Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление нравственной позиции подростка в условиях клубной деятельности Бондаренко Марина Васильевна

Становление нравственной позиции подростка в условиях клубной деятельности
<
Становление нравственной позиции подростка в условиях клубной деятельности Становление нравственной позиции подростка в условиях клубной деятельности Становление нравственной позиции подростка в условиях клубной деятельности Становление нравственной позиции подростка в условиях клубной деятельности Становление нравственной позиции подростка в условиях клубной деятельности Становление нравственной позиции подростка в условиях клубной деятельности Становление нравственной позиции подростка в условиях клубной деятельности Становление нравственной позиции подростка в условиях клубной деятельности Становление нравственной позиции подростка в условиях клубной деятельности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бондаренко Марина Васильевна. Становление нравственной позиции подростка в условиях клубной деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 СПб., 2006 148 с. РГБ ОД, 61:06-13/1907

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические предпосылки исследования проблемы становления нравственной позиции подростков в условиях клубной деятельности 11

1.1. Из истории исследования проблемы 11

1.2. Особенности нравственного развития подростка в современных условиях 28

1.3. Нравственная позиция личности как педагогический феномен 39

1.4. Педагогические возможности клубной деятельности в нравственном становлении подростка 52

Выводы по первой главе 70

Глава II. Опытно-экспериментальная работа.по формированию нравственной позиции подростка в условиях клубной деятельности 74

2.1. Характеристика Программы формирования нравственной позиции подростка 74

2.2. Методика диагностики нравственной позиции подростка 95

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы клубов 106

Выводы по второй главе 124

Заключение 126

Библиография

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения на протяжении всей истории общественного развития сохраняет свою актуальность в силу периодических изменений внешних и внутренних условий функционирования воспитательных систем, социально-экономической детерминации формирования нравственных начал жизнедеятельности общества в целом и отдельной личности в частности. В настоящее время российское общество как раз стоит на изломе эпох — перехода от советской социалистической системы к системе капиталистической как системе рыночной экономики с тенденциями демократизации и индивидуализации общественных отношений.

Самым значительным и очень болезненным явлением нашего времени стала перестройка сознания под новое общественно-экономическое устройство, сопровождающееся резким падением нравственности массы людей, потерей нравственных ориентиров жизни. Вместо коллективизма стал востребован крайний индивидуализм, вместо скромности — самопрезентация, вместо права на труд — конкурентоспособность и т.д. Всё это усугубляется явлением глобализации, которое привнесло в отечественное воспитание идею следования «общечеловеческим ценностям» как приоритетным перед национальными, историческими, государственными и индивидуальными ценностями.

Эти и другие процессы разрушили прежние нравственные ориентиры устойчивого поведения личности, привели к упадку нравственной культуры, снижению «коллективной совести». Так вновь обострилась вечная проблема нравственного воспитания, потребовался пересмотр её теоретических основ и способов решения.

Вместе с тем, как бы ни был стар сам вопрос нравственного воспитания, его новое решение должно опираться на накопленный предшествующими поколениями опыт и использовать результаты исследований, с разной

4 степенью успешности внедряемые в практику воспитания. Советское время — время доминирования в теории и практике нравственной проблематики, что, при разумном, бережном и критичном подходе, может стать источником новых идей. В единстве с нравственным богословием христианства, новыми положениями философской антропологии, нравственной психологии, социальной медицины, социальной экономики педагогика недавнего прошлого тоже призвана измениться и стать способной помочь облагородить ставшую агрессивной среду воспитания, смягчить нравы и вывести человека на новый уровень нравственного развития.

За последнее столетие теме нравственного воспитания подрастающего поколения посвящено огромное число научных трудов. Не теряют ценности труды А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, воплотивших нравственные программы в практику работы с воспитанниками 20 -30 годов XX столетия. Общим проблемам нравственного воспитания посвящены работы Ю.П.Азарова, Т.К.Ахаян, Н.И.Болдырева, И.А.Донцова, М.Г.Казакиной, И.С.Марьенко, В.И.Петровой, и др. Новационной постановкой проблемы нравственного воспитания, начиная с 90-х годов, отличаются работы В.С.Безруковой, Е.П.Белозёрцева, ЕЛ.Захаровой, Э.П.Козлова, А.Е.Лихачёва, В.И.Мурашова, Н.Д.Никандрова, Н.Е.Щурковой и др.

В последние два десятилетия в научную педагогику вновь были возвращены труды православных педагогов: святителя Феофана Затворника, В.В. Зеньковского, СИ. Гессена и других. Пришло немало переведённой с иностранных языков зарубежной литературы: А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Штайнер, Э. Эриксон, К. Юнг и другие.

