Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Музыкальное общество: историко-педагогический анализ деятельности 16
1.1. Сущность и особенности музыкального просвещения подростков 16
1.2. Деятельность Российского Музыкального общества по музыкальному просвещению 45
1.3. Взаимосвязь региональных, культурно-исторических и образовательных традиций как содержательная основа музыкального просвещения (на примере становления и развития Тамбовского Музыкального общества (XVIII-X)CBB.); 73
ГЛАВА 2 Влияние музыкального общества на процесс музыкального просвещения подростков 94
2.1. Музыкальное общество как региональный центр музыкального просвещения подростков 94
2. 2. Педагогическая модель музыкального просвещения подростков в условиях деятельности регионального музыкального общества 112
Заключение 125
Список литературы 130
Приложение 146
- Сущность и особенности музыкального просвещения подростков
- Деятельность Российского Музыкального общества по музыкальному просвещению
- Музыкальное общество как региональный центр музыкального просвещения подростков
- Педагогическая модель музыкального просвещения подростков в условиях деятельности регионального музыкального общества
Введение к работе
Актуальность исследования. Современные преобразования в общественно-политической, социально-экономической и духовной сферах жизни российского общества выдвигают музыкальное просвещение подрастающего поколения в число приоритетных направлений образовательной и социокультурной практики.
Вся история человечества показывает, что музыка является одним из основных катализаторов социального становления личности. В силу огромного эмоционального воздействия, музыкальное искусство способно порождать в человеке потребность в проявлении духовности, возвышенных чувств, интеллекта, творческих задатков. Особую роль музыкальное просвещение играет в личностном становлении подростков, ибо в подростковый период интенсивно развиваются способности чувствовать и понимать искусство. Именно поэтому в современных социокультурных условиях особое внимание уделяется художественному и эстетическому воспитанию подрастающего поколения, глубинным истокам региональной национальной культуры. Подтверждением этому является концепция художественного образования Российской Федерации, утвержденная 30 ноября 2001 года, основанная на методологических позициях Национальной доктрины образования в Российской Федерации1. Данный документ определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года, пути духовного возрождения России, укрепления ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства. Особые возможности в реализации поставленных целей возлагаются на систему общего и дополнительного образования, учреждения социально-культурной сферы и общественные объединения.
Одним из таких объединений является общественная организация -Всероссийское Музыкальное общество (творческий союз), созданное 31 декабря 1986 года (Постановлением Совета Министров РСФСР № 539) по предложению Всероссийского Хорового общества и Министерства культуры РСФСР.
Главная задача Музыкального общества - организаторская работа по вовлечению профессиональных музыкантов в активную работу по музыкальному просвещению, развитию музыкальной культуры в российском обществе, популяризации национальной композиторской школы. Многоуровневая система общества, укрепление ее первичных организаций во всех профессиональных музыкальных коллективах, учебных заведениях, в самодеятельных музыкальных коллективах, а также в образовательных школах, технических училищах, высших учебных заведениях способствует развитию художественного и эстетического вкуса подрастающего поколения, эмоциональной лабильности и утверждению нравственных идеалов.
Проблемная ситуация заключается в том, что несмотря на целостную систему отечественного музыкального воспитания и образования, процесс музыкального просвещения подростков в значительной степени подвержен стихийному воздействию средств массовой коммуникации и молодежной субкультуры, негативно влияющих на формирование высоких музыкальных вкусов. Коммерциализация сферы культуры сделала недоступным посещение филармоний, концертных залов для значительного числа любителей музыки. Поэтому процесс музыкального просвещения подростков на институциональном уровне, в основном локализируется в общеобразовательных школах, учреждениях досуговой сферы, где функционируют самодеятельные музыкальные объединения. В настоящее время существует противоречие между потребностью в оптимизации массового музыкального воспитания подрастающего поколения и низким уровнем практической реализации педагогических технологий просветительской деятельности музыкальных общественных организаций.
Проблемы музыкального просвещения подрастающего поколения нашли отражение в работах отечественных исследователей О.А. Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, Т.Д. Сусловой, Р.А. Тельчаровои, Б.Л. Яворского и др. Однако, несмотря на существование теоретико-методологических исследований по вопросам музыкального образования, научное осмысление аспектов влияния общественных объединений (в том числе Музыкального общества) на педагогические процессы музыкального просветительства в подростковой среде оказалось не достаточно изученным.
