Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Идеи народной педагогики как социально-педагогическое явление 10
1.1. Сущность и особенности народной педагогики 10
1.2. Развитие валеологических идей в научно-теоретических трудах о народной педагогике 36
1.3. Анализ опыта применения народной педагогики в образовательном процессе 63
Выводы 83
ГЛАВА 2. Педагогические пути реализации идей народной педагогики в образовательном процессе 85
2.1. Содержательно-организационное обеспечение этнопедагогической подготовки студентов-валеологов 85
2.2. Методическое обеспечение этнопедагогической подготовки студентов-валеологов 105
2.3. Технологическое обеспечение этнопедагогической подготовки студентов-валеологов 117
Выводы 140
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 146
ПРИЛОЖЕНИЯ 161
- Сущность и особенности народной педагогики
- Анализ опыта применения народной педагогики в образовательном процессе
- Содержательно-организационное обеспечение этнопедагогической подготовки студентов-валеологов
Введение к работе
Актуальность исследования. В настоящее время в условиях стремительного снижения уровня здоровья народонаселения, непосредственно связанного с глобальными разрушениями в природе и обществе, особое значение приобретает вопрос о скорейших мерах по изменению образовательной политики государства. Разностороннее изучение и объективная оценка происходящего явились причиной выдвижения на первый план восстановления в образе жизни людей исторических народных воспитательных идей, национальных и конфессиональных культурных ценностей, еще в недавнем прошлом считавшихся пережитком прошлого.
Формирование в этой связи обновленных образовательных ориентации педагогических кадров страны привело к разработке и внедрению инновационных педагогических технологий и концепций, отвечающих непосредственно запросам времени. В частности, предпринимаются все более решительные шаги в разработке этнопедагогических концепций общего и профессионального образования. Так, можно отметить, во-первых, работы А. Л. Бугаевой, Г. Н. Волкова, А. П. Орловой, Е. Л. Христовой и других ученых, посвященные этнопедагогике как науке, получающей все более определенную самостоятельность; во-вторых, работы о связях этнопедагогики с современной системой общего и профессионального образования (Л. П. Ашихмина, Е. С. Бабу-нова, Е. П. Белозерцев, Н. А. Данилов, М. Г. Тайчинов).
Главной целью этнопедагогических исследований является поиск путей применения идей народной педагогики в разрешении следующих современных социально-педагогических проблем: отчуждение поколений, неспособность формирующихся людей адекватно реагировать на постоянные изменения в обществе и природе, культурная дезориента-
4 ция молодежи. По мнению Т. Ф. Акбашева, 3. И. Тюмасевой, В. П. Петленко и других, в этом смысле как сами идеи народной педагогики, так и научно-теоретические исследования о ней оказываются незаменимыми в профессиональной подготовке педагогов-валеологов — организаторов оздоровительной помощи населению.
Вместе с тем именно теперь, когда значение идей народной педагогики в воспитании современных подрастающих поколений общепризнано и широко используется в образовательной практике, остаются незавершенными (а нередко и неразработанными) пути формирования специалиста, готового к профессиональной этнопедагогической деятельности в рамках своей специальности. Это позволяет обозначить проблему отсутствия целенаправленной, систематической адаптации этнопедагогики как науки к профессиональной этнопедагогической подготовке студентов по специальности «Педагог-валеолог».
Наше исследование выявило основное противоречие между потребностью в четких механизмах адаптации этнопедагогических научно-теоретических разработок к конкретной практической деятельности будущих специалистов и неразработанностью соответствующих педагогических путей их использования. Это определило актуальность и выбор темы исследования — «Реализация идей народной педагогики в образовании студентов-валеологов».
Цель исследования: определить педагогические пути реализации идей народной педагогики в образовании студентов-валеологов.
Объект исследования: этнопедагогическая подготовка студентов-валеологов как компонент профессионального образования.
Предмет исследования: процесс реализации идей народной педагогики в этнопедагогической подготовке студентов-валеологов.
В основу исследования положена следующая гипотеза:
Этнопедагогическая подготовка студентов-валеологов будет эф-
5 фективнее, если осуществлены следующие педагогические пути реализации идей народной педагогики: а) содержательно-организационное обеспечение развивает диапа зон знаний студентов с учетом валеологическои значимости идей на родной педагогики; б) методическое обеспечение активизирует положительное отно шение и устойчивый интерес студентов к этнопедагогике; в) технологическое обеспечение обогащает опыт студентов-валео- логов по применению народной педагогики в практической деятельно сти.
Задачи исследования:
Изучить сущность, особенности и валёологическую значимость идей народной педагогики на основе анализа теории и практики.
Обосновать содержательно-организационное обеспечение этно-педагогической подготовки студентов-валеологов.
Разработать методическое обеспечение этнопедагогической подготовки студентов-валеологов.