Особенностью исследований проблемы нравственного воспитания многими из этих авторов являлся её широкий охват и комплексное рассмотрение в единстве теории и методики, педагогики и психологии. Но при этом, чаще всего акцент делался на нравственном просвещении, в основу закладывался труд учителя, преувеличивалась роль социального фактора. Особенно сильна эта тенденция была в педагогике советского периода.

5 Сегодня принципиально иное время. На первое место встаёт ребёнок, который просвещен в своих правах и свободах. Он начинает жить в мировоззренчески плюралистическом обществе, обществе с открытой информацией, с увеличивающимся разрывом отношений между поколениями, с сокращением числа детских сообществ, находящихся под педагогическим руководством взрослых, в том числе клубов и кружков. Именно здесь обнаруживают себя противоречия:

между предоставлением широких прав и свобод детям и отставанием роста их самосознания, нравственной позиции, являющихся регулятором нравственного поведения в условиях свободы;

между знанием ребёнком нравственных основ поведения и самим нравственным поведением, переходящим в поведение подражательное, случайное и безмотивное.

Эти противоречия актуализируют проблему сущности нравственной позиции современного подростка.

Цель исследования: раскрыть сущность процесса становления нравственной позиции подростка в условиях клубной деятельности.

Объект исследования: клубная деятельность подростков по формированию нравственной позиции.

Предмет исследования: процесс становления нравственной позиции подростка в условиях клубной деятельности.

Гипотеза исследования: становление нравственной позиции подростков в условиях клубной деятельности будет успешным, если:

- определить педагогические признаки понятия «нравственная позиция»;

-процесс становления рассматривать как особый вид нравственной деятельности, организованной как поэтапное введение подростка в смыслы личностного развития;

-основным направлением работы клуба определить нравственную деятельность подростков;

-клуб рассматривать как пространство реализации межсубъектного взаимодействия в процессе постижения нравственных ценностей. Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать «нравственную позицию» подростка как
базисную основу системы его нравственного воспитания.

2. Осуществить анализ понятия «нравственная позиция» и выявить её
педагогические признаки.

  1. Определить специфику клубной деятельности и её возможности в формировании нравственной позиции современного подростка.

  2. Разработать программу клубной деятельности и осуществить ее опытно-экспериментальную проверку.

  3. Выявить особенности процесса становления нравственной позиции современного подростка в условиях деятельности клуба.

В процессе исследования применялись следующие методы. Группа теоретических методов включала такие виды анализа научно-педагогической, философской и психологической литературы, как проблемный, критический, сравнительный, феноменологический и контент-анализ, метод моделирования.

Группу эмпирических методов составляли: комплексная опытно-экспериментальная работа как естественный и формирующий эксперимент, беседы, анкетирование, наблюдение, хронокарта.

В процессе исследования использовались качественные и количественные методы обработки полученной информации.

Организация исследования:

Первый этап (1999-2000) — изучение психолого-педагогической, философской, психологической научной литературы по проблеме исследования и разработка проекта исследования.

Второй этап (2001-2002) — изучение клубной системы и опыта работы подростковых клубов на базе общеобразовательных школ гг. Николаевска-

7 на Амуре, Уссурийска, определение общеобразовательных уреждений для проведения опытно-эспериментальной работы.

Третий этап (2003-2005) — проведение опытно-экспериментальной работы на базе трёх клубов при общеобразовательных школах.

Четвертый этап (2005-2006) — оформление диссертационного исследования.

База экспериментального исследования: общеобразовательные учреждения г. Уссурийска, подростковые клубы «Диалог», «Точка опоры», «Поиск», действующие на базе школ № 6, 11, 14.

Методологической основой исследования стали идеи деятельностного подхода к воспитанию, системного подхода и личностной ориентации при его организации, идеи сближения по вопросам нравственного воспитания светской и христианской позиций и ведущей роли нравственности в жизнедеятельности человека.

Теоретическими источниками исследования являлись труды
отечественных и зарубежных философов, психологов, педагогов по теории
личности (М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, В.А.Блюмкин, Л.В.Выготский, М.С.Каган,
А.Н.Леонтьев и др.), по теории ценностей (Е.П.Белозерцев, В.С.Библер,
О.Г.Дробницкий, М.С.Каган, А.В.Кирьякова, Н.Д.Никандров, В.Л.Обухов,
В.АДдов и др.), по теории деятельности (К.А.Абульханова-Славская,
Г.С.Батищев, Л.В.Выготский, В.П.Зинченко, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев,
Л.С.Рубинштейн, В.И.Слободчиков и др.), по теории духовно-нравственного
и нравственного воспитания (Ш.А.Амонашвили, В.С.Безрукова,

