Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Религиозная культура в содержании общего образования как педагогическая проблема
1.1. Культурологическая интерпретация религии и ее дидактическая регламентация в содержании общего образования 18
1.2. Духовно-нравственное воспитание школьников - цель и смысл использования религиозной культуры в содержании общего образования 56
1.3. Соотношение религиозного и светского в истории развития образования народов России 94
1.4. Состояние и перспективы использования религиозной культуры в содержании общего образования 121
Выводы 152
Глава II. Педагогическая модель использования религиозной культуры в содержании общего образования -
2.1. Принцип светскости - методологическая основа использования религиозной культуры в содержании общего образования 156
2.2. Религиозная культура в содержании общего образования как целостная система 181
2.3. Проектирование содержания общего образования с ценностями религиозной культуры 203
2.4. Уровневая организация учебного материала с ценностями религиозной культуры 232
2.5. Пути использования ценностей религиозной культуры в содержании общего образования 251
Выводы 280
Глава III. Реализация педагогической модели использования религиозной культуры в содержании общего образования
3.1. Организационно-педагогические условия использования религиозной культуры в содержании общего образования 284
3.2. Функциональная модель духовно-нравственного воспитания школьников на основе религиозной культуры 303
3.3. Готовность педагогов к использованию религиозной культуры в содержании общего образования 371
Выводы 397
Глава IV. Опытно-экспериментальная проверка эффективности использования религиозной культуры в содержании образования
4.1. Организация и методика экспериментальной работы 400
4.2. Ход и результаты экспериментальной работы 413
Заключение 434
Литература 446
Приложения 470
- Культурологическая интерпретация религии и ее дидактическая регламентация в содержании общего образования
- Принцип светскости - методологическая основа использования религиозной культуры в содержании общего образования
- Организационно-педагогические условия использования религиозной культуры в содержании общего образования
- Организация и методика экспериментальной работы
Введение к работе
Актуальность исследования. Глобализация образовательных процессов, настоящая технотронная революция, гуманизация и демократизация общественных отношений коснулись практически всех сфер нашей жизни и особенно образования. Возрождается духовная культура. Ширится число публикаций и исследований, утверждающих необходимость сочетания достижения научной мысли и ценностей религиозной культуры, гармонии веры и знания. Сегодня, с научной точки зрения, стало очевидным, что интеграция достижений научно-технического прогресса с традиционными духовно-нравственными ценностями и социальной ориентацией призвана обеспечить стабильное развитие отечественного гражданского общества.
Обращение к духовности ныне не только социальная необходимость, но и педагогическая потребность. Наша система образования делает многое, чтобы сохранить проверенные временем российские устои и ценности, способствующие стабилизации и развитию духовно-нравственных основ становления личности.
В отборе содержания образования ведущая роль принадлежит принципам гуманизации и демократизации, вариативности, поликультурности, развивающего характера обучения, его личностно ориентированной направленности. Действует механизм развития и саморазвития системы образования, благодаря чему она может стать реальным фактором становления гражданского, открытого общества. Явно усилена гуманистическая направленность образования, воплощающая в этой социальной сфере принцип, провозглашенный «Конституцией Российской Федерации»: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст.2).
В этой связи предметом особой актуальности и востребованности для системы образования Российской Федерации является религиозная культура, ее возвращение в содержание общего образования.
В религиозной культуре воплощена и веками проверена народная мудрость воспитания, отражены общечеловеческие ценности, нормы нравственного общения и межконфессионального диалога. Вот пример из послания апостола Павла, кото-
рый, обращаясь к колоссянам, советует: "А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, а обновляйтесь в познании по образу создавшего вас".
Древние заповеди Конфуция, Соломона, Иисуса Христа, Мухаммеда о первичности воспитания духа, важности очеловечивания людей, живущих на Земле, стремлении к нравственному совершенству нужны нашим современникам, нашим детям. Религиозная культура — неотъемлемое достояние многих народов России, часть духовного, исторического наследия, фактор развития межнационального согласия, гражданской нравственности и толерантности.
Веками складывался воспитательный потенциал традиционных религиозных культур, воплощаясь в культовой архитектуре, иконописной живописи, священных книгах, образе жизни народов. Религия являлась идеологией государства, и ее место в системе образования было закреплено государством.
При изложении актуальности использования религиозных ценностей в системе государственного образования постсоветской страны необходимо соотнести выбранный способ интерпретации религии с задачами и целями образования. Освоение школьниками знаний о религиозных ценностях способствует расширению их кругозора, обогащению интеллектуального, мировоззренческого, духовного потенциала личности. Однако духовный мир человека не ограничивается какой-либо одной стороной восприятия мира, а вбирает в себя различные формы и виды освоения политических, философских, художественных, научных и, конечно, религиозных ценностей. На современном этапе развития информационных технологий, обогащения интеллектуального образовательного потенциала нельзя недооценить особой роли духовно-нравственных ценностей в становлении личности.