Апробировать технологическое обеспечение этнопедагогической подготовки студентов в условиях педагогической практики.
Методологическую основу исследования составили концептуальные идеи по организации высшего профессионального педагогического образования (О. А. Абдуллина, С. И. Архангельский, В. А. Сластенин); научно-теоретическое обоснование педагогических технологий в образовании (В. П. Беспалько, В. П. Пучков, Г. К. Селевко, В. В. Юдин); идеи о роли этнопедагогики в современном образовании (Л. П. Аших-мина, Е. С. Бабунова, А. Л. Бугаева, Г. Н. Волков, Е. Н. Губанова, И. В. Максименко, А. П. Орлова, М. Г. Тайчинов, Т. В. Яковлева); концепция поликультурного образования современной России (В. П. Борисенков, И. В. Данилов, В. В. Лазарев, В. В. Макаев); научные по- ложения о валеологическом образовании (Т. Ф. Акбашев, В. П. Пет-ленко, Л. Г. Татарникова, 3. И. Тюмасева).
Основные методы исследования: теоретический анализ, анкетирование, экспресс-диагностика, индивидуальный и групповой опрос, опрос-диалог, контрольный срез, наблюдение, анализ творческих работ студентов, изучение документации учебной деятельности; самоанализ и анализ этнопедагогических знаний, умений и интереса к этнопедагогике; методы математической статистики. Ведущим методом исследования являлась опытно-экспериментальная работа в условиях естественного протекания обучения студентов-валеологов.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе отделения «Педагог-валеолог» факультета педагогики и методики начального образования Магнитогорского государственного педагогического института и в школах № 10, 62 г. Магнитогорска.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась поэтапно в период с 1996 по 1999 гг.
На первом этапе (1996—1997 гг.) было изучено состояние проблемы в педагогической теории и практике; осуществлен анализ психолого-педагогической литературы; выяснено состояние реальной практики реализации народной педагогики в образовании; определены рабочая гипотеза и цель исследования; разработана методика опытно-экспериментальной работы; выбрана экспериментальная база для проведения констатирующего эксперимента.
На втором этапе (1997—1998 гг.) организована опытно-экспериментальная работа и апробация содержательно-организационного, методического и технологического обеспечения этнопедагогической подготовки студентов-валеологов; введены в практику преподавания учебное пособие «Основные положения этнопедагогики» (опорные сигналы) и методические рекомендации «Народные традиции воспитания в
7 помощь педагогу-валеологу»; проведено уточнение полученных выводов, дана оценка итогам.
На третьем этапе (1998—1999 гг.) продолжено проведение опытно-экспериментальной работы по проверке результативности разработанных педагогических путей реализации идей народной педагогики в этнопедагогическои подготовке студентов-валеологов; подтверждены теоретико-экспериментальные выводы и обобщения; систематизированы и описаны полученные результаты; результаты исследования внедрены в практику преподавания этнопедагогики студентам-валеологам.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:
Уточнены понятия «этнопедагогическая подготовка студентов», «валеологически значимые идеи народной педагогики».
Обоснованы и экспериментально проверены педагогические пути, способствующие успешной реализации идей народной педагогики: содержательно-организационное, методическое и технологическое обеспечение этнопедагогическои подготовки как компонента образования студентов-валеологов.
Разработаны критерии успешности этнопедагогическои подготовки студентов-валеологов к реализации идей народной педагогики в педагогической деятельности, отражающие сформированность этнопе-дагогических знаний (когнитивный критерий), устойчивость интереса к этнопедагогическои деятельности (мотивационный критерий), наличие этнопедагогических умений (практический критерий).
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы адаптированного к специальности курса «Этнопедагогика», программы спецкурса «Этнология здоровья», учебного пособия и методических рекомендаций, способствующих реализации идей народной педагогики в обучении студентов.
Достоверность полученных результатов обеспечена обоснованностью теоретических положений, лежащих в основе исследования; применением широкого круга теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету исследования; поэтапным проведением опытно-экспериментальной работы на основе выявленных педагогических путей, обеспечивающих контекстный подход к этнопедагогической подготовке студентов-валеологов; качественным и количественным анализом результатов опытно-экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Этнопедагогическая подготовка студентов-валеологов — это компонент образования с использованием идей народной педагогики, имеющих валеологическое значение, применяемых при условии специ ального выявления и акцентирования на них внимания будущих специа листов — организаторов оздоровительной работы со школьниками.
Валеологически значимые идеи народной педагогики — это идеи, имеющие непосредственное отношение к понятиям «здоровье» и «здоровый образ жизни».