Недостаточная разработанность интересующей нас проблемы и ее практическая значимость в развитии музыкального просветительства в современном российском обществе определили тему исследования: «Музыкальное просвещение подростков в условиях деятельности Музыкального общества».
Цель исследования состоит в научном обосновании путей оптимизации педагогической деятельности Музыкального общества в процессе музыкального просвещения подростков.
Объектом исследования является музыкальное просвещение подростков как педагогический процесс.
Предмет исследования: деятельность Музыкального общества в процессе музыкального просвещения подростков.
Данная цель определила решение целого ряда задач исследования:
1. Определить специфику музыкального просвещения подростков как педагогического процесса в контексте деятельности Музыкального общества;
2. Выявить взаимосвязь региональных, культурно-исторических и образовательных традиций как содержательную основу музыкального просвещения на примере становления и развития Тамбовского Музыкального общества (XVIII-XX вв.);
3. Обосновать педагогическую модель просветительской деятельности Музыкального общества;
4. Экспериментально проверить совокупность организационно-педагогических условий, оптимизирующих процесс музыкального просвещения подростков;
5. Разработать методические рекомендации по музыкальному просвещению подростков в условиях сотрудничества с общественными объединениями профессиональных музыкантов.
Исходя из поставленной цели и задач исследования, на основе анализа философской, культурологической, психолого-педагогической литературы, была сформулирована гипотеза исследования: процесс музыкального просвещения подростков может быть эффективнее, если форма приобщения к музыкальному искусству будет адекватно отражать музыкальные интересы и потребности данной возрастной группы. В свою очередь, результативность музыкального просвещения подростков посредством деятельности Музыкального общества будет зависеть от выполнения ряда организационно-педагогических условий:
- учета возрастных особенностей личности, определяющих характер музыкальных запросов и предпочтений в рамках подростковой субкультуры, активизации механизмов личностного саморазвития подростков;
интеграции региональных, культурно-исторических и образовательных традиций как содержательную основу музыкального просвещения подростков в современной социокультурной ситуации;
- систематичности и последовательности, дифференцированного подхода в организации педагогического воздействия на подростковую аудиторию;
- применения комплексного подхода в организации процесса музыкального просвещения подростков, включения в этот процесс семьи, школы, учреждений дополнительного образования и других социально-культурных институтов;
- реализации педагогических технологий, нацеленных на развитие творческой активности и инициативы подростков, укрепление социально- психологических взаимосвязей в подростковом коллективе в процессе музыкального просвещения.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются ведущие идеи философии, культурологии и педагогики о деятельностной обусловленности процесса становления личности, духовного бытия человека и общества. При этом для автора важными явились:
- идеи А.И. Арнольдова о влиянии культуры на человека и общество, Л.Н. Когана, характеризующего различные аспекты личностного уровня развития культуры, исследования А.Н. Сохора, B.C. Цукермана, анализирующие аксиологические аспекты музыкального сознания, виды общественной деятельности в процессе распространения и потребления музыкальных ценностей;
- положения психологии творчества о деятельностном подходе в творческом развитие личности (Б.Г. Ананьев, Л.В. Брушлинский, В.В. Ванслов, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Г. Маслоу, Б.С. Мейлах, А.А. Мелик-Пашаев, О.В. Ощипкова, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Терентьева, и др.);
- исследования по эстетике о функциях искусства и художественно-творческой деятельности в жизни общества и человека (Ю.Б. Борев, Ю.Н. Давыдов, Е.Б. Долинская, Л.Я. Дорфман, Е.А. Дуков, Л.А. Закс, А.Я. Зись, Ю.Н. Капустин, Ю.А. Лукин, И.А. Набок, А. Натев, М.Ф. Овсянников, Ю.В. Перов, С.Н. Плотников, Л.Н. Столович и др.);
труды по музыковедению, музыкальной психологии, раскрывающие закономерности музыкального восприятия (Б.В. Асафьев, М.П. Блинова, Л.П. Бочкарев, С.Н. Беляева-Экземплярская, А.Л. Гождинер, В.В. Медушевский, А.А. Мазель, К. Валентайна, Е.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов, В.Г. Ражников, Г.Я. Трошин, Ж.С. Степанян, Г.М. Цыпин, Б. Ярустовский и др.).