З.И.Васильева, Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, В.А.Караковский, Т.Е.Конникова, В.А.Мосолов, В.Л.Ситников, ВАСухомлинский, К.Д.Ушинский, Н.Е.Щуркова и др.), идеи субъект-субъектных отношений в образовании (Б.Г.Ананьев, Л.П.Буева, В.В.Горшкова, И.А.Зимняя, М.С.Каган, В.Г.Казанская, А.В.Мудрик, Н.Ф.Радионова, Н.В.Седова и др.), идеи взаимосвязи общения и нравственных ценностей (Х.Й.Лийметс, Т.Е.Конникова. Л.И.Новикова, Л.Н.Куликова и др.), исследования подросткового периода развития

8 личности (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, М.Г.Казакина, И.С.Кон, М.Т.Кучкарёв, А.В.Мудрик, В.С.Мухина, Д.И.Фельдштейн и др.), организация деятельности в образовательных учреждениях (А.И.Жилина, И.П.Иванов, В.А.Караковский, А.С.Макаренко, Н.Л.Селиванова, С.Т.Шацкий, Н.Е.Щуркова).

На защиту выносятся следующие положения:

/. Нравственная позиция есть исходный мировоззренческий компонент
личностного развития, регулирующий поведение личности в различных
условиях жизнедеятельности. Основными элементами её являются совесть и
идеал в их действенном состоянии влияния на характер и поведение человека.
Нравственная позиция - полифункциональное понятие. В педагогическом
процессе она выступает как: системообразующий фактор,

гармонизирующий отношения личности с внешней средой, вид отношений личности к жизненным ценностям, критериальный показатель воспитанности ребёнка, механизм нравственного развития личности. Это способность личности к самостоятельному нравственному выбору. Она характеризуется степенью осознанности, укоренённостью в психике подростка и динамичностью.

2. Становление нравственной позиции есть процесс, протекающий наиболее успешно в условиях специально организованной нравственной деятельности как поэтапное восхождение подростка от подражательного уровня к уровню самоорентации и уровню взаимодействия и эмпатии.

3 Клубная работа располагает наибольшими педагогическими возможностями для организации нравственной деятельности, проявления нравственной природы взаимодействия субъектов и потому оптимальная для становления нравственной позиции растущего человека.

Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в том, что:

-обоснован педагогический статус понятий «нравственная позиция»
личности и «становление нравственной позиции», даны их

определения, выявлены и описаны педагогические признаки;

-раскрыто понятие «нравственная деятельность» как особый вид деятельности подросткового клуба;

-рассмотрено взаимодействие субъектов воспитательного процесса в условиях клубной деятельности с нравственных позиций и как нравственная категория.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

в диссертации осуществлено уточнение и конкретизация содержания понятий «нравственная позиция», «становление нравственной позиции», «нравственная деятельность»

установлена связь и зависимость между потенциальными возможностями клубной деятельности современных подростков и становлением нравственной позиции как личностной диспозиции в их нравственном воспитании и самовоспитании.

Практическая значимость состоит в том, что разработана диагностика нравственной позиции подростка; результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при организации воспитательной работы в школе, в учреждениях дополнительного образования; при разработке нормативных курсов теоретической и практической педагогики, элективных курсов по проблемам воспитания для студентов педагогических учебных заведений; в системе повышения квалификации педагогов.

Достоверность выводов и результатов исследования определяется методологическими основами и полнотой использованных теоретических источников; валидностью эмпирических методов, технология применения которых раскрыта в диссертации, что позволяет воспроизвести всё исследование в новых условиях.

Апробация результатов исследования осуществлялась в школах и школьных клубах, где проводилась опытно-экспериментальная работа, на

10 совещаниях, конференциях, встречах за «круглым столом». Результаты исследования отражены в статьях и выступлениях на научно-практических конференциях в гг. Владивосток, Уссурийск. Они обсуждались на заседании кафедры педагогики, на курсах повышения квалификации учителей и клубных работников.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 238 источников.

Из истории исследования проблемы

Проблема становления нравственной позиции подростка в условиях клубной работы является частью более широкой проблемы нравственного воспитания. Нравственное воспитание во все века рассматривалось как объединяющее понятие, обобщающее широкий спектр отношений человека к миру - к себе, близким, людям вообще, труду, плодам труда, красоте, природе и т.д. Очень часто оно трактовалось как воспитание характера, что тоже есть отношения. В педагогическом аспекте его часто выделяли в качестве самостоятельного направления воспитательной работы и как сопровождающее другие направления содержания воспитания - умственное, трудовое, эстетическое, физическое. Применительно к нашей теме исследования оба эти подхода имеют место, что осложняет рассмотрение его истории.

По своей значимости нравственное воспитание подрастающих поколений превосходит все другие направления воспитания, от его успеха и состояния зависит в целом воспитание человека по всем другим направлениям, степень развития и саморазвития личности. Поэтому оно сохраняет свою остроту в любые исторические эпохи. По этой теме написано огромное количество научных трудов, описан безгранично большой опыт, задача обобщения которого во всей полноте перед нами не стоит. Мы постараемся выделить лишь ту часть, которая наиболее близка к поставленной нами проблеме и в той её исторической составляющей, от чего современному педагогу приходится отталкиваться, с чем считаться. Мы имеем в виду ту часть истории науки о нравственном воспитании, на чём оно было построено в последние десятилетия до перестройки и с каким научным наследием нам приходится сегодня иметь дело, чем непосредственно пользоваться с известной корректировкой.