Образование и религия в нашей стране в советский период оставались на разных, диаметрально противоположных полюсах в деле формирования личности. Однако и у системы государственного образования, и у традиционных конфессий существуют общие проблемы и задачи: воспитание духовно-нравственной лично-
ста - носителя гуманистических, гражданских, национальных традиций народов России.
Проблема исследования и степень ее разработанности
В педагогической практике имеется немало проблем объективного и субъективного свойства, которые следует преодолевать, чтобы религиозная культура стала достойным источником духовно-нравственного становления и развития личности. В этом плане особая роль принадлежит педагогической науке. Именно она должна выявить образовательный ресурс ценностей религиозной культуры, показать ее воспитательную роль в формировании личности, снять некоторые разногласия, еще сохраняющиеся в педагогическом сообществе, и прийти к определенному консенсусу.
Рассматривая состояние теории и практики использования религиозной культуры в содержании общего образования, следует остановиться на том, что сделано в этой области.
Особая роль религии в формировании духовно-нравственной личности достаточно полно отражена в теориях и концепциях отечественных философов, религиоведов, историков, педагогов. В них была раскрыта ценность религиозной культуры и установлена специфика ее влияния на экономические, социокультурные, образовательные процессы в обществе. Об этом свидетельствуют труды Н.А.Бердяева, Н.Я.Данилевского, В.В.Зеньковского, И.А.Ильина, П.Ф.Каптерева, И.В.Киреевского, И.Кронштадского, В.Н.Лосского, С.А.Рачинского, В.В.Розанова, В.С.Соловьева, П.Сорокина, К.Туровского, Г.В.Флоровского, А.С.Хомякова и других.
В основу современной гуманистической образовательной парадигмы положены идеи духовно-нравственного воспитания, которую обогатили отечественные и зарубежные педагоги и общественные деятели Ш.А.Амонашвили, КЛБентцель, А.Дистервег, Я.А.Коменский, Д.С.Лихачев, М.В.Ломоносов, В.Ф.Одоевский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и другие. Социокультурный потенциал религи-
озных ценностей рассматривался в работах зарубежных ученых Г.Гегеля, В.Дильтея, Г.Зиммеля, К.Ламонта, И.Канта, К.Маркса, Ж.Маритена, Ф.Ницше, Б.Расселя, Л.Фейербаха, З.Фрейда, Э.Фромма, Дж.Хаксли, О.Шпенглера, Ф.Энгельса, К.Юнга и других.
Проблемам формирования духовно-нравственной личности посвящены исследования Б.Г.Ананьева, В.И.Андреева, И.В.Бестужева-Лады, Р.А.Валеевой, ЛАВоловича, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Б.ТЛихачева, МЛМахмутова, ГВ.Мухаметзяновой, В.С.Мерлина, Н.Д.Никандрова, Г.Н.Филонова, И:Т.Фролова и многих других ученых.
Этнопедагогическая интерпретация религии как части национальной культуры и народной педагогики представлена в работах В.Ф Афанасьева, ПНВолкова, ЛЭИзмайлова, З.Г.Нигматова, Р.А.Низамова, М.Г.Тайчинова, Я.И.Ханбикова, Ф.Ф.Харисова и других ученых.
Теоретические основы отбора и построения содержания образования анализировались в концептуальных подходах М.А.Данилова, Б.П.Есипова, В.В.Краевского, В.С.Леднева, И.Я.Лернера, В.А.Онищука, П.И.Пидкасистого, М.Н.Скаткина, А.В.Хуторского и других педагогов.
Давая оценку исламской культуры на предмет ее включения в содержание образования, мы анализировали работы Г.Р.Балтановой, Л.Н.Гумилева, Л.С.Васильева, Д.Е.Еремеева, Г.Г.Исхаки, А.И.Ионова, Л.И.Климовича, Ш.Марджани, С.М.Михайловой, Р.М.Мухаметшина, К.Насыри, М.Б.Пиотровского, В.М.Пороховой, Р.Г.Фахретдина, А.Х.Халикова и других, в которых религия рассматривается в ракурсе социокультурного, политического, национального развития общества.
При разработке содержания образования на основе нравственной культуры и гражданского воспитания анализировались работы В.А.Дмитриева, Э.П.Козлова, М.И.Куликовой, Т.И.Петраковой, М.Ф.Шестаковой, Г.Н.Филонова и других ученых и педагогов-практиков, в которых религиозная культура представлена эмоционально-ценностным конструктом в структуре личности.
При проектировании содержания образования, включающего ценности религиозных культур, учитывались рекомендации авторов учебно-методических пособий, учебников Г.А.Елисеева, В.И.Гараджи, А.Е.Кулакова, Л.В.Шабурова и других.
В педагогических исследованиях последних лет делаются попытки охарактеризовать воспитательный потенциал ценностей религиозной культуры в учебно-воспитательной деятельности общеобразовательной школы (И.А.Галицкая), определить содержание и разработать методику освоения школьниками религиоведческих знаний в курсе «Обществознание» (И.В.Метлик), показать место нравственных ценностей «Корана» в высшей школе (Р.И.Зинурова) и другие.
