимодействие с ним как основу своей педагогической деятельности. Учитель литературы (Г.) отмечает: "... очень часто результатом урока бывает новая мысль ученика, может быть какое-то слово или просто реплика, которая наталкивает меня на поиск совершенно новой формы урока, не похожей на предыдущую. Поэтому результат моей работы, моего опыта складывается из совместных творческих усилий моих и моих воспитанников". Данный учитель, за свои двадцать пять лет работы в школе, благодаря развитию специфической чувствительности к объекту педагогической деятельности, не отметает случайность, ищет не столько новые формы уроков (уроки-семинары, уроки "устные журналы", "урок в кафе" и др.), сколько способ приобщения подрастающего поколения к эмоционально-нравственному, ценностно-ориентирующему опыту человечества. Основу педагогической жизнедеятельности данный учитель находит в чтении книг, в обращении к произведениям изобразительного искусства, таким образом именно художественная деятельность является базой для его профессиональной самоактуализации (Приложение 3).

Актуализация социально-педагогического аспекта художественной деятельности как условие становления гуманистического уровня отношений будущего учителя начальных классов

Преобразующий этап исследования имел своей целью обеспечить в процессе художественной деятельности условия для становления гуманистических отношений участников педагогического процесса, для самоактуализации потенциалов личности будущего учителя, для развития навыков взаимодействия участников образовательного процесса.

Опытно-экспериментальная работа строилась на основе уровневой модели функционирования художественной деятельности как интегративного понятия в профессиональной подготовке учителя начальных классов с учетом усложнения процесса художественной деятельности, всех её структурных компонентов и развития гуманистической культуры будущего учителя на всём пути до развития её высшего уровня.

Художественная деятельность как интегративное понятие функционирует в профессиональной подготовке будущего учителя начальных классов на трех взаимосвязанных уровнях. Такими уровнями [151] являются: методологический, деятельностный, личностный. (Приложение 8).

Методологический уровень включает в себя МИРОПОНИМАНИЕ, миропредставление, мироотношение. важнейшим условием для реализации идей исследования на методологическом уровне явилась актуализация социального аспекта художественной деятельности, способствующая становлению "мировосприятия как определённого способа синтеза жизненных явлений, задающихся персональной историей, ... с одной стороны, и обществом как специфической целостностью - с другой" [100]. Указанное условие является предпосылкой для решения задач, стоящих перед преобразующим этапом исследования. Поскольку образовательный процесс на основе художественной деятельности представляет собой взаимообусловленность процессов восприятия, исполнительства, творчества, задачи каждого вида деятельности рассматривались нами в единстве. Восприятие произведений искусства влияет на становление и развитие у студентов педагогического колледжа мировосприятия как "способа синтеза событий персонального существования, ... являющейся точкой, в которую "уходит1 весь мир, "выходя" из неё спектром переживаний, "радугой смыслов1 , связной картиной бытия" [100]. Такое мировосприятие становится основой гуманистического миропонимания, так как предполагает знакомство с взглядами, оценками, мыслями, чувствами и т.д. разных авторов художественных произведений. Миропредставление художников различных эпоха представленное в виде профессионально созданных художественных образов, ставит субъекта художественной деятельности, каким является студент, в ситуацию выбора и принятия (или неприятия) той или другой авторской идеи, того или иного отношения автора к явлениям, событиям, людям. Емкость и глубина художественных образов ставит студента в ситуацию выбора тем самым способствуя развитию гибкости мышления будущего учителя.

Преобразующая часть эксперимента состояла из трёх этапов; первый этап-первичная художественная деятельность, актуализирующая процессы мировосприятия, миропонимания, миропредставления, мироотношения; второй этап - процесс активной художественной деятельности в сотрудничестве с преподавателем; третий этап - активное взаимодействие студентов по присвоению и созиданию художественно-педагогических ценностей.

Основной задачей данного являются изложение разработанного нами содержания и методики актуализации социально-педагогического аспекта художественной деятельности и анализ результатов опытно-экспериментальной работы, которая ведёт к жизненно-сущностным новообразованиям личности будущего учителя начальных классов, проявляющимся в становлении и развитии гуманистического уровня отношений. Актуализация социально-педагогического аспекта художественной деятельности предполагает создание педагогических ситуаций, требующих обращения студента к социальной информации, которую несёт искусство, создания условий для осмысления отношенческого аспекта художественной информации, "проживания" её. Этот процесс показывает переход художественной деятельности из состояния потенциального в состояние реального фактора развития личности.

Первый этап предусматривал включение студентов в художественную деятельность, в которой обеспечивалось целенаправленное восприятие художественных объектов. Здесь выявлялись актуальный уровень знаний, умений студентов, их потребности, устремления, отношения, эмоционально-ценностный опыт, а также опыт творческой деятельности. Целью художественной деятельности является развитие ценностного отношения к себе, к выбранной профессиональной деятельности, к окружающим людям и миру.

На этом этапе преподавателю важно, чтобы студенты воспринимали художественные ценности на аудиторных занятиях адекватно и разносторонне для того, чтобы предмет являлся обьектом не только для осознания, но и практического действия, контролирующего это сознание (С. Л. Рубинштейн).

Похожие диссертации на Художественная деятельность как фактор развития гуманистической культуры личности будущего учителя (На материале подготовки студентов по дополнительной специальности педагог-организатор, руководител