Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Реализация принципа природосообразности в подготовке будущего учителя Салимова Сулпан Мидхатовна

Реализация принципа природосообразности в подготовке будущего учителя
<
Реализация принципа природосообразности в подготовке будущего учителя Реализация принципа природосообразности в подготовке будущего учителя Реализация принципа природосообразности в подготовке будущего учителя Реализация принципа природосообразности в подготовке будущего учителя Реализация принципа природосообразности в подготовке будущего учителя Реализация принципа природосообразности в подготовке будущего учителя Реализация принципа природосообразности в подготовке будущего учителя Реализация принципа природосообразности в подготовке будущего учителя Реализация принципа природосообразности в подготовке будущего учителя
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Салимова Сулпан Мидхатовна. Реализация принципа природосообразности в подготовке будущего учителя : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Стерлитамак, 2005 186 c. РГБ ОД, 61:05-13/902

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы принципа природосообразности в истории и теории педагогики 12

1.1. Философские основания теории природосообразности в истории зарубежной педагогической мысли 12

1.2. Принцип природосообразности в подготовке будущего учителя в истории отечественной педагогики 30

1.3. Содержательно-процессуальная модель реализации принципа природосообразности 40

Выводы по I главе 55

Глава II. Педагогические условия реализации принципа природосообразности в подготовке будущего учителя ,56

2.1. Потенциал природосообразности в содержании педагогического образования 56

2.2. Дидактическое обеспечение реализации принципа природосообразности в подготовке будущего учителя... 89

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации принципа природосообразности в подготовке будущего учителя 134

Выводы по II главе 148

Заключение 150

Библиография 153

Приложения 168

Введение к работе

Актуальность исследования. В системе российского образования в настоящее время происходят процессы модернизации, которые обусловлены интеграцией страны в мировое образовательное пространство на основе идей Лиссабонской конвенции (1997 г.) и Боло некой декларации (1999 г.). Согласно национальной доктрине образования Российской Федерации (2000 г.) и концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, предъявляются особые требования к подготовке будущего учителя. Наряду с фундаментальными знаниями педагогические вузы призваны обеспечить формирование целостного природосообразного миропонимания, навыков самообразования и самореализации личности обучающихся.

Известно, что система высшего педагогического образования в России занимает одно из лидирующих положений в мире, однако, ей присущ ряд серьезных нерешенных проблем, в частности, таких, как нацеленность ее на сообщение готовых знаний, неадекватность содержания учебно-воспитательного процесса вуза в структуре развивающейся личности будущего специалиста, сугубо дисциплинарный характер образовательного процесса, слабость меж предметных связей, отрыв логики усвоения учебного материала, общекультурных и предметных знаний от профессиональной деятельности, слабо выраженная общая гуманитарная и профессиональная направленность образовательного процесса, неполное использование потенциала личностных возможностей будущих специалистов, большие временные разрывы между получением знаний студентами и применением этих знаний на практике. Реализация принципа природосообразности в подготовке будущего учителя находится в русле этих проблем.

Содержательный материал педагогических дисциплин и дисциплин специальностей не всегда используются для целенаправленного формирования у будущих учителей профессионально значимых знаний, умений и мотивов.

Актуальность данного исследования усилена необходимостью выявления педагогических условий, обеспечивающих становление субъектности, стимулирующих готовность к постоянному профессионально-ориентированному саморазвитию будущего учителя. Высшие учебные заведения используют имеющиеся возможности учебно-воспитательного процесса далеко не в полной мере; отсутствует методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса по реализации принципа природосообразности в педагогическом вузе, что определяет актуальность темы исследования, а также выявляет противоречия между возросшими требованиями обновляющегося общества к педагогу - профессионалу и отсутствием качественной природосообразной его подготовки; потребностью в четких механизмах реализации принципа природосообразности в подготовке будущего учителя и не разработанностью соответствующих условий реализации данного принципа.

Исходя из названного противоречия, была сформулирована проблема исследования: «Каковы педагогические условия реализации принципа природосообразности в подготовке будущего учителя?»

Осмысление проблемы привело к выбору темы исследования: «Реализация принципа природосообразности в подготовке будущего учителя».

Цель исследования - определить и обосновать педагогические условия реализации принципа природосообразности в подготовке будущего учителя.

Объектом исследования является процесс реализации принципа природосообразности в системе подготовки будущего учителя.

Предметом исследования выступают педагогические условия реализации принципа природосообразности в подготовке будущего учителя.

