Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ресурсы педагогического управления развитием творческой деятельности учащихся школы Самойлик Григорий Владимирович

Ресурсы педагогического управления развитием творческой деятельности учащихся школы
<
Ресурсы педагогического управления развитием творческой деятельности учащихся школы Ресурсы педагогического управления развитием творческой деятельности учащихся школы Ресурсы педагогического управления развитием творческой деятельности учащихся школы Ресурсы педагогического управления развитием творческой деятельности учащихся школы Ресурсы педагогического управления развитием творческой деятельности учащихся школы Ресурсы педагогического управления развитием творческой деятельности учащихся школы Ресурсы педагогического управления развитием творческой деятельности учащихся школы Ресурсы педагогического управления развитием творческой деятельности учащихся школы Ресурсы педагогического управления развитием творческой деятельности учащихся школы Ресурсы педагогического управления развитием творческой деятельности учащихся школы Ресурсы педагогического управления развитием творческой деятельности учащихся школы Ресурсы педагогического управления развитием творческой деятельности учащихся школы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Самойлик Григорий Владимирович. Ресурсы педагогического управления развитием творческой деятельности учащихся школы : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Самойлик Григорий Владимирович; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2008.- 300 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/186

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Состояние проблемы управления развитием творческой деятельности учащихся и теоретико-методологические подходы её разрешения в педагогической теории и практике 18

1.1. Анализ состояния проблемы развития творческой деятельности учащихся 18

1.2. Предпосылки развития творческой деятельности учащихся 29

1.3. Теоретико-методологические подходы разрешения проблемы управления творческой деятел ы іости учащихся 72

Выводы по главе 1 98

Глава 2. Система деятельности учителя в управлении развитием творческой деятельности учащихся на основе педагогических ресурсов 100

2.1. Концептуальные положеш ія управления развитием творческой деятельности учащихся 100

2.2. Технология управления развитием творческой деятельности учащихся в образовательном процессе школы 127

2.3. Анализ результатов опьггно-экспериментальной работы по определению эффективности управления развитием творческой деятельности учащихся 157

Выводы по главе 2 178

Заключение 181

Библиографический список 187

Приложения

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. В последние годы всё большую остроту приобретают проблемы создания психолого-педагогаческих условий, спсюобствуюших эффективному развитию творческой деятельности учащихся в образовательном процессе школы, а также, связанные с этим проблемы управления развитием вариативного образовательного процесса

Этому способствуют социальные преобразования, происходящие в нашей стране, которые создают определенные условия для процессов обновления в сфере образования - открытие новьк типов школ, профилизацш и дифференциация образования, активное внедрение в практику различных педагогических технологий.

На этом фоне российское образование стремится к динамичности и всё более приобретает развивающий характер.

Но, несмотря на то, что термин «развивающее обучение» активно используется в психологической, педагогической и методической литературе, содержание этого понятия остается до снх пор весьма спорным, а ответы на вопрос «Что такое развивающее обучение?» довольно противоречивы.

Гак, нельзя не согласиться с тем, что в одном случае обучение, как отмечал Л.С. Выготский (46), «плетется вхвосте» у развития, оказываянанего стихийное влияние, в другом-цетенапрашеннообешеііиваетего,<<ведет за собой развитие» и активно использует его для усвоения новых знаний, умений и навыков. В первом случае мы имеем приоритет инффмациоі мой функции обучения, его нацеленность на «отработку» знаний, умений и навыков, во втором - приоритет развивающей функции обучения, и это кардинально меняет построения процессаобучения.

Не следует считать, что основная цель обучения состоит в том, чтобы сосбшить школьнику как можно больше шнкретных знаний, то есть новых понятий, теорем, теорий. За этим неизбежно следует разбухание учебных программ, на фоне которого учащиеся по существу школьным материалом не овладевают. «Многознание уму не научает»,- писалГераклит(174).

Методисты не случайно с большой осторожностью используют термин «развивающее обучение». Сложные динамические связи между процессом обучения и психического развития ребенка не являются предметом, исследования методической науки, и реальные практические результаты обучения принято описывать наязыке знаний, умений и навыков

Следует также ошетить, что приемы проверки знаний, использующиеся в школе на сегодняшний день, фиентированы лишь на воспроизведение информации. Учащиеся много знают, но мало умеют, усваивая, таким образом, знаншнарегртдуктивномуровне.

Вместе с тем, важнейшие цели обраюваїельного процесса состоят в том, чтобы научить школьников мыслить, создавая условия для повышения уровня их интеллектуального ффмирования и развития ихтворчесюйдеяіельносткИсследовшиюзтзйпроблемьі посвящен ряд работ отечественных и зарубежных педагогов и управленцев. С позиции творім и практики педагогич^кой деятельности учителя, теорій образования и теории педагогического процесса, данная проблема освещается в роботах Г.С Абрамовой, ЛВ. Антропова, ЮК.Бабанского,ААБодалева, В. Библера, КНВенгцеля, ВГ.Виненко, ЕЛГалаша, СВ.Грітгорьева, СГраницкой, Ю.В.Громыко, ВВ. Давыдова, МА Данилова, ЛВ.Занкова, СЮ. Запуцкой, Ш Звенигородской, ЗИ Калмыковой, НИ Капустина, ЕЮ. Кирилловой, MB. Кларина, БИ Коротяева, КВ. Кузьминой, ЮН Кулюткина, ВП Лебедева, НС. Лейтеса, ВИ Лозовой, ЛДМамутовой, В.В. Маркина, ДІЛ Матроса, НА Менчинской, НГ. Миловановой, НН Моисеева, ЮН Мячина, И.Т. Огородникова, ЛФ. Обухова, АА Орлова, ВП Пархоменко, ПН Пидкасисюго, ВЛ Пилиповского, КК. Платонова, В. К Сариенко, НЮ. Синягиной, ЕГ. Самещенко, ГК Селевко, ВВ. Серикова, В А Сластенина, КА Торшина, НФ. Харламова, НЮ. Пявичене, ИА Чурикова, ТИ Шамовой, М Щетинина, ЛИ Шрагана, ГИ Щукиной, ЛБ. Эльконина, НС. Якиманской

С позш[ии педагогического управления, обозначенная проблема отражена в работах ММ Горбатовой, Ю.А. Конаржевского, СВ. Красикова, B.C. Лазарева, НН Михайловой, В.П. Пархоменко, А.-Н Перре-Клермон, ЛМПлаховой, М.М. Поташника, НН. Рябухи, Г.К. Селевко; ИН Семенова, НБ. Сенновского, НИ Третьякова, М.Т. Тулибаева, И Унта, ТИ Шамовой, СМ Юсфина, В.А. Якунина и др.

Пашктлшттже убедительно доказано, что дщреідашія проблемы ртвитдатвсрч учащихся необходимо включить учащихся в такую учебную деятельность, которая требует акцентуации творческих способностей На ото обстоятельство указывается в целом ряде исследовании: БГ. Ананьева, ДБ. Богоявленской, ЛИ Божович, В А Крутецкого, AM Матюшкина, ЛМ Митиной, ПА Просецкого, СЛ Рубинштейна, АИ Савенкова, ЭДТелешной, ВДШадрикова и др.