2. В качестве педагогических путей, способствующих успешности реализации идей народной педагогики, выступают: а) содержательно-организационное обеспечение, предусматри вающее адаптацию программы курса этнопедагогики к специальности студентов и разработку дополнительного, адекватного специальности, спецкурса «Этнология здоровья», что создает базисную совокупность этнопедагогических знаний; б) методическое обеспечение, развивающее положительную моти вацию к валеологически значимым идеям народной педагогики в ходе специфически организованных лекционных, практических, семинар ских и лабораторных занятий, что формирует устойчивый интерес к поиску способов использования идей народной педагогики; в) технологическое обеспечение, предполагающее вооружение студентов алгоритмом действий и процедур поэтапной организации педагогической деятельности с использованием валеологически значимых идей народной педагогики, что обогащает опыт практической деятельности будущих специалистов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: на межвузовской научно-практической конференции «Реализация государственного образовательного стандарта: опыт и перспективы» (Магнитогорск, 1997); на Всероссийской научно-практической конференции «Этнохудожественная образовательная система в России» (Магнитогорск, 1998); на научно-практическом семинаре преподавателей МГПИ и учителей начальных классов г. Магнитогорска «Тенденции развития современного начального образования» (Магнитогорск, 1999); на научно-практической конференции «Валеологизация образовательного процесса» (Магнитогорск, 1999); на третьей Всероссийской научно-практической конференции-семинаре «Проблемы и перспективы сохранения здоровья детей в процессе образования» (Магнитогорск, 1999); на заседании кафедры социальной педагогики Оренбургского государственного педагогического университета (Оренбург, 1999). Основные положения диссертационного исследования опубликованы и внедрены в учебно-воспитательный процесс профессиональной подготовки студентов-валеологов Магнитогорского государственного педагогического института.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Сущность и особенности народной педагогики
Проблема реализации идей народной педагогики в образовании студентов-валеологов потребовала от ученых сосредоточения внимания на нахождении связей между валеологией и этнопедагогикой. Объединяющим звеном двух наук явились понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Чтобы наиболее точно определиться в том, как именно идеи народной педагогики должны функционировать в образовании студентов-валеологов, необходимо было понять особенности самой народной педагогики, тесную связь ее идей с идеями валеологии и устранить имеющиеся недостатки использования идей народной педагогики в образовании студентов-валеологов.
Народная педагогика как социально-научная категория является центром внимания многих современных наук о человеке как общих (философия, социология, история, психология, педагогика), так и прикладных (этнопедагогика, этномедицина, этнокультурология, этнолингвистика, этнография, этносоциология, этнопсихология и т. п.).
Мы используем термин «народная педагогика» вслед за основоположником науки о народной педагогике Г. Н. Волковым и его последователями в целях обозначения процессов, связанных с проблемами воспитания подрастающих поколений на основе возрождения и сохранения исторически оправданных форм народного опыта воспитания в современной педагогической науке и практике и формирования у подрастающих поколений представлений о здоровье и здоровом образе жизни.
Стержневым, базисным понятием народной педагогики как категории общей педагогики является воспитание. Народное воспитание имеет ряд своих сущностных признаков и специфических особенностей. Анализ их с точки зрения научной педагогики подтверждает целостный характер воспитания человека, возможность целостного формирования и развития личности, целостного ее обновления как субъекта и стратега собственной жизни. Компонентами целостности выступает сумма социальных, психологических, философских и биологических составляющих народной педагогики.
Народная педагогика опирается на жизненно-практическую (ненаучную) картину процесса формирования личности. Однако она располагает набором определенных закономерностей и устойчивых свойств, адекватных отражению объективной действительности, сохраняя при любых обстоятельствах эти свойства и закономерности.
Народная педагогика, являясь социально-научной категорией и одновременно категорией общей педагогики, представляет собой также категорию молодой науки — этнопедагогики. Как категория этнопедагогической науки, народная педагогика непосредственно связана с вопросами жизнедеятельности человека и групп людей в разные исторические периоды развития человечества (от этнической общности до многонациональных народов), с народным опытом сохранения и укрепления здоровья индивида и общества, с явлением «здоровый образ жизни» в народной среде.
Особую ценность в анализе сущностных признаков и специфических особенностей народной педагогики как здоровьесохраняющего и здоровьесберегающего явления, отвечающих цели нашего исследования, представляют социальный, психологический, философский и биологический ее ракурсы. Рассмотрим их подробнее.