Анализ научной литературы и изучение педагогической действительности позволили выдвинуть гипотезу исследования, согласно которой успешная реализация принципа природосообразности в подготовке будущего учителя возможна, если: " будут выявлены потенциальные возможности природосообразного содержания общепедагогических предметов и предметов специальности;

- разработана содержательно-процессуальная модель реализации принципа природосообразности в содержании подготовки будущего учителя;

- обеспечены педагогические условия реализации принципа природосообразности в подготовке будущего учителя родного языка и литературы.

В целом можно утверждать, что эффективная реализация принципа природосообразности в подготовке будущего учителя возможна при содержательно-процессуальном обеспечении освоения студентами данного принципа как на занятиях, так и в процессе педагогических практик. Это позволит в будущем экстраполировать полученные в вузе умения реализации принципа природосообразности на профессиональную деятельность.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи исследования:

- проанализировать генезис принципа природосообразности в теории и практике подготовки будущего учителя;

- выявить возможности обще профессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки в реализации принципа природосообразности в подготовке будущего учителя;

- обосновать содержательно-процессуальную модель, критерии и уровни реализации принципа природосообразности в подготовке будущего учителя;

- определить опытно-экспериментальным путем педагогические условия реализации принципа природосообразности в подготовке будущего учителя родного языка и литературы и доказать их эффективность;

- разработать методические рекомендации по реализации принципа природосообразности в подготовке будущего учителя.

Теоретико-методологическую основу нашего исследования составляют: а) положения гуманистической философии о человеке как субъекте отношений, способном к саморазвитию и самоорганизации (А. Маслоу, К. Роджерс, Л.С. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.);

б) на историко-псдагогнческом уровне - теоретическое наследие классиков зарубежной педагогики (Я.А. Коменский, И.Ф. Гербарт, И.Г. Пес талоцци, Ж.Ж. Руссо, М. Монтессори, Ф.А. Дистервег и др.), отечественной истории педагогики (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, П.Ф. Лес гафт и др.), современных исследователей теории и истории педагогики (СИ. Бреев, Н.Д. Виноградова, Т.Н. Волков, Г.Б. Корнетов, П.П. Козлова, В.В. Кумарин, A.M. Лушникова, З.Г. Нигматов, А.И. Пискунов, З.Н. Равкин, К.И. Салимова, М.Г. Тайчинов, Я.И. Ханбиков, Т.Ф. Яркина);

в) на психолого-педагогическом уровне — теория деятельности, теория развивающего обучения и оптимизации обучения, раскрытые в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина.

Теоретико-методологические подходы работы составляют исследования, синтезирующие общенаучные, естественнонаучные, гуманитарно-культурологические подходы к изучению человека как целостного явления.

а) антропологический, целостный подходы, личностно-гуманные основы педагогического процесса (Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, П.П. Б лоне кий, М. Бубер, К.Н. Вентцель, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, В.В. Краевский, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, И.С. Якиманская);

б) системный подход и системный анализ (П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.П. Беспалько);

в) деятельностный подход (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.И. Гу рье, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.А. Зимняя, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман и другие);

г) акмеологический подход (В. А. С л астении, Н.В, Кузьмина, А. С. Рахимов, Г.С. Трофимова); д) аксиологический подход (В.И. Андреева, Ф.Ш. Терегулов, Н.Н. Тулькибаева, Э.Ш. Хамитов).

Основополагающими также являются исследования, где раскрываются общие закономерности педагогического процесса в высшей школе, технологиях обучения и воспитания студентов (А.С. Гаязов, А.А. Вербицкий, В.И. ЗагвязинскиЙ, А.С. Казаринов, А.И. Мищенко и другие).

Значительный вклад в теорию и практику профессиональной подготовки учителя внесли труды А.С. Белкина, Л.И. Гурье, Г.М. Романцева, Р.З. Тагариева, Г.С, Трофимовой, Э.Ш. Хамитова, В.А.Черкасова.

Определенный интерес в русле нашего исследования вызывают работы А.А. Баранова, В.Л. Бенина, В.Г. Рындак, Л.С. Саяховой, B.C. Хазиева, В.Ю Хотинец об особенностях формирования творческой личности.

Вопросы формирования профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности рассматриваются P.M. Асадуллиным, А.А.Барановым, Л.К. Веретенниковой, Г.С. Захаровым, Н.Н. Тулькибаевой, А.Н. Утехиной.