Большое внимание обращалось на то, что для развития творческого потенциала учащихся учителю необюдимосоздатьусловиядля вклкненшихвтворческуюучебно-псвнавательнуюдеятельность. Успешное решение отой задачи во многом зависит от учителя. Стало бьпь, основой э(|)фективности влияния учителя на развишетворческой деятельности ученика, тнашвзтядявляетсяего личнаятворчсская ориеітшровка Чтобы квалифицированно управлять воспитанием и образованием школьников, необходимо постоянно искать нестандартные пути решения психолого-педагогаческих задач Стала общепринятым положением идея о том, что творческая деятельность впрямую зависит от реальной творческой деятельности самого учителя. В

настоящее время именно проблема создания конкретных условий, способствующих приложению данной творческой деятельности учителя, вьщвигается на первый план, требуя сххлветственного научного и, прежде всего, психолого-педагогического обеспечения. Важнейшим условием такого рода является взаимодействие учителя и учащихся, основанное преимущественно на примере творчества учителя. Вопрос о поиске эффективных средств в рамках предложенного условия открывает широкое поле всва іожностей, опирающихся вссновншталичнсстаые особенности

Пример творческого учителя, лежащий в основе взаимодействия учитель-ученик, является одним из главных эффективных механизмов и ресурсов формирования и развития творческой деятельности учащихся (НМ.Гнатко, ВА Просецкий). Этот примф подразумевает, чгодляразвитиятворческой деятелвдссшребенка необходимо, чтобы среди близких ему людей был творческий человек, с которым ребенок себя идентифицировал.

Несмотря на большое количество исследований, проблема развития творческой деятельности учащихся в образовательном процессе школы остается актуальной

Во многом это обусловлено наличием выявленного в ходе исследования противоречия между необходимостью создания системы фганизационно-педагогачеситх условий в деятельности учителя по развитиютворческой деятельности ученикаинеразработшнсхльютехнотогииуг^

Данное противоречие отражает объективно существующую проблему, состоящую в том, чтобы определить необходимые и достаточные условия и ресурсы, спсссбствуюшие управлению развитием творческой деятельнссп і ученика

Решению этой проблемы посвящено исследование, цепью которого стала разработка научно обоснованной системы управления развитием творческой деятельности ученика на основе педагогических ресурсоа

Высокая социальная значимость проблемы и её актуальность для педагогической науки и практики привели к следующей ффмулировке темы нашего исследования: «Ресурсы управления развитием творчеасойдеятепьностиучащихся шкапы».

Объект исследования: системауправления образовательной деятельностью ученика

Предмет исследования - процесс педагогического управления развитием творческой деятельности учащихся тасшоюпедагогаческихресурсоа

Для решения обозначенной проблемы исследования в теоретическом и практическам плане была вьщвинута следующая гипотеза: процесс развития творческой деятельности учащихся станет наиболее эффективным, если:

1)разработать концептуальные положения и модель управления процессом развития творческой деятельности учащихся, основанную на педагогаческих ресурсах (шічностноюриентированньїх, технологаческих, культуролопиеских, ресурсов внешней среды), а также системного, деятельностного, диалогического, ресурсного и рефлексивного подходов;

2)в рамках создаваемой модели организация управленческой деятельности учителя будет строиться на личном творческом примере в развитии творческой деятельности учащихся;

3)в образовательном процессе будут максимально использованы творческие возможности учителя, оказывающие влияние на личностный творческий рост учащихся, который проходит в тесном единстве с подражательной деятельностью ученика учителю;

4)на основе диагностики учитель сможет выявлять и оценивать тенденции развития творческих качеств у себя и у учащихся;

5)разработать и реализовать на практике технологию управления, посредством которой будет осуществляться преобразование потенциального творчества учащихся в актуальное.

Исходагоцежипшсіїезьшсследования,бьі^ задачи:

1)Осущесгвить анализ состояния проблемы в психшого-педагогичесшй литературе и практике с целью
выявления предпосылок развитая творческой деятельности учащихся в современном образовательном
процессешколы !-j

2)Определить тшретикснметодшогаческие подходы разрешения проблемы развития творческой деятельности учащихся школы.

3)Разработать концептуальные положения и модель управления развитием творческой деятельности ученика

4)Разработать технологию управления и методики по созданию условий развития творческой деятельности ученика в образовательном процессе на основе педагогических ресурсов и определить результативность разработанной системы.

Теореггад>нмегодологические основы исследования:

Общую методологию нашего исследования составляют важнейшие положения диалектики о ценности взаимсобусловденности социальньк явлений, ^огофакгорном социокультурно детерминированном характере развития личности; развиттоэвдально-годагоинеских систем и процессов; сбщіедаалекттіческие законы: теория отражения, философские представления о сущности и единстве анализа и синтеза, а также теории социального управления и социальной культурологии, ітредусматрріваюшие освоение движущих мсщюовреальногопошдендаиндивидов и групп.

Общетеоретическая методология включает подходы: системный, обеспечивающий системнее видение, анализ и проектирование системы развития творческой деятельности учащихся школы и позволяющий конкретизировать используемые принципы и критерии диалектики, предсгавшь предмет нашего исследования как сложную социо-педагогаческую систему, программно-целеюй подход, предполагающий рассмотрение проектирования управления развитием творческой деятельности учащихся посредством ишегративного представления целей, средств, ресурсов, а также функций рукоюдителей и исполнителей

Коніфстно-педагопіческая методология, исследования опирается на теории личности (БГ. Ананьев, ЛС. Выготский, ВВ. Давьщов, АН. Леошьев и др.), теорию подражания (ИМ Гнатко, ВА Прссецкий), а также на следующие методологические подходы: лнчностнсхриентірованньш (АС Границкая, ТМ Давыденко, Д Дьюи, СВ. Красиков, НИ Капустин, К Роджерс, ИБ. Сенновский, В А Сухомлиьісішй, ПИ Третьяков, ТИ Шамова, Г. Шаррельмац, ЕА Ямбург); системный (в урактит угравпенж Б.С. Гершуі іский, И Иванова, В Д Козлов, Ю А Конаржевский, ИБ. Новик, ПИ Третьяков, ТИ Шамова, В А Якунин; в педагогике и психалагі at: В.Б.Ганзен, ЯА Пономарев, ВД Шадриков); деятелыюапный (ВВ. Давьщов, АН Леонтьев, Б.Ф.! Ломов, СЛ Рубинштейн, ВД Шадриков); ресурсный (БЛВульфсон, ТМ Дзвьщенко, АА Деркач, ИФ. Исаев, B.C. Лазарев, ОЕ. Лебедев, AM. Новикова, ММ Поташник, ПИ Третьяков, ТИ Шамоваи др.); рефпексивныйфМ. Дзвьщенко, B.C. Дудченко, ЕЙ Исаев,ВА Лефевр,

»

ВИ Слободчиков, ПИ Третьяков, ТИ Шамова и др.); купьп^рологинестй (НИ Аникеева, АНЗаншвский,ИИИвшов,ККауіерон,ВДКозлов, МБ. Красовицкий, Р.Куинн, АИІгутошкин, АВ.Мудрик, ЛИ Перре-Кпермон, ИЛ Селиванова, В А Суха\ілинский, КМ. Ушаков, ТИ Шамова, ГНШибанова, ЕШеин, ВАЯсвини др.) и диажшршмй (МБубер, ММ. Бахтин).