Время перестройки показало силу и слабость советской системы нравственного воспитания. В системе коммунистического воспитания оно относилось к одному из главных его направлений - идейно-политическому. Целью нравственного воспитания, находящегося под эгидой идейно-политического и предназначенного для его закрепления, было формирование марксистско-ленинского мировоззрения, как мировоззрения научного, классового, атеистического. Эти цели излагались в основополагающих документах - Программе и Уставе КПСС, Уставе ВЛКСМ, Положении о Всесоюзной пионерской организации, Правилах октябрят и в документе для общенародного пользования - Моральном кодексе строителя коммунизма (1961).

Для педагогики в этой ситуации многое определяет её возможности в смысле наличие путей и средств воспитания этой нравственной позиции. В этом плане интересным выглядит вся история нравственного воспитания. Она начиналась с философского подхода к нравственному воспитанию, выделению его в самостоятельное направление воспитания, что сделали ещё древние греки и римляне. Они же дали описание понятий «мораль», «нравственность», «воспитание», не утратившее своего значения и сегодня. Это был дохристианский этап развития педагогики, подготовивший «христианскую перестройку», с которой связаны ликвидация рабства и ориентиры на нравственные законы, данные Иисусом Христом и описанные в Библии. Европейская педагогика как теоретическая, так и практическая, пошли по пути христианизации.

Для нас этот исторический этап примечателен тем, что, во-первых, общество в целом приняло свод тех нравственных законов (Заповедей Христа), следованию которым стали обучать и воспитывать всё новые и новые поколения. Были установлены основные нравственные категории, следование которым обещало человеку место загробной вечной жизни в раю после жизни на Земле. Во-вторых, чётко определялось, кто может устанавливать эти законы. Такое право признавалось за пророками -особыми людьми, способными общаться с Богом и «слышать» Его идеи, передавая их людям. Нам видится в этом факт изначального лишения человека права на выбор: выбирать между добром и злом человек мог, только основы и правильность выбора определялись не им. Всякое отклонение от Заповедей Божьих считалось грехом, среди которых были выделены даже смертные. В-третьих, христианская педагогика призвана была внедрять в сознание людей готовые законы и нормы поведения, а не сознательному их построению и выбору, что впоследствии стало вменяться ей как насилие в воспитании свободной личности. Этим путём христианизации нравственного воспитания шла и Россия до 1917 года.

С 1917 года начинается кардинально новый этап решения проблемы нравственного воспитания - советский, границы которого вправе было бы определять много раньше, чем годом революции. Это этап отказа от религии и религиозных нравственных догматов, причём, от любой религии, в том числе и христианского православия, господствовавшего на подавляющей части бывшей Российской империи. Основы воспитания излагались первыми политическими руководителями советского государства, которые затем разрабатывались педагогами, обретая свои педагогические эквиваленты. Можно за многое критиковать советский период развития педагогики, но главное в нём было именно нравственное воспитание людей. Нам кажется, судя по литературе, что это был этап, когда наука и практика нравственного воспитания были более близки друг к другу. И вот почему. Новая нравственность строилась на идеях справедливости (ликвидации эксплуатации человека человеком), труда (от каждого - по способностям, каждому - по труду), коллективизма (единства человека и общества) и личной ответственности. Эти идеи привлекали большую часть населения и, в конечном итоге, были «вживлены» в сознание масс и их образ жизни. Для нашей темы здесь заложен очень важный момент: формально человеку предоставляется право самому выбирать, без Бога и Церкви, нравственность, более того, самому разрабатывать её нормы, что активно делалось. Следовательно, формирование нравственной позиция, пусть пока теоретически, но признавалось как право человека.

Основные идеи этого нового воспитания, названного коммунистическим воспитанием, изложены в трудах В.И.Ленина и Н.К.Крупской. Нам кажется, что из темы нравственного воспитания их нельзя вычеркнуть, поскольку абсолютное большинство современных людей воспитаны на них и данные идей используют для анализа и оценивания тех нравственных норм, которые сегодня внедряются в нашем обществе.