Для решения поставленных задач, проверки выдвинутой гипотезы нами использовались разнообразные теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение философской и психолого-педагогической литературы, беседа, анкетирование, опрос, наблюдение, рефлексивный анализ наблюдаемых явлений, моделирование, педагогический эксперимент, анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Стерлитамакской государственной педагогической академии. Различными видами экспериментальной работы были охвачены студенты факультета башкирской филологии, исторического факультета.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом констатирующем, поисково-теоретическом, этапе (1998-1999 гг.) осуществлялся анализ и оценка современного состояния ис следуемой проблемы в теории и практике образования на основе изучения психолого-педагогической и научно-методической литературы; был разработан аппарат исследования; определены объект, предмет, цели, задачи, гипотеза, методические основы и условия реализации принципа природосообраз-ности в подготовке учителя.

На втором, формирующе-аналитическом, этапе (2000-2003 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по апробации содержательно-организационного, методического и технологического обеспечения реализации принципа природосообразности в подготовке учителя на материале факультета башкирской филологии; введены в практику преподавания спецкурс «Принцип природосообразности в учебно-воспитательном процессе» и методические рекомендации «Принцип природосообразности в технологиях саморазвития личности школьников»; проведено уточнение полученных выводов, дана оценка итогам.

На третьем, заключительном этапе (2003—2004 гг.) осуществлялись контрольный и прогностический эксперименты. Проведена проверка результативности разработанных педагогических условий реализации принципа природосообразности в подготовке учителя родного языка и литературы; подтверждены теоретико-экспериментальные выводы и обобщения; систематизированы и описаны полученные результаты; результаты исследования внедрены в практику подготовки будущего учителя - предметника. 

Научная новизна:

1. Выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, способствующие успешной реализации принципа природосообразности в подготовке будущего учителя, основными из которых являются содержательно-организационные, методические и технологические.

2, Предложена содержательно-процессуальная модель реализации принципа природосообразности в подготовке будущего учителя с учетом специфики специальности, включающая цель, междисциплинарную интеграцию учебных курсов, дидактическое оснащение, критерии и результат.

3. Разработаны критерии успешности реализации принципа природосообразности в подготовке будущих учителей, отражающие сформиро-ванность природосообразных знаний (когнитивный критерий), устойчивость интереса к реализации принципа природосообразности (мотивационный критерий), наличие природосообразных умений (практический критерий).

4. Были определены уровни сформированности природосообразных знаний, умений, мотивов; предложена поэтапная оценка результатов развития профессионально-педагогической подготовки будущего учителя.

Теоретическая значимость: убедительно изложено новое сущностное значение природосообразности, связанное с современным пониманием взаимосвязи бытия человека и бытия природы; обоснованы особенности реализации принципа природосообразности в современных технологиях подготовки учителя; раскрыт природосообразный потенциал содержания общепедагогических дисциплин и предметов специальной подготовки; теоретически доказана необходимость содержательных, методических и технологических условий реализации принципа природосообразности в подготовке будущего учителя.

Практическая значимость исследования заключается в представлении практического опыта профессионально-педагогической деятельности по подготовке будущего учителя; в разработке ее содержательно-технологических аспектов реализации принципа природосообразности в педагогическом вузе; материалы данного исследования могут быть использованы в системе подготовки и переподготовки учителей, а также при чтении курса педагогики, истории педагогики, спецкурсов по родным языкам и в организации воспитательной работы со студентами.

Достоверность научных результатов обеспечивается методологией исследования, соответствующей поставленной проблеме, ее осуществлением в теории и практическом планах; применением широкого круга теоретических, эмпирических методов, адекватных предмету исследования; поэтапным проведением опытно-экспериментальной работы на основе выявленных педагогических условий реализации принципа природосообразности в подготовке будущего учителя; качественным и количественным анализом опытно-экспериментальной работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Принцип природосообразности как концептуальный подход к процессу приобретения будущими учителями природосообразных знаний, умений, навыков и опыта профессионально-педагогической деятельности обеспечивает удовлетворение потребностей студентов в профессиональном саморазвитии, самосовершенствовании и самореализации.

2. Концептуально обоснованное построение содержательно-функциональной модели характеризуется следующими признаками: структурно-содержательной интеграцией дисциплин общекультурного, общепрофессионального, специального блоков, включающей цель, принципы, содержание, педагогические технологии; комплексным использованием содержательно-организационного, методического и технологического обеспечения, направленных на формирование профессионально-значимых знаний, мотиваций и практических умений.