Дія решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы были использованы следующие МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический анализ филоса})ской, психслогх>педагогичесшй, методической лшературы по проблеме исследования, её сопоставление, анализ учебнсьмегодической документации, изучение опыта работы учителей в аспекте рассматриваемой проблемы, моделирование образовательного процесса, фгатизаїтияледагошческого эксперимента В соответствии с целью и задачами исследования использовался лонгаподиый психшого-педагогический эксперимент, в ходе которого спгмулировалесь развитие творческой деятелы іости учащихся. Был использован комплект методов, методик и средств, адекватных предмету исследования: включенное наблюдение на уроках с целью фиксации методических приелюв и проявления творческих качеств учителя при введенииучебного материала науроке) а также наблюдение за работой учащі кся, беседы, анкетирование с помощью специально разработанных анкет,

выявляющих отношение школьников к творчеству учителя и его влияния на учащихся, тестирование (нагри\іф, тест для диагаостишиизмеренияф

Робертом Куинном, краткий вариант теста творческого мышления П Торренса), психологический анализ опыгно-экспфиментального материала, ишервыоирование учащихся и учителей школ, психологический анализ педагогических сшуаїлий. Полученные результаты обрабатывались с помощью статистических методов и и перпрегировались с помощью ірафическихизсфажений(диаграммиірафишв).

Опьггао-Э1«перимешш1ыюй базой исследования являлась школа № 12 ЗАО г. Москвы, в которой проходил экспфимеят. Контроль осуществлялся шбжфеднейсбіцесбразоватеяьнойншм^іЖОІІіДО. В исследовании приняли участие 480 учащихся, 170 учителей. Апробация результатов проюдилась на базе сбщеобразовател ьных школ Западного округа г. Москвы № 1130, № 713, № 697, №1230, №1304 и гимназии №1541.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2000 - 2008 гг. Оно ітредставляегсобойтри взаимссвязаі іньгхзтапа.

На иереем этапе работы (2000-2002) шел процесс изучения, накопления, обработки и анализа философской, педагогической, психологической, методической и дидактической литературы по теме исследования; выбор объекта и предмета исследования, разработка гипотезы и логики исследования, определение его базы. Изучались проблемы развития творческой деятельности учшеля и её влияния на деятельность ученика Проводился анализ управления развитием творческой деятельности учащихся, выявлялись связанные с этим трудности учителей в прос}зессиональной педагогической деятельности. Было проведено обобщение существующего опыта творческого подхода к обучению и воспитанию учащихся в школе. Также осуществлялись пфвичные наблюдения, их анализ и обобщений

На епюром этапе исследования (2002-2004) продолжался процесс изучения психшого-педагогической лшературы по теме исследования, уточнялись теоретические положения, разрабатывались концептуальные основы, на которых базировалось исследование. Проводилась разработка содержания, структуры, критериев и показателей оценки уровня развития творческой деятельности учащихся и управления этим процессом. Организовывалась и проюдилась экспфиментальная работа по исследованию творческой деятельности учителя и её влияния на развитие творческой деятельности учащихся. В ходе опышенэкшфиметальной работы осущхштялись моделирование,, разработка и реашвация технологии управления развитием творческой деятельности учащихся, разработка методик, создающих условия для управления развитием креативности. Осуществлялась система специальных учебно-воспитательных мероприятий по управлению

развитием творческой деятельности учащихся. Полученньш материал позволил внести определенные коррективы вмегодику исследования, а^срк^широватьпредваритепьньїе выводы и рекомендации.

На третьем этапе (2004-2008) уточнялась, корректировалась, анализировалась и обобщалась система управления развитием творческой деятельности учащихся. Шэгомэгапе опьгатсокшфимеїттальной работы выявлялись эффективные организационно-педагогические условия реализации системы. Ффмулировались и оформлялись результаты исследования в виде кандидатски диссертации.

Научная новизна исследования сссгоитвследутощгм:

-Создана структурнск})ункциональная модель педагогического управления развитием творческой деятельности учащихся, имеющая целью совершенствование системы развития творческой деятельности учащихся в уотовиях ііікольного обраю

Ресурсное обеспечение

Содержание __________

I і

а | R-

3 о

g> о

о о

Вариативность образовательной среды (многопрофильность, уровневость). Концепция развития образования в стране, образовательная политика государства, отношение местной власти и местного сообщества к образованию, внимание к образовательным проблемам, атмосфера и отношение к образованию в средствах массовой информации (в том числе средства Интернета), степень взаимодействия школы, власти и общества, готовность внешней среды участвовать в материальной поддержке образования, взаимодействие образования и науки, подготовка и переподготовка специалистов для образовательных

систем

Организационно-управленческий ресурс

Качество корпоративной культуры школы или класса, четкость управления и организации
учебно-воспитательного процесса, способность объединить коллектив - школьный или
классный для коллективного анализа, планирования, организации той или иной
совместной деятельности, с учетом, способностей, поіребноегсй, ин гересов и желаний v

членов коллектива, стимулирование инициативы и творческой деятельности

Ресурс ученических достижений и личностного опыта учащачея

3 о

8.

2 о о

га о

Уровень знаний, умений и навыков учащихся, способности, потребности, интересы, ценностные ориентации, направленность личности, уровень развития коммуникативных умений и навыков, уровень развития самообразоваїсльной деятельности, уровень развития творческой деятельности, личностные качества ученика

Ресурс личностного опыта учителя

Совокупность профессиональных практических знаний, умений и навыков, приобретенных учителем в ходе повседневной учебно-воспитательной работы, опыт организации процессов, формирующих личность ребенка, опыт саморазві ггия, личностные качества

учителя

Кадровый ресурс

Работники школы - учителя и администрация, с их личностными качествами, способностями и компетенциями, рассматриваемые в развшии, ресурсы малых групп и их

1 a в

развитие, ресурсы организации в целом и её развитие

Информационный

внутришкольный

ресурс

с о

Видео - и компьютерные записи уроков и внеклассных мероприятий по различным предметам наряду со сценариями и методическим материалом на бумажных и медиа-носителях, компьютерная база предметных дайджестов, материалов по педагогике, психологии и управлению для учителя, материалы по анализу деятельности педагогов, анализу промежуточной и итоговой аттестации педагогов и учащихся, материалы, отображающие характер, содержание и достижения в инновационной, исследовательской, методической, общественно-педагогической деятельности, концепции, программы, планы работы школы, результаты мониторинговых исследований, описание успехов школы, отзывы о работе педагогического коллектива школы, банк различных диагностических процедур и способов их проведения, творческие задачи для учащихся, систематичность

Подражательный ресурс

обмена педагогическим опытом в рамках школы

Пример творческого учителя, готовность учащихся к творческой деятельности-уровень их потенциальной творческой деятельности

-Рассмотрено явление подражания и определена его педагогическая эффективность как ресурса для.

развития творческой деятельности учащихся в процессе поэтапного использования прогрессивных осразовательньтхтехБшогий.