Главной заслугой В.И.Ленина было раскрытие зависимости нравственного воспитания от политики и экономики страны. И сделано это им было на примере капиталистической нравственности и вновь выстраиваемой коммунистической. В первом случае нравственность задают властьимущие, владельцы недр и средств производства, собственники. Во втором - рабочие и крестьяне, ликвидировавшие частную собственностью. В его трудах показана классовая природа морали и нравственности. Он писал: «В душе нашего помещичьего государства боролись два начала; с одной стороны, сознание того, что без народного образования нельзя развернуть капитализм, а с другой, сознание, что если от этой отсталости отчалить, если начать систематически работу по подъёму образования народным масс, то рискуешь моментально вызвать в представлении массы сознание чудовищности гнёта, а тем самым вызвать осуждение, могущее назавтра перейти в борьбу против тебя» Щит. по 94, с. 69/. Занимаясь сложной проблемой нравствнности, каждый воспитатель должен понимать, о какой нравственности и морали идёт речь в каждом конкретном случае. Человек должен сам разбираться в этих вопросах, а значит иметь свою нравственную позицию как компас, ориентирующий его в разнообразных интересах и предлагаемых идеях. К сожалению, сегодня мало об этом пишут и ещё меньше говорят, тогда как общество уже поделилось на собственников и наёмных работников, с кем преимущественно, имеет дело массовый педагог.

Другим важным для нас моментом в трудах В.И.Ленина было выделение им в особую категорию внеклассной и внешкольной работы как предоставляющей наибольшую свободу для развития детей. Он многократно выступал на совещаниях и съездах внешкольных работников и всегда выделял внешкольное образование как важнейшее для переустройства жизни тогдашней страны. Он настаивал на его расширении, на вовлечении в него как можно большего числа детей самых широких масс народа. Внешкольная работа, то, что сегодня мы называем дополнительным образованием, ценилась им за возможность в ней развернуть детскую самодеятельность, за свободу детского развития, за возможность охватить большое число детей самого разного возраста, за способность решать текущие общественные задачи, например, ликвидации безграмотности, политического и иного просвещения. Внешкольную работу он высоко ценил также за большую возможность связывать теорию с практикой /107, с. 309/. Что касается морали, важнейшими её положениями для того дня он считал связь нравственности и морали с жизнью, с практикой ликвидации эксплуатации людей и их труда, объединительную, а не разъединительную её роль в жизни людей. Такую программу он развернул в некогда популярном выступлении на 111 съезде комсомола /там же, с.367-369/.

Выступая против религии и Церкви, В.И.Ленин на их место ставил самого человека и его умение самостоятельно вырабатывать свои взгляды, критически относиться к тому, чему учат и что он читает /там же, с.370/. Это уже то, что мы сегодня относим к нравственной позиции. Человек, исходя из марксистско-ленинского учения, становился сам её создателем и пользователем.

Особенности нравственного развития подростка в современных условиях

Предметом нашего исследования является становление нравственной позиции подростка в условиях клубной деятельности. Одним из сложнейших компонентов этого предмета является сам подросток. Становление его нравственной позиции как ядра нравственного поведения протекает на фоне и в условиях осуществления нравственного воспитания, пронизывающего все стороны его жизнедеятельности.

История развития человечества не раз доказывала, что без воспитания как специальной передачи культуры человеческого общежития новые поколения детей сами по себе эту культуру не усваивают. Ребёнок, лишённый человеческой опеки и общественного воспитания, остаётся на уровне животного. В периодической печати и программах современного телевидения о детях-бродяжках, брошенных своими родителями на произвол судьбы и не взятых под опеку государством, начиная уже с трёх лет тяжело поддаются очеловечиванию. Они не умеют пользоваться столовыми приборами, полноценно разговаривать, живут эмоциями, в них проявляются звериные инстинкты. Те дети, что выживали в среде животных, усваивали их способы жизни, не научались прямолинейно ходить и передвигались перебежками на четвереньках. Подобные примеры история знала и раньше. Сегодня аксиоматичен вывод о том, что дети без специального нравственного воспитания нравственными не становятся, нравственность есть сугубо человеческое «изобретение», социальное качество, к воспитанию которого имеются только предпосылки.

Среди всех возрастных периодов для нравственного воспитания особо выделяется подростковый возраст. В научной литературе существует устоявшееся представление о нём как возрасте переходном, во многом противоречивом, неустойчивом, неравномерно развивающемся и потому сложном для воспитания. Это подтверждают многократные исследования. И всё-таки именно его психологи и педагоги определяют как наиболее сенситивный для нравственного воспитания. В это время интенсивно складываются психологические структуры и высшие психические функции, формируются основные личностные свойства, среди которых особо выделяются нравственная активность, проявляющаяся в личном самоопределении подростка/31/.