Следует отметить, что разработана определенная нормативно-правовая база диалога государства и религии, религиозной культуры и государственной системы образования, представленная в «Конституции РФ» (ст. №№ 13, 14, 19, 28, 29, 59), Законе РФ «Об образовании» (ст. №№ 1,2, 5, 11, 12, 14, 32, 33,40, 50), Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. №№ 1, 2, 3, 4, 5), инструктивных письмах Министерства образования Российской Федерации и региональных ведомств.
В педагогической практике ценности религиозной культуры используются неоднозначно, с одной стороны, игнорируется принцип светскости государственной системы образования, наблюдается тенденция активного влияния религиозных деятелей на учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы, а с другой - педагоги не понимают духовно-нравственного потенциала религиозной культуры в формировании личности и его места в содержании общего образования, все еще стоят на позициях воинствующего атеизма.
Разработка теоретической модели использования религиозной культуры в содержании общего образования выявила ряд противоречий между:
- запросами педагогической практики в разработке концептуальных основ использования религиозной культуры в содержании общего образования и недостаточным уровнем теоретического обеспечения;
богатством ценностей религиозной культуры в формировании духовно-нравственной личности и недооценкой важности использования их в содержании общего образования;
конфессиональными и светскими подходами к определению меры представленности религиозной культуры в содержании общего образования;
необходимостью разработки теоретических основ включения ценностей религиозных культур в содержание общего образования и слабой организационно-педагогической базой их практической реализации.
На основе анализа соотношения запросов педагогической практики и возможностей теории мы вычленяем то, что необходимо сделать в научном плане:
раскрыть закономерности , принципы использования религиозной культуры в содержании общего образования и на этой основе разработать концептуальные положения;
выявить методологические основы включения религиозной культуры в содержание общего образования;
определить дидактический регламент и пути использования религиозной культуры в содержании общего образования.
Таким образом, недостаточная теоретическая разработанность избранной автором проблемы и ее особая научная и практическая значимость в условиях поликультурного и поликонфессионального общества обусловили выбор .темы исследования «Религиозная культура в содержании общего образования».
Цель - разработать педагогические основы использования религиозной культуры в содержании общего образования.
Объект - теория и практика использования религиозной культуры в содержании общего образования.
Предмет - духовно-нравственный потенциал религиозной культуры и ее использование в содержании образования светской школы.
а Гипотеза исследования заключается в том, что включение ценностей рели-
гиозной культуры в содержание общего образования будет служить задачам развития личности, если:
на основе системного анализа гносеологической сущности и культурологической интерпретации религии будет показан ее образовательный потенциал, определен дидактический регламент включения религиозной культуры в содержание общего образования как фактора его модернизации;
выявлены закономерности и принципы использования религиозной культуры в духовно-нравственном воспитании школьников;
выяснено соотношение светского и конфессионального компонентов в содержании образования с учетом исторического опыта образования народов России и нормативно-правовой базы диалога государства и религии;
обоснован и раскрыт принцип светскости как методологической основы использования религиозной культуры в государственной школе;
разработаны концептуальные положения и педагогическая модель включе-ния религиозной культуры в содержание общего образования;
определены организационно-педагогические условия реализации проектируемого содержания образования с учетом ценностей религиозной культуры;
проанализировано состояние готовности педагогов использовать культурно-нравственные ценности религий и предложена модель повышения общекультурной компетентности педагогов в условиях полиэтнической образовательной среды.
j*> Цель исследования и выдвинутая гипотеза предопределили решение сле-
дующих задач:
1. Раскрыть сущность религиозной культуры с позиций постсоциалистического общества и разработать педагогические основы использования религиозной культуры в содержании общего образования.
ф 2. Определить трудности, показать возможности и перспективы использова-
ния религиозной культуры в содержании общего образования с учетом имеющегося педагогического опыта и нормативно-правовой базы.
Выявить основные закономерности, педагогические принципы использования религиозной культуры в светской школе.
Разработать концептуальные положения и педагогическую модель исполь-зования религиозной культуры в содержании образования, установить алгоритм проектирования содержания образования с включением в него ценностей религиозной культуры.
Показать пути реализации разработанной модели в учебно-воспитательном процессе школы.
Апробировать основные теоретические положения и внедрить их в образовательную практику.
Методологическую основу исследования составляют положения, изложенные в работах представителей школы отечественной философии, педагогики, куль-турологии, психологии, а также зарубежных авторов; современные педагогические идеи о взаимосвязи ценностей религиозной культуры и образования, роли и месте религиозных ценностей в этнопедагогике, теории познания и развития личности, специфике религиоведческих дисциплин, проектировании содержания образования, духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
Теоретическую базу диссертации составляют исследования основ современ-
^ ного образовательного процесса (ЛАВолович, Б.СГершунский, В.И.Загвязинский,
ВБ.Краевский, М.И.Махмутов, Г.В.Мухаметзянова, НД.Никандров), концепции содержания образования (ЛЯЗорина, В.С.Леднев, Р1Я.Лернер, М.Н.Скаткин, АБ.Усова), философско-образовательные концепции культуры как способа реализации личности в деятельности (Л.П.Буева, М.СКаган, А.Н.Леонтьев), концепции "диалога культур" (В.СБиблер, М.М.Бахтин и др.), теоретические положения концепций проектирования содержания образования и проблемно-модульного обучения (М.И.Махмутов, МАЛошанов, П.АЮцявичене и др.), современные концепции профессиональной под-
готовки педагогов (РХГильмеева, Р.А.Исламшин, Г.А.Петрова, НМТаланчук, Т.В.Шуртакова и др.).