-Разработано алгоритмическое предписание и методические рекомендации по его использованию в процессе применения учителем образовательных технологий, создающих условия для'развития творческой деяіельностіучаїїтихсягаподражательной основе;

-Разработана и апробирована технология педагогического управления, и система фганизапионно-педагогических методик, сбеспечиваюших создание условий для формирования информационно-аналитической, мотивационно-целеюй, гтрограммнсьгтрогасстической, фганизационнсьисполнигельской, контрольнсьдиагаостичесші и регуляпівно-коррекционной подсистем в развитии творческой деятельности учащихся. В рамках нашего исследования под технологией управления развитием творческой деятельности учащихся мы понимали как целенаправленную, обеспеченную ресурсами, взаимосвязанную деятельность учителя и ученика по освоению гуманитарного содержания с помощью гуманистических форм и методов по достижению заттрогаозированньк рез)шьтатов. Каждый этап управления развитием творческой деятельности учащихся было решено гтроизюдить в следующей поотедогшельности: цель этапа, ресурсы для обеспечения реализации, поле взаимодействия субъектов управления, результат взаимодействия, содержание этапа (на уровне учителя, учащихся, образовательной среды, образовательного процесса), действия уітраиіяюшего (учителя) (в сосшзетствии с функциями управления), действия учителя в рамках управления развитием творческой деятельности учащихся на подражательной основе, действия управляемых (учащихся) (в соответствии с фунщиями управления), рефлексивный анализ учителя и учащихся, критерии оценки результатов В качестве этапов, составляющих алгоритм управления, были выделены следующие: іумф^іаірюнноіжтшічетаі этап управления развитием творческой деятельности учащихся, целью

11 которого явилось выявление проблемы в содержании и фганизации развития твсрческой деятельности учащихся в образовательном процессе школы; 7)\ютіші{іюнно-ііелевой этап управления развитием творческой деятельности учащихся, задача которого состояла в создании базы данных о целях, связанных с фганизацией совместной деятельности учителя и учащихся по развитию творческой деятельности учащихся; ^утсновситрозюсппшаай этап — разработка перевода управления развитием творческой деятельности учащихся в новое качественное состояние; ^ршіпваїроіаю-іюттаагшьаші этап, обеспечивающий устойчивость управления развитием творческой деятельности учащихся посредсіюм'реализации системы фганизационных мер; Буюттрошо^шюстмюсмаЪтап, целью которого стало мониторинговое изучение управления развитием творческой деятельности учащихся; 6ре$ттгш?жррекі{іюнньій этап, поддерживающий выстроенную гоїіиальнсьпедагогшескуюсжлемут

-Определены критерии оценки эффективности реализации педагогической технологии и включенных в неё методик, ссвдаюших условия »ддя управления развитием творческой деятельности: 1)уровень развития у учащихся основных творческих качеств, таких, как умение видеть проблему, беглость, габкость, фиганальность, способность к перетруппировке идей и связей, способность к абстрагированию и анализу, способность конкретизации и синтезу; 2)наличие в классном коллекп шетак называемой «творческой среды», харакіфистикгфизуїощейся принятием и стимулированием и сфсрмировшностью у коллектива учащихся, а также у классного руководи пеля предпочтения к инновационной фганизационной культуре.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

-диссертационное исследование способствует приращению научно знания в области управления сбраювательньмпроцессом, восполняетнекстсрые пробелы в исследовании рассматриваемогоявления;

-разработаны юнцетуальные положения, позволяющие интегрировать определенную группы педагопгческих ресурсов для управления раввитае\ітворсіесюйдеятелшостиучащихся;

-уточнено и расширено понятие «развитие творческой деятельности учащихся на подражательной основе», с выделением прифитета явления подражания как главного психолого-педагогического ресурса, лежащего в основе влияния примера творческого учителя наразвишетвсрческойдеятелг^остиучашихся^ которым нами понимается фф\іа преобразованной деятельности ученика или коллектива учащихся по созданию качественно нового продукта образовательной деятельности на различных стадиях управляемого процессаподражания (учителю, ученику);

-обоснованы и раскрыты особенности этапов процесса развития творческой деягельносп-і учащихся на основе идеи подражания: 1) потенциальная творческая деятельность ученика; 2) ссбственно-подражательная

активность субъекта, основанная на примере творчества учителя; 3)переход с потенциалшо-преобразованной деяіетшссшсубьекгавакіуальную творческую деягельносгьученика;

-определены значимые ресурсы'в-управлении развитием творчесгой деятельности учащихся школы, среди них следующие: вариативность оЬрсвовательной среды (лмоюгросрильностъ, уровневость), личностно-ораентьрэванные (ученические достюктия иличностный опытучаи{ихся, професаюнализм и личностный опыгпучителя, уюдражлтельньшресурс), металогические (управление инновациями, научно-методический оЬрсвовапіепьньшіїеостїїпательньгетехнологші).

определены осноюполагаюшие условия и ресурсы в педагогическом управлении развитием творческой деятельности учащихся в образовательном процессе школы: 1) пример творческой деятельности учителя (ученика); 2)личная творческая ориентировка субъектов взаимодействия; 3) умение учителя выявлять тенденщм и определить приоритеты ученического коллектива и отдельного ученика; использование учителем алгоритмического предписания развития творческой деятельности на подражательной основе при пршіенешжобразовательш>ктехнологий.

Представленные в диссертации научные основы педагогического управления развитием творческой деятельности учащихся дополняют теорию внутришкольного управления и будут способствовать развитию обртжпельного процессаи прос|зессиональной деягельносшучителя.

Практическая значимость исследования состоит в создании модели и разработке технологии педагогического управления разшпиемтворческой деятельности учащихся наоснове педоогинескжресурсов. Адагггация и апробация разработанных технологии и методик определяют нетосредственную связь эктфиментальныхрезультаоговспрактиче^

О{хрмулированные в диссертации и ігублтікациях практические рекомендации по реализации технологии и методик, могут быть использованы в практической деятельности рукоюдигелей и учителей ііщ а также в системе повышения квалифшации и переподготовки учителей и других работников образования.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечены их опорой на методологию исследования развития творческой деятельности учащихся в условиях современной школы, сигггезом и анализом теоретического иэкспфименталыюго материала, фііиизациейопьішочзкспф^іенталійойработьі с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, взаимно допсшяюших и корреюируюших друг друга, применением мат&матико-статаоттческих методов доя количественного анализа результатов; длгпельностью экспфимента, лшогократной и всесторонней провфкой

. теоретических выводов и практических.рекомендаций, результатами сопоставления полученных данных с
педагогаческимогьпом. : ' " :;. .'' . . ' ' .'.'

,(^овньіепол(женю!,вьшосимьіеназашщу:^ ,

ІРазвитае творческой' деятельности- учащихся является управляемым,., социально фганизованным, ресурсообеспеченным взаимодействием субъектов,' базирующжсятпримеретвсрчес^ специалшьк' психолого-педагогических условий.., Наиболее значимыми педагоптческими ресурсами в педагогаческом управлении, развитием творческой деятельности учащихся \ школы являются: управление инновациями (проектирование инновационной образовательной модели развитая творческой личности учащихся); вариативная?обраэовательная>среда (правильность,,уровневость образовательного процесса);;

- научно-методический: (использование в образовательнауі и воспітгательном процессе методик и технологий,

; повышающих качестю обучения и воспитания); фганизационно-управленческий (качество корпоративной культуры школы і ши класса, четкость управления и организации учебнсьвсхзжгательного процесса, стимулирование инициативы и творчества); ученические достижения и личный опыт.учащихся: (уровень

\ знаний, умений и навыков учащихся,' способности, потребности,'.'.интересы, ценностные фиентэдии:-направленность личности,: уровеїть развшия коммуникативных уменийі и навыков, уровень развития ,: . самосфаюгшельнойдеяіельностгі, уровень развития творчесшй деятельности, лтносшыек^^

личный опыт учителя (союкупность пра|зессиональньк знаний,умений и навыков, приобретенных учителем

:, в ходе повседневной учебнсьвсспитательной работы, oribff фганизаиии процессов, формирующих личность ребенка, опыт саморазвітшя, личностные кэдестш учителя); кадровыйресурс (рабошиш школьї - учителя и администрация, с их личностными качествами, тоссбностямии компетеітці^ями,раса\шрііваоуіьіе вразвгаии, ресурсы малых групп и их- развитие,.ресурсы фганизации в целом: и её развитие); информационный