Отроческий период становления подростка как «полуребёнка — полувзрослого» достаточно полно изучен и описан и психологами, и педагогами. Однако в большинстве случаев процессы его роста изучались в относительно стабильных социально-экономических и педагогических условиях, когда всё было понятно: где добро и где - зло. Средства СМИ, воспитание дома, в детском саду, школе и на производстве работали относительно непротиворечиво. Были, конечно, расхождения с жизнью, они выявлялись и критиковались. Но не было противостояния, до крайности, полярности доведённого в своих противоречиях, с чем мы имеем дело сегодня. Становление подростков слабо изучено как процесс, протекающий в переломные эпохи, под влиянием идеологического безвременья и брожения, отсутствия чёткой направленности воспитательного процесса в школе и дома, противоречий внешних факторов воздействия и естественно чистой природой ребёнка, расширяющегося противостояния поколений, взаимоотношений семьи и школы в воспитании идеалов. Особого внимания требует изучение влияния опережающего роста прав и свобод подростка перед его нравственной готовностью ими пользоваться.

Эти вопросы до сих пор плохо изучены, что осложняет решение всей проблемы. Наши предшественники - советские учёные оставили богатое наследство в том смысле, что сумели раскрыть те фундаментальные характеристики возраста, которые в системе своей дают достаточно полное представление о нём в его основных проявлениях. Нам остаётся сравнить лишь качественные характеристики того, какими были подростки и какими стали сегодня. По многим позициям сегодня иные характеристики этого возраста, хотя базисные свойства, повторимся, сохраняют себя, сменив лишь качественные характеристики своего проявления. Об этом же пишет Д.И.Фельдштейн в своей монографии о психологии развития человека как личности /211, с. 423/.

Работ о психологии и воспитании подростков очень много, отдать предпочтение какой-либо из них сложно. Мы остановимся лишь на некоторых и, в первую очередь, на работе Л.И.Божович, сыгравшей огромную роль в собирании материала о подростке и донесении его через свои работы до других исследователей и практиков. Ещё в 60-е годы этот исследователь, обобщая проведённые исследования данного возраста, определила его как возраст наиболее интенсивного расширения и углубления нравственных представлений и чувств. При этом за последними признавалась ведущая роль как побудителей их поведения /31, с.321/. Нравственное сознание отставало от развития чувств в сфере нравственного поведения, хотя предпосылки к их выравниванию, сближению имелись. Л.И.Божович в качестве таковых называла особое внимание подростков к вопросам о нормах и правилах общественного поведения и взаимоотношений людей, а также становление собственных суждений, нередко вытекающих или сориентированных на свою субкультуру и ближайшее окружение, что нередко они отстаивали даже агрессивными методами /там же, с3221. Итак, здесь заложено предупреждение: дело нравственного воспитания подростков можно улучшить, если а) предъявить им лучшие образцы нравственного общественного поведения, б) опереться на их собственные суждения и сделать их предметом рефлексии, в) улучшить их ближайшую среду воспитания. Сложные, конечно, советы, но в тех условиях выполнимые. Новые условия перестройки затормозили этот процесс.

К особенностям возраста специалисты относят потребность подростка в идеале как конкретном образе, воплощённом в имени и поступке, привлекающих подростка. Идеал и есть, по выражению Л.И.Божович, образец нравственного общественного поведения. В нём нуждались подростки тех лет и современные одинаково. Но сами идеалы и формы их предъявления резко изменились. Для советского подростка, выросшего в стабильных условиях, идеалом были люди труда, ратного подвига на поприще защиты Отечества, учёные, внесшие свой вклад во славу Отчизны и благо народа.

Характеристика Программы формирования нравственной позиции подростка

Разработка программы опытно-эксперементальной работы включала этап моделирования процесса становления нравственной позиции подростка. Мы исходили из положения о том, что важнейшим фактором становления выступает взаимодействие, которое выступает во взаимоприятии, взаимопонимании или же непонимании и невосприятии друг друга.

Важнейшим фактором становления, развития личности выступает взаимодействие, которое выражается во взаимовосприятии, взаимопонимании или же непонимании и невосприятии друг друга.

Взаимодействие выражает как субъект-объектные, так и субъект-субъектные отношения. Если речь идет о первом варианте, то взаимодействие не отвечает своей сущности, а именно: происходит одностороннее воздействие на индивидуальное, групповое или общественное сознание. По сути взаимодействия нет, а есть воздействие, которое осуществляется через научение, принуждение, манипулирование, давление. Во втором случае - субъект-субъектные отношения - предполагается сотрудничество, соучастие, соразмышление, сопереживание. И основным механизмом выступает убеждение. В связи с вышесказанным выделяется три типа отношений в системе «воспитатель-воспитанник»: 1 тип: отношения с ведущей ролью воспитателя; 2 тип: отношения с «пассивной» ролью воспитателя; 3 тип: отношения равенства и сотрудничества с воспитанниками. В нашем исследовании мы обращаемся к взаимодействию на личностном уровне и микроуровне, в которых имеет место ориентация воспитанника на себя, свои возможности и возможности и интересы тех, с кем взаимодействуют, что находит свое проявление в деловом общении, в диалоге, в доверительных отношениях, то есть субъект-субъектных отношениях.