Методы исследования:
теоретическое осмысление противоречий, характерных для состояния современной образовательной системы (объяснительная функция), и возможностей их перехода в новое качественное состояние (опережающая функция);
сравнительный анализ результатов исследований, полученных отечественными и зарубежными исследователями в области истории, религии и педагогики;
анализ учебных программ, планов, образовательных стандартов для средней общеобразовательной школы и вузов, изучение состояния учебно-воспитательного процесса, методов и приемов организации образовательной деятельности;
эмпирические методы: анкетирование, интервьюирование, тестирование,
контакт-анализ, наблюдения, экспертная оценка;
педагогический эксперимент - констатирующий, поисковый, формирующий.
Исследование проводилось в течение 10 лет в рамках научно-
исследовательской работы ИПКРО Республики Татарстан на кафедре педагогиче
ской культурологии (1992—2002 гг.).
Опытно-экспериментальная база исследования.
Огіьітно-зкспериментальная работа проводилась совместно с педагогами национальной гимназии № 5, общеобразовательных школ №№ 40, 62, 28, 121 г. Казани, сельских школ Бавлинского района, а также со слушателями Института повышения квалификации работников образования Республики Татарстан. Автор является научным консультантом 18 общеобразовательных школ г.Наб.Челны, в которых апробируется факультатив «Основы мусульманской культуры». Организованы и проведены республиканские научно-практические конференции «Культурно-нравственные ценности мировых религий в содержании образования» (1999 г.), «Школа и религия: формирование толерантной личности» (2001 г.), на которых обобщался опыт работы педагогов экспериментальных школ.
На защиту выносятся следующие положения:
На основе многоаспектной социокультурологической интерпретации религии охарактеризован ее образовательный потенциал в качестве целостной, системной, разноуровневой, динамической, интегративной педагогической модели, отражающей специфику развития религиозной культуры и образовательной среды, что обусловливает духовно-нравственное формирование личности. Понимание содержания религиозной культуры включает широкий круг познавательных, мировоззренческих, этических, исторических, эстетических ценностей, представлений и знаний, которые должны составлять неотъемлемую часть содержания общего образования.
Дидактическая целесообразность включения религиозной культуры в содержание общего образования основывается на нормативно-правовой базе отношения государства и религии, подкрепляется реализацией принципа светскости, который в современном образовательном пространстве рассматривается как свобода выбора мировоззренческих ориентации и духовно-нравственного развития школьников.
Педагогическая интерпретация религиозной культуры и ее включение в содержание общего образования предполагают учет закономерностей развития системы образования как Российской Федерации, так и ее регионов и основываются на таких концептуальных положениях, как культурологическая интерпретация религии, гуманистическая направленность ее рассмотрения, поликультурная представленность в содержании образования, учет национального своеобразия, духовного наполнения и светской регламентации.
Теоретически обоснованная концепция использования религиозной культуры в содержании общего образования определила необходимость разработки организационно-педагогических условий, которые отражают требования, предъявляемые как к содержанию общего образования, так и к организации процессов обучения и воспитания: культурологический подход к религиозным ценностям, поликультурная и поликонфессиональная представленность религиозной культуры в со-
держании образования, единство педагогических позиций в использовании религиозной культуры в светском школе, корректное соотношение ценностей религиозной культуры с задачами учебно-воспитательного процесса, личностно-ориентированный подход к изучению религиозной культуры в школе, информационно-познавательный характер учебного материала, исключающий обрядовую деятельность.
5. Уровень профессиональной готовности педагогов к использованию религиозной культуры определяется их общекультурной компетентностью, которая включает культуру познания, методологическую культуру, духовную культуру и свободу мировоззренческой ориентации. Модель повышения общекультурной компетентности педагогов включает следующие блоки: психолого-педагогический, культурологический и методологический.