внутришкольный ресурс (компьютерная база предмёшых дайдахгод материалов по педагогике, психологии и управлению для учителя,' материалы по 'анализу деятельности педагогов, отображающие характер, ; содержание и достижения в инновационной, исследовательской, методической, сбществешочтедаготческой деягельнссги);. подражагельньїй ресурс: (примф творческого учителя, готовность учащихся к творческой деятельности-уроюньихпсоенщіалг^ойтворт

Жонцептуальная модель педагогического управления развитием твортеской деятельности учащихся

, основывается на. системном, деятельносшом, ресурсном, личностночфиешированном, рефлексивном, диалогаческом: и культугхдагическом подходах и предуслшривает определение цели педагогтнеского управления этим процессом, адекватным потребностям личности, общества, государства; содержит структуру педагогшесюго управления, включающую определение субъектов и объектов управления, формиусловийих'

взаимодействия; предполагает психолого-педагогические условия преобразования потенці іальной творческой
дешшішосшучашихся вакгуальную посредствсмшепиальногоупраЕляемогоицепенапрашенногоп^
освоения учащимися ноюго вида деятельности. Суирюстъ выдвинутых нами концащапъных полоэюгний
угравтатразвитішгпвсрчесюйдєятельностіїучш
такова

-проі\есс творческой деятельностиучителя по развитию творческой деятельносншушщшц доюісен бьіїпь у/равпяемьш и іцешіаправіенньщ и основываться, прежде всею, на подражательной активности ученика;

-базисомдля подражаїпельнойактивностиутпіка является прімертворчестваутттещ

-подражательная активность )ченика рассматривается нами в качестве главною психолозо-педазогичесиою ресурса влияния гримера творческою учитепя на развитие творческой деятельности ученика;

-управление процессам развития творческой деятельїіоспшучаїїржя осугиествляется как ашрхтъно организованное, ресурсообесп0-!енное взаимодействие субъектов педагогическою процесса Наиболее значимыми педагогг места ш ресурсами в управлении развитием творческой деятельности учаиркея школы являются педагогические ресурсы: внешние (вариативность образовательной среды), лтноапно-ориентированные (ученішжіе достіоюения и личностный опыт учаир-мся, личноснтный опыт и прарессіюнатвм учителя, подрсоїссо'пельньпі) итехнологическиересураа (управлемєіінноваціїялпі, научно-методический, сбраюшпельтіеігвосттіїгіетіьштехнологіїїі).

ЗПрименешетехншогаипедагогадеского управления развишемтвсрческойдеяклшостиучаидксяв образовательном процессе современной школы включает в себя следующие этапы: 1)информационно-аналишческии; 2)уютивационно-целеюй; 3)тлшовснтгх>гаостический; 4)фіжшзащгоннсниспшнительский; 5)шшгхшшсьііиатостаческий; б)реіулятавно-коррекщюнньій.

Каждый этап управления развитием творческой деятельности учащихся производится в следующей последовательности: цель этапа, ресурсы для обеспечения реализации, поле взаимодействия субъектов управления, результат взаимодействия, содержание этапа, действия управляющего и управляемых как субъектов управления, ра]ілексивньшаналюучителяиучаіііщс^

Успешность технологии управления развитием творческой деятельности учащихся в образовательном процессе современнойшгашс>беспетиваетсяр

1)Выявление проблемы в содержании и фганизации развития творческой деятельности учащихся в образовательном процессе школы

2)Целеполагание, связанное с фганизацией совместной деятельности учителя и учащихся по развитию тгюрчеешйдеятельносшучашихсятасш^

3)Ппанирование переюда управления развитием творческой деятельности учащихся в новое качественное состояние на основе педагогических ресурсов

4)Оргашсацгонно-ишсшнительское обеспечение реализации развития творческой деятельности учащихся тосновепедагогшежихресурсов

5)Кошрситгло-Д1^агаостическое обеспечение реалі вации системы развития творческой деятельности учащихся.

6)Регуляшшо-коррекционное обеспечение поддержания выстроенной гоциально-педагогической отстемыражпиятвсрчесшидеятельнос^

7)Подготовка и выполнение управленческих решений по повышению эффективности реализации сисіемьіразвшиятвортескойдеятетьнсхлиучащихся.

Стимулирование у большинства учащихся определенных личностных изменений, связанных с развитием ііхтворческой деятельности проходило с помощью предлагаемой системы авторсютхразвиваюших творческихметодик

4Эффекшвность управления процессом развития творческой деятельности учаїцихся определяется и обеспечивается: 1)уровнем развития у учащихся основных творческих качеств, таких, как(умение видеть проблему, беглость, гибкость, фиганальность^спсісобностькперефуппировкевдейисвязей, способность к абстрагированию и анализу, способность к шнкретизации и синтезу, 2)наличием в классном коллективе так называемой «креативной среды» харакіфистактфітзующейся принятием и стимулированием и сффмированностью у коллектива учащихся, а также у классного руководителя предпочтения к инновационной фганизационной культуре.

5.0сновополагаюшими условиями ресурсообеспеченного управления развшием творческой
деяішьносш учащихся в образова школы являются: 1)пример творческой деятельности

учителя (ученика); 2)личная творческая фиентировка субъектов взаимодействия; 3) умение учителя выявлять тенденции и определить прифитеты ученического коллектива и отдельного ученика; использование учителем алгоритм неского предписания развития творческой деятельности на подражательной основе при фименениисфазовательньктехнологай.

Апробация результатов исследования.

Основные результаты исследования нашли отражение в научных статьях, докладах и тезисах, обсуждались и получили одобрение навсерэсшйсжихиме>кдуварод№ в шТамбою(2Ш5),Москве(2005,2006).

Материалы и результаты исследования вьюосились на обсуждение на кафедре Управления развитием школы МПГУ, публиковались в профессиональной пфиодической печати: журналах «Воспитание школьников» (№4, 2004), «Преподаватель XXI век» (№3,2007), а также в сборниках тематических шнференций.

Материалы исследования использовались при проведении праюикочриенгарованных семинаров для учителей, школьных психологов, заместителей директоров школ ЗАО г. Москвы, включались также в отчеты и выступления на коллегии директоров образовательных учреждений ЗАО г. Москвы, представлялись на

MeTOflH4eCKHXCOBeTaXMeTOflH(nDBGmOro

Поматфишішиаждованшбьтпрснитжкур^ МПГУ

ислуїпателямФПКиППЮ.

Работа прошла апробацию в школе №12 ЗАО г. Москвы Шпожительньїе результаты этой работы обеспечили её внедрение в практическую деятельность учителей математики ряда школ ЗАО г. Москвы (№ 1130,№713,№697,№1230,№13Ш,гамназии№1541).

Орукгура и объем работы. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения и
сшскаиспшьзушойлиіершурьі,текструшт 18таблицами, 16 рисунками. Шший объем

диссертации - 300 страниц, В списке используемой литературы содержится 301 название работ. В конце исшедовательскойрабсггьіпредставленьї Ібприлокений.

Во введении раскрывается актуальность выбранной темы исследования; дано её обоснование; определяются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; характеризуется методологическая основа, методы и база исследования; обосновывается достоверность, научная новизна, теоретическая и гтракгтескаязначимость; формулируются основньіепшсм<ения,вьшоси\іьіеназашиту.