педагогические аспекты восприятия музыки в условиях общественного образования О.А. Апраксиной, Б. Бартока, Н.А. Ветлугиной, Э. Жак-Далькроза, 3. Кодая, С.Н. Беляевой Экземплярской, Д.Б. Кабалевского., К. Орфа, Т.Д. Сусловой, Г.С. Тарасова, В.Г. Ражникова, К.П. Португалова и др.;
- критический анализ просветительской деятельности музыкальных общественных организаций в публикациях СИ. Миропольского, А.Н. Серова, В.В. Стасова, Н. Сац, В.Н. Шацкой, В.Л. Яворского, педагогов фортепианного исполнительства Г.Г. Нейгауза, М.В. Юдиной, Е.Ф. Гнесиной и др.;
- положения Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова о технологическом обеспечении просветительства в современной социально-культурной деятельности, А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова об организационно-методических основах деятельности учреждений культуры и создания культурно-досуговых программ, Т.И. Баклановой о любительской художественно-творческой деятельности, А.С. Каргина об исторических особенностях развития самодеятельного и народного художественного творчества в регионах.
В качестве источниковедческой базы использовались документы, монографическая литература, диссертационные исследования, а также материалы, полученные на основе информационного поиска Internet.
Основные методы исследования:
- теоретический анализ научной литературы (философской, педагогической, психологической, культурологической), методических разработок по проблеме исследования;
- эмпирические методы: беседы, анкетирование, опрос, анализ документов;
- педагогический эксперимент.
Этапы исследования. На первом этапе (1990-1992 гг.) изучались:
- исторические документы архивов Российского Музыкального общества и Музыкального общества Тамбовской области;
- анализировались история и теория вопроса в отечественной литературе.
Была разработана программа исследования, определены цели и задачи.
На втором этапе (1993-2000 гг.) проводилась экспериментальная работа по музыкальному просвещению в подростков в условиях деятельности Музыкального общества. Были разработаны анкеты, опросные листы, анализировались особенности становления и развития Музыкального общества в Тамбовском крае и участия в процессе музыкального просвещения подростков. На различных этапах экспериментальной работы исследованием было охвачено 250 подростков в возрасте 10-14 лет.
На третьем этапе (2000-2001 гг.) подводились итоги и выводы по теоретическим и практическим задачам изучаемой проблемы.
Результаты экспериментальной работы позволили разработать и внедрить в практику школ и учреждений культурно-досуговой сферы методические рекомендации по музыкальному просвещению подростков в условиях деятельности Музыкального общества.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились:
общеобразовательная школа № 5 г. Тамбова, колледж искусств г. Тамбова, первичные организации Музыкального общества Тамбовской области.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:
• впервые музыкальное просвещение подростков рассмотрено как педагогический процесс, реализуемый в деятельности Музыкального обществ, выявлена специфика музыкального просвещения подростков в современных социокультурных условиях, которая обусловлена процессом «снижения» музыкальных запросов и интересов, отсутствием устойчивых и эффективных педагогических технологий музыкально-просветительской деятельности;
• на примере анализа становления и развития Тамбовского Музыкального общества XVIII-XX вв. обоснована взаимосвязь региональных, культурно-исторических и образовательных традиций как содержательная основа музыкального просвещения;
• разработана педагогическая модель просветительской деятельности Музыкального общества, в которой реализован принцип активизации механизмов личностного саморазвития подростков;
• рассмотрены функциональные особенности Музыкального общества в процессе музыкального просвещения подростков;
• выявлены и экспериментально обоснованы организационно-педагогические условия, оптимизирующие процесс музыкального просвещения подростков в условиях деятельности общественных организаций профессиональных музыкантов.
Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в диссертации теоретические выводы, методические разработки и практические результаты могут быть использованы при разработке педагогических региональных программ по музыкальному просвещению подростков, в системе переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы образования и культуры.
Положения, выносимые на защиту:
1. Музыкальное просвещение подростков рассмотрено как педагогический процесс, реализуемый в деятельности Музыкального общества, основными показателями которого выступают систематичность и последовательность приобретения теоретических и практических музыкальных знаний; выработка музыкально-оценочных представлений у подростков, которые формируются с учетом опыта музыкального восприятия; участие в разнообразных формах музыкально-творческой деятельности; влияние развитых форм музыкального сознания на разнообразные виды материальной и духовной деятельности подростков.
