Введение к работе
Актуальность темы исследования. Современные требования к,выпускнику высшей педагогической школы предполагает улучшение его подготовки с учетом реальных запросов жизни, важности усиления, эстетического воспитания детей, привития»им стойкого иммунитета к бездуховности, приобщения школьников к лучший достижениям мировой и отечественной культуры. Успешное решение этих задач во многом зависит от того, какой научный потенциал заложен в содержание образования, какие предпосылки будут созданы для всестороннего раскрытия способностей каждой личности.
Вот почему вопросы содержания образования является одними из важных и актуальных в дидактике высшей школы, Различные их аспекты отражены в трудах дидактов и психологов (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Л,В. оанков, В.В. Краевский, И.Я, Лернер, Н.Н. Скаткин, A.M. Сохор, другие). Исследования ведутся в трех направлениях: методологические проблемы; фундаментальные проблемы самой теории подержания; разработка-определенных норм, рекомендаций построения содержания образования, направленного на формирование личности.
Ряд.авторов (Б.С. Гершунский, М.Н. Скаткин, В,Н. Турченко, другие) отмечает особую актуальность разработки и приведения в систему общих научных принципов определения содержания'образования для всех видов школы, необходимость дидактических прогноеов, создания прогностических моделей содержания обучения-по определенным предметам, установления пропорций отдельных элементов учебного предмета, их теоретической и практической значимости.
Все же на современном этапе развития высшей музыкально-педагогической 'школы нет всесторонне разработанной, целостной дидактической концепции содержания образования учителя мувьжи общеобразовательной школы. Некоторые аспекты повышения эффективности профессиональной подготовки учителя музыки отражены в исследованиях О.а. лпраксиной, Л,Г. лрчажниковой, Н.К, Беловой, Г*Г, Голика, К.Я. Дебелой, B.C. Елисеевой, 3,С. Квасницы, П.М. Николаенко, Г.Н. Падалки, Т.А. Первушиной, Г.М, Сагайдака, З.К. Сзт, Г.М. Цы-пина, Ю.Е.- їцевича, В.Л. Яконша, др. Однако, остается невыяснен-
ными вопросы оптимального отбора учебного материала, его систематизации, взаимосвязи между отдельными предметами и их циклами, нет научного определения теоретической и практической значимости в профессиональной подготовке учителя музыки.
Актуальность проблемы и ее неразработанность в педагогической .науке обусловили выбор темы диссертации: "Принципы отбора учебного материала для профессиональной подготовки учителя музыки".
Объект исследования - процесс подготовки учителя муаыки в педагогическом вуае.
Предмет исследования - принципы отбора учебного материала для профессиональной подготовки учителя муаыки средней общеобразовательной школы.
Цель исследования - обоснование и апробация дидактических требований к отбору учебного материала, составляющего содержание обучения будущего педагога, определение путей повышения эффективности подготовки учителя музыки средней общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования - эффективность профессиональной подготовки учителя музыки можно значительно повысить при условии последовательной и дидактически обоснованной реализации принципов отбора содержания учебного материала, позволяющих осуществить личност-но-профессиональный подход к студентам в процессе обучения.
В соответствии с целью и гипотезой намечены задачи исследования:
определить пути повышения эффективности подготовки учителя музыки общеобразовательной школы но осново личностно-профессио-нального подхода;
разработать и классифицировать принципы отбора учебного материала для обоснования оптимального варианта профессиональной подготовки учителя муаыки в соответствии с требованиями перестройки высшей педагогической школы;
- составить и апробировать модель системы отбора учебного материала в музыкально-исполнительских курсах (на примере курса "Основной музыкальный инструмент (фортепиано)");
< экспериментально проверить ее эффективность и разработать соответствующие рекомендации.
Методологической основой исследования является марксистско-ленинская теория, определяищая познание как сложный диалектический процесс, осуществляемый в различных формах, имеший свои стадии и ступени. Основополагающим явился принцип историзма в анализе знания, рассмотрения изменений логических структур систем знания в
опрвлеленнои связи с изменением социальных и культурных институтов общества.
В ходе исследования были использованы различные методы: теоретический анализ литературных источников, изучение программно-методической документации, логических структур учебного материа-. ла, анализ и разработка принципов его отбора и систематизации; педагогическое наблюдение, анкетирование; педагогический эксперимент; статистическая обработка количественных экспериментальных данных..
Научная новиана и теоретическое значение исследования состоят в разработке системы дидактических принципов отбора учебного материала, определяющей содержание профессиональной подготовки учителя музыки общеобразовательной школы, реализации идеи целостного представления о содержании обучения на музыкально-педагогическом факультете путем составления прогностической профессиогра-фической модели учителя музыки общеобразовательной школы, в определении прогностического состава и структуры учебного и воспитательного процессов.
Практическое значение исследования заключается в том, что на
основе обоснованных принципов составлена экспериментальная прог
рамма обучения в курсе "Основной музыкальный инструмент (фортепи
ано)"; разработаны методические рекомендации для преподавателей
музыкально-педагогических факультетов педвузов, педагогических
училищ и методистов по отбору содержания учебного матеріала. Пред
ложенные принципы отбора учебного материала способствуют управле
нию качеством процесса обучения, позволяют прогнозировать его ре
зультаты, служат определенным вкладом в разработку теории ;прав
ления процессом воспитания и обучения учителя музыки общеобразо-/
вательной школы. ;".
На защиту выносятся; х':
профессиографическая модель учителя мувыки общеобразовательной школы;
система дидактических принципов отбора учебного материала и ее подструктуры на разных этапах подготовки учителя;
- критерии оценки эффективности.предлагаемой системы.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспе
чивается методологической обоснованностью исходных позиций; кор
ректностью постановки педагогического эксперимента и обработки
полученных.результатов; анализом значительного объема теоретиче
ского и эмпирического материала.
Апробация работы. Результаты исследования докладывались и обсуждались на Всесоюзном симпозиуме в Москве (1975), Всесоюзных конференциях в Куйбышеве (1963), (1965), в Одессе (1966), (1969), в Тирасполе (1967), на всесоюзном координационном совещании заведующих университетских кафедр педагогики и психологии в Одессе (1966), на Республиканских научно-теоретических конференциях в Киеве (1961), Николаеве (1966), на Республиканской научно-методической конференции в Одессе (1976), на еаседаниях кафедр педагогики, теории и истории музыки Одесского педагогического института, на научных конференциях этого .института (1973-1990), на заседаниях лаборатории эстетического воспитания ЯИЙ педагогики УССР (1965-1990). Автор выступал с сообщениями перед учителями музыки общеобразовательных школ Одесской области, на курсах, повышения квалификации учителей музыки и преподавателей музыкально-педагогических отделений педагогических училищ УССР (1964-1990) Лри Одесском педагогическом институте. Отдельные положения и выводы исследования отражены в опубликованных методических рекомендациях для преподавателей и студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов., муаыкально-педагогических отделений педагогических училищ, учителей музыки общеобразовательных школ.