В первой главе <<Состояние проблемы управления ршвшием творчесюй деятельности учащихся и теоретикопметодологаческие подходы её разрешения в педагогической теории и практике» анализируется сушносга и состояние пробж^і ис^

качестве ошоюполагаюших в нашем исследовании, раскрывается обшая и специальная методология исследования.

Во второй главе «Система грпшьности учиїеля в управлении развитием творческой деятельности учащихся на основе педагогических ресурсов» проводится построение кшцептуальных положений управления развитием творческой деятельности учащихся; описывается технология педатотмеского управления развитием творческой деятельности учащихся в образовательном процессе школы; приведен анализ резуїтьтатов спьііжнжеперименіальноЙ работы по определению эффективности разработанной системы.

В заключении приюдятся основные выводы исследования, годтверщіаюшие гипотезу и доказывающие истинность положений, Еынссимьктзашиту.

В при.южениях содержатся материалы соьггао-экспериментальной работы: методики анкетирования, тестовые задания, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии. В приложении 14 приведен список публикаций автора

Анализ состояния проблемы развития творческой деятельности учащихся

Проблема развития творческой деятельности, равно как и развития творческой личности, имеет в определенной степени самостоятельные аспекты в творческом и практическом отношении. По д-иению ряда шдуших отечественных и зарубежных психологов, проблемы творчества и, соответственно, творческой деятельности, оказались снова в настоящее время в центре внимания многих областей психологии, начиная с педагогичесмой и кончая инженерной.

Прежде чем характер гзовать состояние проблемы творчества, видится необходимым указать зафиксированное в литературе понимание творчества. В статье ФД Батюшкова «Творчество» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона), читаем: «Творчестю - в прямом смысле- есть созидание нового. В таком значении это слою могло быть применено ко всем процессам органической 11 неорганической жизни, ибо жизнь-ряд непрерывных изменений и все обновляющееся и всё зарсокдаюшееся в природе есть ттродукт творческих сил. Но поняше творчества предполагает личное начало и соответствующее ему слою употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека В этом общепринятом смысле творчестю - условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в юплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художестве! той и практической деятельности (т. научное, т. поэтическое, т. музыкальное, т. в изобразительных искусствах, т. администратора, полююддаитд» (22).

Все теории творчества, созданные вплоть до второй половины двадцатого века можно отнести к сазфцазельнск)бтаснитшшо\гут СО. Грузенбергом (66). Им было выделено несколько типов попыток построения теории творчества Во-первых, это философский тип, имеющий две разновидности: гносиологическую и метафизическую. Для пфюйхарактерно сближение с шесиологаей; плавнаязадачаэтой ршновидности—познание мідаїгосредством художественной игггуипии (Платон, Шопенгауэр, Мен де Биран, Бергсон, НО. Лососий и др.). Центральная проблеми второй разновидности - раскрытие метафизической сущности в религаозно-эгической интуиции (Ксенсфан, Сократ, Платон, Фома Аквипский, Августин, Шеллинг, B.C. Соловьев). Во-вторых, психологический тип. Одна из его разновидностей направлена на сближение с естествознанием: и связана с рассмотрением проблем творческого всюсражения, интуитивного мышления, творческого экстаза и вдохновения, объективизащм образов, творчества первобышых народов, толпы, детей, творчества изобретателей (эвриология), особенностей бессознательного творчества (во сне) и тд Дзугая разновидность— ответвление психогагологии (Ломброзо «Гениальность и помешательство», Перги, Нфдац, Барин, Тулуз, Перо, Мебиус, ВМ Бехтерев, В.Ф. Чиж и др.); проблемы этого типа-гениальность и помешательство, влияние наследства моста, алкоголі ома, пола, роль суеверий, особенности помешанныхи медиумоа

В третьих, интуитивный тип с эстетической и истфико-литературной разновидностями. Проблема первой разновидности — раскрытие метафизической сущности мира в процессе художественной интуиции (Платон, Шиллер, Шопенгауэр, Шеллинг, Бергсон, Ницше). Пріїверженцев этой теории интересуют вопросы художественной интуиции в музыке, живописи, архитектуре и ваянии, танцах и тд, вопросы зарождения художественных образов, происхождения и строения худш ественньгх произведений, восприятия слушателей, зрителя. Вторая разновидность - гажрж литературная (Дильтей, Потебля, Веееловский, Овсянико-Куликовсю їй и др.); здесь в центре внимания исследователей - народная поэзия, мифы, народі іьіе сказки, ритм в пеший, литературные импровизации, психолопія читателя изрителя.

В исследованияхтворчестваэтот путь прокладывался главным образом под флагом психологии (начиная со второй четверти 20 века, использовались тесты, анкетирование, интервьюирование, естественные и искусственные эксперименты). В отечественной психологии юн реализовался работами ИН Дьякова, НВ. Петровского, ПА Рудика, AIL Нечаева, ПМ Якобсона, АН Леонтьева, ЯА Пономарева, В.Н. Пушкина, ОК. Тихомирова, BJHL Зинченко, а также работами С Л. Рубиніїтгейна, АВ. Брушлш іского, АММатюшкина, ВВ.Кудрявцева,ДВ.Богаявленскойидр.

По мнению Рубинштейна, творчестю -это прежде всего труд, иногда очень напряженный. В творческом труде «свободная игра порывов и сил должна быть подчинена внешней цели, продукту труда». Иначе говоря, с его точки зрения, творчесгю - создание ноюго, подчиненного определенной цели и тем самым объективно значимого (198).

Понятие творческой Деягелшости совещается в педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией БМ Бим-Бада Творческая деятельность определяется в нем как форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не сущхгвовавшего (172). Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация,5 которую невозможно разрешить трагргрэнными способами. Оригинальный продукт деятельности получается- в результате формирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционньк взаимосвязей элементов проблемной ситуации.

В психологическом словаре под редакцией АВ. Петровского и МП Брошевского поняше твсрчесттсюдится к деятельности. Творчество -деятельность, результатам которой является создание новых материальных и духовных ценностей, В словаре также отражен тот факт, что творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальньтй. Она предполагает и наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, бшгодаря которым ооздается продукт, сплетающийся новизной, фиганатіьностью, уникальностью (193).

Предпосылки развития творческой деятельности учащихся

«Ворчанием наскучишь, примером научишь», «Добрый пример лучше ста слов», «Пример лучше правила», «Прежде чем учить других, надо быть самому примером» - так мудрые народные изречения выражают большую педагогическую, психологическую и методическую правду, поскольку они являются шодаммноговеювькнаблюденийиобобщегцій.

Что же все-таки дает примеру огромную вгспитательную силу воздействия на человека? Каковы возможности подражания, и при каких условиях оно может стать наиболее эффективным для формирования творческой личноспі? Вот те вопросы, которые стали отправными пунктами нашего углубления в эту проблему, не ііаїшдцгую полного теоретического обоснования в возможностях своего практического применения. Поиск ответов на эти вопросы в педагогической и психологической науке требует не только внимания к себе, но и полного возрождения и претендует на самое высокое место и полноправное существовагпюсреди методов ({хеширования личности.

Пример - это одна из форм ининиативы, вследствие которой действия одного человека (группы лиц, коллектива и тд) становятся образцом для поведения (читаем в педагогической гмгературе). Иной вариант значения данного термина находим во втором томе «Педагогического словаря», выпуска 1960 года: «Пример в обучении - дидактическое средство конкретизации представлений, суждений и умозаключений учащихся» (173). Ita иначе, вариантраскрьпиязначения слова пример, іриюденньш в толковом словаре русского языка: «Примф-это действия, служащие образцом для подражания, атакже гьціаютпийсяобінзщчего-либо» (227). 2) Пример в воспитательных системах прошлого.