2. Деятельность Музыкального общества в процессе музыкального просвещения подростков представляет собой преемственно-организационную систему, обладающую большим педагогическим потенциалом, оказывающим влияние на формирование социально-культурной среды. Содержательной основой для музыкального просвещения выступает взаимосвязь региональных, культурно-исторических и образовательных традиций, которые прослеживаются и в истории Тамбовского Музыкального общества (XVIII-XX вв.), что позволяет рассматривать ее как типичный пример музыкально-просветительской деятельности в России.
3. Сущность процесса музыкального просвещения подростков в условиях педагогической деятельности Музыкального общества определяется реализацией основных направлений: познавательного, ценностно-ориентационного, коммуникативного, художественного, которые активизируют творческую природу личности подростка.
4. Функциональные особенности Музыкального общества в процессе музыкального просвещения подростков характеризуются систематичностью и последовательностью приобретения знаний, выработкой оценочных представлений, участием в разнообразных формах музыкально-творческой деятельности, влиянием музыкального сознания на активизацию духовно-творческой деятельности подростка.
5. Педагогические условия, оптимизирующие процесс музыкального просвещения подростков в условиях деятельности Музыкального общества включают а) общие условия эффективности целостного воспитательного процесса (дифференцированный подход; органическая взаимосвязь учебной деятельности и внеаудиторных форм работы; учет возрастных особенностей подростков); б) частные условия (систематичность и последовательность воздействия на подростковую аудиторию; комплексный подход при организации процесса музыкального просвещения подростков; оригинальность и неповторимость организации педагогического воздействия); в}_ специфические условия (развитие творческой активности подростков; взаимодействие семьи, школы, учреждений дополнительного образования и других социально-культурных институтов в процессе музыкального просвещения подростков; целенаправленное воздействие на микросреду подросткового коллектива).
В ходе экспериментального исследования были реализованы поставленные цели, задачи, отражающие целостность системы музыкального просвещения подростков в условиях деятельности Музыкального общества.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в общеобразовательных школах г. Тамбова, колледже искусств г. Тамбова, первичных организациях Музыкального общества. Материалы исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс образовательной школы № 5 г. Тамбова. Разработанные курсы лекций и выводы диссертационного исследования используются в процессе преподавания ряда учебных дисциплин института культуры и искусств Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, в частности, «История социально-культурной деятельности», «История музыки», «Методика художественного воспитания и образования» на кафедрах социально-культурной деятельности и музыкального искусства эстрады.
Основные положения и результаты исследования нашли отражение в научных публикациях и выступлениях на различных научно-практических конференциях: межвузовской научной конференции преподавателей и аспирантов Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина «V Державинские чтения: Искусствоведение. Социально-культурная деятельность» (Тамбов, 2000); международной научно-практической конференции «Культура и образование на рубеже тысячелетий (Тамбов, 2000); всероссийской научно-практической конференции «Джаз в новом столетии» (Тамбов, 2000); региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития технологий социально-культурной деятельности» (Тамбов, 2002).
Структура диссертации определяется логикой исследования, поставленными целью и задачами, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 191 наименование и приложений.
Сущность и особенности музыкального просвещения подростков
Исследуемый нами феномен просветительства относится к музыкальной педагогике, которая определяется как наука о воспитании человека средствами музыки. Подчеркивая специфику деятельности, мы обращаемся к теории и практике музыкально-художественного воспитания, которое представляет собой процесс реализации воспитательной функции музыки, в целях формирования гармонично развитой личности, ее активной художественно-творческой позиции.
Многообразные задачи музыкально-художественного воспитания продиктованы целями гармонического развития и обогащения духовного мира учащихся, развития их творческих способностей. По словам дирижера Ю. Темирканова, «самый короткий путь к душе человека лежит через музыку, непосредственно воздействующую на его чувства».
Музыкальное просвещение - термин, довольно часто употребляемый в педагогической практике музыкального образования. Под определением просвещения подразумевается процесс распространения знаний, образования, а также как система воспитательно-образовательных и культурно-просветительных учреждений в стране .Соответственно, просветителем является прогрессивный общественный деятель, распространитель передовых идей и знаний, образованный с высоким уровнем развития культуры»3.
В педагогической деятельности понятия музыкального воспитания, образования и просвещения довольно часто синонимизируются, однако при определенной схожести определений, каждое имеет свой смысл. В связи с этим, требуется уточнение понятия просвещения и его соотношения с указанными определениями.