Научная новизна исследования определена самой постановкой проблемы -важностью и необходимостью разработки на теоретическом и практическом уровнях использования религиозной культуры в содержании образования. В этой связи:
раскрыт духовно-нравственный потенциал религиозной культуры с позиции постсоветского осмысления и определена дидактическая регламентация его включения в содержание общего образования;
разработана социально-динамическая концепция использования религиозной культуры в содержании общего образования; выявлены закономерности, принципы использования религиозной культуры в содержании образования; аргументирован принцип светскости как методологической основы использования религиозной культуры в общеобразовательной школе; спроектирована педагогическая модель, показаны возможности и пути использования религиозных ценностей в содержании обучения и воспитания школьников;
теоретически обоснована и экспериментально доказана значимость целостного использования принципов культуросообразности, поликультурности, светскости, гуманизма, народности и духовности в формировании духовно-нравственной личности;
выявлены организационно-педагогические условия использования религиозной культуры, показаны алгоритм проектирования учебного материала и процессуальные аспекты его дидактической регламентации;
предложена социально-динамическая модель духовно-нравственного воспитания школьников и профессиональной готовности педагогов к ее реализации.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
разработан и обоснован системный подход к проблеме включения религиозной культуры в содержание общего образования, выявлен духовно-нравственный потенциал религиозной культуры в воспитании школьников;
систематизирован, целесообразно отобран и включен в содержание образования учебный материал религиозно-культурологического характера в соответствии с учетом принципа светскости;
обоснованы и раскрыты концептуальные положения использования религиозной культуры в поликультурном образовательном пространстве Республики Татарстан, представлена проектная модель реализации данного положения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
разработаны организационно-педагогические условия и показаны пути использования религиозной культуры в содержании общего образования;
обоснованы и раскрыты принципы и критерии отбора и структурирования учебного материала, в котором отражены ценности религиозной культуры;
создана и апробирована модульная межпредметная программа по мусульманской культуре;
разработаны и апробированы программы и учебные комплексы по религиозной культуре, включенные в содержание общего образования;
выявлено состояние и показаны перспективы использования религиозной культуры в учебно-воспитательной деятельности;
с учетом результатов исследования разработаны программы, методические и учебные пособия и материалы, используемые как в школьной практике, так и в системе высшего и среднего специального образования;
разработана и реализуется целевая образовательная программа повышения квалификации работников образования в сфере религиозной культуры.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на международных (1994, 1998 гг.), республиканских (1992—2001 гг.), городских, районньгх (1992—2001 гг.) научно-практических конференциях и семинарах работников образования и ученых. Они отражены в сообщениях на зональных, отраслевых совещаниях и ученых советах ИПКРО РТ; в лекциях на курсах работников образования, на педагогических советах школ; в консультациях, а также в сообщениях на выездных методических заседаниях, курсах педагогов на базе районных отделов образования. Апробация проводилась в процессе преподавания автором курса "Мусульманская культура" в татарской гимназии № 5 (1992—1998 г.) и курса "Основы религиозной культуры" в общеобразовательной школе № 62 (2000—2001 г.), а также на курсах повышения квалификации педагогов в ИПКРО РТ (1998-2002 гг.).
Основные теоретические положения и результаты исследования внедрены в практику работы общеобразовательных школ путем издания концепции, программ, учебных и методических пособий, монографий, научных сборников; в форме лекций, семинаров, консультаций и практических занятий со слушателями курсов Института повышения квалификации и переподготовки работников образования; в виде обобщения личного опыта работы в качестве учителя.
Достоверность результатов исследования и полученных выводов обеспечивается: исходным выбором методологических позиций; разнообразием используемых теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его целям, задачам и выдвинутой гипотезе; результатами опытно-экспериментальной работы; взаимосвязью теоретических положений исследования и личным участием автора в их практической реализации. Достоверность результатов исследования
W> обеспечена репрезентативностью выборки на основе использования современного
математического аппарата обработки данных.
*
*
І*
$
Культурологическая интерпретация религии и ее дидактическая регламентация в содержании общего образования
Необходимость раскрытия педагогического потенциала религии в современном постсоветском образовательном пространстве предполагает рассмотрение ее как феномена культуры, как источника формирования духовно-нравственных качеств личности.
Культура является тем мировоззренческим пластом, той сферой, где религия и образование реализуют свои функциональные возможности в духовно-нравственном становлении личности. Культура, являясь источником содержания образования, реализует в полном объеме принцип функциональной полноты компонентов образования. И если какой-либо из компонентов отсутствует, то эффективность системы образования не может быть полной.
Это касается религиозной культуры, которая на протяжении многих веков развития российского образования занимала значительную долю в содержании образования. Исключение ее из системы образования, замена системой антирелигиозного воспитания школьников привели к утере духовно нравственных устоев общества, системы образования и личности. Включение религиозной культуры в содержание образования призвано восстановить эти функции в полном объеме. В этой связи в нашем исследовании мы попытаемся концептуально показать, как религиозная культура может использоваться в содержании образования, какова ее роль и значимость в светской школе.
Религия и образование - составляющие элементы культуры. Бесспорно, в науке существует множество различных подходов, концепций к пониманию культуры. Остановимся на некоторых из них.
Ряд философов рассматривают культуру как исторически развивающуюся систему созданных человеком материальных и духовных ценностей (А.И.Арнольдов), другие (В.Ж.Келле, Э.С.Маркарян, М.С.Каган, Э.В.Соколов, В.М.Межуев, Г.М.Давлетшин) - как способ человеческой деятельности. Этнограф Ю.В.Бромлей под культурой, в широком смысле этого слова, понимает «все то, что создано и создается человечеством, от орудий труда до предметов домашнего обихода, от привычек, обычаев, самого образа жизни людей до науки и искусства, религии и атеизма, морали и философии» (27, с. 13).