Для более глубокого раскрьпиятемы мы считаем необходимым совфшитьэкскурсв историю и ответить на юпрос, какова же была роль примера в воспитательньк системах прошлого, поскольку, уввдев это, мы йможшга бже гонять, насколько важна данная проблема

До вовникновені ія воспитания как общественной фуі ікции развитие молодого поколения и первобытных людей шло стихийно. Дети подражали деятельности взрослых, принимая в ней участий С течением времени влияние примера на молодое поколение становится фганизованньгм. Это имело место уже при пфвобьгшообщинном строе, но более л олно стало проявляться в воспитательньк системах рабовладельчесгва

Так, в «Илиаде» Гомера рассказывается, что к мальчикам приставляли благовоспитанньк юношей из знакомого, но бедного семейства, и такой юноша в качестве компаньона должен был служить на словах и і а деле примером для воспитай шка

В эпоху Солона (639-599 гг.) в Афі інах считали необхода іьм водить юношей в театры и воспитьюать их на комедиях и трагедиях, чтобы они, видя славные подвиги и пороки греков, первым подражали, а последних избегали.

Когда начинают складываться теории воспитания, представляюгпііе собой обобщение накопленного опьггавоспитателы юй работы, то вэтих теориях юпрос ороли примера как средство восггшаниязанимаетуже определенное место.

Так, у Платона (427-342 гг.) представителя афинской аристократии, мы находим указания на то, какое важное значение он придавал в воспитании детей ознакомлению с подвигами древних знаменитых людей, чтобы ребенокзатеммог«подражатьимижелать сделаться таким же какони Плшон. Протагср )(183).

Ученик Платона Аристотель (384-322 гг.) воспитатель Александра Македонского относил к важным средствам воспитания детей свойственную им подражательность. Он говорил, что «игры детей должны подражать тому, чем они будут заниматься всерьез впоследствии» (17). Таким образом, будущие занятия, зависящие от общественного положения родителей, по мысли Аристотеля, определяют выбор образцов, котфьмдсшшыподражатьдети.

Накашигмошийся опыт позволил дальнейшим представлениям педагогической мысли глубже подойти к рассмотрению значения примера в востипапы Римский философ - стоик Сенека (3-65 гг.), воспитатель императора Керора, не только отмечает общее восшпательное значение примеров, но и указывает на методическую ценность и эффегштвностьих. Он говорит. «Длинен ііутьпредоисзшіі,ко путь примеров» (211). Другой римский мыслитель и оратор Квиншлиан (35-96 гг.), разбирая тот же вопрос в связи с соревнованием учащихся в школе, замечает, что у младших детей в связи с соревнованием со старшими «возникает желание подражать преимущественно сюим товаришам, а не учителю, потому чю подражание пфюгородадляних легче» (99).

А «Жизнеописания» Плутарха (45-127 гг.) долгое время служили пособием для воспитания на примерах исторических лиц(185).

Таким образом, в античном мире при воспитании детей уже зшчительнсе место занилшипримфыПри этом живые примфы офужаюших людей огужилисредстіюмпередачидетямзншийин гіидовдеяіельности,вюпорьгхониужеучаствую Если же дети наблюдали такие виды деятельности взрослых, в которых они ещё не участвовали, то эти наблюдения их направлялись так, чтобы они служили материалом для подражательных игр, подготавливающих детей к будущей деятельности. Примфы товарищей тоже рассматривались как средство организащіи поведения детей, как это мы видиму Квинтилиэда(99).Кромето в целях воспитания образцы из литературных произведений, даюгдие положительные и саршательные примфы, чтобы юноши на них учились тому, что нужно делать и чего избегать Значительное внимание уделялось воспитанию на примерахисюрических лиц

РЕВнообразньїе формы использования примеров указывают на то, что в античности этому средству фітшизованногогюспитаншпргідавалгісотьшоезначение.

В средггие века основной силой, в руках которой были образовательные средства, являлось духовенство. Вместо живых примеров из окружающей действительности школа этой эпохи выдвигала на пфвьтй план преі муществеїгно непререкаемый авторитет цфкви. «Изучение» отцов цфкви и примфов их «жизни» воспитывали гапфтрофированньгй религиозный фанатизм. Примф всатитателя, как гіредставителя цфкви, преследовал ту же цель. При авторитарной системе воспитания и при догматическом способе преподавания педагог своей личностью, примером и силой логики, подавлял сознание учащихся, вызывал с их стороны не рххуждаюшее слепое подражание.

Концептуальные положеш ія управления развитием творческой деятельности учащихся

Концепция ітрагматичного образования, которая была основой образования на протяжении последних трехсот лет, практически исчерпала себя. Это была школа учебнснпредметной, порционной дифференциации, школы- мастерской взращивания человеческого кагтитшш(180). Сегодняшняя росшие по словам Пишулина ШТ., к сожалению, во многом усиливает ренессанс частично укороченного» человека Вместе с тем, постепенно возрождаются и начинают набирать силу образовательные традиции, которые составили славу отечественного образования. С одной стороны, имеет место понимание тупиковости и разрушительнссш душевно ограниченного образования, с другой - следование природной универсальности и целостности ребенка, живой неразрывности самого знания, образования и воспитания. В этой связи проблема развития творческой деятельности учащихся не можетрассматриваться без учета имеющихся враспоряжении учителя педагогическихресурсов школы. Поэтому дагтнаяітроблеш оказала педагогики управления.

Определяя кстрщю нашего исследования, напомним, чно в качестве предмета изучения наші был гвбран процесс педагогического управления развитием творческой д&ипетностиуітцих&і на основе педагогических ресурсов, то еат обретение сащальной творческой деятельности ттетрюльно творческими индивидуумами Но данный процесс, с нашей точки зрения, и в этом заключается основная кониеппіуатная идея работы — этот прогцесс доюісен быть управляемым и гіеленаправленнььм и основываться на педагогических ресурсах, ц прежде всего, на подражательной активности ученика Ив качестве базы для подражательной активности ученика наші бы выбран пример творчеаоооо учителя Учапііодрсоктгіельїіагоресурса особенно важен врашіїїшїишрчеекой дея/ітьностиучтіріхсяУспшмсе решение задачи развития творческой деятельности учащихся во многом зависит от личности учителя, поскольку личностный творческий рост учащегося идет в тесном единстве с подражательной деятельностью субъекта, и поэтому, по нашему мнению, одним из главных эффективных механизмов формирования и развития творческой деятельности учащихся является пример творчества учителя.