Истории известны периоды Просвещения как прогрессивного идейного течения эпохи перехода от феодализма, обусловленного национально-освободительной идеологией и борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма. Имена Ж.Ж. Руссо, Э. Дидро, И. Песталоцци и др. связаны с утверждением просветительских взглядов на гуманизацию образования, включающего процессы обучения и воспитания как единое целое педагогического процесса.
К примеру, просвещенный абсолютизм как государственный строй в ряде европейских стран во 2-й половине 18 в., выражался в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов управления государством. Представители просвещенного абсолютизма (Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России- до нач. 70-хх гг. 18 в. и др.) используя популярность идей французского Просвещения, изображали свою деятельность «как союз философов и государей». Данное политическое течение было направлено на укрепление господства дворянства, хотя некоторые реформы способствовали развитию капитализма. История отечественной педагогики свидетельствует о существовании в России до 1917 г. многочисленных просветительских организаций. К началу 20в. в России существовало свыше 6 тысяч различных благотворительных просветительских организаций. Первыми наиболее значительными организациями общепросветительского характера были Петербургский Комитет грамотности, созданный при Вольном экономическом обществе в 1861 г., Комитет грамотности при Московском обществе сельского хозяйства, основанный в 1845 г. общество Сетлемент, Фребелевское общества и др. объединения внешкольной работы, базировавшиеся на идеях частной инициативы и просветительской миссии интеллигенции.
Под определением образование подразумевается процесс педагогически организованной социализации, в котором объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей. Обучение и воспитание — стороны единого процесса образования. Обучение предполагает усвоение знание, умений и навыков, а воспитание - усвоение нравственных ценностей и норм общественного поведения. В образовании непосредственное бытие человека соединяется с культурой, осмысляется и упорядочивается в системе художественных образов, нравственных категорий и научных понятий, социально одобряемых образцов поведения. Развивающаяся личность способна приобретать и перестраивать опыт, знания и навыки деятельности.4.
Деятельность Российского Музыкального общества по музыкальному просвещению
Музыкальное просвещение в России возникает на фоне активного формирования светской музыкальной культуры, корни которой уходят вглубь веков. Идеи христианства существенно повлияли на развитие народной музыкальной культуры, выделяя хоровое искусство культовым направлением русской музыки.. Профессиональная культовая хоровая музыка, накопившая определенные певческие традиции, основанная на русском народно-песенном исполнительстве, становится фактором возникновения музыкального просветительного движения в России.
В XV-XVI веках в России появляются профессиональные хоры, которые становятся представителями национальной певческой школы: хор певчих государевых дьяков (позднее преобразованный в Придворную певческую капеллу) и хор певчих патриарших дьяков (позднее -Синодальный хор).
Позднее, в XVII веке хоровое исполнительство достигает высокого уровня: господствующим стилем духовной музыки становится многоголосое партерное пение, требовавшее от исполнителей большого мастерства. Масштабные партерные композиции явились основой нового жанра - так называемого хорового концерта. Замечательные сочинения в этом жанре, лишь формально принадлежащие церковной музыке, создали выдающиеся русские музыканты С. Дегтярев и Г. Ломакин.
Следует отметить, что на процессы развития отечественного любительского исполнительства существенное влияние оказывает не только обстановка демократизации общественной и культурной жизни 60-х годов XIX в., но и прогрессивные музыкальные течения западноевропейской культуры.
Первые певческие общества Германии, Австрии и Швейцарии возникли еще в начале прошлого столетия и получили название лидертафель- мужские коллективы, исполнявшие хоровую музыку без сопровождения. Значительно раньше, в 1635 году аналогичное хоровое объединение (Орфеон) сложилось во Франции и. к середине XIX века хоровые общества получили большое распространение в странах Западной Европы. В их деятельности принимали участие известные композиторы К.М. Вебер, Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Р. Шуман, Ш. Гуно.
По нашему мнению, первая половина XIX века отличается известным несоответствием процессов развития музыкальной культуры и музыкального образования в России. Неразвитая система профессионального и общественного музыкального образования становится мощным фактором трансформации любительского музыцирования в профессиональное искусство, актуализации идей просветительства и создания различных творческих объединений музыкантов.