В «Российской педагогической энциклопедии» понятие «культура» определяется, «как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил, способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Ядро культуры составляют общечеловеческие ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обуславливая его становление как личности во взаимодействии с миром материальных предметов и социальных отношений» (242). Такая интерпретация культуры рассматривается в деятельностном аспекте и показывает, как она влияет на формирование личности.
Польский ученый В.Оконь по-иному определяет данный феномен: «Культура - это совокупность созданных научных, моральных, социальных, художественных и технических ценностей, а также участие, взаимодействие с этими ценностями и создание новых» (204, с. 112). В этом определении культура отражает опыт личности, ее направленность.
Культуролог Л.Е.Кертман выделил три разновидности дефиниций культуры: антропологическое определение, которое подчеркивает надорга-нический характер культуры; социологическое: рассматривает культуру как часть общечеловеческой культуры; философское определение представляет культуру как явление абстрагированное, выделяемое из процесса только чисто аналитически (114, с.36).
Рассматривая культуру как социальное явление, Л.Н.Коган выделяет ее следующие основные аспекты: генетический, мировоззренческий, аксиологический, гуманистический, нормативный и социологический. В генетическом аспекте она предстает как продукт общества; в мировоззренческом - как продукт сознания; в аксиологическом - как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком; в гуманистическом - как фактор развития и активизации личности; в нормативном - как условие ориентации человека в мире; в социологическом - как деятельность исторически конкретного социального субъекта - общества (121, с.58). Однако, на наш взгляд, культура не может рассматриваться только как явление.
С.Н.Артановский же рассматривает культуру в историко-социологическом, философско-антропологическом и феноменологическом аспектах, подчеркивая, что в историко-социологическом аспекте культура -продукт и результат социальной жизнедеятельности, а также совокупность общественных форм. В философско-антропологическом аспекте культура является творческим началом. В феноменологическом она совокупность социально обусловленных, функциональных явлений и духовное наполнение человеческой жизни (11, с. 14). Данная позиция находит отражение в рассмотрении религии через призму педагогического осмысления.
Ю.М.Лотман и Б.А.Успенский рассматривают культуру как социальную информацию, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств. По мнению данных ученых, «культура есть устройство, вырабатывающее информацию» (112, с.З). Однако следует отметить, что культура - это не только определенная информация, это еще и то, что запоминает, транслирует, передает эту информацию.
Принцип светскости - методологическая основа использования религиозной культуры в содержании общего образования
Интерес к религиозной культуре и ее педагогическому потенциалу в образовательной сфере не случаен. Он обусловлен необходимостью использования религиозной культуры не только как источника содержания образования, но и как очень мощной системы, призванной вывести образование на новый качественный духовно-нравственный уровень. Министр образования России В.М.Филиппов отмечает, что взаимодействие церкви и светской системы образования поможет вернуть обществу обеспечивающие его жизнеспособность, гуманистические и моральные устои. Но одно дело поставить проблему, другое - найти средства, приемы, методы, способы реализации возможностей религиозной культуры в деле воспитания и образования подрастающего поколения (289).
Казалось бы, значительно проще и доступнее решить этот вопрос на уровне отдельных учебных заведений, даже их отдельных типов, таких, как, скажем национальные, религиозные школы. Однако нельзя допускать того, чтобы данные учебные заведения функционировали автономно. Ясно, что эффективность использования религиозной культуры будет достигнута, если с самого начала в ней будут учтены и реализованы такие педагогические принципы, как гуманизм, культуросообразность, духовность, народность, поликультурность и светскость. Принцип светскости является той регламентирующей и методологической основой, на которой базируется использование религиозной культуры в содержании учебно-воспитательного процесса в государственной школе.
Институт светской школы - значительное завоевание демократического и культурного развития человечества, утвердившееся в странах, где церковь отделена от государства и государственные учебные заведения выведены из подчинения или опеки религиозных конфессий. Идея светскости нашла широкую поддержку в странах Европы и Америки лишь во второй половине XIX века. Пионером в этом была Франция, которая в 1882 году приняла декрет об отмене обязательного религиозного обучения детей. В большинстве стран государственные школы имеют светский статус.
В России принцип светскости утвержден декретом СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» 1918 года. Само же понятие «светскость» - это русское слово, под светскостью понималась в системе образования дореволюционной России область научного познания, не связанная с религией. В словаре русского языка В.Даля слово «светское» означает «гражданское», «мирское» (64). Словарь С.Ожегова дополняет смысл этого термина значением «нецерковное», т.е. свободное от церковной опеки и склонения к вероисповеданию.
В педагогической энциклопедии отсутствует разъяснение понятия «светскость», а в энциклопедическом словаре по культурологии светскость понимается как противопоставление, отрицание религиозной культуры (308). С этой позицией мы не можем согласиться.
В богословских исследованиях «светскость» понимается как непременное условие процесса секуляризации церкви (от латинского «секулярис» - мирской, светский) - процесс вытеснения религиозной картины мира научной; ослабление роли религии в общественной жизни, влияния ее на социальные институты - политику, культуру, образование. Однако не следует соотносить понятие «светскости» с «секуляризацией», так как термин «светскость» выступает в более широком контексте.