Таким образом, ирлью выдвигаемой конирпіщі становится разработка технологии, включаюи ей састе\іу методик, саздающк уаіовия для оргаатции системы угравленческой деятельности учителя по рлжятютвсрчесюйдеятелъностг шржясун

Под «моделью» понимается система объектов или знаков, воспроизюдятиая некоторые существенные свойства системьюригинала Наличие отношения частичного подобия («гомоморфизм») позволяет использовать модель в качестве заместителя или представителя изучаемой системы Ошосшельная простота модели делает такую замену особенно наглядной Создание упрощенных моделей системы - действенное средство проверки исшнностии псшотатеоретвдесюжпредставдеишвр

В созданной модели, на наш взгляд, наиболее целесообразно вьщелить связь элемента «сірукіура системы управления» с элементом «технология» как связь преобразования, при которой конкретные характериспжи системы управления влияют на изменение характеристик этих элементов. Связь элемента «структура системы управления» с элементом «технология» может быть и связью преобразования, и связью ршвития, поскольку происходит определение задач управления на разных структурных уровнях, что требует ксрргкшровки технологии. Связь элемента фитериальнск)ценочная база» с компонентом «шхнология» выступает связью преобразования, так как выбор технологии и средств обусловлен конкретными показателями іфитериалілскщенсшой бшыуправд При этом важно отметить, что педантическое управление развитием творческой деятельности учащихся как система зависитотсредьт и, прежде всего, всадошениисюихресурсоа

Проведенное исследование в ходе шнстатирующего эксперимента позволяют нам в качестве птпотетических условий реализации модели управления развитием творческой деятельности учащихся вьщвинуть следующие:

1)фгштизация в рамках созданной модели управленческой деятельности учителя по развитию творческой деятельности учащихся, основанной на глубоком понимании педагогических и психологических основ (структуры, психологических и педагошческих условий и механизмов взаимодействия учителя и ученика) влияниятворческой деятельности его самого шрттжшетворческой деятельности іжельника;

2)выявление учителем на ссношдіжносішесшйиіфитфіїальго важные особенности ученического коллектива, а также диагностика наличия творческих качеств у себя и у учащихся;

3)развише технологической готовности учителей к использованию инноваций в образовательном ттрцессе школы;

4)розработка и реализация на практике технологии, годеркащей систему развивающих творческих методик, вклкмаюшихучашихся в управляемый и целенаправленный процесс освоения гациалшо-значршого вида творческой деятельности, посредством которой будет осуществляться преобразование потенциального твсртестшучащихся в актуальное.

Технология управления развитием творческой деятельности учащихся в образовательном процессе школы

В рамках нашего исследования под технологией управления развитием творческой деятельности учащихся мы будем понимать целенаправленную, обеспеченную ресурсами, взаимосвязанную деятельность учителя и ученика по освоению гуманитарного содержания с помощью гуманистических форм и методов по достижетіиюзапрогаширтваннькрезутБтатоа Считаем необходимым описание каждого этапа управления развитием творческой деятельности учащихся произюдить в следующей последовательности: цель этапа, ресурсы для обеспечения реализации, поле взаимодействия субъектов управления, результат взаимодействия, содержание этапа, действия І управляющегоиуправпяемьккаксубье СЬдеркшиекаждогоэгшаслра 1 аетсугьего педагогической ресурсообеспечешости(ргсур і В контексте рассматриваемого нами вопроса наиболее подходящим стало взятое нами за основу понятие ресурса, которое ввелаЦецорина ТА:«.. .ресурсы-это союкупность условий и средств, необходимьгх для реализации каких-либо процессов»(253). В этой связи важно уточнение, которое сделал Ленский ВМ, исследуя взаимосвязь понятий ресурс и средство: «.. .ресурс становится средством, когда на любой фазе ішальтго развития—отэтапа анализа, проблематизации и танирогзаниядоэтагафганизагтии 128 закладываются необходимые и реально возможные ресурсные показатели, которые реально наличествуют или реально могут бьпьпривлечены»(129,С13).

Поле взаимодействия; совместная деятельность учителя и учащихся по пгхэслелшскриатгированному анализу прежнего опьпа их взаимодействия в образовательном процессе школы в решении проблем упрашеншразвишемтвсртескойдеяішь Результат взаимодействия: характеристика опьпа и ранжирование проблем, связанных с управлением разитяемтвсртесюйдеяіелЕнсстиучаш

Содержаииеэгапа: Уровеньушт&т -анализ, направленный на выявление готовности учителя к организации творческой деятельности и гясогеврежимепримененшновьксбразова -анализ современного состояния, эффективности и действенности использования инновационных техншогайврабЬтеучителей школы; -анализ изменений инновационной деятельности, её влияния на развитие творческой деятельности учащихся; -анализ состояния и функционирования методической службы школы (уровень образовательного процесгавшкше,уровеньрабст Уровеньлчшдрося -анализ, направленный на выявление готовности учащихся к творческой деятельности (уровень их псяенциальнойтвс іесшйдеяіельнссги); - -анализ достижений учащихся (уровень усвоения учащимися программного материала, положителы ш мотивация учения, уровень познавательной самссгояіельности учащихся, ценности детского коллектива, огветственнссгь за учебу и поведение, психологический климат в школе и классной группе, уровень фганизшлионнойкультурышк Уровень оЪраювателтэйсреды -анализ, направленный навыявление паршетровсбразовательной среды; -изучение внешней среды школы и устаї ювление общих зависимостей между компонентами внешней средыи школой. Уровеньобразовательногопроцесса -ашлщнаправденньшнагьмвлешегіарамет -использование организации образовательного процесса в школе и наличие в нем тенденции развития твсрчесшйдеяіедьносшучашихся. Действия управляющего (учителя): 130 Инфор істюннснмтиппіческая функция деятельностиучшггеля -определение порядка поиска, сбора, переработки, использования, анализа и хранения инффмации, которой он будет обладать после её сбора по состоянию проблемы развития творческой деятельности учащихся.

Конпфстішо-дис&юат(чесшіф\№іібід -выявления состояния, тевденций изменения состояния, наличие ресурсов для изменения образовательного процесса; определение результативности анализа на основе уточнения причинно-следственных связей; аналитическая деятельность учителя, направленная на выявление условий развития творче жйдеятельнс ли учащие -поддержание процесса формирования базы данных в заданном технологическом режиме; устранение отклонений, мешаюшихосущестшению процесса Действия учителя в рамках управления развитием творческой деятельности учащихся на подражательной основе; аналитическая деятельность учителя, направленная на выявление готовности учащихся к творческой деяіельносш(урошньихпогенциалнюйтвсргіе Действияуправляемых (учащихся): Информспщзнно талштсшжт.функщіядея -ффмигюваїтиесобствевдойинффмаиион наблюдений); Мопшл№)нно-і№іеваяфункі{ия деяташюатіучаидіхся определение цели собственной аналитической деятельности; Ппановснрозюсшмескпяфужгшдешешэносгт -гроектиртвавде собственной анашпш С ванівацщзннояашчнитепьсксифу -плшированиесобстшньюй самсстсетелкюйаналтичесюйдеятелг ости; КонщхтьноЛшгностшеская функция деятельности "і чащихся -шнтроль самоанализа информации; осуществление рефлексии собственной деятельности на уровне самосознания; Р(Шіяти&іощзрекі{ионнжфункіатдея )ієпьносп -регулирование собственной аналитической деятельности. Рефлексивный анализ учителя: -прекращение анализа образовательной ситуации управления развитием творческой деятельности учаитихсявсгзязиссяеутствием средств еёразрегдения; -анализ и оценка аналитического процесса и его результатов, выявление противоречий и проблем, всвникаюшихваналиїтіческом процессе; -из іениесюиханагіиііріескихдейсгвий, устранение причин гюзніткшихзатруддений; -анализ аналитических действий с точки зрения их возможных изменений, трансформирование образовательной ситуации; -возвращение к исходной образовательной ситуации управления развитием творческой деятельности учащихся в новых условиях и с новыми средствами, соотнесение протозируемых результатов, параметров процессаиусловий дсхлиженияих.

Похожие диссертации на Ресурсы педагогического управления развитием творческой деятельности учащихся школы