Так, по инициативе А.Г. Рубинштейна в Санкт-Петербурге на базе существовавшего Симфонического общества открывается музыкальное общество. В одной из докладных записок Министру народного просвещения, датированной 1859 г. А.Г. Рубинштейн, писал: « Русское музыкальное общество, цель которого - облегчить массе возможность получить музыкальное образование, ...Разрешить названному обществу основать в виде опыта на 7 лет музыкальную школу, которая будет именоваться Императорской музыкальной школой и иметь все права и преимущества, равные Академии художеств, то есть избавлением учеников школы от всех податей, от рекрутчины и т.д.; по окончании курса ученики сдадут экзамены лицам, назначенным Правительством [132,43].
Затем следовало изложение Устава школы, определение различных классов в школе (в том числе и обязательных для каждого, каковыми являлись: класс сольфеджио и элементарного обучения хоровому пению, класс фортепиано, класс истории и литературы эстетики музыки и других искусств), структуры Управления школой и др.
Вслед за открытием Петербургского Русского музыкального общества (РМО) в 1860 году открылось РМО в Москве, вдохновителем и организатором которого стал Н.Г. Рубинштейн - крупнейший пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель, брат композитора. По свидетельству Н.Ф. Финдейзена, « ...в апреле 1860 года начались уже первые хоровые спевки, а с осени того же года начали функционировать концерты Русского музыкального общества в Москве [120, 22].
На основе анализа программ концертных выступлений данного периода, можно сделать вывод сказать, что музыкально-просветительская деятельность органично включает произведения европейских классиков (Бах, Гендель, Моцарт, Гайдн, Бетховен),. немецких
романтиков(Мендельсон, Вебер, Шуман, Шуберт, Шопен, Лист, Берлиоз, Вагнер), а также исполнение произведений русских композиторов. Уже в первых трех концертах были исполнены произведения Глинки, Даргомыжского и Верстовского.
Музыкальное общество как региональный центр музыкального просвещения подростков
Обобщив результаты деятельности регионального Музыкального общества, на основе выявленных закономерностей, нами была разработана теоретическая модель музыкального просвещения подростков в современных условиях.
На основе выделения основных ведущих типов деятельности подросткового периода : познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, коммуникативной и художественной [72]. нами выделены и систематизированы формы, методы, средства просветительной деятельности совершенствующие процесс воспитания и образования подростков.
Познавательная деятельность личности, базирующаяся на абстрактном мышлении, включает основные перцептивные механизмы восприятия: память, воображение, интуиция, эмоции, внимание, волевые качества и т.д., хотя и помогают абстрактному мышлению, но при этом играют вспомогательные роли.
Ценностно-ориентационная деятельность проявляется в активности психики и сопровождается эмоциональностью, переживанием, сопереживанием и т.д. в процессе интериоризации ценностных смыслов.
Преобразовательная деятельность личности основывается на работе главного механизма - воображения, способного создавать идеальные реконструкции реальных связей и отношений.
Коммуникативная деятельность в своей основе предполагает развитие эмпатийных качеств личности и проявляется в общительности, симпатии межличностного притяжения и др..
Художественная деятельность представляет собой синкретический вид деятельности, предполагающий возможность рассматривать художественное творчество как вид познания, созидания, особый язык, специфическое самовыражение.
На основе системного анализа художественной деятельности как синкретического вида искусства, нами определяется структура художественно-творческих способностей, основу которых составляют: мышление, эмоции, память, воображение.
В качестве компонентов развития творческих способностей нами определяются механизмы: активизации внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, определяющие в целом процесс интеллектуализации личности подростка в процессе музыкально-художественной просвещения.
Музыкальное просвещение в условиях Тамбовского Музыкального общества включает основные направления деятельности: хоровое исполнительство, инструментальное музыцирование, специальное образование.
Анализ опыта музыкального просвещения в условиях деятельности Музыкального общества, а также опытно-экспериментальная работа автора позволяют выявить ряд социально-психологических условий формирования музыкальной культуры личности. При этом мы исходим из того, что эффективность музыкально-педагогического процесса зависит от учета двух групп условий, первая из которых отражает социальное факторы воздействия, а вторая - особенности личностного развития воспитанников и педагогов.
Рассмотрим условия, определяющие специфику социального воздействия:
1. Включение личности в активные формы музыкальной деятельности.
2. Развитие творческих задатков каждого через организацию музыкально-творческой деятельности коллектива.