Наличие взаимодействия в системе «воспитатель-воспитанник» -существование взаимной активности двух субъектов, проявляющееся в изменении мотивационной сферы, установок, отношений, в перестройке поведения.

Организуя взаимодействие, педагог исходит из положения о том, что нравственное развитие личности — процесс поэтапного формирования ценностного (морального) сознания, ценностных отношений и ценностного поведения.

Сознание — это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ отношения человека к миру, к самому себе. В философии категория «сознание» используется для обозначения духа, сознающего себя. Общественное сознание — духовный результат общества. Сознание индивида представляет собой его внутренний духовный мир и отражает не только материальные объекты, но и духовные [192; 201]. В контексте изложенного мы обращаемся к формированию ценностного сознания, которое позволяет человеку (субъекту) определить духовно-нравственное пространство своей деятельности.

Сознание ценностно по своей природе, а его ядром являются знания и представления о ценностях. Проявление ценностного сознания связано с осознанием себя в мире, своей значимости, самоценности [90; 192; 201].

Поэтому первая серьезная педагогическая задача, требующая решения, -это создание информационного поля, обеспечение просвещенности учащихся, обогащение их памяти знаниями в области культурных, природных и социальных сфер, преломляющихся через духовную призму. Носителем этих знаний, в первую очередь, выступает педагог.

Уровень нравственных знаний может быть обеспечен через полноту этических знаний учащихся и содержания и сущности моральных качеств и глубины осознания необходимости овладения этическими нормами [192, С.20]. Глубина нравственных знаний выступает критерием усвоения нравственных норм и позволяет судить об уровне нравственной убежденности. В исследованиях А.В. Зосимовского, Н.Н. Крутова, Н.Е. Щурковой доказана достойная корреляция между глубиной усвоения нравственных знаний и моральной убежденностью растущего человека [85; 204].

Ценностное сознание, моральное сознание проявляется в поступках и поведении человека, уровень которых определяется степенью их соответствия нравственным нормам. Преобразовать моральное сознание в моральное поведение - это другая задача, требующая решения.

Поступки и поведение человека составляют внешнее личностное воплощение морали, внутренним для человека воплощением выступают моральные качества личности, которые отражают степень приверженности человека-индивида нравственным нормам. В моральных качествах проявляется сущность человека в мире отношений.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить основные этапы становления духовно-нравственного мира личности: формирование сознания, отношения, поведения.

Каждый из названных этапов представляет сложное образование, основанное на определенных психических актах и эмоциональных состояниях.

Развитие сознания связано с ознакомлением с нравственными нормами, ценностями, качествами личности. Проявлением ценностного сознания становится осознание мира, себя в мире, своей значимости, а процесс развития ценностного сознания связан с личностным развитием, только осознающая личность способна осуществить ценностный способ управления своим поведением, своей деятельностью (Ж.П. Сартр). Внутренняя позиция личности проявляется в ценностном отношении. Именно отношение порождает личностный смысл объективных значений. Оно обозначает как объективные связи, в которые вступает человек с окружающими его людьми и предметами, так и то, как он сам относится к действительности.

Ценностное сознание и ценностные отношения составляют основу ценностного поведения- нравственной позиции.

Сам термин «поведение» трактуется неоднозначно. Мы будем исходить из положения гуманистической психологии, признающей человека личностью, способной управлять своими поступками, действиями, поведением. Ценностное поведение регулируется ценностным сознанием и отношением и проявляется в целенаправленных действиях человека.

Методика диагностики нравственной позиции подростка

С помощью формирующей программы нам удалось постепенно включить подростков 6-7 классов в процессы нравственного воспитания и самовоспитания, направленные на осознание и утверждение нравственной позиции. Само явление и отражающее его понятие должно быть описано таким образом, чтобы его можно было измерить и дать ему характеристику педагогическими средствами, что мы и сделали на основе теоретической части своего исследования.

В качестве рабочего варианта мы принимает трактовку нравственной позиции как мировоззренческой компоненты личности, ставшей убеждениями и выполняющей роль мотива поступка, поведения. Понимание мировоззрения как системы взглядов на мир не позволяет целостно представить это явление и измерить его. Поэтому в эксперименте мы ограничиваемся только одной стороной или составляющей частью мировоззрения - формирование у подростка отношения к себе как к человеку. Все исследователи сходятся на том, что именно через понимание человеком себя воспринимается окружающий мир и формируются все другие его отношения - к природе, труду, учению, семье, обществу, искусству, государству и т.д.