В советской школе светскость отождествлялась с атеизмом (безбожием) и в религии видели «образ врага», подавлялась свобода мировоззрений и убеждений. Однако можно теоретически отделить религию от государства, от школы, но практически нелегко отделить религию от общества, народа, человека. На протяжении многовековой истории Российского государства религия оставалась образом жизни народа, духовным его основанием, генератором развития и существования.
Принцип светскости нашего общества закреплен в «Конституции Российской Федерации» 1993 года, где в ст. 14 говорится: «1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (237).
В современных подходах к светскости имеется позиция нейтральности. Так, М.Г.Писманик в своей статье «Светская школа и религия» отмечает, что «светская школа - это учебное заведение, нейтральное как к религии, так и к атеизму. В ней недопустимо навязывание религиозного или атеистического миропонимания, каких-либо догм и ритуалов. Тем самым устраняется почва для обострения конфликтов между приверженцами разных конфессий и мировоззрений, а учащимся гарантируется возможность реальной свободы мировоззренческого самоопределения, столь важного для гармонического становления личности». Однако данная точка зрения ученого не может быть принята педагогами (216, с.58).
Что значит «нейтральность» в приложении к педагогическому процессу? Нейтральность педагога, нейтральность содержания образования, нейтральность в личностном портрете ученика - это означает равнодушие, нигилизм, пассивность.
Организационно-педагогические условия использования религиозной культуры в содержании общего образования
Социокультурная парадигма современного образования в России и ее духовно-нравственное качественное наполнение требуют определения культуры использования религиозных ценностей в содержании общего образования, базирующейся на тех организационно-педагогических условиях, которые становятся приоритетами в реализации педагогической модели. Определение организационно-педагогических условий является сложным процессом, требующим установления позиций государства, общества и личности в отношении религии. Схематично это можно представить следующим образом (схема № 27). При определении условий использования религиозной культуры в государственной школе следует учитывать роль религии для общества, государства, личности. В ходе нашего исследования на основе предложенных принципов были выявлены следующие организационно-педагогические условия использования религиозной культуры в содержании общего образования: - культурологический подход к рассмотрению религиозных ценностей в содержании общего образования; - поликультурная и поликонфессиональная представленность религиозной культуры; - единство педагогических позиций в использовании религиозной культуры в системе государственного образования; - соответствие уровня профессиональной подготовленности педагога задачам использования религиозной культуры в содержании общего образования; - информативно-познавательный характер учебного материала с ценностями религиозной культуры, исключающий обрядовую деятельность; - личностно-ориентированный подход в изучении религиозной культуры в школе; - корректное соотнесение ценностей религиозной культуры с задачами и особенностями содержания общего образования. Данные организационно-педагогические условия необходимо учитывать при использовании религиозной культуры в содержании предметов общего среднего образования. Введение в содержание образования специальных религиоведческих предметов требует соблюдения таких условий, как: - строгая объективность, конкретно-историческое рассмотрение предмета; - научно обоснованный подход к изучению учебного материала данного курса; - рассмотрение религии в контексте духовной культуры; - свобода мировоззренческой интерпретации предполагает рассмотрение различных взглядов на религию с точки зрения экономических, социаль- но-политических, философских, правовых, нравственных, художественных отношений; - добровольность изучения религиозной культуры; - учет нормативности - это соблюдение правовых документов, таких, как «Всеобщая декларация прав человека» (ООН. 10.12.1948 г.), «Международный пакт о гражданских и политических правах» (16.12.1966 г.), «Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» (01.08.1975 г.), «Парижская хартия для новой Европы» (21.11.1990 г.), «Конституция РФ», Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (19.09.1997 г.), Федеральный закон «Об образовании» (10.06.1992 г.) и другие региональные акты. Рассмотрим каждое условие. /. Культурологический подход к использованию религиозной культуры в содержании общего образования. Оптимальным условием, корректно сочетающим ценности религиозной культуры и научного представления предметного содержания образования, является перенос рассуждений о религии в контекст предельно общего и всеобъемлющего явления, каким в истории человечества выступает культура. Именно культура, взятая во всей ее пространственно-временной масштабности и поливариативности, образует то «поле», освоение которого может приблизить к пониманию религиозной культуры. При всем разнообразии концепций и сложности выявления сущности культуры в культурологических изысканиях обязательно обнаруживается момент общности. Это общее, на наш взгляд, условно можно назвать «человеческим измерением» культуры. Любые мировоззренческие оттенки - от утверждения исключительной роли человечества до поисков трансцендентной субстанции, выходящие за пределы чувственного опыта и эмпирического познания мира, предопределяющие человеческое бытие и его формы в культуре, - не отменяют этой истины. Исходя из данного утверждения, мы считаем, что религиозную культуру в содержании светского образования следует рассматривать на основе традиций философской антропологии (учение о человеке). Религия всегда неразрывно связана с человеком. Необходимым пространством ее существования является человеческая история, т.е. всемирный культурно-исторический процесс. Искусство и мораль, наука и философия, политика и право - все богатство форм культуры существует наряду с религиозным мировосприятием, влияет на него и, в свою очередь, несет отпечаток его воздействия. Культурологический подход дает понимание того, что религия — это способ освоения человеческого мира и осознание себя в этом мире. В основе педагогического рассмотрения религиозной культуры лежит принцип культуросообразности. В содержании общего образования религиозная культура функционирует как целеполагание, источник содержания и способ обучения и воспитания.