Анализ опыта применения народной педагогики в образовательном процессе
Как отмечалось ранее, развитие отечественного образования на данном этапе на всех уровнях характеризуется различными тенденциями. Все более заметной среди них становится тенденция органичного вплетения в ткань целостного педагогического процесса наиболее значительных с точки зрения социальных и экономических перемен исторических традиций народной культуры и народной педагогики. Мы провели анализ состояния содержания общего и профессионального образования на предмет наличия в нем места и роли народной педагогики, ее идей, закономерностей и принципов. Анализ литературы по данному вопросу показал:
- задействованными в процессе изучения народной культуры, в том числе народной педагогики, оказались все ступени современной образовательной системы (от учреждений дошкольного типа, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования школьников до среднеспециальных и высших профессиональных учебных заведений, а также учреждений повышения квалификации работников образовательной сферы);
- в практике использования народной педагогики в обучении и воспитании современной молодежи имеются определенные существенные достижения: разработаны этнопедагогические и этнохудожественные образовательные концепции, учебные программы по изучению фольклора и истории культуры, учебники и учебно-методические пособия для школьников, студентов вузов, учителей и преподавателей;
- имеющаяся практика использования идей народной педагогики при подготовке педагогов и учителей отдельных инновационных специальностей, в том числе педагогов-валеологов, в настоящее время бессистемна и стихийна: отсутствует ярко выраженная акцентуализация внимания на адекватном специальности аспекте народных педагогических традиций, есть дефицит учебно-методической литературы, не разработаны пути внедрения этнопедагогики в деятельность студентов во время педагогической практики.
В этой связи была организована опытно-экспериментальная работа, на констатирующем этапе которой мы стремились:
- определить цели, содержание и границы использования народной педагогики в современном образовании по уровням (дошкольному, школьному, внешкольному, профессиональному);
- проанализировать специфику использования народной педагогики на каждом образовательном уровне и прокомментировать положительный опыт в этом процессе;
- обозначить наиболее общие проблемы, связанные с использованием народной педагогики в рамках системы профессионального педагогического образования и частные проблемы использования народной педагогики в профессиональной вузовской подготовке будущих педагогов-валеологов;
- подтвердить результаты исследования статистическими методами.
В настоящее время в науке и на практике существует концептуальный подход к использованию народной педагогики на всех ступенях современной образовательной системы, которая представляет собой интеграцию новейших научно-теоретических изобретений (этнопеда-гогики) и исторических культурно-педагогических форм жизненной практики.
Содержательно-организационное обеспечение этнопедагогической подготовки студентов-валеологов
Анализ теории народной педагогики и практики ее применения в образовании, приведенный нами в первой главе, показал, что наряду с достижениями в вопросах реализации народной педагогики в формировании современной молодежи существует острая проблема разработки путей эффективного использования народной педагогики в профессиональном образовании, в частности, в образовании студентов валеологов.
Во второй главе содержится описание результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной проверки предложенных нами путей содержательно-организационного, методического и технологического обеспечения реализации идей народной педагогики в образовании студентов-валеологов (схема 4).
В ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы решались такие задачи этнопедагогической подготовки:
1. Определение необходимого и достаточного для самостоятельной педагогической деятельности объема этнопедагогических знаний.
2. Выработка наиболее эффективных путей приобретения и усвоения студентами этнопедагогических умений.
3. Стимулирование интереса и положительного отношения к этнопедагогике.
Исходя из теоретических положений, рассмотренных нами в первой главе, в данном параграфе мы раскрываем особенности содержательно-организационного обеспечения этнопедагогической подготовки студентов-валеологов с учетом валеологическои значимости идей народной педагогики.
Под содержательно-организационным обеспечением подразумевается процесс отбора и адаптации содержания материала учебных дисциплин, обогащающих знания студентов по этнопедагогике. Организационный аспект данного вида обеспечения связан с особой логикой построения содержания в соответствии с обоснованными нами принципами, целью, задачами, ведущими концептуальными подходами исследования.
В ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы было выявлено, что педагог-валеолог не может успешно выполнять свои профессиональные функции, не владея на достаточном уровне необходимыми знаниями о предмете своей деятельности, в том числе знаниями о народной педагогике. Так как в школьном курсе «Валеология» значительное место занимают этнопедагогические сведения, то для их реализации требуется специальная подготовка. Опытно-экспериментальная работа была направлена на специально организованное обучение студентов, расширяющее еще в стенах вуза диапазон этнопедагоги-ческих знаний, а также необходимых этнопедагогических умений, связанных с реализацией школьного курса «Валеология» в будущем.
В соответствии с этим в обучении студентов-валеологов был осуществлен отбор адекватного содержания учебного материала по общему курсу «Этнопедагогика» и разработан спецкурс «Этнология здоровья».
В ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы была апробирована логика изменений содержания этнопедагоги ческой подготовки студентов-валеологов в сравнении с общей этнопедагогической подготовкой студентов других специальностей (для сравнения выбрана специальность «Учитель начальных классов») (схема 5).
Целевая установка на совершенствование содержания этнопедагогической подготовки студентов предполагала формирование знаний будущего специалиста, владеющего основами этнопедагогической теории и практики, обеспечивала им научное познание и освоение когнитивного компонента профессиональной педагогической деятельности, закладывала фундамент для дальнейшего самообразования по изучению этнопедагогики как науки.