Но и понимание человеком себя - явление тоже многогранное и очень сложное для педагогического исследования. Поэтому и здесь мы, согласно рабочему определению нравственной позиции, ограничили исследование таких показателей мировоззрения, которые выполняют в человеке регулятивную функцию его поведения. В качестве таких показателей нами были взяты: совесть человека и выражающий её идеал. В качестве критерия их действенности в выполнении ими регулятивной функции были определены - комплекс ведущих нравственных качеств и нравственных поступков. О становлении нравственной позиции мы судим по соотношению состояния совести и нравственного идеала, с одной стороны, и реальными нравственными качествами и поступками - с другой. С нашей точки зрения это соотношение меняется под влиянием реализации Программы нравственного воспитания, построенной на основе формирования нравственной позиции подростков средствами клуба

Опишем технологию оценивания результатов деятельности клуба по формированию нравственной позиции подростка. Для определения состояния совести и нравственного идеала подростка, то есть первого блока показатели, были подобраны соответствующие методы.

1. При определении состояния совести использовался проективный метод Л.Ю.Юркипои, несколько модернизированный нами для использования в работе с подростками, позволяющий определять, чувствует ли подросток «голос совести» и как его осознаёт. Метод описан в одной из её статей /235/. Мы его условно назвали методом «Услышь голос своей совести».

Назначение метода: побудить подростка выявить и осознать присутствие в себе «голоса совести».

Процедуры: каждому члену клуба предлагается в спокойной обстановке а) прислушаться к своему внутреннему миру, б) определить присутствие совести, в) идентифицировать это ощущение с жизненными реалиями — восприятием шести жизненных ситуаций.

Инструкция . Предварительно с подростками проводится беседа о совести, её присутствии у каждого человека, о том, как она появляется у человека, как её выявить в себе и как руководствоваться в своём поведении этим «внутренним голосом». Детям предлагается проанализировать афоризмы типа «совесть - лучший контролёр», «угрызения совести терзают душу» и другие. Затем дети упражняются в устном описании тех отношений и настроений, которые у них возникают при общении со строгим родителем, другом, судьёй, строгим учителем, советчиком. После такой предварительной работы подросткам предлагается определить, что они чувствуют, когда «говорит их совесть» и идентифицировать эти чувства, соотнося их с предложенными определениями: - Для меня совесть - это строгий родитель. - Для меня совесть - это мой друг и помощник. - Для меня совесть - это непреклонный судья. - Для меня совесть - это требовательный учитель. - Для меня совесть — это мудрый советчик. - Для меня совесть - это моя интуиция, моё предчувствие. Каждый ребёнок должен выбрать одно из этих определений, соответствующее его ощущению своей совести. Материал обрабатывается по отдельным позициям и группируется по таким показателям, как « авторитарная совесть» и «гуманистическая совесть». Приведем примеры рассужденийподростков. Письмо к себе

Сегодня день моего рождения. Мне уже 15 лет. Много это или мало? Когда я учился в 1-м классе, мне девятиклассники казались взрослыми дядями. А сейчас сам девятиклассник. Наверное, я и первоклашкам кажусь дядей. А вообще я еще не совсем взрослый: обижаюсь, когда мама говорит «сынок, сыночка» в присутствии моих друзей. Обижаюсь, а сам думаю, как хорошо, что меня родители очень любят. Всю неделю думал, что мне родители подарят на 15-летие, а пришел мой праздник, и главное для меня - собрать своих друзей и побалдеть всем вместе. Очень хочу, чтобы обязательно пришла Она. Думаю о Ней, а пригласить ее в гости послушать музыку, поиграть на компьютере, да и просто поговорить — не решаюсь. Я весь закомплексованный, как говорит Юрка. Вот он решительный. А может, только кажется таким? Очень хочу измениться: смело вступать в спор, когда чувствую, что ребята не правы, отстаивать свое мнение. Почему я такой? Может потому, что живу под крылом любящих родителей, а тот же Юрка никогда не знал отца, мать целыми днями на работе, а он сам себе хозяин. Хорошо! Смогу ли я осуществить свою мечту - стать военным, офицером, боюсь, что не смогу пойти против воли родителей, которые хотят меня видеть известным археологом, обязательно известным, совершающим открытия древности. А все почему? Потому что об этом мечтала мама, но ей в осуществлении мечты помешал я, «родившийся не во время», как говорит она, а папа смеется: «Что важней - найти черепок или произвести на свет такого сына?!».

Я никому об этом не говорю, вот доверил бумаге. Жизнь прекрасна! Родители у меня правильные старики! Я их люблю, но им в этом никогда еще не признавался. Вот бы сказать об этом в присутствии всех друзей, которых жду в гости в субботу (Саша П., 9 кл.). Диалог с сами собой День прошел, вернее пролетел. А что я сделала сегодня? Получила по литературе «5» за Чацкого. Говорила, какой он смелый, гордый, не боится бросить в лицо сильным мира: «А судьи кто?» в общем -идеальный человек, борец. Почему я не сказала, что мне не нравится Чацкий? Пришел в чужой дом, всех поочередно оскорбил: одному сказал: «Дома новы, но предрассудки стары», другому намекнул о характере его службы: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Похожие диссертации на Становление нравственной позиции подростка в условиях клубной деятельности