Организация и методика экспериментальной работы
Использование религиозной культуры в содержании общего образова- ния - это педагогический проект, инновационный и по сути, и по форме. Естественно, экспериментальная проверка эффективности такого процесса связана с необходимостью использования методик нетрадиционных вариантов педагогического эксперимента, адекватных задачам проводимого исследования. В частности, сужаются возможности использования традиционного сравнительного педагогического эксперимента, поскольку религиозная культура в содержании общего образования требует как информации сущест- вующего содержания учебно-воспитательного процесса, так и создания ново- го. Религиозная культура в содержании общего образования требует самого серьезного рассмотрения всех аспектов проектирования методики экспериментальной проверки, большого такта со стороны экспериментаторов, понимания, корректности содержания диагностического материала. Религиозная культура в содержании учебно-воспитательного процесса используется на всех уровнях общего среднего образования как в начальном, так и в старшем звене. Если в начальной школе религиозная культура пред- ставлена очень незначительно, в основном в виде нравственных ценностей, норм поведения человека, то уже в старшем звене она функционирует на уровне мировоззренческих, концептуальных подходов, входящих в содержание предметов гуманитарного цикла. Учащиеся проявляют интерес к истории религий, формируется их отношение к историческому наследию, к национальным ценностям. У старшеклассников развивается мотивация выбора мировоззрения, взглядов по отношению к религиозному сознанию. Следовательно, должна быть тщательно продумана технология экспе-риментального исследования и его проверки, чтобы это не вызвало негативной реакции со стороны респондентов и их родителей и позволило более корректно дать оценку эффективности выдвинутой гипотезе исследования. Методологическим ориентиром проводимой работы служили предположения: 1) использование религиозной культуры в содержании общего образования существенно повысит уровень духовно-нравственного потенциала образования; 2) разработанные в ходе исследования основные концептуальные положения позволят осуществлять интеграцию религиозной культуры в различные звенья учебно-воспитательного процесса; 3) религиозная культура в содержании общего образования позволит формировать целостную личность с высоким уровнем нравственности, толерантности, национального самосознания, духовного и физического здоровья. Пилотажные исследования по различным аспектам проблемы проводились в 1995-2002 гг. на базе национальных гимназий №№ 5, 15 г.Казани, русско-татарских школ №№ 62, 40, 28 г.Казани, на базе общеобразовательных школ г.Бавлы и Бавлинского района, г.Кукмора и Кукморского района. Непосредственное участие в эксперименте принимали участие преподаватели-экспериментаторы Л.М.Ивлева (шк. № 28), А.Г.Дериновская (шк. № 40), Г.Р.Муртазина (г.Кукмор), В.Козлов (г.Бавлы), В.М.Кирамова (гимн. № 5) и другие. Значительная помощь была оказана автору со стороны лаборатории социологических исследований ИПКРО РТ. Исследования проводились на материале общеобразовательных предметов и курсовой подготовки слушателей ИПКРО РТ и были направлены на разработку и апробацию: - средств диагностики и сбора педагогической информации (анкет, текстовых заданий, схем анализа уроков и др.). Часть из них вошла в методиче- ские рекомендации «Религия и ее педагогический потенциал» (Казань: Школа, 1998. - 28с), в образовательную программу «Культурно-нравственные ценности мировых религий в системе непрерывного образования» (Казань: Школа, 1998. - 32с), в учебное пособие «Религия мира и добра: Школьникам об исламе» {Казань. - Магариф, 2000. - 127 с), а также в серию учебной литературы (Школьникам о христианстве, исламе и иудаизме. - Казань: Школа, 1999). Названные материалы использовались для организации и проведения эксперимента по проблеме взаимосвязи религиозной культуры и содержания общего образования; - апробации дидактических материалов для осуществления интегра-тивной взаимосвязи ценностей религиозной культуры и содержания образования. Подготовленные материалы легли в основу методического пособия «Ислам и духовно-нравственное образование школьников» (Москва, 2002), а также использовались при разработке концептуальных подходов (Казань, 2001); - отдельных методов и приемов использования ценностей религиозной культуры в содержании образования. В итоге был подготовлен научно-методический сборник «Школа и религия: Культура диалога» (Казань: Школа, 2000. - 72с); - методические положения и общий подход к использованию религиозной культуры были оформлены в виде «Программы по изучению основ религиозной культуры в школах Татарстана» (Казань, 2002. - 32 с), а также представлены на страницах педагогических журналов «Магариф» (№ 3. - 1999), «Народное образование» (№ 6. - 1999), «Педагогика» (№ 8. - 2001).