3. Эффективность реализации принципа природосообразности обеспечивают следующие педагогические условия: осознание преподавателем и студентами концептуальных положений принципа природосообразности; наличие содержательно-процессуальной модели; определение совокупности критериев, заключающихся в приобретении знаний, положительной мотивации и сформированности умений ставить и решать природосообразные задачи. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в форме участия в научно-практических конференциях международного, зонального, республиканского, межвузовского уровней в городах: Стерлитама-ке, 2000, 2002 гг.; Санкт-Петербурге, 2002 г.; Новосибирске, 2004 г.; Казани, 2004 г.; Нижнекамске, 2004 г.

Разработанные автором методические рекомендации «Принцип приро-досообразности в технологиях саморазвития личности школьников» (Стер-литамак, 2003) используются учителями Республики Башкортостан, учебно-методический комплекс по спецкурсу «Принцип природосообразности в подготовке будущего учителя» (Стерлитамак, 2004) - студентами и преподавателями в процессе изучения теории и истории педагогики, организации педагогической практики.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, выводы по главам, заключения, библиографического списка, включающего 195 наименования, и приложения, содержит 12 таблиц, 8 схем и 3 гистограммы.  

Философские основания теории природосообразности в истории зарубежной педагогической мысли

Чтобы наиболее точно определить роль и значение принципа природосообразности в системе профессиональной педагогической подготовки необходимо проанализировать развитие идеи природосообразности в истории подготовки учителя.

История возникновения и развития идеи природосообразности является отражением эволюции процесса воспитания. Будучи явлением естественным в социальной практике, содержание природосообразности существенным образом менялось от эпохи к эпохе. При этом его содержание отражало понятие сущности человека. Первую попытку теоретического осмысления природосообразности в воспитании человека предпринял древнекитайский философ Конфуций, (551 - 479 гг. до н.э.). В конфуцианстве природосооб-разность воспитания понимается как развитие данных природой человеческих качеств. Эти качества Конфуций считал природным материалом, развивая который можно воспитывать идеального человека. Эти качества у разных людей различны. Благородные мужи, определяя цель воспитания, должны, прежде всего, следовать истине, высоким нравственным качествам - доброте, правдивости, почтительности, ценить духовную культуру.

Конфуций духовное, моральное начало ставил на первое место и считал, что образованность неотделима от нравственности, духовности. Его по праву можно назвать первым в истории педагогики древневосточным мыслителем, который от конкретных рекомендаций перешел к теоретическому осмыслению педагогического процесса, опираясь на своеобразное понимание им природы человека, общества, воспитания, то есть теоретически осмыслил идею природосообразности.

Важное место в его системе занимало понятие учителем природы, как «всего, дарованного небом», в том числе и доброй сущностной данности самого ребенка. В связи с этим принцип природосообразности воспитания в древнекитайской системе был ведущим (72, с.31).

Далее вопросы природосообразного воспитания и образования рас-сматриваются в трудах древнегреческих философов: Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля. Демокрит (460 - 370 гг. до н.э.) и Сократ (470 — 399 гг.) считали идеалом природосообразного развития самопознание и самосовершенствование.

Платон (427 - 348 гг. до н.э.) является автором теории врожденных идей. Первоначальным элементом он считал «эйдос» - вечно живую идею, первопричину всех предметов.

Платон разделил природу на мир вещей и мир идей. "Идеи носят врожденный характер, а воспитание и обучение есть воспроизведение этих идей. Душа человека состоит из трех составляющих: разумной, хаотичной и колеблющейся. До рождения она обитает в мире идей, поэтому в природе человека уже заложены способности к познанию" (72, с.45).

Природо сообразность воспитания в теории Платона видится через врожденные природные идеи, свойственные каждому ребенку, учитель-воспитатель же обязан лишь проявить эти идеи.

В процессе природосообразного воспитания человека, по мнению Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.), необходимо начинать с воспитания тела, воспитания наклонностей, а потом только следует воспитание ума. На первом этапе учителю главное внимание следует уделять физическому развитию ребенка. Важно следить за тем, чтобы физические упражнения способствовали росту душевных сил, а не подавляли их. Следующий этап — развитие души, эмоциональной, нравственной природы человека. Третий этап развития природы человека - ориентация его ума (72, с.48).