3. Целенаправленное воздействие на микросреду коллектива.
Важнейшим условием является включение личности в активные формы музыкальной деятельности, в которых происходит интеграция личности в активную вокально-хоровую, инструментально-оркестровую и исполнительскую виды музыкальной деятельности.
В результате участия в данных видах активной музыкальной деятельности происходят изменения на уровне музыкального сознания личности, заключающиеся в развитии музыкальных потребностей, интересов, вкусов подростков. В процессе длительного наблюдения мы убедились, что активное музыцирование также эффективно способствует формированию навыков музыкального восприятия.
Педагогическая модель музыкального просвещения подростков в условиях деятельности регионального музыкального общества
Многообразные задачи формирования музыкальной культуры путем развития интереса и любви к музыке, освоения знания, выявления глубинных связей музыки с жизнью и т. д. Определяют цели гармонического развития подростков.
На протяжении всей истории Музыкального общества его целью было развитие любительского хорового творчества, а сверхзадачей -приобщение к музыкальной культуре широких слоев народа через хоровое пение, являющееся самым мощным и доступным средством музыкального развития, просвещения и воспитания. Эта идея общества потребовала создания Тамбовского отделения Русского хорового общества в 1890 г. и действовало одновременно с Русским музыкальным обществом до 1917 года.
Анализируя работу хорового общества в современных социокультурных условиях, мы можем отметить, что главными направлениями деятельности хорового общества являются : поддержка движения детских хоровых студий, помощь в организации хоровых школ, смотров школьных хоров, шефство над хоровыми коллективами системы образования, организаций и учреждений г. Тамбова, проведение праздников песни, семинаров повышения квалификации молодых хормейстеров и т.д.
За несколько лет до воссоздания хорового общества известный композитор-песенник А.Г.Новиков писал на страницах журнала «Советская музыка»: «Необходимо, наконец, создать Всесоюзное музыкально-просветительское общество, которое непосредственно занималось бы пропагандой музыки в массах, способствовало бы развитию музыкального образования и просвещения... Общество проводило бы широкую музыкально-просветительскую работу: организовывало лекции, бесплатные концерты, устраивало праздники песен, конференции слушателей, фестивали, издавало массовым тиражом ноты, популярные брошюры, методические пособия и т.д. Да, я уповаю на такое общество. Оно могло бы активизировать рост музыкальной культуры в гораздо более широких, чем ныне, масштабах. [58, 2-3].
Несомненно, большой вред нанес вульгарно-социологический принцип оценки музыкальных явлений, последствия которого до сих пор проявляются в регламентации потребления музыки, фальсификации художественных критериев, ограничения комплексных научных социологических исследований. Для того, чтобы вести борьбу с музыкальной безвкусицей, необходимо опираться не на популистские рассуждения , а на строго научную аргументацию. Именно научность и достоверность научных результатов как основа просветительской деятельности Всероссийского Музыкального общества и в Тамбовского Музыкального общества отражают глубину процессов формирования музыкальной культуры, и ассоциируется с деятельностью музыковедов: Г. Головинского, Е. Дукова, Е. Левашова, Е. Долинской, Т. Курышевой, А. Казьмина, Н. Емельяновой, В. Козлякова, А. Белкина и др.
Проведенный нами социологический опрос выявил общую картину музыкальной жизни, уровень вкусов и слушательских симпатий современных подростков.
Одной из основных направлений в деятельности Музыкального общества является работа комиссии по музыкально-художественному воспитанию детей и юношества. Дети, заканчивающие 9-летнюю школу, часто судят о музыке примитивно, особенно в старших же классах, когда начинается самый активный процесс познания мира, формирования убеждений, взглядов, вкусов. На данном этапе экспериментальной работы было проведено анкетирование.
Базой эксперимента явилась общеобразовательная школа № 5 г. Тамбова. На наш взгляд, первоочередное внимание должно уделяться реорганизации системы музыкально-творческого воспитания, прежде всего, в общеобразовательной школе и средних специальных учреждений. Необходимо добиваться увеличения количества часов на предметы гуманитарного цикла на музыку и другие виды искусства, укреплять творческие контакты со школами искусств. То есть необходим качественный переход от информационно-технического образования к культурно-историческому, к превращению учебного процесса в процесс творческий, в котором художественно-творческое начало является основополагающим..