В Древней Греции природосообразность рассматривается как основной путь развития личности. Античная система является примером того, что воспитание, главной идей которой является природосообразное развитие ребенка учителем, дает человечеству эталон гармонического развития. Античная эпоха является основой европейской педагогической теории.

Последующее развитие принципа природосообразности в эпоху средневековья во многом определяется усилением в нем религиозного начала. В основу воспитательных систем в средние века на Востоке были положены идеи духовного совершенствования личности в соответствии с традиционными восточными конфессиями ислама, буддизма. На западе такую роль играли идеи христианства, которые способствовали христианизации всей духовной жизни европейского общества. Этот период можно назвать периодом преобладания конфессионально-духовного воспитания над светским. В средневековой педагогике, несмотря на различие конфессий, получили мощное развитие две идеи: идея духа и идея человека - микрокосма. Эти идеи находят своё выражение в теориях природосообразности обучения и воспитания подрастающего поколения, формирования их духовного мира и реального поведения.

На ближнем Востоке идеи природосообразного воспитания своеобразно трансформировались в религиозные догматы Ислама. Арабский педагог и писатель IX века Мухаммед Ибн-Сухнун (817 - 880 гг.) в своей работе «Поведение учителей» считает, что умеренность во всем (поведении, характере и т.д.), как и сказано в Коране, должна быть исходной тенденцией воспитания человека (72, с.73).

Также развитие идеи природосообразности отражается в трудах средневекового мыслителя Ближнего Востока Абу-Али-Ибн-Сины (980 — 1037 гг.), известного на Западе как Авиценна. В его педагогических взглядах преобладает точка зрения, что, наряду с уровнем общей грамотности, необходимо воспитывать и профессиональное мастерство.

Он выделяет три этапа или уровня образования и формирования человека, которых должен знать учитель.

Первый этап - овладение устной и письменной речью и подготовка ребенка к будущей профессии.

Второй этап - освоение того или иного уровня знаний подростком, работа и зарабатывание денег.

Третий этап - овладение ремесла и дальнейшее обучение (72, с.74).

Выдающаяся роль в осмыслении идеи природосообразности принадлежит мыслителю, педагогу XI в. Абу-Хамид аль-Газали (1058 - 1111 гг.). Основным фактором природосообразного формирования человека он считал воспитание нравственности, куда входят способность обуздывать свои желания. Нравственные качества формируются двумя путями: путем подражания и путем самовоспитания.

Содержательно-процессуальная модель реализации принципа природосообразности

С целью более углубленного изучения современного состояния принципа природосообразности в подготовке учителя мы обратились к психолого-педагогическим, философским словарям, проанализировали учебники по педагогике.

Положение о единстве природы и человека выражает всеобщую закономерность, которая лежит в основе сущности принципа природосообразности. В философских словарях и энциклопедиях толкование понятия природосообразности отсутствует. Что касается собственно самих философских учений и направлений, то в каждом из них разработано своё обоснование данного понятия. Более широкое, разноуровневое понимание принцип природосо- образности находит в философии холизма или «глубокой экологии». Глубокую экологию связывают с духовным знанием, так как она не выделяет человека из природного окружения. Она представляет мир как переплетение взаимосвязанных элементов. Здесь природосообразность понимается как осознание принадлежности к целому миру (178, с.73).

Итак, философские основы принципа природосообразности определяются учениями о единстве мира, человека, природы, всей Вселенной.

До сегодняшнего дня является дискуссионной проблема соотношения принципов природосообразности и культуросообразности в деятельности учителя. История возникновения и развития этих педагогических принципов показывает их взаимообусловленность как категории сущности и явления.

Известно, что природу в широком смысле этого слова нельзя выдумать или создать сознательно, поэтому сам педагогический термин «принцип природосообразности» имеет более глубокую и давнюю историю, нежели «принцип культуросообразности» (82, с.20).

В связи с этим в нашем исследовании важно правильно определить такие философские категории, как сущность и явление.

Это позволит раскрыть глубинную сущность природосообразности, роль и значение явления культуросообразности в воспитании ребенка, взаимодействия этих двух принципов как категорий сущности и явления.

В философской литературе сущность и явление определяются как традиционные философские категории, под которыми принято понимать, в одном случае, внутреннее созерцание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия (сущность), в другом — способы выражения предмета (явление) (178, с.338).

Между явлением и сущностью нет глухой стены. Они взаимосвязаны, соотнесены, не существуют раздельно. Полноту бытия сущность обретает лишь в многообразных явлениях. В этом способ её утверждения, обретения реальной определенности.

Во взаимоотношениях принципа природосообразности и культуросо-образности сущностную функцию несет природосообразность. Взаимопроникая и предполагая друг друга, сущность природосообразности и явление культуросообразности не пребывают в разделенности, но, вместе с тем, они и не совпадают во всем.

Основатель принципа культуросообразности в педагогике А. Дистервег называл принцип природосообразности высшим принципом педагогики, ее подлинным фундаментом, считал культуру явлением особого восприятия природы не только внутренней природой человека, но и опытом его взаимодействия с миром, культурой, мирозданием в широком значении этого слова. В этом значении соотношение принципа природосообразности и культуросообразности не отдаляется друг от друга, наоборот, культура связывает человека с природой, поскольку в культурном изначальном духовном космосе находится сам человек.

Анализируя соотношение принципов природосообразности и культуросообразности В.В. Давыдов определяет, что природосообразность и культуросообразность обеспечиваются не двумя самостоятельно и параллельно протекающими процессами, а единым процессом, где природосообразность можно понимать как его содержание, а культуросообразность как его форму (55, с.86).

В данном соотношении принципов природосообразности и культуросообразности важно отметить, что история возникновения и развития принципа природосообразности имеет и обще культурный аспект, так как развитие воспитания неотделимо от культуры (55, с.87).

Если воспитание само зависит от культуры, то оно создает те или иные формы социальной жизни, формирует огромный пласт всей культуры. Понятие «культура» отмечается многоплановостью.

В отечественной культурологии, согласно энциклопедической справке, выделяют два аспекта исследований культуры. Культура рассматривается как совокупность материальных духовных ценностей, созданных человеком. В то же время в современной философии и культурологической литературе имеются более широкие подходы к определению термина «культура» и «духовная культура». Сторонники деятельностного подхода понятие «культура» выделяют как универсальное свойство общественной жизни.

Потенциал природосообразности в содержании педагогического образования

Первый констатирующий этап экспериментальной работы предполагал анализ природосообразного содержания предметов, входящих в программу подготовки будущего учителя родного языка и литературы. Результат пока- зал, что программы многих предметов имеют большие возможности для реализации принципа природосообразности. Особенно большими возможностями природосообразного воспитания будущих учителей родного языка и литературы обладают предметы из блока:

а) общие гуманитарные и социально экономические дисциплины (отечественная история, культурология, социология, экономика, правоведение, иностранный язык); а так же

б) общепрофессиональные (психология, педагогика, основы специальной педагогики и технологии, возрастная анатомия, физиология и гигиена, основы медицинских знаний);

в) и дисциплины предметной подготовки (родной язык, история родного языка, сопоставительная грамматика, устное народное творчество, теория и история родной литературы, родная диалектология, литература родственных народов).

Содержание образовательной области «Культурология» позволяет будущим учителям родного языка и литературы получить представление о развитии материальной и духовной культуры человечества как процесса адаптации человека к окружающей природе, о возникновении и эволюции общества и общественных отношений, о первоначальных регуляторах поведений в обществе - обычаях и традициях; постигать события и явления на местном, региональном, российском, мировом и вселенском уровнях и видеть их взаимосвязь. В рамках данной дисциплины рассматривается, как всемирные традиции развития взаимоотношений человека и человека, человека и природы, человека и космоса выражаются на начальном уровне, анализируются эти проблемы в конкретном социокультурном контексте, что дает представление об общих чертах развития данных взаимоотношений, так и о его различиях, обусловленных природно-географическими, экономическими, политическими, социальными факторами, этнокультурными контекстами и др.

В разделах «Человек и цивилизация, культура», «Человек и его мир» студенты изучают такие вопросы, как: человек и его природа; отношения с природой и с другими людьми; факторы, влияющие на развитие или подавление природных качеств людей; человек в поиске смысла жизни; идеалы и ценности человека, культура как вторая природа, культура и псевдокультура, национальное своеобразие и мировое единство в разделе «Взаимодействие общества и природы» изучается взаимосвязь человека и природы, а также общества и природы, образы природы в мировой культуре, рассматриваются экологические проблемы как часть глобальных проблем и другие.

Такие дисциплины, как «Политология», «Социология», «Экономика», «Правоведение» изучают не только правовые, но и глубже осмысливают моральные нормы, определяющие линию поведения в жизни, а также эти дисциплины изучают вопросы, касающиеся природосообразного функционирования личности: человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции; бытие человека; внутренний мир человека; культура и духовная жизнь; мораль и ее критерии. Также рассматриваются вопросы развития общества, молодежи как социальной группы и др.

Курс «Отечественная история» знакомит будущих учителей с историей народов нашей страны. Во все ключевые разделы введены национально-региональные материалы, позволяющие более отчетливо представить историю России как полиэтническую и поликонфессиональную, раскрывающие социально-экономическое развитие, особенности культурного процесса различных регионов страны. Центральное место занимают проблемы человека, его быт, обычаи, мировосприятие, вопросы взаимодействия с окружающим миром, взаимоотношения с людьми, с народами.

Изучение курса начинается с изучения Античного наследия в эпоху переселения народов. Рассматриваются этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности, принятие христианства, распространение ислама. При преподавании истории имеются потенциальные возможности для раскрытия не только таких вопросов, как развитие народов России, их роли в истории страны, но и возможность проследить исторический путь своего народа - через рассмотрение его участия в событиях истории страны, его взаимодействия с другими народами и их культурами, этнос и нация, исторические корни современных наций и народностей, межнациональные отношения, национальная культура и проблема ее сохранения, национальный язык, национальные праздники, традиции и обычаи, семья и семейные традиции, гармония в семье, воспитание детей и др. При изучении истории важно подвести будущих учителей к осознанному анализу и обобщению исторических фактов, учету особенностей национального менталитета и региона, а также сформировать у них собственный взгляд на мир, утверждать в сознании студентов правильное целостное отношение к явлениям действительности бытия человека и бытия природы, к духовному богатству своего народа, что служит основой нравственного поведения. Таким образом изучение истории в будущем поможет учителю родного языка и литературы природосообразно построить свою профессиональную деятельность, т.е. уважать индивидуальные, национально-культурные особенности своих учеников, прививать любовь к родному языку и духовной культуре своего народа и в том числе и других, способствовать сохранению и восстановлению народных традиций, формированию природосообразного мировоззрения у своих питомцев.

Особо следует отметить значение занятий физической культуры в процессе реализации принципа природосообразности в подготовке будущих учителей. Целью включения данной дисциплины в программу является содействие гармоническому развитию растущего организма, укреплению здоровья, пропаганде здорового образа жизни. Так, в программу курса физической культуры входят знакомство с аэробикой, гимнастикой, проведение специальных упражнений; двигательных, силовых и т.д. На занятиях физической культуры студенты ходят на лыжах, занимаются легкой атлетикой, плаванием, играют в спортивные игры, а также осваивают другие виды спорта (парни - гиревой, девушки — теннис и др.). Физическая культура призвана формировать такие природные качества личности, как выносливость, выдержка, ловкость, смелость, смекалка, честность, способность к сопереживанию, взаимопомощи, уступчивость, быстрота реакции, умение объективно оценивать ситуацию и др.

В рамках дисциплины "Иностранный язык" предусмотрено изучение не только языка, но и основ и принципов жизнедеятельности народов за рубежом, их истории, культуры, литературы.

Среди тем для устной речи и чтения представлена такая тема, как «Страны изучаемого языка», которая включает в себя знакомства с географическим положением страны изучаемого языка, жизненным укладом данного народа, историей и культурой, наукой и литературой, искусством страны.

Знакомясь с отдельными образцами творчества народа изучаемого языка, будущие учителя узнают о том, что идейная основа фольклорного творчества данного народа содержит в себе те же идеи любви и добра, красоты и гармонии, единства природы и человека.

В качестве регионального и вузовского компонента изучаются дисциплины «История и культура родного народа» и «История и культура Башкортостана».

Данные дисциплины имеют широкие возможности для выявления специфики условий жизни, уклада культуры, обычаев и традиций своего народа и народов, проживающих в республике Башкортостан в историческом ракурсе. В темах для сопоставительного рассмотрения «Башкиры и славянские народы Башкортостана», «Башкиры и другие тюркские народы Башкортостана», «Башкиры и финно-угорские народы Башкортостана» выделяются как общие моменты, элементы в культурах башкир, татар и чувашей Башкортостана, так и особенности в культуре, языке, истории этих народов. Обе дисциплины изучают материальную и духовную культуру, знатных людей своего народа и региона.

Похожие диссертации на Реализация принципа природосообразности в подготовке будущего учителя